Антиномизм и гиперблагодать



(fs) К.Лирик


"Если кто скажет, что благодать Божия, которой мы оправдываемся в Иисусе Христе Господе нашем, действенна только к прощению уже соделанных грехов, а не подаёт, кроме того, помощь, чтобы не грешить снова, тому да будет анафема."
(Карфагенский собор, 419г.)

"Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься ЗАБЛУЖДЕНИЕМ БЕЗЗАКОННИКОВ и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь." (2Пет.3:14-18)

Ввиду того, что антиномизм и гиперблагодать приобретают все большее число сторонников среди христиан, здесь я хочу подробнее остановиться на этом заблуждении. Я уже касался данной темы в статье Преображение закона :

"Законничество - это злоупотребление законом, неверное его истолкование и применение, попытка через подчинение ему заслужить близость с Богом, таким образом уничижая Крест Христов (Гал.5:4).
В тоже время существует противоположная крайность - антиномизм, вместе с законом отвергающий необходимость покаяния, освящения и личной ответственности (2Тим.3:16, 2Пет.3:14-18)."

Антиномисты видят в благодати лишь средство освобождения от последствий непослушания Богу, но не силу, наделяющую нас желанием и способностью жить в послушании. Поэтому это учение ещё называют гиперблагодатью.
Я отвергаю обе эти крайности. Согласно Писанию, в реальности Нового Завета закон из внешнего условия близости с Богом, стал внутренней потребностью нового творения. Закон же, не потерял своей актуальности, потому что теперь он, впрочем как и все Писания, является для нас зеркалом, помогающим различать в себе эти святые потребности, чтобы следовать им.

Антиномисты хотят упразднить само понятие справедливости. Ведь там где нет закона не нужна и справедливость. «Всё только по благодати!» - кричат они. Как же они не понимают, что в отсутствии закона благодать становится не нужной, бессмысленной? Для проявления милости необходимо, чтобы в ней была нужда. Помиловать можно только виновного, вину же определяет закон.

Справедливость создаёт основание для покаяния, милость - для прощения. Когда мне не удается исполнить заповедь или последовать духу, тогда Божья справедливость требует от меня покаяния, а Его милость дарует мне прощение. Поэтому мне одинаково необходимы как закон, так и благодать, как справедливость, так и милость.

На каких бы скрижалях ни был записан закон - на каменных или плотяных - он остаётся законом. В Ветхом Завете исполнение закона было условием близости с Богом, в Новом оно стало результатом этой близости, поэтому пребывание во Христе делает наше послушание естественным и желанным. Святость - это наш отклик на Божью любовь. Закон заповедей превратился в закон природы.
Читайте подробнее: Преображение закона

1Ин 3:4: "Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие."

Превратно истолковав отдельные утверждения Павла, антиномисты решили, что для того чтобы перестать грешить, не нужно отвергать грех, достаточно перестать его признавать, перестать называть грех грехом.

Мат 7:16: "По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?"

Иисус предлагает распознавать дерево не по тому кем оно само себя возомнило, а по тому, что на нём растет. Репейник, который вопреки растущим на нем колючкам, продолжает называть себя смоковницей либо обманщик, либо дурак.
Конечно это не означает, что когда рождённый свыше христианин согрешает, он перестает быть дитем Божьим. Такой человек по отношению к истине Слова Божьего ведёт себя лицемерно, двулично и Писание призывает его не игнорировать такое мышление и поведение, а приводить его в соответствие с внутренней рождённой свыше природой. Этот процесс, игнорируемый антиномистами, называется освящением.

Апостолы в своих посланиях и Сам Иисус в Откровении, видя в церкви грех, прямо его обличали и призывали согрешающих покаяться в грехе, а не игнорировать его, типа "просто смотрите на Иисуса, никакого греха нет".
Те, кто сегодня убеждают себя, что грех это не грех, однажды будут убеждать себя, что ад это не ад.

Благодать дана нам не для того, чтобы мы могли безнаказанно игнорировать грех, но чтобы были способны, отвергать его, делами угождая Богу:

Тит 2:11-12: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке"
Рим 6:14: "Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью."

Каким именно целомудрию, праведности и благочестию учит благодать? Согласно словарному значению этих слов, все они определяют отношение человека к Божьим заповедям. О каком грехе может идти речь, если закон уничтожен?

