Вера как зрение



(fs) К.Лирик


"Не говори слепым о свете - они потребуют доказательств твоей зрячести."
(Би Дорси Орли)

Ин 6:40: "Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день."
Ин 3:14-15: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную."

Чтобы обрести спасение от неминуемой смерти, ужаленному змеей еврею было достаточно посмотреть на медного змея.

Многие воспринимают буквально слова "видеть Иисуса", "взирать на славу Божью", пытаясь в молитве в воображении представить Его образ или сияние Его славы, или требуют у Бога подтверждения Его присутствия через эмоциональные или чувственные переживания, при этом своей повседневной жизнью продолжая демонстрировать абсолютно мирской, материалистический образ мышления. Всё дело в том, что когда Писание говорит о видении по отношению к вещам духовным речь прежде всего идет о вере и осознании, об образе мышления, основанном на Слове Божьем. Таким образом уверование означает прозрение, верить означает видеть, а неверие соответственно означает слепоту. Потому и покаяние (metanoia) означает перемену образа мышления. Говорю ли я сейчас против сверхъестественных проявлений Божьего царства? Нет. Но для верующего человека эти проявления - результат его веры, а не ее источник. Вера же, в свою очередь, это не просто интеллектуальное согласие с истиной - но мировоззрение, имеющее прямое отношение к избираемому образу мышления и жизни.

2Кор 5:16-17: "Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."

Мы видим и познаем Христа не по плоти и не плотью, не плотскими средствами, но посредством нового творения через веру.

Вера же – сущность (upostasis) ожидаемого, доказательство вещей невидимых
(Евр.11:1 букв.пер.Одинцова-Белинского)

upostasis:
1. сущность, естество (Евр.1:3 - "образ ипостаси");
2. реальность, действительность;
3. основание, фундамент;
4. уверенность, твердость, отважность (2Кор.9:4 - "с такою уверенностью");
5. личность, ипостась.

Интересно, что в Писании понятия "реальность" и "твердая уверенность" обозначаются одним и тем же словом - upostasis. Приведенный стих, если сказать другими словами - "то во что я верю, существует, потому что я в это верю". Вера есть и причина и доказательство существования невидимого. Вера облекает в плоть то, что является действительностью в духе.

Факт - это реальность, не требующая доказательств. Для неверующего плотского человека фактом является то, что он может воспринять физическими органами. Для такого человека чувства являются доказательствами факта. Для верующего, духовного человека фактом является то во что он верит и для него вера сама по себе и является доказательством. Точно так же как чувства являются инструментами нашей плоти для познания материальной реальности, вера является инструментом духа для познания реальности духовной.

Евр.11:3: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое."
Мар 11:24: "Потому говорю вам: всё, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, — и будет вам."

Именно так, глагол "получили" в оригинале стоит в прошедшем времени. Как же так, разве это не является самообманом? - Все зависит от того, какую реальность для себя я считаю истинной - материальную или духовную. В духовной сфере нет прошлого и будущего, поэтому Иисус сказал: "прежде, нежели был Авраам, Я есть"  - это грамматически неправильно, если не учитывать духовную реальность, в которой Иисус имеет вневременное бытие (см. О времени "сейчас").

Так же и вера, принадлежа сфере духа, не имеет прошлого и будущего, потому что опирается не на временные вещественные начала мира, а на неизменное и вечное Слово Божье.

Материальная реальность это всего лишь тень материальности духовной, потому что все видимое происходит из невидимого, а не наоборот. Видимое временно, невидимое вечно. Потому и физические чувства изменчивы и непостоянны, ведь они принадлежат этому призрачному, увядающему миру. На них невозможно положиться. Вера же полагается на вечное, на непоколебимое, на слово Божье.

Пс 118:89: "На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах"


Поэтому в молитве я никогда не говорю о том, что есть, но только о том, что должно быть согласно Божьей воле, потому что эта воля и есть истинная реальность, которую я обязан проявить своей верой. Другими словами вера - это заявка, под которую выделяется необходимое количество благодати.

Что сейчас происходит с моим телом? - Оно исцеляется!
Что сейчас происходит с моей душой? - Она очищается!
Что сейчас происходит с моими обстоятельствами? - Они работают мне во благо!

Всегда планируйте больше того, что можете, потому что Божья вера начинается там, где заканчиваются наши человеческие возможности. Мы ответственны за расширение сферы действия благодати.

Лук 18:7-8: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?"

Я думаю, что часто не получаю ответа до тех пор, пока со всей отчетливостью не увижу границу собственных возможностей, за которой себя проявляет вера, за которой начинает действовать благодать:

2Кор 12:9: "Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова."

Таким образом для скептиков у меня нет ничего кроме веры. Но для меня этого достаточно, чтобы не жить в страхе.

Но как вера может быть доказательством того во что я верю? Для неверующих это действительно звучит абсурдно. Но так оно и должно звучать! Точно так же абсурдно будет звучать объяснение факта существования звезд слепому от рождения человеку: "Доказательством существования звезд является то, что я их вижу!" - но он ведь даже не знает что значит "видеть".

Звезды существуют независимо от того вижу я их или нет. Но я их вижу, потому что они существуют. Так и вера. Вера есть, потому что есть Бог. Никакого другого логического объяснения существования веры в Бога нет. Он источник веры, ее начальник и совершитель.

Ин 9:39-41: "И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас."

Я могу сколько угодно рассказывать неверующему о Боге, но мои рассказы не смогут заменить ему зрения. Они лишь могут подтолкнуть его к осознанию своей слепоты и поиску прозрения, которое приходит не от человека, но от Бога. Он источник веры.

Если человек слеп, то он вынужден полагаться только на то, что ему нарисует его разум. Согласно Писанию, разум неверующего ослеплен (2Кор 4:3-4) и именно он живет в воображаемом мире, в мире, который интерпретирует для него его разум. Именно он находится во власти галлюцинаций, принимая их за реальность. Откуда я знаю? Я тоже был слепым, поэтому мне есть с чем сравнивать в то время как слепому приходится верить или не верить мне на слово. А как я уже и писал, невероятно трудно слепому понять, что значит "видеть". Возможно, мы бы ему описали это следующим образом:

"Понимаешь, зрение - это как очень длинная рука, которой ты можешь пощупать предметы, находящиеся даже на очень большом расстоянии. Только ты получаешь представление об их форме, даже не прикасаясь к ним".

Приблизительно так же можно описать и веру, которой мы воспринимаем мир духа, мир Божьих откровений.

По каким объективным критериям слепой от рождения человек может понять, что он слеп, чтобы затем захотеть прозрения?
Прежде чем пойти к врачу, вначале слепой должен согласиться, что его реальность вовсе не объективная, что за ней находится другой, огромный, невидимый для него мир. Но давайте представим, что слепой не хочет с этим согласиться, он считает, что все вокруг такие же слепые, просто они либо лицемерно притворяются зрячими, либо убедили себя в своих фантазиях. Он чувствует, что мир должен быть больше, но отказывается соглашаться, что для его познания нужно нечто большее, чем осязание, обоняние и слух и постоянно требует доказательств только лишь на уровне этих чувств, не прибегая к "этой глупой фантазии со зрением".

Для слепого существует только та правда, только та реальность до которой он может лично дотянуться. До тех пор пока он не согласится, что это не вся правда, не вся реальность, он будет искать чего угодно, но только не прозрения. На все твои рассказы о звездах он будет требовать доказательства их существованию через прикосновение к ним: "Пощупаю - поверю!" Именно с этой целью неверующие ищут знамений и чудес. Но прикосновение к реальности Бога посредством чувств не решит проблему слепоты, но еще больше сделает человека зависимым от этих чувств. Слепец так и будет воспринимать Бога, живя Им лишь от прикосновения к прикосновению.

Мар 8:11-12: "Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение."

Ин 4:48: "Иисус сказал ему: вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес."

Чудеса действительно могут подтолкнуть человека к вере, к прозрению. Но если дальше он откажется использовать зрение, то будет знать только то, что Бог есть, но никогда не познает, что значит быть Им ведомым. Постоянно ища того, чтобы вложить персты в раны Иисуса, он так и не поймет, что блаженнее видеть, чем прикасаться.

Если христианин продолжает жить, руководствуясь физическими органами чувств, мышлением сфокусированном на обстоятельствах материального мира - он живет в состоянии слепоты, в мире теней. Он по прежнему верит только тому, к чему может прикоснуться, не задействуя свою веру, свое духовное зрение. Он не видит, что причиной депрессии являются не внешние обстоятельства, а духовная атака, он не видит за проблемами руку Божью, обращающую все ко благу Своих детей, он за реальность воспринимает симптомы недомогания, не видя за ними искушение дьявола к недоверию Слову Божьему.

оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
(Матф.15:14)

Когда меня спрашивают: "А что насчет других религий? Ведь они тоже утверждают, что имеют зрение." Ну что же, для меня это выглядит следующим образом:
Один слепой спрашивает о других слепых, которые говорят что видят. Для него все выглядит таким образом, что это всего лишь моя вера против их веры. Он не увидит разницы пока не прозреет, и тогда сам поймет кто видит звезды, а кто пытается их описывать, оставаясь при этом слепым.
Поэтому я уповаю не на свою убедительность и логику, а на работу Духа Святого в сердце человека, без которой никто не уверует, не прозреет:

Еф 1:17-19: "чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его"

2Кор 4:3-4: "Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого."

Представьте себе общество слепых, которые слепые уже не в первом поколении и из их родовой памяти стерлось само понятие "видеть". Они убеждены, что их состояние нормально и существует только тот мир, который они могут осязать, обонять или слышать. Возникновение тяги к прозрению среди такого общества само по себе уже чудо. Возникновение веры среди окружающего материализма и неверия само по себе является доказательством сверхъестественного вмешательства. Не было никаких объективных причин для моей тяги к прозрению (никто из моих друзей и близких не был верующим), но все же я уверовал - и для меня это самое сильное свидетельство Божьего призыва.

Чтобы понять о чем я говорю, рекомендую прочитать фантастическую повесть Герберта Уэллса "Страна слепых". Вам понравится.
Ну или на худой конец посмотрите первую часть фильма "Матрица".

Но как узнать, что то, что я вижу не моя фантазия, не самообман, не галлюцинация? Как мне узнать, что меня не обманывают, ведь столько сейчас философий, учений, духовных практик? Как узнать, что Бог именно таков, Каким Его описывает Библия или проповедник?
А как мы узнаем, например, что видим именно огонь и можем поверить, что он горячий? А вот здесь уже нужно действие, прикосновение, которое подтверждает то, что мы видим. Наше видение должно быть подтверждено плодами. Вот что я под этим понимаю:
Плоды - это результат соприкосновения с реальностью. Если ты прикоснулся к горячему, плодом становится ожог. В духовной сфере точно так же - если я соприкасаюсь с истиной, плодом становится радость и мир, если соприкасаюсь с любовью, на моей душе остается ожог в виде благости, терпения, прощения, милосердия, кротости и т.д. Так я и определяю, что прикасаюсь к истинной реальности Бога, Который есть любовь. Поэтому остерегайтесь "неопаленных" учителей, рассказывающих об огне.

Трудности в моих взаимоотношениях с Богом возникают всякий раз, когда я пытаюсь опереть их на чувства а не на веру, на душу, а не на дух.

"Но пока мы еще находимся в нашей земной палатке и стонем; нам трудно, потому что мы не хотим избавиться от земного тела, но, тем не менее, хотим быть одеты в вечное, чтобы все смертное было поглощено жизнью. Для того мы и созданы Богом, давшим нам Своего Духа как залог. Поэтому мы всегда спокойны, даже зная, что пока мы находимся в своем земном теле, мы удалены от Господа; ведь мы руководствуемся верой, а не тем, что мы видим." 
(2Кор 5:4-7)
"Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии." 
(Рим 8:14)

Жизнь по плоти сфокусирована на эмоциях и чувствах, формируемых материальной действительностью. В таком состоянии мы чувствуем, что удалены от Господа. 
Жизнь по духу сфокусирована на вере, через которую мы воспринимаем реальность Царства вопреки реальности материальной. В таком состоянии присутствие Господа является для нас непреложным фактом. Иисус буквально называет веру зрением, противопоставляя ее зрению физическому. Чтобы со всей серьёзностью относиться к вере, нам нужно понимать её природу. Вера - это действительно орган чувств, предназначенный для восприятия духовной реальности и которому мы должны научиться доверять больше, чем о́рганам физическим. 

"Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно." 
(2Кор 4:17-18)

Пренебрежение верой, непонимание её природы приводит буквально к духовной слепоте, к доминированию материализма и плотского мировоззрения, что как раз и является причиной плотской жизни и духовного бессилия. 

Мат 7:15-20: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их."

Само мироздание, сам ход человеческой жизни подтверждает истинность Евангелия. Каким образом? Через последствия. Вселенная функционирует в соответствии с определенными законами, как физическими, так и духовными. Как поломанная в результате прыжка с высоты нога свидетельствует о легкомысленном отношении к закону всемирного тяготения, точно так же и нарушение законов духовных влечет за собой конкретные негативные последствия для души и жизни человека. Депрессия, страхи, недоверие, ненависть, чувство вины, разрушенные отношения - все это последствия нарушения Божьих заповедей. Желая оградить своих неверующих близких от этих последствий, мы тем самым ограждаем их от одного из самых сильных свидетельств, которое привело к Богу нас самих. Поэтому когда вы ходатайствуете за неверующего, не бойтесь последствий, потому что они - инструмент свидетельства.



Слушать/скачать раздел "Преображение ума":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Преображение ума" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



1 комментарий: