Троица



(fs) К.Лирик


  1. О Божестве Христа
  2. Троица в раввинизме
  3. Вера первых христиан
  4. Никейский собор
  5. О вечной природе Христа
  6. О молитве Иисусу 
  7. О поклонении Христу


Крещение Господне, роспись Храма Христа Спасителя (автор воссоздания В.И.Нестеренко). Крещение Господне называют Богоявлением или откровением Троицы. Крещаемый Христос, сошедший в образе голубя Дух Святой и пришедший с Небес глас Отца (Матф.3:17).


О Божестве Христа

"Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную." 
(Ин 6:47) 

Достаточно ли для спасения верить, что Иисус стал жертвой за наши грехи или всё-таки принципиально важно при этом знать, кто Он - Божий Сын, подобный нам по рождению свыше; человек, наделённый Божественными полномочиями; воплотившийся аргхангел; или всё-таки Он - Бог?

Отсутствие твердой позиции в этом вопросе будет постоянно ставить перед нами множество других:
  • на каком основании я Ему молюсь?
  • на каком основании я Ему поклоняюсь?
  • на каком основании я верю, что Он живёт во мне?
  • на каком основании я преображаюсь именно в Него?

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."
(2Кор 3:18)
"Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!"
(Гал.4:19)

В кого мы призваны преображаться? В человека или в Бога? С тревогой наблюдаю как многие христиане начали исповедовать арианскую ересь. Они говорят:
"Иисус конечно же божественен, но не настолько, чтобы быть по природе Богом как Его Отец."

Во всем сущем, есть две стороны - Бог и творение. На какую сторону ты ставишь Господа Иисуса - на сторону творения или Творца? Кто Он для тебя - Бог, снизошедший до уровня творения, или творение, наделённое Божественными полномочиями? Ответ на этот вопрос, ни много ни мало, определяет разницу между христианством и нехристианством.

Понимание личности Мессии является краеугольным камнем нашей веры. Если начать строить на кривом основании, то все здание веры с течением времени будет все более кривым, пока вовсе не обрушится под давлением испытаний.
Что касается божественности Христа. Я убежден, что непредвзятое исследование Новозаветных писаний человеком не обремененным никакими богословскими знаниями и закваской человеческих учений однозначно приведет его к пониманию Мессии не только как Сына Человеческого, но и как Бога.

У Иисуса были причины не открываться Самому и не свидетельствовать прямо о Своем истинном происхождении и природе во время Своего земного служения, потому что Его основной миссией был крест. В то время (впрочем как и сейчас) истину о личности Сына должен был открывать Отец тем, Кому Он определил:

"Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть."
(Лук 9:20-22)
"Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, чт̀о видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых."
(Мар.9:9)

Тем не менее из поступков и слов Иисуса иудеи делали однозначный вывод о Его Божественной природе, чего Иисус никогда не опровергал:

"Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь."
(Ин 8:58)
"что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?"
(Мар.2:7)
"Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги»? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?"
(Ин 10:33-36)

Ну а после воскресения Апостолы уже прямо свидетельствуют о Нем как о Сыне Божьем равном Отцу по Своей Божественной природе

Об Иисусе сказано, что Он:
  • Творец всего (Кол.1:16, Евр.1:2),
  • Источник жизни (1Ин.5:12, Ин.10:28 Ин.5:26)
  • Святой, беспорочный (Лук. 1:35, Мк.10:18 - никто кроме Бога не может быть благ)
  • Безначальный (сущий в недре Отчем - Ин.1:18, рожденный прежде чем появилось время - Евр.1:2, Ин.1:1, Ин.6:38, Ин.8:25, Ин.8:58, Евр.7:3 прежде, чем появилось творение - Кол.1:15),
  • Несотворенный (рожден, но не сотворен, Писание никогда и нигде не употребляет к Иисусу слова "творение" или "сотворен"- Кол.1:15, Ин.6:38, рожденный не значит имеющий начало; так же как солнце породило свет, но это не значит, что солнце когда-то было без света)
  • Прощающий грехи (Лук. 5:21),
  • Праведный Судья всех (2Тим.4:1),
  • Тот, Кто принимает поклонение и славу от всего творения (Фил.2:10, Отк.5, Ин.5:23),
  • Вездесущий (Он пребывает на небесах Евр.1:3, в каждом рожденном свыше христианине Кол.1:27 и одновременно стучится в сердца всех, кто Его еще не впустил Отк.3:20)
  • «Альфа и Омега» (Откр.1:10; 22:13 - тот же божественный титул, что и у Отца - Откр.1:8)
  • «Начало и конец» (Откр.22:13, тот же божественный титул, что и у Отца - Откр.21:5-6)
  • Спаситель человечества (Лук. 2:11; Иоан.4:42 - тот же божественный титул, что и у Отца - Ис.43:10-11; 45:15; 1Тим. 1:1; Титу 3:4)
  • Имеет полноту Божества (Кол.2:9)
  • Не изменяемый (Евр. 13:8 - божественное свойство Отца - Мал. 3:6)
  • Вечносущий (Евр. 7:3 - Павел уподобляет Мелхиседека Иисусу, как не имеющему ни начала дней, ни конца жизни)
  • Он Тот, с Кем мы общаемся (1Ин.1:3, 1Кор.1:9 - так же как мы общаемся с Отцом)
  • Он Тот, чей голос мы слышим в ответ (Ин.10:27)
  • Он Тот, кто живёт в нас (Кол. 1:27 так же как и Его Отец - Ин. 14:23)

И замечу, все это помимо тех мест Писания, в которых Иисус прямо назван Богом (Рим.9:5, Ин.20:28, Ин.1:1,14,18, 1Тим.3:16, Тит.2:13, 1Ин.5:20, Евр.1:8-9, Ис.9:6, Пс.44:8, Зах.3:2)

Посмотрите как это место звучит в более ранних рукописях греческого текста (Ватиканский и Синайский кодексы )

"Бога (teon) никто не видел когда-либо; единородный Бог (teos) Сущий в лоне Отца (patros) Тот явил." 
(Ин 1:18)

Как видим, слово "Сын" в тексте вообще отсутствует и природа Христа представлена совершенно недвусмысленно.

"И сказал Господь (Яхве) сатане: Господь (Яхве) да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь (Яхве) избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?"
(Зах.3:2)

(Яхве) - Иегова, Господь, Сущий; это тот самый тетраграмматон, означающий священное, "непроизносимое" имя Бога. В этом пророчестве о Великом Иерее Иешуа, мы видим как Яхве призывает Яхве.

Так что ответ на вопрос "кто Он?" после прочтения Нового завета стал для меня однозначным, Иисус - мой Бог. Поэтому для меня вообще не стоял вопрос Кому молиться и поклоняться, я делал это в равной степени и Отцу и Сыну и Божьему Духу. Проблема возникла лишь после того, как людям, боящимся соблазна многобожия, непременно потребовался от меня ответ: "Отец и Сын это два Бога или Один?" Если бы не эти люди, я бы может никогда и не задумался над этим вопросом. Ответ я для себя нашел в совершенном неразделимом единстве Отца и Сына (Ин.10:30, Ин.17:21-23, Ин.14:9, 1Ин.5:7). Ранняя церковь выразила это единство в символе веры как "три лица - одна божественная природа". Это полностью соответствует и тому что я чувствую в своем сердце и тому как я понимаю Слово Божье.

Между прочим, древнее Иудейство так же различало «Паним» («Лики», «проявления», «ипостаси») в Едином — см., например, Притч. 8, 22–31; 30, 4; Мих. 5, 2; Исх. 31, 3; 33, 14 (евр. текст: «Панай йелеху вэ-гб-нихоти лах» — буквально: «Лица Мои пойдут, и Я успокою тебя»).

Суть христологических споров первых веков существования христианства заключалась в том, чтобы отделить то, что в отношении ко Христу было открыто Его Духом от человеческих фантазий, заблуждений и ересей. Для этого тщательно собирались и исследовались послания, Писания, сводились воедино исповедания веры отдельных поместных церквей, чтобы выяснить что Дух открывает всему Телу. Это происходило ещё задолго до того, как церковь превратилась в инструмент манипуляции в руках нерожденных свыше честолюбцев. Но узнал я об этом уже после того, как посредством моих личных исследований слова и отношений с Господом, сформировалось моё понимание личности Иисуса. И я был рад обнаружить, что оно совпадает с древней верой исторической церкви, её апостолов и отцов. Потому что невозможно читая одно слово и имея тот же Дух откровения иметь разные понимания в таком важном вопросе. Поэтому я был очень удивлён, когда стал встречать верующих, принявших иное учение о личности Господа (иеговисты, единственники, мормоны, унитарии и т. д.). В полемике с некоторыми из них я ещё более утвердился в истинности древнего символа веры, общего для всех христиан как того времени, так и этого.

