Этот храм - вы...



(fs) К.Лирик


"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу."
(Иоан.4:21)

"Основная мощь новозаветного послания заключена в том, что оно освобождает нас от убеждения, утверждающего, что Бог живет в каком либо строении. Для народа, погрязшего в ритуальном храмовом служении, это была либо потрясающая либо убийственная весть. Христовы последователи полагали, что она невероятно радостная. Им больше не надо было представлять себе Бога, заключенного в храмовом святилище, доступного только особым людям и в особо отведенное время.
Бог в нас - какая "сумасшедшая" идея! А если так, то как же нам попасть в себя? Помните, какие слова сказал Стефан, прямо перед тем, когда его вывели, чтобы побить камнями? "Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет…". Вот, когда они заскрежетали на него зубами. Это напомнило им о том, что Христос обещал разрушить храм и восстановить его за три дня. Когда дело касается собственности в форме недвижимости, люди идут на многое, особенно, если они убеждены, что в ней живет Бог."
(Джейк Колсен)

"на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" 
(Мат 16:18)

Этот падший мир может разрушить здание, или административную структуру, но не церковь. Камень, на котором строится церковь - это не фундамент здания, не организация, не внешние религиозные атрибуты, но откровение о Христе. Каждый раз, когда меня спрашивают, в какую церковь я хожу, мой ответ: "Я в церковь не хожу, я церковью являюсь". Это не пафос, это основанная на Божьем слове реальность, в которую я стремлюсь верить всем сердцем. Такие периоды, как карантин или гонение от властей, помимо очевидных препятствий для служения церкви, с другой стороны помогают очистить её от ложных представлений и ценностей, привести учение и упование в соответствие с библейским откровением о сути церкви и ее служения. Хочу напомнить, что наибольший рост и искренность веры церковь демонстрировала во времена гонений, когда у нее не было ни зданий, ни кафедр.

"Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу."
(Иоан.4:21)

Церковь - не здание! "Ай да брось придираться, все и так это знают". Нет не знают, потому и продолжают называть церковью то, что ею не является. Потому и продолжают связывать благополучие церкви не с духовной зрелостью ее членов, а с видимым успехом и респектабельностью, богатством ее внешних атрибутов, таких как здание, аппаратура, количество людей, известность ее пастора.

Вспоминаю как несколько лет назад в героическом сражении с муниципалитетом одна поместная церковь отстояла свое здание. Во время этого противостояния на церкви висела растяжка с надписью: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1Кор.3:17)" причем вот именно в таком урезанном виде, чтобы исказить смысл в пользу того, что Бога якобы заботит именно церковная недвижимость. Я верю, что Бог конечно же желает, чтобы у Его народа были места совместного поклонения, но я против того как лидеры церкви вольно или невольно формируют у верующих превратное представление о Божьем домостроительстве, ограничивая его зданиями и административными структурами. 

Христианский апологет Климент Александрийский (150—215 гг.) писал в «Строматах»:

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие Того, Кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие Того, Кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу ... Идолы и храмы, воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Мне кажется, что некоторым церквям было бы полезно потерять свои здания, чтобы они наконец смогли вернуться к новозаветному откровению о Божьем храме:

"Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы."
(1Кор 3:17)

Бога нельзя найти в человеческом строении - в здании, в культуре, в традиции, в структуре. Нет, конечно, человек может найти себе бога в чем угодно. Вот только что это будет за бог?

К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он, русский бог.

(Петр Вяземский "Русский бог" 1828г.)

Для мира Бог таков, каким Его демонстрируют Божьи дети или по крайней мере те, кто носит Его имя.

– Что ты рисуешь? – спросила учительница у девочки.
– Я рисую Бога.
– Так Бога же никто не видел.
– Сейчас увидят!

Человеку очень важно легитимизировать перед совестью свой образ жизни, свои поступки. Для этого есть два пути - преображение себя по образу Бога, или создание бога по образу себя. Но чаще всего, вместо того, чтобы принять Божье откровение о Нём, человек ищет более лёгкого пути, когда без всякого преображения оказывается достаточным повесить на себя ярлычок "Божье".

Построили Ему храм - и вот появляется еврейский бог;
Напечатали на купюре "In God We Trust" - и вот мы видим американского бога;
Наштамповали на пряжках "Gott mit uns" - и на сцене истории появляется немецкий бог;
Назвали свой гимн "Боже царя храни" - и вуаля, вот вам русский бог, просим любить и жаловать.
А ведь есть ещё "рисунки" и попроще - бог деноминации, бог моего пастора, личный бог Кудряшова Кирилла.

"И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь"
(Иер 29:12-14)

Мне не нужна легитимизация моей жизни перед Богом, мне нужна Его жизнь во мне. Мне не нужен удобный бог, мне нужен Бог живой, реальный, чего бы мне это ни стоило. Мне не нужен простой, понятный, "нарисованный" бог, мне нужен Бог откровения. Мне не нужен Бог, который будет как волшебная палочка исполнять мои желания, мне нужен Всемогущий, Которому я смогу целиком и полностью довериться. Такого Бога невозможно выбрать из перечня предложений, Такого Бога можно только найти, если искать всем сердцем.

В отношении человеческих строений, представлений и верований Иисус однажды предложил следующее:

"...разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его."
(Ин 2:19)

Помимо пророчества о храме Тела Христа (с.21), в этих словах я вижу ещё одно иносказание - Бог не присоединяется к нашим стройкам и проектам, Он всегда начинает с нуля, с фундамента, Он строит только на руинах человеческих зданий. Если мы хотим увидеть как Он Сам строит в нас и через нас Свой нерукотворный храм, то прежде нам предстоит разрушить собственные постройки собственные представления и верования. Слова Иисуса обращены не только к иудаизму, воплощением которого и являлся храм, они все еще актуальны и все еще воплощаются во многих аналогиях во все времена по всему миру, там, где дети Божьи отказываются от человеческих структур и традиций, чтобы позволить Иисусу строить из них живой величественный храм.

Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
(1Пет.2:4,5)

К огромному сожалению мы все еще продолжаем считать посещение собраний и участие в церковных структурах главным индикатором духовного здоровья и зрелости. При этом обычно не считается важным выяснять, какими мотивами люди при этом движимы. Мотивировано ли их общение любовью или чувством долга, страхом потери "духовных баллов". Основано ли их ощущение безопасности и сопричастности Царству на водительстве Духа, или на формальной принадлежности внешним церковным формам и структурам.
Чтобы увидеть истинное положение вещей в общине достаточно на месяц отменить все общецерковные и организационные собрания. То, насколько этот месяц у членов общины отразится на личных взаимоотношениях с Богом и друг с другом как раз и будет показателем их духовного здоровья и зрелости. Ведь все те, чье участие в жизни общины обусловлено чувством страха, вины, долга, или того хуже, честолюбием, не живут со Христом, в лучшем случае они все еще к Нему "детоводятся".

То замечательное, что есть в традиционном церковном устройстве, пронизано системой религиозных обязательств, которые искажают все. Система наказаний и поощрений хотя и не так заметна, но тем не менее продолжает исправно эксплуатировать чувство страха, вины, долга, отверженности, чтобы побудить человека к религиозной деятельности:

"Воздайте славу Богу за нашу группу прославления!"
"Что-то я не вижу на собрании этой семейной пары. Нам необходимо помнить, какое это благо быть в доме Господнем".

Пока мы это не увидим, никогда не узнаем, что значит держать Отца за руку. Он заплатил слишком высокую цену за наше освобождение от этой системы, чтобы решить снова повесить ее нам на шею. В других наших отношениях по жизни — возможно, но только не в общении с Ним. Эти отношения основаны не на том, что мы для них делаем, а на том, что сделал Он.
Я пытаюсь заслужить отношения, которые никогда не могу заслужить. Люди будут воздавать аплодисменты за количество покаяний, за непрерывное посещение богослужений, но этого не достаточно, чтобы заслужить того непостижимого благорасположения. К тому же, мы часто стремимся ко всему этому не для того, чтобы познать Бога, а чтобы все вокруг нас думали, какие мы духовные. И знаете, что? — именно это мы и получаем!
Не об этом ли Христос и говорил, когда указывал на то, что фарисеи показывались в своей праведности прилюдно и уже получали свою награду. Они получали то, к чему стремились. Я тоже. Но это не то, чего я хочу. Получается, что этот путь ведет не туда, куда говорят? Этот путь научит меня быть хорошим христианином в глазах других, но не даст мне познания Бога.

Собрания, служения, проекты, структуры имеют ценность только в том случае, когда участие в них является естественным продолжением жизни во Христе, а не ее заменой. Духовно здоровая церковная структура мотивирует и развивает взаимоотношения членов церкви с Богом и друг с другом.

Предыдущие абзацы были написаны за несколько лет до весны 2020-го года, когда из-за пандемии коронавируса многие церкви были вынуждены закрыться на карантин. Я вижу как Бог использовал это время для того, чтобы освободить верующих от ложного представления о церкви как о здании или административной структуре. Церковью являются лишь те, кто лишившись здания и потеряв связь с руководством, при этом сохраняют общение и поклонение в духе и истине. Через этот кризис в церкви начали меняться приоритеты, когда главное стало главным -  человеческие проекты потеряли смысл и финансирование, человеческое руководство уступило место водительству Духа. Углубились настоящие отношения, подкрепленные взаимоскрепляющими связями, а не соображениями выгоды. В условиях возрастающей изоляции люди стали понимать, что духовное выживание и рост зависят от личного Богоискания, а не от служения профессионалов. Показное благочестие и формальное служение стали бессмысленными и отошли на второй план. 

Однако, хочу заметить, что проблема вовсе не в структуре или в ее отсутствии. Мы никогда не сможем оправдать эгоизм, гордость, честолюбие, непрощение, а так же отсутствие личных отношений с Богом тем, что принадлежали незрелой общине. Именно живые личные отношения с Богом однажды позволили мне увидеть, что я нахожусь в авторитарной секте и привели меня в общину, в которой я получил исцеление и здравое учение. Для моей духовной жизни было крайне необходимо не только покинуть нездоровый круг взаимоотношений и контроля, но и войти в отношения здоровые, подчинившись благотворному, зрелому в любви лидерству. В тоже время я неоднократно сталкивался с людьми, по разным причинам оставившими свои церкви, которые спустя годы так и не выросли духовно, оставшись обиженными, подозрительными, сфокусированными на себе младенцами, неспособными к служению другим. Поэтому я с большой осторожностью отношусь к служителям, которые вместо демонстрации здорового лидерства и жертвенного служения заняты тем, что без устали обличают "мертвые" церкви, без разбору мотивируя людей покидать их общины, не беря при этом никакой ответственности за их дальнейшую судьбу.

Обычно те, кто покидают организованные общины, если не охладевают духовно, сбиваются в кучи вокруг какого-нибудь харизматичного честолюбивого самозванца или очередной новомодной ереси, коих сейчас развелось великое множество, и последнее для таковых становится во много раз хуже, чем пребывание в "неправильной" общине.
Проблема не в собраниях, а в том, что люди ответственность личного Богопознания переваливают на плечи профессионалов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий