Духовная дисперсия



(fs) К.Лирик


  1. Групповая идентичность
  2. Национализм
  3. Духовная дисперсия
  4. Не создавайте копий
  5. Единство разнообразий
  6. Образ поклонения
  7. Чувство прекрасного



Групповая идентичность

Трайбализм (лат. tribus — племя) — форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος «чужой» + φόβος «страх») — нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как неприятного и опасного.

Хотим того или нет, но мы все тяготеем к определенным группам - гражданским, этническим, идеологическим, профессиональным, родовым, гендерным, возрастным. И это не плохо, ведь и принадлежность Христу выражается в принадлежности к Его Телу - сообществу святых. Дружба - это так же группирование по схожести мировоззрений. Напротив, именно отсутствие такого тяготения является душевной патологией.
Мы общественные существа, потому что созданы Существом общественным - Троицей. Но как и всякая иная душевная потребность, социальность так же подверглась искажению грехом. Приобретенный в результате грехопадения страх отверженности возвел групповую идентичность в догму, подвергая остракизму всякий индивидуализм, воспринимая любое отличие как угрозу. В результате человек стал идентифицировать себя не через Божественное откровение о своем предназначении, а через принадлежность к группе. Такая принадлежность снимает с человека страх личной ответственности в пользу ответственности коллективной, избавляя таким образом от необходимости покаяния.

Любое объединение, мотивированное страхом и гордостью становится средством подавления и контроля. Всякое такое сообщество начинает дробиться на более мелкие группы, находя более эксклюзивные формы идентичности. Например, Бог разрушил "вавилонское единство", введя в него одну единственную дополнительную форму идентичности - язык.

Думаю именно здесь нужно искать корни конфессиональной раздробленности христианства - мы идентифицируем себя по форме, а не по содержанию, по учению, а не по Учителю.

Многие групповые различия в человеческом сообществе обусловлены Самим Богом, Который например сотворил семью, этносы, неравномерно распределил дары и наклонности. Все это определено Божьим предназначением - являть Его многоразличную благодать. Но когда в результате грехопадения в мир хлынуло зло, люди стали сбиваться в группы по иной причине - из-за страха перед чужой агрессией. Понятие "другой, особенный" под давлением страха превратилось в понятие "чужой, опасный". Групповые различия стали восприниматься как потенциальная угроза. Страхом и гордостью питаемы все виды трайбализма - шовинизм, расизм, нацизм, феминизм, коммунизм.

"Мы лучше, мы духовнее, мы не такие как все, у нас особая миссия" - осознание своей групповой исключительности питаемо тем же духом трайбализма. Колониальная политика запада по насаждению цивилизации и духовности, которую окрестили "бременем белого человека", геноцид индейцев в Америке, армян в Османской империи, евреев в нацистской Германии, курдов в Ираке, тутси в Руанде, расизм в отношении чернокожих, мессианская претензия США по насаждению демократии во всем мире, идеология "русского мира", приведшая к войне в Украине. Впрочем любой межгосударственный конфликт, помимо экономических и политических причин, в основании своем несёт зерно трайбализма. Он присутствует в каждом обществе и в каждом человеке, потому что является частью падшей природы. Это как вирус, который хотя и присутствует в крови человека, но иммунная система не позволяет ему размножиться и привести к серьезным последствиям. Однако, если человек не соблюдает информационную гигиену, то рискует создать благотворную среду для размножения вируса и в конечном итоге может заболеть одной из форм ксенофобии и трайбализма. Если же пропаганда начинает разводить информационную "антисанитарию" на территории целой страны, то наступает эпидемия.

К сожалению, такие эпидемии не обходят стороной те церкви, которые благодаря здравому учению не выработали достаточный иммунитет. Пораженная этим вирусом церковь начинает исповедовать ересь этнофилетизма, ставя национальную идентичность выше принадлежности Христу, национальные интересы выше интересов Царства Божьего. Претензии на особую национальную духовность, на особую идентичность помимо Христа - плотская человеческая гордыня и трайбализм, разделяющий верующих на своих и чужих Явные симптомы этой болезни вы можете услышать в тех проповедях, в которых говорится об "особом национальном предназначении", "особой национальной духовности", когда на государство возлагаются полномочия насаждения духовности. На протяжении всей истории мы видим, как государство реализует эти полномочия самым извращенным образом, во имя благих целей развязывая священные войны и организуя геноциды. Это не говоря уже о межцерковных разделениях и конфликтах, которыми никого из христиан не удивишь:

Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".
Разве разделился Христос?
(1Кор.1:12,13)

"Все мужики козлы! Все бабы стервы!" - знакомо, не правда ли? Подобные обобщения побуждают людей судить о всей своей группе целиком по самым выдающимся ее представителям, а о чужой группе по самым безнравственным и отталкивающим. 