Как не трудно убедиться, чтобы отрицать Божество Иисуса нужно очень много мест в Писании либо игнорировать, либо определённым образом толковать. Когда и это не помогает, тогда противники Божественности Иисуса прибегают к помощи конспирологической теории о том, что Писание якобы было намеренно искажено в угоду тринитариев (что никак исторически и документально не подтверждено), и даже делают свои "правильные" переводы. Моя же вера в Богодухновенность Писания неразрывно связана с верой в его сохранность и неповрежденность (см. Богодухновенное Писание).

Ну и для справки, приведу некоторые примеры тех, кто из-за плотского своего рассуждения соблазнившись страхом многобожия, исказили истину:

Иеговисты: Иисус - творение, архангел
Единственники: Сын, Отец и Дух - три проявления одной личности
Унитарии: Иисус - Сын Божий, но не Бог

"Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничто из того, что есть, не начало существовать. В Нем заключена жизнь, и эта жизнь — Свет человечеству. Свет светит во тьме, и тьма не поглотила Его. … Был истинный Свет, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир."
(Ин.1:3-5,9)

Наиболее удачной иллюстрацией Троицы у отцов я считаю солнце. Солнце - это Отец, свет - это Сын, тепло - это Дух. Свет и тепло имеют единую с солнцем солнечную природу. Свет - единственная причина, по которой мы можем видеть солнце. Тепло же позволяет нам воспринимать солнце, ощущать его и переживать лично. Если можно так выразиться, солнце имеет наибольшую важность и значение, потому что именно солнечное вещество определяет интенсивность излучения тепла и света, являясь их источником. Но именно свет и тепло являются причиной возникновения и поддержания на земле жизни. Мы действительно можем сказать, что солнце породило свет, но при этом мы не можем сказать, что солнце когда-то было без света, потому что солнце без света не было бы солнцем, имело бы иную природу и  называлось бы чёрной дырой.
Есть другой свет и тепло, с иной природой, источником которой не является солнце (лже-религии). Благодаря этим источникам мы можем кое-что узнать о свете и тепле (псевдодуховные знания), но мы ничего не узнаем о солнце.
Удивительно, но в таком виде эта метафора ни на шаг не отступает от ортодоксального понимания Триединства.

Понятие божества очевидно для каждого, потому что оно заложено в нас при сотворении. Душа человека инстинктивно осознает свой источник.

"Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны."
(Рим 1:19-20)

Кого же моя душа видит, глядя на Иисуса? Отца. Почему я могу Его видеть? По причине совершенного единства и идентичности Отца и Сына, идентичности в сущности и в славе. Поэтому глядя на Иисуса я вижу и Отца и Сына одновременно, единых слитых в славе, я вижу нераздельного единого Бога. Для меня Иисус не зеркало (по версии унитариев), как лицо Моисея отражающее славу Божью. Он источник сияния, а не его отражение. Поэтому я чту Сына точно так же как чту Отца.

"Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его."
(Ин 5:22-23)

τιμάω
1. оценивать, определять цену, высоко ставить, считать достойным
2. чтить, почитать, уважать, оказывать почесть и внимание, награждать, дорожить

"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота"
(Кол 1:15-19)

В Писании упоминается только четыре вида духов - Божий, человеческий, ангельский и демонический. Сын человека имеет человеческий дух, рождаемый по роду своему. Так же и Сын Божий имеет Божий Дух, Божью природу:

"И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца."
(Ин 1:14)

μονογενής (monogenes) - единородный, имеющий одну родовую форму.

Родившись от человека, Иисус воспринял так же и человеческую природу, став Сыном Человеческим.
В свою очередь, рождаясь свыше, человек становится сыном Божьим, но не становится Богом, потому что имеет в себе природу Божью только по причине присутствия в нем Самого Христа.

Писание раскрывает понятие Бог не только как положение, но и как природу, сущность:

Гал 4:8: "Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе (fusis) не боги (teos) ."
2Пет 1:4: "которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (fusis), удалившись от господствующего в мире растления похотью"

φύσις (fusis) - природа, естество

Причастниками Божьего естества (2Пет.1:4) мы стали через присутствие в нас Христа:

"ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти." 
(Кол 2:9-10)
"А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности."
(Рим 8:10)
"А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."
(1Кор 6:17)

У Отца нет физической природы, потому Иисус равен Отцу по природе духовной. Человек тоже может иметь эту природу, восприняв её через рождение свыше, когда Отец и Сын сотворяют в нем обитель. Мы входим в то, Кем Иисус был от начала и в этом существенная разница между новым творением и вечносущим Сыном Божьим. Поэтому по отношению к нам Он назван ПЕРВОродным, а по отношению к Отцу ЕДИНОродным.


