Отождествление



(fs) К.Лирик


  1. Определение понятия
  2. Преображение или самосовершенствование?
  3. Обретение целостности

Определение понятия

2Кор 3:18: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."

Что же такое преображение и каким образом оно осуществляется? У преображения в Писании есть синонимичные понятия, исследуя которые мы можем глубже понять его суть. Прочитайте внимательно следующие места Писания:

Преображение

Мат 17:2: "и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет."
2Кор 3:18: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."
Флп 3:21: "Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все."

Сообразование

Рим 12:2: "и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная."
Флп 3:10: "чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,"
Флп 3:21: "Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все."
Тит 2:1: "Ты же говори то, что̀ сообразно с здравым учением"
1Пет 1:14: "Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем"

Сопричастие

1Кор 10:17: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба."
Евр 2:14: "А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,"
Евр 3:14: "Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,"
Евр 6:4: "Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,"
Евр 7:26: "Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,"
2Пет 1:4: "которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью"
Еф.3:6: "чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования"

Соединение

Ин 17:21: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня."
1Кор 6:17: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."
Рим 6:5: "Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,"
1Кор 12:12-14,20,25-27: "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих. … Но теперь членов много, а тело одно. … дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены."
Еф 5:30-32: "потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви."
(См. Эхад)

Уподобление

Евр 2:17: "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа."
Рим 6:5: "Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,"
Рим 8:29: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями."

Подражание

1Кор 4:16: "Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу."
Еф 5:1: "Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные"
Флп 3:17: "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас."
1Фес 1:6: "И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого,"
2Фес 3:9: "не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам."
Евр 6:12: "дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования."
Евр 13:7: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их."
3Ин 1:11: "Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога."

Все эти Библейские понятия можно объединить и выразить одним термином:

Отождествление - процесс, посредством которого одна личность присваивает себе свойства, качества, атрибуты другой личности и преобразует себя - целиком или частично - по ее образу. Построение и обособление личности осуществляется посредством (само)отождествлений.  

Мы родились в этот мир духовно мертвыми, в состоянии безумия, не осознающими ни того, кто мы, ни цели своего появления. Кроме того, такие же безумные родители, друзья, лидеры и кумиры многие годы навязывали нам собственное представление о том, кто мы собственно такие и какими должны быть. Из-за этого мы не просто испытываем трудности с самоидентификацией, в зависимости от жизненных периодов и социальных ролей у нас возникает множество самоотождествлений, разрывающих нашу личность на части. Представьте, что находясь в психбольнице, вы узнали от местного Наполеона, что вы Кутузов, а затем отправились в свою палату, по пути надевая на глаз повязку и пытаясь свыкнуться со своей новой тождественностью. Именно это происходит с нашей личностью без Бога, который Один знает кто мы и для чего появились на этот свет. Поэтому путь возрастания во Христе - это путь очищения личности от ложных тождественностей:

"Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."
(2Кор.5:14-17)
"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти."
(Кол.2:6-10)

Отождествление со Христом приводит нас к следующим последствиям:

  • Сораспятие (Гал.2:19; 5:24; 6:14, Рим.6:6) - отождествление со Христом своего греховного "я" с его прошлыми мыслями, желаниями, чувствами и ценностями (Рим.6:11); представление этого распятого "я" живым является ложным отождествлением, приводящим к плотскому образу жизни;
  • Совоскресение (Кол.2:12; 3:1, Рим.6:5; 8:11, Еф.2:6, 1Кор.6:14, 1Пет.1:3) - отождествление со Христом своего истинного рожденного свыше "я" (Гал.2:20); обретение мировоззрения и ценностей Царства;
  • Сонаследие (Еф.3:6, Рим.8:17, Иак.2:5, Гал.3:29; 4:7, Еф.1:11,14,18, Кол.1:12; 3:24) - отождествление себя со Христом в Его наследии (Евр.1:2) - в Его сыновстве, в Его праведности, в Его полномочиях и власти; а так же сонаследие со святыми Ветхого и Нового Заветов в обретении обетований.
  • Соучастие (1Кор 9:23-27) - отождествление со Христом в деле распространения Евангелия и проявления Царства Христа на земле (Мар.16:15, Ин.14:12, Деян.1:8, Мат.5:14-16), а так же участие в страданиях за веру и праведную жизнь (Фил.3:10, Гал.6:17, Ин.15:20,21, 2Тим.3:12);
  • Сообщество (1Кор.1:9, 1Ин.1:3, 2Кор.13:13, 1Ин.1:7, Еф.4:11-16) - отождествление со Христом неизбежно приводит к отождествлению с Его Телом - церковью. Подобное соединяется с подобным. Отсутствие внутренней потребности к общению с Телом, к развитию взаимно скрепляющих связей внутри Него, свидетельствует об утрате тождественности со Христом.

Итак:
Сын Божий отождествил Себя с нами, чтобы мы смогли отождествить себя с Ним. Таким образом возрастание и освящение во Христе - это процесс замены ложного отождествления на истинное:

Еф 4:22-24: "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины."


Преображение или самосовершенствование?

Преображение - это не самосовершенствование:
  • Преображение - сфера действия благодати. Достигается посредством веры человека через отождествление себя с Иисусом. Основная мотивация - любовь к Иисусу, желание близости с Ним.
  • Самосовершенствование - сфера действия закона. Достигается собственными усилиями человека через подчинение выбранной дисциплине. Основная мотивация - страх, вина, гордость.
Быт 3:5: "но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло."

Искушая Еву, сатана подтолкнул ее ко греху, используя по сути благое желание богоподобия, однако мотивировано оно было не любовью к Богу, а гордостью и недоверием. Поэтому источник достижения подобия Ева увидела не в отношениях с Создателем, а в собственных усилиях.
Приведу пример. Два человека ежедневно делают одно и тоже - читают Библию. Первого к чтению побуждает чувство вины и страх потери Божьего расположения, для второго чтение - внутренняя потребность, мотивированная любовью к Богу, желанием знать Его. Именно их мотивация определяет, что первый занимается самосовершенствованием, второй преображается, первый движим законом, второй верой, первый подчиняется силе человеческой воли, второй влеком благодатью (см. Преображение закона).
Если человек не проявляет интереса к Писанию, то часто это просто невежество в отношении его роли в познании Бога. В тоже время многие используют изучение Слова как средство зарабатывания очков в глазах людей и Бога, таким образом компенсируя знанием Писания отсутствие живых отношений с Богом (книжники и фарисеи - яркий тому пример):

Мат 23:5: "все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих"

Хранилища (тфилин) - коробочки на голове в которых иудеи хранят листочки с местами Писания.

Чем более человек сосредоточен на достижении совершенства, а не на близости с Иисусом, тем более эгоцентричным он становится и тем дальше он оказывается от истинного преображения. Помните, что сделали Адам и Ева сразу после предпринятой попытки самоусовершенствования? - увидев свое несовершенство, стали прятаться от Бога.

Нынешние антиномисты (см. Антиномизм) - это бывшие подзаконные, разочарованные в бесконечных попытках соответствовать внешним атрибутам святости, не имея для этого никакой внутренней силы. Большинство из тех людей которым мне приходится служить, отлично осведомлены как нужно поступать, но совершенно невежественны в том, что значит пребывать во Христе.

Говорю ли я о том, что усилия это плохо? Нет конечно! Я говорю о том, что для Бога важны не только усилия, но и их источник (см. 1Кор.13:1-3).
В дисциплине нет ничего плохого, ведь мы призваны следовать учению Христа, а это и есть дисциплинирование. Но у нее должна быть правильная мотивация.

1Кор 9:23-27: "Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным."

Павел движим не страхом потери Божьего расположения или потери близости с Ним. Он движим оосознанием предназначения. Он не стремится достичь Бога, он стремится Богом достичь мира (Флп.3:7-14).

Ошибка, которую допускают и легалисты и антиномисты - они фокусируются на делах закона. Но закон - это не дела. Закон - это выражение праведной природы Бога. 

"я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце." 
(Пс 39:9)
"чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу." 
(Рим 8:4)

Дела - это признак природы, она - их источник. Фокусируясь на природе, мы приходим к смирению и естественному послушанию, фокусируясь на делах мы приходим к самоправедности. Вот почему Новый Завет делает такой акцент не на делании, а на пребывании:

"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне." 
(Ин 15:4)

"Святые" дела с нечистыми мотивами - не святые вовсе. Поэтому единственный путь к внешней святости лежит через осознание себя в Иисусе. Именно самосознание, ответ на вопрос "кто я?" определяет и образ мышления и образ жизни. Маугли бегает на четвереньках, кусается и воет на луну, потому что осознает себя волком. Тому, кто осознает себя человеком такое просто в голову не придёт - для него человеческое поведение является естественным выражением его человеческой сути. Точно так же обстоит дело и с детьми Божьими, которые преображаются через пребывание во Христе и осознание своей рождённой свыше природы, а не через подчинение дисциплине. Вот почему законническая церковь так похожа на стаю дрессированных волков, которые скрипя зубами стараются вести себя "по человечески".

Человек выбирает тождественность, а затем уже тождественность управляет его жизнью. Зачастую этот выбор совершенно не очевиден - мы просто живём в определенной внешней среде, которая формирует нашу тождественность. Маугли не выбирал волчью стаю, как мы не выбирали себе родителей или место рождения, мы не выбирали этот падший мир с его ложными ценностями, кумирами, нарративами - мы просто в нём оказались. Выбор для Маугли наступает лишь тогда, когда он сталкивается с иной реальностью, когда встречает не похожих на волков существ, которые не бегают на четвереньках.

Законническое мышление сфокусировано на том, что делает человек, благодать - на том, что делает Христос. Когда я общаюсь с христианином, от которого только и слышно "я сделал это..." или "я не сделал то...", "я чувствую...", "мне кажется", "я должен..." и т.п. , то понимаю, что передо мной человек попавшийся в сети законнического мышления. Когда я спрашиваю, что же в данный момент делает Христос в его жизни - этот вопрос ставит его в тупик и весь ответ в конечном итоге опять сводится к нему самому. Чтобы видеть Иисуса, он слишком занят собой - своими делами, мыслями, чувствами, своей святостью, посвящением, служением.

