Исцеление для всех



(fs) К.Лирик


Является ли исцеление Божьей волей для всех? Меня иногда просто поражает неверие некоторых верующих. Если попросишь у них назвать несколько местописаний об исцелении, хорошо если они выдавят из себя парочку. Но зато они отлично осведомлены обо всем, что касается Павлова жала, желудка Тимофея, болезни Трофима и Епафродита, о том что Иисус лишь нескольких исцелил в Назарете, и только одного в Вифезде. Это не произошло само по себе - вместо того, чтобы укоренять верующих в обетованиях исцеления, их специально учили оправдывать болезни.

Давайте посмотрим насколько обоснованы эти оправдания.


"Фиаско" в Назарете


Мар 6:1-6: "Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил."

Как видим, Иисус и в Назарете продолжает исцелять, поэтому речь не идёт о Его беспомощности, но о том, что Он не мог проявить силу (dunamis) в той же степени, как в других местах.

Но многие читая это место, представляют приблизительно следующую картинку:

Один за другим десятки больных людей подходят к Иисусу. Он возлагает на них руки и ничего не происходит. Иисус беспомощно разводит руками: "Ну как же так, ведь раньше все получалось?" Затем Он поворачивается к толпе этих больных, хромых, слепых, страждущих и говорит: "Вы сами виноваты! У вас недостаточно веры!"

Звучит это отвратительно. Но именно такого Иисуса, на своем примере иногда демонстрируют некоторые проповедники, желая оправдать свое бессилие.
При этом многих даже не смущает что на протяжении всего остального Евангелия Иисус демонстрировал совершенно иное отношение, безо всяких условий исцеляя ВСЕХ приходящих к Нему

И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
(Матф.4:24)
Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных
(Матф.8:16)
И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех
(Матф.12:15)
За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там.
(Матф.19:2)
И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись.
(Мар.6:56)
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
(Лук.6:19)

Нет ни одного примера, чтобы кого-либо из пришедших к Нему Иисус отправил не исцеленным по его неверию или потому что не время или не воля Божья.
Во всех этих местах Писания для исцеления требовалось только одно условие - придти, принести, попросить. Очевидно, что в Назарете люди не были способны даже на это.

Мар 2:3-5: "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои."

По каким признакам мы можем судить о вере этих людей? По проявленным усилиям и настойчивости.

Мат 14:35-36: "Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных, и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись."

По каким признакам мы можем судить, что у жителей земли Геннисаретской была большая вера? По количеству приходящих к Иисусу за исцелением.

Очевидно в Назарете картина была совершенно иной. Если люди и приходили к Иисусу, то лишь ради любопытства из-за ходящих о Нем в народе слухов.
Исходя из вышесказанного, я вижу картину происходившего в Назарете следующим образом:

Из любопытства народ собирается послушать Иисуса. Они обсуждают слухи ходящие о якобы творимых Им чудесах и исцелениях. Они настроены скептически, т.к. за тридцать лет жизни среди своих соседей Он не продемонстрировал ни одного чуда. Из-за общей атмосферы недоверия и скептицизма даже нуждающиеся в исцелении не подходят к Иисусу, чтобы не быть осмеянными. Лишь на немногих, кто преодолев смущение и страх перед земляками, попросили об исцелении, Иисус, возложив руки, исцелил их. Но, как и везде, Он исцелил каждого, на кого возложил руки.

Это большое ободрение для нас. Иисуса не остановило негативное отношение земляков - Он продолжал исцелять каждого, кто Его об этом просил. Это значит, что и мы свое исцеление можем получить прямо посреди апатии, недоверия и скептицизма.


Почему только одного?



Есть же в Иерусалиме у Овечьих [ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды
(Иоан.5:2,3)

Почему при таком количестве нуждающихся в исцелении, Иисус исцелил только одного? Не указывает ли это на то, что Божья воля в отношении исцеления избирательна?
Стоит отметить, что в данном случае Иисус проявил инициативу, исцелив человека, который от Него этого никак не ожидал, и у нас нет никаких поводов сомневаться, что Он сделал бы это для любого, кто попросил бы Его об исцелении, но люди, очевидно были слишком сосредоточены на другом источнике получения исцеления.
Кроме того нужно понимать, что к тому времени власти уже разыскивали Иисуса, чтобы убить Его. Поэтому Он служил людям таким образом, чтобы не поставить под угрозу исполнение Своей основной миссии - в определенное Отцом время умереть на кресте. Поэтому Он сознательно ограничивал Свою известность (Мар.3:12; 7:36) и иногда действовал тайно (Ин.7:10). Открытое исцеление в Иерусалиме людей, тем более в субботу, могло привести к конфронтации с властями и преждевременному аресту или даже убийству Иисуса. Мы знаем, что иногда Господь сверхъестественным образом уходил от угрозы (Лук.4:29-30), однако это не означает, что в служении Он не руководствовался здравым смыслом.


Трофим

Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите.
(2Тим.4:20)

Для нас наивысшим эталоном служения должен быть Иисус. Павел и сам стремился к этому эталону, не считая себя достигшим (Флп.3:8-14). Очевидно Павел помолился за Трофима и отправился в путь, доверив Богу его полное восстановление. И у нас нет оснований предполагать, что этого не произошло.


Епафродит

25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
(Фил.2:25-28)

Как видим Епафродит хотя и не сразу, но был исцелен милостью Божьей.


Тимофей

Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
(1Тим.5:23)

В южных широтах и поныне принято для дезинфекции добавлять в воду вино. Тимофей мог стоять в вере каждый раз за защиту от вирусов и за исцеление желудка, но мог воспользоваться сугубо практичной рекомендацией Павла, которая похожа на заботу матери о здоровье своего ребенка: "На улице холодно - одень шапку и не искушай Господа".
Кроме того, Писание не даёт нам повода предполагать, что Тимофей с недугом не справился и таки умер от диареи.
Смотрите так же видео "Тимофей и его желудок"


Павел



знаете, что, [хотя] я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз...
(Гал.4:13)

Очевидно, Павел, постоянно переживающий побои и избиения вплоть до смерти, периодически мог испытывать проблемы со здоровьем, но лишь до того момента пока оно полностью не восстановится. Нет никаких оснований полагать, что он постоянно был болен чем бы то ни было. Там где Павел говорит о немощи плоти, речь идет не о физическом недостатке, а о человеческом бессилии  посреди испытаний и трудных обстоятельств (1Кор.2:3, 1Фес.2:18) и об ограничениях, накладываемых плотью в понимании Божьих истин (Рим.6:19).
Перечисляя злоключения Павел ни разу не упоминает болезни. Он так же ни разу не подает повода для предположения, что болезни посылаемы Богом для назидания верных. Поэтому, если вы непременно хотите себя отождествить с Павлом, Тимофеем или Епафродитом, то делайте это правильно - отождествляйте себя с ними в их сражении с недугом, а не в бессильном с ним соглашательстве, чтобы как и они увидеть победу.

7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
(2Кор.12:7-9)

Многие церкви учат понимать под "Павловым жалом" болезнь. Основываясь на негативном опыте служения в исцелении многие стали видеть в Слове то, чего там нет.

Например, многие стали использовать местописание о "жале", чтобы доказать, что дьявол мог иметь легальный доступ к здоровью Павла. Если это так, значит никто из нас не застрахован от того, чтобы Господь допустил в наши жизни болезни. И тогда христиане, вместо того, чтобы сражаться с делами дьявола, начинают искать в них Божий промысел, оправдывая болезни и приписывая им назидающую роль. В Писании они вместо провозглашения победы Христа только и видят, что страдающего Иова, "Павлово жало", "Тимофеев желудок", больного Епафродита и т.д. Читая через призму человеческой закваски такой, казалось бы безобидный стих как Гал.6:11 обманутые христиане видят беспомощного полуслепого Павла, радующегося возможности писать самостоятельно.

Но давайте посмотрим на контекст места писания о жале:

Во 2Кор.11:21-33 Павел приводит длинный список испытаний, выпавших на его долю. Если не считать ран от побоев в этом списке нет ни одного упоминания болезни (см.так же 2Кор.12:7-10, Флп.4:12). Список заканчивается такими словами:

"Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею." (2Кор.11:30)

В контексте этого списка под "немощью" не может подразумеваться болезнь, на которую в списке не было даже намека. Слово, переведенное как "немощь" здесь имеет значения "слабость" , "бессилие", или "скудость" (как например в Рим.6:19, Рим.8:26, 2Кор.13:4).

Список "приключений" Павла красноречиво свидетельствует о том, что единственным способом, каким ангел сатаны мог постоянно удручать Павла (кстати тоже интересное слово, kolafiso буквально означает "бить по щекам"), так это жаля его плоть посредством гонений и побоев, которые он непрестанно воздвигал на пути апостола через послушных воле дьявола людей, но никак не через проклятие болезни, от которого Павел, как и все мы, был искуплен жертвой Христа (1Пет.2:24, Гал.3:13, Ис.53:4-6, Мат.8:17)

2Кор 12:9-10: "Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен."

Раны, побои, слабость, утомленность, обиды, страхи, унижения, нужды, гонения, притеснения - вот те вещи и обстоятельства, которые помогали Павлу постоянно ощущать свою беспомощность по плоти и свою крайнюю зависимость от благодати Божьей. На это так же указывает противопоставление "когда я немощен (слаб по плоти), тогда силен (богат по духу благодатью Божьей)" (2Кор.12:10)

Из-за всех дорожных приключений и побоев Павел временами мог испытывать определенные проблемы со здоровьем. Думаю именно такой случай описан в Гал.4:12-15 Но вот что здесь интересно - почему галаты, по словам апостола, могли с презрением отвергнуть его проповедь? Что такого недостойного или лицемерного в том, что проповедник испытывал проблемы со здоровьем? Думаю, что это было тоже искушение, которым соблазнялись об Иисусе в Лук.4:23 - состояние Павла на тот момент противоречило проповедуемой им и демонстрируемой через чудеса и знамения полноте искупления во Христе. В дальнейшем, Писание не дает нам повода предполагать, что эта проблема со здоровьем так и осталась не разрешенной (например нигде в Деяниях мы не встречаем Павла, страдающим от физического недуга).

Жало было дано Павлу для смирения, когда вместо восхищения демонстрируемыми им чудесами, мудростью и откровениями, Павел повсеместно встречал враждебность и гонения. И Бог сказал апостолу, что Его благодати, необходимой для преодоления человеческого отвержения и демонического сопротивления Павлу было дано достаточно. Он уже имел все необходимое. Это приблизительно тоже, что однажды Бог сказал Моисею:

Исх 14:15-16: "И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше"

И именно это Павел и делал - преодолевал сопротивление:

36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание.
37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
(Рим.8:36,37)

Таким образом, я не утверждаю, что здоровье Павла никогда не подвергалось атакам дьявола. Например, после того как Павла побивали камнями или палками, требовалось какое-то время на восстановление и исцеление. Но нам необходимо понять, что враг на эти атаки не имел никакого права, никакой власти от Бога, потому что Господь никогда не использует для нашего воспитания то, что понес на Себе Его Сын.

Если вы хотите возрастать в силе Божьей, то слушайте учение тех, кто имеет соответствующие плоды в своем служении, а не тех, кто пытается подвести под собственное бессилие теологическое обоснование, отстаивая свое "священное право на болезнь". Ни один из наиболее успешных в силе Божьей служителей никогда не подразумевал под жалом Павла болезнь.


Историческая справка

Под "Павловым жалом" Иероним Блаженный понимал искушения плотского характера, Мосгейм понимал мучительные воспоминания о прежней жизни, ну а Иоанн Златоуст, св. Амвросий, Августин, Иоанн Дамаскин, Феодор Мопсуетский, Евсевий Эмесский, Феодорит Кирский, Фотий, Экумений, Феофилакт, Амвросиаст, Пелагий, Иероним, Примазий и многие другие под "жалом" понимали гонения со стороны противников Евангелия и телесные повреждения от побоев.

Как видите, в патристике понимание под "павловым жалом" болезни было далеко не превалирующим.

Т.Л.Осборн делает замечательный анализ по данной теме в своей книге 

Конечно вы имеете право оставить на себе то, что взял на Себя Иисус, оставаясь во грехах и болезнях. Но вы не обязаны! Не позволяйте врагу клеветать на Бога, буд-то бы Он возлагает на вас то, что когда-то возложил на Иисуса. Бог уже выбрал, на кого их возложить, теперь выбор за нами.
Конечно верующие болели и в первоапостольской церкви, но для этого были конкретные причины - "оттого многие из вас больны и немало прежде времени умирает", но среди этих причин Новый Завет ни разу не называет Божью волю.



Комментариев нет:

Отправить комментарий