Страх Господень



(fs) К.Лирик


"Страх Божий - это не страх Бога, но страх потерять Его..."
(Климент Александрийский)

Основанием моей веры является слово Божье. Когда мой опыт, чувства и представления не согласуются со Словом, то я выбираю доверие Слову, игнорируя собственные опыт и чувства, понимая что они могут быть ошибочными, если источником их являются плоды древа познания, а не личные отношения с Богом, неотъемлемой частью коих является Писание. Плотское прошлое (например жизнь с деспотичным отцом), мирские ценности (например постулаты либерального воспитания и мирской психологии), негативный церковный опыт, ложные учения (например о гиперблагодати) - все это и многое другое может исказить истину о характере Бога. Имея перед глазами лишь негативные примеры человеческого гнева, ревности, наказания, суда, будучи израненными, мы можем либо начать старательно избегать близких отношений с Богом, либо начать избегать этих понятий в познании Божьего характера, игнорируя или искажая их в Писании.

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху 
(2Тим.4:3)

Хорошее настроение от позитивных проповедей далеко не всегда является индикатором духовного здоровья, оно может быть следствием самообольщения, игнорирующего плоды плоти в жизни человека. Годами поглощая то, что веселит сердце, многие заработали язву, а лекарство принимать не хотят, потому как горькое. Мне приходится служить не только жертвам закона, но и жертвам гиперблагодати. И вторым зачастую служить труднее, потому как они не видят нужды в исцелении сердца, ведь Иисус уже все совершил, потому меняться нужно окружающим людям и обстоятельствам, но не им самим.


Любовь и ревность

Я достаточно подробно писал о Божьей любви. Но на страницах Писания мы постоянно сталкиваемся с Богом, Который не только любит, но и ненавидит. Но разве может Тот, Кто есть сама любовь, ненавидеть? На самом деле здесь нет никакого противоречия, потому что источником Божьей ненависти является Его любовь. Позвольте пояснить. Любовь можно описать следующим образом:

  1. Любовь - это желание блага объекту любви
  2. Любовь - это желание близости с объектом любви

Все, что восстаёт против этих желаний любящего сердца вызывает в нем обратную реакцию - гнев, ненависть и ревность. Поэтому когда мы говорим, что Бог бесконечно любит Свое творение, то должны понимать, что это в то же самое время означает, что Он бесконечно ненавидит всё то, что разрушает творение, оскверняет его, разделяет с Ним.

Евр 1:9: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих."

Вы возможно слышали выражение "Бог любит грешника и ненавидит грех". Но это не совсем верно.
Бог праведен и свят и ничто нечистое не может приблизиться к Нему, не будучи уничтоженным Его святостью. Поэтому оскверненный грехом человек не может войти в Его присутствие:

Ис 59:2: "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать."
Ис 33:14: "Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми: «кто из нас может жить при огне пожирающем? кто из нас может жить при вечном пламени?»

Бог ненавидит грех и желает его уничтожить, но как это сделать так, чтобы при этом не уничтожить и человека? Как отделить грех от человеческого сердца? Бог совершил это через отождествление. Он отождествил грех человека со Своим Сыном, а затем излил на Него весь свой гнев, уничтожив грех в теле Иисуса на кресте:

Рим 8:3: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти"

Для нас остаётся только согласиться с Божьим планом спасения, со своей стороны отождествив свою греховную природу с Иисусом в Его смерти:

Рим 6:6: "зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху"

Таким образом у человека только две альтернативы - либо отождествить себя с Иисусом, либо продолжить отождествлять себя с грехом, чтобы в конечном итоге испытать на себе ярость Божьего гнева, разделив участь всего царства тьмы из которого добровольно отказался выйти.

2Кор 6:17: "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас."
Мат 25:41: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:"
Рим 2:5-8: "Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев."


Любовь и справедливость

Как говорят еврейские мудрецы, Бог правит миром двумя руками - правой и левой. Любовь и милосердие Бога именуются Его правой рукой, а правосудие и справедливость, - левой.

"я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его"
(3Цар 22:19)

Мидраш комментирует: «Есть ли в вышних левое и правое? Это означает, что заступники стоят справа, а обвинители - слева».
Не случайно ведь то, что Иисус, как Ходатай, стоит по правую руку (одесную) Отца.

"Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас."
(Рим 8:34)

Милосердие и справедливость неразделимы. Одно без другого в обоих случаях в конечном итоге всегда превращается в диктатуру - либо в диктатуру вседозволенности, либо в диктатуру законничества.

Если я к себе буду только милостив, то никогда не смогу, преодолевая свои слабости и возникающие на пути трудности, развиваться, улучшать свой характер, исполнять свое предназначение, достигать поставленных целей, добиваться хоть чего-нибудь значительного.
Если же я к себе буду только справедлив, то не смогу радоваться жизни, да и попросту из-за груза самоосуждения не смогу подняться после очередного падения.

Если я буду с окружающими только милостив, то начну игнорировать нравственное зло, что в конечном итоге, окажется проявлением не милосердия, а безответственности и равнодушия, пассивным потворством творимому беззаконию.
Если я буду с окружающими только справедлив, то не смогу прощать, быть снисходительным и терпеливым, стану ставить правила выше человека, выше отношений.

Тот, кто только справедлив - станет деспотом. Тот, кто только милостив - допустит деспотизм.

...милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)

Это в характере Божьем - Его любовь предпочитает милость, а не суд. Однако невозможно отделить Его справедливость от милосердия. Его милосердие требует справедливости, а справедливость движима милосердием. Нет одного без другого. Там где нет справедливости не может быть и милосердия. Например, судья, оказывающий милость нераскаявшемуся насильнику, тем самым проявляет преступное равнодушие к его жертве. Все, что исходит от Бога благо по определению, как суд, так и милость. Давид это понимал, когда призывал Его суды в свою жизнь. Не нужно ждать либо одно либо другое - в этом нет доверия. Совершенное упование на Него - это готовность принять все, что от Него исходит в свою жизнь. Суд или милость, в конечном итоге все содействует ко благу тем, кто нелицемерно ищет исполнения Его воли.

Пс 118:30: "Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои."
Пс 118:39: "Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи."
Пс 118:43: "Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои"
Пс 118:52: "Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался."
Пс 118:62: "В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои."
Пс 118:75: "Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня."

*****

Есть еще кое-что. Если мы хотим, чтобы Господь был к нам милостив, то и сами должны проявлять милость. Во многом Божий суд определяется нами самими, когда мы за то же самое осуждаем ближнего. Каков наш суд или милость к ближнему, таков суд или милость Господа к нам самим. Например, Давид фактически сам определил для себя наказание, когда осудил без милости человека из притчи пророка Нафана (2Цар.12:5,6)

Ибо суд без милости не оказавшему милости...
(Иак.2:13)
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить.
(Матф.7:1,2)
1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же.
2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие [дела].
3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие [дела] и (сам) делая то же?
4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
(Рим.2:1-4)

Если бы любовь отменяла справедливость, тогда Иисусу незачем было бы брать на себя нашу вину и страдать вместо нас. Поэтому Иисус и укорял города, отвергнувшие Божье предложение милости, явленное Им через Своего Сына.

Божья любовь не отменяет Его справедливости. Время для суда или для милости определяет Божий Дух. Для самарянского селения, на которое ученики хотели низвести огонь за то, что в нем не приняли Иисуса было время милости (Лук.9:52-56). В то же время Иисус предупреждает, что для непокорных городов однажды настанет время суда более страшного, чем суд над Содомом (см. Мф.11:21-24)

Если заимодавец прощает долг своему должнику это не значит, что устранен причиненный урон, это значит, что этот урон берёт на себя сам заимодавец, который в этом случае руководствуется милостью. Справедливым было бы либо взыскать долг до конца, либо наказать должника и именно так Заимодавец-Бог поступит в конце с теми, кто пренебрег оказанной милостью.

Имел ли право заимодавец прощать долг? Да, ведь он его хозяин.

В этом нет никакого противоречия между милостью и справедливостью. Просто Бог предлагает нам самим избрать по отношению к себе либо первое, либо второе.

Откуда у нас появился этот долг перед Богом?

Иисус говорит о грехе как о закваске, которая однажды появившись в мире начинает заквашивать, отравлять все вокруг себя. Поэтому у любого греха есть последствия не только для самого согрешившего, грех - это жирная клякса в картине мироздания, это пробитая в нем брешь, через которую в мир хлещет разрушение, зло, разложение, деградация, смерть. Каждая такая пробоина, пока она не закрыта, продолжает в свою меру способствовать возрастанию в мире зла, постоянно увеличивая наш долг, нашу ответственность. Именно из-за этой бреши уже в следующем после Адама поколении появился убийца... и дальше по нарастающей, так что ко второму тысячелетию из всего человечества способными поверить Богу осталось только восемь человек. Во Христе Бог закрыл эту брешь Собой.

Прощение решает проблему вины, но не устраняет причиненный урон. Долг - это всего лишь относительная метафора, не раскрывающая в полной мере того, что значит грех и каковы его последствия в мироздании. Поэтому я и привёл следующий пример с пробоиной, чтобы показать, что Богу в отношении грехопадения человека нужно было решить не одну проблему, а две - не только простить человека (явить милость), но и устранить последствия его непослушания - закрыть пробоину, смертью отделив грех от творения (соблюсти справедливость). Так что наше спасение не было безусловным и бесплатным. Просто оплатили его не мы.


Любовь и страх Божий

Рим 11:22: "Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен."

Есть два Божьих инструмента, которыми Он удерживает нас на пути послушания Ему - любовь к Богу и страх перед Ним. Это вовсе не взаимоисключающие понятия как сейчас многие думают. Они предпочитают знать Бога только как "папочку, который все прощает, все терпит, всему верит, смотрит сквозь пальцы на наши похоти, непослушание, гордость и эгоизм, ведь Он просто хочет нашего счастья". Истина о поядающем огне предана забвению. Это и есть основная причина лаодикийской теплости многих христиан, которые при этом думают что любят Бога.
Нам крайне необходимо возрастание в откровении Божьей любви и милости без которых невозможно никакое духовное познание и рост. Но мы совершим большую ошибку, если решим в своем познании Бога игнорировать Его справедливость, ревность и гнев, отказываясь видеть, что они являются не противоположностью Его любви, а ее неотъемлемой частью.

2Тим 1:7: "ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия."

Слышу как некоторые, основываясь на этих словах решили абсолютно игнорировать тему Божьего страха, о котором так много и не двусмысленно говорит весь Новый Завет. Не о страхе Господнем здесь идёт речь. Павел увещевает Тимофея, провозглашая Евангелие, не бояться людей:

2Тим 1:8: "Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога"

Писание многократно противопоставляет страх перед людьми и страх перед Богом.

Рим 8:15: "Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»"
1Ин 4:18: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."

Эти места не о страхе Господнем, который пребывает вовек. Познание Божьей любви избавляет нас от беспокойства и неуверенности за свое будущее, обеспечение, здоровье и т. д. Любовь Божья так же выводит нас из под контроля страха перед людьми, делая недоступными для их менипуляций и запугиваний. Она так же раскрывает истинную и неизменную мотивацию всех Его действий в нашей жизни.

Прит 29:25: "Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен."
Пс 18:10: "Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;"
Евр 13:6: "так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»."

Истинный страх Господень чист и пребывает вовек -  это значит в нем нет ничего негативного, несовершенного, неполноценного или временного.

Прит 8:13: "Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу."

"Боящийся Бога" - так говорят о человеке смиренном и кротком.

Страх Господень это не только почтение или боязнь потери близости с Ним, как многие, делающие упор на любви, любят подчёркивать. Прочтите следующие места Писания и значения греческих слов, описывающие отношение людей, которые не только всем сердцем любили Бога, но и кое-что поняли о Его славе (я специально взял только Новый Завет, предваряя возражение о ветхозаветной природе страха Божьего):

Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
(Деян.9:31)
Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей...
(2Кор.5:11)
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(2Кор.7:1)
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
потому что Бог наш есть огнь поядающий.
(Евр.12:28,29)

Смотрите так же: Деян. 2:43, 5:5, 5:11, 9:31, 19:17, Рим.3:9-18, 1Кор.2:3, 2Кор.5:11, 7:1, 7:11, 7:15, Еф.5:21, 6:5, Флп.2:12, 1Тим.5:20, Евр.12:28, 1Пет.1:17

В этих местах Писания используются следующие слова, описывающие отношение человека к Богу:

evlavia - благоговение, уважение, почтение, осторожность
fovos - страх, ужас, боязнь
tromos - трепет, дрожь, озноб
famvos - ужас, страх, потрясение, изумление

Мы должны понять, что именно Дух Божий является инициатором такого отношения в сердце человека и тот, кто избегает его, считает неверным, лишает самого себя важнейшего инструмента познания Бога и сохранения себя на пути жизни. Как можно считать страх Господень утратившим свое значение, если Сам Господь Иисус был исполнен им:

Ис 11:1-3: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела."

Страх Господень неразрывно связан с двумя вещами:

1. Откровение славы Божьей
2. Осознание последствий непокорности.

Откровение Божьей славы всегда приводило человека в состояние ужаса, смешанного с восторгом и благоговением. Но природу этого страха мы можем распознать только поняв, какие именно последствия соприкосновения со славой страшат нас больше всего. Поэтому я хотел бы более подробно рассмотреть второй пункт.

Зрелость - это способность брать на себя ответственность за свои решения и их последствия. Зрелый человек принимает решения, основываясь не на своих чувствах или желаниях, а исходя из здравой оценки возможных последствий своих действий. Страх Господень как раз и основан на понимании последствий непокорности Божьему Духу. А вот какие именно последствия нас страшат более всего, зависит от наших ценностей.


Страх Господень и боязнь Бога

"Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили. И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог."
(Исх.20:18-21)

Необходимо различать два рода страха перед Богом. Один влечет нас к Нему, а другой удерживает на расстоянии. Народ боялся Бога и отказался взойти на Хорив. Моисей боялся Бога и "вступил во мрак, где Бог". Страх без доверия и любви ничем не отличается от страха демонов, которые и веруют, и трепещут.

Вышедшие из Египта евреи не знали Бога, не любили Его, не доверяли Ему. Поэтому более всего они боялись не потери Божьего расположения, а потери своего комфорта. Когда следование за Господом гарантировало им безопасность и обеспечение, тогда они с радостью подчинялись. Но если послушание Богу начинало требовать от них каких-то жертв, преодоления трудностей они начинали колебаться и роптать, взвешивая, не слишком ли дорого им обходится следование за Богом. Моисей же, в отличие от них, более всего боялся потерять Божье присутствие. Его зрелость позволяла ему видеть вечные преимущества послушания, видеть намного дальше временных неудобств и лишений, о которые преткнулся остальной Израиль.

Нам необходимо отличать страх Господень, который удаляет нас от зла и привлекает к Нему от боязни Бога, которая держит нас на расстоянии от Него из-за дьявольской лжи в отношении Его благости, или ради сохранения своих похотей. Моисей имел страх Господень и потому вступил в славу, чтобы отдать Ему себя. Израиль боялся Бога, но чтобы сохранить себя и свою независимость, отступил подальше, предложив Ему вместо себя посредника Моисея. Так и сегодня многие предпочитают верить в Небесного Папочку, чтобы сохранить свое "я", вместо того, чтобы позволить Огню Поядающему его выжечь.

Страх раба перед Господином отличается от страха сына перед Отцом. Подчинение раба основано на страхе перед наказанием. Сына же, более гнева и наказания Отца, страшит подорванное доверие и ущерб их отношениям и общему делу. Думаю, именно такой была природа страха Сына Божьего (Ис 11:1-3).

Приведу пример из собственной жизни. У меня есть два сына - приёмный Вениамин и родной Серафим. Когда они были ещё мальчишками, я очень отчётливо увидел различную природу их страха перед моим авторитетом. Они оба боялись последствий своего непослушания. Но боялись совершенно по разному. Вениамин, совершив проступок, более всего боялся наказания, поэтому он готов был врать, скрывать правду, настолько, насколько это было возможным, он старался ограничить наши отношения и мою осведомлённость о его жизни. Признавался он только тогда, когда правду скрыть было уже невозможно и только для того, чтобы смягчить наказание. Серафим, совершив проступок и даже будучи уверенным, что я о нем не узнаю, мучился до тех пор, пока не сознавался, даже зная, что за этим может последовать наказание. Потеря доверия и открытости в наших с ним отношениях была для него страшнее наказания.

Представьте себе человека, который безуспешно борется с пристрастием к порнографии и при этом на каждом служении слышит, что он не должен этого делать, что его ожидают самые страшные последствия, что Бог оставит его, если уже не оставил. Но дело в том, что человек и сам прекрасно знает чего он не должен делать и почему, у него просто нет силы, чтобы освободиться. Мы сбежали от мира к Богу, потому что не имели достаточно силы воли, чтобы измениться. И вот теперь нам вновь предлагают меняться, опираясь на ту же самую силу воли, просто добавив в качестве мотиватора страх перед Божьим наказанием. Но даже в миру, в психологии и в бизнесе уже давно поняли, что страх ненадежный мотиватор, потому что он не изменяет истинных желаний человека, а подавляет их: "Мне хочется это сделать, но боюсь последствий". Таким образом конфликт между внутренним и внешним не исчерпан, а подавлен и загнан на более глубокий уровень, когда у человека при сохранении внешнего благочестия остается подсознательное стремление обойти закон, минимизировав последствия самооправданием. Таким образом, большинство законников - это латентные (скрытые) грешники, которые желают грешить, но боятся последствий. Если освободить такого человека от последствий нарушения закона, как тут же начнет проявляться его истинная беззаконная суть.
Как видно, подзаконность не решает проблему внутренней природы человека. Страх не решает вопрос несвободы, скорее наоборот, усугубляет его, приводя к лицемерию.
Таким образом, проблема несвободы в христианстве разрешается не через подзаконность, не через страх перед последствиями непослушания, а через ежемоментное пребывание во Христе, через простую веру: "Я не грешник, который боится грешить. Я новое творение, которое грешить не может."

Ин 15:5,7: "Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. … Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам."

Итак, один страх влечёт нас к Богу даже ценой потери собственного "я", другой - держит дистанцию ради его сохранения.
Боюсь ли я Божьего наказания за свою непокорность? О да, ещё бы! - И это правильно!  Но есть последствия, страх перед которыми является показателем зрелого сыновства.

Евр 12:5-11: "и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности."

παιδεία
1. воспитание, наставление;
2. наказание, дисциплинирование, исправление

μαστιγόω
бичевать, стегать, хлестать, сечь, бить (так же как здесь - Ин.19:1)

Любой здравый отец скажет вам, что подход в воспитании бывает разным, в зависимости от возраста ответственности, от характера ребёнка, а наказание зависит от серьёзности проступка и его последствий, от того, насколько осознанным было противление родительскому авторитету.

Прит 3:12: "ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему."

Как же именно происходит процесс воспитания детей? Многие склонны понимать слово "наказание" только в значении мягкого обличения, убеждения, в крайнем случае - ограничение в удовольствиях. Но так ли о наказании сынов говорит Писание? -

Прит 22:15: "Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него."
Прит 29:15: "Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери."
Прит 19:18: "Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его."
Прит 23:13-14: "Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней."
Прит 13:24: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его."
Прит 29:15: "Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери."
1Цар 3:13: "Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их;"

Очевидно, что процесс наказания не всегда приятен и безболезнен.

"не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам."
(Лук.12:19-31)
"Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг."
(Откр.3:17)

Удовлетворение мирских ценностей, комфорт, удовольствия, благосостояние - все это не лучшие критерии определения жизни по благодати. Ведь именно в таком комфортном состоянии находилась церковь в Лаодикии, к которой было обращено одно из самых строгих обличений церкви в Новом Завете (Отк.3:14-22).
Что касается строгости. Нужно различать грехи, с которыми человек борется, от сознательного противления. Есть разный возраст ответственности и разные последствия непослушания, потому и наказание Божье бывает разным. Я долгое время игнорировал побуждения Духа разобраться с определенными идолами в своей жизни без каких-либо серьезных последствий. Причём все это время я на 100% был уверен, что люблю Бога. Но после того, как Бог стал направлять меня в служение и возможные последствия моего непослушания несоизмеримо возросли, Он дал мне ясно понять, что больше не будет терпеть мою непокорность в указанных Им вещах. Вот тогда ко мне пришёл страх.
Я знаю пастора, плотское служение которого растоптало веру многих доверенных ему людей, разрушило семьи, изранило души. Этот пастор получал от Господа серьёзные предупреждения и тяжёлые удары - потеря жены, репутации, церкви, но он так и не покаялся, считая, что противостоит не Богу, а дьяволу. После этого у него в жизни больше ничего особенного не происходит, ни худого ни доброго. Вот это по настоящему страшно! Почему? Потому что это значит, что Бог оставил его. Сыновей Бог наказывает.
Подробнее тему наказания мы рассмотрим в статье "Преображение через наказание".


Обетования боящимся Бога

Пс 30:20: "Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!"
Пс 33:8: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их."
Пс 33:10: "Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его."
Пс 60:6: "ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего."
Пс 102:13: "как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его."
Пс 113:21: "благословляет боящихся Господа, малых с великими."
Пс 144:19: "Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их."
Мал 3:16: "Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его»."
Пс 24:14: "Тайна Господня — боящимся Его, и завет Свой Он открывает им."
Пс 84:10: "Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!"
Пс 102:11: "ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его"
Пс 110:5: "Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой."
Пс 146:11: "благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его."
Еккл 8:12: "Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его"
Прит 10:27: "Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся." 
Прит 14:27: "Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти." 
Прит 19:23: "Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его." 
Прит.15:33: "Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение."
Прит.22:4: "За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь."



Комментариев нет:

Отправить комментарий