Логос и Рема



(fs) К.Лирик


Как я уже писал в предыдущих статьях, точность различения обеспечивается здравым, сбалансированным подходом к свидетельству трех - Слово, Дух, Невеста. Многие высказывания, в которых в различных вариациях авторитет Писания и Тела Христова умаляется, но акцент делается на личном духовном опыте или переживаниях - я расцениваю как попытку оставить только одного свидетеля. Последствия такого положения вещей для меня очевидны - льстивые учения, ложные пророчества, увеличение греха, идолопоклонства, эгоизма, колдовства и манипуляций. Без дополнительных инструментов различения человек склонен начать принимать за действие помазания собственные мысли, желания и чувства. Такому положению вещей немало способствует учение о Логосе (logos) и Рема (rema).

Я уже обращался к этому вопросу в статье Божье водительство , рассмотрим его более подробно.

Итак, это учение утверждает, что rema, в отличие от logos это некое особое сверхъестественное откровение, наделяющее человека верой, или что это особое слово для конкретного человека в конкретных обстоятельствах. Поэтому rema важнее и предпочтительнее logos. Но это учение не соответствует Писанию! В Писании эти два греческих слова означают практически одно и тоже и являются  взаимозаменяемыми. Вот какие определения даёт греческий лексикон:

rema - слово, изречение, фраза, речь
logos - слово, изречение, молва, выражение, речь

Источником нашей веры является Иисус. Но Писание назывет Иисуса словом logos, а не rema (Ин.1:14)!

Вот примеры использования в Писании слова logos:

Вы уже очищены через слово (logos), которое Я проповедал вам. (Иоанна 15:3)

- здесь logos - причина очищения.

[как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова (логос) Божия, живаго и пребывающего вовек. (1Пет.1:23)

- здесь logos - живое, вечное слово, причина веры и возрождения.

Он поверил слову (logos), которое сказал ему Иисус, и пошел. 
(Иоанна 4:50)
Скажи только слово (logos) и выздоровеет слуга мой 
(Мат.8:8)

- здесь logos - причина веры, особое указание конкретному человеку в конкретных обстоятельствах (а ведь по мнению многих именно это значение имеет rema).

Евр.4:2: "Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово (logos) слышанное, не растворенное верою слышавших."
Мар 4:14: "Сеятель слово (logos) сеет."
Лук 6:47: "Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова (logos) Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен..."

- здесь, и особенно в притчах о сеятеле и о доме на камне ясно показано, что на нас возложена ответственность за то, чтобы мы с верой принимали именно logos. Плод производит отношение к Слову Божьему, как к слову, обращенному ко мне лично. И совершенно неважно является это слово logos или rema.

Ин 8:31-32: "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове (logos) Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными."

Ин 15:7: "Если пребудете во Мне и слова (rema) Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам."

Чтобы в нас пребывало rema нам необходимо пребывать в logos - не может быть первого без второго, не может быть свободы без ответственного отношения к познанию истины через слово Божье. Для нашей духовной жизни наибольшую ценность представляют не отдельные откровения, а сформированное целостное библейское мировоззрение, основанное на ценностях Царства. Эти ценности формируются систематическим исследованием Писаний, пребыванием в учении (1Тим.4:16).

Часто на христианских форумах, можно встретить высказывания наподобие этому:

"Наши отношения с Богом должны основываться не на Логосе (записанном когда-то слове Божьем), а на Рема (слове произносимом сейчас). Использовать в общении с Богом логос - это как если бы вместо того, что бы общаться с кем-либо вживую мы начнём перечитывать прошлогодние публикации друг друга, и что то там додумывать, сопоставлять и т.д."

Как мы уже видели выше, такое понимание греческого слова rema некорректно. Под rema здесь подразумевается откровение, частное Божье слово, обращенное ко мне лично, ставшее причиной сердечной веры и соответствующих плодов. Давайте попробуем порассуждать на тему взаимодействия logos и откровения.

Если хорошенько подумать, мы увидим, что в любом общении мы опираемся на "записанную" в нашей душе информацию. Общаясь вживую, мы не придумываем каждый раз что-то новое, но всегда опираемся на свой прошлый опыт, ЗАПИСАННЫЙ в нашей памяти, на то, что мы уже прочитали, услышали, пережили, обдумали - все это, по сути и есть logos. Посмотрите на новорожденного, который абсолютно беспомощен, в силу того, что у него еще нет этого самого logos - он живет лишь одними инстинктами и не может ни говорить, ни думать (и не потому что мозг не работает, но потому что думать пока нечего - в памяти, в опыте, нет еще никакой информации). И некоторые христиане, идеализирующие откровение, фактически предлагают в общении с Богом постоянно быть вот такими младенцами. Далее...

Приведенное выше высказывание на форуме - следствие узкого понимания logos. То, что я прямо сейчас переживаю является для меня актуальным откровением, но не для Бога, Который знал все от начала до конца, и для Которого все дни моей жизни уже записаны в Его книге. Бог не меняется. То, что Он думал от начала, Он будет думать и в конце, Он ничего к этому больше не прибавит и ничего не изменит. Поэтому все, что я получаю от Бога прямо сейчас, всегда исходит из Его вечного logos. Если мы поймем это, у нас изменится отношение к Его записанному слову. Библия лишь песчинка в Божьем logos, в котором записано все абсолютно. Но разве это умаляет значимость этой "песчинки" для нас? Наоборот, она ключ к пониманию всего остального!
Мой дух - это инструмент познания logos. Дух подобен органу чувств, которым мы прикасаемся к явлениям и вещам, чтобы познать их истинную духовную суть. Откровение как раз и есть результат такого соприкосновения человеческого духа с Божьим logos. Поэтому мне странно видеть, когда человек использует духовное водительство для оправдания своей независимости от logos.

Итак. Откровение, получаемое нами в данный момент во-первых, часто, хотя и не всегда, опирается на наш личный logos (опыт предыдущей жизни и хождения с Богом) и во-вторых, абсолютно всегда проистекает из Божьего logos (неизменного слова, запечатленного в Его вечной природе). Поэтому откровение - это не столько результат поиска сверхъестественного озарения, сколько результат моего решения относиться к logos как к слову, которое обращено лично ко мне.


Комментариев нет:

Отправить комментарий