Богодухновенное Писание



(fs) К.Лирик



Разрушьте веру людей в Писание и они поверят в того Иисуса, который им больше понравится.
(К.Лирик)

Один исследователь обнаружил что "в самых живых евангельских церквях люди серьёзно настроены на то, что Библию нужно читать каждый день, но только 15% из них на самом деле делают это".

А зачем нам вообще ежедневно читать Писание?

Тяга к Писанию - это признак духовного здоровья, результат работы Духа Святого в жизни человека.

Во всех временах и народах верующие всегда свидетельствовали о преображающей силе Священного Писания, о его способности оказывать неизгладимое влияние на ценности, мотивы и мировоззрение человека, вникающего в Писание с верой. 

"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными." 
(Ин 8:31-32)
"Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам." 
(Ин 15:7)
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь." 
(Ин 6:63)

Иисус говорит, что Его слова - это не просто информация, но что они несут в себе творческую силу Создателя, способную преобразить не только личность человека, но и мир вокруг него.

Но разве недостаточно один раз прочитать Библию? Зачем читать её ежедневно год за годом? 

Есть разница между "прочитать слово" и "пребывать в слове" (постоянно находиться, жить, обитать). 

У этого падшего мира тоже есть своя "проповедь", которую он ежедневно "читает" мне через свои средства информации, через обстоятельства, мысли, чувства, опыт, навязывая мне ложь о Боге, обо мне и моём предназначении. Чтобы ежедневно противостоять этой лжи, преображаясь в славу Божью, мне нужен постоянный источник истины, несущей силу благодати. Слово Божье является как бы очками, которые я ежедневно протираю и одеваю, чтобы через них воспринимать мир в истинном свете.

Кроме того, Писание - это основной инструмент, помогающий мне узнавать Божий голос и различать Его водительство.

По этим и другим причинам я ежедневно обращаюсь к Библии. И это помимо ежедневного пребывания в учении "Школы Преображения" и чтении других христианских материалов, потому что мне нужен неизменный эталон, не разбавленный человеческими мнениями, традициями, толкованиями.

Преображение жизни - это последствие изменения образа мышления и жизненных привычек. У всех известных мне успешных христиан, в центре этого процесса всегда находилось отношение к Божьему Слову. Если обращение к Священному Писанию сделать привычкой, тогда оно становится опорой для всех остальных изменений. 

Иисус, воплощённое Слово, читал и цитировал Писание. Он не говорил: "Выкиньте свою Тору, Меня слушайте" - напротив всегда подчеркивал его важность, подкреплял им Своё учение. Тот, кто любит Бога, будет любить и Его слово.

"Да не отходит сия книга Закона от уст твоих. Но поучайся в ней день и ночь"
(И.Нав.1:8)
"Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."
(1Тим 4:16)
"А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен."
(2Тим.3:14-17)
Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего.
(Пс.137:2)
"Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам."
(Иоан.15:7)
"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном." 
(Рим 8:5)
"Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте." 
(Флп 4:8)

Библия как раз и есть главный источник этих духовных, чистых помыслов.

Но почему же тогда знание Писаний не помогло книжникам и фарисеям принять Христа? Во первых, они поставили собственные предания и традиции выше Слова Божьего. Во вторых, они исследовали Писания без должного смирения - вместо поиска путей Божьих, они искали собственной выгоды и повода для подтверждения своего привелегированного статуса. И, как следствие, в третьих, они не имели в себе веры и Духа Истины. Эти же проблемы присущи и многим современным исследователям Слова.

Регулярное чтение Писания - это лишь один из сотен примеров добродетелей, которые мы считаем правильным делать, но все равно не делаем. При этом мы выдаём желаемое за действительное, ожидая результатов и последствий в соответствии с тем, чего желаем, а не с тем, что делаем. 

К примеру, я советую человеку, страдающему депрессией, начинать каждое утро с чтения Писания и провозглашения определенных исповеданий. На что он мне разочарованно отвечает:

– Я уже делал это, но мне не помогло.            
– Неужели тогда, когда ты это делал, твоё состояние ни на иоту не улучшилось? - недоверчиво спрашиваю я.
Он начинает вспоминать - оказывается нет, небольшое улучшение было. 
– Почему же ты перестал это делать? 
– Просто в один день мне было настолько плохо, что ничего не помогло.
– Представь, что ты сильно поранил ногу и пока она заживает, врач прописал тебе пить обезболивающее. В какой-то день тебе нечаянно наступают на больную ногу и ты быстро выпиваешь обычную порцию обезболивающего, но боль не отпускает, что ты будешь делать? Выкинешь обезболивающее и больше не будешь его принимать?
– Нет конечно. Просто временно увеличу дозу.
– Так вот, точно так же тебе необходимо поступать и со словом Божьим, пока твоя душа находится в процессе исцеления от негативных чувств и неверного образа мышления.

Нашу судьбу меняют не наши желания, а наши поступки. Если ты во что-то веришь, но не поступаешь соответственно, то ты на самом деле не веришь.

Хочу привести здесь фрагмент размышлений моего друга Дмитрия Филатова:

"Все Писание богодухновенно (букв. вдохновлено Богом). Что такое Писание и какова его природа? Писание - это синергия Бога и человека, с этим согласны все, кто верит в богодухновенность Библии. Споры происходят о природе или степени этого сотрудничества.
Итак вдохновение от Бога - это, по сути, пророчество, когда человек высказывает слова не от своего ума или воли, но через него говорит Бог. Такой человек является пророком Божьим:"И помните прежде всего о том, что никакое пророчество в Писании не исходит из измышлений самого пророка, потому что пророчества никогда не были произносимы по воле человека, но движимые Святым Духом люди говорили от Бога." (Второе послание Петра 1:20,21) Но как происходит это воздействие Духа Божьего на сознание человека? Конечно это не "автописьмо", когда сознание человека "отключается" и он уже не может владеть собой, так проявляется действие злого духа, а не Духа Божьего. Воздействие Святого Духа таково, что человек именно сотрудничает; Бог воздействует на память, рассудок, воображение и волю: Бог говорит Свое слово - человек передает его. Но что такое "слово"? Слова - это знаки идей, идеи - это образы вещей находящихся в разуме. Итак Бог, через свое слово, передает Свои мысли (идеи), т.е. истинное понимание вещей, пророку, который в свою очередь передает его людям. Что бы лучше понять "механизм" этой передачи необходимо учитывать жанр библейских книг. Например каким образом писались исторические книги. В них историю описывали люди, которые либо сами являлись очевидцами событий, либо писали со слов очевидцев. При этом Бог воздействовал на память (напоминая события: "Он напомнит вам все, что я говорил вам"), так же на рассудок, что бы записать определенные события которые следовало передать и отсеивая те, в которых не было необходимости.
Пророческие книги, писались людьми, которым Бог давал видения или говорил слышимым голосом являясь им лично в образе, или через ангела и возвещая слово.
В книгах мудрости, Бог воздействовал на рассудок (логику) и интуицию (которая в древности обозначалась гр. словом θεωρία, от которого произошло современное теория), показывая сущность вещей и их законы.
Новый Завет состоит 27 книг: пять исторических (Евангелия и Деяния), одной пророческой (Откровение) и 21 посланий апостолов, которые можно отнести к эпистолярному жанру. Здесь письма писали люди (апостолы), которые слышали учение Иисуса лично от Него: либо когда Он был в плоти, либо (как апостол Павел) которым Христос являлся после восшествия на небеса и учил так же лично. Дух Истины напоминал им это учение, а так же разъяснял. Т.е. здесь присутствует и исторический жанр, и пророческий, и учение мудрости.
Главное во всем этом то, что Сам Бог избирал этих людей и вдохновлял их к написанию Писания, т.е. передачи слова Бога.
Далее я думаю важно отметить, что Бог говорил людям на определенном уровне их познания. Например апостол Павел в послании Галатам говорит, что закон был дан тем кто был еще "в детстве". Т.е. как бы на уровне их "детских" представлений. Он говорит, что все это было только "тенью" того, что должно было прийти и открыться.
Подведя некий итог этих размышлений, можно с уверенностью сказать, что Писание - это откровение Бога человеку, Его учение, наставление переданное через избранных Им Самим людей, наделенных Господом определенной особой благодатью для этого, что бы передать Его послание миру, но в первую очередь Его народу".

Мы верим не только в Богодухновенность Писания, но и в его сохранность. Было бы странно предполагать, что Бог позаботился только о записи послания, но не о его дальнейшей сохранности. Поэтому так же стоит ещё отметить, что не только запись, но и сохранение, копирование, перевод и канонический отбор книг так же происходил под сверхъестественным Божьим покровительством. Слишком много развелось сейчас "учителей" которые защищая свои ереси, ссылаются на то, что первоначальное Писание было умышленно искажено последующими переписчиками, переводчиками и составителями канона.

Вначале иудеи критиковали Септуагинту (перевод Писаний на греческий), Иеронима критиковали за Вульгату (перевод на латинский), Виклифа за перевод на английский, Лютера за перевод на немецкий. Сначала священным и неприкасаемым был иврит, затем греческий, затем латинский, затем церковно-славянский. Переводчики преследовались, их труды уничтожались. Все это только для того, чтобы не допустить простых верующих к текстам Священного Писания. Позже, когда остановить распространение Библии не получилось, чтобы устранить верующих от непосредственного взаимодействия со Словом, им вместо Слова предложили догмы и толкования. Затем появились приверженцы формулы "Sola Spiritus" (только Дух), которые стали отвращать верующих от Писания, утверждая, что это мертвая буква, которая ограничивает их богопознание и потому нужно опираться только на духовное водительство, за которое часто выдаются человеческие чувства и фантазии.

Как только дьявол не изголяется, чтобы, если и не устранить, то хотя бы ограничить наше взаимодействие со Словом Божьим. Почему? Потому что это основной инструмент познания Бога, это ключ к нашей свободе, власти и судьбе. Сам Господь Иисус, Божий Сын, Воплощённый Логос установил непререкаемый авторитет Писания, когда в противостоянии сатане говорил: "Написано!"

Помимо перечисленных уловок, у дьявола есть и персональный подход к каждому из нас. Думаю вы и сами можете назвать все те оправдания, которые удерживают вас от чтения и исследования Слова Божьего - почему не сегодня, почему не сейчас. Вот только мы должны понять, что тем самым позволяем удерживать себя от познания Бога и своего предназначения в Нём, от свободы, от власти, от победы, от радости и счастья.


Опыт и Писание

Уверенность в богодухновенности и сохранности Священного Писания - краеугольный камень христианства. Нет уверенности в достоверности Библии - нет уверенности ни в чем. Мы, христиане, верим, что Писание охраняет Сам Бог, чтобы у Его народа было надежное средство познания Божьей воли и Его характера. Одного Писания недостаточно, поэтому есть еще два свидетеля, которыми на протяжении вот уже двух тысяч лет подтверждается достоверность и богодухновенность Писания - Святой Дух и церковь. Опытом богопознания миллионов христиан во всем мире в каждом поколении утверждался и постоянно подтверждается сейчас авторитет Библии. Тысячи исследователей, ученых, историков, библеистов, лингвистов своими трудами доказали, что Библия - самый древний письменный источник информации, дошедший до нас с наименьшим количеством искажений.
Впрочем, верующим ничего доказывать не надо, а для неверующего и глас с Небес покажется громом.

"Тебе еще закрыто, ты не знаешь Бога так же как я". Это аргумент любого убежденного адепта любой веры или конфессии или секты. Я с ним и согласен и нет. С одной стороны опыт действительно влияет на наше понимание писания. Но с другой стороны, я многократно был свидетелем того как твердое следование Писанию вопреки опыту в конечном итоге приводило к возникновению иного опыта. Для меня простое понимание и следование Слову всегда будет на первом месте.

Я духовно родился в церкви, которая постепенно скатилась в авторитарное сектанство. Выдернул меня оттуда именно опыт переживания Божьей любви. Этот опыт помог мне увидеть как пастор искажает Слово Божье, чтобы держать людей в рабстве страха и человеческого контроля.
Для меня первична вера в то, что Бог Сам о Себе сказал в Своем слове. Личный опыт важен, но он все же вторичен. Голос веры должен всегда быть сильнее любого другого голоса, даже если это голос личного опыта. Если я болею, это не значит, что Бог перестал быть моим Целителем, если в нужде, Он не перестал быть моим Обеспечителем, если я обижаем, Он не перестал быть моим Защитником. Если мой опыт не подтверждает мою веру, я скорее соглашусь с тем, что неверно интерпретирую свой опыт, чем усомнюсь в Божьем слове.

Идолом номер один всегда был и остается человек. Дай такому эгоцентричному человеку Слово и он превратит его в инструмент религиозной гордыни. Забери у него Слово - и он тоже самое сделает с духовным опытом и будет на себя, на церковь, на Бога смотреть через призму этого опыта, с пренебрежением относясь к тем, кто подобного опыта не имеет. Все больше сейчас проповедей, которые основываются на личных переживаниях, а не на Слове. Повсеместно подчеркивается мысль, что отсутствие переживаний - это что-то ненормальное. Причем те, кто популяризируют сверхъестественные переживания почему-то совершенно неизвестны миру, такому падкому до сенсаций. Все эти сногсшибательные переживания, знамения и силы предназначены исключительно для внутреннего потребления, вызывая в церкви больше смущения и разделений, чем назидания в вере. При этом все меньше людей из мира приходят к Господу.

В Новом Завете, хотя мы и живем по духу, все еще видим смутно и гадательно. А вот чтобы видеть более ясно нужно учитывать совокупный опыт церкви. Мы все имеем духа и все имеем дар, но каждый в свою меру, которая далека от полноты. Полнота приходит когда дары соединяются, позволяя из отдельных частей откровения, данного разным членам Тела, как из мозаики сложить общую картину Царства. Дар члена отделенного от Тела приведет к перегибам и ересям, потому что действует без проверки и без исследования другими дарами. И чем сильнее дар, тем больше вреда он принесет будучи оторванным от Писания и употребляемым независимо от даров служений Тела Христова (см. Почему Бог не говорит погромче?).

Но иной Радостной Вести не существует, а просто есть люди, которые смущают вас, желая исказить Радостную Весть о Христе! Но если бы даже мы сами или ангел с неба стали возвещать вам не ту Радостную Весть, что мы возвещали вам сначала, то пусть такие вестники будут навеки прокляты! И еще раз повторяю: мы уже говорили об этом, и вы знаете, что если кто-либо будет возвещать вам что-то противное той Радостной Вести, которую вы приняли, то пусть они будут навеки прокляты!
(Гал 1:7-9)

Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
(Мар 13:22)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
(2Тим 4:3-4)

Я с большой тревогой наблюдаю как растет количество христиан, готовых поставить свой духовный опыт или сверхъестественное переживание выше написанного слова. У такого положения вещей есть две предпосылки:

1. Благодаря последним историческим находкам, зачастую псевдоистинным и псевдоисторичным (например "Евангелие Иуды Искариота", "Евангелие Марии Магдалины") и псевдонаучным переводам (например перевод молитвы "Отче наш"), появилось много новой информации, которую либеральная теология использует для того, чтобы дискредитировать Писание и ортодоксальное понимание христианства. Ставится под сомнение канон Писания, акцентируется внимание на противоречиях явных и мнимых, на неточностях перевода и исторических данных и т.д.

2. Возрастание церкви в духовных дарах, укрепление учения о личном водительстве Духа без сомнения ведет церковь на более высокий уровень хождения в силе и истине. Но есть и обратная сторона, когда упор на личное помазание ослабляет зависимость человека от Писания и в конечном итоге вообще отрывает его от написанного слова ради "слова услышанного". При этом игнорируется истина о том, что Писание было записано тем же помазанием, которым мы призваны быть ведомы. Появляется все больше проповедей основанных на переживаниях, в которых нет ни одной ссылки на писание. Когда человек учит на основании Слова, здесь есть место для диалога и анализа (см.Деян.17:11). Но если проповедник начинает с того, что говорит: "Бог мне сказал. У меня было видение от Бога." - то попробуй поставить под сомнение сказанное, сразу превратишься в богопротивника и угашателя Духа. Я называю такое отношение Solo Spiritus (только Дух) в противоположность Лютерову Solo Skriptura (только Писание). Когда сатана решился обмануть Иисуса, то Господь почему-то не говорил "я чувствую в духе", каждый раз Он говорил "написано". Разве наше различение более точное чем у Него?

Благодаря этим двум факторам мы видим сейчас возрождение в церкви древних ересей, таких как арианство, савелианство, появление новых, таких как антиномизм и универсализм. Сейчас многими ставятся под сомнение второстепенные доктрины христианства, но это только начало. Усиление в последнее время духа антихриста в конечном итоге приведет многих к отказу от основополагающей истины Евангелия о том, что Иисус - единственный путь спасения, это "радикально-фундаменталистское" утверждение будет "немного" смягчено: "Иисус конечно же путь, но не единственный путь" или "Все пути, на самом деле Его пути" (подробнее об этом мы поговорим в статье Универсализм).

Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией
(Матф.22:29)

Чтобы противостоять заблуждениям мы нуждаемся как в Писании, так и в благодати Духа Святого.

Когда мы говорим, что к вере в определенное нетрадиционное учение нас привел личный духовный опыт или Божий Дух или познание Господа и т.п. , мы чаще всего не имеем ввиду встречу с Ангелом или слышимый голос или видение (хотя и такое событие не гарантирует истинность послания Гал.1:7-9), но, скорее внутреннюю убежденность. Убежденность эта может исходить от Духа, от плоти (2Тим.4:3-4), или от убедительной аргументации учителя (или лжеучителя). При этом распознать настоящий источник убежденности каждому из нас не так-то просто, ведь за выбором определенной стороны всегда стоят наши мотивы, которые мы очень хорошо маскируем даже перед собой. Поэтому и явные еретики, явны только для нас, а не для них самих. Любая из спорящих сторон в христианстве убеждена, что именно она ведома Духом. Это весьма наивно, когда человек, изменивший свое мнение в отношении какой-либо доктрины, говорит, что раньше заблуждался, не знал Господа достаточно хорошо и не был ведом Духом, но вот зато теперь...
Вера в то, что Господь не допустит нам быть обманутыми ложным учением имеет основание только в том случае если мы ответственно относимся ко всему что слушаем и читаем.
От ветров ложных учений нас могут уберечь только якори - личное познание Господа через взаимоотношения с Его Духом, через исследование Слова Божьего, через наставление наделенных дарами Духа членов Тела Христова. Любой из этих якорей сам в свою очередь может стать источником ложного учения, поэтому чем больше у нас якорей, чем больше исполненных Духа, веры и добрых плодов учителей и пророков (не стоит забывать, что и Библия - это записанные слова учителей и пророков) тем устойчивей мы будем ко всякого рода ересям и лжеучениям (см. Инструменты различения).

Сегодня существует серьезная угроза для церкви со стороны секуляризма (обмирщение) и универсализма (единая религия), которые под флагами экуменизма, толерантности, терпимости, гуманистической морали небезуспешно пытаются пустить корни в церкви. Это происходит на фоне узурпации авторитета Писания через обрушившуюся на него текстологичечкую, историческую и иного рода критику.

В этих условиях считаю более мудрым и полезным не находить общие формы поклонения и общие постулаты в учениях с язычеством и философиями мира, а бескомпросиссно провозглашать истину Евангелия без оглядки на обвинения в фундаментализме и фанатизме.

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч... (Матф 10:34)

Библия удивительная книга. Каждая ее история наполнена бесконечным уровнем смыслов. Конечно же это не значит, что мы можем трактовать ее как нам вздумается вопреки здравому смыслу и основному целостному откровению, хранителем которого является Тело Христово. Чтобы не удалится в ереси, в исследовании Слова Божьего мы должны знать определенные правила и следовать им (их называют герменевтикой). И однако, даже оставаясь а рамках этих правил, мы обнаруживаем, что одно и тоже место Писания разным людям, в разное время, в разные периоды и в разных жизненных контекстах может открываться совершенно индивидуальным, особенным образом, с уникальными оттенками, акцентами и даже смыслами. Именно за эту многосложность, многослойность и "контекстуализивность" мы называем эту Книгу живой.

Конечно же дело не столько в самом тексте, сколько в реальности присутствия в нашем чтении Самого Автора - Духа Святого. Если только мы будем об этом помнить, приглашая Его разделить с нами чтение, то чудесные открытия никогда не закончатся.


Комментариев нет:

Отправить комментарий