Божье водительство



(fs) К.Лирик



  1. Служение духа
  2. Хождение в помазании
  3. Хождение в откровении
  4. Хождение в вере
  5. Хождение в свободе
  6. Хождение в зрелости
  7. Хождение в любви

Служение духа

Долгое время я оправдывал свое бездействие и пассивность в благовестии, исцелении и служении тем, что ищу более ясного откровения о воле Божьей для себя. Это звучит очень высокодуховно. Я провел много лет в поклонении, чтении книг, молясь и ожидая, когда же Бог через какое-нибудь знамение или духовное переживание даст отмашку для моего служения. Но все это время воля Божья в отношении меня всегда была объявлена в Его слове. Я просто прикрывал свое неверие и трусость, постоянно придумывая подходящие "духовные" оправдания тому, "почему не сейчас", "почему не здесь", "почему не я"...

Я всегда считал, что прежде чем начну благовествовать, молиться за больных, служить, мне необходимо хорошенько подготовиться, достичь определенного уровня знаний, святости и смирения. Но вот парадокс, чем больше я готовился, чем больше узнавал, тем меньше чувствовал себя готовым. А все потому, что все больше и больше опирался на свои знания и свою святость, вместо того, чтобы опираться на силу Духа Святого. Наконец я понял, что никогда не буду готов, и что Он был готов всегда. Вот почему с момента рождения свыше я мог начинать действовать на полную катушку и я попросту потратил кучу драгоценного времени впустую. Каждый день нашей "подготовки" - это время, когда часть урожая гибнет.

Конечно, человек может пророчествовать, изгонять бесов, творить чудеса, руководствуясь неверными мотивами или живя во грехе. И к таким обращено предупреждение Иисуса:

Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. 
(Матф.7:22,23)

Но что можно сказать о мотивах человека, который пропускает тысячи возможностей для служения, оправдываясь тем, что Бог ему лично об этом ничего не говорил. В большинстве случаев, библейские герои были водимы не голосом с неба, а определенными духовными принципами и знанием характера Бога.

Когда Моисей, зажатый между морем и фараоном возопил к Богу, Господь спросил его, почему тот к Нему обращается и указал на жезл, которым тот должен был воспользоваться без подсказки Бога; Самсон не справшивал Бога каждый раз, когда хотел использовать силу; Давид пошел против Голиафа не потому что услышал голос с Неба; римский сотник вопреки предложению Господа посчитал, что для исцеления слуги достаточно только слов Иисуса; женщина с кровотечением хотела прикоснуться к одежде Господа потому что сама в себе так решила, сирофиникиянка требовала исцеления для своей дочери вопреки словам Господа, Иаков выстрогал веточки, Раав спасла соглядатаев и т.д. Перечислять можно сколько угодно. Но подумайте вот о чем. В библии из всей жизни героев веры описаны лишь небольшие промежутки и отдельные случаи явного вмешательства Бога. Все остальное время они жили будучи водимыми не явным голосом и знамениями, а знанием духовных принципов и характера Бога.

Кроме того, все эти герои веры, описанные до дня пятидесятницы не были рожденными свыше. Поэтому нам, в отличие от них, нет больше надобности искать голоса с неба или явления ангелов, нет надобности ни в уриме и туммиме, ни в жребии, ни в раскладывании шерсти, ни в поиске лица пророка. Светильник стезе моей уже помещен внутрь меня.

"Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит." 
(2Кор 3:6)
"И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть." 
(Исх 20:19)

Евреи сами избрали форму отношений с Богом - через посредничество Моисея. Они не были готовы и не захотели слышать Бога лично. Не имея возможности говорить к каждому из народа персонально, Богу не оставалось ничего другого, как дать им закон. Точно так же сегодня поступаем мы, если водительству Духа предпочитаем постановления, правила и дисциплины. Но такая позиция неизбежно приводит к осуждению, потому что буква убивает и только дух может животворить. Дело в том, что только живое слово, воспринятое нашим духом, приносит с собой желание и силу для подчинения. 

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение (kainonia) Святого Духа со всеми вами. Аминь."
(2Кор 13:13)

греч. kainonia - (взаимо)отношения, (со)участие, общение, общительность, подаяние.

Это слово во 2Кор.8:4 переведено как участие в служении, а в Еф.3:9 как домостроительство. Иметь общение Святого Духа это значит принимать совместное участие в жизни и служении друг друга.

Я много внимания уделяю преображению ума посредством учения. Однако процесс преображения нельзя сводить только лишь к обретению духовных знаний. Нужно всегда помнить, что прежде всего мы имеем дело не с философией, а с Личностью, не с учением, а с Учителем. Не думайте о Нём отвлечённо, как бы со стороны, но обращайтесь лично, напрямую, ведь Он действительно слушает вас. Старайтесь не просто размышлять, но прислушиваться, ведь Он действительно говорит.

Поэтому настройтесь на слышание Бога, приучите себя к внимательному сосредоточенному внутреннему различению Его голоса:

"Говори, Господи, я слушаю. Через Писание, через проповедь, через обстоятельства моей жизни, но пусть это будет Твой живой голос, различаемый и узнаваемый мною в моих помыслах, чувствах и желаниях".


Хождение в помазании

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное."
(Лук.4:18,19)

Здесь сказано, что помазание, это не следствие присутствия на Иисусе Духа Святого, а его причина. Другими словами, Дух Святой присутствует в нас по причине того, что мы уже помазаны Богом. Как я уже говорил раньше, помазание - это Божьи полномочия для осуществления Его воли. Они были определены для нас прежде создания мира (Еф.1:4), нам оставалось только через веру войти в эти полномочия и получить Духа Святого для их осуществления.

1Ин 2:27: "Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте."

Здесь Иоанн говорит о глубоком проникновении Божьего Духа в мою личность, поэтому и сострадание, и желания, и чувствования, и здравый смысл являются неотъемлемой частью моего слышания. Для рожденного свыше должно быть естественным состоянием поддерживать непрестанный мысленный контакт с живущим в нем Божьим Духом.

Ин 3:8: "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа."

Рим 8:14: "Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии."

Когда я крепко утвердился в истине о новом творении, пребывать с Ним стало настолько же естественно и просто, как дышать. Кроме того, чем глубже я познаю характер Бога, тем смелее я в своем следовании за Ним.

Она сказала: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь (naar). А не знал, что Господь отступил от него. (Суд.16:20)

Это очень интересное место Писания, которое доказывает, что Самсон не чувствовал помазания. Глагол naar может переводиться как "встряхнуться" (как в Неем.5:13), что может указывать на то, что Самсон возгревал себя в вере, чтобы действовать в соответствии с помазанием. Это означает, что не помазание управляло Самсоном, но Самсон управлял помазанием, или вернее будет сказать направлял себя в сферу действия помазания.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом 
(Еф.5:18)

Не Господь исполняет нас Духом, потому что Его воля в том, чтобы мы всегда были Им исполнены, для этого Он и родил нас свыше и крестил огнем Духа Святого. Исполняться Духом - наша ответственность. Так как мы всегда помазаны, то хождение в помазании - это просто хождение в вере, когда мы осознаем свои полномочия и поступаем в соответствии с ними.


Хождение в откровении

"Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих."
(Матф.4:4)

Здесь глагол "исходящим" стоит в настоящем, а не в прошедшем времени. Т.е. вы можете всю свою жизнь накачивать свой разум Писанием и мудростью старцев, но это может лишь привести к интеллектуальной гордости. Истинный плод приносит только слово, растворенное верой, т.е. попавшее в ваше сердце. Такое слово мы называем откровением. Если с написанным словом все просто - открываешь Библию и получаешь слово, то откуда берется откровение? Вот здесь происходит путаница. Если откровение это то, что должно быть непременно услышано, тогда возникает мысль, что речь должна идти о некоем сверхъестественном озарении. И тогда наша ответственность заключается лишь в том, чтобы жаждать и искать этого озарения, ведь без него у нас не будет достаточно веры, чтобы исполнить Божью волю (Римлянам 10:17). Но Писание говорит об этом несколько иначе. В Евангелии от Луки 8:5-15 Иисус связывает наличие в моей жизни плодов (в том числе и веры) не с особым откровением свыше, а с моим отношением к услышанному или написанному Божьему слову (греч. logos).

Так же и Павел указывает на нашу ответственность с верой принимать logos в Евр 4:2: "Ибо и нам оно возвещено, как и тем ; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших ."

"потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их."
(Матф.13:13-15)

"Слыша не слышат" - это когда люди воспринимают слово Божье как простую информацию, не обращенную к ним лично, не впускают это слово внутрь себя и не позволяют ему себя судить (Евр.4:12). Так же и мы остаемся бесплодными, когда подобным образом относимся к Божьему logos (см. Познание истины).