Вот яркая иллюстрация жизни под благодатью. Я выделил слова, которые говорят о нашей ответственности в деле спасения, что никак не вписываются в учение антиномистов:

1Фес 4:1-12: "За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам ПОСТУПАТЬ и УГОЖДАТЬ Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам ЗАПОВЕДИ от Господа Иисуса. Ибо ВОЛЯ БОЖИЯ есть ОСВЯЩЕНИЕ ваше, чтобы ВЫ ВОЗДЕРЖИВЕЛИСЬ от блуда; чтобы каждый из вас УМЕЛ СОБЛЮДАТЬ свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем НЕ ПОСТУПАЛИ с братом своим ПРОТИВОЗАКОННО и корыстолюбиво: потому что Господь — МСТИТЕЛЬ за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак НЕ ПОКОРНЫЙ НЕПОКОРЕН не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого. О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга, ибо вы так и ПОСТУПАЕТЕ со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать и УСЕРДНО СТАРАТЬСЯ о том, чтобы жить тихо, ДЕЛАТЬ СВОЕ ДЕЛО и работать своими собственными руками, как мы заповедывали вам; чтобы ВЫ ПОСТУПАЛИ благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались."

Недавно служа в одной церкви, мы столкнулись с разрушительными последствиями учения о гиперблагодати - раскол, оправдание развода, пренебрежение духовной властью.
Гиперблагодать научает верующих чувствовать себя комфортно и безопасно в плотском состоянии, в состоянии непокорности Божьему Духу. Она мотивирует к независимости от Тела Христова.

Иуд 1:4: "Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству"

Благодать Божья научает человека покорности Богу, отвержению мирских ценностей и плотских похотей. Она неразрывно связана со смирением и кротким нравом.

1Тит.2:1-15: "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человечков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке..."

Иак. 4:4-12:  "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?
Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные."

1Пет 5:5: "Вы же, молодые, подчиняйтесь старейшинам. И все будьте смиренны по отношению друг ко другу, потому что «Бог — противник гордых, но смиренным Он дает благодать»."

Гиперблагодать делает акцент на своей безусловности и совершенном покрытии, в то время как истинная Благодать Божья - это так же и сила наделяющая нас способностью жить в свободе от греха и в подчинении воле Божьей. Человек, не демонстрирующий благочестивую жизнь и плоды Духа, показывает тем, что он напрасно принял благодать, т.к. она из-за его непокорности остаётся бездейственной, тщетной.

2Кор 6:1: "Как соработники Бога, мы умоляем вас, чтобы принятая вами благодать Божья не была тщетна."
Рим 6:14: "Грех не должен господствовать над вами, потому что вы не под Законом, а под благодатью."

В то время как гиперблагодать снимает с человека всякую ответственность за принимаемые решения и их последствия, благодать Божья предлагает сотрудничество в осуществлении Божьей воли в жизни человека, как это и демонстрирует Павел:

1Кор 15:10: "Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной."
1Тим 1:14: "Благодать же нашего Господа была проявлена во мне во всем ее богатстве вместе с верой и любовью, которая в Иисусе Христе."

Учение о гиперблагодати - это одна из основных причин угашения в верующих страха Божьего, насаждения ложного представления о Божьей любви и возникновения лаодикийской теплости:

15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
17 Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.
18 Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть.
19 Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.
20 Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.
21 Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.
22 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.
(Откровение 3:15-22)

И вот ещё что интересно. Я харизмат, противостоящий учению гиперблагодати, которое считают харизматическим. При этом большинство ярых защитников гипперблагодати - выходцы из пятидесятников. Поэтому я считаю это учению реакционным ответом на законничество. Но с реакцией обычно связана одна проблема - она никогда не останавливается на балансе, но всегда идёт дальше, доводя учение до противоположной крайности. Ведь они уже учат о том, что учение Христа ветхозаветное, послание Иакова относится только к подзаконным, что такие понятия как покаяние, грех, исповедание, освящение, страх Божий, наказание, не имеют никакого отношения к Новому завету, что плоды жизни и характера не являются признаками истинной веры, что жизнь по духу не требует усилий самого человека, что спасение потерять невозможно и т.д. И если законники пытаются делами компенсировать отсутствие веры, то гипперблагодатники взращивают современных николаитов, прикрывающих свою эгоистичную плотскую жизнь и безответственность ложной благодатью. Я сейчас все чаще сталкиваюсь с последствиями этого учения в виде расколов в церкви, разводов, безответственного отношения к личной святости, к своим обязанностям в семье, на работе, в служении и все делающие такие дела оправдывается тем, что Кровь Христа в любом случае уже все покрыла, а обличители - это законники и мракобесы.

