Признаки здравого учения



(fs) К.Лирик


  1. Ответственность
  2. Добрые плоды
  3. Скромность
  4. Рассудительность
  5. Пароль "Христос"
  6. Принципиальность
  7. Непредвзятость
  8. Такие нынче времена

Ответственность

Мы живём в особенно благословенный и в тоже время сложный период человеческой истории, когда с одной стороны истина доступна как никогда раньше, но с другой стороны столь же доступны и лжеучения. Ложь стала более завуалированной, она искусно прикрывается Писанием, превратно его истолковывая. Поэтому особенную важность приобретает здравое духовное различение.

"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными." 
(Ин 8:31-32)

Современным авторитарным системам, религиозным или политическим, больше нет никакой необходимости силой загонять людей в рабство. Им достаточно вычистить и заполнить информационное поле идеологически "правильными" идеями, звучащими из уст проповедников пропагандистов, лидеров мнений, выдаваемых за "признанных экспертов".

Наученные такими авторитетами люди, сами с энтузиазмом заковывают себя и своих детей в цепи, причем делают это свободно, с достоинством. При этом они считают отсутствие цепей на других признаком дремучего невежества,  предрассудками или деструктивной идеологией.

Вот почему так важно учиться аналитическому мышлению. Вот почему гуманитарные дисциплины, такие как философия, теология, история, в наш век пропаганды приобретают особенное значение (рекомендую лекцию Аналитика против пропаганды). Вот почему так важно вникать в себя и в учение, а не просто бездумно внимать проповедникам и различного рода "экспертам".

Из притчи о сеятеле мы знаем, что для появления плодов необходимо наличие двух компонентов - семени и почвы. Семя - это учение, почва - отношение сердца, наша реакция на учение. О почве вы можете подробнее прочитать в статье Измени отношение к Слову! Что касается семени, то и в доброй почве плохое семя не принесет хорошего плода. Писание многократно предупреждает нас о проникновении в церковь лжеучений, способных прельстить и избранных; ересей, потворствующих похотям; человеческих традиций, лишающих детей Божьих сверхъестественной силы; законничества, мотивирующего самоправедность. 

Наиболее беззащитными перед лжеучениями являются верующие тех церквей, в которых более учат послушанию и дисциплине, а не здравому духовному различению и рассудительности. Авторитарный стиль руководства, боязнь инакомыслия не способствуют открытой дискуссии, развитию апологетики. Поэтому спорные вопросы члены церкви обсуждают на стороне, часто с поверхностными и некомпетентными людьми, которые более заинтересованы не в духовном благополучии собеседников, а в поднятии собственного авторитета. Естественно, что в такой атмосфере зачастую доминируют провокационные крайние мнения.

Еф 5:17: "Итак, не будьте нерассудительны (легкомысленны, поверхностны), но познавайте, что есть воля Божия."

Как видим, познание Божьей воли напрямую связано с нашей способностью к рассуждению, анализу. Писание возлагает на каждого из нас ответственность различать истинное от ложного. Независимо от человеческих, церковных авторитетов, мы обязаны анализировать и рассуждать, прежде, чем принимать на веру все, что через них приходит.
Апостол Павел, величайший новозаветный учитель и богослов, получивший откровение Евангелия и тайны Царства прямо от Господа, побуждает своих слушателей анализировать сказанное им (Деян.17:11), постоянно сверять его учение с заложенным ранее основанием (Гал.1:8).

Лук 6:39: "может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?"

Пастор, который, опасаясь разномыслий и расколов, старается ограничить личное богопознание паствы, на самом деле не доверяет Богу и оказывает церкви медвежью услугу, препятствуя появлению в ней зрячих, т.е. тех, кто в случае ослепления пастора грехом или ересью, мог бы его обличить.
Многие хронические проблемы в жизни верующих, а так же их теплость и безответственность - следствие перекладывания ответственности личного Богопознания на плечи церковных профессионалов.

2Тим 1:13: "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе."
2Тим 4:3: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху"

Это печально, что многие разоблачения христианских служителей совершаются мирскими СМИ, а не Телом Христовым. Как я вижу это происходит по следующим причинам:

  1. Чудеса и знамения являются основным инструментом различения Божьего благоволения. Многие верующие смотрят на внешнюю сторону служения - на проявления даров, силы, на авторитет и известность, пренебрегая при этом анализом учения, личной репутации служителя, его плодов и характера. 
  2. Культ "помазанника", когда центром служения, причиной его успеха считается личность служителя, а не совокупное действие даров и призваний в Теле Христовом. И как следствие, следующий пункт:
  3. Отсутствие подотчетности более авторитетному, чем сам "помазанник" совету старейшин, имеющему доступ ко всем сферам служения и имеющего полномочия и власть уличать служителя в ереси, нечистоте и злоупотреблениях.

В связи с этим мне задали вопрос, есть ли у меня список учителей и проповедников, которых опасно слушать. У меня есть кое-что получше - список и понимание ложных учений, потому что любой служитель может уклониться в ту или иную крайность или заблуждение. Вот те, с которыми я периодически сталкиваюсь и которые разбираю в данном материале:

Добрые плоды

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу 
(2Кор.10:4,5)

Духовная война - это война за умы людей, война идеологий. Успех борьбы на идеологическом фронте зависит от нашей способности своевременно выявлять в своих рядах волков в овечьих шкурах - вражеских шпионов, занимающихся подрывной деятельностью:

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. 
(2Пет.2:1-3)

Иисус дал единственный критерий выявления лжеучителей и лжепророков - по плодам:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? 
(Матф.7:15,16)

В то же время, нужно понимать, что приверженность истинному учению само по себе является добрым плодом - следствием принадлежности Иисусу - "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут" (Иоан.15:7). Плоды и учение неразделимо взаимосвязаны. Истинное учение приводит к добрым плодам, ложное учение - к злым. 

Ин 10:38: "когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем."

Иисус говорит, что Его слово первично, но так как слушатели не верят, то Он апеллирует к Своим делам. То есть они должны были понять, то, чему Он учит - истина, но так как они не верят, то Христос говорит: "в своем суждении обо Мне исходите хотя бы из того, что Я делаю".

Анализ истинности учения для правильного различения имеет преимущественное значение перед плодами - например, добрые плоды буддиста, для меня не имеют никакого значения. Однако чем более искусно в учении замаскирована ложь, чем более оно похоже на истину, чем более оно приятно для слуха, тем большее значение для различения приобретают плоды. Во-первых плоды самого учителя, во-вторых плоды, которые порождает его учение - какие именно струнки оно затрагивает в душе, какие мотивы пробуждает.

В церкви мы бы избежали многих потрясений и расколов, если бы идентифицировали истину не только по тому эффекту, которое на наши эмоции производит учение, проповедь, пророчество или откровение, не по красноречию и убедительности, не по талантам, силе и проявлениям духовных даров, а по плодам.

Мат 7:22-23: "Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»."
1Кор 13:1-3: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."

Именно по этой причине, Павел рекомендует при поставлении человека на лидерские позиции в церкви руководствоваться не только его духовной одаренностью, глубиной его познаний в теологии и проявлением духовных даров (1Тим.3:1-13). Кого вообще сегодня интересует такая мелочь как доброе свидетельство от внешних? Мирские СМИ полны скандальных разоблачений служителей, а они все ещё остаются нашими лидерами, потому что у них сильное учение и дары. Когда церковь устраняется от того чтобы судить внутренних, Бог открывает их наготу внешним (1Кор.5:12,13). Поэтому так затруднено истинное здравое различение - мы все время не на то смотрим, у нас неверные критерии оценки. Зрелость - это характер, а не одаренность.

Многие христиане совершают одну и ту же ошибку, идентифицируя принадлежность Царству по одаренности, а не по плодам. Валаам имел истинный пророческий дар, но погиб как язычник. Офни и Финеес, сыновья Илии, были помазаны на священство, но оказались прокляты и осуждены Богом. Ту же ошибку совершили люди из притчи Иисуса о козлах и овцах, думая, что раз они совершают именем Иисуса чудеса и знамения, значит с ними все в порядке. Ту же ошибку совершили Анания и Сапфира, которые посчитали, что их жертвенность даёт им право на нечестие. Ту же ошибку совершили верующие Сардиса и Лаодикии, посчитав, что формальная принадлежность общине гарантирует им принадлежность Царству.

Самсон совершил ту же ошибку, когда посчитал, что принадлежность Израилю, наличие призвания и помазания позволяют ему игнорировать Божьи заповеди. В его физическом ослеплении есть иносказание - оно указало на духовную слепоту Самсона. Потеря помазания и пленение филистимлянами были милостью Божьей, которая позволила Самсону осознать свое истинное духовное состояние и в конечном итоге привела его к покаянию.

"Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»." 
(Мат 7:22-23)
"Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных." 
(Мат 24:24)
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." 
(1Кор 13:1-3)

Как видим, проявление силы не является гарантией истинности служения.  Напротив, зная зависимость верующих от внешних проявлений, их впечатлительность и склонность к идолопоклонству, именно проявления являются тем основным инструментом, который враг использует, чтобы соблазнять именно избранных.

Иисус, наставляя учеников в здравом различении истины от лжи призывает руководствоваться не одаренностью служителя или его известностью, но плодами его характера, наличием любви, святости и кротости в отношениях, чистоты в учении. Известность, авторитетность - это не преимущество, но дополнительный аргумент в пользу того, чтобы быть с таким служителем осторожным, так как наибольшие повреждения душе человека способна нанести именно человеческая слава.

При избрании руководящего служителя Писание многократно подчеркивает важность наличия плодов - отношения в семье, репутация в мире, личная святость, ответственность, подотчетность, неповрежденность в учении. Дары не упомянуты ни разу!

Мы видим, как в столкновении с Моисеем, египетские жрецы смогли повторить некоторые из его знамений. Чего дьявол не может повторить или подделать - это любовь, святость и смирение, демонстрируемые человеком в повседневной жизни, за кулисами публичного служения, там, где он может расслабиться и стать настоящим. 

Я могу обратиться за исцелением к одаренному врачу, но я не стану доверять ему свою жизнь и свою душу. Таким же должно быть отношение и к проявлениям силы. Я могу попросить помолиться за меня служителя, плоды жизни и характера которого для меня не очевидны. Я могу слушать его проповеди и читать его книги. Однако я не позволю ему занять в своем сердце место большее, чем того заслуживает любой другой служитель, не столь известный или одаренный. 

"Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам." 
(Ин 13:14-15)

Наш Господь показал какими должны быть отношения между братьями, когда большие из нас моют ноги меньшим, когда наиболее подходящим атрибутом служения является не мантия священника или церковная кафедра, а наличие полотенца и тазика.

Я не выступаю против духовных даров, как это делают некоторые консервативные христиане. Более того, я считаю, что открытость верующих к заблуждениям - следствие недостатка в Теле Христовом силы. Если бы все христиане были обучены служению в дарах, то проявление силы не считалось бы чем-то экстраординарным и учение о помазанниках потеряло бы свою актуальность. К сожалению, некоторые такие "помазанники" вместо того, чтобы учить церковь принципам хождения в силе, начинают верить в собственную исключительность и неподотчетность, и тогда происходят искажения в учении, злоупотребления благодатью, властью, пренебрежение святостью.

Идолопоклонство редко выглядит как идолопоклонство. Часто оно маскируется под почтение, уважение, сугубую честь. Мы действительно должны проявлять уважение и почтение ко всем братьям, а не только к лидерам. Но необходимо понимать, что главным признаком идолопоклонства является отсутствие различения и здорового скепсиса в отношении "идола". Известность, дары, чудеса, духовные проявления, апеллирование к эмоциям - всё это дьявол небезуспешно  использует для того, чтобы пробудить в верующих идолопоклонство, которое они к тому же считают легальным, ведь это же не просто человек с улицы, но "Божий сосуд". Когда мы видим чудеса, наша душа, влекомая эйфорией, восторгом и эмоциями, отключает всякую осторожность и рассудительность, делая нас более доступными для обольщения. Никогда не отключайте свое различение, особенно когда сталкиваетесь с проявлениями сверхъестественной силы. Испытывайте учение, испытывайте духов, испытывайте помазание, испытывайте "помазанников".

"прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь" 
(2Пет 1:5-10)


Скромность

Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. 
(Откр.3:17,18)

Гордость ослепляет, делая меня абсолютно неспособным к духовному различению. Смирение, а так же сопутствующие ей кротость и скромность - это и есть ингредиенты глазной мази, способной сделать меня зрячим. 

