Раскаяние, покаяние, исповедание



(fs) К.Лирик


  1. Вступление
  2. Молитва грешника
  3. Раскаяние и покаяние
  4. Вера и покаяние
  5. Смысл покаяния и исповедания грехов
  6. Признание греха
  7. Подотчетность
  8. Как долго Бог сможет прощать мой грех?
  9. Неисповеданный грех
  10. 5 категорий отношения ко греху

Сейчас появляются статьи, призывающие смотреть на Иисуса, не копаться в себе, отвергнуть всякое сознание греха и чувство раскаяния, отказаться от его исповедания. В целом я поддерживаю основной их посыл - отождествить себя со Христом. Но вопрос в том, как именно происходит это отождествление. Это не происходит автоматически в результате единожды принятого решения - "Все! Я во Христе!" Это процесс постепенного углубления осознания себя в Нем. И как раз этот процесс включает в себя и исповедание, и раскаяние, и покаяние.

Смотреть на Иисуса, это не значит игнорировать поведение. Иначе с таким отношением мы рискуем превратиться в современных николаитов, которые на любое обличение будут отвечать, что мол вы не туда смотрите, не важно, что мы делаем, главное, что мы во Христе и нам все прощено. Павел прямо указывал на то, что должно быть исправлено, приведено в соответствие с истинным положением во Христе.

Мы не должны игнорировать наши мысли, поступки, желания, эмоции - это индикаторы, указывающие на то, в каком состоянии мы сейчас находимся - в плотском или в духовном, в вере или в неверии.

Красивыми фразами типа "смотри на Иисуса", человеку, годами борющемуся с грехом или депрессией не поможешь. Он должен точно знать, как практически осуществляется перевод взгляда с себя на Него. А если ему сказать, что рождение свыше снимает эти проблемы и точка!? Что он должен подумать в таком случае?

Он либо подумает, что вообще не рожден свыше, либо решит не обращать на грех внимания, мол я в Иисусе, мне все прощено, само рассосется.

Не рассосется! Греху, депрессии, неверию, лжи, нужно противостоять твердой верой, основанной на истине. Наша свобода во Христе напрямую связана со способностью распознавать ложь и заменять её истиной. Этот процесс требует нашего активного участия.

Думаю здесь будет уместно привести цитату из статьи Два зеркала:

"Есть мнение, что христианин не должен копаться в себе, но смотреть на Иисуса. Но термин "не копаться в себе" требует дополнительного разъяснения. Если речь идёт только лишь о выискивании грехов, самобичевании или самосожалении, тогда конечно этого делать не стоит. Но с другой стороны, Писание многократно побуждает нас "судить себя", "вникать в себя", "различать в себе", "наблюдать за собой". Т. к. Иисус живет в нас, то процесс перевода взгляда на Иисуса связан со способностью различать Его мысли, чувства и побуждения в себе, отделением их от моего естественного "я". 

Этой цели и должно служить исповедание греха - выявить, вынести на свет ложь, чтобы сделать её явной и затем отвергнуть, заменив истиной.

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть."
(2Кор 13:5)


Молитва грешника

Молитва покаяния, которую еще называют молитвой грешника - это первое осознанное обращение человека к Богу, в котором он признает свою греховность и неспособность собственными силами приблизиться к Богу. Исповедует своё прощение через жертву Иисуса и Его господство над своей жизнью. Эта молитва очень важна, так как помогает человеку осознать начало отсчёта новой жизни.

Молитва покаяния - это реакция человека на произведенную в его сердце работу Духа Святого. Человека рождает свыше вера, а не какое-то особое переживание или молитва. Поэтому когда человек молится, предполагается, что он уже должен быть верующим, а значит рожденным свыше дитем Божьим. Хотя в моем случае, это было не так. Первая, произнесенная мной молитва покаяния, была лишь следствием моего интереса к духовным вопросам. Но слова, повторенные мной за верующим знакомым, были тем семенем, которое два года спустя проросло и привело-таки меня к осознанной вере.

Молитва покаяния - это проявление веры. Без неё человек так и не сможет осознать произошедшей в нем перемены, пережить реальность принадлежности Богу и Его царству:

"потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению."
(Рим 10:10)
"Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим"
(2Кор 4:13)

Не смотря на то, что мой долг прощен, из-за своего неверия я могу продолжать жить как должник под гнетом вины. И более правильным исповеданием в случае греха согласно Писанию, является не признание своей вины, а выражение благодарности за то, что Иисус взял вину на Себя. Слова "Спасибо за то, что простил мой долг" - проявляют и оживляют веру и помогают осознать факт прощения.

В молитве покаяния я предлагаю человеку попросить прощения не потому что это нужно Богу, Который со Своей стороны полностью его обеспечил, но чтобы оживить веру человека и помочь ему пережить силу прощения, обрести в нем уверенность. Бог без всяких специальных молитв знает, что в наших сердцах, поэтому, чтобы нас простить, Ему не нужны исповедание греха и просьба о прощении. Но они нужны нам, чтобы прощение принять.


Раскаяние и покаяние

"Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
Услышав это, они умилились (katanusso) сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа."
(Деян.2:36-38)

В результате первой новозаветной проповеди, произнесенной Петром, родилось свыше большое количество людей. Мы видим здесь следующую последовательность:
  • Люди слышат проповедь
  • Они раскаиваются (katanusso)
  • Они каются (признают свою нужду в прощении)
  • Они крестятся и получают дар Святого Духа

katanusso - умиляться, сокрушаться сердцем, быть пронзенным в сердце. 
Как видим, прощение грехов здесь напрямую зависит от покаяния. Прямой же смысл покаяния, помимо прочих его значений - раскаяние, глубокое сожаление.

"Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас."
(Иак 4:8-10)
"Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть."
(2Кор 7:9-10)

Есть один тонкий момент. Если человек не испытывает раскаяния за совершенный грех, имеет ли он прощение за него? Нет! И дело здесь вот в чем. Бог обеспечил прощение грехов (простил), но это прощение напрямую связано с реакцией человека - т.е. прощение должно быть им востребовано. Отсутствием раскаяния человек показывает, что в прощении не нуждается, пренебрегает им и, таким образом, остаётся без него. Точно так же обстоит дело со спасением.

Но почему же тогда мы видим как Иисус прощал грехи, не требуя от людей раскаяния (Мар 2:5)?  Иисус был пророком и знал истинное отношение сердца каждого, кто приходил к Нему. Поэтому Он мог прощать грехи без заявления человека о раскаянии, видя его раскаянное сердце.

"Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке." 
(Ин 2:24-25)

Прощение греха без искреннего раскаяния в нём, может иметь крайне негативные последствия для души человека, приводя к легкомыслию, безответственности и обесцениванию Божьего дара прощения. Чтобы принять этот дар, человеку вначале необходимо осознать свою нужду в нём. Поэтому для прощения греха всегда есть необходимое условие - наличие раскаяния:

"Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему." 
(Лук 17:3-4)

Таким образом, демонстрация раскаяния - минимальное необходимое условие отпущения греха.

Но покаяние это не только искреннее раскаяние (сожаление о грехе) и исповедание (обнажение корня греха), хотя это немаловажно. Покаяние - это процесс изменения мышления, его преобразование под действием слова Божьего и Его Духа. Это процесс длиною в жизнь, а не единовременное произнесение "молитвы покаяния", или просьбы о прощении, как полагают некоторые. Молитва покаяния без покаяния как такового, без изменения образа мышления - пустой звук. Признак истинности покаяния по словам Иоанна Крестителя - достойный плод, т.е. кардинальное изменение отношения ко греху и к дальнейшему направлению своей жизни (см. Призыв к покаянию). Из миллионов людей произнесших молитву покаяния, лишь немногие действительно родились свыше. Из миллионов людей, прошедших через исповедальни, лишь немногие достигли истинного покаяния.

Иак 4:4-10: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас."

Испытывать раскаяние за совершенный грех - это правильно. Неправильно жить в таком состоянии постоянно. Потому-то одного раскаяния недостаточно, нужно обновление мышления.

"Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле."
(2Кор 7:10-11)

В других переводах - "печаль от Бога" или "через Бога".

Павел приводит исчерпывающий список того, что свидетельствует об искренности раскаяния в грехе. Обличение Духа производит во мне печаль и искреннее раскаяние, за которым следует соответствующая реакция - усердие, извинения, негодование, страх, желание, ревность, взыскание.

Я раскаиваюсь, когда обнаруживаю себя в плотском состоянии. Однако нужно понимать, что негодные решения, поступки и мысли лишь следствие неверия, из-за которого я перестаю осознавать себя во Христе. В течении дня это может происходить многократно и здесь одного раскаяния не достаточно - необходимо вернуться к правильному образу мышления в отношении своей позиции во Христе - и тогда я снова обнаруживаю себя пребывающим в любви Иисуса и способным поступать по заповедям :

"Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви."
(Ин 15:9-10)
"Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке"
(Тит.2:11,12)

Истинное учение о благодати учит нас отвергать плотскую жизнь, в то время как ложное предлагает ее игнорировать, не обращать не нее внимания.


Вера и покаяние

Приверженцы учения гиперблагодати отвергают необходимость раскаяния в грехе и его исповедания. Объясняется это не отсутствием греха как такового, а его игнорированием. Достаточно верить, что греха нет, что он уничтожен на кресте, верою принимая несуществующее как существующее вопреки сохраняющимся греховным пристрастиям, скверным чертам характера, проявлениям эгоизма и идолопоклонства. Ожидается, что по закону веры поведение само собой придет в соответствие с исповеданием. Однако такое отношение может стать причиной совершенно иной реакции - легкомысленного отношения ко греху и его оправдания. 

К примеру, я грубо обошёлся с женой. Традиционное понимание покаяния предполагает, что я попрошу у нее прощения и приложу все необходимые усилия к тому, чтобы устранить причиненный вред и восстановить отношения. Но если греха нет, то нет никакой необходимости просить за него прощения и устранять его последствия. 

Раскаяние и исповедание греха нужно не Богу, Который и без того знает мое сердце, они нужны мне, чтобы избежать теплости, постоянно ощущать потребность в благодати и фиксировать те области своей жизни, которые должны быть приведены в соответствие с обетованием искупления, чтобы отделять желаемое от действительного.

Грех - это несоответствие предназначению. Покаяние - это признание несоответствия и его исправление. Признаком изменённого мышления является то, что я перестал грешить, а не то, что я перестал называть грех грехом. Признание несоответствия должно сопровождаться раскаянием, которое выражает ваше искреннее стремление к изменению и мышления и, как следствие, образа жизни. Отсутствием раскаяния вы лишь показываете, что в благодати больше не нуждаетесь. Вот какой должна быть правильная реакция на грех:

"Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле."
(2Кор 7:11)

Вера не только называет несуществующее существующим, она из невидимого производит видимое. Вера это не только уверенность в невидимом, но и осуществление ожидаемого. Если моя вера в свою святость не подтверждается жизнью, то это не вера, а самообман. Грех не перестанет быть грехом, если я начну его игнорировать. Вера не игнорирует материальную реальность, она меняет её, приводя в соответствие с обетованием.


Смысл покаяния и исповедания грехов

"Ибо вы знаете, что и после того, желая наследовать благословение, он (Исав) был отвергнут: ибо он не обрел покаяния, хотя и со слезами искал его." 
(Cas Евр 12:17 - это более точный перевод, так как и в оригинале слово "отец" отсутствует)

Покаяние (metanoia) - перемена мыслей, раскаяние

Покаяние это не просто выражение сожаления или извинение во грехе. Как видим, Исав аж до слез испытывал сожаление. Чего ему так и не удалось достичь, так это изменения ненавистного Богу (Рим.9:13) образа мышления. Исав горько сожалел о потере благословения, а не о собственном отношении, которое к нему привело. Он видел источник проблемы в нечестности Иакова, а не в собственных плотских ценностях, приведших его к пренебрежению благодатью. Такое раскаяние не могло привести его к покаянию.
Раскаяние или сожаление необходимо, но одного его недостаточно. За ним должна последовать определенная работа по изменению ценностей, иначе искушение раз за разом будет побеждать. 

"Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем (omologeo) грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас."
(1Ин 1:8-10)

ὁμολογέω (omologeo)
1. соглашаться, признавать;
2. исповедывать, открыто признавать;
3. обещать.

Есть мнение, что в 1Ин.1 апостол противостоит гностическому учению, отвергающему греховность человека и таким образом ставящему под сомнение обоснованность жертвы Христа, ведь там где нет осознания греха, нет потребности и в прощении. Некоторые христиане настаивают, что здесь Иоанн говорит о первоначальном единовременном признании греховности и принятии прощения через жертву Христа, минуя которое гностики пытались присоединиться к общине. Но разве Иоанн не говорит здесь о повседневной практике признания греха? Действительно ли приняв однажды прощение грехов, мы больше в нем не нуждаемся? Нет, это не так. Послание однозначно обращено рожденным свыше верующим, с которыми апостол себя отождествляет - "простит нам грехи наши". О том же он говорит и во второй главе прямо называя адресатов своими духовными детьми.

"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира."
(1Иоан.2:1,2)

Как видим, Иоанн не отрицает того факта, что дети Божьи все еще согрешают, а значит продолжают постоянно нуждаться в ходатайстве Иисуса, в очищающем действии Его крови.

"потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом."
(2Кор.5:19,20)

Бог уже примирил с собою весь мир, всем людям преступления больше не вменяются. Однако есть необходимое условие - примирение с нашей стороны, признание своей греховности и потребности в прощении. И хотя Бог уже простил, однако Иоанн говорит о прощении в будущем времени - "если исповедуем грехи... простит". Единственное, почему мы прощены, а неверующие нет - мы осознали нужду в прощении. По отношению к жертве Христа мы ничем не отличаемся от остальных грешников, кроме того только, что признаем свою зависимость от неё. А значит если я теряю осознание необходимости прощения, то перестаю переживать его реальность и силу.

"Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."
(1Иоан.1:9)

Прощение - это не только единократный акт, но постоянно обновляемое переживание реальности креста. Отказываясь признавать грех, я тем самым показываю, что больше не пребываю в реальности прощения. Конечно же я не должен ходить под гнетом обвинителя, постоянно испытывая чувство вины. Для этого я и исповедую свой грех пред Богом, чтобы через осознание силы Крови Христовой пережить очищение совести.

Отсутствие раскаяния во грехе - признак ожесточенного сердца, которое остается глухим к обличению Духа Святого. Спасён однажды, спасён навсегда - это заблуждение. В спасение мы входим как в ковчег Ноя, и должны оставаться в нем, "покуда не схлынут воды грешного мира". Точно так же мы входим в прощение и остаёмся в нем (см. Оставайтесь в ковчеге!). Именно поэтому Иисус всё ещё продолжает ходатайствовать за нас, когда мы согрешаем (1Ин 2:1-2).

Примирение - это двусторонний процесс. Человек же, не испытывающий никакого сожаления по поводу своих грехов, тем самым показывает, что ни в прощении, ни во Христе не нуждается. Без осознания вины нет прощения, без раскаяния нет покаяния.


Признание греха

"Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все."
(Ин 13:8-10)


Хочу обратить ваше внимание на слова "омытому нужно только ноги омыть" - это аллюзия на водное крещение. Ученики уже были очищены от греха через веру в проповеданное Иисусом слово (Ин.15:3), но для них оставалась необходимость ежедневной практики очищающего служения Христа. Будучи омытыми Кровью Иисуса, тем не мене, мы своими ногами соприкосаемся с грязью этого мира и поэтому всё ещё продолжаем нуждаться в этой Крови. Как я писал об этом в главе Спасены или всё ещё спасаемся?, мы уже освящены (Евр.10:10), но все ещё освящаемся (Отк.22:11).

Однажды приняв прощение, нам необязательно его вновь и вновь просить - ведь оно уже даровано. Но осознавать свою потребность в милости через переживание раскаяния за грех и благодарности за его прощение - это признак работы Божьего Духа в наших сердцах. Попросить у Бога прощения за грех - это естественная реакция раскаивающейся души. Главное, чтобы при этом мы не думали, что можем  прощение заслужить или выпросить. Помните, что прощение уже даровано по благодати, безусловно.

"Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира."
(1Иоан.2:1,2)

У меня долгое время существовала проблема согласования этого места Писания со следующим из того же послания Иоанна:

"Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога."
(1Ин 3:95)

Так грешат дети Божьи или не грешат?
На самом деле, никакого противоречия нет. Что именно в нас было рождено от Бога? Наш дух. Именно по своему духу мы дети Божьи, праведны и не подвержены греху. При этом воля, эмоции и разум все ещё остаются доступными для греха и нуждаются в освобождении от его влияния, нуждаются в приведении к соответствию с внутренней природой. Признание несоответствия это и есть то самое исповедание (omologeo - соглашаться, признавать) в котором есть ежедневная необходимость, а выправление этого несоответствия это и есть покаяние (metanoia - перемена мыслей).

Я еще неоднократно повторю в этой статье, исповедание греха - это осознанное признание несоответствия образа мышления и поступков рожденной свыше природе чада Божьего, ведь рожденный от Бога не грешит (1Ин.5:18).

"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного."
(Иак 5:16)
"но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом." 
(2 Кор.4:2)
"Сын же сказал ему: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим»." 
(Лук 15:21)
"Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои." 
(Деян.19:18)

Признаком покаяния является способность открыто говорить о своём грехе. Выше было сказано об опасности игнорирования греха и плотского поведения, приводящего к пренебрежению личной святостью и к ожесточению сердца. В свою очередь, человек скрывающий грех, на самом деле продолжает отождествлять себя с ним, считает его частью себя. Это даёт место чувству вины, страху, апатии и неверию, что ведёт к ещё большему отделению человека от Бога, к ожесточению сердца, оправданию греха и, как следствие, к закреплению его положения в плотском состоянии (1Ин.3:19-21, 2Кор.2:8-11, 1Кор.11:30,31).

Напротив, открытое исповедание греха выносит его на свет, что позволяет человеку отделить его от себя, увидеть грех осуждённым на кресте, а себя осознать свободным:

"Все же обнаруживаемое (elegho) делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть."
(Еф.5:13)

elegho - разоблачить, вынести наружу.

Кровь Христа способна смыть любую нечистоту, кроме той, которую я "прячу" от Него.

Иногда, особенно в преддверии каких-либо религиозных праздников, можно встретить такое обращение: "хочу попросить прощения за вольные или не вольные поступки, которыми я мог обидеть вас". Такие "оптовые" извинения ничего общего с истинным покаянием не имеют, от них пользы не больше, чем от автоматической рассылки поздравлений. Грошь цена извинению, которое не осмыслено, не пережито, не сопровождено искренним сожалением, раскаянием и заботой о восстановлении добрых отношений.

Когда мой бывший пастор попросил у нас с женой прощения, для нашей духовной жизни это было одно из самых значимых событий (см. мое свидетельство). Моя Таня прослезилась, почувствовав как откуда-то глубоко из сердца ушла неосознаваемая до этого боль.
Однако продолжив общение и переписку с бывшим пастором, я почувствовал, что он пытается оказывать на меня влияние. Я неосознанно воспринял это как манипуляцию и очень болезненно отреагировал. Извинившись, я объяснил свою реакцию тем, что между нами стоит наше совместное прошлое. Чтобы перестать воспринимать пастора через призму этого прошлого мне необходимо было услышать как он сам оценивает свои прошлые поступки, насколько изменились его подходы, взгляды, методы служения. Мне необходимо было убедиться, что передо мной действительно другой человек. Но он отказался об этом говорить. Наше общение прекратилось, дистанция осталась. Означает ли это, что я не простил? Конечно нет. Простить - это значит желать обидчику блага, а не возмездия. Но одного прощения недостаточно для восстановления общения. Через жертву Сына Бог уже простил человечеству грехи, но многие так и не воспользуются этим прощением, чтобы вернуться к Нему. Я простил пастора за много лет до того, как он попросил у меня прощения. Однако для восстановления доверия и близкого общения одного "прости" недостаточно. Человек должен показать за что именно он извиняется, что он осознает какой ущерб нанёс его грех. Исцеление отношений - одна из целей, достижению которой служит исповедание грехов. Просьба о прощении и исповедание греха это не одно и тоже. Без открытого признания конкретного греха, без осознания его последствий, сомнения в искренности покаяния являются вполне обоснованными.

1Ин 1:9: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."

Нельзя позволять страху перед осуждением, потерей репутации и влияния оставлять грех неисповеданным, тайным. Цена у такой репутации окажется слишком высокой:

Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
(Мар.8:36)

Бывает, что человек не хочет говорить о том, что натворил из-за чувства вины. Личное исцеление от самоосуждения и страха - это ещё одна причина для открытого исповедания. Просто откройтесь служителю, которому вы доверяете. Грех строит стены между людьми. С одной стороны это стена обиды и недоверия, с другой стороны - стена вины и страха. Предназначение исповедания - разрушить эти стены, восстановить отношения.

1Ин 1:6-7: "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха."

Если вы увидели как искренне обнимаются бывшие обидчик и его жертва, то знайте, что вы стали свидетелем одного из самых могущественных проявлений Царства Божьего на земле.

Возможная негативная реакция ближайшего окружения, страх потери авторитета побуждает служителя держать в тайне своё разочарование, депрессию, слабость, проблемные отношения или греховные наклонности. Хорошо, если ему удается самостоятельно, без поддержки зрелых служителей обрести свободу в Иисусе. А если нет? - тогда его несвобода однажды может привести к публичному скандалу со всеми вытекающими негативными последствиями для церкви. Однако даже в публичном раскрытии греха я усматриваю великую милость Божью, Который ради покаяния Своего служителя готов поступиться репутацией церкви, так же как однажды Он поступился репутацией Сына ради спасения человечества.
Чтобы до этого не доходило, как я вижу, необходимо два условия:

  1. Правильное отношение церкви к лидерам. Лидеры - это не боги и даже не полубоги. Это такие же ученики как и все, находящиеся на разной стадии преображения и постоянно нуждающиеся в служении остальных даров церкви.
  2. Обязательное наличие у лидера доверенного круга из двух-трёх зрелых служителей, от которых у него не должно быть абсолютно никаких тайн. Эти люди хорошо осведомлены о всех его слабостях и проблемных сферах, им лидер сразу сообщает о своих конфликтах, искушениях, допущенных грехах. Предназначение доверенного круга - ходатайство, служение в дарах и при необходимости - привлечение помощи других служителей, в том случае проблему внутри круга разрешить не удается (это так же необходимо, чтобы доверенный круг не превратился в "круговую поруку").
За признанием греха, следует принятие прощения. Возвращение к вневременной позиции "во Христе" приводит нас к состоянию в котором нет прошлого, а значит нет ни греха, ни вины за грех и мы должны осознавать себя не просто безгрешными, но такими, какими нас видит Бог в Своем Сыне - никогда не согрешавшими:

Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились (eksaleifo) грехи ваши 
(Деян.3:19)
и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив (eksaleifo) учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту 
(Кол.2:13,14)

греч. eksaleifo - стирать, изглаживать, заглаживать, вычеркивать, истреблять, уничтожать;

Это сильное слово, означающее "уничтожить всякое воспоминание, таким образом, как буд-то этого никогда не существовало"

Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них. 
(Евр.10:16-18)

В том как Господь избрал изначально греховную связь Давида с Вирсавией, чтобы произвести от неё наследника престола Соломона, а впоследствии и Самого Мессию, для нас есть огромное утешение. Ведь это означает, что после покаяния Давида, этот союз перестал быть греховным и Господь благословил его. Нам это трудно понять, но таково величие Божьей милости. Эта история дана нам не для того, чтобы мы легкомысленно относились к греху и своим решениям. Но чтобы мы, раскаявшись в грехе не вспоминали о нём, не оборачивались назад, но сосредоточились на Божьей милости, с благодарностью взирая на то, как Он обращает во благо даже наши падения. Поэтому после покаяния женщине больше не стоит постоянно сокрушаться о сделанном в молодости аборте, а мужчине о распавшейся семье. Лучше посвятить себя исполнению Божьей воли в сегодняшнем дне. 

Однако хочу предостеречь тех, кто сознательно идёт на грех, рассчитывая на последующее Божье прощение - это опасный путь злоупотребления благодатью, путь к самообольщению и ожесточению сердца. Благодать дана нам не для оправдания греха, а для победы над ним.


Подотчетность

Открытие греха братьям помогает выявить его корень. Если не разобраться с корнем, спустя какое-то время он снова произведёт соответствующие плоды. Мы склонны оправдывать свой грех окружающими обстоятельствами и поведением людей. Помимо этого, в моменты эмоционального угнетения мы зачастую не способны ясно увидеть источник проблемы и выход из сложившейся ситуации. Вот поэтому через исповедание мы и прибегаем к помощи наших братьев, которых Дух Святой для этого наделил соответствующими духовными дарами. Выше я приводил пример Исава, который так и не смог увидеть истинную причину потери благословения.

Еще один пример. Муж начал срывать на жене свой гнев. Он прекрасно осознает, что не прав, но тем не менее  совладать с гневом не может. Причиной же срывов стало внутреннее напряжение из-за угрозы увольнения на работе. Оказалось, что корень проблемы - страх из-за недоверия Богу, как Своему обеспечителю. Покаяние в этом случае будет заключаться в изменении отношения не ко гневу (мужина и так от него страдал), а к обеспечению материальных потребностей семьи. Теперь главе семьи предстояло подчинить свои мысли Слову Божьему, чтобы перевести упование с собственных возможностей и усилий на доверие Божьей любви, мудрости, защите и обеспечению. Это простой пример. Бывают случаи, когда причиной проблемы является мышление, основанное на лжи, которой человек верил годами, и тогда разглядеть её самостоятельно, без сверхъестественного откровения и привлечения других даров Тела Христова, практически невозможно. Это может быть глубоко зарытый в тайниках души горький корень непрощения, хотя и возникший в прошлом, но продолжающий отравлять отношения в настоящем, или даже ложная доктрина, искажающая Божий характер.

Мат 6:22-23: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?"

Мы преображаемся, когда смотрим не на тьму, которая в нас, а на свет, который в Нем:

2Кор 3:18: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."

Покаяние это не просто признание греха и извинение за него - это процесс замены плотского образа мышления, приводящего к соответствующему отношению и поступкам, на образ мыслей Бога. Еще раз скажу другими словами: если исповедание - это признание несоответствия внешней формы внутреннему естеству, то покаяние - это процесс выправления этого несоответствия.

Каков же был образ мыслей, который хотел, но не смог изменить Исав?

Быт 25:32-34: "Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство."

Вина Исава заключалась не в нарушении заповедей (в чем был виновен как раз таки Иаков), а в пренебрежении благодатью - он расплатился за временные плотские преимущества преимуществами вечными и не смог этого увидеть. Точно так же поступили евреи в пустыне, предпочтя Божьему покровительству относительные преимущества египетского рабства. Они так и не поняли, что лучше преодолевать трудности с Богом, чем жить в комфорте без Него.
Исав был отвергнут не за этот конкретный поступок - он лишь обнажил истинные ценности Исава, который материальные блага и физические потребности ставил выше Божьего призвания, данного родословию Авраама.  Павел проводит параллель с нами:

Евр 12:16: "чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства."

"Какая польза мне от обетования, если действительность ему противоречит? Что толку от невидимого наследия, когда от видимого нет никакого удовлетворения?" - Вот из-за такого мышления евреи не смогли войти в землю обетованную.
Мы поступаем точно так же как Исав, когда позволяем доминировать плотскому мышлению, ставя материальную реальность выше слова Божьего.

"Что толку мне от этого рождения свыше, когда вот я в таком тяжелом материальном/эмоциональном/физическом состоянии!? "

Если вы позволяете обстоятельствам определять то во что вы верите, покайтесь - замените плотское восприятие себя и мира Божьим  обетованием усыновления, погрузитесь в Его слово, сделайте его определяющим для вашего отношения к реальности и тогда у вас будет вера, чтобы со властью и силой поступать как Его сонаследник (см. Познание истины).

2Кор 4:16-18: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно."
1Пет 1:4: "к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас"
Евр 10:34: "ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее."
Мат 6:19-21: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."

Что же делать, если я обнаружил в своем сердце пренебрежение благодатью, когда раз за разом выбираю то, что угодно мне, а не Богу? Есть ли гарантия, что я, в отличие от Исава, смогу обрести покаяние? Нужно понимать, что единственным путем к праведности является искренность. Поддавшись искушению, я не должен оправдывать свой грех неблагоприятными обстоятельствами или грехами окружающих меня людей, я не должен прятать свои негодные мотивы, но честно признать их пред Богом, ища у Него очищения. 
Мы убережем себя от разочарования, если будем помнить, что Бог допускает в нашу жизнь испытания и трудности, чтобы обнажить несовершенство нашего характера, Он допускает наши падения, чтобы очистить нас от самоправедности. Вы не ошибётесь, если на каждую ситуацию в своей жизни будете смотреть как на средство обретения большей зависимости от Него.

Итак:

Я прошу прощения не просто за конкретный грех, а за то что не живу в соответствии с обеспеченной кровью Христа свободой. 
Я прошу прощения не из страха перед наказанием, а чтобы пережить силу прощения, обновить свою уверенность в нем.
Я прошу прощения, потому что не могу относиться легкомысленно к дарованному искуплению, забыв какой ценой оно мне досталось.


Как долго Бог сможет прощать мой грех?

Должен ли я бояться потерять спасение из-за присутствия в моей жизни греха? Сколько раз я могу покаяться без последствий?

"Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи раз», но до седмижды семидесяти раз."
(Мат 18:21-22)

Это прообраз того, как Бог поступает по отношению к нашим грехам, потому что Он никогда не просит нас делать то, чего не делает Сам. Мы должны прощать так же, как нас прощает Сам Господь - до седмижды семидесяти раз:

Будьте снисходительны друг ко другу и прощайте друг другу все ваши обиды. Прощайте так, как Господь вас простил.
(Кол.3:13)

Я все ещё продолжаю бороться с некоторыми грехами и скверными чертами характера. Процесс моего преображения не завершится до дня Господня (Флп.1:6). Как же Бог относится к греху, который я все ещё продолжаю периодически совершать? Как к любому другому в истории - прощает. Но при одном условии - "если покается". Именно искреннее раскаяние - тот индикатор, который отличает духовно живого от мертвого.

Рим 2:4-8: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев."

Отсутствием раскаяния человек демонстрирует, что в прощении не нуждается. Об искренности раскаяния в свою очередь свидетельствует желание человека быть свободным и усилия, предпринимаемые им к освобождению, что является признаком работы Духа Благодати в сердце человека. Духовно мертвый никогда не будет испытывать потребность в раскаянии и освобождении.

Остерегаться мы должны только одного - легкомысленного отношения ко греху. Нужно помнить, что само присутствие греха в наших мыслях оскверняет душу, влияет на наши отношения с Богом и окружающим миром, препятствует исполнению предназначения, делает нас доступными для атак сатаны. Постоянно повторяющийся грех, став привычным, притупляет чувствительность к Божьему Духу (см. Обличение Духа). Рано или поздно он может привести к ожесточению сердца, самооправданию, самообольщению и неискренности, и как следствие - к дальнейшей неспособности принимать прощение через Кровь Христа. Как написано, таких ожесточенных людей, не испытывающих раскаяния, уже невозможно обновить покаянием (Евр.6:4-8).

Евр 10:26-27: "Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников."

Некоторые под произвольным понимают сознательный грех, однако это не одно и тоже
Нет ни одного греха, в котором бы не принимало участие сознание человека. Мы всегда грешим осознанно. Если человек грешит и не знает что грешит, он либо не рожден свыше, либо близок к духовной смерти раз не чувствует обличения Духа.

Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.
(Иоан.15:22)

"Произвольно" - значит охотно, без принуждения, не сопротивляясь (как в 1Пет.5:2 - "пасите... не принужденно"). Это значит человек выбирает грех как образ мышления и жизни, отождествляет себя с ним - "я этого желаю". Такие люди рано или поздно начинают оправдывать грех, находя учителей, искажающих учение о благодати. Они ищут не того, как освободиться от греха, а как в нем остаться без последствий (см. Антиномизм и гиперблагодать)

Самыми опасными грехами являются грехи, совершаемые без насилия страсти, когда противление искушению не требует от меня больших душевных усилий, но я все равно выбираю грех. Это путь к отождествлению себя с грехом, путь от "я не хочу, но делаю" до "я хочу и делаю".

"Не остается более жертвы за грех" - это не значит, что Кровь Христа теряет силу. Просто тот, кто охотно выбирает грех и не ищет от него свободы, тем показывает, что в прощении не нуждается. Кровь Христа способна смыть любой грех, кроме того, от которого человек не хочет быть очищен.


"Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему." 
(Лук 17:3-4)
так говорит Господь: разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер.8:4)

Праведник - это не только тот, кто никогда не падает, но и тот, кто поднимается после падения. Божья благодать нужна не только для того, чтобы стоять, но и для того, чтобы подниматься, если все-таки упал. 

"Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих." 
(Лук.22:32)

Перед троекратным отречением Петра Иисус не молился о том, чтобы он не упал, но о том, чтобы у него была вера подняться. Эффективно поднимает других тот, кто сам прошел через падения. Праведника определяет не падение, а покаяние - его упорное сопротивление греху. Не фокусируйся на своих падениях, не веди им счёт. Сосредоточься на том, чтобы стоять. Не соглашайся с грехом, борись. Стой, сколько хватает сил, но уповай не на свои силы. Упал? - Поднимайся и снова стой, благодаря Бога за прощение и победу. Не позволь греху определять тебя - тебя определяют намерения твоего сердца. Твое желание праведности - это и есть главный признак природы нового творения. Грешник с грехом не борется, ему во грехе комфортно:

"Таков путь и жены прелюбодейной; поела и обтерла рот свой, и говорит: «я ничего худого не сделала»." 
(Прит 30:20)

"Но я уже столько лет безуспешно борюсь! Я неудачник!" - Но ведь ты всё ещё на ногах! Но ведь ты стоишь чаще, чем лежишь! Пока рефери в ринге не досчитает до десяти, боксер не является проигравшим. Не лежи! Не барахтайся в чувстве страха, саможалости, разочарования и вины! Поднимайся и стой. Ты не можешь проиграть, потому что исход битвы уже был предрешён Иисусом на кресте.

"Но я уже сто раз упал!" - Нет! Ты сто раз поднялся! Кто бы смог такое совершить без Господа? Тебя подняла благодать. Именно благодать вновь и вновь влечет тебя к покаянию (Рим.2:4)
Остерегайся только одного - лечь на ринге без борьбы.


Неисповеданный грех

1Тим 1:19-20: "имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать."

Как видим к кораблекрушению приводит не сам грех, а неверное к нему отношение, нежелание его признать и раскаяться. Иаков говорит, что все мы много согрешаем, но именно наша реакция на грех определяет наше истинное духовное состояние.

"Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков, чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали."
(2Кор.12:20,21)

Исповедание - это открытое признание греха. Соответственно неисповеданный грех - это грех, который я отказываюсь признать грехом.

Иак.1:14,15: "но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть."

Без признания греха и последующего покаяния, порожденные им последствия будут продолжаться, сея разложение и смерть. Это настолько серьезно, что Павел призвал коринфян отлучить от общения грешника и предал его сатане, чтобы плачевные последствия непослушания побудили его к покаянию (1Кор.5гл.). И только после очевидных признаков покаяния мужчина был прощен и восстановлен в общении с церковью:

2Кор.2:10: "А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова"

Как видим, до своего покаяния, грех этого брата оставался непрощенным! Это не было непрощением Павла или церкви в Коринфе - это было непрощением "от лица Христова":

"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся."
(Иоан.20:23)

Измождение плоти здесь это не физическая смерть, но бедствие (как в Тим.6:9), скорбь, теснота, трудные жизненные обстоятельства, душевное смятение, отсутствие мира и радости, болезнь и т.д. Пребывая в комфорте и внешней устроенности жизни, соблюдая формальную сторону благочестия (посещение собраний церкви, общение, десятина, служение) согрешающий пребывает в иллюзии духовной безопасности, думая что раз у него в церкви и в жизни все в порядке, значит и с Богом тоже. Поэтому Павел своей властью лишает его покрытия благодати, и отлучает от общения, предоставляя ему возможность вкусить последствия своего отступничества. Как видим в данном случае это принесло добрые плоды - брат раскаялся был прощен церковью от лица Бога и восстановлен в общении.


