Эхад



(fs) К.Лирик



Втор 6:4: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един (ehad) есть"

Ehad (ивр. "эхад") - один, единственный, первый.

На это провозглашение "Shma Israel" ("Слушай Израиль") часто ссылаются иудеи и унитарии, обвиняя ортодоксальных христиан в многобожии из-за их исповедания Божественности Христа. На самом же деле, древние еврейские мудрецы признавали, что слово ehad может так же означать единство множества, имея значение единения, целостности:

Быт 34:16: "и будем отдавать за вас дочерей наших и брать за себя ваших дочерей, и будем жить с вами, и составим один (ehad) народ"
Быт 2:24: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна (ehad) плоть."
Чис.13:24: "и пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною (ehad) кистью ягод, и понесли ее на шесте двое"

Виноградная кисть - это гармоничное единство-ehad множества плодов-ягод.
Эквивалентом еврейского ehad является греческое eis:

Мар 12:29: "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый (eis)"
Ин 10:30: "Я и Отец — одно (eis)."
Еф 5:31-32: "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна (eis) плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви."
Ин 17:21: "да будут все едино (eis), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (eis), — да уверует мир, что Ты послал Меня."

В молитве Иисус не говорил "каждый из них да будет едино с Нами", но "да будут все они в Нас едино". Почему это важно понимать? Каждый из нас един с Ним и в тоже время все мы вместе в Нем едино. Это не два разных единства, но одно. Это не два разных общения, но одно. Нет одного без второго. Невозможно быть ehad с Богом, не являясь ehad с Его детьми, невозможно быть в общении со Христом, не имея в той же самой мере общения с Его Телом:

1Кор 1:9: "Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего."
1Ин 1:3: "о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом."
2Кор 13:13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь."
1Ин 1:7: "если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха."

Признаком ehad является любовь. Я могу не во всем быть согласен с кем-то из братьев, но всё-таки быть с ним ehad из-за любви, которую чувствую в себе и в нем.

1Ин 2:9-10: "Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна."

Если многие годы супруги бережно сохраняют общение и любовь между собой, то постепенно они приобретают одинаковые ценности, мировоззрение и вкусы, говорят даже, что они становятся внешне похожими друг на друга. Это и есть ehad. Тоже самое происходит когда мы пребываем в общении с Богом и нашими братьями во Христе:

Еф 4:11-16: "И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви."

Так как ehad является Божьей волей в отношении нас, то Он таким образом организовал духовное домостроительство, чтобы наше возрастание в Нем происходило только посредством взаимодействия с другими членами Тела Христова (см. так же Почему Бог не говорит погромче?)

Евр 13:16: "Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу."
2Кор 13:13: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь."

Если Дух Божий живёт в нас, тогда Он влечет нас к общению. Общительность это плод Духа, поэтому отсутствие внутренней потребности в общении с Телом Христовым свидетельствует об угашении в верующем Духа Святого, о жизни по плоти.

Что видит Бог, когда смотрит на супружескую пару? Он видит ehad - единое целое. Что видит Бог, когда смотрит на церковь? - Он видит ehad - Своего Сына. И нам так же предстоит научиться различать Его друг в друге.

Вот как ehad выглядит на практике:

Мат 25:35-40: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»."
Мат 10:40: "Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня"
Деян 9:4: "Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?"

Иисус здесь не говорит: "Савл, зачем ты гонишь Мою церковь", Он полностью отождествляет Себя с ней.
Иисус призывает нас к такому же отождествлению себя с остальным Телом:

1Кор 12:25-26: "дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены."

Когда мы смотрим на Иисуса, пребываем в Его слове, тогда Он Сам соединяет нас в неразделимую виноградную кисть. Когда же мы смотрим на себя, друг на друга, идентифицируем себя по форме служения или по деноменационному учению, тогда на первое место выходит принадлежность по Павлу, Кифе, Аполлосу, а не по Христу. Если мы связываем свою безопасность с правильностью учения, а не с личностью Самого Христа, тогда любое разномыслие воспринимается не как неотъемлемая часть личного возрастания и богопознания, а как угроза. Мы забываем, что только Его слова несут дух и жизнь, а не их интерпретация. Таков удел младенческого, душевного христианства, основывающегося на букве. Что делать? Возрастать самим в познании Господа, демонстрируя жизнь, основанную на отношениях. Любая попытка навязать свободу или единство человеку, находящемуся вне живых отношений, будет опять-таки воспринята как угроза.

Евр 4:12: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."

Если разделение душевного от духовного не происходит внутри христианина, оно будет неизбежно происходить внутри христианства.

Ин 17:21-23: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня."

Иисус напрямую связывает наше единство с успехом благовестия, с явлением Его славы. Но то, что сегодня многие подразумевают под единством ничего общего с единством во Христе не имеет, так как основано не на общении, а на догматизме, не на Учителе, а на учении. За рамками такого формального единства оказываются как раз те, кто живёт по духу, а не по букве, и именно их плотские верующие считают раскольниками, представляющими угрозу структуре организации, которая далека от того, чем действительно должно быть Тело Христово.

Тьме намного сложнее оставаться во мне, когда я постоянно пребываю в общении с теми кто во свете:

1Ин 1:6-7: "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха."

Однако, нужно понимать, что общение - это не посещение собраний и конференций. Общение - это обмен жизнями, соучастие, когда мы открываем сердца, когда знаем о проблемах друг друга, о трудностях, твердынях, личных сражениях, когда делимся не только свидетельствами побед, но и открыто исповедуем грехи. Многие забыли, что Тело Христово имеет власть отпускать грехи, освобождая исповедующегося от его влияния и последствий (Ин.20:23, 2Кор.2:10):

1Ин 1:8-9: "Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."
Иак 5:16: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного."

Отсутствие доверия и открытости между верующими приводит к тому, что они многие годы посещают собрания, оставаясь при этом во тьме. Такое положение вещей во многом обусловлено законнической проповедью в церкви, сфокусированной на делах человека, а не на завершенной работе Христа. Законничество мотивирует в людях самоосуждение и страх отверженности, побуждая к лицемерному сохранению внешнего вида благочестия. Общение в такой общине сосредоточено на внешней стороне жизни, оставляя в тени ее истинную суть, мотивы и ценности.


Экуменизм

Для экуменизма все более характерным становится компромисс с духом и истиной, когда упор делается на внешнем единстве, единстве по плоти, единстве обрядовом или марально-этическом, а не по Христу. Противящиеся такому объединению христиане тут же обвиняются в гордости, бунте, нелюбви, фанатизме и даже в экстремизме (см. Универсалим).

В среду́ верующих внедрять нужно не единство, а Христа. Те, кто от Него, с лёгкостью распознаю́т и находят друг друга вне всяких конфессиональных рамок. И я думаю, что вне зависимости от усилий по расширению этих рамок, количество Христовых останется неизменным. Своих соединяет Сам Христос. Без Его водительства экуменизм превращается в ещё один фактор разделения, когда верующие идентифицируют друг друга не по Христу, а по степени "экуменичности". Единство - это не единственный, и даже не главный плод принадлежности Христу, потому что Сам Иисус не нашел возможным объединить Своих учеников с саддукеями, фарисеями и даже с учениками Иоанна Крестителя. О Себе Он сказал, что принес не единство и мир, но меч и разделение (Мф.10:34-36).

Далеко не все, кто называют себя учениками Христа, таковыми являются. Павел, например, от лжебратьев страдал не меньше, чем от язычников и иудеев (2Кор.11:26). Да и Сам Иисус призывал опасаться не язычников, а лжехристов и лжехристиан.

Многие путают единство между Христовыми с единством между конфессиями. Это не одно и тоже. К единству между Своими Христос приводит Сам. А к единству между конфессиями однажды приведет антихрист.

Дело в том, что церковь - это не административная структура. Церковь - это рождённые свыше люди, вне зависимости от их государственной, национальной или конфессиональной принадлежности. Они никогда не были в большинстве, и зачастую, в своих же конфессиях становятся одинокими, а иногда и гонимыми, потому как не могут смешаться с остальными в силу иной природы. Поэтому Единство Церкви - это Единство в совокупном Теле Христа, а не единство в человеческих структурах, пускай даже и носящих Его имя. Поэтому мне иногда легче ощутить единство с отдельными православными, чем с некоторыми протестантами.

В истории христианства призыв к единству с традиционной церковью, часто выглядел как призыв к единству с коррупцией, беззаконием, честолюбием, жадностью, грехом, поэтому возрожденные, найдя друг друга, образовывали собственные сообщества - монастыри и ордена. По мере роста их влияния и престижа, к ним начинали массово присоединяться невозрожденные, неся тоже самое разложение. Тогда истинно верующие ради сохранения чистоты учения и образа жизни вновь предпринимали попытки отделиться. Так возник протестантизм и иные конфессии, которых одно за другим стала постигать та же участь, что и монашеские ордена. Дело в том, что границы пролегают не между конфессиями и даже не между учениями, а между возрождёнными и невозрожденными, между духом и плотью, которые никогда не смешиваются.

Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
(Гал.4:29)
ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся...
(Гал.5:17)
"Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча: Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердца." 
(Евр 4:12)

Истинное учение производит разделение между духом и плотью либо внутри личности, либо внутри собрания, постоянно ставя плотских верующих перед необходимостью покаяния. Плотская проповедь так же производит разделение, побуждая духовных к поиску истинных отношений.
Безусловно, единство учения - это очевидный, видимый признак единства. Но это ещё не признак истинности, ведь можно быть едиными и во лжи. Если учение не производит соответствующих плодов духа - значит, либо в нем нет истинного послания, либо среди слушателей нет истинных учеников.

"Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного."
(Евр 10:25)

Эти слова относятся только к тем общинам, которые демонстрируют истинный плод. О тех, кто выходит из таких общин сказано:

"Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши."
(1Ин 2:19)

Однако, учитывая всё вышесказанное, не стоит безапеляционно осуждать тех, кто оставляют свои общины - возможно они уходят на поиски своей истинной семьи - Христовых. Нужно понимать, что в конечном итоге, церковь, достигшую полной унификации и торжества экуменизма, Господь назовёт блудницей и призовет Своих выйти из неё:

"И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее"
(Откр 18:4)


Избегайте стерильных собраний

– Вы все лицемеры! Все о чем вы здесь говорите, не работает!
– Подожди, подожди, дорогой. Не хочешь ли рассказать вначале, что сейчас происходит в твоей жизни?

Собираясь церковью, по человечески нам хочется покоя, комфорта, согласия. Переживаний, споров и конфликтов нам и так хватает в течении недели. Любое проявление эмоций и несогласия воспринимается нами как угроза единству, подрыв авторитета служителя и учения - это почти-что нападение на церковь! Однако если человек обычно себя так не ведет, то скорее всего его претензии, обвинения и негативные эмоции - следствие какой-то личной истории, крик о помощи.

В этом случае мы не должны защищаться или атаковать в ответ. Стоит выслушать такого человека или, если это возможно, уединиться с ним для личного служения. Не стоит так же допускать другую распространенную ошибку, тут же начав раздавать советы или засучив рукава, засовывать руки в кровоточащие раны. Аргументы, логика, советы - все это сейчас не будет работать, потому что душа для воздействия закрыта, сосредоточена на боли и лжи, поэтому требуется прямое взаимодействие с его духом. Хирург для такого воздействия есть только Один. Самое лучшее, что мы можем сделать - обнять страдающего человека и в молитве позволить Духу Святому обращаться к его духу, ожидая проявления духовных даров, которые именно для этого и нужны.

Нужно отличать раненых овец, которые часто производят много беспокойства и шума, от волков, которые обычно предпочитают действовать скрытно, вкрадываясь в собрания. Мы должны учиться отличать тех, кто страдает, от тех, кто хочет самоутвердиться.

Церковь, это даже не больница, а военный госпиталь, в котором мы должны постоянно быть готовы иметь дело с  "болью, кровью и рваными ранами".

Единство, которое всего этого боится, боится малейшего проявления конфликта или несогласия - это не единство, а видимость, формальная витрина, за которой нет искренней веры, нет настоящей жизни.

Если вы хотите душевного комфорта и успокоения, посетите православный храм, филармонию или кладбище. Церковь - это место, в котором мы учимся служить, исцелять раны, восстанавливать отношения, разрешать конфликты.

Когда Господь начал твердо направлять меня к смерти моего эго, я отчаянно сопротивлялся, защищался, оправдывался, обвинял. В это время я был просто невыносим.
Хуже всего, когда человек в таком состоянии остаётся один. Приходя на собрание он тихонечко сидит, сглатывая комок в горле и стискивая от боли зубы, а потом возвращается в свой маленький ад, под жёсткие атаки обвинителя.

Однажды, ожидая в гости друзей, мы с женой страшно поссорились. Вначале мы решили отменить встречу, но так как наши друзья были уже в пути и ехали издалека, это было бы крайне некрасиво. Потом мы думали притвориться и вести себя так, как будто ничего не произошло. Но мы не стали лицемерить и скрывать произошедшее, честно рассказав о своей ситуации, после чего наши друзья за нас помолились. Мы обнялись, попросили друг у друга прощения и провели в общении чудесный вечер, который, если бы мы замкнулись, мог оказаться совсем другим, наполненным злобой и болью.

