Маугли



(fs) К.Лирик



«Зверь, хотя по природе дик, но часто посредством человеческого искусства делается кротким. А ты, который природное их зверство превращаешь в несвойственную им по природе кротость, какое извинение будешь иметь, когда свою природную кротость превращаешь в неестественное зверство? Дикого по природе делаешь смирным; а себя, по природе смирного, против природы обращаешь в дикого? 
...Какое можешь представить благовидное извинение в том, что из льва делаешь человека, а о себе не заботишься, когда из человека делаешься львом; ему сообщаешь свойства выше его природы, а в себе не сохраняешь и естественных? Диких зверей стараешься довести до одинакового с нами благородства, а себя самого низвергаешь с царского престола, и доходишь до зверского неистовства?»
(Свт.Иоанн Златоуст)

Златоуст подчеркивает важность осознания своей истинной природы. Зверей дрессируют, чтобы они поступали вопреки своей звериной природе. И напротив, преображение человека - это очищение его от поведения и привычек, не свойственных его истинной природе.

Попробую развить, предложенную Златоустом метафору, чтобы на примере хорошо известной нам с детства истории, показать процесс духовного возрастания. Представим, что в джунглях нашли мальчика, который вырос в стае волков. Его новым приемным родителям стоило больших усилий чтобы научить несчастного ребенка вести себя по человечески. Время от времени он все равно становился на четвереньки, выл, кусался, пытался поесть из помоев и казалось даже зеркало (Иак.1:23,24) не могло убедить его, что он не волк. Но это не меняло сути - он человек и именно это понимание делало его волчьи привычки жалкими и неестественными. Приемным родителям потребовалось время и терпение, чтобы научить его жить в соответствии со своей настоящей человеческой природой.

Если человек вырос в волчьей стае, а затем его вернули в человеческое общество, он будет продолжать вести себя как волк. Но не потому что он по своей сути стал волком. По своей сути он был рожден человеком. Возвращение как человеческого облика, так и внутреннего подобия, возможно только через изменение самосознания, а не через искусственное приучение к правильному поведению.

К сожалению несколько лет в мой первой церкви меня учили не тому, кем я стал после рождения свыше, а духовной дисциплине. В результате я чувствовал себя дрессированным волком, а не новым творением. Говоря языком этой аллегории, я изо всех сил пытался вести себя как человек, осознавая себя волком. Не удивительно, что у меня ничего не получалось, ведь доступ в реальность духа мы получаем только через веру. Поэтому естественным для меня оставался волчий оскал и вой на луну. Без ясного учения о новом творении, лучшее что может предложить дисциплина - наполнить церковь дрессированными грешниками.

По своей внутренней сути мы уже святы, мы уже сыны Божьи, но мы все еще продолжаем освящаться, приводя свою внешнюю жизнь в соответствие с внутренним естеством. Через осознание и веру истине. Изнутри наружу.

Рим 12:2: "и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная."

μεταμορφόω - преображаться, подвергаться превращению или преображению.

Наша цель не в том чтобы стать новым творением. Если ты пытаешься быть кем-то, то лишь доказываешь, что таковым не являешься. Бог через рождение свыше независимо от наших усилий вложил в нас Свою природу и наша задача научиться ее проявлять через обновление разума по слову Божьему.
Речь идет не о противоборстве двух личностей или двух природ, а о противоборстве двух типов мышления внутри одной личности. И на самом деле мы выбираем не между духовным и плотским, худым и добрым, а между верой и неверием. В самой же вере выбор отсутствует. Если я верю, что я человек, то ничто не заставит меня бегать на четвереньках.
В свою очередь мир предлагает смириться с тем, что ты волк и учит тебя жить в стае. Ну а религия рассматривает процесс изменения не как подчинение привычек и мышления истинной внутренней природе, а как эволюцию, на первой ступени которой ты - волк, а лишь на бесконечно далекой последней ступени, путем совершения множества добрых дел, ритуалов, принесения жертв, следования духовной дисциплине ты может быть станешь человеком.

Осознание себя новым творением, понимание того, что сделала для меня любовь Божья (усыновление через смерть Христа) дает твердое основание для послушания из ответной любви. В то время как религия предлагает повиновение из страха.