Секрет преображения в том, чтобы понять - я не могу жить для Христа своей жизнью. Я должен позволить Ему жить через меня. Каким образом? - Через отождествление. В этом смысл причастия - в сопричастии жизни, в соединении с природой Христа, в отождествлении с Ним:

"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною." 
(Ин 6:56-57)

Вопрос самоидентификации и отождествления - это ключевой вопрос веры, так как от глубины осознания кем я стал и чем обладаю во Христе зависит степень моей свободы и эффективности для Царства. Именно поэтому наибольшие усилия враг прилагает к тому, чтобы наделить нас ложной тождественностью, заставляя свести взгляд с Иисуса на себя и окружающий мир (Рим.8:1-13).

Этот свой путь к отождествлению с Иисусом я могу условно разбить на пять этапов:
  1. Христос за меня - осознание спасения
  2. Христос со мной - осознание постоянной нужды в Иисусе
  3. Христос во мне - осознание Его присутствия
  4. Я как Христос - подражание, целенаправленное проявление жизни Иисуса
  5. Христос как я - тождественность, естественное проявление жизни Иисуса

Обретение целостности

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа." 
(2Кор 3:18)

Весьма популярные на западе духовные гуру, такие как Ошо, Роберт Адамс или Экхарт Толле находят читателей и среди христиан. Подкупает то, что они нередко ссылаются на Священное Писание, приводят в пример Иисуса, и говорят то, что очень созвучно истине. И этим они особенно опасны. Однако на самом деле их главная цель - помочь человеку быть счастливым без Христа.

Все эти современные восточные гностики, исповедующие разные формы пантеизма, порой совершенно правильно ставят диагноз, называя причиной человеческих страданий негативное мышление и ложное отождествление. А так как их бог - это безличностное вселенское сознание и жизненная энергия, разлитая в творении, то и решение проблемы страдания они видят соответственным - растворение в этом божестве через обезличивание, "разотождествление" и "недумание". 

В отличие от этих гуру, мы веруем в личностного Бога, да ещё к тому же и Воплощенного, поэтому входим в свободу через обретение истинной тождественности и через замену плотского мышления мышлением духовным.

"и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов"
(Быт.17:5)
"отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь."
(Быт.32:28)
"ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр." 
(Иоан.1:42)
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение." 
(Мат 3:17)

Никто из людей не может дать мне ответ на вопрос "кто я". Поиск ответа у людей - это попытка влезть в чужую "обувь". Осознание предназначения должно прежде всего прийти изнутри, через Божественное откровение. Сын, муж, отец, друг, сварщик, пастор - всё это лишь социальные роли и функции. Если я позволяю этим ролям определять кто я, то буду чувствовать себя таким образом, как будто моё окружение рвет на части мою личность, буду ощущать себя рабом жизненных обстоятельств, человеком-функцией. Когда же я получаю от Господа откровение о том кто я, то могу проявлять себя в каждой из сфер жизни, без ощущения, что эта ответственность мне навязана, что это просто лямка, которую я вынужден тянуть.

Возьмем для примера, мое отношение к отцовству. Оно может быть мотивировано одной из двух позиций: 
  • я стал отцом, когда у меня появились дети (социальная роль)
  • я был отцом изначально и потому у меня появились дети (внутренняя суть, призвание)
Не составляет труда понять, какая из двух позиций является источником позитивного отношения к ответственности. Конечно же, роль сварщика не может являться моей внутренней сутью - посредством этой социальной роли я реализую свое призвание защитника и обеспечителя (Еф.4:28, 1Тим.5:8).

Никто из людей не знает кто я. Как Авраам и Сарра, как Израиль и Петр, как братья Воанергес, свое настоящее имя я могу услышать только от Господа. Это имя дает мне силу и откровение для обретения свободы и целостности.

"Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает."
(Откр.2:17)

Если я не услышу от Бога свое имя, не узнаю кто я, не приму свою истинную суть, то продолжу и дальше лишь исполнять возложенные на меня внешними условиями роли. Если обстоятельства определяют меня, тогда я не могу определять обстоятельства. Я призван действовать исходя из того, кто я есть, а не из того, что я должен или вынужден делать. Тоже касается и моего христианства - я служу не для того, чтобы что-то из себя представлять, кем-то казаться, соответствовать ожиданиям. Мое служение - естественное выражение того, кто я есть. Тяжкое бремя соответствия неизбежно мотивирует в нас зависть, разочарование, смущение, необоснованное чувство вины.

"Ибо я не могу хвалиться лишь тем, что провозглашаю Добрую Весть — я делаю это из внутреннего побуждения, горе мне, если я не провозглашаю Добрую Весть! Ведь если я делаю это охотно, то имею награду; а если я делаю это неохотно, то всё равно делаю, потому что мне было поручено исполнить определённое задание." 
(ЕНЗ 1Кор 9:16-17)

Конечно же мои социальные роли и функции могут указать на внутреннее естество, как плоды указывают на природу растения. Однако качество выполнения функций, удовлетворение от них, напрямую зависит от понимания и принятия мною своего естества, то есть от веры и отождествления. Качество подобия зависит от степени восприятия образа:

"Дорогие, теперь мы дети Божьи, а какими будем, еще неизвестно. Мы знаем только, что, когда Он придет, мы станем подобны Ему, потому что тогда увидим Его таким, каков Он есть." 
(1Ин 3:2)

Что такое моё "я"? Одни говорят, что "я" - это душа. Люди, знакомые с Писанием, говорят, что "я" - это совокупность духа, души и тела. Другие, на основании того же Писания утверждают, что "я" - это дух, у которого есть душа, и который обитает в теле.

Я вижу это следующим образом. "Я" - это моё самоопределение и самоотождествление. Я есть тот, с кем сам себя отождествляю. Если мое самосознание определяется моими чувствами, воспоминаниями, прошлым опытом, внешней реакцией на окружающую действительность, то Я - душа, человек душевный. Если же моё самосознание определяется Словом Божьим, моей принадлежностью Христу, то Я - дух, человек духовный. То есть, я есть тот, кто я верю я есть. Куда я сам помещаю свое самосознание - в душу или в дух, тем я и становлюсь на практике. Если я духовный, значит управляю душой, исходя из духовной реальности. Если я душевный - значит моей жизнью управляет душа, исходя из реальности материальной. Вот почему так важна вера.

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть." 
(2Кор 13:5)
"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух." 
(Ин 3:6)
"А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом." 
(1Кор 6:17)

Можно сказать, что преображение во Христе - это процесс обретения своего истинного "я", через отождествление с Ним. 
Но разве отождествление с Иисусом не уничтожает моё "я"? Вот и Павел об этом пишет:

"Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня." 
(Гал 2:19-20)

Не является ли возвращение к первообразу уничтожением личности? Нет. Но это возвращение личности к истинной тождественности без потери свободы воли и личностных характеристик. Это процесс обретения целостности, когда все сферы души и духа человека гармонично сочетаются друг с другом и со своим истинным предназначением.
Поэтому только отождествление со Христом, происходит без подавления личности, без узурпации воли и совести человека. Только Он способен принять нас в Себя, не растворяя (как это представлено в пантеизме или буддистской нирване).

То, как я себя идентифицирую, кем себя ощущаю - это следствие отождествления. Отождествляю себя с духом - значит я человек духовный, сын Божий, обитель Его Духа. Отождествляю себя с душой - значит я человек душевный, управляемый эмоциями, материализмом и плотским опытом. Поэтому "я" духовного человека может и должно находиться вне души. Посмотрите как Давид, смотрит на душу как бы со стороны и управляет ею:

 "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего." 
(Пс 41:6)

У духовного человека "я" - это дух, а душа - средства его выражения в материальном мире.

Отрицание духовного начала - это та причина, по которой мирская психология конечна, ограничена, неполноценна. Формирование личности, любые изменения в ней, будь то позитивные или негативные, связаны с её самоотождествлением. Для целостного восприятия себя и своего места в мире человеку необходимы твердые ориентиры, границы собственной личности.

Сам человек не может просто взять и избрать кем ему быть. Ему вначале кто-то должен открыть кто он. Это откровение вызревает в нем через взаимодействие с реальностью - либо небесной, либо земной. Поэтому самоидентификация может быть истинной, исходящей от Творца, или ложной, сформированной падшим миром. 

Кто я? Как уже было сказано выше, без Бога люди пытаются найти ответ на этот самый важный вопрос своей жизни друг у друга - у родителей, учителей, авторитетов, друзей, психологов, которые и сами не знают кто они. Многие из них смирились и прекратили поиски ответа, выбрав для себя предложенные миром сомнительные, противоречивые и изменчивые ориентиры. К примеру, только ты выбрал ориентироваться на какого-либо авторитета, как он уже сам отрицает ранее заявленные жизненные принципы, меняет имидж, убеждения, бросает семью, уходит в запой и т.д. Быть самому себе богом, самостоятельно "давать себе имя" оказывается невыполнимой и крайне обременительной задачей. Поэтому в мире столько разочарования, смущения, отверженности и одиночества.

Душа каждого человека, где-то в самой глубине своего естества знает свой Источник, что-то подозревает о своём происхождении и предназначении. Всё что может предложить мирской психолог - фактически обмануть душу, предложив ей приемлемую подделку, очередной ложный ориентир для самоотождествления. Как и все люди, психологи, в зависимости от избираемых ресурсов делятся на плотских и духовных. Плотские с разной степенью успеха пытаются улучшить функционирование души, копаясь в "мертвечине" греховного прошлого. Духовные помогают проявиться новому творению через отождествление со Христом. 