Троица в раввинизме

Современное раввинистическое богословие - во многом реакционное. В дохристианском богословии иудеев существовал диалог о присутствии множественности в Божестве - через отождествление с Ангелами, через персонификацию Бога-Слова, через понимание множества в едином - Эхад и т.д. И только после явления Христа эти дискуссии были из иудаизма старательно изъяты, потому что уж очень они были похожи на христианское Триединство.
Приведу пример наличия такой дискуссии внутри иудаизма через высказывание еврейского дохристианского мыслителя I века Филона Александрийского:

«Но если учесть главные силы, творческую и царственную, то ОН являет человеческому разуму трех. Ибо человек не может обладать столь острым зрением, чтобы увидеть ТОГО, КТО превыше сил, принадлежащих ЕМУ, (а именно) БОГА, отличного от всего остального. Ибо стоит человеку обратить свой взор на БОГА, как вместе с ЕГО существом сразу же появляются служебные силы, так что вместо одного ОН являет триаду. Но, как я сказал немного ранее, Его нельзя увидеть в Его единичности без чего-либо другого - главных сил, существующих непосредственно с НИМ, а именно, Творческой (ЛОГОС, СЛОВО), называемой БОГОМ, и ЦАРСТВЕННОЙ, называемой ГОСПОДОМ». 

А вот ещё одно, более раннее свидетельство из еврейского мистицизма:

Зохар 2:115 - «Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Этот сосед - Средний Столп в Божестве, который есть Сын Яхве».

Рекомендую почитать исследование на эту тему Олега Ланина "Божественная сущность Бога", Ристо Сантала "Мессия в Ветхом Завете" или Алана Сегала "Две силы на небесах".


Вера первых христиан

Если постоянно испытывать сомнения в отношении основополагающих истин касающихся личности Бога, то что же это за вера такая? Кто в таком случае готов будет отдать жизнь за такое размытое исповедание? Сегодня Иисус для меня Бог, завтра уже не Бог, а послезавтра Он для меня Иса - пророк из Корана?
Для меня вера в то, что Иисус Бог это не просто плод интеллектуального исследования, это откровение, породившее в моем сердце веру и исповедание, за которое я готов отдать жизнь.

"Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, как Он и действительно есть..."
(Игнатий с 67 года епископ Антиохии казненный Трояном в 107 году)

"...у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, ЕСТЬ ТАКЖЕ БОГ"
(Иустин Мученик Аппология 139-159гг)

"Отрицающие воплощение и утверждающие, что Христос был только просто человек, родившийся от Иосифа, устраняют человека от восхода к Богу"
(Ириней Леонский II век)

Начиная уже с первого века христиане в Римской империи преследовались за их отказ поклоняться цезарю как богу, что считалось проявлением нелояльности и приравнивалось к государственной измене. Исторические свидетельства того времени говорят о христианах как о тех, кто поклоняется иному Царю - Иисусу. Именно поклонение Христу как Богу было тем основным признаком по которому римские власти отделяли христиан от иудеев. Если бы христианин перед лицом мученической смерти заявил "вы не правильно меня поняли, я унитарий и не поклоняюсь Христу как Богу", то это было бы равносильно отречению, потому что согласно историческим сведениям тысячи христиан по всей Римской империи принимали мученическую смерть именно как Христопоклонники, как те, кто поклоняется Иисусу как Богу. 

Например, наместник Вифинии Плиний в своём письме императору Трояну в 115 году писал, что "христиане собираются перед рассветом, воспевая Христа как бога, и дают обет не совершать краж, прелюбодеяний или каких-то других подобных грехов".

Так что мы должны либо признать, что церковь уже к концу первого века повально впала в идолопоклонство, либо унитарианство - появившаяся позднее ересь.
Именно поэтому на Никейском соборе епископы, многие из которых несли на своих телах следы пыток времен гонений при Диоклетиане, практически единодушно отвергли арианство, узурпирующее божественную природу Христа.

Для справки:

Тринитарианство - догмат, сформулированный в IV в. для защиты вероучения от ересей (арианство, модализм, гностицизм) и выраженный в символе веры, являющимся единым (несмотря на расхождения в других вопросах учения) для всех основных конфессий христианства.

Модализм - Отец, Сын, Дух это одна личность в трех проявлениях (модусы). Предложен епископом Савелием и объявлен ересью в третьем веке.

