Преображение сердца



(fs) К.Лирик


Что такое сердце?
Сердечные ценности
Эталоны
Изменение ценностей


Что такое сердце?

«Мы можем иногда приглашать Иисуса в гости, сохраняя при этом в своем сердце личное пространство, закрывая от Его взора шкафы и комнаты в которых царит беспорядок и разложен всякий ненужный хлам. Но если я приглашаю Иисуса жить в своем сердце, то должен понимать, что Он придет не с цветами и конфетами, а с метлой и шваброй.»
К.Лирик

Продолжая исследовать тему нового творения и обновления ума, я столкнулся с необходимостью объяснения понятия "сердце". В предыдущей статье, я уже писал о подсознании, которое является эквивалентом библейскому пониманию сердца. Рассмотрим теперь это понятие в библейском контексте более подробно.

"Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению."
(Рим.10:9,10)

Чем вера сердца отличается от простого интеллектуального согласия с истиной? Что такое сердечные помышления и чем они отличаются от помышлений разума? Какая связь между сердцем и разумом? Является сердце частью души, духа или это что-то третье? 

"Когда Библия говорит о сердце, она говорит о духе. Это и есть настоящий человек. Если вы будете думать так, то это поможет вам в вашей вере. Везде, где в Новом Завете используется слово сердце, подставляйте слово дух, и у вас будет более ясная картина того, о чем идет речь. Свыше рождается именно дух человека."
(Кеннет Хейгин)

Однако с таким пониманием я не могу согласиться, потому что оно никак не объясняет почему Писание настойчиво призывает нас к преображению сердца, как если бы речь шла не о духе, а о душе.

"Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня."
(Пс.50:12)
"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное."
(Иез.36:26)
"да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши"
(Еф.3:16,17)
"Светильник Господень — дух (nishama) человека, испытывающий все глубины сердца (lab)."
(Прит 20:27)
"Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах (lab) их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом."
(Иер.31:33)

lab - сердце, ум, разум; в евр. языке включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции.

Как видно из этих мест Писания сердце и дух это не одно и тоже. В тоже время Павел пишет:

"Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши."
(2Кор.1:22)
"А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"
(Гал.4:6)

Здесь под сердцем Павел подразумевает всего внутреннего человека - и его душу и дух (см. 1Пет.3:4). Если внимательно исследовать Писание, становится понятно, что сердце и дух не могут быть одним и тем же:

"Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии."
(Рим 8:15-16)
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти"
(Гал.5:16)
"Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово."
(2Фес 3:5)
"не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне"
(Евр 3:8)
"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого."
(Евр 3:12)

Писание призывает меня поступать по духу, а не по сердцу, потому что мое сердце, все еще нуждается в преображении.
Детьми Божьими нас сделала рождённая свыше природа - дух. Эта природа остаётся неизменной и все, что Писание в отношении нас говорит как о совершенном (Евр.10:14), святом (1Ин.3:9), законченном (Кол.2:10), неразрывном со Христом (1Кор.6:17) относится именно к нашему духу, в то время как наши сердца подвержены изменениям как в сторону духовную, так и в плотскую, как об этом Павел и предупреждает (2Фес.3:5, Евр.3:8,12). Так же и Иаков, обращаясь к рожденным свыше верующим призывает их по причине ревности духа (Иак.4:5) исправлять свои двоедушные сердца (ст.8). В отличие от рожденного свыше духа, сердце может быть двоедушным, колеблющимся, неискренним, порочным (Евр.10:22), обманутым (Иак.1:26), завистливым, сварливым (Иак.3:14), ожесточённым (Евр.3:8), лукавым, неверным (Евр.3:12) - хочу ещё раз подчеркнуть, что эти предупреждения адресованы рожденным свыше. 

Понятие "сердце" относится ко всему внутреннему человеку, включающим в себя и дух и душу. Поэтому Писание говорит о сердце, как в формулировках души (помыслы, воля, чувства), так и в формулировках духа (вера, поклонение, место обитания Святого Духа).

У духовного человека сердце в большей степени заполнено духом, у плотского - душой. Поэтому Писание призывает нас жить по духу, а не по сердцу, потому что сердце прежде должно быть покорено духом, оно все еще нуждается в преображении, "доколе не изобразится в нас Христос" (Гал. 4:19) (см. подробнее Спасены или все еще спасаемся?)

Сердце в широком смысле - сердцевина, главная, центральная, мотивационная часть чего-либо. Например, двигатель - сердце машины, мечта - сердце проекта и т. п.
Под сердцем Писание конечно же подразумевает не физический орган, а его ментального двойника. Как наше физическое сердце является центром жизнедеятельности нашего организма, снабжающим его кровью, так и сердце ментальное является центром жизнедеятельности души, её мотивационной частью. Поэтому Писание называет сердце внутренним человеком (Рим.6:22). Такой внутренний человек есть как у верующего, так и у неверующего. У рождённого свыше он обновляется, соединяясь с духом (см. Еф.3:16, 2Кор.4:16, 1Пет.3:4).

Хотя, как мы видели выше, сердце и дух это не одно и тоже, у рожденного свыше они тесно связаны и от глубины этой связи зависит степень той свободы и силы в которой он живёт.

"И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять."
(Иез 36:26-27)

В этом пророчестве о рождении свыше мы видим обетование о двух его составляющих - о новом духе и новом сердце.
Дух возрождается от Духа Святого (Ин. 3:6), а сердце - от Слова Божьего (1Пет.1:23, 2:2 Мат.13:19).

"Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле, чтобы дал Он вам по богатству славы Своей быть могущественно укрепленными Духом Его во внутреннем человеке так, чтобы вселился Христос в сердца ваши чрез веру, и вы были укоренены и утверждены в любви"
(Еф 3:14-17)

Внутренний человек есть как у верующих так и у неверующих. Например Павел до обращения ко Христу по своему внутреннему человеку находил удовольствие в законе Божьем (Рим 7:22 - см. комментарий ). У рожденного свыше  Дух Божий, соединившись с возрожденным духом (1Кор.6:17), начинает укрепляться во внутреннем человеке, в "человеке сердца":

"Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом."
(1Пет 3:3-4)

С одной стороны Дух Божий уже соединен с моим духом во внутреннем человеке, с другой стороны Христос все ещё продолжает вселяться в сердце. По сути речь идёт об обновлении нашего ума духом (Еф.4:23) , о приведении его в соответствие с природой нового творения. Именно об этом процессе обновления или "вселения Христа" в наши сердца и пойдёт речь дальше.

Сердце (греч. kardia) - это сокровенная, центральная часть человеческой души, определяющая мировоззрение и ценности. Иисус говорит о нем, как о сокровищнице:

"Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом. Копите лучше себе сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда воры не смогут проникнуть и украсть. Ведь где твое богатство, там будет и твое сердце. Глаз — это светильник всего тела. Если твой глаз ясен, то и все твое тело будет полно света. Но если глаз у тебя дурной, то все твое тело будет полно тьмы. Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тогда тьма! Никто не может служить двум господам. Он или одного будет ненавидеть, а другого любить, или же одному будет предан, а другим станет пренебрегать. Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству."
(Мат 6:19-24)

Мы видим материальный мир благодаря глазам, которые воспринимают отраженный от окружающих объектов свет. Когда глаза повреждены, тогда воспринимаемый ими свет обрабатывается неверно и окружающая действительность предстает искажённой (например у дальтоников).
Так же происходит и с нашим мировоззрением. "Свет, который в тебе" - это мировоззрение, которое обрабатывает и истолковывает окружающий мир, определяя наше отношение и нашу реакцию. Если мировоззрение сформировано ложными ценностями, тогда восприятие действительности будет искаженным. Именно о сердечных ценностях идет речь в предыдущем стихе, когда Иисус говорит о сокровище. "Если свет который в тебе есть тьма, то какова же тьма" - ложные ценности и сформированное ими искаженное мировоззрение не позволяют человеку отличать истинный свет от тьмы (см. Новая тварь: замена или подселение?)

"ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет."
(Пс 35:10)
"Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть."
(Тит 1:15)
"Из хранилища добра в своем сердце добрый человек выносит доброе, а злой человек выносит злое из хранилища зла. Ведь на языке у человека то, чем наполнено его сердце."
(Лук 6:45)
"Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни."
(Прит 4:20-23)

сокровища - жизненные ценности и приоритеты
источники - мотивы, желания.

Именно содержимое сердца делает человека злым или добрым.


Сердечные ценности

Ценности - это то, что имеет для меня цену, то, за что стоит расплачиваться чем-то менее для меня ценным. Иерархия ценностей - это система приоритетов, в которой более низкими ценностями я жертвую ради высоких ценностей. Например, личная безопасность является ценностью для любого человека. Однако некоторые люди с готовностью жертвуют собственной безопасностью ради отстаивания свободы или ради спасения чужой жизни.

Почему важно различать, управлять и настраивать свою систему ценностей?