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. 
(Иак.4:6,7)
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. 
(1Пет.5:5)

Невзрачные, незаметные одежды скромности, на самом деле являются не чем иным, как непробиваемой броней благодати.

Смирение - отсутствие гордости, признание Божьей воли выше своей, покорность

Кротость - в том, что касается личных интересов - безответность, безропотность, добродушие, миролюбие, мягкость, покорность, скромность, смирение, терпеливость, уступчивость

Скромность - умеренность во всех требованиях, равнодушие к богатству роскоши и славе, нестремление первенствовать, показывать себя

Именно смирение в первую очередь отличает овец от козлов. Овцы самые зависимые, беспомощные и кроткие создания на Земле. Вы когда-нибудь слышали о диких овцах, овцах-одиночках или овцах-вожаках?

К ересям и заблуждениям приводит гордость. Каждый из нас, каким бы сильным он себе ни казался, может упасть с любого уровня зрелости и ответственности. Более того, падение часто приходит сразу после великих побед и откровений, когда мы наиболее уверены в своей силе и доктринальной неуязвимости, когда становимся независимыми от остального Тела Христова, неспособными принять исправление и обличение.

Как этого избежать? -
  • осознавать свою уязвимость и зависимость от церкви, 
  • искать совета и мудрости перед каждым решением, 
  • подвергать проверке каждое откровение и переживание другими служителями Слова, 
  • постоянно быть одетым в одежды смирения и кротости.
Блистательным, золотым, несокрушимым кувшинам благодать всегда предпочитает хрупкие, невзрачные глиняные горшки.

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(1Пет.5:5)
"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам." 
(2Кор 4:7)

Смиренный служитель никогда не будет возводить в абсолют собственные откровения, ставя себя выше остального Тела Христова. Он не будет тут же искать лояльных людей, готовых согласиться с его откровениями, но предложит совместное их исследование другим зрелым служителям Слова и, если необходимо, подвергнет откровения корректировке и исправлениям.

...чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со ВСЕМИ СВЯТЫМИ, что широта и долгота, и глубина и высота... 
(Еф.3:18)

Если я возражу истинному служителю с сердцем отца, он воспримет это как повод для служения, проявив терпение, сострадание и искреннюю заинтересованность во мне. Но если я сделаю тоже самое по отношению к незрелому служителю или, хуже того, волку, то он воспримет меня как угрозу для своего авторитета и власти, демонстрируя раздражение и нетерпимость. Предрасположенность к лжеучению часто обусловлена гордостью, покрываемой благовидными предлогами.

Не все проблемные верующие являются волками. Большинство из них просто незрелые и раненые. Но что отличает молодых и больных овец от волков? Они никого не кусают, не наносят раны, не производят разделения, недоверия и бунта, пытаясь сколотить собственную стаю из тех, кого они не рождали, не растили и не пасли.

Ин 15:3: "Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам."

Истинное учение будет производить истинные плоды. Плоды - главный признак истинного учения. Это не значит, что служитель, демонстрирующий всей своей жизнью любовь, кротость и милосердие Господа свободен от ошибок и заблуждений. Но я скорее доверюсь служителю, проявляющему плоды духа, даже если я с ним не во всем согласен, потому что именно плоды отличают тех кто знают учение от тех, кто знает Учителя.

Нужно иметь ввиду, что совершенных людей нет. Мы все находимся на разной стадии преображения. Поэтому смотреть нужно на совокупность плодов, главным из которых остаётся приверженность истине Евангелия. Ведь и у нас самих может быть превратное понимание любви из-за которого мы можем клюнуть на ее подделку. Буддисты, например, мухи не обидят, но от этого они не становятся ближе к истине, скорее наоборот, они делают более привлекательной свою ложь. Подробнее о различении я писал в статье Инструменты различения .

Даже если учение является точным, но служитель не позволил ему очистить и изменить себя, то рано или поздно, он начнёт менять учение. Это не обязательно происходит сознательно. Такое учение может очень незаметно и тонко пробуждать в слушателях те-же вещи, от которых не свободен сам учитель, мотивируя их к честолюбию, гордости, идолопоклонству. И отклик такая проповедь будет находить в первую очередь в сердцах тех, кто не свободен от тех же плотских вещей, что и проповедующий.

Ин 7:18: "Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем."

Именно собственная парадигма заставляет человека доверять одним учителям, исследователям и переводчикам и игнорировать остальных. Все упирается опять-таки в личную веру. Мы приняли решение верить одному и не верить другому. И мы будем нести ответственность за свой выбор, и еще за то, что других научили.
Вы скажете: "Какая же с меня ответственность, если меня обманули профессионалы?" Все дело в том, что наш выбор, наши предпочтения обусловлены многими личными мотивами и жизненным опытом, в том числе и тем, в который мы не пустили Божий свет, что и делает нас уязвимыми для лжи.

2Тим 4:3-4: "Потому что наступит такое время, когда люди не будут выносить здравого учения. Они будут приглашать и жадно слушать тех учителей, которые будут говорить им лишь то, что они сами желают услышать. Они перестанут слушать истину и обратятся к мифам."

Обольщение - это не просто обман, это удавшееся искушение (энц. Брокгауза). Поэтому сила обольщения в том, что оно обращается напрямую к человеческим похотям. Обольщение обещает без последствий человеку то, чего он и сам желает. Именно таким образом под личиной так называемого "евангелия процветания" в сердцах огромного количества верующих прочно прописался маммона (см. Корень всех зол), а через учение о гиперблагодати в церковь проникло беззаконие (см. Антиномизм и гиперблагодать). Точно так же истинная причина неверия многих атеистов заключается вовсе не в доводах интеллекта, а в том, что они не хотят нести никакой ответственности за свои похоти, поэтому им так важно, что бы Бога не было (см. Истинные причины атеизма).

2Фес 2:8-12: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьёт духом Своих уст и истребит явлением Своего пришествия того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякой силой и знамениями и ложными чудесами, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за это Бог пошлёт им действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправедность."

Из этого Писания видно, что люди оказались в объятиях лжи потому что вначале отвергли истину. Именно внутренняя мотивация определяет выбор человека в пользу истины или лжи и судим человек будет не столько за то, что поверил лжи, сколько за то, почему он ей поверил:

Ин 3:20: "ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы"

Поэтому соглашаюсь с класиком:

"Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!"
(А.С.Пушкин)

Честное, открытое сканирование собственной мотивации является для меня основным инструментом распознания истинности помазания, стоящего за конкретным пророком, учителем или учением.

1Тим 4:16: "Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя."

Наибольшую пользу мне приносит не столько содержание послания, сколько откровенный поиск ответа на вопрос, почему оно мне нравится или не нравится. Таким образом я извлекаю пользу даже из ложного учения, потому что оно способствует моему возрастанию в различении. Бог допускает ложное, чтобы проявить и закалить истинное.
Когда я обучаю людей различению, угадайте, кого первым они начинают сканировать? В ходе такого обучения мне неоднократно приходилось просить прощения за высказывания, которые оживляли в людях плотские чувства и мысли.
Это ощущение не из приятных, потому что требует от меня определенного уровня смирения и постоянной открытости к обличению. Однако я понимаю, что такой опыт крайне полезен для меня самого. В любом общении, обучении или назидании Божий Дух всегда работает над преображением всех его участников, а не только над теми, кто менее духовно зрел или обучен. Мы все должны оставаться учениками, особенно когда встаём за кафедру.

Однако, нужно так же учитывать тот факт, что плотская или негативная реакция человека на учение может быть связана не с проблемой в учении, а с внутренней несвободой слушающего, побуждающей к превратному его толкованию (2Пет.3:16). В любом случае здесь нужно остановиться и разобраться, что именно в ученике, в учителе или в учении вызвало такую реакцию.

"По плодам их узнаете их" - всегда будьте честны с собой, внимательно наблюдайте какие именно струнки затрагивает в вас конкретная проповедь или учение.

Иак 3:13-18: "Кто среди вас мудрый и разумный? Пусть он своей достойной жизнью покажет, что его дела совершены с кротостью, которую дает мудрость. Но если вы вынашиваете в сердце горькую зависть и честолюбие, то не хвалитесь и не лгите против истины. Такая «мудрость» приходит вовсе не с небес, она земная, человеческая, демоническая. Там, где людьми руководят зависть и честолюбие, там беспорядок и всякого рода зло. "

А дальше Иаков перечисляет те плоды, которые возгреваются истинным учением:

"А та мудрость, которая приходит с небес, прежде всего, чиста, потом миролюбива, мягка, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и искренна. Семена, дающие плод праведности, мирно сеются теми, кто творит мир."

Зачастую все попытки изменения плотских черт характера оказываются бесполезны до тех пор, пока не выявлены ложные представления и отношения, порожденные искаженным учением.
Поэтому очень важно распознавать, какие именно мотивы в сердце подогреваются определенным учением. Чистота наших мотивов является важным фактором различения истинности духовного послания:

Ин 7:17: "кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю."
1Кор 8:3: "Но кто любит Бога, тому дано знание от Него."
Мат 5:8: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят."


Рассудительность

Есть ещё один фактор, ограничивающий нашу способность к различению - легкомыслие или поверхностность.

Ос 4:6: "Мой народ истреблен из-за недостатка знания. Как вы отвергли знание, так и Я отвергну вас, Мои священники. Как вы забыли Закон вашего Бога, так и Я забуду ваших детей."
1Тим 4:1: "Дух ясно говорит о том, что в последние времена некоторые оставят веру, будут следовать духам лжи и учениям демонов."

Наша проблема не в отсутствии информации, а как раз таки в её огромном количестве. Из того, что сегодня доступно в одном клике мышки люди выхватывают то, что им кажется наиболее интересным и позитивным, хватаются то за одно то за другое, так ни в чем до конца и не разобравшись, не получая целостного библейского понимания ни по одному вопросу. Сегодня благодаря доступности информации, каждый сам себе учитель, но при этом разве о многих можно сказать, что они живут в победе, постоянно возрастая в познании истины ?

Чем истинное учение отличается от информационного фастфуда? Что из себя представляет фастфуд? Это легкодоступная, приятная на глаз и на вкус пища, которой можно быстро утолить голод, но при этом любой диетолог вам скажет, что фастфуд - плохой строительный материал для организма и его явно недостаточно для гармоничного развития и физического здоровья. Кроме того, фастфуд из-за вкусовых добавок вызывает привыкание, делая обычную пищу безвкусной.

По этой аналогии информационный фастфуд - это легкодоступная, поверхностная, отрывочная информация, которая нацелена не на глубокие размышления, а на возбуждение эмоций и удовлетворение любопытства. Он создает иллюзию компетентности, когда человек знает обо всем понемногу и ни о чем по-настоящему глубоко. 

Ученик - это тот, кто следует учению, то есть использует информацию для воспитания, для изменения своего мировоззрения и ценностей. Ученик ищет не информированности, а преображения, когда учение превратится в его собственный образ мышления. Для этого необходимо, чтобы каждый аспект учения рассматривался глубоко и всесторонне. Как понимаете, мотивационные проповеди, короткие сообщения и цитаты для этого малопригодны. Здесь нужны книги, семинары, школы, ежедневные уроки, конспекты, рефераты, тематические эссе - короче говоря, все атрибуты студенческой жизни. Без систематического подхода, без проявления настойчивости и постоянства, результат будет соответственный - иллюзия информированности с отсутствием плодов преображённой жизни. 

Откуда взять время на такую "студенческую" жизнь? Ну для начала вместо того, чтобы читать библейские цитаты в Фейсбуке, начните регулярно читать Библию, вместо того, чтобы смотреть ролики в тик-токе, посмотрите семинар о практической духовной жизни.

Однако будьте готовы проявить упорство, потому что приученный к фастфуду мозг, лишит вас дофамина (гормон удовольствия) и полезная информация покажется вам пресной, скучной и неинтересной.

Я с огромным сожалением вижу как в христианских интернет-группах второстепенные вопросы, например о плоской земле, о рептилоидах, о печати зверя, о национальности Иисуса, о греховности орального секса, о танцах в церкви удостаиваются сотен комментариев, в то время как действительно глубокие и важные для духовной жизни вопросы - ни одного. Провокационная, скандальная информация питает плотскую, душевную часть человеческой натуры. А религиозная обёртка придаёт ей дополнительную привлекательность, создавая иллюзию духовного общения. Такая дискуссия подогреваема не любовью и желанием служить, а интеллектуальной гордостью, страстью к словопрениям и эгоизмом. В лучшем случае она способна удовлетворить любопытство, оставаясь абсолютно бесполезной для духовной жизни человека. Это псевдодуховный фастфуд - вкусно, желудок набит, но при этом бесполезно для организма. Действительно, полезная духовная информация не настолько "аппетитно" выглядит для плоти и требует интеллектуальных усилий и труда над собой. Поэтому большинство христиан стоит в очереди за фастфудом.

Еф 5:17: "Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия."

Поверхностность это просто ещё одна грань невежества и она не настолько безобидна как кажется и может иметь вполне губительные последствия, делая нас беззащитными перед разного рода ветрами учений.

2Кор 3:6: "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит."

Истинное учение будет порождать истинные плоды. Истина - это правильные вещи, сказанные в правильное время в правильном месте. Правильные вещи, сказанные не во время и не к месту - сказаны по плоти и порождают соответственные плотские плоды. Поэтому правда, тем более, когда она не вся - не есть истина. Поэтому буква без духа убивает. Приведу несколько примеров.

кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
(1Кор.14:3)
Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
(1Кор.14:24,25)

Как видим главное предназначение дара пророчества в Новом Завете - вовсе не предсказание будущего, а изменение человеческого сердца. Поэтому точность пророчества не является обязательным показателем истинности конкретного пророческого служения. Не понимая этого, многие христиане позволили таким "лжепророкам" посеять в свои сердца семена идолопоклонства:

"Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», — то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей; Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь; а пророка того или сновидца того должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя."
(Втор 13:1-5)

Однажды на большой конференции, известный аргентинский пастор мегацеркви указал рукой в зал и сказал, что накануне вечером Господь сказал ему, что у Него есть слово к пастору из Норильска. Единственным пастором из Норильска оказался мой первый пастор. Служитель попросил подняться моего пастора на сцену и перед глазами тысяч людей начал ему пророчествовать, что Бог поднимет и расширит его служение, что церковь выйдет далеко за пределы, что он напишет книгу, которая станет бестселлером и будет огромным благословением для Тела Христова, ну и все в таком духе. Мой пастор был единственным на той конференции, кому пророчествовали таким особенным впечатляющим образом. Когда мы в церкви смотрели видеозапись служения, плакали и мы и пастор.
Спустя несколько лет блуд и гордость разрушили служение пастора, а наша церковь, самая крупная на тот момент в Норильске, перестала существовать.

Личное пророчество всегда является условным, требующим глубокого исследования мотивов и ценностей, изменения характера. Без соблюдения этого условия позитивное пророчество может привести не к смирению и большей зависимости от Духа Божьего, но будет питать скрытые амбиции, честолюбие, гордость и независимость, которые в конечном итоге приведут к падению. Необходимо всегда помнить, что главная цель любого истинного пророчества заключается не в успехе и известности конкретного служения, а в преображении личности тех, к кому оно обращено, проявлении в них характера Иисуса.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?
Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоан.8:3-11)

Конечно Иисус мог дать развернутое учение о причинах и последствиях прелюбодеяния. Но тали эта истина, которую должны были услышать книжники и фарисеи? Вместо этого Иисус обратил их взор на грех в собственной жизни, не дав пищи для их суда и самоправедности. В тоже время женщине, очевидно испытывающей муки раскаяния и страха неминуемого возмездия, Он даровал прощение.

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
(Лук.12:13-15)

Конечно Иисус мог многое рассказать тому человеку о справедливости, честности и власти верующего. Но та ли это истина, которую тот должен был услышать от Бога? Вместо этого, Иисус предостерёг его от жадности.
"Бог будет судить твоего обидчика" - истина ли это? - Немомненно. Но вся ли это истина, которую этот верующий должен от меня услышать? Если я только мотивирую в человеке ожидание возмездия обидчикам, я пробуждаю в нем не любовь и прощение, а гордость и самоправедность.

Другой пример. Допустим, приходит ко мне мужчина и жалуется, что жена постоянно пилит его за безответственность в отношении обеспечения семьи. Должен ли я рассказать ему о том, что жена должна быть покорна своему мужу? Истина ли это? Истина. Но тали это истина, которую он должен от меня услышать? Разве не усугубит она его безответственность?

Или ещё один пример. Приходит ко мне за советом брат, борющийся с грехом. Будет ли истиной, если я скажу ему, что Иисус простил ему все грехи, даже те, которые он еще не совершил? Конечно. Но вся ли это истина, которую он должен от меня услышать? Или мне нужно так же рассказать о том, что Бог желает освободить нас не только от чувства вины, но и от самого греха. Если я сделаю первое, но не укажу путь и не вдохновлю ко второму, это приведет к безответственному отношению к собственной святости, потере Божьего страха и охлаждению в любви.

В канун Рождества по причине обилия конфетных  подарков я несколько дней на работе ел одни конфеты. Организм отреагировал аллергией и я покрылся красными пятнами. К сожалению, мы обычно не замечаем как точно так же наша душа на перенасыщение "сладкими" позитивными откровениями, учениями и пророчествами реагирует "пятнами" раздражения, нетерпимости, ненависти и других плодов плоти, на любое слово наставления, исправления, предостережения, расценивая их как покушение на свою духовную свободу. Другие общины, напротив, настолько погрязли в законничестве, что любое проявление духовной свободы сразу воспринимается в них как искушение вседозволенностью, как угроза их святости.
Совсем ещё недавно одни христиане преследовали и убивали других за то, что они иначе понимают таинство причастия или имеют иное отношение к рабству или к военной службе. И хотя сегодня споры не доходят до таких радикальных последствий, тем не менее за ними стоит тот же самый религиозный дух. Перекормленные определенным учением, мы проскакиваем отметку под названием "истина" и впадаем в очередную крайность. Как мы уже говорили ранее, в истине мы можем пребывать только через взаимоотношения с Тем Кто есть Истина, следуя не за учением, а за Учителем, о чем постоянно сигнализирует Его любовь в нас:

Ин 13:35: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою."


Пароль "Христос"

"никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым." 
(1Кор 12:3)

Многие христиане думают, что имя Иисуса - это пароль для распознавания "свой-чужой". Но Павел говорит не о том, что безбожники не могут произнести" Иисус - Господь" (на самом деле могут - сами проверьте), но что истинное обращение не может произойти без признания Господства Христа. Здесь смысл именно в вере, а не в произнесении слов.
 
"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие."
(Матф.7:21-23)

Иисус прямо предупреждает о тех, кто прикрываясь Его именем и даже совершая этим именем чудеса, будут творить беззакония и вводить пагубные ереси (2Пет.2:1).

"Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят." 
(Мат 24:4-5)

"под именем Моим" - то есть лжецы будут использовать имя Иисуса как пароль для завоевания доверия, то есть придут под видом братьев христиан.
"и будут говорить: «я Христос»" - то есть лжецы будут утверждать, что не только Иисус Помазанный (Христос, означает помазанный), но и они тоже "особые Божьи помазанники".

Однако самозванцы прикрываются не только именем Иисуса. Чтобы ложь была эффективной, она должна быть хорошо замаскирована, составлять только 1% от всего послания. Это та самая ложка дёгтя в бочке мёда. Дьявол не случайно использовал Писание, пытаясь искусить Иисуса. Что он сегодня делает, чтобы не вызывая подозрений завладеть церковной кафедрой? Какой пароль, кроме имени Иисуса он использует в качестве ключа к сердцам слушателей? Каковы эти "овечьи шкурки" для "волчьих" лжеучений?

Паролем часто служит использование специальной религиозной лексики. Чтобы отключить духовный "файервол", снизить в аудитории уровень различения, нужно как можно чаще вставлять словечки типа "помазание", "присутствие", добавить еврейские "шекина", "кадош", "элохим", напустить на себя "учености", используя альтернативные значения слов из лексикона Стронга. Ну и самый безотказный способ - добавить мистицизма: "сегодня мне было видение", "Бог особенным образом проговорил ко мне" и всё - аудитория твоя. Как пели два лукавых сказочных персонажа: "Ему немного подпоешь - и делай с ним што хош".

Друзья, не будьте наивными "Буратинами", не забывайте свою "голубиную простоту" разбавлять "змеиной мудростью" - не позволяйте всем этим религиозным штучкам хоть на мгновение отключить ваше различение.

Слыша об очередном разоблачении в среде христиан, я вспоминаю про "благодатный" огонь, который ежегодно якобы сверхъестественно сходит с неба в Иерусалиме на Пасху. Все служители знают правду об истинном его происхождении и даже могут честно вам ответить, если вы у них об этом поинтересуетесь. Однако для остальных, тех кто верит в его сверхъестественное происхождение, они продолжают играть этот спектакль, ради их "немощной" веры.

Не так страшны ошибки, как наша неспособность их признавать. Сокрытие фактов часто объясняют необходимостью защиты от разочарования тех, кто благодаря мифам обратились к Богу. Поэтому приукрашиваются факты, замалчиваются ложные свидетельства, скрываются злоупотребления и падения служителей.

Но у меня большие сомнения в отношении истинности обращения тех, чью веру нужно защищать подобным образом. Напротив, чем скорее такие люди узнают правду, тем раньше обнажится истинная суть их веры - основана ли она на встрече с реальностью Бога и Его прощения, или является следствием эмоциональной манипуляции.

Подобные "свидетельства", эксплуатирующие человеческие эмоции - крайне ненадежный инструмент благовестия, который приводит к столь же ненадежным обращениям. А потом мы удивляемся плачевному духовному состоянию церквей, которые на самом деле заполнены невозрождёнными людьми, не понимающими сути Евангелия, думающими, что христианство существует для их комфорта и эмоционального удовлетворения. К истинной вере приводит только осознанное принятие свидетельства Иисуса Христа и Его учения. Душевные верующие становятся легкой добычей шарлатанов и лжепророков.


Принципиальность

Принципиальность – нравственно-этическое качество личности, состоящее в твердом следовании, неукоснительном добровольном исполнении признаваемых принципов, ставших убеждениями. Принципиальный человек надежен, неподкупен, открыт и уверен в себе и своих действиях. Нельзя путать принципиальность и упрямство.

Один известный служитель заметил, что расширение его служения существенно замедлило его личный духовный рост, ограничило способность к возрастанию в откровении и силе. Долгое время он оставался на одном и том же уровне, двигаясь в том, чего достиг. 

По его словам, во первых, это было связано с тем, что из-за возросшего количества поступающих нужд, он стал меньше проводить времени в Слове и молитве.

Во вторых, когда у человека появляется то, что он боится потерять (авторитет, влияние, деньги), он просто начинает плыть по течению, почивая на "заслуженных лаврах" и становится неспособен идти на конфронтацию с тем, что противоречит его призванию и полученному откровению.
 
Необходимость сохранения влияния - это очень сильное искушение поступиться какой-то частью откровения, пусть даже самой незначительной. Мы можем менять убеждения только в одном случае - когда лично убедились в том, что они противоречат истине. Любой иной мотив - ради сохранения влияния, ради доступа к ресурсам, ради смирения перед авторитетами - это компромисс с плотью и в конечном итоге путь к потере истинного духовного влияния.

"Нечестивый тайно берет взятку, чтобы извратить пути правосудия." 
(Прит 17:23)

Синонимом принципиальности является неподкупность - способность избирать правду в ущерб собственным интересам. Внутри меня периодически происходит торг с совестью: 

– Не слишком ли высока цена моей принципиальности? 
– Не отказываюсь ли я от выгодных перспектив ради глупого упрямства?
– Может стоит ещё раз взвесить все "за" и "против"?
– Быть может это не искушение от дьявола, а возможность от Бога?
и т.д.

Помните как Валаам, даже зная Божью волю, постоянно искал пути её обхода?
Взяткой для совести может быть только то, что для человека является ценностью - комфорт, влияние, принятие, выгода, безопасность. Поэтому процесс преображения нацелен прежде всего на выявление и замену плотских "сокровищ" моей души на "сокровища" Царства. Но для этого необходима честность, которая является минимальным необходимым требованием благочестия. Поэтому, первое, что враг пытается у меня "купить" - мою честность.

Вначале цена будет маленькой и незаметной. Свою принципиальность мы обычно продаем небольшими кусочками. К примеру, допуская небольшое преувеличение ради поднятия собственного авторитета и ощущения значимости. Врагу моей души очень важно втянуть меня в этот торг, сделать его естественным, приемлемым. И тогда какое-то время спустя, когда поднимется цена, я уже не смогу назвать зло злом, ложь ложью, войну войной, Иисуса Господом.

Компромисс с тьмой никогда не бывает незначительным - закваска греха и нечестия уже начала свою работу над тестом моей души. Поэтому, видя конечный результат разложения, Господь приравнивает похоть к измене, злобу к убийству, нечестность к отречению.

Способность слышать истину зависит от уровня моего внутреннего гедонизма, потому что принятие истины всегда связано с обличением и смертью какой-то части моего "я". Это неприятный, болезненный процесс, когда Господу приходится "с мясом" выдирать проклятые сокровища из моей души. Если принятие истины ничего мне не стоило - скорее всего, это не та истина, в которой я действительно сейчас нуждаюсь.


Непредвзятость

Почему образованные люди способны верить в полную ахинею? Почему принципиальные и честные способны распространять ложь? Почему добрые и отзывчивые способны "неожиданно" занять совершенно аморальную позицию?

Предвзятость - предубеждение, пристрастность. Мировоззренческие очки, через которые мы воспринимаем реальность.

Мат 6:19-24: "Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом. Копите лучше себе сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда воры не смогут проникнуть и украсть. Ведь где твое богатство, там будет и твое сердце. Глаз — это светильник всего тела. Если твой глаз ясен, то и все твое тело будет полно света. Но если глаз у тебя дурной, то все твое тело будет полно тьмы. Если свет, который в тебе — тьма, то какова же тогда тьма! Никто не может служить двум господам. Он или одного будет ненавидеть, а другого любить, или же одному будет предан, а другим станет пренебрегать. Вы не можете одновременно служить и Богу, и богатству."

Мы видим материальный мир благодаря глазам, которые воспринимают отраженный от окружающих объектов свет. Когда глаза повреждены, тогда воспринимаемый ими свет обрабатывается неверно и окружающая действительность предстает искажённой (например у дальтоников).
Так же происходит и с нашим мировоззрением. "Свет, который в тебе" - это мировоззрение, которое обрабатывает и истолковывает окружающий мир, определяя наше отношение и нашу реакцию. Если мировоззрение сформировано ложными ценностями, тогда восприятие действительности будет искаженным. Именно о сердечных ценностях идет речь, когда Иисус говорит о сокровищах. "Если свет который в тебе есть тьма, то какова же тьма" - ложные ценности и сформированное ими искаженное мировоззрение не позволяют человеку отличать истинный свет от тьмы.

Это та причина, по которой мои родители верят российской пропаганде в отношении войны в Украине - в их системе ценностей национальная идентичность стоит выше идентичности морально-этической.

Ещё несколько примеров.

Богослов Андрей Кураев очень образованный, принципиальный и честный христианин. Но как только речь заходит о протестантах, он предстает абсолютным невеждой, черпающим свои представления из таких источников, которые максимально далеки от лучших образцов протестантского богословия и благочестия.

Тоже самое происходит с такими интеллектуалами, как Латынина и Невзоров. В своём богоборчестве Латынина для своих псевдоисторических исследований обращается к совершенно маргинальным, непризнанным в научном мире "экспертам", которые подтверждают ее самые худшие представления о христианстве. Невзоров за общее правило выдает самые отвратительные примеры поведения, суеверий и превратных толкований, максимально далёких от истинного библейского христианства.

Это примеры когнитивного искажения "предвзятость подтверждения", которому подвержены в том числе и образованные интеллектуалы, у которых внутренние ценности, определяют отношение к реальности, зачастую вопреки фактам и здравому смыслу.

При таком искажении человек сконцентрирован на поиске информации, подтверждающей его убеждения, при одновременном игнорировании информации, этим убеждениям противоречащей. Примером проявления этого искажения может служить известное выражение «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов». Другими словами, при предвзятости подтверждения человек считает новую информацию полезной и обоснованной, если она совпадает с его убеждениями, а если не совпадает – то недостоверной или необъективной.

Это искажение свойственно для каждого человека и может стать серьезным препятствием на пути восприятия истины для любого из нас, когда мы видим в Писании только то, что хотим видеть. Поэтому нам очень важно его в себе распознавать и уметь с ним бороться.

Шаги к преодолению предвзятости:
  1. Признать её наличие
  2. Признать свои ценности
  3. Быть критичным к собственным убеждениям
  4. Быть критичным к любой информации
  5. Иметь конкурирующие, альтернативные источники информации
  6. Отдавать предпочтение свидетелям, а не интерпретаторам
  7. Отделять факты от реакции
  8. Опираться на разум, а не на эмоции
"не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия." 
(Еф 5:17)
"то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность" 
(2Пет 1:5)


Такие нынче времена...

2Тим 3:1-7: "Знай, что в последние дни наступят тяжкие времена. Люди станут эгоистичны, корыстны, хвастливы, горды, кощунники, непослушны родителям, неблагодарны, нечестивы, бездушны, непримиримы, клеветники, несдержанны, жестоки, будут ненавидеть добро, предавать, будут безрассудны, надменны, будут любить удовольствия больше, чем Бога. Благочестие будет для них лишь внешней формой, но его реальную силу они отвергнут. Не имей с такими людьми ничего общего. Среди них есть такие, кто проникает в дома и обольщает легкомысленных женщин, которые обременены грехом и идут на поводу всевозможных желаний, всегда учатся и никак не могут постичь истину."

1Тим 4:1-3: "Дух ясно говорит о том, что в последние времена некоторые оставят веру, будут следовать духам лжи и учениям демонов. Такие учения придут через лицемерие лжецов с совестью, клейменной каленым железом, которые запрещают людям жениться, запрещают употреблять те или иные виды пищи, созданной Богом для того, чтобы верующие и знающие истину ели с благодарностью."

2Тим 4:3-4: "Потому что наступит такое время, когда люди не будут выносить здравого учения. Они будут приглашать и жадно слушать тех учителей, которые будут говорить им лишь то, что они сами желают услышать. Они перестанут слушать истину и обратятся к мифам."

Деян 20:29-30: "Я знаю, что когда я уйду, к вам придут лютые волки, а они стада не пощадят. Даже среди вас самих появятся люди, которые станут искажать истину, чтобы увести учеников за собой."

Мар 13:22-23: "потому что явятся лжехристы и лжепророки и покажут знамения и чудеса, чтобы обмануть, если удастся, и избранных. Так что, смотрите! Я предсказал вам все наперед."

2Пет 2:1-3: "Но как были лжепророки в народе, так и среди вас появятся лжеучители. Они будут вводить ереси, ведущие к погибели, и отвергать искупившего их Господа, навлекая тем самым на себя скорую погибель. Многие последуют их разврату, и из-за них Путь истины будет подвергаться поношению. Эти учители из корыстных побуждений будут наживаться на вас, используя всевозможную ложь. Над ними уже давно нависло осуждение, и гибель их не дремлет."

Согласно этим местам Писания:
  • лжеучения будут звучать внутри церкви,
  • лжеучения будут исходить от тех, кого мы считаем братьями,
  • лжеучения будут звучать приятно и жизнеутверждающе,
  • лжеучения будут сопровождаться чудесами и знамениями,
  • лжеучения будут потакать корыстолюбию учителей,
  • лжеучения будут потворствовать греху и похотям.

Разве это не то, что сейчас происходит? Эти предупреждения относятся не к миру, а к церкви! Мы не можем просто ходить в собрание, без разбору принимая все что там дают, и уж тем более поглощая из интернета и книг то, что нам больше нравится, иначе мы рискуем пойти за слепыми, которые приведут нас прямо в пропасть. Благодаря интернету верующие получили свободный доступ не только к истине, но и ко всякого рода лжи. Недостаток в церкви здравого различения и рассуждения, личной ответственности и дисциплины в исследовании Слова, привели к возрождению древних ересей, с которыми, как казалось, церковь разобралась уже много столетий назад - арианство, универсализм, антиномизм, легализм, анабаптизм и т.д.
Меня потрясли слова Иисуса к церкви в Сардисе:

Откр 3:4: "Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны."

Несколько человек из всей церкви! Не пастор и не деноминация и не собрание, но прежде всего я лично ответственен за свое спасение! Бодрствуйте. Различайте истинное от ложного,  укрепляя личные отношения с Божьим Духом, лично исследуя Слово Божье, пребывая в Нем постоянно.


Правда опирается на объективную реальность, на логику и здравый смысл. Ложь пытается реальность исказить. Правда предлагает просто открыть глаза и внимательно разглядеть реальность. Ложь напротив, предлагает себе не доверять - предлагает, не открывая глаз, двигаться на ощупь, доверяя различного рода "экспертам" объяснять, что именно вы "нащупали". А лучше вообще ничего не трогай, никуда не лезь, ни на что не смотри - доверься глазам "профессионалов", лидерам мнений, следуй за толпой ("не может же большинство ошибаться?"). Они вам объяснят, что та яма, в которую они вас завели - вовсе не яма, а "убежище".

Ложь знает, что в прямом столкновении с истиной она проиграет, ведь истина ничего не доказывает и не навязывает, она просто предлагает открыть глаза и взглянуть на реальность самостоятельно. Поэтому для лжи неприемлема свобода слова, она способна выжить только в условиях строгой цензуры. 

Поэтому ложь апеллирует не к разуму, а к эмоциям - "не важно как это выглядит на самом деле, важно, что ты при этом чувствуешь". Когда лжи не удается ввести цензуру, она заваливает мой эфир обилием абсурдной и противоречивой информации, чтобы привести меня к разочарованию и нежеланию искать истину, навязать релятивизм - "у каждого своя правда".

"«народ сей ОСЛЕПИЛ глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их»." 
(Ин 12:40)
"для неверующих, у которых бог века сего ОСЛЕПИЛ умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого." 
(2Кор 4:4)
"А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ОСЛЕПИЛА ему глаза." 
(1Ин 2:11)

Евангелие - это отражение истинной реальности. Каждая душа ищет именно Евангелия, потому что где-то глубоко внутри осознаёт свой Источник и своё несоответствие Ему. Поэтому врагу так нужна ложь, чтобы человек продолжил обманывать свою душу, успешно заглушая её голод по правде.

"и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду." 
(2Фес 2:10-12)

Как сказал кто-то из Божьих служителей:
"Если бы мне удалось заставить человека думать только о вечности, через пять минут он отдал бы свою жизнь Господу".

Вина за плачевное состояние многих христиан, оказавшихся во власти ереси этнофилетизма, ставшее столь очевидным на фоне войны в Украине, лежит на пасторах и учителях церкви. Вместо культивирования в верующих здравого различения и критического мышления, они насаждали безусловное послушание церковному руководству и дисциплину. Достигнутое таким образом единомыслие - на поверку оказывается отсутствием мысли вообще, отсутствием у людей собственной веры и позиции, основанной на личном откровении и критическом анализе учения.

В церкви напрочь отсутствует дискуссионная культура, а всякое инакомыслие и обоснованная критика тут же объявляется бунтом и старательно зачищается. В результате безусловного некритичного доверия авторитетам и лидерам мнений, паства оказалась беззащитной перед пропагандой, а церковное руководство, лишив себя внутренних инструментов различения и корректировки, уверовала в собственную теологическую непогрешимость, став уязвимой для ересей и лжи. В результате, ослеплённые гордыней, и ведущие и ведомые даже не заметили как оказались в яме чудовищного сатанинского обмана.

Учение пастора, слово пророка, совет брата или сестры во Христе - это лишь один из инструментов различения. Если у меня других нет, то как же я узнаю, что у них чистое сердце и их совет пришел от Господа?

Вот поэтому основное предназначение учителя - не скармливать верующим свои откровения, но в первую очередь, вооружить их инструментами различения.

Даже правильное учение должно быть лично каждым критически осмыслено и усвоено. Коллективная вера очень быстро превращается в коллективное отступничество. "Неколлективная" - это вера основанная на личном откровении. Откровение - это глубокая личная убежденность в истинности послания. Это не просто "озарение", но результат труда духовного и интеллектуального. Сверхъестественное озарение я тоже не отрицаю. Однако это не основной вид духовного познания и уж тем более не единственный. 




Ссылки на фрагменты:


Комментариев нет:

Отправить комментарий