Рим 13:8-10: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона."

Антиномисты читают это следующим образом - "любовь есть отмена закона". Вот, например, что написал один служитель:

"Мы ошибаемся думая, что библейская мораль это эталон, к которому мы должны стремиться.
Мораль и законы, описанные в библии, относятся к определённым народам и соответствуют временам её героев. Есть ли в библии универсальные истины, которые подходят для всех? Конечно. Они просты и  давно всем известны, и выражаются одним словом - люби!
...Просто любите друг друга. Любовь, она не в инструкциях, а в чувствах и в желании сделать другого рядом с собой счастливым. Она в том, чтобы не делать ничего, что делает других несчастливыми.
Любви не нужны инструкции, ей нужен объект обожания. Живите не по библии друзья мои, а из любви. Ведь в ней сокрыты все Его законы."

Любовь к человеку выражается в том, что мы творим благо для него. Но откуда мы знаем что есть благо для человека? Многие люди получают удовольствие от греха и если я их в этом не поддержу, они ведь могут почувствовать себя несчастными. Любовь к Богу выражается в том, что мы делаем угодное Ему и не оскверняем себя тем, что Ему противно. Но откуда мы знаем что угодно Его святой природе?
Отвергая Закон, как мы можем определенно знать о Боге хоть что-нибудь, не имея в своем распоряжении никаких объективных инструментов познания? Игнорируя ясные нравственные принципы, открытые в Писании, мы рискуем дать собственное определение любви, добру и счастью, и в конце будем нести ответственность за то, что потворствовали греху и моральному разложению окружающих людей.
"А как же дух?" - спросите вы - "Разве дух не является совершенным инструментом познания Бога?" Дело в том, что после рождения свыше человек не становится одним только чистым духом, в его душе какое-то время продолжает доминировать влияние наследия (образ мышления, плотские привычки, греховные желания и идолы), оставшегося от греховной природы (Рим.8гл.). Поэтому далеко не все наши мысли, чувства и желания исходят от духа. Но как узнать какие именно? После встречи со Христом мы всю жизнь учимся отличать Его любовь от человеческих подделок. И без Священного Писания и Божьих заповедей этот процесс становится крайне затруднительным, если не невозможным.

Интересно, что в качестве иллюстрации к своим мыслям о необязательности в Богопознании использования Писания и нравственного различения, автор предыдущей цитаты сфотографировался в позе лотоса. Я бы ничего не имел против, если бы это было иллюстрацией к физическим упражнениям или к проповеди о кросскультурном благовестии. Но фото, очевидно, было сделано по другой причине. Возможно, неосознанно автор продемонстрировал связь своих мыслей с восточным культом. Поэтому лично у меня нет никаких сомнений относительно действительного источника подобных откровений, нацеленных на подрыв авторитета Писания и Божьих нравственных заповедей.

Вот еще один пример типичного разговора с антиномистом, убеждения которого я попытался перевести из сферы духовной терминологии в практическую плоскость (в скобках мои комментарии к его ответу):

"Ответьте пожалйста на следующий вопрос: новообращенный, который только что узнал от вас, что закона больше не существует, спрашивает, как ему относиться к сексу вне брака по взаимному согласию. Чтобы вы ему ответили?"

Ответ был следующим:

«Я бы спросил его - как ты думаешь, это принесет тебе радость или нет? 
(Если раньше секс всегда приносил радость, почему сейчас должно быть по другому?)
Бог будет счастлив от этих отношений или нет? 
(Если нет закона, откуда я могу знать, будет Он счастлив или нет?)
Я расскажу ему свою позицию, как меня научил Дух 
(Так в этом-то и суть вопроса. Как именно Дух научил, что секс по согласию вне брака не приемлем? И откуда я могу знать, что это именно Божий Дух?)»

Это ответ новообращённому!? Что он должен понять из него? Что не существует объективных инструментов различения Божьей воли, что взаимоотношения с Ним основываются на том, что я думаю, чувствую и что мне кажется правильным?

История церкви знает немало спиритуалистских движений, возникавших в ответ на царившие в официальной церкви законничество и крайний догматизм. Отсутствие общего единого инструмента различения приводило такие движения либо к индивидуализму, в результате которого они раскалывались и рассыпались, либо к следованию за наиболее харизматичным и убедительным лидером. Необходимость сохранения единства в конечном итоге приводила такие сообщества либо к принятию единого устава, когда все опять-таки заканчивалось законом, либо к распаду движения после смерти основателя. Отсутствие объективного, единого интсрумента различения приводило к тому, что убеждения и заблуждения лидера в таком сообществе автоматически становились убеждениями и заблуждениями всей паствы.

Вот ещё один пример. Я задал одному пастору вопрос:
"Если закон не действует, на каком основании Павел подверг наказанию члена Коринфянской церкви? (1Кор.5гл.)"

В ответ от него я услышал следующее:
"Мы говорим не о Павле, а о Благодати и Христе! Павел наказывал, Христос нет (Ин.8:10-11)".

Когда Павел пишет о благодати, этот пастор с удовольствием его цитирует, доказывая свою точку зрения, но как только тот же Павел пишет что-то, что не вписывается в рамки того, как этот пастор понимает благодать, он с лёгкостью игнорирует слова апостола. Вот такое жонглирование Писанием. Между прочим, в случае отсутствия раскаяния, Христос ещё как наказывает, да похлеще Павла (см. Откр.2:20-23).

Вникнув в учение антиномистов о благодати я сделал некоторые выводы из него:

  • так как закон заповедей исполнен и уничтожен, грехов больше нет, кроме одного греха - неверие;
  • так как закона больше нет, то праведным является все то, что мне кажется праведными;
  • вера не обязательно должна приводить к праведной жизни, достаточно верить в свою праведность, необходимость проявления праведности приравнивается к неверию;
  • так как закона, обличающего грех больше нет, то с грехом не нужно бороться, достаточно его просто игнорировать;
  • я не грешу, не по причине следования заповедям, а потому что заповедей нет;
  • так как греха больше нет, молитва покаяния не нужна и соответственно просить прощения, раскаиваться или исповедовать грехи перед Богом не нужно;
  • единственной обязательной заповедью является любовь, при этом достаточно ее признавать в себе, необходимость ее проявления приравнивается к неверию;
  • так как заповеди отменены, любовью является то, что я сам считаю любовью

Возможно эти выводы являются крайними и некоторые из антиномистов никогда к ним не приходят. Но необходимо понимать коварство обольщения, которое стремится скрыть конечные цели, к которым ведёт ложное учение.

Антиномизм - это доведенное до крайности учение о полноте искупления, которое проповедую и я. Некоторые верующие, устав от законничества, формализма и доктринализма в своих общинах, услышав послание о благодати и полноте искупления от таких проповедников как Джозеф Принс или Эндрю Уомак, доводят его до крайности антиномизма, так же как раньше это происходило с посланиями Павла (2Пет.3:14-18). К таким выводам, например пришел автор книги «Гипер-благодать: разоблачение опасности движения современной благодати» д-р Майкл Л.Браун, после двухчасового диспута с Джозефом Принсом, которого вначале он подозревал в проповеди гиперблагодати (см. здесь).

Из-за учения, делающего упор на исполнительности я долгое время жил под страхом проклятия. И мне хорошо известен перекос в отношении к любви Божьей. Я хорошо знаю, что такое законничество, потому что жил под его гнетом несколько лет, ходя на грани депрессии, самоосуждения и разочарования. Бог исцелил меня и не позволил этому опыту стать определяющим в моем понимании Его характера. Я ищу откровения не заквашенного моим опытом или однобокими учениями израненных людей, вырвавшихся из законнического рабства и без разбора обьявившими войну всему, что они в нем слышали, как худому так и хорошему. Они даже не заметили как вопреки исповедуемой свободе, возвели собственное понимание благодати в догму, превратив беззаконие в закон. И теперь все, кто не вписывается в эти религиозные догматические рамки - законники и фарисеи.
Я совершенно спокойно отношусь к гиперблагодатному максимализму и концентрации на безусловной любви. Понимаю, что для многих это часть процесса исцеления, как это было и со мной. Не думаю, что к исцелению есть другая дорога, вне временного отрицания всего прошлого, вне здравого сбалонсированного различения. Надеюсь многие это перерастут, если смогут однажды разглядеть не только последствия законничества, но и не менее пагубные последствия гипертрофированного учения о благодати.

