Различение чувств



(fs) К.Лирик


Христианство - это учение о боговоплощении, т. е. о наполнении материальных форм истинным духовным содержанием. Бог создал материальный мир, Он изначальный источник душевных и творческих порывов человека. Поэтому поклоняясь Творцу всем спектром творческих талантов, всеми красками своих эмоций, мы лишь возвращаем Богу то, что Ему принадлежало изначально. В этом мы видим суть духовного возрастания - не в отказе от всего душевного, естественного и материального, а в его преображении, в его постепенном подчинении духу. На самом деле, многие формы язычества - это извращение чего-то изначально истинного.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
(1Кор.13:4-8)

По сути плод - это проявление, выражение духа в душевном и материальном. Поэтому радость должна быть выражена, любовь должна быть проявлена, вера должна быть исповедана. В ином случае мы имеем лицемерную, ложную духовность.

Некоторые богословы объясняют наличие у библейского Бога эмоций антропопатизмом - якобы авторы Библии, пытаясь объяснить действия Бога, наделили Его человеческими страстями. Но я вижу это совершенно иначе - наличие у человека эмоций - прямое следствие наличия их у Бога, по образу и подобию Которого человек и был создан. Поэтому духовное возрастание должно приводить нас не к отказу от чувств и эмоций, а к полному их подчинению духу.

Иисус, выгоняя торговцев из храма, наверняка возмущался или даже гневался. В другом месте сказано: "возмутился духом" (Ин. 13:21) и "восскорбел духом и возмутился" (Иоан.11:33), а Павел, например иногда "не имел покоя своему духу" (2Кор 2:13)*
А поскольку "...в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Фил.2:5), то это говорит о полном спектре чувств не только души, но и духа.

Но какие чувства приходят от духа, а какие от плоти? Ведь даже деструктивные, негативные чувства - это по сути искаженные извращенные грехом и плотью инструменты души, заложенные в нас Создателем. Поэтому такой плод духа как радость имеет своего негативного антипода - злорадство и смехотворство, а хладнокровию и покою противостоят равнодушие и безразличие. А такие казалось бы исключительно негативные чувства как гнев, уныние и страх так же имеют своих положительных духовных антиподов - праведный гнев, печаль по Богу и страх Божий. Например написано, что гнев не творит правды Божьей, но сказано так же, чтобы гневаясь мы не согрешали - это значит, что гнев иногда не только не является грехом, но и как я уже отмечал выше, может быть праведным. Значит эмоции и чувства сами по себе не могут быть ни плохими ни хорошими, все зависит от того, кто их инициирует - дух или плоть. Как же различить источник?

Флп 2:5: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе..."

Вот три условия, которые помогают отличать чувства плоти от чувствований Христовых, исходящих из нашей духовной природы.

1. Видеть Христа в себе.

2Кор 3:18: "Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа."
1Ин 4:16-17: "И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он."

Любовь Божья уже была помещена в нас в момент рождения свыше, нам просто нужно научиться ее распознавать и высвобождать. Мы учимся внутреннему различению, практикуя взгляд вовнутрь, о чем я подробно писал в главе Инструменты различения .

Чем больше посредством молитвы и поклонения мы пребываем в присутствии Христа, чем глубже погружены в Его любовь, тем легче различаем действие этой же любви в своих отношениях с окружающим миром (см. Божья любовь).

Любовь плод совокупный. Она не сорадуется неправде, т.е. может огорчаться, не находить покоя, негодовать и даже гневаться. Но при этом все остальные составляющие любви (кротость, воздержание, долготерпение, милость, благость, верность и др.) никуда не исчезают. Например, человек, наполненный любовью, при виде лицемерия, лжи, жестокости, равнодушия может и даже должен испытывать гнев, но он не позволит этому гневу оторваться от остальных плодов любви и зажить собственной жизнью, превращаясь в осуждение и мстительность.

Практикуя хождение в духе, мы будем все отчетливее различать границу между чувствованиями Христа и человеческой душевностью, другими словами, станем отчетливо ощущать когда начинаем перегибать палку. Для этого нам так же дан бесценный дар иных языков, посредством которого мы держим открытым канал связи с Божьим Духом, назидающим наш дух и усиливающим истинное различение (см. Молитва духом)

Иуд 1:20-21: "А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни."

2. Видеть Христа в Писании

Иак 1:23-24: "Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он."
Евр 4:12: "Ведь слово Божье живет и действует, оно острее, чем любой заточенный с обеих сторон меч и проникает в самые глубины нашей сущности, туда, где проходит граница между душой и духом, до суставов и костного мозга. Оно судит мысли и сердечные побуждения."

Глубокое знание Писания позволяет ясно различать действия и чувствования Христа в себе, ведь со времени Своего земного служения Он не изменился (см. Два зеркала).

3. Видеть Христа в ближнем.

Флп 3:17: "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас."
Евр.13:7,8: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же."

Благочестивый пример и служение даров Духа в Теле Христовом, третий инструмент, призванный научить нас во всем отображать характер Христа (см. Кайнониа). Вот почему так важно обращение и общение среди верных святых, благодаря примеру которых, мы получаем способность к различению и проявлению истинного характера духа в самих себе, освящая им свою душу:

о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
(1Иоан.1:3)
Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
(Евр.13:16)


Мир, радость и праведость

Рим 14:17: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе."

Многие верующие (и я в том числе) из-за этого стиха превратили ощущение мира, радости, праведности в кретерии оценки духовности и веры. Якобы тот, кто не переживает постоянно мира, радости, ощущения праведности, эйфории и счастья - не духовен и находится в неверии. Если задуматься, такое понимание делает чувство сострадания нежелательным для верующего, потому что само это понятие означает "страдать вместе".

Бог есть дух и все Его реакции, представленные Писанием как соответствующие эмоции, как позитивные, так и негативные являются духовными. Тоже самое мы видим и в служении Иисуса, Который никогда не извинялся за проявленный Им гнев, раздражение или печаль. Поэтому, иногда и мы напрасно испытываем за эти чувства вину или считаем их неправильными:

"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе..." 
(Флп 2:5)

Давайте внимательно прочитаем Рим 14:17 в контексте (3 стиха до него и 3 после):

"Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает."
(
Рим 14:14-21)

Итак, смысл стиха не в том, чтобы мы постоянно переживали мир, радость и праведность, а в том, чтобы служили этим окружающим, не ставили их вере преткновений, не становились для ближних источником душевного страдания, сомнения и суда. В Царстве Небесном действительно господствуют вечные мир, радость и праведность. Именно это состояние должно быть доминирующим в жизни, питаемой взаимоотношениями с Богом. Но что происходит, когда это Царство сталкивается с царством мира сего мы можем увидеть на примере Иешуа, который в такие моменты конфронтации переживал скорбь, печаль, возмущение, гнев. Разве Он в эти моменты находился в состоянии неверия, или не был духовен?

Перестаньте подавлять или оправдывать свои негативные чувства - излейте их Богу. Веру убивают не чувства - ее убивает притворство, неискренность, лицемерие. Вы не сможете ни удивить ни оскорбить Иисуса своим разочарованием, раздражением, обидой, гневом, обвинениями. Ему всё равно с чем вы к Нему приходите, главное, что вы пришли именно к Нему, а раз так, значит уже распорядились этим эмоциональным грузом наилучшим образом. А уж Он-то точно знает, как через всё это привести нас к откровению Его любви и милости.

Иов, Моисей, Давид, Илия, да и каждый из пророков время от времени приходили к Богу с претензиями и обидами. Никого из них Бог не отверг за такую непочтительность и зачастую даже не упрекал за неверие, потому что именно вера направляла их к Нему за утешением и помощью.

Пока существует зло, несправедливость, боль, наша негативная реакция (скорбь, страдание, гнев, печаль) является не только нормальной, но и духовной. Такая реакция на грех, зло и несправедливость по сути и есть проявление праведности. Сострадание, утешение и ободрение - это активное проявление праведности в отношении человеческого горя, боли и страдания. Печаль, раздражение и гнев - это активное проявление праведности в отношении человеческого греха, зла и несправедливости:

"Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей." 
(Рим.14:18)

В этом падшем мире место абсолютно счастливых людей либо в тюрьме, либо в дурдоме. В тоже время степень нашей эмоциональной отзывчивости должна быть более адекватна тому, что происходит в духовном мире, а не в материальном. Душа должна быть ведома духом, а не наоборот. Важно помнить, Вера - это то, что мы делаем, а не то, что мы чувствуем. Иисус в атмосфере скорби по Лазарю прослезился, а потом пошёл и воскресил его.


*
"не иметь покоя духу" - это не значит испытывать страх или отчаяние, скорее всего это означает побуждения духа, которые душа интерпретирует как тревогу или беспокойство. Думаю, мы переживаем тоже самое, когда ощущаем сильное побуждение к ходатайству и молимся до тех пор, пока не приходит мир. Или когда испытываем сильное побуждение сделать что-либо (например телефонный звонок) или наоборот предостережение не делать чего-либо (например отложить поездку на машине).



Комментариев нет:

Отправить комментарий