Человек осознающий себя рожденным от Бога грешить не будет. Но некоторые, забывая о своем небесном происхождении, возвращаются к "волчьему" самосознанию (ведь все мы раньше принадлежали к "волчьей стае"). Тогда нужно через покаяние (метанойя - изменение мышления) вернуться назад к вере.

В духе я могу пребывать только верой, когда отождествляю себя с ним. В момент когда я грешу, я пребываю в неверии относительно своего рожденного свыше естества. Моя вера определяет реальность и поэтому судим я буду в соответствии со своей верой (как написано "твоими устами буду судить тебя, лукавый и ленивый раб").
Представим, что Маугли, пытаясь адаптироваться к обществу людей, сорвался и укусил другого человека - это сделал человек или волк? Значение имеет только то, что по этому поводу считает сам Маугли. Если однажды он вновь окончательно поверит, что он волк, отождествит себя с волком, то тем самым он умертвит для себя свое человеческое естество и тогда с ним поступят как с волком, в соответствии с его верой.
Когда человек, умирает, к Богу уходит его дух и душа. Значение имеет в каком состоянии уходит к Богу дух - в живом или мертвом. Мертвый дух, отделенный от Духа Божьего так и останется мертвым, будучи навечно разделенным с Богом. А вот живым или мертвым он предстанет перед Богом определяет вера человека, его самосознание.


1 комментарий:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    ЦИТАТА:
    "Преображение человека - это очищение его от поведения и привычек, не свойственных его истинной природе."

    Маленькому ребёнку в голову не придёт напиться или покурить или найти и употребить наркотики. Это поведение может быть только подражательным. Часто меня спрашивают на консультациях родители. Где он это слышит? Интересный факт, что за время встречи со мной родитель ведёт себя крайне интеллигентно, держит марку так сказать, а на ребёнка срывается и делает ему свои замечания, используя мат. И потом он спрашивает, почему ребёнок матерится? Мой ребёнок никогда не материться, потому что он не слышит этих слов дома, и ему не свойственен этот порок.

    ЦИТАТА:
    "Лучшее что может предложить дисциплина - наполнить церковь дрессированными грешниками."

    Дрессура хороша для закрепления физиологических процессов. Маленьких детей приучают к горшку и к личной гигиене. И это правильно. Но для процессов душевных и духовных нужно включение осознанности.

    ЦИТАТА:
    "По своей внутренней сути мы уже святы, мы уже сыны Божьи, но мы все еще продолжаем освящаться, приводя свою внешнюю жизнь в соответствие с внутренним естеством. Через осознание и веру истине. Изнутри наружу."

    Любой человек, будь он верующий или неверующий, тянется к свету. За исключением тех, кто сознательно выбрал преступный путь. Но эти люди обычно сидят в тюрьмах. А обычные люди стремятся к тому, чтобы стать лучше и сделать свою жизнь лучше. Поэтому они либо идут в церковь, либо к психологам. То, что внутри настолько сильно, что оно не может не проявляться снаружи.

    ЦИТАТА:
    "Бог через рождение свыше независимо от наших усилий вложил в нас Свою природу и наша задача научиться ее проявлять через обновление разума по слову Божьему.
    Речь идет не о противоборстве двух личностей или двух природ, а о противоборстве двух типов мышления внутри одной личности. И на самом деле мы выбираем не между духовным и плотским, худым и добрым, а между верой и неверием. В самой же вере выбор отсутствует. Если я верю, что я человек, то ничто не заставит меня бегать на четвереньках.
    В свою очередь мир предлагает смириться с тем, что ты волк и учит тебя жить в стае. Ну а религия рассматривает процесс изменения не как подчинение привычек и мышления истинной внутренней природе, а как эволюцию, на первой ступени которой ты - волк, а лишь на бесконечно далекой последней ступени, путем совершения множества добрых дел, ритуалов, принесения жертв, следования духовной дисциплине ты может быть станешь человеком."

    Как точно написано. Не убавить, ни прибавить. А ведь и правда можно быть в стае и в церкви. И главный выбор между верой и неверием. Человек, который ищет Бога, понимает, что его жизнь наполнена грехом и он понимает, что это не правильно, но у него недостаточно веры, чтобы оставить то, что приносит сейчас хотя бы какое то удовлетворение. И вот тогда важно, чем человек питается - если слова Божьего в этот момент много, то дух побеждает.

    ОтветитьУдалить