Преображение закона



(fs) К.Лирик



  1. Две крайности
  2. Скрижали, ковчег, скиния
  3. Слово стало плотью
  4. Закон Христа или Закон Моисея?
  5. Предназначение закона
  6. Новая заповедь
  7. Суть законничества
  8. Дела - признак оправдания
  9. Новый регламент
  10. Закон природы
  11. Совершенное толкование
  12. Время амфибий
  13. Исповедание "законника"

Две крайности

1Кор 9:21: "... не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу... "

"Да, Кирилл, твоя весть для многих беззаконников, как алкоголь для пьяницы после тяжелого похмелья, чтобы им снова войти в состояние запоя."

"Почему вы так яростно защищаете закон? Зачем вы несёте детям Божьим эту ложь, желая их опять поработить закону?"

Эти два противоположных оценочных высказывания были сделаны практически в одно и тоже время по отношению к моим публикациям в двух разных темах. В первой я описывал реальность сораспятия, поэтому меня обвинили в пренебрежении законом, во второй раскрывал роль закона в Новом Завете, поэтому меня обвинили в законничестве.  

Истина, доведённая до крайности, становится заблуждением

Законничество - это злоупотребление законом, неверное его истолкование и применение, попытка через подчиние ему заслужить близость с Богом, таким образом уничижая Крест Христов (Гал.5:4).
В тоже время существует противоположная крайность - антиномизм, вместе с законом отвергающий необходимость покаяния, освящения и личной ответственности (2Тим.3:16, 2Пет.3:14-18).

Антиномисты видят в благодати лишь средство освобождения от последствий непослушания Богу, но не силу, наделяющую нас желанием и способностью жить в послушании. Поэтому это учение ещё называют гиперблагодатью (см. Антиномизм и гиперблагодать)
Я отвергаю обе эти крайности. Согласно Писанию, в реальности Нового Завета закон из внешнего условия близости с Богом благодатью был превращен во внутреннюю потребность нового творения. Закон не потерял своей актуальности, потому что теперь он, впрочем как и все Писания, является для нас зеркалом, помогающим различать в себе эти святые потребности, чтобы следовать им.


Скрижали, ковчег, скиния

Евр 9:1-8,11: "Первый завет имел предписания относительно поклонения Богу и святилище на земле. Была поставлена скиния, и в ее первом отделении находились светильник и стол со священными хлебами; это отделение называлось «Святое». Второе отделение называлось «Святое Святых» и было отделено от первого завесой, к нему принадлежали золотой жертвенник для возжигания благовоний и покрытый со всех сторон золотом ковчег завета. В ковчеге находились золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и каменные плитки завета. Над ковчегом находились изваяния херувимов — символ славы, они простирали свои крылья над крышкой, называемой «местом искупления». Но сейчас мы не будем говорить об этом подробно. С тех пор как все было устроено таким образом, священники регулярно входят в первое отделение скинии для того, чтобы совершать свое служение. Но во второе имеет право входить только первосвященник, и только один раз в год, с кровью, которую он приносит и за себя, и за грехи, совершаемые народом по незнанию. Тем самым Святой Дух показывает, что пока действительна прежняя скиния, путь в Святое Святых еще не открыт. … Но когда Христос пришел как Первосвященник явившихся благ, Он вошел в более великую и совершенную скинию, построенную не руками людей, то есть не принадлежащую к этому миру."

Кол 1:27: "Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,"

В одно и то же время Моисею был дан как закон, так и скиния с ковчегом. Скиния являлась прообразом, пророческим предвозвещением реальности нового творения - нерукотворной Скинии человека с Богом (Ин.2:19, Евр.9:11, 2Кор.6:16). Каково же место закона в этой Скинии (Евр.9:4)? Скрижали с заповедями были помещены в ковчег (Иер.31:33, Евр.10:16-18) , символизировавший собой природу Христову в человеке. Там же находился сосуд с манной, олицетворявшей жизнь Иисуса в новом творении (Ин.6:48-58, Отк.2:17) и жезл Аарона, олицетворявший Его избрание, священство и власть (Лук.10:19, Евр.7:11-28, 1Пет.2:5-9).

Иез 11:19-20: "И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом."
2Кор 3:3: "вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца."


Слово стало плотью

Иисус не только исполнитель закона, но ещё и Законодатель, ведь Он был в Отце, когда Моисей получал от Него скрижали на Хориве. Хотя закон Моисея и был дан временно, по причине преступлений (Гал.3:19), однако нужно понимать, что он являлся лишь копией закона вечного и неизменного, выражающего святую природу Бога. Этот вечный закон есть разум Божий, совершенная Тора. Как Скиния Моисея была вещественным прообразом Скинии Небесной, так и Тора Моисея была прообразом, искаженной копией Торы Небесной, разума Творца. Соответствие этому вечному закону является непременным условием для каждого, кто хочет находиться в Божьей славе. Иисус, имеющий ту же природу, по сути - воплощённая Тора (эквивалент греческого "logos" см. Ин.1:14). Утверждение, что "logos" Иоанна подразумевает Тору имеет в иудаизме реальные основания:

"Тора говорит: «Я была орудием Святого Мастера, благословен Он». Принято в миру, что царь из плоти и крови строит дворец не по своему разумению, а по разумению мастера, но и мастер строит не по своему разумению - пользуется он черновиками и табличками, чтобы делать комнаты и двери. Так и Святой, благословен Он, глядел в Тору и творил мир. А Тора говорит: «В начале сотворил Б‑г»; «начало» - это не что иное, как Тора" (Берешит раба, 1:1).

Как видим, иудаизму не чужда идея внеземного, вневременного происхождения Торы, ее обожение. Слова Иоанна "слово было у Бога и слово было Бог" возникли не на пустом месте - это откровение стало вырисовываться в среде богоизбранного народа намного раньше появления греческого "логоса" Гераклита, впервые описавшего его как закон бытия, основу мироздания (Пс.137:2, Прит.8:22-36). На это сходство греческого "космического логоса" и еврейской Торы опирался Филон Александрийский (II век), пытаясь "подружить" эллинизм с иудаизмом. Во Христе же это откровение приобрело свое совершенство и полноту:

Ин 1:14,16-18: "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. … И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил."

  • Благодать Христа пришла на благодать закона!
  • Закон заповедей заменен законом природы Христа!
  • Каменные скрижали земенены плотяными!
  • Тень заменена реальностью! (Кол.2:17)

Призыв отвернуться от закона я воспринимаю как призыв отвернуться от Писания, ведь все что Апостолы говорили о значении Писания для возрастания верующих, было сказано в отношении именно Торы и пророков. Ни текста Нового Завета ни посланий ещё не было, поэтому верующие первого века учились различать Христа в текстах Ветхого Завета:

Лук 24:25-27: "Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании."
Деян 17:11: "Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так."
Деян 8:35: "Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе."
Евр 4:12: "Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
2Тим 3:16: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,"
Иак 1:25: "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании."
2Пет.1:19: "И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших"
Рим.15:4: "А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду."

Отвергая закон, антиномисты в тоже время утверждают, что тем самым привлекают людей к Иисусу. Но что это за Иисус? Устранение закона делает невозможным познание Его святой природы. Лишая характер Христа строгих принципов, мы обезличиваем Его образ, делаем аморфным и хуже того - наполняем собственным содержанием:

Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны [к тому]. 
(2Кор.11:4)
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои]. 
(Пс.49:21)


Закон Христа или Закон Моисея?

Уничтожен ли закон Христом? Если бы это было так, как описывают антиномисты, то в условиях Нового завета мы не могли бы называть грех грехом и не было бы никакой нужды в покаянии. Впрочем некоторые именно к этому и призывают - отказаться от покаяния, а под словами "не иметь сознания грехов" понимать не фактическое отсутствие греха, а его игнорирование. Кроме того, без закона такие понятия как грех, праведность, святость, целомудрие, благочестие, справедливость теряют всякий смысл, потому что они описывают отношение человека к закону.

Многие сегодня пытаются противопоставить закон Христов и Закон Моисея, как будто это что-то разное, имеющее различную природу, исходящее из разных источников. Превратное понимание посланий Павла (2Пет.3:16) приводит таких верующих к выводам, близким к дуализму Маркиона - закон Моисея был дан другим богом, требовательным и злым богом Ветхого Завета, а затем пришел добрый бог и отменил его (см. подробнее Ересь Маркиона)

Иудеи никогда не отделяли закон Моисея от остальных Писаний, которые в пророках призывают к исполнению того же закона и на примере истории Израиля описывают последствия отступления от него. Иисус точно так же о всем Слове Божьем говорит: "закон и пророки":

Мат 5:17: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить."

Греческая форма глагола plerou здесь означает "наполнять, дополнять", так же как в Еф.5:18 ("исполняйтесь Духом"). Иисус наполнил Тору Собою (см.Ин.5:39), открыв ее истинный смысл, став Ключом к ее совершенному истолкованию.

Как скиния Моисея была заменена истинной реальностью на которую она указывала - новым творением, так и закон Моисея был заменен реальностью на которую он указывал - законом Христа, являющимся частью природы нового творения.

Кол 2:14: "истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту"
Еф 2:15: "упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир"
Евр 7:12: "Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона."
Гал 3:24-25: "Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя."
Рим.10:3,4: "Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего."

Закон Моисея был временным решением, копией реальности - вечного Закона Царства Божьего. Божественная природа Христа, выраженная в законе Христовом настолько же выше и совершеннее закона Моисея, насколько служение по духу выше и совершеннее служения в скинии Моисея. Иисус и есть воплощенная вечная Тора, воплощенный Божий разум. Вот что говорит об этом Сам Мессия, входя в мир: "вот иду выполнить волю Твою: Тора Твоя в самой глубине моего естества" (Пс 39:7-9; Евр.10:5-7)

Есть закон совершенный, вечный (Иак.1:25), а есть несовершенный, временный (Евр.7:18,19, Гал.3:23). Закон Моисея был дан до появления нового творения, до появления отношений в духе и истине.
Однако нужно понимать, что высшее не стоит без низшего - без несовершенного закона мы бы ничего не смогли узнать о законе совершенном. Но переходя в познании от низшего к высшему, низшее утрачивает свое значение.
Выглядит так, буд-то закон духа и закон буквы - это действительно два разных закона. Однако, возможно вернее будет сказать, что это два разных взгляда и две различных мотивации в отношении одних и тех же заповедей.
Несовершенство Закона Моисея было в том, что он позволял плоти ослаблять и искажать высшую истинную реальность Логоса. Это касалось не только церемониальной его части, но и нравственной. Если бы это было не так, Иисусу не потребовалось бы говорить "в вашем законе написано... а Я говорю вам...", или "...но вначале не было так...".

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
(Евр.10:1)
это есть тень будущего, а тело - во Христе.
(Кол.2:17)

Павел сравнивает закон с тенью. Тень несовершенна. Кроме того, что она не даст вам никаких деталей в отношении личности, которая ее отбрасывает, она ещё и несёт искажение, всегда являясь либо короче, либо длиннее фактического роста своего хозяина. 

Беременная женщина с нежностью поглаживает животик, но после родов вдруг перестает это делать. Наблюдающий за этим со стороны человек, может спросить - почему ты перестала гладить животик? И женщина ответит - потому что поглаживание живота было связано с личностью ребенка который за ним скрывался, но после того как ребёнок появился на свет, это действие потеряло значение и смысл. Люди, которые выступают за буквальное исполнение закона, хотят, чтобы вы продолжали гладить животик, игнорируя открывшуюся новую реальность и здравый смысл. Все постановления Ветхого Завета должны быть истолкованы и исполнены в свете новой открывшейся во Христе реальности. Существует непримиримая разница между законом буквы и законом духа, поэтому Павел был настолько твёрд против законников, ни на шаг им не уступая (Гал.2:4-5).

Если закон упразднен, заменен реальностью, на которую он указывал, тогда можем ли мы извлечь пользу и назидание исследуя Ветхий Завет и закон Моисея? Конечно, чуть выше я привел множество мест Писания об этом. Как Скиния Моисея была жалким подобием небесного Храма, так и закон Моисея был жалким подобием небесных отношений. Они были даны в таком виде, по причине духовной мертвости человека, не способного воспринимать духовную реальность. 
Закон Моисея лишь искажённая ради плотского восприятия человека копия, прообраз реальности Царства, которая была в полноте явлена во Христе. Но так как это всё-таки копия, в ней содержится многое из того, что присуще Оригиналу. Вот почему Ветхий Завет все ещё продолжает служить нам для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3:16).

Однако смотреть в Ветхий Завет мы должны через личность Мессии, через Его учение и образ служения, в то время как многие допускают серьезную ошибку, пытаясь смотреть на Христа через призму Ветхого Завета, позволяя таким образом искажению реальности в законе исказить ещё и образ Христа. Иисус есть реальность, а не закон:

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними].
(Евр.10:1)
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе.
(Кол.2:16,17)

Если бы закон Моисея был совершенным и законченным откровением Божьей славы, тогда не было бы никакой нужды в другом Пророке:

"Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу"
(Втор 18:18-19)
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне" 
(Евр 1:1-2)

Бог не случайно привел на гору преображения Моисея и Илию, олицетворявших собой закон и пророков. Поставив их рядом со Своим Сыном, Бог Отец провозгласил:

"И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте."
(Лук 9:35)

Мы не  можем обращаться от реальности к тени, к системе прообразов. Если сейчас мы видим недостаточно ясно, чтобы проявить реальность искупления, то обратившись к прообразам мы лишь усилим собственную слепоту (Евр.10:1).

"это есть тень будущего, а тело — во Христе." 
(Кол 2:17)

Если потерпев неудачу в служении, мы вместо того, чтобы начать себя усиливать, укореняясь в реальности Христа, обратимся к прообразам - мы утратим даже тот свет, что у нас был. И мне кажется я понимаю почему это происходит. Просто в служении Иисуса намного труднее найти основания для оправдания своего неверия. Вот и отождествляем себя не с Иисусом и Его благодатью, а с пророками и законом.

Так может, нам лучше никогда не открывать Ветхий Завет? Нет конечно и мы уже разбирали выше - почему. Но обращаться к нему мы можем только имея ясное откровение Христа, иначе покрывало вновь опустится на наш разум. Мы можем обращаться к Ветхому Завету "СО светом", а не "ЗА светом". Мы смотрим на него только через фильтр откровения Христа, но никак не наоборот.

"Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его...
И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании...
И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них." 
(Лук.24:13-31)

По дороге в Эммаус Сам Господь показывал ученикам Себя в Ветхом Завете. Но это им не помогло - они продолжали оставаться слепыми к личности Иисуса до тех пор, пока не обратили свой взор от прообразов к реальности, от Ветхого Завета к Новому. Ведь это совсем не случайно, что Иисус был узнан учениками именно в хлебопреломлении - которое есть атрибут Новозаветной реальности.

Многие из нас больны и немало умирает вовсе не от того, что недостойно рассуждают об Иове. Если мы не обрели свет для своего исцеления через откровение полноты искупительной работы Христа в причастии, то обращение к Иову, Моисею, Второзаконию лишь усугубит нашу слепоту.

"Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается." 
(2Кор 3:14-16)

Итак, закон и пророки передали всю славу, откровение и водительство Тому, приход Кого они предвозвещали. Временный и несовершенный закон Моисея уступил место вечному, совершенному закону Царства - закону свободы, закону духа жизни, закону Христа.
Ниже под словом "закон", если не будет дополнительного уточнения (например "закон Моисея" или "закон буквы"), будет подразумеваться именно закон Христов.


Предназначение закона

Закон Моисея был дан, чтобы:

1. Явить Святость Бога

Как уже неоднократно было сказано, закон Моисея был лишь прообразом закона Царства, вечного Логоса, являющегося выражением святой и неизменной природы Бога, описанием реальности в которой обитает Его слава. Этот закон так же опредеяет условия пребывания в этой реальности:

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Евр.12:14)
но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. (1Пет.1:15,16)

Закон не просто предписание делай/не делай - это описание реальности Бога.
Как закон всемирного тяготения является частью материальной реальности, инструментом, определяющим механизм взаимодействия объектов в ней, так и закон Божий определяет тоже самое для реальности духовной. Потому говорить об отмене закона, это все равно, что сказать об изменении вечной и неизменной природы Бога:

Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим. (Пс.88:15)

Пренебрежение законом всемирного тяготения влечет за собой определённые последствия - например, поломанные ноги, но сам по себе закон добр и суть его остаётся неизменной - не дать тебе улететь с земли и погибнуть. И если ты оказавшись в состоянии невесомости или развив скорость света, вдруг ощутил, что закон всемирного тяготения на тебя больше не действует, это не значит, что закон исчез, просто ты оказался в зоне действия законов более высокого порядка.
Так и в Царстве Божьем - закон Христов, закон свободы перекрывает закон Моисея, отменяя действие закона буквы законом веры. Мы призваны жить в невесомости Божьей благодати. Если же мы из-за неверия выходим из сферы ее действия, то вновь оказываемся на территории закона всемирного тяготения, чувствуя давление веса собственной плоти.

2. Предоставить правила поведения для святых Ветхого Завета

За неимением прямого доступа к разуму Божьему, жизнь святых Ветхого Завета должна была регулироваться заповедями закона Моисея.
В условиях Нового Завета Бог не изменился, изменился способ Его взаимодействия с человеком. Закон буквы был заменён реальностью, жалким подобием которой он являлся - законом духа жизни, помещенного внутрь рождённой свыше человеческой природы (Иер.31:33). Теперь все заповеди закона Моисея, являвшиеся прообразами, должны быть истолкованы в свете той духовной реальности, на которую они указывали (Евр.10:1, 2Кол.2:16,17).

3. Выявить грех

Закон Моисея должен был проявить неправедность человека, но он никогда не мог привести его к праведности Божьей, для чего у него не было ни полномочий ни сил (Рим.8:3,9:31,10:3):

Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. (Рим.3:19,20)

Закон стал провокацией для греха (в медицине провокация - искусственное возбуждение признаков болезни):

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать, (Рим.5:20)
Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. (Рим.7:7-13)

4. Привести к вере

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. (Гал.3:23-27)

Исходя из предыдущей цели становится понятно, что как бы мы ни старались исполнить закон в совершенстве, из-за нашей греховной природы мы никогда не сможем этого сделать. Поэтому смысл закона - привести нас к осознанию потребности изменения внутренней природы.

Рим 10:3-4: "Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего."

Более точным переводом слова telos здесь будет не "конец", а "цель" как в 1Тим.1:5 (цель же увещания...), что согласуется с метафорой о детоводительстве закона. Таким образом цель закона - привести человека к осознанию необходимости принятия праведности через жертву Христа. Следование закону заповедей не приводит к праведности, но приобретенная кровью Христа праведность приводит к следованию закону - не закону буквы, но закону духа, закону природы Христа:

Рим 8:4: "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."

5. Уступить место закону Христа

Итак, закон Моисея: 
  • являясь прообразом реальности присутствия Творца, выявляет нашу полную неспособность ей соответствовать
  • приводит к осознанию потребности изменения внутренней природы через веру во Христа,
  • приведя нас к вере и тем исполнив свое предназначение, уступает место закону внутренней природы нового творения. Эту природу мы учимся различать в себе через взаимоотношения с Иисусом и Его Телом, через пребывание в Его учении.

Таким образом временный закон Моисея, исполнив свое предназначение уступил место реальности, на которую он указывал - совершенному вечному закону Христа. Мы исполняем этот закон, когда поступаем в соответствии со своей новой рожденной свыше природой:

чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
(Рим.8:4)

Мы призваны быть ведомыми законом природы, а не законом буквы, "ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим.8:14). Но возрастая в различении этой природы мы используем Писания, в том числе закон и пророков. Устраняя Писания, из процесса личного Богопознания, антиномисты предлагают без различения принимать все мысли, чувства и желания как исходящие от Духа Божьего. Надо ли говорить, что отсутствие здравого различения - это распахнутые двери для тьмы (см. Инструменты различения):

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2Тим.3:15-17)
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр.4:12)


Новая заповедь

Иисус говорит, что весь закон является выражением именно этой заповеди, что погрязшие в формализме и законничестве книжники и фарисеи уже давно перестали видеть:

Мат 23:23: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять."
Мат 22:37-40: "«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим», — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки."

Любовь есть истинная суть и единственная мотивация всех остальных заповедей:

Гал 5:6: "Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью."
Гал 6:15: "Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь."
1Кор 7:19: "Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих."

Мы видим идентично построенные фразы, в которых Павел поочередно противопоставляет обрезанию по плоти веру, рождённую свыше природу и исполнение заповедей. Как видим вера и новое творение никак не противоречат соблюдению заповедей, наоборот - последнее является прямым следствием первых двух. Другими словами посредством движимой любовью веры, Христова природа проявляет себя в исполнении заповедей:

1Ин 2:5: "а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем."

О каких заповедях идёт речь? -

Рим 13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона."

Антиномисты читают это следующим образом - "любовь есть отмена закона".
Любовь к человеку выражается в том, что мы творим благо для него. Но откуда мы знаем что есть благо для человека? - Из закона. Любовь к Богу выражается в том, что мы делаем угодное Ему и не оскверняем себя тем, что Ему противно. Но откуда мы знаем что угодно Его святой природе? - Из закона. Свобода от исполнения закона на самом деле является свободой от проявления Божьей любви.

Итак, если следование закому Моисея на самом деле должно было быть мотивировано любовью к Богу и к людям, тогда в чем же новизна заповеди Иисуса?

Ин 13:34: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга."

Эта заповедь нова тем, что призывает нас любить ближнего не только как самого себя, но как Иисус возлюбил нас (см. Подражание Христу). Это возможно только в одном случае - когда Его любовь становится частью нашей внутренней природы:

любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)


Суть законничества

И до пришествия Христа Бог так же обличал Свой народ в религиозном формализме, в слепом следовании букве, игнорирующем истинную суть заповедей - проявление Божьей любви и милосердия:

Мих 6:8: "О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим."

Ис 1:11-17: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову."

Законничество - это исполнение закона по плоти, с неверными мотивами. Это попытка использовать закон в качестве средства достижения праведности и платы за близость с Богом. Как уже было сказано выше - это есть уничижение жертвы Христа - единственного пути в Божье присутствие:

Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, (Гал.5:4)

Ошибка антиномистов в том, что они не различают дела, которые являются выражением праведности, от дел, которые совершаются ради оправдания - для них любые дела, являются законничеством. Закон, как в Ветхом так и в Новом заветах является выражением святой природы Бога. Эта природа теперь находится в нас. Поэтому в то время как праведность от закона достигается через подчинение букве закона, праведность от веры проявляется через подчинение рожденной свыше природе дитя Божьего:

Рим 8:4: "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."

Таким образом, праведность от закона не отменена, но исполнена теми, кто живёт по духу. Потому живущие по плоти есть беззаконники, в том числе и все те, кто пытаются исполнять закон по букве.

Нагорную проповедь никто не может исполнить по плоти. Это была презентация жизни по духу, которая становится доступной только через рождение свыше. Нагорная проповедь это описание действия природы нового творения, поэтому вопрос исполнять/не исполнять для него из той же категории что и вопрос "если любовь уже излилась в моё сердце Духом Святым, должен ли я любить, или нет?" Если ты действительно стремишься жить в соответствии с природой дитя Божьего, такой вопрос у тебя просто не появится (см. Проповедь к новому творению)

Рим 10:3-4: "Ибо, не разумея праведности Божией и УСИЛИВАЯСЬ поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией, потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего."

...вы, прилагая к сему все СТАРАНИЕ, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.
(2-е Петра 1:5-8)

В этих стихах мы видим два вида усилий - первые мотивированы законничеством, вторые верой.

5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
(Рим.10:5-8)

Праведность от веры, в отличие от праведности от закона, не является чем-то недостижимым, она не боится смерти и суда Божьего, потому что основана не на делах человека, а на искупительной работе Христа - этим мы отличаемся от легалистов (законников). С другой стороны праведность от веры это все-таки праведность, проявляющая себя в делах послушания и святости - этим мы отличаемся от антиномистов, отрицающих закон. Эта праведность не мотивирована желанием достичь Христа, но проистекает из безусловно обеспеченной Самим Христом близостью (см. Дистанции больше нет).
Мы прилагаем усилия и старание не для того, чтобы оказаться праведными, а потому что мы уже праведны, не для того, чтобы получить благодать, но чтобы она была в полной мере проявлена в нас и через нас.
Плотскими являются усилия, мотивированные плотью - завистью, честолюбием, страхом, чувством вины, обидой. Духовными являются усилия, мотивированные духом - Божьей любовью в нас.
А отсутствие вообще каких-либо усилий в жизни верующего - это показатель не духовности, а равнодушия, эгоизма и лени. Мы должны уметь различать дела веры от дел закона.
Таким образом наши усилия должны быть результатом покорности Божьей праведности в новом творении, а не средством её обретения (см. Отождествление)


Дела - признак оправдания

Иак 2:24: "Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?"

И в то же время "мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона." (Рим 3:28)
Каким же образом согласуются эти стихи? Иаков говорит о делах, как о признаке наличия веры (Иак. 2:18). Но ведь именно через веру мы и обрели праведность Христа (Флп. 3:9). Точно так же как дела свидетельствуют о наличии веры, так и дела праведности являются признаком оправдания. Соединяя воедино сказанное Иаковом и Павлом, можно сказать, что обретенное через веру во Христа оправдание, без соответствующих плодов праведности мертво и бесполезно. Павел говорит, что в таком случае принятая человеком благодать остаётся тщетной (2Кор.6).

Рим 8:4: "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."

Мы прилагаем усилия не к тому, чтобы исполнять закон, а к тому, чтобы жить по духу. Ну а признаком жизни по духу являются соответствующие плоды.

Гал 5:25: "Если мы живем духом, то по духу и поступать должны."

Дела - это не причина, но признак оправдания. Истинно обретенная праведность неизменно будет проявлять себя в характере и поступках верующего.

Флп 3:8-9: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере"
Иак 2:18: "... а я покажу тебе веру мою из дел моих."

Что общего между делами веры, плодами духа и законом? Ну например вот это:

Рим 13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона."

А так же смотрите Лук 10:26-28, Гал 5:14, Мат 7:12

Павел, с одной стороны противостоит праведности от закона, с другой стороны, призывая верующих к жизни в вере, не смущаясь аппелирует к закону, не считая себя при этом законником - 1Кор.9:8-10, 1Кор.14:34. Почему? Да потому что закон не противоречит вере. В истинной своей сути закон добр, чист, свят, совершенен и вечен, потому что является выражением Божьей природы - святости и любви.

Рим 3:31: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем."

Иак 1:25: "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании."
Пс 18:8-12: "Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда."


Новый регламент

Ин 1:17: "ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа."

Если прочитать это место в свете вышеизложенного, то становится очевидным, что Иисус принес не какой-то другой закон, но совершенное понимание всего того, о чем Бог говорил от начала - через закон, через пророков, через историю Израиля.

Евр 8:10,13: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. … Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению."
См. так же Евр 10:16-17

Новый завет учрежден на совершенном законе Духа, а не на плотской букве, на оригинале, а не на искажённой плотью копии :

Рим 3:31: "Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем."
Евр.7:12: "Потому что с переменою (metatifemi) священства необходимо быть перемене (metafesis) и закона."

metatifemi - переходить, переносить, перемещать, переменять, примыкать к другой стороне (как в Деян.7:16 - "перенесены в Сихем")
metafesis - в первую очередь означает перемещение, переселение, перестановка (как в Евр.11:5 - "прежде переселения своего")

Евангелие основано на тех же самых принципах и атрибутах священства - поклонение, жертва, власть, ходатайство, служение. Единственное отличие - прообразы заменились реальностью, на которую они указывали.
Иисус пришел от нетленного семени, потому и священство унаследовал не через человека Левия и Аарона (на что указывает сравнение с Мелхиседеком). Цель священства от плоти Левия - служить прообразом священству от Духа Христова. Когда пришла реальность, надобность в прообразах отпала. Служение священства было перемещено (metatifemi) из плотской сферы служения в сферу духа, от Левия ко Христу, из храма в новую тварь, с соответствующей заменой всех его атрибутов с прообразов на реальность:

Ин 4:21,23-24: "Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине."

В Новом Завете закон как и священство был "переселен" (metafesis) в нерукотворную скинию нового творения, переписан на плотяные скрижали сердца.

Кол.2:13,14: "и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту"

Обвинительный приговор закон Моисея, был заменен зеркалом учения Христа, помогающим нам различать в себе эти "святые наклонности", чтобы следовать им (Иак.1:23-25, Евр.4:12).

На каких бы скрижалях ни был записан закон - на каменных или плотяных - он остаётся законом. В Ветхом Завете исполнение закона было условием близости с Богом, в Новом оно стало результатом этой близости, поэтому пребывание во Христе делает наше послушание естественным и желанным. Закон заповедей был заменен законом природы - в этом и заключается перемена закона.
Нам больше не нужно бояться заповедей, ведь каждая заповедь является выражением святой природы нашего любящего Отца. И если эта же природа находится в нас, тогда заповеди будут нас радовать и приносить удовольствие.

Пс 18:9: "Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи."
Рим 7:22: "Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;"

Ветхий завет - это закон снаружи. Новый завет - это закон внутри. Благодать же производит в нас потребность и способность жить в соответствии с внутренним законом сердца, т.е. в соответствии с рожденной свыше природой. Речь не идёт о том, чтобы "соблюдать" или "не соблюдать". Пребывая во Христе я нахожу заповеди частью моей духовной природы, частью реальности духа.

Закон Моисея имел смертоносное воздействие на греховную природу человека, оживляя грех, подавая повод к его совершению:

Рим 7:9-14: "Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею. Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху."

Заповедь, являясь выражением праведной природы Бога, постоянно указывала человеку на его внутреннюю греховную суть, непреодолимо влекущую к нарушению заповеди. Когда суть человека была изменена, заповедь стала её неотъемлемой частью, превратившись из внешнего ограничения во внутреннюю потребность, как уже было сказано выше. Вот главное различие между Новым и Ветхим заветами.

А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им. (Гал.3:12)
Гал 5:18-25: "Если же вы духом водитесь, то вы не под законом"
Рим.8:4: "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."

Внимательно изучая Рим. 8 главу (особенно стихи 1-14) я обнаружил интересный парадокс:

Жизнь по закону - это жизнь по плоти.
Жизнь по плоти - это беззаконие.
Жизнь по духу является совершенным исполнением закона.

Мы получили нечто лучшее, чем закон - Самого Законодателя, Который наделяет нас потребностью, знанием и силой исполнять закон совершенно.
Тот, кто продолжает использовать закон в качестве внешнего руководства, исполняет его как книжники и фарисеи - буквально, по плоти, постоянно испытывая на себе искушение либо к самоосуждению либо к самооправданию. Такому состоянию может способствовать как закон Моисея так и Христовы заповеди любви. Закон положен для невозрожденных и плотских (1Тим 1:8-10), продолжая направлять их ко Христу (Гал.3:24).
Пребывание во Христе - перекрывает закон, потому что Христос есть его воплощение. Теперь то, что было лишь прообразами в законе, во Христе стало реальностью, на которую они указывали - в Нем мы обрезаны, Он наш шаббат, Он - наш кошрут, Он - наш Агнец, через Которого мы приносим Богу духовные жертвы и т. д. А потому пребыванием в Нем мы исполнили закон совершенно.


Закон природы

Отвержение закона, игнорирование заповедей, исповедание независимости от него приводит к слепоте в отношении святой Божьей природы, а значит и в отношении природы нового творения. Вот почему в учении о рождении свыше я придаю закону, как инструменту преображения, такое высокое значение.

Антиномисты говорят, что Христос исполнил закон вместо нас, поэтому мы от него свободны. Но что на самом деле говорит Писание? -

1Ин 2:3-6: "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал."

Как поступал Иисус во время Своего служения? Игнорировал ли Он заповеди Отца или исполнил их совершенным образом? Так неужели сейчас, когда Иисус поселился в нас Его природа и образ действий изменились? Причина, по которой заповеди Иисуса, в отличие от бремени закона Моисея, не тяжки - мы исполняем их вместе с Ним, будучи движимы Его природой, Его благодатью (см. В одном ярме с Иисусом).

Моя способность различать Христа в себе напрямую связана со способностью видеть Его в Писании, в законе  (2Тим.3:16, 2Пет.3:14-18), и в других зрелых христианах (Флп.3:17, Евр.13:7,8, 1Кор.4:16)
Подробнее об этом:

Иак 1:25: "Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании."

Иаков почему-то говорит о пребывании в законе свободы, а не в свободе от закона. Но разве нет здесь противоречия? Разве закон не есть ограничение? В чем же тогда свобода? Закон является ограничением и бременем только для падшей природы человека. Истинная свобода - это когда заповеди Божьи являются внутренним законом сердца, когда его желания совпадают с волей Божьей:

Гал 5:22-25: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны."

Павел описывает суть внутренней природы нового творения и утверждает, что тот, кто руководствуется этой природой не нуждается во внешнем руководстве заповедей и правил. Вот почему закон не по вере (Гал.3:12), потому что живущий им, не доверяет и не следует закону рождённой свыше натуры.

Почему закон всемирного тяготения не даёт нам улететь с земли? Потому ли что мы его знаем или стараемся соблюдать? Конечно нет. Мы просто следуем природе, не задумываясь какие законы на нас при этом действуют. Однако, если мы решимся проигнорировать этот закон, например прыгнув с большой высоты, всё наше естество начнет этому противиться через врождённое чувство страха высоты, независимо от нашей осведомленности о законе всемирного тяготения. Так же обстоит дело и с нашей рождённой свыше природой, которая побуждает нас к хождению в заповедях, даже когда мы этого не осознаем, и противится жизни по плоти. Поэтому Писание и призывает нас не к соблюдению закона, а к жизни по духу.

1Тим 1:8-11: "А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено."

Праведника на пути жизни удерживает его праведность - Божья природа в нем. Верующий, демонстрирующий плоды плоти (Гал.5:19-21), тем показывает, что пребывает в неверии относительно своего положения во Христе. Если же он при этом не испытывает раскаяния, то как и любой грешник нуждается в обличении законом. Это и есть законное употребление закона - привести согрешающего назад - через раскаяние к вере, под водительство духа:

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. (Гал.5:18)

Таким образом в условиях Нового Завета к помощи внешнего закона (закон заповедей) мы все-таки прибегаем, в том случае, когда человек не научен или по какой-либо причине перестал следовать закону внутреннему (природа Христа).

Закон был и остаётся детоводителем ко Христу. В семье младенец от зрелого сына отличается тем, что его жизнь в большей степени регулируется правилами, всевозможными "можно/нельзя".
Зрелый, через взаимоотношения узнал характер и волю отца, и разделяя его мировоззрение и ценности имеет бо́льшую самостоятельность и ответственность в осуществлении его воли в семейных делах (1Ин.2:13,14).

Рим 7:6: "но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве." (см. Мертвы для греха, мертвы для закона)

Мы более не нуждаемся во внешнем руководстве заповедями, потому что должны быть водимы обновленным духом. Но в чем выражается это водительство на практике? - В том, что мы исполняем те же заповеди, но уже с другой мотивацией:

1Ин 3:6: "Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его."

Смысл не в том, чтобы перестать грешить, а в том, чтобы пребывать в Иисусе, тогда плоды начнут появляться естественным образом, без наших усилий:

Ин 15:4-5: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего."

Закон дел говорит: "Чтобы быть на лозе, ты должен приносить плод. Если ты не будешь приносить плод, то будешь отсечен. Плод - это условие пребывания на лозе. Отсутствие плода говорит о том, что ты плохо стараешься выдавливать его из себя".

Закон свободы говорит: "Пребудь на лозе. Плод - это не твоя забота. Твоя забота - установить и поддерживать связь с лозой. Плод - это признак, естественное следствие твоего пребывания на лозе, это результат действия в тебе жизненных соков лозы. Отсутствие плода говорит о том, что связь нарушена и тебе нужно ее восстановить."

Праведная природа Христа всегда будет выражать себя в практической праведности - в исполнении заповедей. Речь не идёт о том, чтобы "соблюдать" или "не соблюдать". Пребывая во Христе я нахожу заповеди частью моей духовной природы, частью реальности духа. Практическая праведность нового творения это признак пребывания во Христе, а не плата за вход - в этом ее отличие от праведности закона. Плотское поведение - это индикатор показывающий пребываем ли мы во Христе, находимся ли в вере, не остается ли в нас бездейственной благодать. Поэтому мы не можем игнорировать грех по примеру антиномистов, типа "не зависимо от того как я живу и что делаю, я во Христе и точка".

Когда на закон смотрит грешник, он видит внешнее ограничение для своих греховных желаний и попадает под суд совести. Когда на закон смотрит праведник, то переживает радость, находя в своем сердце живой отклик на Божьи заповеди, искренне желая им следовать, жить ими. Негативное отношение антиномистов к закону говорит о том, что они смотрят на закон именно с позиции грешников.

Пс 39:9: "я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце."
Пс 44:8: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих."
Пс 118:29: "Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне."
Пс 118:44: "и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;"
Пс 118:77: "Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое."
Пс 118:92: "Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем."
Пс 118:97: "Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем."
Пс 118:113: "Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю."
Пс 118:163: "Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю."
Пс 118:165: "Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения."
Пс 118:174: "Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое."

А вот как описывает Мартин Лютер последствия своего перехода от законничества к вере:

«Раньше Закон не доставлял мне никакого удовольствия. Теперь же я вижу, что он хорош и приятен, что он дан мне, чтобы я мог жить, и нахожу в нем удовольствие. Раньше он говорил мне, что я должен делать. Теперь я начинаю приспосабливаться к нему. И за это я поклоняюсь Богу, прославляю Его и служу Ему.»

От сеющего смерть плотского, буквального понимания закона нас теперь оберегают личные взаимоотношения с его Автором - Духом Святым (2Кор.3:6).

Нравственный закон, записанный на сердцах язычников, был уточнен и расширен законом Моисея, но теперь он должен быть истолкован благодатью. Закон Христов - это истинное духовное истолкование закона Моисея.

Однажды я разговаривал со своими младшими дочерьми, между которыми постоянно вспыхивали конфликты, о необходимости прощения. Ева со вздохом заметила: 
– Как много у Бога заповедей, которые нужно исполнять. 
Тогда я спросил: 
– Ева, как ты думаешь почему мне необязательно писать для тебя списки правил, чтобы ты была послушной и могла радовать меня своим отношением и поведением?
– Потому что я тебя знаю - ответила она.
– Вот так и с Богом. Чем больше времени ты с Ним проводишь, тем лучше ты знаешь как Его радовать. А почему ты должна его радовать?
– Почему, папа?
– Ну наверное потому что тебе хочется это делать, ведь ты Его любишь, так же как и меня, не так ли? – Ева улыбнулась и прижалась ко мне. – И кроме того, когда вы поступаете неправильно, например обижаете друг друга, вы испытываете от этого удовольствие или огорчение?
– Огорчение.
– Это потому, что в вас живёт Божий Дух, Который учит вас поступать правильно.


Совершенное толкование

Евр 7:15-18: "Нам становится еще яснее, что Закон изменился, когда появляется другой священник — по подобию Мелхиседека. Он стал священником не по Закону, который требовал принадлежности к определенному роду, а по силе, которая заложена в вечной жизни. Ведь Писание свидетельствует: «Ты — священник навеки по чину Мелхиседека». Итак, прежнее повеление отменено, потому что оно оказалось слабым и бесполезным"

В контексте речь идёт о жертве и священстве. Жертвоприношения в храме были отменены, уступив место реальности, на которую они указывали - жертве Агнца. Точно так же, как уже было сказано выше, было упразднено и Аароново священство, уступив место священству по духу (1Пет.2:5,9). Таким образом Закон Христов - это истинное духовное истолкование закона Моисея.

Бог есть Дух. Закон, данный Им - духовен (Рим.7:14). Понимать его нужно духом и исполнять по духу.

Буквальное плотское понимание закона в конечном счёте привело иудеев к прямой конфронтации с Законодателем. Израильтяне не могли войти в небесную скинию, поэтому им было дано ее жалкое подобие - скиния земная. Они не были готовы войти в личные отношения с Богом, поэтому им было дано подобие этих отношений - закон Моисея.

Если мы внимательно посмотрим на служение и учение Иисуса, то увидим, что Он конфронтировал не с законом, а с его неверным, буквальным, плотским пониманием. Действия и учение Иисуса постоянно вступали в противоречие с буквальным толкованием закона, потому что за внешней стороной закона Он показывал его истинную духовную суть (например когда говорил о двух важнейших заповедях), а потому исполнял заповеди совершенным образом, а не по плоти, как книжники и фарисеи:

...вы устранили заповедь Божию преданием вашим.
(От Матфея 15:6)
Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
(От Матфея 19:8)
заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией,
(От Матфея 22:29)

Поэтому закон Христов, закон свободы, закон веры, закон духа - это не другой закон, но истинное, совершенное воплощение, истолкование и исполнение Торы и пророков.
Рожденная свыше природа освободила нас от смертоносного буквального плотского понимания закона:

Рим 7:6: "но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве."

Например, Иисус сказал, что Моисей по жестокосердию людей позволил разводиться, но в начале так не было. Это означает, что имело место искаженное плотью представление Божьей реальности в законе.
Жизнь по духу - это не игнорирование и не отвержение закона, как многие сегодня учат, но исполнение его совершенным образом. Те, чей дух не был возрожден, понимали и понимают закон по букве и исполняют по букве (т.е. буквально, по плотскому своему разумению). А мы, глядя на это плотское исполнение, несшее смерть (буква убивает, и помышления плотские, даже основанные на законе - суть смерть) стараемся судить о характере Бога? Поэтому и рождались такие перлы как "Бог отменил", "Бог передумал", как буд-то Он от начала не знал, что собирается делать. Да нет же! Просто Он открывает истинный смысл того, что изначально было понято человеком по плоти.

Например принцип "око за око", не был отменен Иисусом. Он был уточнен - человеку заповедано суд и справедливое возмездие не вершить самостоятельно, но отдать в руки Божьи:

Рим 12:19: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», говорит Господь."
Прит 20:22: "Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя."
Лев 19:18: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь."

Не существует никакого противоречия между законом и благодатью, потому что и то и другое пришло от Бога. Но существует непримиримое противоречие между буквальным, плотским пониманием закона и его истинной духовной сутью, которую открывает благодать.

Многие верующие часть закона научилась понимать и исполнять по духу, а часть продолжают пытаться исполнять по букве, плотски. Отсюда споры о десятинах, субботе, обрезании и т.д. (см. Проповедь к новому творению)

А ведь Христово "а Я говорю вам..." должно быть постоянно распознаваемо духом и применяемо ко всему что написано (см. Мат.5:21-48).

Евр 9:23-24: "Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное — лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие"

Евр 10:1-4: "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи."

Почему же в Ветхом Завете кровь животных имела силу останавливать проклятия и наказания за грехи? Потому что Бог, глядя на прообраз - кровь агнцев, видел реальность - кровь Сына.

Другие примеры исполнения заповедей по духу:

Мат 5:17-20: "Не думайте, что Я пришел отменить Закон или пророков; Я пришел, чтобы исполнить, а не отменить. Говорю вам истину: пока небо и земля не исчезнут, ни одна малейшая буква, ни одна черточка не исчезнет из Закона — все сбудется. Кто нарушит даже самую маленькую заповедь и научит других нарушать ее, тот в Небесном Царстве будет наименьшим, а кто исполнит заповеди и научит этому людей — будет велик в Царстве Небесном. Говорю вам, что если ваша праведность не превзойдет праведности фарисеев и учителей Закона, вы не войдете в Небесное Царство."

Это касается каждой черты, каждой иоты закона - указывать на все аспекты духовной реальности во Христе.

Например в Ин.8:3-11 как вы думаете, исполнил Иисус заповедь Моисея или нет? Исполнил! Но не по букве, как предлагали фарисеи и книжники, а по духу, совершенным образом. Он действительно убил грешницу камнем - краеугольным Камнем преткновения и соблазна, Камнем любви и прощения, брошенного рукою Божьей в человека греха на Голгофе. Для человека плотского - это всего лишь красивая метафора, но в том-то и проблема антиномистов, что они продолжают смотреть на закон так же как иудеи, через покрывало плоти, оставаясь слепыми в отношении духовной реальности, стоящей за каждой из заповедей. Иудеи по плоти пытаются их исполнить, антиномисты по плоти их отвергают.

