Преображение через наказание



(fs) К.Лирик


  1. Вступление
  2. Две формы обучения
  3. Наказание зла - не есть зло
  4. Наказан вместо нас
  5. Необходимость наказания
  6. Благо мне, что я пострадал
  7. О позитивной роли последствий
  8. Страдающая плоть перестает грешить?
  9. Наказание из любви
  10. Наказание в Теле Христа
  11. О родовых проклятиях

"Шурик, но это же не наш метод"

В статье Преображение через страдания я упоминал, что у страданий в жизни верующего может быть одна из пяти причин, которые нельзя путать: испытание, атака дьявола, заблуждение, ошибка и наказание.

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности."
(Евр 12:11)
"Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню."
(Пс 118:67)

Я уже касался вопроса наказания в теме Страх Господень. Рассмотрим здесь его более подробно.
По мере своего взросления в Господе изменялось и мое понимание наказания - от буквально физического его воплощения (см. мое свидетельство) в моей первой церкви, до полного его отрицания после ухода из нее. После того, как я утвердился в откровении Божьей любви и своего сыновства, Господь вновь вернул меня к этой непростой теме.

Хочу еще раз подчеркнуть эту важную мысль - до того, как приступить к обсуждению темы наказания, нам необходимо крепко утвердиться в откровении Божьей любви и Его благодати. В семье негативное поведение ребенка часто является следствием недостатка любви. Никакие дисциплинарные меры не будут иметь позитивных результатов до тех пор пока ребенок не будет уверен в безусловном принятии и любви родителей. Поэтому прежде, чем предпринимать какие-либо шаги к исправлению поведения, вначале всегда необходимо убедиться, что душевный сосуд ребенка полон родительского внимания и любви. В зависимости от темперамента недостаток любви ребенок может демонстрировать через тревожность, замкнутость, агрессию, бунт.

Точно так же происходит в церкви и с духовными детьми - когда мы видим человека проявляющего плотское поведение вначале следует убедиться в его уверенности в любви Божьей и только после этого искать исправления через дисциплинирование.
Чаще всего, приобретение уверенности в любви Небесного Отца естественным образом приводит человека к искреннему послушанию Ему.

"к мужу твоему влечение (tshuka) твое, и он будет господствовать над тобою."
(Быт 3:16)

евр. tshuka - влечение, желание, страсть, стремление.
Мы от сердца способны подчиниться тому, к кому нас влечет.

"Влеки меня, мы побежим за тобою..."
(Песн 1:3)


Две формы обучения

"Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание (musar) мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились." 
(Ис 53:5)

musar (евр.) - наказание, наставление, поучение, обличение

"Ибо возмездие (opsonion) за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." 
(Рим 6:23)
"Всякое наказание (pedia) в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности." 
(Евр 12:11)

opsonion (греч.) - возмездие, воздаяние, расплата
pedia (греч.) - наказание, наставление, воспитание, исправление (см. Еф 6:4, 2Тим 3:16)

Наказание - это организация негативных последствий для исправления непослушного. Возмездие - это восстановление справедливости. 

Иисус взял на себя как наказание, так и возмездие. Через Него Отец показал нам, что предпочитает преображать Своих детей через откровение, а не через переживание последствий непослушания:

"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа." 
(2Кор 3:18)

Нашим учителем должен быть Иисус, а не наказание. Однако форму обучения мы избираем сами - либо посвящаем себя поиску откровения, либо приходим к тем же выводам через переживание последствий своих заблуждений. 


Наказание зла - не есть зло

В Ветхом Завете Бог прямо говорит, что это именно Он наказывает Израиль (который между прочим называет и сыном и дочерью) болезнями, голодом, войнами и другими несчастьями. То что это происходило в Ветхом Завете не сильно меняет суть дела, когда мы говорим о характере неизменного Бога. Правда некоторые утверждают, что все это делал дьявол, дела которого ветхозаветные пророки из-за недостатка откровения приписывали Богу. Но я не сторонник такого отношения к Писанию, иначе возникает очень много других допущений в отношении многих истин, которые, оказывается нужно понимать не так как написано.

Кроме того, в Новом Завете тоже достаточно примеров "ветхозаветного стиля" воспитания - Анания и Сапфира, Елима, Павлово жало (какие бы ни были, но это были страдания и боль в воспитательных целях). В обращении к семи церквям мы вообще видим вполне себе "ветхозаветный стиль" обращения Иисуса с церковью. Чего стоит хотя бы вот это:

"Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим."
(Откр 2:21-23)
"Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг."
(Откр 3:16-17)

Для правильного понимании зла необходимо разделять "зло преступления" и "зло наказания".
В первом случае - это грех и Бог ни в коей мере не является источником этого зла.
Во втором случае - это Божья реакция на грех, т.е. суд. И вот здесь Бог говорит что Он является тем кто вершит "зло наказания". Что бы это лучше понять необходимо уяснить, что "зло" - это не односложное понятие, оно может иметь разную природу, а именно: нравственное зло (грех), физическое зло (страдание) и метафизическое (духовное зло).

Например, с точки зрения гибнущих людей - воды потопа для современников Ноя, язвы и воды Красного моря для египтян, огонь с неба для жрецов Ваала и жителей Соддома, бедствия для жителей земли во времена Апокалипсиса, истребление амаликитян руками израильтян, наконец, адские муки для осуждённых грешников, все это - творимое Богом зло наказания. Бог прибегает к злу наказания, чтобы ограничить или уничтожить зло преступления. Именно по этой причине Бог излил зло наказания на Собственного Сына, чтобы мы могли его избежать. На самом деле милость не отрицает возможность суда. Наоборот, милость возможна только после суда, так как в помиловании нуждается виновный. А вина как раз устанавливается судом.

В падшем мире необходимо, чтобы тьму ограничивал страх неотвратимости наказания. Беззаконное сердце к покорности склоняется только страхом. Поэтому Господь человеколюбивый и многомилостивый, но при этом не оставляющий без наказания. 

Почему в тех странах, которые наиболее пострадали от социализма, спустя короткое время он вновь поднимает голову? Дело в том, что в них не произошло достаточно широкого, открытого покаяния. Для покаяния необходимо не только открытое признание грехов, но и восстановление справедливости. Поэтому реабилитация жертв репрессий без люстрации их палачей к изменению национального менталитета не приводит. Кроме того, лучше грешнику пострадать от земного правосудия до того, как он столкнется с правосудием Небесным, лучше подвергнуться наказанию при этой жизни, чтобы в вечности не встретиться лицом к лицу с Его гневом без покаяния.

"Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там»." 
(Еккл 3:16-17)

Поэтому в Новом Завете основным инструментом ограничения зла на земле является проповедь Евангелия.

Представление, буд-то Бог за грехи постоянно насылает на человечество разнообразные несчастья является "Ветхозаветным". Нас наказывает наша собственная глупость, когда нарушая установленный Богом порядок в мироздании, мы пожинаем соответствующие последствия.

Если прыгнув с большой высоты, вы сломаете ногу, кого вы будете винить? - собственную глупость или закон гравитации и его Автора? Каждый раз, когда кто-либо игнорирует этот закон, Бог не раздумывает, сломать ему за это ногу или шею? Бог повелел закону быть, а уже сами наши поступки определяют степень последствий, наступающих в результате его игнорирования или нарушения. Так же обстоит дело и с нравственными законами. Бог не устраивает эпидемии, войны, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, несчастные случаи. Всё это - реакция мироздания на нарушение физических и нравственных законов, результат того, что человек не исполняет своих обязанностей - хранить и управлять творением. Бог установил законы - последствия человек выбирает сам. Он чаще вмешивается, чтобы уменьшить, остановить или отсрочить последствия. Он спешит не для того, чтобы наказать, но чтобы указать путь спасения. Делает Он это через Тело Иисуса, церковь. Вот почему верующие часто оказываются там же где и неверующие - в беде, в страдании, на краю гибели - потому что для Господа это единственная возможность быть рядом, чтобы попытаться их спасти.

Евангелие предоставляет нам право выбрать на ком окажутся наказание и последствия - на нас или на распятом Агнце.


Наказан вместо нас

Смысл заместительной жертвы в том, что Иисус был наказан вместо нас, Он взял на себя проклятия, болезни и все последствия греховной жизни. Почему же тогда Павел продолжает упоминать наказание в качестве инструмента воспитания детей Божьих?

"и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет (mastigo) же всякого сына, которого принимает». Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности."
(Евр 12:5-11)

mastigo - бичевать, стегать, хлестать, сечь, бить. Именно этим словом описывается наказание Иисуса:

"Тогда Пилат взял Иисуса и [велел] бить (mastigo) Его."
(Иоан.19:1)
"Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились."
(Ис 53:5)

Где сейчас находится наказание мира нашего? На Христе. Он был наказан вместо нас. Бог Отец справедлив, Он не наказывает за одно и тоже дважды. Как же мы избегаем наказания? Верой отождествляя себя со Христом в Его страданиях, в распятии. Писание называет это сораспятием. Когда верующие не рассуждают о том, что их наказание было возложено на Христа, в своем неверии они продолжают нести его сами. Наказание либо на Христе, либо на нас. Решать нам.

Когда я согрешаю? - Когда не верю в смерть своей ветхой природы в Иисусе. Когда наказываюсь? - Когда не верю, что наказание излито на эту ветхую природу во Христе.

Если я согрешаю, значит грехи не на кресте, а значит не на кресте и их последствия. Всё это взаимосвязано и полностью зависит от глубины моего отождествления со Христом, которое оживляется моей верой.

Итак, во Христе мы свободны от проклятия и наказания. Для тех же, кто вне Христа или по неверию отпал - наказание остаётся. Поэтому и цель наказания детей Божьих - их возвращение к вере, к пребыванию во Христе.

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности."
(Евр 12:11)
"Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню."
(Пс 118:67)

Грешники наказываются "за то, что...", дети Божьи наказываются "для того, чтобы...".

Для грешников наказание - возмездие за преступление, для детей - инструмент воспитания и исправления.

"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»"
(Гал 3:13)
"истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту"
(Кол 2:14)

Понятие "во Христе" - это не то же что рождение свыше, это не единовременный акт, но состояние пребывания в вере. Вера - это естественное состояние для нового творения. Однако проблема в том, что окружающие обстоятельства, наши тела, естественные плотские мысли, желания и эмоции часто свидетельствуют против того, во что мы верим. Поэтому вера является ежедневным выбором в пользу Божьего слова, вопреки внешнему свидетельству чувств и обстоятельств. Поэтому Писание призывает нас, "препоясав чресла ума своего", бодрствовать, пленяя помышления в послушание Христу.

"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть."
(2Кор 13:5)

Я вижу три причины, по которым верующие подвергаются наказанию:

1. Плотской образ жизни

"Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу"
(Рим 8:1)
"сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную."
(Гал.6:8)

Как видим, осуждения нет только для конкретной категории верующих - для тех, кто во Христе, живут по духу. Плотской образ жизни приводит к соответствующим последствиям и к Божьему исправляющему наказанию.

2. Непокорность

"И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем."
(1Цар.15:22,23)
"Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность."
(Евр.4:11)

Когда нашему с Таней браку исполнилось пять лет мы оба почувствовали, что пришло время для ребенка. Когда мы об этом молились, приходила радость и уверенность от Господа. Однако потом мы поддались страху, эгоизму и рационализму: Таня только что поступила в институт, отдельного жилья нет, денег я получал немного и поэтому, вопреки явному желанию Господа и своих сердец мы решили отложить рождение ребенка до лучших времен. Спустя непродолжительное время у Тани начались проблемы с женскими органами. Сколько я ни молился становилось все хуже и хуже. Ее три раза ложили в больницу, последний раз - с кровотечением. Оказалось, что не выходит яйцеклетка, что фактически означало бесплодие, один яичник увеличен, а на втором образовалась киста, проблему с кровотечением также не разрешили. Таню поставили в очередь на операцию. Когда мы взыскали Господа, пришло ясное понимание, что своим непослушанием мы открыли дверь для врага, который стал атаковать здоровье Тани.
Мы покаялись и попросили Бога исцелить Таню и дать нам ребенка. В течении нескольких дней у жены остановилось кровотечение, а через неделю на УЗИ ей сказали, что никаких показаний для операции нет - яичники стали одинаковыми, а киста исчезла. А еще через две недели мы забеременели.

Я убежден, что исцеление является частью искупления. Но так же как неверие и непокорность открывает наши жизни для греха, так же оно может открыть их и для его последствий. Однако, я убежден, что Божий Дух всегда открывает нам причину поражения, чтобы через покаяние вернуть нас в позицию силы. Если же страдающий от болезни верующий, не видит ее причину или уже раскаялся в непокорности, тогда ему необходимо противостать немощи твердой верой, а не заниматься бесконечным самокопанием, выискивая возможные причины поражения.

3. Законничество

"Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати"
(Гал 5:4)
"а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет."
(Гал 3:10-11)

Сын Божий, совершенно исполнив закон, взял на Себя наши проклятия как преступников закона (Гал 3:13). Таки образом, пребывая во Христе, мы становимся свободны от исполнения закона и соответственно от последствий его нарушения. Однако тот кто основывает свои отношения с Богом на законе, остается без Христа, ставит себя под проклятие, пожиная последствия нарушения закона. Подзаконность - это жизнь по плоти, потому что регулируется внешними правилами, а не внутренней природой нового творения.

"наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление."
(Гал 4:1-5)
"Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса"
(Гал 3:24-26)

Зависимость поведения ребёнка от системы наказаний и поощрений - это признак его незрелости. 

"Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."
(1Кор 11:31-32)

Мы видим здесь три суда:
1. Собственный суд (покаяние)
2. Суд Божий на земле (наказание ради исправления)
3. Окончательный суд над миром (вечное возмездие).

Собственный суд - это покаяние, осознание своих грехов и их последствий, отождествление своей ветхой природы с ранами и смертью Иисуса. Если мы не отождествляем себя со Христом в Его наказании, страдании и смерти, то  рискуем тот же самый суд и наказание понести самостоятельно. Мы не должны нести то, что понес Иисус вместо нас - ни грехи, ни их последствия. Но если пребываем в неверии, отделяя себя от Христа, то подпадаем под наказание, целью которого является наше возвращение к вере, чтобы мы не подверглись одной участи с неверными во время последнего суда.

"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою."
(Кол.2:6-15)

Мы не пребываем в благодати автоматически, мы пребываем в ней верой. Допуская неверие, плотской образ мыслей, не подчинённый откровению Креста, мы оставляем благодать бездейственной. Отсутствие силы благодати в свою очередь неизбежно приводит к плотскому образу жизни, влекущему за собой соответственное наказание.

"Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия."
(Ин 3:18)

Мир лежит во зле - это и есть наказание. Мир уже под судом. Перейти из сферы действия суда в сферу действия благодати мы можем только верой и пребывать в ней можем только верой. Неверие производит жизнь по плоти и влечет за собой соответствующие последствия.


Необходимость наказания

"Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, — будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа."
(Ис 26:9-10)

Весть о спасении - это не все послание Иисуса. Через весь Новый Завет проходит и вторая часть послания - об участи тех, кто не покоряется Евангелию.

Некоторые, проповедуя попустительную любовь, ссылаются на пример Иисуса. Но на самом деле это не Тот Иисус, о котором говорит Писание, это придуманный, удобный, лубочный образ с детской картинки - с овечкой на руках, окружённый такими же придуманными милыми ангелами-амурчиками.

Но почитайте внимательно Откровение и отметьте для себя ту роль, которую сыграет Иисус в обрушившихся на человечество бедствиях. Это будет тот же кроткий Агнец, Который врачевал болезни и души, Который умирал за нас на кресте. Однажды Он придет не как Агнец, а как Лев, не как веяние тихого ветра, а как Огонь поядающий, не как Пастырь и Врач, а как Судья и Воин. И это истина, игнорирование которой чревато серьезными последствиями в вечности.

"Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии."
(Рим 8:12-14)

В реальности Нового Завета наша жизнь должна регулироваться и направляться Духом Божьим через наш рождённый свыше дух. Но никто из нас не движим им совершенно и постоянно. Когда мы раз за разом поступаем по плоти, игнорируя дух, наша способность к духовному различению притупляется, мы становимся буквально духовно ослеплены и оглушены плотью. В таком состоянии, когда назидание и обличение "изнутри" заблокировано, возникает необходимость в служении "снаружи" - через братьев и сестер. В случае когда и это служение отвергнуто или отсутствует, тогда остаётся исправление наказанием - через трудные жизненные обстоятельства, когда нам, вышедшим из сферы действия благодати, буквально приходится идти против рожна (1Пет.5:5).

"и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай   (ὀλιγωρέωнаказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.№
(Евр.12:5-13)

ὀλιγωρέω (oligoreo) - пренебрегать, обращать мало внимания.

Интересно, что вопреки устоявшемуся мнению Павел называет весть о наказании утешением (стих 5). Бессмысленное страдание, когда ты не понимаешь почему оказался в трудных обстоятельствах, приводит к разочарованию и отчаянию, в то время как осознание все покрывающего правления Божьего над моей жизнью, позволяет увидеть за обстоятельствами исправляющую десницу Божью, влекущую меня к покаянию и покорности (см. Преображение через страдания).

Однажды я забыл дома пропуск на работу. Коллега предложил мне незаметно передать через турникет свой пропуск. Это была обычная практика - в толпе работников эти манипуляции всегда оставались незамеченными. Но как вы понимаете, только не в моем случае. Я не считаю себя неуклюжим, но пропуск был передан настолько неловко, что меня поймали. От начальника охраны мне, верующему, пришлось слушать неприятное обличение: "Ай-яй-яй, молодой человек, разве вас не учили, что обманывать нехорошо". Я чуть было не сгорел от стыда. Возвращаясь в цех, я вдруг услышал тихий голос Духа: "Знаешь почему ты попался? Потому что ты Мой сын и Я заинтересован в том, чтобы твое наказание было скорым."
После того случая (и не только после него) я стал учить своих детей, что если они допустят нечестие или другой грех, они обязательно попадутся, потому что я молюсь, чтобы они попались. Я объясняю, что Бог их настолько сильно любит, что не позволит, чтобы в их сердце надолго поселилось нечестие, которое без наказания и соответствующих выводов позже приведет к намного более серьезным последствиям для их жизни, для их души.


Благо мне, что я пострадал

"Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности."
(Евр.12:11)

Основной инструмент воспитания личности, ее возрастания в зрелости - осознание последствий своего выбора, когда правильный выбор приводит к позитивным последствиям, неправильный - к негативным. Отсутствие такого осознания приводит к практическому переживанию последствий, а упорное игнорирование последствий - к их усугублению. 

Поэтому как любящий отец, я организую своим детям управляемые последствия, чтобы сформировать в их сознании причинно-следственную связь - выбор приводит к соответствующим последствиям. Если я не буду этого делать, игнорируя недостойное поведение, оставляя детей без наказания, то позже их будет учить жизнь через неуправляемые последствия, когда их цена несоизмеримо возрастёт и они, в результате наказания получат не ограничение в удовольствиях, а разрушенную семью, увольнение с работы, тюремный срок.

Вот приблизительно так же нас учит Господь. Если мы не судим себя через осознание последствий, нас начинает судить Господь, через их переживание, чтобы в конце-концов цена нашего непослушания не оказалась слишком высокой:

"Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром." 
(1Кор 11:31-32)

Бог автор законов, нарушение которых приводит к негативным последствиям. Однако законы вселенной, в том числе и духовные, были даны для защиты человека, а не для наказания. Например закон всемирного тяготения обеспечивает жизнь человека на земле и он же является источником страдания и смерти для множества людей, решивших его игнорировать. Закон сеяния и жатвы призван обеспечить воздаяние тем, кто делает доброе, однако он же приводит и к воздаянию за злое. Является ли Бог как Автор законов источником страдания за их нарушение? Ответ очевиден. Виновен сам нарушитель:

"Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога"
(Рим 2:5-8)

Чтобы не собирать на свою голову гнев, нам стоит не избегать исправления, а искать его, позитивно относясь к своевременному Божьему наказанию. Поэтому для Давида суды Божьи не являются чем-то деструктивным и злым, ведь их предназначение - сохранять его на путях жизни:

"Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим."
(Пс.118:71)
"Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня."
(Пс 118:75)
"Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне."
(Пс 118:175)
"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный."
(Пс 138:23-24)

Переживая трудные обстоятельства, финансовые потери, болезнь и т.п. мне необходимо в первую очередь посмотреть нахожусь ли я в послушании Богу и только после этого противостоять дьяволу. И тогда не нужно будет ломать голову - Бог это меня наказывает или дьявол атакует (см. Раскаяние, покаяние, исповедание).

"Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас."
(Иак 4:7-10)

Наказание начинает совершаться уже сразу в процессе совершения зла. Душа не создана для греха, поэтому под его гнетом она оскверняется и страдает - грех для нее сам по себе уже является наказанием, невыносимым бременем, незаживающей гноящейся раной. Грешник может этого не осознавать или прятать, но он страдает и погружается во тьму, все более и более оскверняясь и ожесточаясь неисповеданным, неискупленным грехом. Увеличение зла в такой жизни - это лишь страшные признаки гибели души.