95% нашей жизнедеятельности обусловлена подсознанием, то есть наши реакции на окружающую действительность происходят автоматически, по привычке, неосознанно. Получается, что мы не управляем своей жизнью, а лишь прокручиваем ментальные проекции прошлого, закрепившиеся в подсознании. Поэтому анализ ценностных понятий и основанной на них мотивации - это путь к осознанной жизни, путь к управлению своей судьбой. Этот путь начинается с двух вопросов:
  • Почему я так реагирую?
  • Какой должна быть моя реакция?
Поиск честного ответа на первый вопрос не так прост как кажется, потому что он касается сокровенной, неосознаваемой части личности - её мотивов, ценностей и нравственных понятий.

"Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их." 
(Прит 20:5)
"Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни." 
(Прит 4:23)

Сокровищница сердца - это и есть то, что в психологии называют подсознанием. Это вместилище ценностей.

Ценности бывают врождёнными и преобретенными.

Врождённые:
  • Животные - обусловлены гормонально мотивированными инстинктами: самосохранения, половой, материнский, доминирование.
  • Душевные - стремление к комфорту, безопасности, счастью 
  • Духовные - чувство справедливости, сострадание, милосердие, любовь, честность, жертвенность.

Приобретенные ценности - это религиозно-этическая надстройка, продукт социальной среды, воспитания, культуры и т.д. 

Сторонники эволюции утверждают, что нравственность - это не врождённый, а искусственный конструкт, который всегда можно поменять под конкретные исторические и социальные реалии. Например, семья как союз мужчины и женщины - это устаревшая идея, которую можно поменять. Естественным следствием эволюционного образа мышления стало "животное" доминирование, породившее нацизм и расизм. Если человек - это продукт эволюции и естественного отбора, когда выживает более сильный и приспособленный, т.е. тот, кто стоит в своем эволюционном развитии на ступеньку выше остальных, тогда расширение жизненного пространства за счёт менее развитых - совершенно естественный шаг.

Тоже самое животное доминирование бывает как откровенно низменным - "я сильнее, быстрее, хитрее, поэтому вы будете мне подчиняться", так и псевдодуховным - "я лучше, духовнее, нравственнее, поэтому имею право на господство". Однако истинная духовная власть строится на совершенно иных принципах (Мат.20:25-28).

Различие в системах ценностей производит мировоззренческий конфликт.

"Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне."
(Гал.4:29)
"ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся..."
(Гал.5:17)
"Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча: Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердца." 
(Евр 4:12)

Именно система ценностей побуждает человека избирать определенный круг общения и источники информации. Именно система ценностей определяет почему многие люди подвержены пропаганде, ведь она апеллирует к их низменным инстинктам и ценностям, не требующим никаких внутренних изменений.

Понятия формируют ценности, ценности определяют мотивы и приоритеты, мотивы определяют решения, решения определяют судьбу.

Если я хочу иметь добрую судьбу, мне необходимо привести ключевые жизненные понятия к единому эталону - к откровению Создателя. Кто я такой и каково́ моё предназначение, что такое любовь, дружба, семья... 

Далее, определение нравственных приоритетов, таких как вера, любовь, прощение, свобода, честность, достоинство, неизбежно приведет к конфликту, когда станет ясно, что за них нужно расплачиваться ценностями низшего порядка. Не списывать на экзамене, или не выполнить преступный приказ - цена и последствия бывают не сопоставимы, однако и награды будут разными. И главная награда, уже здесь на земле - степень преображения в Человека. 

А если обстоятельства вскроют мою истинную суть, и окажется, что мои высокие ценности лишь декларация и я не готов за них пожертвовать своей безопасностью или комфортом? Тогда у меня остаётся последняя добродетель - честность с собой. 

Если я отвергаю ее, тогда начинаю оправдываться "не я такой, жизнь такая", ожесточаю свое сердце, погружаю свою душу в ложь, создавая альтернативную нравственную реальность, в которой границы добра и зла размываются и мое поведение становится приемлемым. Такой путь гибелен для души.

Если же я избираю честность, тогда перестаю прятаться от света, не ищу извинений, открыто признаю, что движим низменными инстинктами и чувствами, не дотягиваю до Человека, и нахожусь в рабстве у животной сути. Такая искренность открывает дорогу Освободителю:

"Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете." 
(Ин 8:34-36)
"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды." 
(1Ин 1:9)

Мой путь к силе Божьей и истинному преображению лежит через признание собственного бессилия.