Откровение является не столько результатом поиска сверхъестественного озарения, сколько следствием моего решения относиться к logos, написанному или услышанному Божьему слову, как к слову, которое обращено лично ко мне.

Я всегда от откровения ожидал такой ясности, которая целиком сняла бы с меня ответственность верить. Есть открытая общая воля Божья в Писании и ожидать особого откровения в отношении нее просто признак неверия. Люди ожидают откровения, чтобы рассказать о Христе, помолиться за больного, взять ответственность в служении, стоять в вере за собственное исцеление. Требование от Бога более ясного повеления, зачастую связано с желанием перевалить ответственность за принятие решения на Бога. 

"а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах"
(Матф.16:15-17)

Петр, получил откровение о Сыне Божьем через отношения с Ним, через то, что видел и слышал в Его служении, без фанфар и танцев с бубном. В тоже время, фарисеям, требовавшим у Иисуса знамения, которое подтвердило бы Его Божественность, Он дал такое знамение, которое не привело их к откровению (Мат.16:4). Так и сегодня многие продолжают бездействовать, оправдываясь тем, что ожидают сверхъестественного откровения, хотя оно просто оказалось ими не узнанным из-за неверия и нежелания подчиниться уже открытой воле Божьей.

"Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия."
(Рим.10:17)

Основываясь на этом месте Писания я искал и просил у Бога особого откровения, чуть ли не слышимого голоса, который бы поднял мою веру и побудил к действию, таким образом перекладывая вину за собственное неверие на Бога, ведь это Он не дает мне откровения. Между тем, как Писание свидетельствует, что у нас уже есть вся необходимая вера, чтобы осуществлять Божью волю, объявленную в logos (К Римлянам 12:3-8):

"И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием."
(Рим.12:6-8)

Позже мы более подробно разберем учение о logos и rema .


Хождение в вере

Мне кажется, что церковь, в своих попытках объяснить свои неудачи и желая оградить себя от них в дальнейшем, стала придавать слишком большое значение учению о рема. Из-за этого мы впали в апатию и пассивность, ведь теперь требуется особое откровение по любому мало-мальскому поводу, теперь мы требуем руководства к действию в тех сферах служения, в которых первая церковь считала волю Божью абсолютно простой и не требующей дополнительных разъяснений. Слово говорит "возложите руки на больных и они будут здоровы", но я хочу, чтобы Бог сказал мне лично, что это должен сделать именно я, именно для этого больного и именно сейчас. Таким образом я ожидаю, что Бог чуть ли не Сам поднимет мою руку и положит на голову больного.
Сделав шаг веры и не увидев мгновенно ожидаемых результатов я не продолжаю служение до изменения ситуации и не ищу того, чтобы сделать его более эффективным, я просто соглашаюсь с тем, что очевидно в этот раз я руководствовался собственной волей, а не водительством Божьим, поэтому я отзываю свою веру и исповедание из этой ситуации так и не увидев победы. И теперь будьте уверены, что в следующий раз я стану еще более осторожным и нерешительным, ища все более явных подтверждений Божьего водительства.

Я успокаивал себя тем, что Сам Иисус, прежде чем что-либо сделать, вначале должен был увидеть Отца Творящего. Означает ли это нейкое духовное переживание, после которого не остается никакого сомнения о намерениях Бога в конкретной ситуации? Не думаю. Ведь зачем тогда вера, если каждое наше действие предваряется видением или знамением? Я не исключаю такого водительства, но верю, что оно не основное. Шаг веры зачастую предполагает преодоление страха неудачи, поэтому вера без смелости обычно остается бездейственной. Именно из страха перед неудачей я и искал 100%-го водительства, отказываясь от ответственности верить.

Именно страх перед возможной неудачей побуждал меня просить Духа Святого показать мне Отца Творящего, вместо того, чтобы двигаться по вере. Лишь недавно я вдруг осознал, что Сам Иисус однажды уже дал ответ на эту просьбу:

...как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. 
(От Иоанна 14:9-12)

Разве мы не знаем какие дела совершал Иисус? А это значит, что мы не можем требовать дополнительных подтверждений и особого водительства, но должны творить Его дела, опираясь в своей вере на то, что Он здесь обещает.

Читая Деяния, мы впечатляемся особыми актами Божьего вмешательства в жизнь апостолов и начинаем думать, что это и есть Божье водительство. На самом же деле все эти случаи в жизни каждого из апостолов можно по пальцам одной руки пересчитать. Все остальное время ученики двигались, руководствуясь уже полученным однажды направлением для служения и здравым смыслом, зная, что имеют ум Христов и доверяя Господу в том, что когда будет необходимо изменить направление, Он даст им об этом знать.


Хождение в свободе

Я неоднократно сталкивался с ситуациями, когда вроде бы благое желание подчиняться Богу буквально во всех жизненных мелочах дьявол использовал для того, чтобы поставить человека под закон и начать отравлять его жизнь и межличностные отношения чувством вины и страхом потери Божьего расположения, или того хуже, чтобы ввергнуть его в псевдохристианский спиритуализм. Разве такое возможно? - Возможно, когда человек не понимает принципов Божьего водительства.

1Кор 6:12: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною."
1Кор 10:23: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает."

Есть две позиции в отношении Божьей воли:
  1. Запрещено все, что не разрешено Богом
  2. Разрешено все, что не запрещено Богом
Первый пункт - следствие законничества, второй - свободы. Мы все, как ученики Господа, желаем исполнять Его волю. Но многие из нас почему-то пришли к выводу, что Он предопределил абсолютно всё в нашей жизни - от выбора супруга, места жительства, работы, вплоть до того, что мне сегодня покушать и во что одеться. Но если у Господа есть конкретная воля по поводу всех больших и малых решений и поступков в моей жизни, то получается, что если я поступил вопреки этой воле - выбрал себе не ту жену, работу, церковь, рубашку, тогда я проявляю непослушание и соответственно пожну его горькие плоды. 

Быт 2:16-17: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него"

Представьте себе Адама, который напряжённо молится перед каждым деревом, пытаясь узнать, есть ли Божья воля на то, чтобы поесть его плодов. Адам был свободен есть от любого дерева в саду, кроме одного. Так и в моей жизни есть множество "деревьев", от которых я могу вкушать руководствуясь своими предпочтениями, не ломая голову над тем, насколько одно дерево угоднее Богу, чем другое. Господь строго регламентировал только нравственный выбор человека, для всех остальных решений Он наделил его здравым смыслом, индивидуальными дарами, предпочтениями и возможностями. 

Законническое отношение постоянно подпитывает страх, осуждение, неуверенность, заставляя постоянно колебаться в принятии даже незначительных решений и мучительно переживать по поводу решений принятых в прошлом: "Мне сейчас так трудно, потому что я наверняка ослушался Господа и выбрал в жены не ту девушку... поселился не в том городе... пошел не в ту церковь... устроился не на ту работу!" (см. Контроль, доверие, фатализм)

Бог не страдает гиперопекой. Он не переживает по поводу каждого моего решения. Он сотворил меня с определенными качествами и наклонностями, а затем дал мне здравый смысл и свободу выбора как именно реализовывать заложенный в меня потенциал. Конечно же я несу ответственность и испытываю определенные последствия своих решений, однако, если эти решения ненравственного свойства, то чаще всего их последствия никак не связаны с моим послушанием или непослушанием Богу. Самое главное решение, которое определило весь последующий ход моей жизни я уже принял, когда посвятил ее Богу. С того времени я могу жить без страха, ведь Господь заранее предвидя все мои решения, определил, чтобы каждое из них, правильное или неправильное, в конечном итоге служило мне ко благу. Небесный Отец не заинтересован в том, чтобы в моей жизни все шло как по маслу, чтобы все мои решения неизменно приводили к успеху, материальному преуспеванию и комфорту. Он прежде всего ищет моей зрелости, которая возрастает чаще всего посредством именно сложных жизненных обстоятельств, в которые я попадаю, в том числе благодаря своим неверным решениям.

Я слышал яркие свидетельства того, как Бог явным образом соединял будущих супругов. Означает ли это, что те, кто создавал семьи, руководствуясь не явным Божьим водительством, а чувствами и прагматизмом, получили свои "половинки" не от Бога? Конечно нет. Я верю, что в большинстве случаев Господь просто благословляет выбор Своих детей.
Мы все восхищаемся тем, каким образом Бог соединил Исаака и Ревекку. Но давайте посмотрим на другую пару, которая соединилась вопреки Божьей воле - на Давида и Вирсавию. Их связь была не просто неверным решением, она была греховной. Если бы Давид не раскаялся, его бы ожидали последствия намного более тяжёлые, чем смерть ребёнка. Но каков конец этой истории? Бог благословил этот брак сыном, который в последствии стал самым мудрым царем в истории. И даже более того - именно эту пару, Бог избрал быть прародителями Иисуса.

Таким образом Бог не предопределяет все мои решения, но Он предопределяет их последствия, в конечном итоге обращая во благо не только неверные, неудачные решения, но даже мои падения. Думаю в большинстве случаев достаточно, чтобы я принимал решения исходя из своих желаний и здравого смысла, осознавая при этом свою зависимость от Божьей благодати.

"... Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое"
(Иак. 4:15)
"и найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать с ними и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог."
(1Цар.10:6,7)

Христиане постоянно спорят по поводу образа действий, в то время как для Господа первостепенное значение имеет состояние наших сердец, мотивы наших поступков.
К сожалению, живя в падшем мире, нам зачастую приходится выбирать меньшее из двух зол. Безусловно, имея ту же мудрость, тоже помазание и ту же силу, что и у Христа, мы бы увидели третий, совершенный путь. Но до тех пор, пока мы не доросли до такой зрелости, Господь ожидает от нас хотя бы правильных мотивов для неправильных действий.
Повивальные бабки солгали фараону ради спасения еврейских детей. Бог благословил их семьи, но не за ложь, а за сострадание. Ложь остаётся неприемлемой для Божьей природы и я уверен, что Иисус в похожей ситуации поступил бы иначе.

"Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так" 
(Мат 19:8)

Разрешить ли мужу развестись с нелюбимой женой или позволить ему превратить ее жизнь в кошмар (Втор.24:1)? Как видно, Моисею так же пришлось выбирать меньшее из двух зол.

О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
(Мих.6:8)

Таким образом, для большинства моих решений достаточно нравственного различения и анализа возможных последствий. Бог воспитывает человека, ведёт к зрелости не через узурпацию его воли, а через переживание последствий ее использования, когда правильные решения человека приводят к благим результатам, а неправильные - к негативным. Писание свидетельствует, что даже лучшие из людей нередко принимают неверные решения. Поэтому для нас огромное утешение, что Господь является лучшим Специалистом по обращению зла во благо. Как я уже упоминал, чего стоит только Божье решение произвести Спасителя от изначально греховной связи Давида и Вирсавии!

Приведу цитату из статьи "Божья любовь":

"Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает [их], но не слушается.
(Прит.29:19)

Раба можно принудить к подчинению, но не к искреннему послушанию, которое может быть только добровольным. У раба нет личного интереса в том, что он делает. Его единственный интерес - не отхватить тумаков от хозяина. К подчинению от сердца способен только человек, внутренне свободный от страха не подчиниться. Вот почему во Христе Бог отменил наказание за неисполнение закона, чтобы приобрести не рабов, мотивированных страхом справедливого возмездия, а сыновей, послушание которых - добровольный акт любви."


Хождение в зрелости

Падшее человечество всеми силами стремится обезличить Бога. Оно скорее готово поверить в судьбу, в реинкарнацию, в пантеизм, но только не в личностного Творца. Слепыми силами можно управлять. Перед ними не нужно отчитываться за свою жизнь. Богом управлять не получится. Ему дадим отчёт.

Одна из главных причин атеизма вовсе не в доводах интеллекта, а в нравственной ответственности, которую люди не хотят нести за свою жизнь, поэтому им так важно, чтобы Бога не было. 

Плотские и законнические верующие хотя и признают существование Бога, однако ради сохранения независимости так же обезличивают Его, сводя взаимоотношения с Ним к исполнению формальных религиозных обязанностей. В то время как общение с Личностью, водительство Духом всегда в первую очередь будет затрагивать внутренние ценности и мотивы, "требуя" преображения личности.

"И сказал Саул: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему." 
(1Цар 15:30)

Здесь мы видим квинтэссенцию мировоззрения Саула, приведшее его к падению. Для него Бог был средством сохранения власти и репутации в глазах народа. Господа он не знал и узнать не стремился. Для него Яхве был лишь одним из множества богов - есть бог филистимлян, бог амаликитян, боги египтян, а есть Бог Самуила, Которым точно так же можно управлять посредством жертв и ритуалов.

"А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя."
(Гал 3:23-25)

Приводить людей к вере труднее, чем к дисциплине. Следование за невидимым Богом слишком странная идея для плотского, материалистического или законнического ума. Намного легче встроиться в структуру, следовать правилам и духовным практикам, соблюдать субординацию. Мы ищем чего-то "осязаемого", что не требовало бы от нас одной только веры:

Появилась проблема? - к пастору.
Появился вопрос? - к учителю.
Нужно принять решение? - к пророку.

Это хорошо и правильно для младенцев, ведь именно для их возрастания Господь и наделил церковь духовными дарами. Плохо, когда проходят годы, а для человека вспомогательные инструменты водительства остаются основными, отодвигая в сторону ответственность личного различения Божьего голоса, Его помазания. Поэтому церковь продолжает разделяться на клир и мир, на носителей благодати и её потребителей.

Кто кем управляет - мы Богом, или Бог нами? "Мы Ему жертвы - Он нам благословения" – попытки торговаться с Богом, управлять Им посредством правил и духовных "механизмов" неизбежно приводят к разочарованию. К свободе и доверию приводит осознание всеобъемлющего правления Бога. Если Он правит, то как именно это управление осуществляется? На что оно похоже?

Бог не случайно назвал Себя Отцом - Он хотел, чтобы мы понимали суть Его правления в наших жизнях. Для сына правление отца вначале выражается в слепом подчинении, затем, по мере обретения зрелости - в сотрудничестве.

Зрелость - это когда я знаю не только что необходимо делать, но и почему. Зрелость - это когда я движим не страхом потери расположения Отца, а согласием с Его принципами.

"Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои." 
(Пс.102:7)
"Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего." 
(Ин.15:15)

Если мой маленький сын спросит меня, понравится ли мне, если он поделится конфетой с другим ребенком, меня это конечно порадует и я постараюсь ему объяснить почему именно мне это нравится и вдохновлю его поступать так же, не спрашивая моего разрешения. А если мой сын продолжит делать тоже самое и в двадцать лет, спрашивая разрешения на любое доброе дело, то я подумаю, что он до сих пор не знает меня и как минимум  отстает в развитии.

Разве мы не верим, что в нас живет Святой Дух? А значит должны верить и в то, что через Него Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп.2:13). Это значит, что внутреннее побуждение к действию мы уже должны рассматривать как водительство. А "раскладывание шерсти" в таком случае просто признак незрелости. Поэтому и написано: "кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (Иак.4:17) . Здесь не написано: "кто точно уверен, что ведом Духом делать добро и не делает, тому грех".

"Злостраждет (kakopafeo) ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного."
(Иак.5:13-16)

греч. kakopafeo - страдать, переносить страдание или скорбь, мучиться, испытывать невзгоды.

Есть испытания и проблемы, которые мы должны научиться преодолевать самостоятельно, не ожидая, что кто-то за нас помолится, кто-то победит вместо нас, ведь написано - "пусть молится", то есть, сам молится. Господь хочет, чтобы мы возрастали в зрелости, в способности преодолевать трудности и испытания, полагаясь исключительно на Его благодать, ища личного откровения и водительства. Не торопитесь перекладывать ответственность за молитву, преодоление трудностей, получение слова от Господа на плечи служителей-профессионалов, прежде не попытавшись сделать это самостоятельно.

Меня регулярно просят помолиться о сложной обстановке в семье, о спасении родственников, об изменении их поведения и образа жизни и т.д. У меня есть три замечания по этому поводу.

1. Состояние моих ближних, их отношение ко мне и моей вере не должно влиять на мои отношения с Господом, на мое пребывание в Его любви, мире и благодати, я не должен позволять им лишать меня радости и покоя.

"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко."
(Мат.11:28-30)

Если я так и не обрел покой и непреходящую радость, то лишь потому, что ищу не в том месте - не во Христе, а в обстоятельствах окружающего мира.

2. Иисус не обещал, что мои ближние обязательно последуют за мной в моей вере и обратятся к Нему. Скорее даже Он предупреждает о противоположном:

"Не думайте, что Я пришел принести на землю мир. Я пришел, чтобы принести не мир, а меч. Я пришел «разделить сына с отцом, дочь с матерью, невестку со свекровью. И врагами человеку станут его домашние». Кто любит своего отца или мать больше, чем Меня, тот недостоин Меня, и кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот не достоин Меня, и кто не возьмет крест свой и не последует за Мной, тот не достоин Меня. Кто сбережет жизнь, тот потеряет ее, и кто потеряет жизнь ради Меня, тот обретет ее вновь." 
(Матф.10:34-39)

Поэтому мне необходимо научиться черпать жизнь, любовь, принятие, силу из моих отношений с Иисусом, находя утешение в Его присутствии.

