Свободная воля


Оглавление

(fs) К.Лирик


"И не по судьбе люди действуют или терпят случающееся с ними, но – думаем – каждый делает добро или грешит по собственному выбору... Но так как Бог вначале сотворил род и ангелов и человеков со свободною волею, то по справедливости они будут нести наказание в вечном огне за грехи свои. Ибо такова природа всякой твари – быть свободною к пороку и добродетели, и ни одна из них не была бы достойна похвалы, если бы не имела возможности склоняться в ту или другую сторону."
(Иустин Мученик, II век)

"Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет."
(Лук.22:42)

Самое простое определение свободной воли - это способность делать самостоятельный, осознанный выбор. Так как свободная воля не может существовать в условиях отсутствия выбора, в Эдемском саду появилось древо познания добра и зла, ставшее Божьей гарантией человеческой свободы. Свободная воля это то, что отличает человека от остальных творений. Свободная воля - главный атрибут образа Божьего в человеке, без которого он превращается в робота, или в лучшем случае, в движимое инстинктами животное. Только при условии наличия выбора возможно существование свободной воли. Только свободная воля дала человеку способность искренне любить и доверять, потому что эти понятия становятся совершенно бессмысленными в условиях отсутствия выбора, когда нет никакой возможности не любить, не доверять.

В фильме "Пассажиры" мужчина выбрал женщину, при этом не оставив ей выбора. Пока она не знала, что ее избрание предопределено, то чувствовала себя счастливой и влюбленной в мужчину. Когда она об этом узнала, то всем сердцем его возненавидела. Однако позже, когда благодаря стечению обстоятельств для нее неожиданно открылась возможность выбора, она выбрала остаться с мужчиной.

Парадокс человеческой природы. Жизнь в одних и тех же условиях, с одним и тем же человеком, в случае личного выбора или в силу случайных обстоятельств может быть желаемой и счастливой, а в случае чужого выбора - ненавистной. Вот почему я всем сердцем верю, что Бог не выбирает нас без нашей на то воли. 
Природа любви такова, что она предлагает себя только на условиях добровольной взаимности. 
Природа любви такова, что даже ради очевидного обоюдного блага, она не откажет второй стороне в праве выбора.
Природа любви такова, что она скорее согласится быть добровольно отвергнутой, чем принудительно принятой.

Вот что Писание говорит о наличии выбора:

"а от дерева познания добра и зла не ешь от него"
(Быт.2:17)
"Но вы не захотели идти и воспротивились повелению Господа, Бога вашего"
(Втор.1:26)
"Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое"
(Втор.30:19)
"Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?"
(Иез.33:11)
"От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас"
(Деян.17:26,27)
"Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога"
(Рим.2:5)
"Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию."
(2Пет.3:9)
"Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. "
(1Тим.2:4)
"Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" 
(Лук 13:34)
"а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него." 
(Лук 7:30)

Бог позволил человеку иметь свободную волю, наделив его ответственностью делать выбор. 

"Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком."
(Ин 10:10)
"Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола."
(1Ин 3:8)

Как видим, помимо воли Бога, есть ещё и воля сатаны, который ей противится, потому и имя его - противник. Именно автономная воля дьявола стала источником греха - "сначала диавол согрешил".


Парадокс

Говоря о свободной воле человека, мы не сможем миновать многовековой дискуссии между кальвинистами, делающими упор на Божьем суверенитете и арминианами, настаивающими на наличии у человека свободной воли.

Из Писания нам известны 3 факта:

  1. Бог желает спасти всех (Иез.33:11, 2Пет.3:9, 1Тим.2:4, 1Ин.2:2)
  2. Только Бог может спасти человека. Без Него человек даже не может пожелать спасения (Ин.6:44, Ин.15:16, Рим.9:16)
  3. Спасутся не все (Мат.7:13,14)

Я не могу соединить эти три факта, не умаляя при этом ни один из них. Я не понимаю как Бог, желая спасения всех, при этом избрал ко спасению лишь немногих. Я так же не знаю ответа на вопрос - в избрании Бог предвидел выбор человека, определил его или то и другое одновременно?

Я пока не смог найти никого, кто разрешил бы этот парадокс без того, чтобы "прогибать" Писание под конкретную точку зрения.

В Писании нет противоречий, но есть парадоксы. Мы их видим либо в силу нашей ограниченности, либо по другим причинам, известным только Богу. Одно из качеств Бога - трансцендентность, непознаваемость.

"О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?"
(Рим 11:33-34)
"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать."
(1Кор 8:2)

Другими словами бог, которого мне удалось классифицировать и разложить по полочкам - на самом деле никакой не бог. Кроме того, бог моих пониманий и истинный Бог Священных Писаний - это не всегда один и тот же Бог.
Есть истины Писания открытые, познаваемые, доступные и понятные для разума человека. Эти истины достаточны для спасения. Их превратное понимание или извращение влечет за собой самые серьезные последствия для души человека. Но есть и много такого, в чем мы должны более полагаться на доверие и Божье водительство, чем на силу своей логики. По этой причине одни вещи в Писании всегда оставались для меня непоколебимыми в то время как в отношении других мое мнение менялось и я все ещё открыт к таким изменениям. Для меня хождение в истине - это всегда балансирование между крайностями.

Раз за разом мне приходится возвращаться к дискуссии "Кальвин-Арминий". Раньше я считал её исключительно богословской, не имеющей практической ценности. Однако теперь всё отчётливее вижу, что в основании многих разногласий в отношении исцеления, освобождения, наказания, понимания природы зла, Божьей воли, Его характера и любви лежит именно эта дискуссия.

Взаимодействие Божьего предопределения со свободной волей человека - парадокс, который невозможно разрешить при помощи Писания. Некоторые отрицают наличие парадокса, опираясь на места Писания, подкрепляющие их точку зрения и, игнорируя, либо превратно толкуя те, которые ей противоречат. Вот один из примеров этого парадокса:

Флп 2:12-13: "... со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению."

С одной стороны - "Он производит", но с другой стороны - "вы совершайте". Другими словами Бог побуждает, но человек должен поддаться, уступить Его побуждению. 

Думаю, что тайна синергии, взаимодействия Божьего с человеческим - это один из тех вопросов, которые Бог намеренно оставляет без ответа, чтобы дать место нашему безусловному доверию, основанному не на понимании, а на любви, чтобы держать нас в зависимости от Духа Божьего, а не от богословских формул. Я решил не заниматься смысловой эквилибристикой, чтобы принять одну из сторон. Я верю отчасти в обе доктрины сразу, позволяя Духу Божьему оживлять и делать актуальными для меня те истины, которые соответствуют конкретному контексту моей жизни. Перед лицом испытаний и сомнений, Господь утешает меня, возгревая уверенность в моем избрании и моей сохранности. Когда же я допускаю теплоту и безответственное отношение к исполнению своего предназначения, Он напоминает мне о моей части в деле спасения, о моей ответственности активной верой отвечать на подаваемую благодать.

Интересно, что ведь и Павел никак не пытается разрешить возникшую моральную дилемму: как можно судить человека за то, что он не был избран (Рим.9:19)? Вместо этого он просто предлагает довериться милости Божьей без всяких условий.

Между прочим, парадокс одновременного существования предопределения и свободной воли был известен задолго до Августина:

«Все в руках Небес, кроме страха небес» (Талмуд)
«Все предвидено, но воля дана» (Рабби Акива)

При том, что Бог желает спасти всех, человек спасается по Его воле, в погибель идёт - по своей. Тот кто не видит этого парадокса в Писании - близорук, тот, кто считает, что смог его разрешить - самонадеян.


Небезусловное избрание? Преодолимая благодать?

"Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел»...
Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего." 
(Рим 9:11-16)

Однако это не единственное место, которое говорит об избрании.
Согласно Кальвину благодать воздействует только на избранных. У остальных же никогда не было никакого шанса для спасения. Божий призыв никогда не был обращен к ним лично, потому что призыв всегда сопровождает непреодолимая благодать. Однако, помимо приведенного выше места Писания есть и другие, из которых мы ясно видим, как призыв был обращен в том числе и к тем, кто его отверг, а значит в спасении принимает участие не только Божья благодать, но и реакция на нее человека. Вот лишь пару примеров:

"Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" 
(Лук 13:34)

Бог хотел, а они не захотели. Другими словами Он простер к ним Свою благодать, а они ее отвергли.

"а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него." 
(Лук 7:30)

Воля Божья была в обращении этих людей, но они ее отвергли. Кальвинисты утверждают, что такое невозможно - человек не может добровольно преодолеть благодать, явленную в Божьем призыве.
Таким образом эти места Писания прямо противоречат идее безусловного избрания. Бог ХОТЕЛ их привлечь, но они НЕ ЗАХОТЕЛИ.

Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен."
(Рим 11:20-22)
"Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами." 
(2Кор 6:1)

Эти места ставят под сомнение непреодолимость благодати уже не в принятии спасения, а в его сохранении, потому что она, оказывается, может быть принята тщетно, напрасно, бесполезно. То есть благодать преодолевается не только теми, кто отказывается войти, но и теми, кто желает выйти.

Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
(Лук.14:24)

В притче об избранных (Лук.14:16-24) хозяин пира разгневался за то, что званые отвергли приглашение. Однако с какой стати он разгневался, если, согласно Кальвину, их согласие целиком и полностью было во власти хозяина пира? Зачем тогда он вообще ломал эту комедию с приглашением, если изначально не планировал их присутствия, знал об их отказе и, более того, сам же и обусловил этот отказ, не обеспечив их спасительной благодатью?

Умнейшие богословы с обеих сторон не могут разрешить спор многие сотни лет. Каждая из сторон не хочет признать, что аргументы оппонентов, в той же степени основаны на Писании, как и их собственные, но предпочитают либо вообще игнорировать "неудобные" места, либо настолько неуклюже их толковать, что любому непредвзятому наблюдателю очевидно, что идет процесс "натягивания совы на глобус".


Почему я не кальвинист

В представлении кальвинистов, отрицающих наличие парадокса, спасение - это некое подобие лотереи, в которой большинству людей просто не повезло оказаться в числе спасённых. Чтобы не быть голословным, хочу привести несколько цитат из трудов Жана Кальвина:

"Бог не создает всех людей в одинаковом состоянии, но предназначает одних к вечной жизни, а других - к вечному проклятию. В зависимости от цели, для которой создан человек, мы говорим, предназначен ли он к смерти или к жизни."
(Наставление в христианской вере, книга 3, глава 21, пар. 5)
"Согласно Своему промыслу Он делает так, что некоторые от чрева матери определённо предназначены к вечной смерти, дабы своей погибелью прославлять имя Божье."
(глава 23, пар. 6)
"Первый человек пал потому, что Бог постановил это необходимым. Но почему Он так постановил - об этом мы ничего не знаем. Тем не менее очевидно, что Бог так судил, предвидя что это прославит Его имя."
(глава 23, пар. 8)
"Тех кого Бог при избрании оставил в стороне, Он отвергает, причём по одной-единственной причине: Он хочет лишить их наследия, которое предназначил Своим детям... Приготовление и предназначение отверженных к погибели совершается согласно тайному Божественному плану."
(глава 23, пар. 1)
"Когда спрашивают: «Почему Бог так сделал?» - нужно отвечать: «Потому что он этого пожелал.»"
(глава 23, пар. 2)
"Я признаю, что именно по желанию Бога все дети Адама попали в беду, в которой пребывают по сей день."
(глава 23, пар. 4)
"Святой Павел называет ангелов, сохранивших непорочность "избранными" (1Тим.5:21). Если их верность и неотступность были основаны на благоволении Бога, то мятеж бесов показывает, что они не были им удержаны, но были отвергнуты. Отсюда невозможно вывести иной причины отверженности, кроме той, что заключена в сокровенном замысле Бога."
(глава 23, пар. 4)

Обратите внимание, что согласно последней цитате именно отвержение Богом Люцифера превратило его в сатану. Понимаете? Не Люцифер восстал и поэтому был отвергнут! Нет! Кальвин считает, что он вначале был отвергнут и потому восстал - Бог предопределил его к восстанию против Себя. Получается, что Бог сотворил не только Люцифера, Он сотворил Самому Себе противника - сатану. Божье предопределение просто не оставило Люциферу выбора.

Кальвинизм фактически поставил верующих перед необходимостью выбирать между Божьим суверенитетом и Его праведностью. Если не существовало никакой автономной от Бога свободной воли, тогда по чьей воле был совершен первый грех? Современный апологет кальвинизма доктор Роберт Чарльз Спраул пишет об этом весьма определенно:

«Бог пожелал, чтобы человек впал в грех. Я не обвиняю Бога в согрешении. Я предполагаю, что Бог создал грех.»
(R. C. Sproul Jr., Almighty Over All, p.54)

А вот еще о том же несколько цитат единомышленников Спраула:

«Первым Божьим определением было послать определенных людей в ад, и до сего дня их грехи были предопределены. Бог лишил их благодати для того, чтобы они согрешили» 
(Zanchius de Natura Dei, стр. 553, 554)
«Он дает возможность нечестивцам совершать грехи и склоняет к этому их сердца. Он ослепляет и обольщает их. Совершая труд в их сердцах, Он заставляет их делать зло, и Сам подталкивает к этому.»
(Pet. Martyr. Ver. Commet. In Rom., стр. 36, 413)

Можно подумать, что речь здесь идет не о Боге, а о дьяволе. Однако согласно Кальвину дьявол всего лишь такая же марионетка в руках Бога как и человек: 

«Дьявол и грешники настолько удерживаемы рукой Божьей, что не могут и подумать, попытаться или сделать что-то, чего Бог не желает. Бог не только не позволяет им поступать хорошо, но и заповедует не делать благое. Они не только содержатся в узах, но и заставляемы, как будто с помощью узды, быть в послушании этим заповедям» 
(Жан Кальвин "Церковные установления" Цит. по Дж. Уэсли «Диалог между верующим в предопределение и его другом»)

Давайте представим, как на основании приведенных выше цитат, должен выглядеть диалог честного последовательного кальвиниста со своим сыном:

- Папа, а это правда, что Бог любит безусловно?
- Да, сынок, это правда.
- А меня Бог любит тоже безусловно?
- Видишь ли сынок, я не знаю любит тебя Бог или ненавидит как Исава. Все зависит от того, входишь ли ты в число избранных или нет.
- А как я могу стать избранным?
- От тебя, сынок, это никак не зависит. Как Бог решит, так и будет.
- А кого из нас с братьями и сестрами ты любишь? Кто из нас для тебя избранный?
- Я всех вас люблю одиноково! Я всех вас избрал!
Сын в слезах обнимает отца:
- Знаешь, папа, как хорошо, что ты не такой как Бог.

Занавес...

Это действительно так. Кальвинисты на самом деле намного добрее и справедливее того бога, в которого верят. Близкие друзья и великие деятели пробуждения Джон Уэсли и Джордж Уайтфилд чуть было не стали врагами из-за этой полемики. Интересно отметить, что Уайтфилд, в богословских диспутах отстаивая кальвинистский взгляд на предопределение, при этом, будучи горячим евангелистом, в своих проповедях всегда обращался к слушателям как к тем, кто имеет право на выбор, кто несёт за него ответственность. Точно так же к нам обращается Божий Дух через все Писания.
Конечно, моя эмоциональная иллюстрация несколько манипулятивна. Ею я просто хочу показать причину, по которой я не кальвинист более, чем не арминианин.

Итак, кальвинизм в чистом виде для меня не приемлем по двум причинам:

  1. Он отрицает само существование свободной воли, уничтожая образ Божий в человеке, делая абсолютно бессмысленными такие понятия как любовь, доверие, верность.
  2. Он бросает тень на совершенный Божий характер, возлагая на Бога ответственность за падение и гибель творения.

Чем отношения кальвиниста с Богом отличаются от слепого следования фатуму? Я пришел к выводу, что ничем. Я верю, что мои отношения с Богом не запрограммированы, не иллюзорны, они живые, личные, это не просто безальтернативный отклик робота на действия программиста, но это добровольное взаимодействие двух личностей. Как можно знать определённо что-то о том, от кого не знаешь чего ожидать - добра или зла, прощения или наказания, погибели или спасения, любви или ненависти. Это чистый воды фатализм.

Бог в деталях предвидел падение человека. И все же Он все равно создал человека с потенциалом к падению, но не потому что хотел этого падения, а потому, что не существовало иного пути появления в творении свободной воли. Автономная воля, означает наличие права на выбор. Безусловно это право было дано Богом. Благодаря этому праву человек мог оставаться с Богом добровольно.

Короче говоря, в подобных парадоксальных темах я вынужден более опираться не на логику, а на личный опыт отношений с Богом и внутреннее чувство. Прибегнув к помощи апофатического богословия (утверждение отрицанием), мне определенно проще сказать во что я не верю, чем дать строгое определение тому, во что я верю. Поэтому единственное, что я могу сказать более-менее определенно - я не кальвинист в большей степени, чем не арминианин.

Точно так же и в производных от этой дискуссии вопросах (исцеление, наказание, доверие, любовь и т.д.), которые кажутся нам очевидными, я так же стараюсь в большей степени полагаться не на собственное понимание, а на различение того же внутреннего помазания, которое со всей отчетливостью было проявлено служением Иисуса:

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное».
(Лук 4:18-19)


Смысл гениальной фрески Микеланджело "Сотворение Адама" в Сикстинской капелле.
Указательный палец Бога вытянут в сторону Адама максимально, что символизирует Божье желание быть с человеком.
Палец Адама изображён с сокращенной последней фалангой. Чтобы коснуться Создателя именно Адаму необходимо вытянуть свой палец. Решение быть с Богом остаётся за человеком. Он может провести всю свою жизнь с "согнутым пальцем", не пытаясь найти Его, хотя для этого нужно сделать всего лишь одно небольшое усилие.
Таким образом согнутый палец Адама символизирует свободную волю человека.

"Только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь..." 
(Иер 29:11-14)



4 комментария:

  1. Да, есть над чем задуматься...

    ОтветитьУдалить
  2. Мне такая точка зрения близка

    ОтветитьУдалить
  3. А как может ненавидеть Тот Который есть Любовь?
    Может ли свет явить тьму?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень просто - любовь защищает то, что любит.

      Удалить