Однако необходимо отметить, что мы ещё ничего не говорили о подсознании. Изменение отождествления работает только в сфере веры, поэтому, такие твердыни как вина, страх или непрощение, закрепившиеся в подсознании, вначале должны быть осознаны, вынесены на свет. С этой целью мы можем прорабатывать определенные моменты своего прошлого, продолжающие оказывать влияние на наше настоящее. Об этом подробнее мы будем говорить в разделе "Преображение ума".

Когда Божья благодать через откровение наделила меня истинной тождественностью с Иисусом, я начал идентифицировать себя как Божье чадо. Но чтобы обрести целостность, мне необходимо подчинить этому "я" все остальные сферы души, сохраняющие следы прежнего ложного отождествления с падшим миром, включая наше подсознание.

Таким образом, путь к целостности - это очищение личности от ложных отождествлений, обретение истинной реальности во Христе.

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости (olokliros) да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." 
(1Фес 5:23)
"Итак будьте совершенны (teleios), как совершен Отец ваш Небесный." 
(Мат 5:48)

olokliros - неповрежденный, целый
teleios - законченный, полный

  • Целостность -  это когда в человеке гармонично сочетаются душевные, духовные и физические аспекты личности. 
  • Целостный - значит не аморфный, имеющий четкие границы между личностью и внешней средой, принципиальный, способный противостоять внешнему давлению. 
  • Но при этом целостный - не значит закрытый, потому что такие причины замкнутости как страх, боль, вина, обида - это признаки повреждений, внутренней раздробленности.
  • Целостный - значит ясно осознающий своё происхождение и предназначение, а потому - не противоречивый, стабильный, постоянный.

"Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он." 
(1Ин 4:17)

Некоторые учат, что нам нужно выбирать между верой и делами. "Причем учти - говорят они - спасает именно вера". Такое понимание Писания снижает нравственный уровень церкви. Безусловно, прежде чем ДЕЛАТЬ, нам нужно БЫТЬ. Нам необходимо прежде всего верой утвердиться в своем пребывании во Христе. Однако, откуда же мы знаем, что мы в Нём, а Он в нас? Конечно же, из внутреннего свидетельства! - говорят служители веры. Но Писание говорит, что этого недостаточно. Внутренняя убежденность всегда приводит к осуществлению ожидаемого, к проявлению невидимого в видимом, когда поступаем в мире сем как Он. В противном случае наша вера - не вера вовсе, это самообман. Если я знаю кто я, мне не нужно говорить, что я должен делать.

"Я веровал и потому говорил". Однако если я говорю одно, а делаю другое, то это лицемерие. В таком случае мне необходимо либо исповедание привести в соответствие с делами, либо дела в соответствие с исповеданием. Не может из одного источника течь горькая и сладкая вода.
 
Мы не всегда поступаем так как говорим, но всегда так, как верим. Если я ожидаю одно, а делаю другое, то проблема именно с моей верой. Чтобы я ни говорил, чего бы ни ожидал, поступаю я именно так, как верю. 

Поэтому конечно же фокус моего внимания должен быть не на делах, а на вере. Дела должны подтверждать наличие веры, а не компенсировать её отсутствие через законничество. Ведь бывает и "синдром звенящей меди", когда исповедание и дела есть, а веры нет. Да да, бывает и такое. Мы называем это фарисейством. Однако его истинная суть - отсутствие веры легко проявляется под нажимом обстоятельств.

У нас должна быть и вера и исповедание и дела. Вера проявляет себя в исповедании и делах, которые в свою очередь подтверждают и усиливают веру, доводя ее до совершенства. Зрелость - это постоянное соответствие всех трёх. Кстати в приведенном стихе стоит глагол esmen, который вместо "поступаем" скорее должен переводиться как "существуем", что говорит о целостном восприятии себя во Христе, когда вера, самоосознание не расходится с исповеданием и поступками.

Кстати, знаете как называется вызванное душевной травмой патологическое расщепление личности на два и более alter ego? - Шизофрения. Поэтому до обретения целостности во Христе - все мы немножко "шизики". Павел красочно описывает такое состояние в Рим.7:15-25, Иаков называет его двоедушием (Иак.4:8).

Несоответствие внешнего внутреннему - это, вызванная двойным отождествлением, раздробленность личности. Целостность - это последствие восприятия себя во Христе и только в Нём Одном. Поэтому даже вопреки внешнему несоответствию мы должны продолжать воспринимать себя во Христе до тех пор, пока не обретём целостность.




Ссылка на фрагмент:


Слушать/скачать раздел "Основания":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Основания" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



12 комментариев:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Глава очень глубокая. Попробую подробно изложить свой взгляд на неё с точки зрения науки психологии.

    ЦИТАТА:
    "Мы родились в этот мир духовно мертвыми, в состоянии безумия, не осознающими ни того, кто мы, ни цели своего появления. Кроме того, такие же безумные родители, друзья, лидеры и кумиры многие годы навязывали нам собственное представление о том, кто мы собственно такие и какими должны быть. Из-за этого мы не просто испытываем трудности с самоидентификацией, в зависимости от жизненных периодов и социальных ролей у нас возникает множество самоотождествлений, разрывающих нашу личность на части. Представьте, что находясь в психбольнице, вы узнали от местного Наполеона, что вы Кутузов, а затем отправились в свою палату, по пути надевая на глаз повязку и пытаясь свыкнуться со своей новой тождественностью. Именно это происходит с нашей личностью без Бога, который Один знает кто мы и для чего появились на этот свет. Поэтому путь возрастания во Христе - это путь очищения личности от ложных тождественностей."

    У меня всегда были вопросы к личностям в церкви, которых видно, которые находятся в видимом служении (пасторы, их жёны, лидеры церкви). С кафедры ими же говориться об изменении порочной жизни, и паства слушает и старается изменять свою жизнь в соответствии с Божьим словом. Особенно это хорошо получается в первые несколько лет хождения с Богом. Там, где не получается самостоятельно, люди, очень сильно веря в Божью благодать и избавление от пороков и грехов с её помощью, действительно получают своё освобождение.
    Но позже, становясь приверженцем церкви, люди успокаиваются и допускают то, что они могут быть в отношении друг друга мстительными, обидчивыми, злоречивыми. В церквях процветают сплетни и уничтожение слабых. А почему? Потому что "рыба гниёт с головы". Если, к примеру, жене пастора позволено забывать о встречах, говорить "за глаза" гадости про "неугодных" служителей, забывать поздравлять с днём рождения "маленьких лидеров", но пышно поздравлять тех, кто "угоден" и занимает значимые позиции. Забывать про вдов и сирот, про престарелых членов церкви... этот список можно продолжать и продолжать. На прямой вопрос, который я однажды задала пастору, почему его жена позволяет себя так вести, он ответил - у неё был определённый бекграунд, она росла любимчиком в семье, принцессой, ей позволялось многое. Как же теперь её изменить? Меня поразил этот ответ. К слову сказать, я вышла из этой церкви, в которой была 20 лет, потому что потворство порокам было невыносимым для меня. Не может для нас быть другого примера, как Иисус Христос. И мы, Христиане, можем, вернее имеем право отождествлять себя только с ним одним. А всё остальное, о чём пишет Кирилл (безумные родители, друзья, лидеры, кумиры) от лукавого. Проверяйте всё Библией. И если в церкви на видных позициях виден грех, то очевидно, что этот грех спускается на всех, кто в этой церкви находится. Это как определённый покров: "Можно мне (жене пастора), значит можно и всем".
    Для себя я решила так. Есть я и Бог. Если между нами что то встаёт (пусть даже такое глобальное как церковь) я должна это что-то убрать. Иначе я начинаю отождествлять себя не с Христом, а с церковью. В чем тогда отличие между семьёй в которой растёт ребёнок и которая пропагандирует греховное поведение и мышление и церковью, которая делает то же самое? Задача Психолога Христианина указать своему клиенту на истину. И если клиент эту истину отрицает, смысла работать с ним нет никакого. Если же для клиента Библия такой же сильный авторитет, как и для психолога-христианина, тогда они в тандеме могут работать без проблем и над детскими травмами, и над проблемами созависимости, над семейными, детско-родительскими отношениями и другими проблемами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Есть ещё один аспект, который приводит верующих либо к разочарованию церковной системой отношений, либо к лицемерию, если им удается в неё встроиться. Если управление церковью построено по монархическому пирамидальному принципу, то эта "рыба" всегда будет подгнивать, потому что её головой в бо́льшей степени является пастор, а не Пастырь. Об этом подробнее в одной из следующих глав.

      Очень хорошо подмечено, что отождествление верующего с церковью может стать препятствием для его отождествления со Христом. Дух Божий привлекает нас к Иисусу и только через Него мы обретаем истинное единство с церковью. Лидеры, которые в первую очередь настаивают на отождествлении с церковью, в большей степени склонны подменять живые отношения законом, Божье водительство дисциплиной.

      "Будьте подражателями мне, как я Христу."
      (1Кор.11:1)

      Мы можем быть подражателями лидеру лишь в той степени, в которой он подражает Христу. Но чтобы видеть эту степень необходимо иметь личное откровение славы Христа через отношения с Ним. Возрастание в этом откровении является трудной задачей в церкви с пастороцентричной, пирамидальной моделью управления, в которой упор делается не на здравом духовном различении а на посредничестве.

      Удалить
  2. Спасибо за это свидетельство. Я только сейчас понял, что мой путь в Преображении начался задолго до появления школы, с "Сокровенного поклонения", которое зарождалось не просто в общине с законническим учением, но под руководством пастора-абьюзера. Для благодати Божьей нет никаких границ, она достанет нас в любом месте. Я бесконечно благодарен Господу за Его откровение благодати, которое формировалось как у Иосифа, через совершенно "неблагодатные" обстоятельства - в яме, в рабстве, в тюрьме.