Какая-то отдельная немецкая, русская, православная или пролетарская душа оказывается возвышеннее, лучше и духовнее только по факту своей принадлежности группе. Чья душа по настоящему русская - Толстого, Лихачева, Сахарова или Малюты, Ежова, Чикатило? Разве всё это примеры одной и той же совокупной "загадочной русской" души? Какая чушь! Нет никакой совокупной немецкой, русской, украинской души или коллективной судьбы, нет никакой этнической или генетической предрасположенности к добру или злу, к свободе или рабству, к прогрессу или деградации. Это чудовищная ложь, которой во все времена оправдывалось любое рабство и геноцид. В эту жуткую игру отказываются играть лишь те немногие христиане, для которых понятие "образ Божий в человеке" - не красивая метафора, а ясно осознаваемая реальность. 

"Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается." 
(Иез 18:20)
"во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему." 
(Деян 10:35)

Нацизм основан на идее коллективной, родовой судьбы, единого предназначения народа. Ему чуждо понятие индивидуализма и личной свободы - все должны быть подчинены общей цели, стать винтиками единого коллективного механизма.

Коллективная ответственность - это понятие из того же националистического лексикона. Обобщение - это эффективное оружие обвинителя. Оценивая нацию, осуждая или превознося её, мы, сами того не замечая, оказываемся на идеологическом поле нацизма. Поэтому я противостою не группам, а конкретным людям, отравленным дьявольской ложью.

"Я помогаю тебе, потому что ты Божье дитя, а не из-за симпатий к твоей группе."
"Я противостою тебе, потому что ты творишь зло, а ни из-за твоей этнической, национальной, идеологической принадлежности."

Таким образом я возвращаю человеку лицо, отделяю от толпы, помогаю осознать личную ценность и ответственность за свои собственные поступки, за свою личную судьбу.

С тех пор как страх отвержения сбил людей в кучи на основании групповой идентичности, войны стали неизбежны. Коллективное нападение, коллективная оборона, коллективная ответственность или реакция - всё это будет существовать до последнего дня, в который каждый из нас увидит неумолимо направленный в грудь Божий перст и услышит Его громогласное: "Что сделал ты?" - страшное, личное, отделяющее от всех остальных "ТЫ", и ангел откроет книгу жизни, в которой не будет никаких групп, там будут только конкретные имена и конкретные дела за ними.

Часто именно из-за страха отверженности мы ищем групповой идентичности, связанной, например, с нашими семейными, этническими, территориальными, ментальными, религиозными или профессиональными особенностями. Поэтому мы так склонны к стадности и конформизму. Поэтому мы так часто с готовностью жертвуем индивидуальной идентичностью ради идентичности групповой.

Новое творение призвано устранить этот страх, разрушить барьеры между группами без потери их идентичности, когда мы становимся способными принимать и любить различия, видеть в них не угрозу, а превосходное многообразие благодати Создателя. Осознание себя частью Божьего акта творения до бесконечности увеличивает как сходства - "я, как и все, неотъемлемая часть всего творения", так и различия - "я, как и каждый, уникален и неповторим". Таким образом уничтожается всяко основание для ксенофобии и трайбализма.


Национализм

Национализм - государствообразующая идеология, согласно которой нация - это высшая форма общественного единства, средство его консолидации, гарантия его сохранности и безопасности. Национализм бывает этническим (один этнос) или гражданским (одна страна).

Патриотизм (греч. patris - родина, отечество) - осознанная любовь к родине, к своему народу и его традициям, стремление к сохранению его самобытности, защита его интересов.

Космополитизм (от др.-греч. kosmopolites — космополит, человек мира) — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.


Расовые различия - порождение многоразличной Божьей благодати, расовая теория - порождение ада. До тех пор пока цвет кожи или обложки паспорта будет интересовать нас больше, чем человеческая душа, до тех пор, пока мы не научимся отделять свою и чужую личность от толпы, мы будем иметь нескончаемый источник ненависти, конфликтов и войн.

Однажды я передавал в Польшу посылку через водителя автобуса. Оказался поляк. Маленький свёрток за 10$ вознаграждения. Он стал возмущаться, что бесплатно не повезёт. Я тогда подумал: "Неужели ему мало 10$ за такую маленькую посылку?! Вот же ш эти поляки!"
Слава Богу, что Он уже поработал со мной в отношении трайбализма, поэтому я тут же выявил в себе эту мерзость и осудил её. А в конце оказалось, что водитель просто не заметил в записке с данными адресата мою десятку! Получается я почти уломал его везти посылку бесплатно.

"Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти."
(Л.Н. Толстой)

Не могу до конца согласиться с этой цитатой Льва Толстого. Для исповедания абсолютного космополитизма нужно быть социопатом, потому что любовь к "дальним" начинается с любви к "ближним". Одинаковая любовь ко всем - это не любовь вовсе, это скрытое равнодушие. Если я со всеми одинаково добр и радушен, но при этом не имею особого круга людей, о которых забочусь постоянно, то я просто эгоистичный экстраверт. Кстати, добрый барин-космополит Лев Николаевич отличался исключительным эгоизмом в отношении собственной жены.

Однако я согласен с классиком в том, что падшая человеческая натура этот естественный добрый патриотизм и любовь к ближним способна превратить в нечто совершенно противоположное и отвратительное - в ксенофобию, трайбализм, нацизм, расизм и т.д.

Бог есть любовь, но любовь не есть Бог. Как сказал Клайв Льюис, "когда любовь становится богом, она становится дьяволом":

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня" 
(Матф.10:37)

Эти слова имеют прямое отношение и к патриотизму (греч. "patris" - родина, отечество). Родина от слова род, отечество - от слова отец. Когда естественную привязанность к родине, к своему народу и его традициям мы ставим выше принадлежности Христу, то можем стать легкой добычей для манипуляций государственной пропаганды и других мирских идеологий, ставящих национальную идентичность выше нравственной, христианской. Пророка Иеремию соотечественники обвиняли в отсутствии патриотизма и преследовали именно за то, что он ставил интересы Божьего царства выше интересов своего народа, когда призывал его покориться царю Вавилона. Пророк Иона не желал милости для врагов Израиля ниневитян, поставив национальные интересы выше Божьей воли. 

"Именно потому, что мы – националисты, мы уважаем национальные чувства других народов. Наша национальная гордость заключается не в том, чтобы презирать других, а в том, чтобы уважать и любить свой народ!.."
(Адольф Гитлер)

Между "ура - я беларус" и "фи - ты не беларус" очень тонкая грань. Ранние речи Гитлера - это образец немецкого патриотизма. Но как оказалось, Германия проделала путь от национализма до махрового нацизма всего за несколько лет. Однако, нужно так же понимать, что порожденная войной германофобия - лишь другая сторона той же медали.

Обобщение всех немцев во время второй мировой войны, вменение им коллективной вины, отвращение к языку, отторжение всего немецкого - всё это естественно, понятно, неизбежно, но это неправильно. Мы не можем оправдывать одно зло другим злом. Ненавидеть человека за язык, за этническую или государственную принадлежность - это зло. Разделять людей  по этническому признаку - это зло. Видеть во враге немца неизбежно закончится тем, что я начну видеть в каждом немце врага.

"Он жадный, потому что еврей" - нет! Он жадный, потому что выбрал жадность.
"Он нацист, потому что немец" - нет! Он нацист, потому что выбрал ненависть.

Классическая тактика дьявола - разделяй и властвуй. Чтобы поработить народ, нужно разбить его на группы и затем посеять между группами взаимное недоверие и вражду. И тогда каждый человек начнет считать сковывающие его душу цепи групповой идентичности не проклятием, а благословением, источником чувства принадлежности, гордости и ощущения безопасности. Поэтому у политтехнологов, пропагандистов и диктаторов групповая идентичность - самый востребованный инструмент манипуляции массовым сознанием.

Поэтому групповая идентичность - это последнее на что мы должны смотреть, оценивая человека. К сожалению, сила греховной природы и влияние падшего мира таковы, что именно трайбализм стал для человека естественным и чтобы ему не последовать приходится прилагать усилия, "отлавливая" это мерзкое чувство в своей душе и подвергая его суду духа.

Безусловно каждая церковь несет на себе признаки национальной идентичности. Однако, когда эти признаки становятся средством унификации и единства, это сразу же подрывает единство по духу. Этнически окрашенное поклонение только тогда прекрасно, когда оно естественно и непринужденно. Когда церковь начинает предпочитать один язык другому не для удобства коммуникации, а в качестве этнического признака - это этнофилия. Когда это делает государство - это понятно, у него в отличие от христианства иные критерии идентичности. Церковь должна противостоять этой тенденции государства делить людей по этническим признакам. Но когда такое происходит в церкви - это отступление от Евангельских стандартов принятия и любви.

Видеть, понимать, ценить и принимать различия - это очень даже хорошо. Ведь каждый из нас уникален. Поэтому я не понимаю, на каком основании должен любить беларуса за то, что он беларус, или ненавидеть немца за то, что он немец. Я не понимаю почему беларуса я должен считать более ценным, близким и родным, чем, например, украинца. Абстрагируясь от национальности я нахожу намного больше поводов для любви и восхищения.

Я думаю, что одна из успешных тактик дьявола по нейтрализации духовного пробуждения - замена его национальным возрождением, когда этническая принадлежность начинает превалировать над принадлежностью Царству, в котором -

"Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе."
(Гал 3:28)
"где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос."
(Кол 3:11)

Национальный вопрос в церкви - это удобный повод для спекуляций на очень скользкую тему, с богатой историей разделений, ран, обид и претензий. Наличие этнических, социальных или гендерных границ внутри церкви - показатель ее незрелости. Каждое истинное духовное пробуждение стирало границы между расами, нациями, полами и социальными слоями. Когда на первый план выходил вопрос какой-либо групповой идентичности, пробуждение шло на спад, потому что Дух Святой не может действовать в условиях человеческих предрассудков и ограничений:

да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
(Иоан.17:21)
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
(2Кор.3:17)

До тех пор, пока мы продолжим группироваться по плоти, ища плотской идентичности, мы не достигнем единства по духу:

Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:16,17)


Духовная дисперсия

Световая дисперсия — разложение светового луча в цветную полоску — спектр, после прохождения через прозрачную призму (опыт Ньютона).

И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
(1Иоан.1:5)
чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире
(Фил.2:15)

Какое-то время назад в видении я видел церковь в форме именно такой вот призмы, раскладывающей Божий свет в цветовой спектр. Преломление луча и цветовая палитра спектра зависит от прозрачности и вещественного состава призмы. Точно так же мои индивидуальные качества, мои дары и способности, весь мой жизненный опыт хождения с Богом преломляют и окрашивают проходящий через меня Божий свет характерным только для меня образом. Некоторые считают это искажением. Но я вижу в этом проявление многоразличной благодати Божьей, сотворившей каждую личность особенной, способной воспринимать и пропускать через себя Его свет характерным только для нее образом. Бог не штампует копии, Он создает шедевры. Слабость многих верующих и служений в том, что они копируют друг друга, вместо того, чтобы пропускать через себя сияние Христа. Поэтому глядя на церковь мы должны видеть сияние невероятной цветовой палитры. Это не искажение, это полнота, ведь если бы нам удалось соединить воедино все эти разноцветные лучики, исходящие от каждого верующего, то мы бы увидели идеальный белый свет.

Служения и церкви, которые, руководствуясь благими намерением являть Божий свет без искажения, жёстко насаждают единообразие, на самом деле достигают противоположного результата - они начинают излучать свет одной части спектра, например только красный или только синий. От такого "токсичного" сияния у кого хочешь заболит голова и начнется цветовая дисфункция.
Служения, в которых чрезмерно контролируется индивидуальность, эмоциональность, личная инициатива хождения в сверхъестественном, испытывают острый дефицит истинного духовного различения, недостаток проявления даров и плодов Духа, в них начинают проявляться формализм, легализм и лицемерие.

То, в чем некоторые усматривают искажения и угрозу единству, на самом деле является выражением одной и той же, но многоразличной благодати Божьей.

В этом я вижу еще одно иносказание.
Я так же являюсь призмой, которая пропуская через себя Божий свет, раскладывает его на спектр. Если я испытываю недостаток помазания и силы Божьей в своей жизни, тогда мне необходимо обратить внимание на остальные части спектра своего сияния - пропускаю ли я Его характер и святость в той же степени, в которой хочу пропускать Его силу?


Не создавайте копий

Рассизм, нацизм, патриотизм, феминизм, конфессионализм и другие виды групповой идентичности часто выдаются за любовь к "своим". Однако это лишь извращение самого понятия любви, ведь любовь как раз и проявляет себя между различиями, она возможна только между отдельными личностями - этим она и отличается от эгоизма. 

"Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы друг друга любить."
(Поль Жеральди)

Любовь ради сходства - не любовь вовсе. Это латентный нарциссизм. Истинная любовь включает в себя способность принимать различия без необходимости подчинить их, переделать, растворить в себе, навязать своё. Напротив, любовь ради близости скорее готова поступиться чем-то своим. Ради любви к человеку Господь Иисус поступился своей божественностью, став как человек.

Однако при этом нам необходимо отделять греховность от индивидуальности. Грех банален, он обезличивает творение, крадёт индивидуальность. Истинное Божье откровение возвращает человеку его уникальное сияние, истинная любовь не приемлет греха, но воспринимает человека в его истинном предназначении - являть славу Создателя характерным только для него образом.

Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
(1Иоан.3:2)

Иногда, когда я лично служу людям, наступает момент в который я начинаю ясно понимать, что это уже не просто мои слова, я на них вообще не фокусируюсь и не обдумываю, что именно сказать дальше. На передний план выходит не смысл слов, а стоящие за ними дух и жизнь. И если до этого момента у человека были возражения и вопросы, то теперь он просто сидел и не отрываясь как губка впитывал истину, часто со слезами на глазах. Впервые я это пережил со своими детьми, когда слушая мой рассказ о любви Божьей к ним, в один момент они стали плакать, а у меня от осознания величия момента побежали мурашки по телу. После таких встреч я пытался вспомнить, что именно я говорил, но потом понял, что это бессмысленно, ведь даже если бы я слово в слово записал то, что было сказано, это не будет работать. "Слова МОИ суть дух и жизнь" - дело не столько в самих словах, сколько в том, кто именно их произносит - Кудряшов Кирилл или Дух Божий.

Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить.
(Иоан.12:49)

Проблема нашего бессилия часто связана с попыткой копирования своей или чужой формы служения, в котором проявилась Божья слава. Это религиозная форма материализма, попытка приуменьшить свою зависимость от веры, чего Бог никогда не допустит. Мы не призваны к созданию копий, в то время как являемся носителями Оригинала. Проявление непреходящей славы Небесного Царства связано не с методом, а с личностью Иисуса. Наша ответственность быть сфокусированными на сиянии Этой Личности и фокусировать на Ней тех кому мы служим, предоставляя Господу решать когда и как именно Он будет проявлять Себя в физической реальности. Независимо от степени проявления Его силы, я призван проявлять Его характер - это основная и постоянна форма моего свидетельства.

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
(Иоан.13:35)
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
(1Кор.13:1-3)

Для родителей особенно актуально различать темперамент и наклонности детей, чтобы не переламывать их личность под собственные представления о правильном поведении, полезных увлечениях, под общепринятое определение успешной и счастливой жизни. Именно эти установки, основанные на ограниченном личном опыте родителей, зачастую сформированные мирскими или искаженными религиозными ценностями делают детей несчастными, неспособными увидеть себя в свете истинного Божьего предназначения, обрекая всю жизнь быть бледной копией родителей, занимаясь тем, к чему не лежит душа.

если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их
(Исх.20:25)

Бывает так, что пытаясь исправить в ком-либо раздражающую нас черту характера, мы можем ухудшить ситуацию, когда не видим, что это та же самая черта, которая при правильном применении является источником благословения. Например, причиной возникновения негативной репутации безответственного и необязательного человека из-за чрезмерного количества взятых обязательств, может являться его сердечная отзывчивость и неравнодушие. И самостоятельно бывает порой весьма непросто устранить первое, сохранив при этом второе.

Как бы нам вместе с наивной доверчивостью не устранить человеколюбие и открытость, вместе с легкомысленностью - веру, с авантюризмом - креативность, с упрямством - целеустремленность, с нерешительностью - рассудительность, с бунтарством - лидерство, с конформизмом - доброту и т.д. Эту тонкую грань может различить только Бог. Только Он может так устранить первое, чтобы не испортить второе. Сами по себе качества характера, наклонности, не являются ни плохими ни хорошими, все дело в том, кто ими в данный момент распоряжается - дух или плоть. Поэтому наше дело не менять человека, а научить его жить по духу, сфокусироваться на водительстве Божьего Духа, Который распорядится представленными в человеке качествами самым лучшим, самым невероятным образом.

Поэтому мы должны быть очень осторожны, чтобы пытаясь огранить алмаз, не лишить его сияния. В конце концов я понял, что это не мое дело. Только Бог может удалять из нас плевелы таким образом, чтобы при этом не повредить пшеницу (Мф.13:24-30). Он будет делать это Его способом в Его время, при этом используя несовершенство чужого характера, чтобы огранить мой собственный, тренируя меня в терпении, принятии и прощении. 

Не важны форма, цвет и размер камней из которых состоит жертвенник, важно, чтобы на нем была наша жертва и Его огонь. И как мне представилось в контексте этих размышлений:

Жертвенник - все наши душевные и физические ресурсы
Жертва - готовность следовать Божьей воле
Огонь - Божье водительство и сила

Чёрные и белые, богатые и бедные.
Мы все такие разные, но всё равно прекрасные.
Жёлтые и красные, слабые и сильные.
Мы все такие разные, но всё равно красивые.
(Новый Иерусалим)

Кроме того, мы неосознанно стремимся соответствовать некоему стандарту под названием "правильный христианин". Это тот, который молится по два часа, знает на зубок Библию, проповедует Евангелие сотне людей в день, всегда уравновешен, спокоен, радостен, сострадателен, никогда не проявляет негативных эмоций и т.д.

Долгое время каждый проповедник, в красках описывающий свои успехи в служении Христу, становился для меня очередным поводом для разочарования и самоосуждения.

Мне нужно было понять, что "правильный христианин" - существо легендарное, мифическое и ничуть не более реальное, чем Супермен или Капитан Америка. Это собирательный вымышленный образ, составленный из деноминационных стереотипов, обрывков чужих мнений и свидетельств. Этим образом мы стремимся восполнить недостаток откровения о своем предназначении, о пребывании во Христе,  а попытками ему соответствовать заменяем отношения с Ним, Его живое водительство, таким образом позволяя врагу постоянно держать нас в рабстве либо у разочарования, либо у самоправедности.

"и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом." 
(1Петр 2-4)

Необходимо понимать, что "дом духовный" - не административная структура, а "живые камни" - не винтики в ней и что устроение этих камней происходит от славы Христа в а не от "тесла" церковного каменщика. А потому задача служителя - приводить учеников к откровению этой славы, а не к подзаконности и соответствию церковной дисциплине.

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа." 
(2Кор 3:18)
"Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть." 
(1Ин 3:2)


Единство разнообразий

"Бог не в шумных эмоциональных людях, Он в спокойных и тихих, демонстрирующих Его величие и простоту!"
(взято из сети)

Какое заблуждение считать весёлый, открытый, общительный нрав недостойным Божьего присутствия! Думаю как раз наоборот - именно дьявол изрядно постарался, чтобы превратить христиан в унылую армию однообразных, серых, приведений.

Не разумно судить о духовности по наружности, по манерам и темпераменту. Традиционно принято считать, что темпераментные люди всегда менее духовны, чем тихие, замкнутые интроверты. 

Проблема не в эмоциях, а в мотивации. Плотской, неискренней может быть не только радость, но и напускная "набожная" скромность.
А кто должен определять приемлемый уровень эмоциональности? Если пастор флегматик и не различает Божье разнообразие в типах личности, он будет постоянно обвинять холериков в излишней плотской эмоциональности, пытаясь всех причесать под свою гребёнку. Такое отношение порождает в людях внутренний конфликт, приводя либо к унынию и самоосуждению, либо к лицемерию, когда человек старается соответствовать представлениям пастора, а не собственному предназначению. Обязанность не быть собой - это тяжёлое, неудобоносимое бремя, которое религия взвалила на плечи верующих.

Тоже самое происходит и в том случае, когда, например, пастор с открытым и общительным нравом, к тому же наделенный даром евангелиста, не различая даров и призваний, начнет ожидать от членов церкви такой же активности в благовестии, какую проявляет сам. Представьте как в такой атмосфере будет чувствовать себя наделенный даром утешения флегматик. Видя, какие ничтожные плоды в благовестии приносят его титанические усилия в преодолении природной склонности к спокойствию и уединению, он будет постоянно винить себя в недостатке посвящения и любви к Господу.

Ин.17:21: "да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня."

Невозможно придти к истинному единству через внешнее единообразие, потому что единство - это добровольное сердечное согласие личностей, каждая из которых при этом выражает Христа особенным образом.

Вот поэтому важно, чтобы пастор молился о различении, а в совете церкви присутствовали люди с разными дарами и призваниями. Это обязательно приведет к необходимости поиска согласия по многим вопросам, но именно так и должна функционировать зрелая команда. Сохраняя внешнюю видимость единства, заметая под ковёр любое несогласие, пастор потом будет ломать голову почему люди в церкви тёплые, почему они её покидают. Настоящие дерзновение и ответственность может проявлять только тот, кто внутренне свободен быть таким, какими его создал Господь.

Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
(Рим.14:22)
где Дух Господень, там свобода.
(2Кор.3:17)

У одного успешного бизнесмена спросили как его фирме удалось достичь таких успехов. Он ответил, что нанял на работу свои слабые стороны. Это привело ко многим спорам и горячим дискуссиям. Но оказалось, что именно в этих спорах рождались по настоящему прорывные решения, приведшие фирму к успеху.


Образ поклонения

Хочу здесь привести фрагмент статьи, написанной в 2002-м году.

Образ - Тень, общие очертания.

Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте
(Евр.1:3)

Здесь образ - сущность, внутренняя природа.

Когда мы приходим в церковь, то невольно перенимаем манеру, стиль поклонения, молитвы, проповедывания ее пастора и служителей. Просто поражаешься, как иногда то, что делают члены церкви, похоже на то, что делает их пастор.
Это нормально, когда младенец подражает своим духовным родителям. Но нужно понимать, что там, где Павел говорит о подражании ему (1Кор.11:1), имеется в виду, благочестивый образ жизни, внутренняя сущность, но никак не манера, стиль, форма служения или его апостольское призвание. В перечне того, что включает в себя такое подражание, (2Тим.3:10 и след.) на первом месте стоят учение, житие и расположение. За ними следуют вера и терпение (Евр.6:12; 13:7), любовь и жертва (Еф.5:1 и след.), гонения, страдания и скорби (1Фес.1:6; 2:14; 1Пет.2:21). Поэтому мне несколько странно видеть, как уже зрелые служители перенимают стиль, манеру и внешний образ молитвы, поклонения и проповеди своих пасторов, учителей и лидеров поклонения, становясь их духовными клонами. Раньше, когда мне говорили, что я становлюсь похожим на пастора - меня это радовало. Сегодня для меня это послужит тревожным сигналом - возможно, я позволяю образу пастора заслонять от меня образ Христа.

Вместо того, чтобы искать скинию Моисея, мы должны взойти на Хорив. Возьму на себя смелость утверждать, что если бы Израиль не отверг приглашение Бога вместе с Моисеем взойти на гору (Исх.19:10-11,13), то скиния бы не понадобилась. Получив откровение о Божьей Славе, они сами стали бы живой скинией. Но так, как они этого не захотели, земная скиния стала единственной возможностью для Бога быть среди тех, кто отказался войти во Святое Святых (на гору).

Отказываясь от поиска небесного поклонения, нам приходится довольствоваться его тенью, человеческой копией того, что когда-то было чьим-то откровением. Каждый из нас должен строить скинию поклонения, образ которой он получил в Божьем присутствии. Но чаще мы довольствуемся тем образом, который нам предлагает деноминация или пастор.

Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. (Иоан.16:13,14)
И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:34)
Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
(1Иоан.2:27)

Он наставит каждого из нас лично на поклонение в духе и истине.
Почему Бог хочет восстановить скинию Давида, а не Моисея и не храм Соломона? Во времена скинии, устроенной Давидом, не было ни завесы, ни каких-либо стен. В доме Давида ничего не отделяло людей от голубого пламени Божьей славы. Фактически единственное ограждение Божьего присутствия в скинии Давида состояло из поклоняющихся, которые служили Ему 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году на протяжении около 36 лет! Между поклонниками и Божьей славой не было посредников. Их поклонение не зависело от Давида. Он ложился, вставал, занимался государственными делами, а они поклонялись, пророчествовали, танцевали. И хотя Давид оставался для них примером, их поклонение было сформировано уже не им, а их личным откровением Божьей славы - они стали живой скинией.
Ах, если бы наш образ поклонения был сформирован нашим личным откровением Божьей славы! Не было бы споров о его форме и способах его выражения. Я призван приводить людей в скинию Христа, а не в скинию Кудряшова Кирилла.