2Кор 3:14-16: "Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается."

Израиль живя по закону, остался слепым к реальности на которую он указывал, ну а христиане по причине той же слепоты, не видя связи закона с реальностью - либо отвергают его, либо исполняют по ветхой букве, по плоти.

1Кор 10:6, 11: "А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы... Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков."

Кол 2:17: "Все это лишь тень того, что должно было прийти, реальность же — Христос."

Таким образом сияние реальности живущего в нас Христа, уничтожило всякую необходимость в следовании за её тенью.
Все заповеди Божьи в реальности духа имеют значение, соответствующее истолкование и исполнение. Это не законничество, но свобода, которую я переживаю, с удивлением обнаруживая заповеди частью своей духовной природы. Мы не призваны исполнять заповеди по букве, своими плотскими усилиями, мы призваны через веру, по духу, жить в реальности на которую они указывали. Поэтому на плодах духа нет закона, поэтому Иисус есть цель закона, а любовь его исполнение.

"разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных" 
(Мат 12:3-7)

Мы неоднократно видим в Писании, как хождение в любви часто противоречит букве закона, и однако же в глазах Божьих является предпочтительным:

"любящий другого исполнил закон." 
(Рим 13:8)
"Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона." 
(Рим 13:10)

Здесь речь идёт не о законе буквы, а о законе Божьей природы, потому что буква убивает, дух животворит.
Дело не в том, что закон буквы плох - мы плохи, и мир плох. Практическое применение закона духовно незрелыми людьми, зачастую вступает в конфликт с его внутренней сутью. Кроме того, в падшем мире часто не существует идеальных решений и нам приходится выбирать не между добром и злом, а между злом и ещё бо́льшим злом.

Поэтому многие праведники в Писании, формально нарушая заповеди, при этом в глазах Божьих оставались невиновными: 

повитухи, обманувшие фараона;
Раав, солгавшая властям Иерихона;
воины, истеблявшие врагов Израиля;
Давид, давший жертвенный хлеб своим воинам;
Моисей, допустивший разводы;
пророк Осия, женившийся на блуднице;
и т.д.

Людей, формально виновных в нарушении буквы закона, Господь оправдывает за чистоту их мотивов. И напротив - нечистые мотивы делают соблюдение заповедей бесполезным занятием, не имеющим для Бога никакой ценности.
Поэтому для хождения в истине недостаточно знать закон и Писания - нужно знать Божий Дух и Его любовь.

"Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом." 
(Иак 2:8-13)


Время амфибий

Когда я молился о более ясном понимании роли закона в "эпохе духа" Господь дал мне одну замечательную иллюстрацию.

Бог есть Дух, а человек есть плоть. Это две разных природы, предназначенные для жизни в двух различных средах обитания.

Пс 14:1: "Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?"
Исх 33:20: "... человек не может увидеть Меня и остаться в живых."
Рим 7:14: "Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху."

Закон - это описание Божьей реальности и условий пребывания в ней.
Вы смотрели фильм "Человек-амфибия"? Среда обитания человека - суша, поэтому человек не может жить под водой. Он может лишь ненадолго погружаться под воду со строгим соблюдением определённых условий - надев акваланг и чётко зная правила его использования.

Втор 6:15: "ибо Господь, Бог твой, Который среди тебя, есть Бог ревнитель; чтобы не воспламенился гнев Господа, Бога твоего, на тебя, и не истребил Он тебя с лица земли."

Чтобы человек мог принадлежать обоим мирам и безопасно жить в обеих средах Бог изменил его природу:

Иез 36:27: "Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять."
Ин 3:5: "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие."
Еф 2:18: "потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе."

Теперь тому, у кого есть жабры не нужно знать правила пользования аквалангом. Изменилась ли природа Бога или среда Его обитания? Нет! Он все так же свят и праведен, присутствие Его славы все так же невыносимо для тьмы, греха и смерти. Изменились мы! Закон из условия приближения к Божьей славе, превратился в часть нашей природы, стал её описанием и сутью. Принадлежа обоим мирам, мы стали амфибиями.

Авв 2:14: "Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море."

Однажды, когда слава Божья затопит весь мир, акваланги не помогут и выживут только те, у кого есть жабры.


Исповедание "законника"

"Я возлюбил праведность и возненавидел беззаконие. В исполнении заповедей нахожу я великую радость, потому что Дух Божий написал их на сердце моём. Он открывает мне истинный смысл заповеди, наделяет великим желанием и способностью её исполнения.
Когда нахожу себя в Его праведности, то не могу поступать неправедно, когда доверяю ей - поступаю в мире сем как Он поступал.
Когда же поступаю по ветхим похотям своим, вопреки заповедям любви, то огорчается праведный дух мой и благостью Божьей влечёт меня к покаянию.
Чем более вникаю в закон твой, Господи, тем более различаю природу Твою в себе, она неудержимо влечет меня к благодарной покорности и смирению.
Мне нечем хвалиться, потому что мою подзаконность Христу и её последствия в моей жизни производит Его благодать во мне."

Честно говоря, с большим удивлением наблюдаю с какой радостью многие искренние верующие отвергают закон Божий. От рабства буквального плотского его понимания и исполнения они сразу перешли к другой крайности - полного отвержения закона, так и не вкусив жизни по духу. Жизнь по духу - это не отвержение закона, а его истинное понимание и исполнение. Ведь в своём первоначальном истинном значении закон всегда был выражением святой и праведной Божьей природы, которая сегодня помещена внутрь каждого рожденного свыше и доступна через жизнь по духу.

Рим 8:4: "чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу."



На мой взгляд, лучшая иллюстрация разницы между жизнью под законом и жизнью под благодатью - глава из книги Боба Джорджа "Классическое христианство" - "Жизнь по высшему закону"

3 комментария:

  1. Спасибо за такой ясное и верное изложение проблемы!
    У меня на эту тему есть целая книга. Она возникла из моего несогласия с многочисленными попытками большинства современных христиан фактически уравнивать оба Завета (вместо того, чтобы понимать Ветхий Завет в свете Нового).
    Книга - https://proza.ru/2020/02/25/664

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш отзыв. К сожалению увидел его только сейчас, спустя год. С вашей книгой постараюсь ознакомиться. Всегда приятно видеть, когда верующие ответственно относятся к личному исследованию Слова Божьего.

      Удалить
  2. Благодарю вас, очень точно и сбалансированно

    ОтветитьУдалить