5 категорий отношения ко греху

По своему отношению к греху, всех людей можно условно разделить на пять категорий:
  1. Неверующий не признает греха по причине своей духовной мертвости (Еф.2:12)
  2. Верующий, который не признает греха по причине своей незрелости (1Кор.3:1-5)
  3. Верующий, который признает грех и сражается с ним (1Ин 2:1-2, Евр.12:3,4)
  4. Верующий, который признает грех, но пытается оправдывать себя (Рим.2:1-8)
  5. Верующий, который не признает греха по причине ожесточения сердца (Иуд.1, 2Пет.2)

Итак, если я вижу брата согрешающим, то пытаюсь выяснить его отношение к этому греху через обличение Божьим Словом:
  • Если он просто не зрелый, плохо научен и не знает Божьего слова, то Божий Дух с помощью Писания обличит его и приведет к покаянию.
  • Если он признает грех и ищет свободы от него, значит благость Божия направляет его к покаянию.
  • Если он признает грех, но ищет не покаяния, а оправдания, то он близок к смерти и обличение может перевести его либо в п.3, когда он раскается и станет сражаться с грехом, либо в п.5, когда он окончательно ожесточит свое сердце.
  • Если он отвергает обличение и продолжительное время демонстрирует жизнь в сознательном непослушании Божьему Слову, то либо этот человек никогда не был рожден свыше, либо он духовно умертвил себя.

"Итак я это говорю и свидетельствую в Господе, чтобы вы больше не поступали, как поступают язычники в суетности ума своего, будучи помрачены рассудком, чужды жизни Божией, по причине присущего им неведения, по причине ожесточения сердца своего; они, которые, утратив всякую чувствительность, предались распутству, делая всякую нечистоту с ненасытимостью." 
(Еф 4:17-19)

Признаком ожесточения сердца является утрата нравственной чувствительности (греч. apaleo - бесчувствие, буквально означает "перестать мучиться", что указывает на дисфункцию совести). Такой человек сознательно игнорирует абсолютные Божьи понятия святости, добра, справедливости, милосердия, считает их относительными (Ис.5:20), поэтому не испытывает стыда и раскаяния в собственном эгоизме и остаётся равнодушным к грехам окружающих:

"Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют." 
(Рим 1:32)

Грех приводит к бо́льшему греху, но никогда не приводит к насыщению и удовлетворению. 

"У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!»" 
(Прит 30:15-16)

Пытаться удовлетворять похоть давая ей то, что она хочет - всё равно что тушить пламя бензином - она не скажет довольно. Чем больше ей потакаешь, тем больше ее аппетиты. Она будет умолять: "Ещё разок и я отстану", а затем сократит время до следующего раза и потребует увеличить дозу. Поэтому, когда вы находитесь под атакой искушения - постарайтесь переключиться, отвлечься, чем-то занять себя. Перетерпите, и тогда в следующий раз устоять будет легче. Когда искушение заставало меня вечером, я просто ложился спать, а утром праздновал победу.

Каким образом Павел видит разрешение проблемы с похотью? Очевидно же, если причиной проблемы бесчувствия и похоти явилось помрачение ума и невежество, то её решением является обновление ума, приведение мышления в согласие с истиной:

"Но вы не так познали Христа, если, однако, о Нем вы слышали и в Нем были научены, согласно истине в Иисусе: отложить (apotifemi - букв. "снять с себя") вам прежнее поведение ветхого человека, разлагающегося в обманчивых похотях, и обновиться умом вашим в Духе, и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины. Поэтому, отложив ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу." 
(Еф 4:20-25)

О какой же истине мы должны постоянно напоминать друг другу? - О том, что во Христе мы мертвы для греха, а потому свободны от похотей ветхой натуры. 

"Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? … зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха." 
(Рим 6:2,6-7)

Поэтому снимите с себя, оставшиеся от прежней жизни ветхие одежды старых привычек и оденьтесь в новые, соответствующие вашему новому, рожденному свыше естеству.

"Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое." 
(2Кор 5:17)

Из книги С. Трит "Обновление ума":

Покаяние - это нечто намного большее, чем религиозное действие. Это сознательное усилие и труд для того, чтобы:

1. узнать о том, как мы действительно думаем и верим;
2. осознать, как Бог хочет, чтобы мы думали;
3. пропустить свои мысли через фильтр Божьих мыслей;
4. практиковать Божьи мысли до тех пор, пока они не станут нашими мыслями;
5. проживать в своей ежедневной жизни Божьи мысли.




Ссылки на фрагменты:


Слушать/скачать раздел "Преображение ума":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Преображение ума" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



Комментариев нет:

Отправить комментарий