В другой раз прямо перед собранием произошел неприятный спор между членом нашей группы и ее лидером. Лидером была достаточно властная и грубоватая женщина. Чтобы замять конфликт она предложила начать молиться. Когда все уже приготовились было к традиционной молитве перед собранием, моя жена вдруг громко и твердо заявила: "А я не буду молиться! Я просто не хочу!" Этот неожиданный бунт порвал приготовленные религиозные шаблоны, не позволил замазать конфликт искусственной лицемерной духовностью. В отсутствие покаяния любая молитва становится пустой и бессмысленной и моя жена отказалась играть в эти игры. Вся группа впала в ступор. Никто понятия не имел, что теперь с этим делать. Наш лидер сильно покраснела и после непродолжительного неловкого молчания буквально выскочила из комнаты. Через какое-то время она вернулась в слезах с тазиком воды и полотенцем. Омовение ног не было обычной практикой в нашей церкви, мы вообще впервые в этом участвовали. Когда лидер одному за другим омывала членам группы ноги, мы все, включая мою жену, рыдали. Посредством всей этой ситуации Бог совершал великую работу с нашими сердцами. Иногда конфронтация, честная реакция и несогласие играть по религиозным правилам - это необходимое условие для того, чтобы началась работа Божьего Духа. Иногда для проявления хоть какой-то истинной жизни необходимо хорошенько встряхнуть религиозное болотце.

Стерильные собрания, в которых единство достигается через насаждение закона, на самом деле ограничивают работу Духа Святого, создают предпосылки для лицемерного соответствия религиозной форме, лишая верующих возможности истинного преображения, истинного единства, а также обретения практических навыков служения в духовных дарах.



Круг общения

"иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов."
(Матф.8:22)
"Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь"
(Фил.1:18)
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает."
(Лук.11:23)
"не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас."
(Лук.9:50)
"Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить."
(2Тим.2:1,2)

 Круг моего общения разделён на четыре сектора:
  1. Те, кому я служу
  2. Те, с кем я служу
  3. Те, кто мне служат
  4. Те, кто двигаются параллельно и с кем я иногда пересекаюсь
Если у меня с кем-либо регулярно возникают сложности в общении и это не связано с какой-либо моей собственной внутренней проблемой, я обычно рассказываю этому человеку о своем круге общения и затем спрашиваю его, к какому бы сектору он сам себя отнес. Это позволяет мне прояснить собственную роль и дальнейшие действия в этих взаимоотношениях.

Люди из первых трёх секторов часто одни и те же. Те, кому я служу, в тоже время могут служить вместе со мной, и зачастую служат мне, когда в этом возникает необходимость. Эти три сектора объединяют людей имеющих согласие по основным вопросам учения и видения:

"Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?"
(Ам 3:3)

Человек, нуждающийся в моем служении, будет проявлять искреннюю заинтересованность, будет терпелив и внимателен, даже когда с чем-то не согласен или чего-то не понимает. Точно так же себя веду и я сам в отношении того, в чьем служении нуждаюсь.
Если у человека на всё есть возражения, это не тот, кто нуждается в моем служении. Скорее всего этот человек сам хочет служить и почему-то решил, что именно я в его служении нуждаюсь. О людях, которые желают самоутвердиться нет нужды и говорить:

"Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера."
(2Фес 3:1-2)

Поэтому я стараюсь понапрасну не тратить время на тех, кто на самом деле в моем служении не нуждается. Многие верующие стремятся к разрешению текущих жизненных трудностей, не посвящая себя ученичеству. Они принимают помощь при минимальном уровне посвящения, достаточного только для разрешения конкретного вопроса - они хотят рыбку, а не удочку, они ищут комфорта, а не преображения. Если же мне не удается обрести ученика, тогда по крайней мере я стараюсь уменьшить количество страдания в жизни человека - помогаю справиться с виной или обидой, изгоняю беса, служу в исцелении и т.д. Иисус служил всем, кто в Его служении нуждался, но лишь немногие становились учениками.

В тоже время, к попыткам послужить мне, к критике собственного мнения и к обличениям я стараюсь относиться внимательно - может быть действительно что-то нуждается в корректировке. При этом я стараюсь избегать самокопания, самозащиты и бесплодных споров - меня ждёт моя собственная жатва, которая сама себя не уберёт.



1 комментарий: