Корень всех зол



(fs) К.Лирик



1Тим 6:9-10: "А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям."

Мат 13:22: "А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно."

Обольщение - это удавшееся искушение (энц. Брокгауза). Я слышал как верующие исповедовались в похоти, гордости, нечестии, непрощении, но я ни разу не слышал, чтобы кто-либо из христиан исповедовался в том, что был обольщен богатством.Так что же, корень всех зол побежден? Или может дело в том, что верующие обольщены ложными учениями и ценностями до такой степени, что не осознают проблемы? Я неоднократно был свидетелем того, как христиане загоняли свои семьи в непосильную кредитную кабалу только потому, что им хотелось здесь и сейчас ремонт покруче, мебель побогаче, машину поновее, гаджеты помощнее. При этом они считали себя жертвами обстоятельств, а не собственных похотей и сребролюбия.

Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
(Иак.5:1-5)
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
(Иак.2:5-7)

С самого начала церковь демонстрировала отвращение к богатству, проповедуя путь креста. Господствующему в миру стремлению к комфорту и роскоши церковь противопоставляла самоотречение и аскетизм (довольство малым), расточая все появляющиеся накопления на помощь нуждающимся братьям и беднякам.

Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого.
(Деян.2:44,45)
как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
(2Кор.9:9)

Богатство и накопительство никак не вписывается в принципы Божьего царства, в котором нам сказано просить только насущный хлеб (текущие расходы) и заботиться только о сегодняшнем дне. Кроме того, богатство, накопительство и роскошь нарушают еще один принцип Царства, особенно в Теле Христовом - равномерность:

Не [требуется], чтобы другим [было] облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка.
(2Кор.8:13-15)

Проблема мировой бедности вовсе не в недостатке мировых ресурсов, а в том, что эти ресурсы сосредоточены в руках маленькой группы жадных людей. По данным Жана Циглера, спец.представителя ООН по праву на питание из 7,5 млрд. населения земли:
  • 800 млн. человек страдает от хронического недоедания, из них
  • 30 млн. человек умирает от голода ежегодно (100 тыс. ежедневно);
  • более 1 млрд. человек находятся на грани существования;
  • при этом 12 млрд. - столько человек может прокормить современная мировая экономика

Как видно из статистики, источник мировой бедности и голода - человеческая жадность, из-за которой мировые ресурсы распределены крайне неравномерно. Печально видеть, когда такое же положение вещей становится характерным для церкви.

Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим.
(Лук.8:3)

Самым ярким примером служения для нас является Иисус. Очевидно Он не имел недостатка в пожертвованиях, однако мы не видим, чтобы эти средства Он хотя бы раз употребил для облегчения своего служения. Единственным видом транспорта помимо лодок учеников, однажды использованным Им, была ослица. Не видим мы и апостолов за приобретением комфортных повозок, кораблей, зданий. За нами внимательно наблюдает мир, чтобы узнать реальный, а не провозглашаемый источник нашего упования. Корень всех зол сребролюбие, поэтому мир претыкается о роскошь служителей. Павел трудился своими руками, чтобы не подавать даже повода для превратного суда Евангелия.

2Кор 9:7-11: "Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век». Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу."

Я только начал учиться жить такой "расточительной" жизнью, потому что меня раньше никто этому не учил. То чему меня учили - стремиться к преуспеванию через даяние. Но только после того как Господь побудил меня несколько раз подряд пожертвовать все накопленное, я наконец начал понимать, что секрет Царства сокрыт не в увеличении своего благосостояния, а в увеличении даяния и что наивысшую ценность и значение имеет не преуспевание а даяние само по себе. Это все меняет! Теперь, когда в очередной раз возрастает моя жатва, я оказываюсь перед выбором - увеличить свое потребление и комфорт, или увеличить даяние. И свой выбор я буду делать в зависимости от моего уровня посвящения Царству. Я вижу, что лишь немногие в Теле Христовом при многократном увеличении прибыли могут долгое время сохранять обычный для своей церкви средний уровень потребления и комфорта, продолжая увеличивать свое даяние. Обычно, такие люди из-за своей скромной аскетичной жизни в церкви незаметны, но я уверен, что их богатство хорошо известно на небесах.

Если какому-либо человеку Бог даровал дар лидерства, способность зарабатывать деньги, то не ради его личного обогащения, а для пользы всех, с кем он работает и кто от него зависит. Мы не видим такого отношения в мире в силу падшей природы человека, но для рожденных свыше оно должно быть нормой и в семье и в церкви и в обществе.

Любой христианин, будь он рабочий, начальник или финансист должен избегать обольщения богатством, трудясь на благо ближних. Ведь именно стремление к богатству, роскоши, удовольствиям, к соответствию навязываемым обществом потребления мирским социальным стандартам, побуждает людей тратить свои лучшие годы, здоровье, силы, ресурсы на откровенные излишества, на достижение социального статуса, расплачиваясь за это недостатком общения с семьёй, своим физическим и духовным здоровьем.

Мы можем сказать - но какое к нам отношение имеет обольщение богатством, когда нам порой не хватает денег даже на необходимое? - Самое непосредственное. Из-за навязанных извращённых ценностей и стандартов общества потребления, огромное количество христиан влазит в долги ради таких вещей, без которых, если быть честными, они могли бы обойтись. Банки, финансовые пирамиды, рекламщики эксплуатируя корень сребролюбия в сердцах людей, возбуждая неудовлетворённость, разжигая похоти, ввергли мир в долговое рабство.

Если я не могу равнодушно пройти мимо новой модели смартфона, если готов недоедать и влазить в долги ради очередной покупки, если работаю по выходным, жертвуя общением с семьёй ради поездки на море, где я все время просплю от усталости, если залипаю на новостях о жизни богатых знаменитостей, если не могу радоваться жизни, испытывая постоянное давление зависти и разочарования своим уровнем благосостояния... - все это плоды одного корня. Это значит, что мне нужно разобраться со своими ценностями, выровнять свое упование.

Конечно, есть и другая крайность - инфантилизм и равнодушие, но это уже другая тема.

"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям."
(1Тим 6:8-10)

Корень всех зол - сребролюбие, это значит, что оно является основной мотивацией падшей человеческой натуры, и каждому человеку  независимо от его возможностей и потенциала необходимо его обнаруживать в себе и ему противостоять. Тот же корень, который у богатых проявляется через накопительство, либо через тягу к роскоши и удовольствиям, у бедных проявляется через разочарование, зависть, ропот и злобу.

Естественно, что чем больше у человека возможностей и способностей к приобретению богатства, тем большему искушению к злоупотреблению им он подвергается. Я вижу, что такому злоупотреблению духовные лидеры подвержены в не меньшей степени, чем бизнесмены. Многие бизнесмены вкладывают прибыль в развитие бизнеса даже в ущерб личным материальным интересам, в то время как духовные лидеры зачастую за счёт пожертвований увеличивают собственное благосостояние, не смущаясь тем, что оно намного выше, чем у их жертвователей.

Как я уже упоминал, один из принципов Царства, призванный удерживать нас от обольщения богатством - принцип равномерности (2Кор.8:12-15, Деян.2:44-45). 

У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит - сын утешения, левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.
(Деян.4:32-37)

Господь наделил одного человека способностью управлять, а второго работать своими руками не для того, чтобы первый обогащался, а второй жил от его подаяния, но для того, чтобы они вместе могли в равной степени разделить плоды своих совместных усилий, будь они умственными или физическими. Если управленцы богатеют, а работники беднеют, то только за счёт удержанной справедливой платы, за которую первые понесут ответственность перед Богом (Мал.3:5). Являюсь ли я сторонником коммунизма? Дело в том, что коммунизм, капитализм, монархия, анархия, демократия - все это попытки улучшить Вавилон. Все они потерпят неудачу, потому что любая система человеческого мироустройства питается от одного корня - сребролюбия. Мы же призваны выйти из Вавилона, вернее вырвать его из себя, не допустить проявления его ценностей в своей жизни и в жизни церкви. Личное, независимое от Тела Христова обогащение противоречит основному закону Царства - закону любви. Согласно Павлу, проповедник или бизнесмен-христианин не может жить на уровне благосостояния намного превышающем общий уровень благосостояния церкви. Безусловно, равномерность не должна исключать справедливость. Вознаграждение за труд должно учитывать степень ответственности, трудоёмкости и качество работ. Ведь и для верующих написано "кто не работает, то пусть и не ест".
Бог хочет, чтобы мы были богаты не просто ради собственного комфорта, но прежде всего для добрых дел. Мы каналы для благословений, а не склады. Поэтому Бог через того же Павла предупреждает нас, чтобы мы остерегались желать личного обогащения.

*****

Церковь это семья. Разве в нормальной семье возможно представить колоссальный разрыв в благосостоянии? Представьте, что муж живёт в роскоши, ездит на шикарной машине, обедает в ресторанах, а рядом с ним его жена и дети влачат жалкое существование. Представили? Не получается? Но почему-то в Теле Христовом такое положение вещей давно стало нормой. Ведь нередко в одном и том же приходе, когда одни планируют отпуск на Бали, другие в соцсетях по крупицам собирают деньги на лечение ребенка. Поэтому, проповедуя, мне легче сказать, что сам я - многодетный пастор-сварщик, который из собственноручно заработанных денег старается помогать нуждающимся. И тогда ко мне совершенно меняется отношение. Мир уже сыт по горло лицемерным личным обогащением и финансовыми скандалами среди христианских лидеров.

В истории христианства истинное духовное пробуждение приходило через служителей, демонстрировавших одну добродетель, которой напрочь лишены многие современные проповедники материального преуспевания. Я никогда не слышал чтобы они учили об этой добродетели - о скромности (Иак.3:17), которая помимо кроткого нрава, означает также довольство малым, умеренность в быту, в одежде, в еде, в удовольствиях, равнодушие к роскоши. Демонстрируя богатство и роскошь, выдавая ее за признак духовности и Божьего расположения, единственное пробуждение, которого могут достичь эти служители в своих слушателях - пробуждение похотей. И пусть нас не смущает видимый успех и многолюдство этих церквей - это широкий путь, это церковь Вавилона, своими ценностями и образом жизни высмеивающая путь Креста и самоотречения.

Конечно же для церкви полезнее, когда служители заняты в служении полновременно:

1Кор 9:6-7: "Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?"

Однако Павел, будучи апостолом никогда не пренебрегал светской работой, когда в этом была необходимость (Деян.18:3). Павел работал своими руками, чтобы подать пример благочестивой жизни (Деян 20:33-35, 1Кор 9:15, 2Кор 12:18), либо когда чувствовал, что его содержание будет обременительным для церкви (1Фес 2:9, 2Фес 3:8). В любом случае, в вопросе обеспечения и даяния мы должны руководствоваться Божьим водительством и здравым смыслом. Приведу несколько примеров.

Мой друг служил в одной русскоязычной церкви в Штатах. Это было в отсутствие пастора, старейшины проявили крайнее пренебрежение к служению моего друга. Когда же они по традиции собрали для него пожертвования, Бог сказал ему отдать все эти деньги сестре из этой же церкви, сын которой нуждался в операции. На следующей неделе, когда уже присутствовал пастор, эта женщина вышла во время служения и положила деньги перед кафедрой, сказав, что Бог повелел вернуть эти деньги церкви за то, как они обошлись с Его служителем. Вся община была шокирована этим неожиданным обличением. Пастор позвонил моему другу и извинился за свою церковь.

Одна многодетная мама перестала обращаться к нам за помощью, после того, как мы сказали ей, что вместо того, чтобы спать с мужем, который живет отдельно и не несет никакой ответственности за обеспечение семьи, продолжая рожать от него детей, ей нужно подать на алименты.
Другая многодетная семья так же отказалась от нашей поддержки, когда мы дали ясно понять, что не позволим предъявлять к себе претензии и манипулировать нашим чувством долга.

Я не должен испытывать чувство вины или долга за то, чем Бог меня благословил, но при этом я не считаю себя свободным от проявления Его любви к нуждающимся.

Если бы верующие руководствовались не столько законом сеяния и жатвы сколько законом любви, который совершеннее и превосходнее, то церковь более бы походила на семью, в которой каждый член получает соответственное попечение и помощь от всех. В атмосфере, когда никто ничего не называет своим, не будут нужны радикальные жертвы одиночек. Но акцент на сеянии и жатве приводит к тому, что к церкви и служениям относятся как к бизнес проектам, ища наиболее эффективные, пригодные для сеяния, чтобы увеличить свою собственную жатву. Такое отношение угашает безусловные любовь, милость и поклонение.

Мы привыкли оценивать жертвенность по тому сколько человек сеет. Но правильно оценивать жертвенность по тому сколько человек оставляет себе. Богатые в Теле Христовом - это люди, которые после увеличения жатвы, стали оставлять себе больше, чем достаточно:

"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям."
(1Тим 6:8-10)
Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
(Лук.6:22-24)

Каждому христианину обещано богатство (2Кор.9:8) и в то же время каждому христианину обещаны гонения. Совместить эти две вещи возможно только если понимать под богатством то, что не зависит от прихоти и воли человека, что невозможно отнять или уничтожить. Кроме того, огромное количество христиан живут в избытке, но не чувствуют этого и продолжают оставаться неудовлетворенными своим материальным положением и финансовыми возможностями, вопрос - почему? Да потому что мы позволяем миру, обществу потребления формировать критерии богатства и успеха. Мы позволяем дьяволу постоянно мотивировать в себе зависть. Поэтому люди в церкви могут вести образ жизни, который Аврааму даже и не снился и при этом продолжать себя считать нуждающимися и скромными, спокойно игнорируя нужды тех братьев и сестер кому финансов не хватает даже на необходимое.

По меркам этого мира я не считаюсь богатым. Моя семья не нуждается и мы имеем возможность помогать другим. Я не верю в то, что нам обещано материальное богатство. Нам обещано ОБЕСПЕЧЕНИЕ. У меня складывается впечатление, что кретерии преуспевания у многих христиан сформированы миром. Мы сравниваем свое благосостояние с жизнью и учением К.Доллара или К.Коупленда, но почему-то не сравниваем его, например с жизнью Павла. Свою жизнь мы должны соизмерять только своим предназначением. Когда мы подчиняемся миссии, Бог начинает предоставлять соответственный ей уровень обеспечения. Поэтому финансы меня вообще не заботят. Моя забота - миссия, ее обеспечение - забота Божья. Если же у меня постоянно остается избыток средств, которые я начинаю тратить на себя, это значит что я недостаточно вкладываю в миссию.

Лук 12:31: "наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам."

Человек, занятый заботой о богатстве или даже о собственном обеспечении, это человек, остающийся слепым в отношении своего предназначения. Чем более я сфокусирован на миссии, тем менее меня заботит обеспечение, потому что Божья миссия не может быть обеспечена человеческими ресурсами - Он Сам её обеспечивает. Поэтому, согласно Писанию огромная ошибка - учить людей о преуспевани и богатстве, учить нужно о миссии, как её найти и исполнить. Обеспечение миссии - уже не наша забота, Бог заранее взял её на Себя.

Прочитайте притчу о богаче и Лазаре Лук.16:19-21:

Слова Авраама "ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь" могут навести на мысль, что жизнь в страдании предпочтительнее жизни в богатстве или хотя бы в достатке.

Авраам просто констатирует факт. Причина попадения богача в ад связана не с его богатством, а с тем как он им распорядился. Сравните:

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Лук.11:23)
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
(Лук.12:20,21)
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
(2Кор.9:8,9)

*****

Бог действительно желает, чтобы мы жили в благословении и богатстве. Однако для каждого это в полной мере осуществится лишь на Небесах. Сейчас мы живем в мире зла, управляемого жадностью, завистью, честолюбием, наполненного нищетой, голодом, болезнями, гонениями за Евангелие. Приобретение богатства в таком мире с целью отделить себя от окружающих страданий и нужд есть проявление равнодушия и эгоизма. Приобретение богатства в таком мире неизбежно влечет за собой ответственность в распоряжении им, в распределении полученных благ в соответствии с Божьей волей, Его любовью и милостью. Исчерпать блага можно либо на себя, либо на Царство. От этого будет зависеть Небесная награда. Причина же неверного распоряжения богатством одна - неверие в последующую ответственность:

если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
(Лук.16:31)

Богач, как и его родственники не верил словам закона и пророков, что богатство было дано ему не только для собственного удовольствия, но прежде всего для исполнения Божьего предназначения в жизни богача - являть Его любовь к таким как Лазарь.
Из притчи о талантах (Мф.25:13-30) мы знаем, что Господь раздает возможности "каждому по его силе" и судить будет в соответствии с тем, как мы ими распорядились. Негодный раб оставил благословение при себе, не пустил его "по водам", не направил в служение миру. Получается, что он не использовал 100% доверенных ему ресурсов. Но, что если бы тот раб, которому было доверено 10 талантов и который использовал из них только 5, а 5 других закопал, заслужил ли бы он похвалу от Господа? - не думаю:

от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.
(Лук.12:48)

Таким образом, чем выше уровень возможностей, тем больше соблазн распорядиться ими неверно, занявшись накоплением богатства, а не его "расточительством" для Царства. Осознавая неизбежность последующей ответственности, я уже давно не молюсь о преуспевании и богатстве. Моя молитва сегодня: "Господи, давай мне по силам, в соответствии с моим уровнем жертвенности".

Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
(1Тим.6:8)
Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:24-34)

Нам обещано обеспечение, а не богатство. Хочу проиллюстрировать, чем богатство отличается от обеспечения. Обеспечение, это когда ты заправляешь машину небольшим количеством бензина, веря, что когда будет необходимо на твоем пути обязательно появится Божья автозаправка. А богатство, это когда ты за машиной всюду тягаешь цистерну с бензином. Обеспечение побуждает нас в каждом текущем моменте жизни уповать на Бога, в то время как богатство позволяет испытывать определенную независимость от Него. Богатство дитя похоти, накопительство дитя страха перед неясным будущим - результат недоверия Божьей защите и обеспечению. Мы можем увидеть развёрнутое учение Иисуса о разнице между человеческим богатством и Божьим обеспечением в следующем отрывке Писания:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело - одежды.
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.
(Лук.12:16-34)

"Бросишь взгляд на богатство — а его уж нет, ведь оно непременно расправит крылья и, как орел, улетит в небеса"
(NRT Прит.23:5)

Как только земные ресурсы из средства превращаются в цель и их приобретение становится смыслом - мы теряем их. В том смысле, что они становятся бесполезными. Пользу приносит только то, что мы используем, расходуем, тратим. Сбережения - это как обилие богатой одежды в гардеробе, которую мы планируем при случае надеть, а случай все никак не подворачивается, а одежда тем временем ветшает. Поэтому в представлении нищего богатство - это сундуки с сокровищами, в представлении богатого - создание рабочих мест и средств производства. Если богатство обеспечивает мое ощущение удовлетворения, контроля и безопасности, то оно является для меня идолом, заменяющим упование на Бога, как на Обеспечителя всех моих нужд.
В контексте принципа "Я есмь", накопленное богатство принадлежит будущему и бесполезно для меня в настоящем, а потому противоречит пребыванию во Христе.

"Бог может обеспечить вас всем, что нужно, чтобы у вас всегда было всего в достатке и с лихвой хватало еще на любое доброе дело, как написано: «Он щедро раздал свое имущество бедным, и его праведность длится вовек»." 
(2Кор 9:8-9)

Поэтому Бог дал нам обетование обеспечения, а не богатства, призывая молиться о хлебе насущном (повседневном), а не о хлебе на десять лет вперёд.

Именно детей Божьих Павел предупреждает остерегаться желания обогащения:

Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
(1Тим.6:8-10)

Но христиане, убаюканные сладкими обещаниями комфортной и богатой жизни, почему-то думают, что устоят против этого искушения. Они готовы допустить, что могут быть искушены блудом, гордостью, гневом, непрощением, но при этом почему-то абсолютно уверены, что желание богатства, роскоши и комфорта никак не связано с главным корнем всех зол. Вот нет в них этого корня и все тут. Многие думают, раз они жертвуют, то корень побежден. Но если моё даяние мотивировано не любовью, а желанием обильной жатвы, основано не на доверии Богу, а на механизме сеяния и жатвы, то вынужден огорчить - это плоды того же корня. Хочу напомнить, что и фарисеи с завидным постоянством жертвовали на храм и считали свое богатство признаком Божьего расположения. Однако посмотрите какова была их реакция на предупреждение Иисуса о накоплении богатства:

Лук 16:13-14: "Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним."

Сегодня такое же пренебрежительное отношение можно встретить у проповедников процветания в отношении тех, кто демонстрирует равнодушие к материальному преуспеванию.

Иисус призывает нас не заботиться о завтрашнем дне, сфокусировавшись на исполнении предназначения, возлагая заботу о собственном обеспечении на Бога (Мф.6:25-34, Лук.12:16-34). Господь так же учит нас молиться не о богатстве, а о хлебе насущном - о текущем обеспечении (Мк.4:19). Мы призваны служить только одному Господину, доверяя Ему заботу о себе (Лук.16:9-13).

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(1Иоан.2:15-17)

Как прочитав в Писании все эти серьезные предупреждения, можно легкомысленно относиться к желанию обогащения? Если вы думаете, что это стремление мотивировано желанием как можно больше помогать нуждающимся, сеять в Царство, в проповедь Евангелия, то у меня есть хороший тест для проверки истинности ваших мотивов - просто честно ответьте себе на вопрос: готовы ли вы получая крупные суммы денег, оставаться на том же уровне благосостояния, на котором находитесь сейчас?

Если богатство не является обязательным последствием жизни с Богом для каждого, если оно не является признаком духовности, послушания и Божьего расположения, то как же мы докатились до того, что стали обещать верующим богатство, комфорт и удовольствия, в то время как Христос обещал гонения, трудности и лишения?

Для человека, который примирился с Богом, Иисус становится его сокровищем. Удовлетворение и счастье человека, у которого развиваются отношения с Богом все меньше будут связаны с ценностями и вещественными началами этого мира. Вот, к примеру, описание жизни, исполненной благодати Божьей:

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе." 
(2Кор 11:23-27)

Посвятить свою жизнь Христу стоит ради Него Самого, а не ради комфорта и возможных материальных преимуществ. Он и есть самое величайшее сокровище ради приобретения которого мы все почитаем за сор и способны, если потребуется, от всего отказаться. Поэтому богатство или скудость, комфорт или испытания - все это не имеет никакого значения для того, кто имеет внутри себя в избытке жизнь Самого Иисуса Христа - именно в этом я вижу обетование жизни с избытком, а не в материальном богатстве. Посмотрите, как по разному выглядит богатство в глазах человека и в глазах Бога:

"Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть." 
(Откр 3:17-18)

Павел призывает нас быть свободными от ценностей этого мира с его тягой к роскоши, материальному комфорту и плотским удовольствиям и жить в соответствии с ценностями Царства, находя счастье и удовольствие в исполнении своего Беожественного предназначения.

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.
(Матф.6:24-34)

Бог не желает страдания Своих детей. Но в этом падшем мире мы будем страдать - или по своей вине или по вине окружающих людей. Мы должны молиться и ожидать помощи. При этом одних Господь избавляет от неприятностей, а другим даёт силу через неприятности пройти. В любом случае мы не проиграем, если фокус нашего внимания будет на Нём.



Комментариев нет:

Отправить комментарий