3. Для моих ближних Господь главным образом открывается не через особенные молитвы или переживания, а через свидетельство моей преображенной жизни, когда вопреки всем нападкам и трудным обстоятельствам я сохраняю мир и излучаю любовь Христову. 

"Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие." 
(1Пет.3:1,2)
"Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения."
(1Пет.2:11,12)
"то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа." 
(2Пет.1:5-8)

Если я не могу своим близким и знакомым продемонстрировать плоды своей принадлежности непоколебимому Царству, но подвержен унынию, разочарованию, страху, апатии, то начинать мне нужно именно отсюда - через обновление ума укореняться верой во Христе.

"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением." 
(Кол.2:6,7)
"да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею." 
(Еф.3:16-19)

Однако не стоит впадать в другую крайность - изоляционизм. Не стоит пренебрегать служением тела Христова, особенно когда мы не можем с чем-либо справиться самостоятельно.

Мы конечно же должны быть внимательными друг ко другу. Мы бы избежали многих проблем во взаимоотношениях, если бы почаще говорили о своих чувствах и просили о помощи. Ожидать, что окружающие сами должны догадаться о наших чувствах и проблемах просто глупо. Как вы думаете, почему Бог, Который нас безусловно любит и конечно же все о нас знает, тем не менее говорит: "вы не получаете от Меня помощь, потому что не просите" (Иак.4:2, 1:5)? Просьба о помощи - это признак смирения. Только гордый человек либо всегда пытается справиться сам, либо молча страдает, при этом обижаясь на окружающих за то, что они этого не видят.

"Носите бремена (varos) друг друга, и таким образом исполните закон Христов."
(Гал.6:2)

греч. varos - излишнее, непосильное бремя, которое человек из-за недостатка силы, ресурсов, знаний или опыта не способен нести в одиночку. Для таких людей мы призваны делать то, что они не могут сделать для себя сами, проявляя любовь Христа.

"Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя (fortion)."
(Гал.6:4,5)

греч. fortion - ноша, ручная кладь, бремя повседневных забот, которое каждый должен нести самостоятельно, беря на себя ответственность самостоятельно справляться с возложенными на нас Богом обязанностями, разбираться со своими чувствами, налаживать взаимоотношения, корректировать свое поведение. Проблемы возникают, когда люди путают неподъемный вес с ручной кладью и, либо отказываются от помощи, продолжая надрываться, либо, напротив, увеличивают повседневные заботы и трудности до размеров трагедии, переваливая на других ответственность в их решении.



Хождение в любви

"разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных" 
(Мат 12:3-7)

Мы неоднократно видим в Писании, как хождение в любви часто противоречит букве закона, и однако же в глазах Божьих является предпочтительным:

"любящий другого исполнил закон." 
(Рим 13:8)
"Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона." 
(Рим 13:10)

Здесь речь идёт не о законе буквы, а о законе Божьей природы, потому что буква убивает, дух животворит.
Дело не в том, что закон буквы плох - мы плохи, и мир плох. Практическое применение закона духовно незрелыми людьми, зачастую вступает в конфликт с его внутренней сутью, например, когда Иисуса упрекали за нарушение субботней заповеди. Кроме того, как я уже писал выше, в падшем мире часто не существует идеальных решений и нам приходится выбирать не между добром и злом, а между злом и ещё бо́льшим злом.

  • Поэтому повитухи, обманувшие фараона, оказались невиновны
  • Раав, солгавшая властям Иерихона, оказалась невиновна
  • Воины, убивавшие врагов Израиля, оказались невиновны
  • Давид, давший жертвенный хлеб своим воинам, оказался невиновен
  • Моисей, допустивший разводы, оказался невиновен
  • Осия, женившийся на блуднице, оказался невиновен
  • Иисус, исцелявший в субботы и отказавшийся побивать камнями прелюбодейку, оказался невиновен

Людей, формально виновных в нарушении буквы закона, Господь оправдывает за чистоту их мотивов. И напротив - нечистые мотивы делают соблюдение заповедей занятием бесплодным и бессмысленным.
Поэтому для хождения в истине недостаточно знать закон и Писания - нужно знать Божий Дух и Его любовь.

"Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом." 
(Иак.2:8-13)

Одни видят Божье водительство в подчинении закону, традициям, правилам, предписаниям, когда не остаётся места для сверхъестественного. Для других это водительство заключается в постоянных экстатических переживаниях, когда самопожертвование, проявление любви и благочестия уже ни во что не ставятся, а простое послушание Богу в естественном течении жизни кажется скучным, неинтересным, необязательным. И то и другое - весьма распространенные крайности, из-за которых народ Божий, имея неверные критерии оценки духовности, подвержен либо самоправедности, либо разочарованию.

И фарисеи с книжниками, и блудницы с мытарями имели одинаковую нужду в силе благодати. Однако первые этого не осознавали, потому что признаком ее наличия считали формальное следование закону и традициям, а не состояние своих сердец. Из-за подобного отношения, сфокусированного на внешней стороне религиозной деятельности, будь это законничество или служение в дарах Духа, мы так мало сегодня видим в Теле Христовом тех, кто действительно водим Духом, потому что главным признаком такого водительства является возрастание верующих в проявлении плодов Духа. Вот и получается, что мы ищем Божьего водительства в откровениях, пророчествах, духовных проявлениях, при этом отказываясь следовать за Ним в проявлении кротости, скромности, воздержания, терпения, ежедневной заботы о нуждах семьи и ближних.

1Кор 12:31: "Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший."
1Кор 14:1: "Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать."

Должны ли мы ревновать о дарах Духа? Конечно! Однако необходимо всегда помнить, что наилучший путь для хождения в силе - возрастание в проявлении любви. Именно любовь не позволит превратить дары в средство удовлетворения своего эго. Именно любовь покажет наилучший путь для прикосновения Божьей благодатью - в слове или в силе, в строгости или в нежности.

К сожалению, люди чаще следуют за одаренностью, чем за зрелостью. Причина в том, что зрелые не так заметны, потому что не выпячивают свои дары. Одаренный незрелый служитель, часто пытается своим даром, активной религиозной деятельностью, лидерской харизмой, внешним показным благочестием компенсировать недостаток плодов духа. Другая причина - следование за незрелым человеком не потребует зрелости и от меня, ведь ему нужен не столько мой рост, сколько моя лояльность. Поэтому мне достаточно принять внешние правила игры и всё - без каких-либо усилий я "в дамках", часть помазанной элиты. Павел не случайно среди критериев лидерства упоминает добрую семейную и общественную репутацию и ни разу не упоминает дары (см. 1Тим.3гл., Тит.1:6-9).

"Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним."
(Матф.20:34)

В Евангелиях мы можем видеть, что Иисус был движим состраданием (см. Мар.1:41, 6:34, Мф.9:34, 14:14, Лук.7:13). Именно Его сострадание определяло направление для излияния силы.

В притче о добром самарянине (От Луки 10:29-37) Иисус, отвечая на вопрос "кто мой ближний?" не сказал, что это тот, на кого тебе лично укажет Бог. Он показал нам, что в своем служении людям мы должны руководствоваться не своей готовностью и не явным Божьим указанием, а нуждой конкретного человека, который встречается нам на жизненном пути. Откровение Божьего характера и знание Его отношения к нужде человека мы должны воспринимать как водительство, не ожидая дополнительных знаков с Его стороны.

Чтобы послужить человеку, мне нет необходимости ожидать особого руководство от Бога, для меня достаточно сострадания и знания Его характера. А если я не всем помогаю, то не потому что не чувствую, что к этому призван или не имею особого откровения, а потому что ограничен в возможностях. Принцип служения по силам, описанный Павлом во 2Кор.8:12,13 верен не только в отношении финансов, но и в отношении любого другого служения. Если же для каждого доброго поступка мне нужно особое руководство от Бога, то это признак либо недостатка зрелости, либо недостатка любви.

Прочитайте от Матфея 25:31-46

Нас должен насторожить тот факт, что те, кто получили свою награду, даже не подозревали, что делают что-то полезное для Иисуса. Принимая участие в чьей-то нужде, они не ощущали Божьего водительства, ведь если бы оно было явным, их бы не удивили слова Христа. Они были движимы не особым откровением рема или помазанием, не силой Духа или сверхъестественным переживанием, ими двигала любовь, однажды излитая в их сердца Святым Духом. Любовь Отца и есть основной вид водительства для чада Божьего в Новом завете (см. Божья любовь).

Хотите быть ведомы Самим Богом? Не обманывайтесь - Он давно ведет вас через помазание, через откровение, через веру, через любовь.


Комментариев нет:

Отправить комментарий