"а также для того, чтобы и другие народы могли прославить Бога за Его милость, как написано: «За это я буду славить Тебя среди других народов, имени Твоему воспою я хвалу». И еще написано: «Радуйтесь, язычники, вместе с Его народом!» И еще: «Славьте Господа, все народы! Пойте хвалу Ему, все люди!» Исаия также говорит: «Придет Корень Иессея и поднимется, чтобы править народами, и язычники будут надеяться на Него»." 
(Рим 15:9-12)

ethnos - народность, нация род, племя

Культурное многообразие в поклонении Богу - это так же проявление мрогоразличной благодати Божьей. Принудительное уничтожение этнических особенностей через насаждение правил и законов неизбежно приводило к потере свободы и искренности, к недостатку Божьего водительства и Его силы. Поэтому миссионеры, достигшие наибольших успехов в покорении язычников вере, вначале многие годы изучали язык, культуру и обычаи того народа, которому были призваны служить, чтобы являть свет Евангелия в таком спектре, который будет доступен для восприятия этим конкретным народом (1Кор 9:20-22) .

"для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых."
(1Кор 9:20-22)


Чувство прекрасного

"каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил." 
(Ис 43:7)

Частью потенциала, который является выражением нашего подобия Богу и достался нам при сотворении, является способность к творчеству. Творчество связано с чувством прекрасного. У этого чувства есть две характеристики - сила восхищения и широта восприятия. 

Сила восхищения

Чувство прекрасного, тяга к красоте есть у каждого человека с рождения. Человек сотворён поклонником, а способность восхищаться является сутью поклонения. И хотя сила восхищения во многом обусловлена типом личности человека, однако ее можно либо заглушить, либо развить и усилить. К примеру, одного человека величественный храм не особо впечатляет, а другой восхищается капелькой росы. 

Сила восхищения зависит так же от зрелости человека, потому что источником и нравственной красоты и красоты природной является один и тот же Дух. Поэтому, если человек мелочный, эгоистичный, лицемерный, честолюбивый, скупой, у него будет столь же ущербным и чувство прекрасного. Понятие равнодушный в равной степени относится и к состраданию и к восприятию красоты. Вот почему зло во всех сказках и фильмах изображается некрасивым, страшным, уродливым. Вот почему во внешности злодеев люди склонны замечать только отталкивающие черты. И хотя дьявол может иногда притворяться ангелом света, его истинное лицо соответствует его сути - оно уродливо и мерзко. Поэтому нравственно чистого смиренного человека, мы неосознанно воспринимаем  как красивого. Слово милый - соединяет в себе гармоничное сочетание внешности и внутреннего мира. Чем более духовно зрелый человек, чем более он наполнен любовью, тем менее его восприятие красоты зависит от внешности человека.

Нам нравится то, что мы любим, и не нравится то, что мы ненавидим. После начала второй мировой войны немецкий язык не изменился, однако у многих людей он начал резать слух и вызывать отвращение. 

После тридцати лет совместной жизни, изменились мои стандарты красоты, потому что изменилась та, которую я люблю. Кроме того, охраняя нашу любовь, я могу восхищаться женской красотой, но при этом никогда не сравниваю ни с кем свою жену - это должно быть таким же противоестественным табу, как например гомосексуальные фантазии. Вместо этого я сознательно работаю над формированием своих стандартов красоты, замечая и восхищаясь вслух всем, что я хочу, чтобы мне в жене нравилось:

Киношные милашки -
Красивы и стройны,
А мне милей растяжки
На животе жены.

Душу можно воспитать, целенаправленно приучить к восхищению определенной формой красоты, так же как можно приучить себя к проявлению любви - "делай дела любви, чтобы любить, и тогда однажды сможешь делать, потому что любишь". Аналогично можно приучить свою душу и к восхищению - "выражай восхищение, даже если его не чувствуешь, постоянно находи для него поводы, цепляйся с этой целью к мелочам, и тогда однажды сможешь восхищаться, искренне любуясь".

Широта восприятия

Из того, что было сказано выше, я надеюсь вам уже стало достаточно ясно, насколько важно понимать, что существуют разные стандарты красоты, которые зависят от воспитания, образования, культуры, призвания.
 
Математик может искренне восхищаться красотой математической формулы, оставаясь равнодушным к шедеврам изобразительного искусства. Стандарты европейской красоты совершенно отличаются от стандартов красоты восточной или африканской. Это касается всего - внешности, одежды, музыки, обычаев, среды обитания.

К сожалению, грехопадение извратило чувство прекрасного, отравив его ксенофобией, подменив понятие красоты похожестью. Поэтому нужно иметь мудрость и недюжинное смирение, чтобы, признавая ограниченность своего понимания и восприятия красоты, видеть разницу между уродством и "иной красотой", уметь восхищаться, непохожестью, неординарностью, самобытностью, постоянно расширяя для себя сектор восприятия прекрасного.




Ссылки на фрагменты:


Комментариев нет:

Отправить комментарий