Эталоны

"не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная."
(Рим 12:2)

Когда мы говорим о преображении ума, то имеем ввиду изменение образа мышления. Что такое образ мышления? - это мировоззрение, привычка мыслить определенным образом в отношении определенных вещей. Это очки, через которые мы воспринимаем окружающую действительность, эталон, которым мы ее измеряем и судим. Где хранится этот сформированный, привычный образ-эталон? Писание называет это хранилище сердцем, психология - подсознанием.

Сокровищница сердца, или по словам Иисуса, хранилище - это наша собственная "палата мер и весов", в которой аккуратно хранятся эталонные для нас определения каждой вещи или понятия с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Обычно, эталоном понимания интересующего предмета для человека становится та информация, которую он услышал первой. Поэтому наиболее устойчивые убеждения человека формируются в его детстве.

"Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится."
(Прит 22:6)

Представьте, что мой отец подарил мне эталонную гирьку, на которой написано 1000 грамм. Но чего я не знал, так это, что на самом деле, настоящий вес гирьки 1200 грамм. И вот я прихожу в магазин, где мне взвешивают 1 кг. мяса, после чего я ставлю на весы свою проверочную гирьку и обнаруживаю, что весы вместо килограмма показывают 1200 грамм. Это становится причиной конфликта, потому что я уверен, что мне недовесили 200 грамм мяса. Но истинная причина конфликта в том, что у меня был неверный эталон, из-за которого мои требования оказались существенно завышенными. От степени моей уверенности в правильности эталона будет зависеть какое количество конфликтов мне придётся пройти, прежде, чем я догадаюсь, что с моей гирькой что-то не так.
Многие всю жизнь применяют к окружающей действительности ложные эталоны под названием дружба, любовь, вера, семья, церковь, Бог, порождая вокруг себя конфликты и разделения, загоняя себя в разочарование и безысходность.

А теперь я хочу привести несколько примеров формирования эталонов-ценностей в сердце человека.


Эталон "Порядок"

Чтобы было легче понять предмет обсуждения, я хочу начать с наиболее простого понятия, которое хотя и не кажется таким уж важным, тем не менее очень часто становится причиной конфликтов и разочарований.
Я рос тихим и спокойным ребенком, который до четырнадцати лет был единственным в семье. Мама всегда хвасталась, что рядом с таким ребёнком хрустальные вазы на журнальных столиках в нашем доме могли чувствовать себя в совершенной безопасности. Кроме того, моя мама является перфекционисткой в том, что касается порядка в доме - любой ценой, в любое время дня и ночи все должно быть вылизано и лежать на своих местах. Этот эталон порядка, перенятый мной от матери, превратился для меня в серьёзную проблему когда я стал папой двоих детей с совершенно незнакомым для меня темпераментом. Невозможность поддерживать в доме эталонный для меня уровень порядка стал причиной постоянных конфликтов и моих эмоциональных срывов на жену и детей. Так продолжалось до тех пор, пока я не увидел, что на одной чаше весов лежит мой эталон порядка, а на другой - добрая атмосфера в семье. Тогда я взял ножовку и, скрипя сердце, отпилил кусок от своего эталона... а потом ещё один... и ещё... Сегодня у меня семеро детей и я все ещё пилю... Я хочу, чтобы однажды вернувшись уставшим с работы, я смог улечься на полу, прямо посреди разбросаных игрушек, вещей и порваных листов моего блокнота и почувствать себя совершенно комфортно и счастливо в окружении таких же счастливых детей. Я не говорю сейчас о том, что не нужно приучать детей к порядку, но о том, чтобы ни я ни дети не чувствовали себя при этом несчастными.
Кроме того, вы можете так же почитать о похожем эталоне под названием "Дисциплина":


Эталон "Кто я"

В отличие от предыдущего, этот эталон наоборот является наиболее важным, оказывающим влияние на все остальные ценности, потому что вопрос самоидентификации и отождествления - это ключевой вопрос веры, так как от глубины осознания кем я стал и чем обладаю во Христе зависит степень моей свободы и эффективности для Царства. Именно поэтому наибольшие усилия враг предпринимает для искажения именно этого эталона, постоянно пытаясь наделить нас ложной тождественностью, заставляя свести взгляд с Иисуса на себя и окружающий мир (Рим.8:1-13).
Мы уже подробно разбирали вопрос отождествления в Разделе II, "Преображение духа" (см. Оглавление)


Эталон "Любовь"

Окружающий мир формирует такое понимание любви, что когда большинство людей произносит "Я тебя люблю", то подразумевает приблизительно следующее:

"Мне хорошо и комфортно рядом с тобой. Я чувствую, что ты можешь сделать меня счастливым".

Любовь покупается и продаётся, поэтому для мира абсолютно чуждо понимание безусловной любви. И по этой причине мы испытываем трудности в осознании и принятии любви Небесного Отца, безуспешно стараясь её заработать.
Что можно ожидать от союза двух эгоистов, каждый из которых пытается за счет близости удовлетворить свои собственные душевные, физиологические и материальные потребности? Именно поэтому мы живем в век беспорядочных связей, разрушенных семей, в век разочарований и тотального одиночества.
"Любовь не ищет своего" - важнейшая характеристика истинной любви. Поэтому под словами "я тебя люблю", мы должны подразумевать приблизительно следующее:

"Я тебя люблю, поэтому нахожу удовольствие в восполнении твоих душевных и физических потребностей. Я тебя люблю, поэтому нахожу счастье в том, чтобы делать тебя счастливым, даже ценой собственных желаний и комфорта."

Любовь - это ежедневный труд осчастливливания того, кого любишь. И именно в этом труде сокрыт секрет нашего собственного счастья. И никто не сможет быть счастливым через удовлетворение эгоистичных желаний и достижения комфорта, требуя от окружающих обеспечения своего собственного счастья. Мы так сотворены.
Подробнее на тему этого эталона читайте в статьях:


Эталон "Отец"

Женщина, подсознательно ощущая себя виновной за то, что в детстве отец бросил её и маму, может испытывать серьёзные трудности в своих взаимоотношениях теперь уже с Отцом Небесным, постоянно находясь под гнётом вины и страха потери Его расположения, ощущая, что Он в любой момент может бросить её, как в свое время бросил земной отец.
Таким образом мы можем видеть как любое эталонное понятие, спрятанное в нашем сердце, в подсознании, и зачастую не очевидное для нас самих, формирует наше внешнее отношение к окружающей действительности. Вы никогда не сможете изменить свое отношение, если вначале не увидите каким именно эталоном оно сформировано и не замените его на истинный.
Другие примеры формирования этого эталона вы можете увидеть в статьях:


Эталон "традиция"

Немало разделений и споров вызывает так же вопрос приемственности традиций (семейных, церковных, национальных и т.д.). Например в мой семье произошло столкновение традиций правильного поедания драников - руками или вилкой. Количество церковных деноминаций указывает на разное понимание традиций в поклонении, молитве, причастии и даже в толковании Писания.
Это так мило, когда потомственный миссионер рассказывает вождю племени каннибалов о важности приемственности семейных и общинных традиций и ценностей. Если вождь при этом понимающе кивает, миссионеру лучше убраться из племени до обеда.
Или представьте как выращенный благочестивой матерью Тимофей о том же самом учит Гедеона, выросшего в атмосфере идолопоклонства.

Когда какой-нибудь служитель в третьем поколении начинает учить о приоритете для личного богопознания семейных или церковных традиций и ценностей такого как я, на кого после обращения восстал весь атеистическо-православный семейный уклад; кого в церкви за провинности материли и били резиновым шлангом по обнаженной спине - с моей стороны это вызывает лишь печальное умиление светлой наивностью такого учителя.


Эталон "семья"

Женщина постоянно провоцирует конфликты с мужем. Он не курит, не пьёт, порядочный, работящий и все равно доходит дело до развода. Затем она выходит замуж за пьяницу и разгильдяя и... наступает хотя и уродливая, но какая-то гармония. В чем дело? Дело в том, что внутренний мир этой бедной женщины был искарежен жизнью в семье отца-алкоголика, поэтому жизненные ценности её первого мужа были для неё незнакомы и чужды, а собственная роль в семье неопределенной, что являлось причиной постоянного внутреннего напряжения и дискомфорта. Когда же она нашла мужчину с таким же искареженным внутренним миром как у неё самой, она вернулась к образу отношений,  который был хорошо усвоен ею с детства, наступила идиллия. Вот почему отношения в плотских семьях зачастую выглядят более гармонично, чем в семьях, в которых один супруг духовный а второй плотской. Это верно не только для семьи, но и для любого рода отношений - на работе или даже в Церкви.

К примеру пара хочет создать семью, но у каждого разное понимание, что такое семья:

Она: семья - это пять детей, собака и две кошки
Он: семья -  это один ребенок и одна дохлая канарейка

Разные эталонные понимания - это постоянный источник конфликтов и разочарований в семье. Чтобы свести конфликты к минимуму либо ей нужно подкрутить свои весы, либо ему подпилить свою гирьку.
Чтобы избежать в будущем ненужных конфликтов и разочарований молодым людям до вступления в брак необходимо привести к общему знаменателю как можно больше эталонных пониманий. Этим же, например, занимаются в миру психологи, когда помогают супругам с помощью компромиссов привести их эталоны хоть к какому-то общему среднему значению, которое удовлетворяло бы обоих.

А вот пример того, как апостол Павел пилит собственный эталон свободы ради чужого и притом превратного понимания святости:

"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. … (но), если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего."
(1Кор 8:8,13)
"Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести... Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых."
(1Кор.9:19,22)


Считая себя более духовно зрелым, чем моя жена, я много раз поддавался соблазну начать подкручивать её весы. Ни к чему хорошему это никогда не приводило - я получал по рукам за то, что касался её ценностей. В конечном итоге я понял, что менять её ценности и эталоны это не моя забота. Моя ответственность в том, чтобы помочь ей прежде всего личным примером приобрести стабильные отношения с Богом и тогда Он разберётся с её эталонами и ценностям, так же как Он это делает с моими.
Если для вас отношения важнее чем ваши эталоны, тогда не пытайтесь подкручивать чужие весы, ведь вам даже свои ценности крайне сложно изменить. Лучше пилите собственные гири.

Но в теме изменения эталонов есть еще кое-что очень важное. Нам, как верующим, нужно понимать, что есть такие эталоны, которые должны остаться нетронутыми независимо от того, как это отразится на ваших отношениях с окружающими. Это тот случай, когда обстоятельства или люди принуждают нас поступиться истиной или своими отношениями с Богом.

"Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня"
(Мат 10:37)

Исходя из вышесказанного становится совершенно очевидной мудрость повеления Павла:

"Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?"
(2Кор 6:14)


Изменение ценностей

Познание Бога вводит нас в Его палату мер и весов, где посредством Святого Духа и Божьего Слова начинается процесс замены ложных эталонов на истинные. И это совершенно естественно, что чем больше времени провели в этой палате два человека, позволяя Богу менять свои ценности, тем легче им впоследствии придти к единству и гармонии, испытывая истинное наслаждение от взаимоотношений друг с другом.

Но с другой стороны, нужно так же понимать, что не бывает идеальных половинок. Какой бы несовершенной ни была моя половинка - для меня она не препятствие моему счастью и комфорту, а инструмент моего преображения, постоянно вскрывающий во мне те вещи, которые должны измениться и умереть. Именно её несовершенство, даёт мне повод к осознанию своей зависимости от Божьей благодати и побуждает меня больше времени проводить с Ним.

Как же именно происходит этот процесс изменения ценностей, замены эталонов, или, другими словами сказанными в начале данной статьи - процесс вселения Христа в наши сердца?
Итак, Христос, как уже и было сказано выше, находится внутри нас, внутри рожденного свыше духа, где находится не только вся необходимая информация об истинных эталонах Царства, но и сила для их внедрения в наши жизни.

Сердце - это средоточие личности. Это совокупность мыслей и чувств, определяющих личное отношение к себе, к жизни, к Богу. Другими словами это мировоззрение или доминирующее мышление. Именно сердце отвечает за отождествление, жизненные ценности, приоритеты, за процесс принятия решений. Думаю, это то что психология называет подсознанием. Сознание отвечает за управление жизнью, а сердце (подсознание) - это то, на чем это управление основано, чем оно мотивировано. Связь между сердечными ценностями и реакциями души осуществляется функцией сердца под названием совесть (Рим 9:1, 1Иоан.3:19-21). Совесть, образно выражаясь, является охранником сокровищницы сердца, который стоит на страже его ценностей и эталонов. Она возбуждает чувство справедливости и руководит процессом суда, потому что в этом и заключается ее функция - распознавать и осуждать всякое несоответствие внешнего поведения внутренним сердечным ценностям и эталонам:

"Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем."
(1Кор.8:7,8)
"Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?"
(1Кор.10:29)

Совесть этих людей, опираясь на внутренний эталон святости, сформированный ложным предрассудком об идоложертвенной пище, реагировала осуждением в случае когда они сами вкушали пищу, посвященную идолам или видели как это делают другие.

Разум выступает посредником между сердцем и окружающей действительностью. Он интерпретирует получаемую информацию и либо отвергает ее как ложную, либо принимает за истину и тогда она попадает в сердце и становится частью мировоззрения. Поэтому разуму свойственно анализировать, колебаться, менять мнение. Но когда информация находится в сердце и является частью личных убеждений и ценностей тут уже значительно труднее что-либо изменить.

Таким образом, чтобы вера была сердечной, истина должна быть частью мировоззрения, определяющей отношение к бытию и к принимаемым решениям.

Понятия формируют ценности, ценности определяют мотивы и приоритеты, мотивы определяют решения, решения определяют судьбу.

Вот почему Соломон так эмоционально призывает:

"Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни."
(Прит 4:20-23)

Хранить (нацар) - беречь, стеречь, соблюдать. Писание призывает нас разумно управлять содержимым своего сердца, позволяя Слову Божьему обнажать и заменять то, что не соответствует истине и рожденной свыше природе дитя Божьего. Мы можем вынести из сердца лишь то, что вначале в него внесли.

Обновляя разум Словом Божьим, мы таким образом внедряем в свои сердца ценности Царства Божьего.

"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный."
(Пс 138:23-24)
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
(Евр 4:12)

Сердечная вера - это доминирующее мышление, т.е. образ мыслей являющийся определяющим в отношении к обетованию и к проблеме. Мысли сомнения в таком случае - это просто искушение, которое разбивается, сталкиваясь с сердечной верой. Если же доминирующим является плотское мышление, сконцентрированное на негативном опыте и материализме - это и есть сердечное неверие или по словам Иакова - двоедушие. В таком случае любое обетование Божье будет наталкиваться на непробиваемое человеческое "да, но..."

Не усомниться в сердце - это значит, сфокусироваться на обетовании и ни при каких условиях не пересматривать свое отношение к нему (см. Измени отношение к Слову!)

Мы приходим к Богу с искореженным внутренним миром, со злыми израненными сердцами, заполненными ложными ценностями, влекомые эгоистичными мотивами.

Изменение происходит путем перевода ценности из области подсознательного в сознательное, тогда мы получаем возможность через Слово Божье быть очищенными от лжи:

"Помыслы в сердце человека — глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их."
(Прит 20:5)

Христианское консультирование по сути - это выявление ложных сердечных ценностей и замена их на истинные.

"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его."
(Иер 17:9-10)
"Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть."
(Еф 5:13)
"Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога."
(1 Кор 4:4,5)
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
(Евр 4:12)
"и познаете истину, и истина сделает вас свободными."
(Ин 8:32)

Однажды, когда я шел в церковь, чтобы проводить служение, Бог спросил меня, зачем я туда иду. Я тогда не смог ответить, а лишь спросил, почему я должен идти. Бог ответил: "Потому что Я тебя посылаю". Позже я понял, почему Господь задал мне этот вопрос. Очень часто я служил и поклонялся Ему с целью ощутить свою значимость. Иногда, когда я готовился к служению, я ловил себя на том, что представляю, какую реакцию у людей вызовет мое служение. С целью получить от людей желаемый отклик я просил у Бога помазания и силы. Я хотел, чтобы Он своим присутствием подтверждал перед церковью истинность моего служения и призвания поклонника.
Желание иметь одобрение, принятие и успех были вызваны недостатком осознания моей ценности в глазах Бога, неуверенностью в Его принятии и любви. После того, как свет проник в эту область моего сердца, Божий Дух привёл меня к свободе от честолюбия. (подробнее - Преображение мотивации)

"где сокровище ваше, там будет и сердце ваше." 
(Мат 6:21)

Изменение наших внутренних ценностей сродни натуральному обмену - за то, что для нас является более ценным, мы расплачивается тем, что для нас менее ценно. 

К примеру, если я хочу сделать общение с сыном ценностью, поднять его в списке моих приоритетов, тогда я должен начать за это платить. Если я подавил желание отмахнуться от сына ради футбольного матча, и повернулся к нему, чтобы уделить его интересам всё свое внимание - в этот момент моё сердце получает команду поднять сына в списке моих приоритетов. Этот порыв станет для меня тем более предпочтительным и естественным, чем чаще я принимаю решение в пользу сына. 

Моё подсознание - это живая, постоянно меняющаяся таблица ценностей, которым душа аккуратно и кропотливо выставляет рейтинги в соответствии с моими решениями и поступками. Дух постоянно побуждает душу ставить на первое место интересы Божьего Царства и его нравственные ценности. Если же я раз за разом начну игнорировать эти интересы, душа понизит их в рейтинге, поставив ниже удовольствий, славы, денег, эгоизма и сигналы совести станут более слабыми, она уже не будет так ревностно оберегать то, что душа перестала считать высшей ценностью. К теме ценностей мы еще раз вернемся в главе Низвержение идолов.