    ОтветитьУдалить
  3. Максим Королев - христианский психолог:

    Я ни когда не был церковным карьеристом, скорее наоборот был лишним винтиком в хорошо отлаженном механизме. Всегда был оппозицией, церковной (человеческой) власти. Поэтому имел привилегию говорить руководству правду. Мне кажется пастор видел во мне некий потенциал, но никак не мог придумать, что со мной делать😊. Я периодически подкидывал ему такие идеи, от которых его немного коробило. Самое интересное, что церковная система нацеленная на карьерный рост "перспективных" людей сама двигала меня на верх. Я был не против, мне даже было интересно как это работает. В итоге дослужившись до миссионера в маленьком городке, я в очередной раз "учудил". На пасторском собрании материнской церкви отказался вступать в завет с другими пастырями. Так как на мой взгляд, нельзя легкомысленно относиться к таким вещам. И обещать того, что потом не возможно будет исполнить. За что подвергся репрессиям. Миссию пришлось свернуть. Правда пасторское сообщество тоже благополучно распалось. В общем карьерист я так себе. Ну а что касается преображения и самосовершенствования, могу честно сказать, что мало понимаю в этом вопросе. Самосовершенствоваться мне всегда было лень, а до преображения я не дорос, видимо потому, что не имею в себе любви к Иисусу.

    ОтветитьУдалить
  4. Такое зрелое, рассудительное отношение, как у вас Максим, является очень неудобным в постсоветских, восточных сообществах, в которых коллективизм и конформизм превалирует над индивидуализмом. К сожалению церковь не избежала этого влияния ещё и по причине монархической иерархии, в которой есть деление на клир и мир, а руководство осуществляется не через откровение Духа, а по мирскому образу чиновничьего аппарата.

    ОтветитьУдалить
  5. Человек выбирает тождественность, а затем уже тождественность управляет его жизнью. Зачастую этот выбор совершенно не очевиден - мы просто живём в определенной внешней среде, которая формирует нашу тождественность. Маугли не выбирал волчью стаю, как мы не выбирали себе родителей или место рождения, мы не выбирали этот падший мир с его ложными ценностями, кумирами, нарративами - мы просто в нём оказались.
    Выбор для Маугли наступает лишь тогда, когда он сталкивается с иной реальностью, когда встречает не похожих на волков существ, которые не бегают на четвереньках.

    ОтветитьУдалить
  6. Максим Королев:

    В православии есть такое понятие как синергия - взаимодействие между Божьей благодатью и человеческой свободой.

    Божественная инициатива и человеческий ответ: Бог всегда делает первый шаг, предлагая Свою благодать и любовь. От человека ожидается ответ на то, что предлагает человеку Бог. Этот ответ проявляется в виде веры, покаяния, молитвы, стремления к духовному совершенству и борьбу со своей греховной природой.

    Человек свободен принимать или отвергать Божью благодать. Но даже когда человек отвергает благодать, Бог не отвергает человека. Благодать остается благодатью, несмотря на наши ошибки и падения. Бог доготерпит нас. Но не стоит играть с Его долготерпением. Я не знаю ни одного человека, который придя ко Христу во всем начал поступать бы как христианин. Хотя может такие и есть.
    Спасение в православии понимается не как однократное событие, но как процесс, в котором человек и Бог активно сотрудничают. Божья благодать обеспечивает основу и направление для этого процесса, а человеческие усилия и выборы определяют его развитие. Через падения и взлеты Бог дает нам чувствовать свою роль в нашей христианской жизни. Евреи называют это работой по исправлению мира, через собственное исправление. И вот в чем самый интересный момент, мы не можем исправлять себя опираясь на себя самого, нам в этом деле отчаянно нужен Бог. Это становится еще более очевидно, когда человек пытается не только над собой работать, но и помогать другим людям. Не смотря на то, что я 20 лет в церкви, моя самость не растворилась во Христе полностью, и моим мотивом далеко не всегда является прославление Бога. Я до сих пор удивляюсь, зачем Бог меня любит и занимается моей жизнью. И почему Он это делает не так, как я хотел бы. Иногда мне хочется сказать Ему, голосом Алисы из яндекса "Я знаю более быстры маршрут...". Но учитывая, что наши предку уже так сделали, и помня чем это закончилос, я предпочитаю помалкивать и доверять Богу.

    ОтветитьУдалить
  7. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Цитата:
    " Я есть тот, с кем сам себя отождествляю. Если мое самосознание определяется моими чувствами, воспоминаниями, прошлым опытом, внешней реакцией на окружающую действительность, то Я - душа, человек душевный. Если же моё самосознание определяется Словом Божьим, моей принадлежностью Христу, то Я - дух, человек духовный. То есть, я есть тот, кто я верю я есть. Куда я сам помещаю свое самосознание - в душу или в дух, тем я и становлюсь на практике. Если я духовный, значит управляю душой, исходя из духовной реальности. Если я душевный - значит моей жизнью управляет душа, исходя из реальности материальной."

    Мнение психолога на эту часть 10 главы книги Преображения несколько отличается от мнения автора. Расскажу на своём примере. Я сама тоже хожу к психологу. Проблема, которую я разбирала в последний месяц как раз о том, о чём написано выше. Каждую осень  на два месяца вот уже более 20 лет подряд я теряю голос. Тело здорово (осмотр всех специалистов, включая аллерголога и даже фонеатра - это специалист по голосовым связкам исключают наличие болезни), дух здоров, больна именно душа. Не переработанные эмоции ушли в тело, и найти их духовно не представляется возможности. То есть, ещё раз. Врачи болезнь не находят, духовно я здорова, а душа дала телу приказ не переработанные эмоции отправить в соматику. Четыре мощные встречи с психологом, конкретно специалистом по соматике вернули меня на почти 25 лет назад, где я встретилась с собой молодой и своими не переработанными проблемами. А касались они очень глобальных вещей. В это время я стала верующей и поступила в Библейскую школу и внутри меня столкнулись две системы ценностей. Я работала в театре, где должна была играть роли, неподобающие верующему человеку (девушку лёгкого поведения и бесёнка в спектакле по мотивам нашего детского мультфильма чертёнок №13, может быть вы его помните). Я не хотела это играть, но я и не могла об этом говорить. На какие только ухищрения я не шла, чтобы не играть эти роли. В итоге, я их не играла, и ушла из театра в декрет, и больше туда не вернулась. Но на тот момент у меня не было столько духовных сил, чтобы противостоять такой махине, как театр, со всей концентрацией греха, который есть в мире.
    Я приезжала и вместо того, чтобы идти в гримерку, шла на сцену и молилась там, пока никого не было. Я приклеивала наклейки с Христианскими надписями  на зеркало у входа в проходную театра и через пять минут их уже срывали. Я старалась, как могла, но я была слишком маленькой свечой в большом тёмном театре. И, посоветовавшись с пастором, я просто оттуда ушла. И унесла с собой соматику. И только сейчас, спустя более 20 лет, я поняла, что с этим необходимо разобраться. И помог мне как раз психолог. И через душу мы пришли к исцелению тела.
    Если вкратце, то смысл моей соматики, отсутствия голоса был в том, что я не могла говорить там, в том театре. Там меня не слышали. Это была как раз осень. Я работала после окончания консерватории там всего два месяца - сентябрь и октябрь. И именно в эти два месяца я болен 20 лет подряд полностью теряю голос. До первого снега. Первый снег - это голос колокольчик - одномоментно. Вот такая интересная история. 
    Я не отождествляю себя с душой, но моя душа управляла моим телом. Много лет я молилась и постилась в это время. Ничего не помогало. Помог поход к психологу. Этим я не умаляю Бога. Я просто привела этот пример, как мнение психолога на тему этой главы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, отличный пример ложного отождествления. На самом деле мы говорим об одном и том же. Просто в данной главе я давал обзор, не вникая в детали. К примеру, я ничего не говорил о подсознании (сердце). Изменение отождествления работает только в сфере веры, поэтому твердыни вины, страха или непрощения, закрепившиеся в подсознании, вначале должны быть осознаны, вынесены на свет. Возможно, в этой главе стоит об этом упомянуть.

      Удалить
  8. Максим Королев, христианский психолог:

    Цитата:
    "Отрицание духовного начала - это та причина, по которой мирская психология конечна, ограничена, неполноценна. Формирование личности, любые изменения в ней, будь то позитивные или негативные, связаны с её самоотождествлением. Для целостного восприятия себя и своего места в мире человеку необходимы твердые ориентиры, границы собственной личности."

    Смотря что считать мирской психологией.
    Экзистенциальная психология — это направление в психологии, которое сосредоточено на изучении человеческого существования, включая темы выбора, свободы, ответственности, смысла жизни, смерти, одиночества и свободы воли. Экзистенциальная психология признает поиск смысла и цели в жизни как центральный аспект человеческого существования. Как видим психология вполне касается бесконечного. Вопрос в том - мы определяем психологию или психология определяет нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Под мирской я подразумеваю гуманистическую психологию, отрицающую Творца как Источник души (psihe).

      Удалить
  9. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Цитата:
    "Путь к целостности - это очищение личности от ложных отождествлений, обретение истинной реальности во Христе.
    "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости (olokliros) да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа."
    (1Фес 5:23)
    "Итак будьте совершенны (teleios), как совершен Отец ваш Небесный."
    (Мат 5:48)"

    Как сильно мне нравятся эти строки и стихи из Библии.
    Когда ко мне, психологу с Христианским мировоззрением, приходят на консультацию люди, мы работаем с ними в первую очередь над обретением Целостности. И только когда мы приводим личность к тому, что она понимает, что стала цельной, тогда начинаем работу со взаимодействием, взаимодействием с  другими людьми, близкими и далёкими. Если человек не целостный, то он и общаться не может с другими. Найти себя, а затем выстраивать отношения с другими. Верующим людям проще, они находят себя во взаимодействии с Богом, можно по другому сказать, они находят себя в Боге. С неверующими сложнее, но путь я им показываю. Даже если ко мне приходят мусульмане или атеисты, процитированная мною Библия, уместно подходящая для решения их проблем, становится для них ориентиром. Удивительно, но ведь в Библии есть все ответы и все ориентиры. Именно поэтому для нашей души, также как для духа, чтение Библии и следование её посланию невероятно важно.

    ОтветитьУдалить