Два зеркала



(fs) К.Лирик


 "Господь - это Дух, и всюду, где обитает Дух Господа, - там свобода! И мы все с открытыми лицами видим, как в зеркале, сияние славы Господа и изменяемся, становясь все больше похожими на Него. Его слава в нас все возрастает, ведь она исходит от Самого Господа, а Он есть Дух!"
(NRT 2Кор.3:17,18)
"При этом будьте не только слушателями слова, но и исполнителями его, иначе вы просто обманываете себя. Кто слушает слово, но не исполняет, тот похож на человека, который смотрит в зеркало: он посмотрел на себя и отошел, и сразу забыл, как он выглядит. Но человек, который вникает в совершенный Закон, Закон, дающий свободу, и поступает согласно ему, не забывая о том, что слышал, будет благословен в своих делах."
(NRT Иак.1:22-25)

Писание связывает наше преображение с созерцанием двух зеркал - зеркала Иакова (закон) - Иак.1:23  и зеркала Павла (слава Христа) - 2Кор.3:18. Как закон, так и славу Христа, мы видим, вглядываясь в собственное отражение, потому что с момента рождения свыше они стали частью нашей духовной природы.

Однако нужно понимать, что Иаков под зеркалом не мог подразумевать закон Моисея, который был несовершенным, временным. Зеркало - это вечный Божий Логос, явленный во Христе, в Его личности, учении и служении. Закон совершенный, вечный закон свободы - это закон Божественной природы, помещенный в наш возрождённый дух и отражение которого мы видим в личности Иисуса. (см. Преображение закона):

"упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир"
(Еф.2:15)

Поэтому Иаков и Павел на самом деле говорят об одном и том же зеркале - о воплощенном Логосе, об Иисусе.
И закон, и Писание, и славу Христа я воспринимаю не как список правил, а как зеркало, в котором распознаю свое истинное рожденное свыше "я". Ведь что значит смотреть на Христа? Очевидно, что речь идет не о простом подражании жизнеописанию Иисуса. Везде, где в Новом Завете я встречаю слова "делай/не делай", речь идёт не о списке правил и заповедей, но скорее об осознании и проявлении того, кто я есть:

  • Будьте святы - почему? - потому что свят Бог, наделивший вас Своей святой природой! (1Пет.1:15,16)
  • Не грешите - почему? - потому что вы  уже мертвы для греха! (Рим.6:11)
  • Любите друг друга - почему? - потому что любовь излилась в сердца ваши Духом Святым! (Рим.5:5)
  • Отделитесь от тьмы - почему? - потому что вы есть свет, а у света нет ничего общего с тьмой! (2Кор.6:14)
  • Поступайте в мире сем как Иисус - почему? - потому что Он живёт в вас! (Кол.1:27)

Кого мы видим, когда смотрим в Слово Божье? Мы видим Иисуса. Но вот что интересно - Иаков пишет не о картине, а именно о зеркале. Своим служением и проповедью Господь показал стандарт жизни нового творения, поэтому, глядя в зеркало Слова, мы видим не только Иисуса, но и истинных самих себя, мы узнаем черты рожденного свыше "я", узнаем живущего в нас Иисуса. Узнаем, чтобы в простой вере позволить Ему проявляться. Личность Христа - это зеркало, помогающее нам различать в себе, как в новом творении "святые наклонности", чтобы следовать им.

Преображение - это одновременно и средство приближения к Богу и последствие близости с Ним. Вот как Иоанн об этом пишет:

"Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист."
(1Ин 3:2-3)

Близость в духовном мире измеряется не расстоянием, а подобием (как говорят "близок мне по духу"). В этом я и вижу смысл преображения - приближение к Творцу.
Это именно то, о чем говорит здесь Павел. Другими словами - "мы преображаемся, чтобы приблизиться, чтобы больше преобразиться, чтобы ещё больше приблизиться", и так до тех пор, пока Христос не отобразится в нас совершенно.

Доктор Т.Л.Осборн рассказывает, что прежде чем началось всемирно известное служение чудес супругов Осборн, затронувшее миллионы жизней по всему миру, ему было необходимо увидеть Иисуса.
Вначале он увидел Христа в евангелисте, двигавшемся в сверхъестественных дарах, чудесах и исцелениях. Это породило в Осборне глубокую жажду по силе Божьей.
Затем, отложив в сторону все то, чему он был научен в религиозных кругах, Осборн стал читать Писание как если бы он это делал в первый раз. И тогда он увидел Христа в Писании.
И наконец, когда они с женой впервые провели служение исцеления, Осборн увидел Христа в себе.

Однажды, молясь о Божьем присутствии я почувствовал, что должен подойти к зеркалу и внимательно посмотреть в отражение своих глаз. Когда я это сделал, то в своем сердце услышал слова, обрушившие на меня реальность пребывающего во мне Христа: "Прямо сейчас через эти глаза Я смотрю на тебя". И сейчас каждый раз, когда мне трудно и я хочу вновь утвердиться в истине о Божьем присутствии, я иду к зеркалу.
После этого случая я постепенно начал осознавать, что проникновение Духа Божьего в мое "я" намного глубже, чем я мог себе представить в самых смелых своих мечтах. Поселившись во мне, Дух принес в мою жизнь Свое влияние на все аспекты моей души - на разум на чувства и на волю.

Есть мнение, что христианин не должен копаться в себе, но смотреть на Иисуса. Но термин "не копаться в себе" требует дополнительного разъяснения. Если речь идёт только лишь о выискивании грехов, самобичевании или самосожалении, тогда конечно этого делать не стоит. Но с другой стороны, Писание многократно побуждает нас "судить себя", "вникать в себя", "различать в себе", "наблюдать за собой". Т. к. Иисус живет в нас, то процесс перевода взгляда на Иисуса связан со способностью различать Его мысли, чувства и побуждения в себе, отделением их от моего естественного "я". Этой цели и должно служить исповедание греха - выявить, вынести на свет ложь, чтобы сделать её явной и затем отвергнуть, заменив истиной.

"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."
(1Тим 4:16)
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть."
(2Кор 13:5)
"Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. … Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."
(1Кор 11:28,31-32)
"Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие"
(Евр 12:15)

Моя задача - посредством зеркала Слова Божьего научиться распознавать, какие мысли чувства и желания приходят от внутреннего человека, а какие должны быть отвергнуты как ложные, навязанные извне. Именно в себе мы и должны постоянно различать побуждения и реакции духа, позволяя мечу слова отделять душевное, плотское от духовного.

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
(К Евреям 4:12)
"твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла."
(К Евреям 5:14)
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может."
(1Кор.2:14,15)


Разбей другие зеркала

"Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, тогда же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, тогда же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог." 
(NRT 1Кор 13:12)

Не имея откровения о самом себе, человек воспринимает других людей в качестве зеркал, в которых пытается разглядеть свою личность. Тогда становится критически важным, что о нём думают и как к нему относятся окружающие. Как мозаику он безуспешно пытается собрать воедино разрозненные и противоречивые осколки, полученные им от кривых зеркал чужих восприятий и мнений. В конечном итоге он сближается с теми зеркалами, которые подтверждают его мнение о себе. Нарцисс сближается с подхалимами, человек с низкой самооценкой - с критиканами. Почему жертва добровольно остаётся с абьюзером? Потому что для неё абьюзер - это только зеркало, подтверждающее мнение жертвы о самой себе, её самоидентификацию. Человек с комплексом жертвы чувствует себя не достойным иного обращения. 

Поэтому для меня одно из определений идола - это зеркало, определяющее самоидентификацию человека. Когда же я в качестве зеркала обретаю Бога, все другие зеркала начинают "сыпаться" - созависимые отношения либо угасают, либо с шумом разрушаются. Особенно болезненно это происходит с близкими, для которых я тоже являюсь зеркалом. Не только жертва определяет себя через абьюзера, но и абьюзер, в свою очередь определяет себя через жертву - в этом суть созависимости. И конечно же окружающие нас "зеркала", которым мы помогали идентифицировать себя и выстраивать картину мира, мягко говоря, становятся недовольны, когда мы начинаем эту картину разрушать, отказываясь исполнять отведенные нам роли и подтверждать их актуальное представление о самих себе. Их пугает утрата контроля над нами, они просто не знают что с нами теперь делать. 

"если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником" 
(Лук 14:26)

В конечном итоге, мы должны избавиться от всех зеркал, которые не отражают нас так же, как отражает зеркало Божьего слова, Его Духа, Его славы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий