Преображение совести



(fs) К.Лирик



"На мой взгляд, самую страшную ошибку богословы совершают тогда, когда говорят людям, что совесть — это голос Божий в душе человека, что она и есть та сила в человеке, которая возвращает ему его изначальное достоинство, и что она, в отличие от других способностей, не была повреждена грехом".
(Чарльз Сперджен)

Ошибочное принятие совести за голос Божий приводит ко многим негативным последствиям для души, мотивируя ее к необоснованному чувству вины, осуждению, самоправедности или попустительству. Прежде чем совесть станет действенным инструментом духовного различения, она должна быть приучена распознавать и защищать наши обновленные ценности - ценности Царства.

Что же такое совесть?

Совесть ж.р. - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.
(В.Н.Даль)

Душа человека была изначально создана доброй. Совесть - это интуитивная предрасположенность к добру, которая сохранилась в нем и после грехопадения.

Склонность к добру была заложена при сотворении, а вот повод поступать вопреки этой склонности появился в результате познания добра и зла. Поступок вопреки предрасположенности к добру влечёт за собой негативные последствия для души в виде чувства вины и стыда. Это естественная защитная реакция души на то, что противно её изначально доброй природе (см. Кто сказал тебе что ты наг?)

Стыд и чувство вины - это реакция совести на сделанный грех. Возьмём для примера физическую боль. Можно ли сказать что причиной боли являются нервные окончания? И да и нет. Первичная причина - повреждение тела, а нервы фиксируют это повреждение, свидетельствуя о зле, причиненном телу. Так и совесть - это нервы души. Когда человек делает зло, он наносит вред своей душе и совесть ему свидетельствует об этом.

Совесть - это функция сердца, которая осуществляет связь между его внутренними эталонами, ценностями и внешними реакциями души. Совесть, образно выражаясь, является охранником сокровищницы сердца, который стоит на страже его сокровищ. Она возбуждает чувство справедливости и руководит процессом суда, потому что в этом и заключается ее функция - распознавать и осуждать всякое несоответствие внешнего поведения внутренним сердечным ценностям и эталонам:

Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется
(1Кор.8:7,8)
Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? 
(1Кор.10:29)

Совесть этих людей, упомянутых Павлом, опираясь на внутренний эталон святости, сформированный ложным предрассудком об идоложертвенной пище, реагировала осуждением в случае когда они сами вкушали пищу, посвященную идолам или видели как это делают другие. И прежде чем совесть этих людей очистится от суеверия, им нужно время, чтобы дорасти до того же познания истины, которое было у Павла. Так что наиболее надежным инструментом распознания истины (в том числе и эталона святости) для нас должно оставаться зеркало Божьего слова, в котором мы узнаем что в нас от Бога, а что от людей, что является верой, а что суеверием.

Подробнее о формировании и изменении сердечных ценностей и эталонов вы можете прочитать в статье Преображение сердца

Из-за того, что формирование ценностей у каждого человека происходит индивидуально, то и совесть проявляет себя по разному. Поэтому за одно и тоже действие один человек может испытывать угрызения совести, а другой нет.

Моральные ценности, которыми руководствуется совесть верша свой суд, бывают врожденными и приобретенными. Врожденные моральные ценности - это, по выражению Клайва Льюиса, естественный закон, находящийся в природе каждого человека. Приобретенные ценности - это религиозно-этическая надстройка, это продукт социальной среды, воспитания, культуры и т.д.
Поэтому, помимо естественного закона, совесть Иудеев руководствуется законом Моисея, совесть язычников регулируется воспитанием, культурой, нравственными ценностями, государственными законами, ну а совесть христиан прежде всего должна быть послушна Евангелию. После рождения свыше, врождённая, естественная часть сердечных ценностей верующего должна быть приведена под контроль духа, а приобретенная часть реформирована и изменена Евангелием. Позволяя Святому Духу и Божьему Слову изменять наши ценности, мы таким образом активизируем, обостряем и обновляем нашу совесть.

*****

Прочитайте Ин. 8:3-11

Эта история о женщине, которую уличили в прелюбодеянии и привели к Иисусу, чтобы выяснить Его мнение. На примере отношения этих людей Иисус раскрывает одну из самых распространенных уловок самообольщения, когда действие совести направлено наружу, якобы ради торжества справедливости. Создаётся иллюзия активной совести, в то время как сам обличитель остается вне её суда. Мы наблюдаем это каждый раз, когда окружающей несправедливостью и аморальностью возмущаются люди, в тоже время остающиеся совершенно слепыми в отношении собственной нравственной нечистоты:

Рим 2:3: "Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?"
Рим 14:13: "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну."

Это та причина, по которой мы можем наблюдать наибольшую аморальность именно в рядах легалистов. И это весьма показательно, что Сын Божий был распят руками одних из самых великих моралистов и законников в истории.

Совесть законников сфокусирована на ценностях, для Царства Небесного являющихся второстепенными и незначительными. 

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Матф.23:23)

Защищая прообразы, эти люди не заметили, как вступили в конфронтацию с реальностью, на которую они указывали. Сохраняя внешний вид благочестия, они усыпили свою совесть. Руководствуясь законом Моисея, иудеи хотели побить блудницу камнями, но слова Иисуса неожиданно обратили их взор с несчастной женщнины на их собственные сердца и пробудили совесть. Точно так же и наша совесть через изменение сердечных ценностей должна быть пробуждена Евангелием и приведена в подчинение ценностям Царства (Рим.9:1, 1Пет.3:16). Совесть, с которой этого не произошло, Павел называет немощной (1Кор.8:7). Верующие, руководимые такой необновленной совестью, вынуждены либо постоянно ходить под гнетом осуждения и страха, либо как фарисеи пребывать в обольщении законничества и самоправедности.

1Кор 8:7: "Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется."
1Тим 4:2-3: "через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением."

Заметьте, что люди с сожженной совестью здесь - это как раз те же самые "побиватели камнями", которые принуждают верующих к подчинению законам и правилам. Для них жертвы Иисуса никогда не будет достаточно для очищения:

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
(Тит.1:15)

Что делать, если согрешив, я искренне раскаялся, но при этом продолжаю испытывать угрызения совести? Такую совесть нужно подчинить Божьему слову: 

если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1Иоан.1:9)

В противном случае не обновленная совесть продолжит осквернять мои отношения с Богом необоснованным чувством вины:

Евр 9:14: "Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!"

Немощная совесть может быть как отягощена законом, так и ожесточена грехом, когда она, по причине упорного игнорирования ценностей Царства, противления им, становится бесчувственной к обличению Духа:

Еф 4:18-20: "будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа;"
1Тим 1:19: "имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере"

Иисус, говоря о последнем времени, предупреждает, что любовь охладеет во многих не по причине умножения закона, о чем многие сейчас превратно учат, а как раз таки по причине умножения беззакония, которое мотивируется лжеучителями и лжепророками:

Мат 24:11-12: "и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь".

Почему солдаты на войне намного спокойней относятся к насилию, страданию и смерти? Почему они могут делать такое, чего никогда бы не позволили себе в обычной жизни? Эти люди, оправдывая себя необходимостью, позволили окружающему их насилию извратить свои ценности и таким образом ожесточили свою совесть. Так будет и в последнее время, посреди всеобщего разложения и беззакония, многие даже из избранных ожесточат сердца и совесть бесчувствием ко греху и насилию.

*****

Тит 1:15: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть."
1Кор 8:7: "некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется."
Евр 10:22: "да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою"

Порочная совесть - это совесть, которая перестала исполнять свое изначальное предназначение, т.е. испорченная. 

Как видим, совесть не является неизменяемой константой, голосом истины. Она может стать заложницей ложных ценностей, заблуждений и предрассудков, навязываемых окружающей социально-культурной или религиозной средой. Будучи обманута ложным учением, совесть и сама в свою очередь становится инструментом обмана, либо навязывая человеку необоснованное чувство вины и осуждение окружающих (см. Кол.2:16, 1Кор.8:7), либо мотивируя его к необоснованному попустительству, легкомыслию и безответственности (см. Иуд.1:4, Еф.4:19, Откр.3:17).

Должны ли мы в таком случае прислушиваться к ее голосу? Несомненно. Но этот голос должен быть проверен и подчинен более совершенным инструментам распознания истины - возрожденному духу и Слову Божьему.

1Пет 3:21 (NRT): "Крещение является не смыванием грязи с тела, но просьбой к Богу о доброй совести через воскресение Иисуса Христа."

Писание побуждает нас ни в коем случае не игнорировать совесть, иначе это может привести к ожесточению сердца. Совесть нужно настраивать и подчинять духу и Божьему Слову. Благодаря реакциям совести, мы можем увидеть какие именно ценности должны быть изменены в наших сердцах.

1Кор.10:29: "для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?"
1Кор 4:3-4: "Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь."
Рим 9:1: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом"

Павел судит себя обновленной в Духе Святом совестью, к чему призывает и нас (1Кор.11:31, 2Кор.13:5). Поэтому он смело предоставляет себя чужим совестям, будучи внутренне от них свободным  (2Кор.4:2, 1Кор.9:19). С другой стороны, Павел все же не до конца доверяет суждению и собственной совести, всегда оставляя  последнее слово за Богом.

Для невозрожденного человека игнорирование совести равносильно противлению Богу, потому что для него совесть - единственный источник света (см. Рим.2:11-16). Для рожденного свыше, на первое место в различении выходит возрожденный дух и Божье Слово, которые начинают обличать ложные ценности, заменять их истинными, и таким образом оживлять и перенастраивать, основанные на этих ценностях реакции совести. У верующего совесть оживает, обостряется, потому что на его сердечные ценности начинает оказывать влияние возрожденный дух, который до того был мёртвым. После рождения свыше совесть продолжает обновляться вслед за обновлением разума и изменением внутренних ценностей.

1Ин 3:18-21 (NRT): "Дети, давайте будем любить не только на словах, языком, но и на деле, истинной любовью. И так мы сможем узнать, что мы от истины, и успокоим наше сердце перед Ним. И даже если наше сердце осуждает нас, мы можем успокоить его, потому что Бог больше нашего сердца и знает все. Дорогие, если сердце нас не осуждает, то мы можем со всей уверенностью приходить к Богу."

Какой бы вид самообольщения мы не взяли, он всегда будет связан с действием неосвященной совести, приводящей либо к самооправданию либо к самоосуждению.

Прежде чем совесть станет действенным инструментом духовного различения, она должна быть приучена распознавать и защищать наши изменённые ценности - ценности Царства.

Евр 5:14: "твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла."



Слушать/скачать раздел "Преображение ума":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Преображение ума" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



Комментариев нет:

Отправить комментарий