Унитарианство - совокупность учений, не имеющих единого догматического символа веры, отвергающее Божественность Христа. Наибольшего успеха путем политических интриг достигло в арианстве (IV век) . В отношении к личности Мессии среди унитариев встречаются различные вариации - Сын Божий, но не Бог; творение, наделённое божественными полномочиями; воплощение одного из Архангелов. В отношении к Духу Святому - сила Бога, не личность; проявление Бога Отца (как в модализме).

Доникейские отцы церкви:


Никейский собор

Очень важное свидетельство о вере церкви и понимании ею личности Спасителя мы можем увидеть в том, как ее виднейшие служители, представлявшие поместные собрания со всех уголков тогдашнего христианского мира впервые отреагировали на учение Ария.

Некоторые унитарии, современные ариане, стремятся представить собор в Никее таким образом, буд-то он был орудием Константина для легитимизации языческого представления христианства.

Давайте посмотрим как все было на самом деле. Инициатором собора действительно выступил Константин, который только что добившись единовластия не хотел мириться с разделениями и беспорядками, вызванными религиозными спорами. Его присутствие на соборе было формальным, о предмете спора он имел лишь отдалённое представление.

Никейский собор был действительно вселенским (чего не скажешь о последующих соборах), собрав самых уважаемых служителей Божьих из многих церквей Европы, Африки и Азии. На него приехали сирийцы и киликийцы, финикийцы и арабы, делегаты из Палестины и из Египта, фивийцы и ливийцы, представители Месопотамии. Был один персидский епископ и один скифский. Понт, Галатия, Памфилия, Каппадокия, Асия и Фригия, а также такие отдаленные районы, как Фракия, Македония, Ахаия и Эпир, прислали своих самых выдающихся епископов. Даже из Испании на этот собор приехал очень известный человек Осий Кордовский. Тела многих из них несли на себе печать свидетельства недавних самых жесточайших гонений при Диаклитиане. Все эти мужи Божьи выражали сожаление, что церковь, вместо того, чтобы воспользоваться открывшимися благодаря благосклонности Константина возможностями, вынуждена заниматься внутренними разногласиями.

Большинство из них желали примирения между Арием и Александром без осуждения чьей-либо точки зрения. Кроме двух небольших оппонирующих групп, остальные не видели в предмете спора большой проблемы,  считая его внутренней полемикой восточных последователей Оригена.

По свидетельству очевидцев все изменило выступление соратника Ария -  Евсевия Никомедийского. Его слова о том, что Иисус является творением, вызвали такое единодушное возмущение, что ему не дали договорить и порвали текст его речи. Встретив такой единодушный отпор со стороны Тела Христова, ариане смягчили риторику в отношении Божественной природы Христа и прибегли к политическим играм, стараясь завоевать благосклонность невежественного в вопросах учения императора, чтобы административными методами по одиночке принудить епископов к принятию их учения.

Этот эпизод ярко свидетельствует о том, во что же верила церковь и что под пытками исповедовали мученики с самого начала, отдавая свое поклонение только Одному - Царю Царей, Иисусу Христу. У меня нет никаких оснований не доверять тому, как они понимали Писание, тем более, что я понимаю его точно так же.


О вечной природе Христа

Вечное бытие Христа наиболее точно описывают слова "сущий в недре Отчем".

Ин 1:1: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог."
Кол 1:15-17: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит."

Иисус есть прежде Всего. Он есть прежде, чем появилось само понятие "начало". Иисус есть прежде, чем появилось время, потому что время это тоже "тварь", творение. Он был рожден до того как появилась точка отсчёта, которую мы называем началом. Солнце не появилось раньше, чем рожденный им свет.

Евр 1:2: "в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил."

Евр 7:3: "без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда."

Как видим, Павел уподобляет Мелхиседека Иисусу, Который не имеет ни начала, ни конца своего существования.

Ис 48:12: "Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний."

Откр 1:17: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний"

Первый - евр. rishon
Первый по счету, начальный.

Первый - греч. protos
1. Первый по счету, начальный
2. Главный, основной, знатнейший

Каждый, кто пытается поставить Отца перед Сыном, раньше Его, противоречит Слову. Отец первый и Сын первый, потому что Они одно - Сын всегда был в Отце и Отец всегда был в Сыне. Не было Сына без Отца и Отца без Сына.

Сотворен и рожден - это не синонимы. Женщина рождает ребёнка, но она не является его творцом. Термин "рождение" в отношении Бога ущербный (антропоморфизм) и он лишь отчасти даёт представление о пребывании Сына в Отце. Считать этот термин достаточным основанием для утверждения начальности Иисуса, отождествляя Бога Отца с беременной женщиной просто глупо, потому что тогда возникает логичный вопрос - если было время когда Отец не был "беременен" Сыном, это значит что Он, вопреки Божественному естеству изменяем и был некто ещё, который Его оплодотворил. Поэтому слова "сущий в недре Отчем" - это описание вечного безначального пребывания Сына в Отце.

От Отца прежде всякой твари в вечности родился сущий в недре Отчем Сын Божий, Который в определённый момент человеческой истории воспринял через Марию человеческое естество, став по природе так же и Сыном Человеческим.

"Сущий в недре Отчем" - это описание безначальной природы Сына Божего, который и до и после рождения был есть и будет в вечности "сущим в недре Отчем".

Иисус, став Сыном Человеческим, при этом не перестал быть Сыном Божьим. Все что Писание говорит в отношении  Иисуса, мы должны различать, относится это к Его человеческому естеству или к Божьему. Поэтому как Бог Иисус не рождался от Марии, но уже был до этого, как Бог Он никогда не умирал, предав Свой вечный дух в руки Отца, как Бог Он не переживал разлуки с Отцом, оставаясь Одно с Ним и продолжая называть Его Отцом. Все это относится к Его человеческому естеству, а не Божьему. Поэтому Он и стал совершенным посредником в Завете, являясь полноценным представителем обеих сторон одновременно.

В вечности нет начала. Где у вселенной начало или у океана? На этот вопрос невозможно ответить если нет точки отсчёта. В вечности точка отсчёта появилась только после слов Творца "да будет". Кто сказал эти слова? Сын. Поэтому рождение - это антропоморфизм лишь отчасти, метафорически описывающий совместное бытие Отца и Сына. Где был Сын до рождения? В недре Отчем. Было ли время когда Его там не было? Нет, так как это означало бы что Бог изменяем.


О молитве Иисусу

«Если мы разумеем, что такое молитва, – προσευκή – то, конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к Самому Христу, но только к Богу, (Господу) вселенной и Отцу... В грех неведения впадают те, которые в великой своей простоте без рассуждения и без расследования молятся Сыну, происходит ли это так, что они к Отцу молятся или к Отцу не молятся.»
(Ориген "О молитве")

В конечном итоге в этом своем определении Ориген среди отцов церкви остался одиноким. К сожалению вижу как многие сегодня разделяют его отношение к молитве.

Молюсь ли я Христу? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале нужно дать определение понятию "молитва". Самое простое и употребляемое значение - мольба, просьба. В этом случае молитва должна происходить по тому образцу, который оставил нам Господь:

Ин 16:23-24: "Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна."

Но Иисус сказал, что просьбы должны занимать мизерную часть нашего времени в общении с Богом:

Мат 6:7-8: "А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него."

И чем же в таком случае должно быть занято остальное время в "тайной комнате"? Благодарение, поклонение, исповедание, слушание, размышление, наслаждение. В широком смысле молитва - это связь, взаимный обмен, когда мы открываем Богу себя, а Он нам Себя. Играет ли Иисус какую-то значимую роль в этом обмене, кроме того, что предоставляет Свое имя ("во имя Иисуса")? Писание дает нам однозначный ответ - да!

1Ин 1:3: "о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом."

И общение (1Кор.1:9), и поклонение (Евр.13:15), и исповедание (1Ин.1:9), и слушание (Ин.10:27), и размышление (Ин.16:13-15) не происходят без участия Христа и нашего прямого к Нему обращения. Так и Павел и Иоанн своим примером свидетельствуют нам о таких отношениях с Господом (см. Деян.22:7-10,18-21 Деян.23:11, Гал. 1:16, 1Кор.11:23, Откр.1:1).

1Кор 1:9: "Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего."

Ин 15:1-8: "Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками."

Что значит "пребудьте во Мне, и Я в вас"? Каким образом поддерживается это пребывание во Христе, если не живыми постоянными отношениями? Разве не Сам Отец ввёл Сына в этот вечный круг общения, когда сказал:

Лук 9:35: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте."

Иисус сказал:

Ин 10:27: "Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною."

Ин 16:13-15: "Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам."

Так чей же голос мы слышим во время молитвы, Отца или Сына? И Отца и Сына, потому что Отец и Сын - одно, и Сын никогда ничего не говорил и не говорит от Себя.

1Ин 1:3: "о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом."
Откр 3:20: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною."

И наконец самое главное. Иисус - это единственный, установленный Отцом Небесным канал связи с Ним. Вне Сына нет общения с Отцом, нет истинного поклонения Ему:

Ин 14:6: "Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня."
Евр 13:15: "Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его."
1Ин 2:23: "Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца."

Для поддержания таких сверхъестественных непрерывных взаимоотношений с каждым из детей Божьих Иисус должен иметь соответствующие полномочия и возможности. Кем нужно быть, чтобы пребывать в каждом из детей Божьих и иметь одновременное общение с ними? Поэтому тот, кто отвергает Божественную природу Христа, сам себя отлучил от общения с Ним и с Отцом. Для него присутствие Христа, Его голос, Его жизнь в нас и через нас - не реальность, а красивая метафора, имеющая отношение не к Личности Иисуса, а всего лишь к Его учению. Поэтому в лучшем случае, такой человек имеет отношение к учению, а не Учителю, к интеллекту, а не Духу Христову, к знанию, а не общению.

Откр 3:20: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною."

Этот случай произошел с одним моим знакомым дьяконом. Впечатлившись этим местом из Писания, Он решил пригласить Иисуса провести с ним вечер за чашкой чая. Он хотел сделать это понарошку, так как к чаю у него ничего не было, но его остановила мысль "Так, стоп. А я хочу чтобы Иисус тоже пришёл понарошку?" После этого он пошёл в магазин, купил чай и печенье, накрыл на стол, сел и произнес: "Иисус, я приглашаю Тебя. Приди и вечеряй со мной". К чаю он так и не притронулся проведя следующие пол часа лёжа под столом в луже слез, переживая любовь Господа.
Как вы думаете, у дьякона после этого когда-нибудь возникал вопрос молиться Иисусу или нет?
Если он возникает у вас, то только потому, что вы нуждаетесь в личной встрече с Ним. Просто попросите Его о ней.

Можно ли молиться Сыну Божьему?

"В библии я нигде не видел примеров и указаний молиться кому-то, кроме Отца Небесного. Я чту Иисуса Христа как Господа, но правильно ли молиться Ему? Сам я молился Сыну Божьему раньше, но какова воля Бога на это? Неважно ваше личное мнение, важно библейское обоснование этого".

Так есть ли в Библии примеры и указания на то, что можно молиться Сыну Божьему?
Давайте начнём с примеров. Разве Вы не помните, Кому молился Стефан, побиваемый камнями?

и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: 
Господи Иисусе! приими дух мой. ⁶⁰ И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
(Деян 7:59-60)

Но, может быть, примеры есть, а указаний нет? Разве Сам Иисус призывал учеников молиться Ему?
Да, есть и указания!

Если о чем попросите Меня во имя Мое, Я сотворю.
(Ин 14:14, пер. Кассиана)

Вообще, мы должны понимать, что, даже когда мы молимся Отцу во имя Иисуса Христа, мы молимся Ему через Христа. Именно Сын выступает нашим ходатаем в нашей молитве:

Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
(Рим 8:34)
посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
(Евр 7:25)
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
(Ин 14:13)

Ну и довольно странно видеть, что некоторые люди почитают Иисуса как Господа, но стесняются молиться Ему как Господу. А вот Павел не стеснялся:

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
(2Кор 12:8)

Так что, даже оставив в стороне богословские вопросы, мы найдём в Библии достаточно ясных примеров и указаний, что можно, конечно же, молиться Сыну Божьему, Господу нашему Иисусу Христу!


О поклонения Христу

"Они громко пели: Достоин Ягненок, Который был принесен в жертву, принять власть, богатство, мудрость, силу, честь, славу и хвалу! Потом я услышал, как все существа на небе, на земле, под землей, на море, и все, что в них говорили: - Сидящему на троне и Ягненку да будет хвала, честь слава и власть вовеки! Четыре живых существа говорили:«Аминь!» И старцы упали и поклонились."
(Откровение 5:12-14)

Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
(От Матфея 4:10)

"Есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос...
Посему будем все делать так, как бы Он Сам был в нас, чтоб мы были Его храмами, а Он был в нас Богом нашим, как Он и действительно есть..."
(Игнатий с 67 года епископ Антиохии казненный Трояном в 107 году)

"...у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, ЕСТЬ ТАКЖЕ БОГ"
(Иустин Мученик Аппология 139-150 гг.)

Начиная уже с первого века христиане в Римской империи преследовались за их отказ поклоняться цезарю как богу, что считалось проявлением нелояльности и приравнивалось к государственной измене. Исторические свидетельства того времени говорят о христианах как о тех, кто поклоняется иному Царю - Иисусу. Именно поклонение Христу как Богу было тем основным признаком по которому римские власти отделяли христиан от иудеев. Если бы христианин перед лицом мученической смерти заявил "вы не правильно меня поняли, я унитарий и не поклоняюсь Христу как Богу", то это было бы равносильно отречению, потому что согласно историческим сведениям тысячи христиан по всей Римской империи принимали мученическую смерть именно как Христопоклонники, за свое поклонение Иисусу как Богу.

Например, наместник Вифинии Плиний в своём письме императору Трояну в 115 году писал, что "христиане собираются перед рассветом, воспевая Христа как бога, и дают обет не совершать краж, прелюбодеяний или каких-то других подобных грехов".

Так что мы должны либо признать, что церковь уже к концу первого века повально впала в идолопоклонство, либо унитарианство - появившаяся позднее ересь.

Далее, учитывая склонность язычников к поклонению различным идолам и чудотворцам (Деян.14:11), вам не кажется странным, что никто из апостолов ни разу не предостерег ни одну общину от скатывания в поклонение Христу как Богу? Ведь сегодня, читая их послания я прихожу именно к такому выводу - Его стоит не просто почтить как почитают какого-нибудь земного царя, но славословить, воздавать хвалу и славу, превозносить, поклоняться. Почему апостолы, побуждая славословить и почитать Сына, указывая на Его единосущность Отцу, всячески превознося Его, при этом не боятся, что церкви упадут в "идолопоклонство"? Никто ни разу не написал типа "Только не поклоняйтесь Ему как Богу, потому что у вас только Отец - Бог". Ответ очевиден. Проблемы чрезмерного поклонения Иисусу просто в принципе не могло существовать. Почему? Для меня ответ очевиден. Петр в Деяниях и ангел в Откровении удерживают людей даже от мало мальского выражения почтения сразу указывая им на Бога (Деян. 10:26, Откр.18:10, 22:8-9). Вы можете найти нечто подобное в служении Христа? Нет! Ни разу! Он совершенно спокойно, ни разу никого не одернув, принимает славу и поклонение людей, какбуд-то имеющий на это полное право (Мат. 2:11, 14:33, 28:9,17, Лук. 17:16, 24:52, Ин.9:38, Откр 1:17-18,

Сравните реакцию Ангела и Иисуса на преклонение человека:

Откр 19:10: "Я пал к ногам его (Ангела), чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись; ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества."

Откр 1:17-18: "И когда я увидел Его (Иисуса), то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти."

Откр 5:8: "И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых."

Фактически, Иисус приравнял поклонение Себе к поклонению Отцу, совершенно при этом не беспокоясь о том, что противоречит и первой заповеди и Своим же Собственным словам (см. Мф.4:10):

Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
(От Иоанна 5:22-23)

Бог, однажды сказавший "славы Моей не дам иному" (Ис.42:8), превознес имя Иисуса, чтобы пред Ним преклонилось всякое колено (Флп.2:10). Ведь и Ангелам заповедано поклонение Иисусу (Евр.1:6). Поэтому тот, кто не находит причин для поклонения Иисусу противится воле Небесного Отца. Никакие текстологические и языковые изыскания ради оправдания своих заблуждений не помогут тем, кто отвергает Божество Христа игнорировать ясное свидетельство Писания в пользу поклонения Царю Царей Иисусу Христу.

Он, имея ту же природу, что и Бог, не хотел во что бы то ни стало сохранить Свое равенство с Ним, а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему Имя выше всех имен, чтобы перед Именем Иисуса преклонились все колени на небесах, на земле и под землей и чтобы каждый язык признал во славу Бога Отца, что Иисус Христос есть Господь! (К Филиппийцам 2:6-11)

Итак, единственная возможность выражать поклонение Иисусу Христу, как это описано в Евангелиях и посланиях, не нарушая при этом первую заповедь, возможно только при одном условии, что Иисус - Бог.

Иисус всегда был достоин поклонения, разделяя славу с Отцом:

Ис 42:8: "Я Господь, это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам."
Ин 17:5: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира."
Пс 137:2: "Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего."
Ин 1:14: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца."




2 комментария:

  1. 13 Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. (Иоан.3:13-18) И что Бог Безначальный Всемогущий Вездесущий и .... говорит о себе: Чис.23:19 Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?
    Ос.11:9 Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый; Я не войду в город.
    Мал.3:6 Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
    Иак.1:17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
    А обману как понимаю в котором учат что Бог изменился, стал человеком, родившись в теле женщины стоит ли верить? И Иисус Христос не просто так ведь говорил: Иоан.20:17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
    Матф.12:50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
    Мар.3:35 ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда Бог воплотился, Он не изменился. Божественная сущность Христа была есть и будет неизменной.

      Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. (Евр.13:8)

      Удалить