Я должен делать добро по одной единственной причине - потому что я добрый, тогда это делание будет для меня простым, естественным, привычным и не требующим особого внимания и награды. Делание добра должно быть для меня обезличенным, не персонифицированным - просто потому что так надо, так правильно, а не для того, чтобы кому-то что-то доказать или показать, в том числе и самому себе. Иначе большой вопрос к моей мотивации:

"Ты же, когда помогаешь бедным, делай это так, чтобы твоя левая рука не знала, что делает правая"
(Матф.6:3)

Привычка - это действие, которое мы совершаем неосознанно на основании информации, закрепившейся в подсознании путем многократного повторения (инстинктивно). Большинство наших реакций на окружающую действительность происходят неосознанно, инстинктивно. Если мы хотим изменить неправильную реакцию, ведущую например ко греху или конфликту, то вначале должны увидеть ту ложную информацию, которая закрепилась в моем сердце и стала причиной негативного поведения, а затем заменить её на истину. Но как это сделать практически? Верой!

"Поэтому преклоняю колени мои пред Отцом, от Которого получает имя всякое отцовство на небесах и на земле, чтобы дал Он вам по богатству славы Своей быть могущественно укрепленными Духом Его во внутреннем человеке так, чтобы вселился Христос в сердца ваши чрез веру, и вы были укоренены и утверждены в любви"
(Еф 3:14-17)
"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением."
(Кол.2:6,7)

Господь в моё сердце вселяется точно так же, как Он когда-то вселился в мой дух - верой.

"Кто усмотрит погрешности свои? От тайных [моих] очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!"
(Пс.18:13-15)

Если даже Давид, муж по сердцу Божьему, заявлял о собственном бессилии в деле изменения своего сердца, то что же говорить о тех из нас, у кого для успеха никогда не было достаточно ни мудрости, ни силы воли? Если бы мы сами могли изменить себя, Иисусу незачем было бы приходить. Но Он одним приношением навсегда сделал нас совершенными! Все, что требуется для проявления этого совершенства в наших душах и жизнях - вера.

Простой пример того, как это работает. Зная свой перфекционизм в отношении порядка, возвращаясь домой, я начинаю благодарить Бога за то, что Он дал мне мир и радость, не зависящие от внешних обстоятельств, за мудрость правильного сбалансированного отношения к порядку в доме и к воспитанию  детей. Я благодарю и провозглашаю истину слова в отношнеии себя и семьи до тех пор, пока не приходит в этом твердая уверенность. И, о чудо, оказывается это работает! Правда для такого образа поведения и мышления нужно проявить определенную настойчивость (еще раз прочитайте определение привычки, данное выше). В тоже время, каждая моя попытка самостоятельно изменить свои ценности и взять под контроль соответствующее им поведение всегда оборачивалось для меня полным крахом и разочарованием.

"Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово."
(2Фес 3:5)
"...сокровенный сердца человек в нетлении кроткого и тихого духа, что драгоценно пред Богом."
(1Пет 3:4)

Желание Божье - увидеть нас целостными, когда и дух и душа гармонично соединены во внутреннем человеке.


Кеннет Е. Хейгин:

"Запишите это и не забудьте: вера будет действовать в вашем сердце, несмотря на сомнения в голове! Вот что приводит многих христиан к поражению. Из-за сомнений в голове они говорят: «Я сомневаюсь, я знаю, что это есть во мне». И на самом деле, хотят они того или нет, они постоянно могут говорить ложь. Они просто не знают о том, что вера будет действовать в вашем сердце наряду с сомнениями в голове. Иисус ни слова не сказал о том, что вы не можете сомневаться в уме. Он сказал: «...и не усомнится в сердце своем»
(Мар. 11:23). Именно сердечная вера, а не вера из головы порождает результаты! В Притчах (3:5) говорится то же самое. "Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой". Ваш разум, или понимание, — это состояние вашего ума, ваше человеческое мышление. Другими словами, этот стих можно прочесть так: «Доверяйте Господу всем сердцем и не полагайтесь на свой разум или человеческие доводы». Но именно в этом в большинстве случаев ошибаются христиане. Вы можете приводить им места Писания, а они говорят: «Да, но...». Множество раз люди обращались ко мне за помощью, и я обнаружил, что лучший способ помочь им — это Слово Божье"



Слушать/скачать раздел "Преображение ума":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Преображение ума" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



Комментариев нет:

Отправить комментарий