Если вместо того, чтобы утвердить новообращенного в Божьем сыновстве, его сразу начать учить дисциплине, он в конце концов либо выдохнется и разочаруется, все больше убеждаясь в том, что не способен удовлетворять Божьим стандартам праведной жизни, либо впадет в лицемерное фарисейство, скрывая за внешним благочестием неприглядную внутреннюю суть.
И вот после этого долгого периода разочарования, верующий наконец из другого источника начинает получать учение о благодати, в результате чего приходит освобождение от давления страха, разочарования и чувства вины. И если теперь он вдруг вновь начинает слышать о личной ответственности и освящении, какое у него будет отношение? - отторжение, потому что ему будет казаться, что его опять хотят затащить в рабство страху, разочарованию и чувству вины.
Вот почему так важно, чтобы все было на своих местах, чтобы главное оставалось главным, и чтобы основание закладывалось прежде всего остального.

Я не все время поступаю по духу. Но когда это так, я не делаю вид что все в порядке, типа я ж под благодатью, значит мне автоматом вменяется праведность и не вменяется грех. Я делаю каждый такой случай непокорности предметом моего обсуждения с Духом, когда я прошу Его помощи и ищу сотрудничества в преодолении любой несвободы от ветхих привычек в моей жизни. И в каждом случае Он показывает причину поражения и путь выхода. И да, у меня не всегда получается сразу пройти этот путь до конца, но слава Богу за Его благодать и терпение.
Когда я понял, что благодать неразрывно связана с личностью Духа, я стал искать постоянного ежемоментного пребывания в общении с Ним. И тогда проявления плоти уменьшились в разы. Я не жду вечера, чтобы рассказать Ему о них, потому что Он реагирует сразу. Я ощущаю эту реакцию через потерю радости и мира.

Не доводите свое понимание благодати до крайности гиперблагодати.

Совершенно напрасно некоторые пытаются дела противопоставлять вере и благодати. Вера без дел мертва, а благодать тщетна.

Благодать - это сила, наделяюшая нас способностью жить по воле Божьей. Она не отменяет нашу волю, но предполагает сотрудничество с ней. Поэтому благодати можно противиться (в том числе через законничество), ею можно пренебрегать, своим неверием сделать её тщетной, бездейственной. Антилегалисты относят сотрудничество с благодатью к сфере человеческих усилий, и это, на их взгляд, так же является законничеством. В тоже время, когда я прошу привести пример действия благодати в их жизни, то выясняется, что они не меньшие "законники", чем я, потому что в их свидетельствах ясно различимы два аспекта - действие благодати и реакция на нее человека. Как только вопрос благодати переходит из теоретической плоскости в практическую, выясняется, что она не действует автоматически независимо от реакции человека, но только в тесном сотрудничестве с активной человеческой волей, что определенно подтверждается приведёнными выше местами Писания.

Человек, в силу своего младенчества или обольщения, сделавшийся не чувствительным к восприятию действия благодати, нуждается во внешнем обличении и корректировке. Это может происходить посредством Писания, через служение даров Тела Христова, через трудные жизненные обстоятельства.
Ну а тех, кто очерствел в своей непокорности Божьему Духу, апостол Павел предавал не благодати, по отношению к которой они оставались глухими, а сатане.

В заключение, хочу привести аллегорию с Маугли, к которой я уже не раз обращался для иллюстрации процесса преображения:

Новообращённый христианин похож на Маугли, которого только что забрали из волчьей стаи в человеческое общество. 
Легалист видит суть преображения в том, чтобы методом кнута и пряника заставить Маугли вести себя по человечески и ему дела нет до того, что при этом думает и чувствует сам Маугли. В результате получаем в церкви качественно дрессированную волчью стаю.
Благодатник видит суть преображения в том, чтобы убедить Маугли, что он не волк. При этом согласие Маугли считается для преображения достаточным, независимо от его поведения. В результате получаем в церкви самообольщенную стаю волков, которые совершенно не смущаясь бегают на четвереньках и воют на луну, уверенные в том, что это и есть нормальное человеческое поведение.
Вера - это восприятие истинной реальности, способность отличить ее от реальности ложной. Крайне важно, чтобы Маугли поверил в то, что он человек. Но для такой веры ему недостаточно просто согласиться с фактом своего человечества, важно, чтобы он понимал, что это значит - быть человеком. Когда Маугли действительно поверит, что он человек, ему просто в голову не придет мысль встать на четвереньки и завыть на луну.


Комментариев нет:

Отправить комментарий