"Если помилован будет злодей, не узнает он, что такое справедливость. В стране, где добродетель царит, он по-прежнему будет грешить, а на величие Господа и не посмотрит."
(Ис.26:10)

Одно психологическое исследование выяснило, что большинство преступников после ареста испытывают странное для них чувство облегчения. Дело в том, что душа, если она не до конца объята тьмой, жаждет справедливости и искупления, хотя бы и через собственное наказание. Поэтому справедливое наказание за грех приносит облегчение для измученной им души.


О позитивной роли последствий

А сейчас я бы хотел поделиться одной очень ободряющей мыслью:

Продолжающиеся после моего покаяния негативные последствия непослушания или греховной жизни не стоит воспринимать как Божье наказание.

Принять прощение греха гораздо легче, чем устранить причиненные им последствия, но я получаю благодать и для того и для другого.

"Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой"
(Мат 9:5-6)

Здесь мы видим как прощение греха проявилось в устранении его последствий. Это не всегда происходит одновременно. Например может понадобиться время на восстановление подорванного грехом здоровья или разрушенных отношений, но это уже не является наказанием. Это процесс постепенного преображения благодатью моей жизни, во время которого я приучаюсь к смирению, доверию и зависимости. Последствия бывают болезненными, а их преодоление трудным и долговременным. И все же, после покаяния, во Христе, последствия - это не наказание и не проклятие, а необходимый инструмент роста.

Мы призваны быть судимы по Божьему закону свободы, принимая Его милость для прощения, Его благодать для исправления:

"Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом"
(Иак 2:12-13)

Мое покаяние не оставляет место для наказания, которое Иисус взял на Себя. Продолжающиеся после моего покаяния негативные последствия греховной жизни не являются Божьим наказанием.

Допустим я пьяным сел за руль и в результате аварии потерял руку. Раскаявшись и придя к Иисусу, я тотчас получил прощение от Господа. Однако это не означает что в тот же самый момент у меня должна появиться рука. Возможно мне придется до конца своих дней прожить с одной рукой, переживая определенные последствия своего негодного поступка. При этом Господь видит меня новым творением, полноценным во Христе, как будто я никогда не согрешал, что и подтвердится в воскресении, когда мне будет дано полноценное двурукое прославленное тело. Кроме того, в каждом мгновении моей жизни Божья благодать будет неизменно поддерживать меня, направляя к большей зависимости от Господа, помогая преодолевать физические ограничения и чувствовать себя максимально полноценным и полезным для Его Царства. Но многие христиане совершают ошибку, принимая отсутствие руки за продолжающееся наказание от Господа, пребывая под гнетом самоосуждения и разочарования.

После моего покаяния, такие негативные последствия грехов как подорванное здоровье, тюремный срок, разрушенные отношения, денежные долги, любой другой причиненный вред себе или близким, Божья благодать из наказания превращает в инструмент моего возрастания в смирении, доверии и зависимости от Его благодати.


Страдающая плоть перестает грешить?

"Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией." 
(1Пет 4:1-2)

Страдающая плоть перестает грешить, потому что сложно получать удовольствие от греха, переживая душевную или физическую боль. Однако в таком состоянии сложно пребывать и во Христе, фокусироваться на Его величии и благости, в то время как боль забирает большую часть моего внимания.

Я обнаружил это, когда скулил от геморроидальных болей, катаясь по кровати в безуспешной попытке найти наименее болезненное положение. Слава Богу боль не была постоянной. Но вместо того, чтобы безболезненное время использовать на утверждение своего пребывания во Христе, я продолжал тратить его на идолов. Это продолжалось много месяцев. Я похудел на 20 килограмм. В конечном итоге я понял, что если продолжу в том же духе, то просто умру. Я взял пост на две недели, на Даниилов пост (21 день) у меня уже не было сил. Несмотря на бессилие, а мне приходилось ещё и работать, это был самый счастливый пост в моей жизни, из которого я не хотел выходить. Во время поста острой боли не было, но раны я продолжал чувствовать и понимал, что детоксикация после голодания может всё только обострить. Мне нужно было чудо. Но чем ближе было окончание поста, тем отчётливее я начал осознавать, что его цель не в исцелении моего тела, но в исцелении души, в очищении её от идолов.

Болезнь не союзник, болезнь - это враг, незаконно пробравшийся в моё тело. Ему всё равно, что из-за боли я перестал грешить - главное, что я не могу фокусироваться на Христе, полноценно исполнять свое предназначение как пастор, как муж, как отец.   

Грех такой же враг, который незаконно пробирается в душу, производя в ней разрушение. Только эта боль для нас зачастую остаётся мало заметной до тех пор, пока осквернение не распространится на физическое тело.

"Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела." 
(1Кор 6:18)

Всякое идолопоклонство есть блуд (Иак.4:4,5), а значит оно так же открывает моё тело для осквернения. 

"Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя." 
(3Ин 1:2)

Как видим, здравие и преуспевание во всём остальном напрямую связано со здравием и преуспеванием души. Духи немощи умеют атаковать наши тела напрямую, поэтому нам нет нужды постоянно копаться в себе, ища причину поражения, кроме тех случаев, когда мы точно знаем, что грешим. Для рождённого свыше такое не может быть недоступной тайной.

"Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного." 
(Иак 5:16)

Осознание праведности - необходимое условие усиленной молитвы, молитвы веры. Для этого необходимо исповедание греха (1Ин.1:9). 

"вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже." 
(Ин 5:14)

Осознав все это, лёжа ночью в кровати, сквозь слезы я стал просить прощения, а затем благодарить и поклоняться. Я больше не искал исцеления, я искал чистоты. Мне нужен Сам Иисус. Мне не нужно только физическое здоровье, мне нужно, чтобы вся жизнь целиком принадлежала Ему Одному. 

Отец слишком любит нас, чтобы использовать проклятие болезни для нашего научения. Он слишком любит Сына, чтобы позволить обесценить Его раны, возлагая на нас то, что уже понес на Себе Иисус. Поэтому Он никогда не искушает нас не только грехами, но и болезнями. Итак, Бог не использует болезнь - она Его личный враг, разрушающий творение (Ин.10:10, 1Ин.3:8). Но её могу использовать я сам, позволяя ей подтолкнуть меня к Иисусу:

"не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию." 
(Мар 2:17)

Боль сразу не ушла. Но это уже не имело такого большого значения, потому что присутствие Христа вытеснило страх и всё начало меняться.


Наказание из любви

Многие совершают ошибку, отделяя суд, наказание, гнев, ревность от любви Божьей противопоставляя их, не понимая, что они неотъемлемая часть этой любви. Они как буд-то бы верят в двух богов - злого и доброго.

"Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен."
(Рим 11:22)
"Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению."
(2Кор 13:10)

Некоторые христиане похожи на защитников либерального воспитания, которые вначале запретили использование физического наказания детей, а сегодня уже любое наказание считается ими неоправданным насилием над личностью ребёнка. Последствия такой формы воспитания мы сегодня в полной мере можем наблюдать в западном обществе, в котором выросшее поколение попрало все прежние моральные ценности и авторитеты.

Итак, что же делать если мы находим брата в таком опасном состоянии - живущим по плоти и не испытывающим никакой потребности в покаянии? Делом явить любовь Божью - обличить брата, а если это не подействует, подвергнуть его наказанию как нечестивца - удалиться от общения с ним, предупредив его о серьёзных последствиях непокорности как в этой жизни так и в вечности (см. Обличение Духа)

Любовь не только слова и нежные чувства. Истинная мотивация не только благословений, но и испытаний, судов и наказаний Божьих в нашей жизни - Его любовь. Те кто этого не понимают, а ищут только приятных ощущений, ласковых слов и комфорта, рискуют оказаться в теплом плотском состоянии, принимая за любовь ее душевную подделку.

Нам необходимо понять, что наши  чувства и опыт не могут быть точным инструментом познания Божьего характера. У меня есть достаточная мотивация, чтобы ненавидеть законничество (см. мое свидетельство). Но я осознал, что причина по которой я оказался в законническом рабстве - искаженное представление о любви Божьей, основанное на моем опыте, моих чувствах и учении пастора. И если я хотел в дальнейшем избежать подобных искажений, то мне нужен был эталон намного более надёжный, чем мои чувства, мой опыт или чье-либо учение или представление. Где гарантия, что обоснованно отвергнув заблуждение деспотичной, собственнической, удушающей любви, я не приму другое её извращение - любовь попустительную, близорукую, безответственную? Вот поэтому я принял решение доверять только Божьему слову, тому как оно представляет во всей полноте Божью любовь, даже если мне что-то не нравится или я чего-то не понимаю.

Когда у меня появились собственные дети (их у меня семеро), я смог более наглядно увидеть, что такое отцовская любовь. Взаимоотношения отца с детьми не могут происходить по одному шаблону. Его любовь к каждому из детей многогранна и индивидуальна. Процесс воспитания, дисциплинирования и раскрытия отцовской любви зависит от нескольких факторов:

  • от возраста ребёнка - то, как я сейчас воспитываю своего 15-летнего сына существенно отличается от того, как я воспитывал его когда ему было 7;
  • от характера ребёнка - если одного ребёнка повышение голоса приводит в стресс, то другого и ремнем не особенно испугаешь;
  • дисциплинарное воздействие не в последнюю очередь зависит от возможных последствий непокорности ребёнка - одно дело, когда он не помыл посуду и совсем другое - когда он допускает ложь или воровство.

И я вижу из Писания, что взаимоотношения Небесного Отца с Его детьми, строятся на тех же самых принципах воспитания. И когда кто-либо из детей Божьих начинает возводить в доктрину открывшуюся ему грань любви Божьей - это следствие духовного юношеского максимализма, возводящего в абсолют собственный духовный опыт, не видя, что он лишь малая доля того пути познания, который ему ещё предстоит пройти в тесном взаимодействии с остальным Телом Христовым.

Мне как-то задали вопрос:

"Когда ваша жена допускает ошибку, согрешает против вас, или проявляет безразличие, вы что ее сразу палкой бьете или руку ломаете, чтобы исправилась и обратила на вас внимание? А что не правда? Ведь именно так часто проповедуют о взаимоотношениях Бога с верующими. Но ведь по сравнению с нами, Бог долготерпелив и вообще грехи простил. Это мы люди всегда пытаемся, чтобы по справедливости, потому что мы не умеем любить как Он. Притча про блудного сына говорит о многом."

Согласен, существует проблема искаженного представления о любви Божьей. Но давайте, пытаясь исправить ситуацию, не будем заваливаться в другую крайность, доводя до абсурдного упрощения понимание Божьего характера. Нам нужно различать не только Божью любовь, но и Его строгость (Рим.11:22).

Возьмём вашу метафору о взаимоотношениях мужа и жены. Представим ситуацию следующим образом. Ваша жена спит с любовниками, тратит на них и на удовольствия ваши подарки и деньги и при этом она искренне считает, что любит именно вас, а любовники это так - временное увлечение, способ отвлечься от семейных будней и внести новизну ощущений в ваш брак. В этом случае вы так и будете продолжать рассказывать ей о своей безусловной любви, о том, что нисмотря ни на что будете её защищать, обеспечивать и делать все возможное, чтобы она продолжала чувствовать себя максимально комфортно рядом с вами? В таком случае вы любите себя, а не жену, вы ничем не лучше её любовников, которые ищут близости и отношений за счет чистоты и бессмертия её души.

"Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?"
(Иак 4:4-5)

Что касается блудного сына - именно отец позволил сыну докатиться до свиных корыт. Ну а есть семьи, в которых сын безо всяких последствий за счет отца постоянно оплачивает свою разгульную жизнь просто иногда к нему наведываясь за очередной порцией деньжат. А отец в своей попустительной любви защищает его от кредиторов, оплачивает вечеринки и карточные долги, лечит от венерических болезней. Будет ли сын любить такого отца? Ну а кто же такого папочку не будет любить! Но тот ли это небесный Отец, о Котором говорит Писание? И та ли это отцовская любовь, которая ради добрых отношений и счастья сына, основанного на мирских ценностях, готова жертвовать его вечной судьбой?


Наказание в Теле Христа

"Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас."
(1Кор.5:6,7)

Павел предупреждает, что если в церкви своевременно не разбираться с грехом, он приведет к развращению многих детей Божьих. По этой причине послания апостола полны рекомендаций о внутрицерковных дисциплинарных мерах ради исправления согрешающих:

"Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот ОТРЕКСЯ от веры и хуже неверного."
(1Тим 5:8)
"Они говорят, что знают Бога, а делами ОТРЕКАЮТСЯ, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу."
(Тит 1:16)
"Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден."
(Тит 3:10-11)
"Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас"
(2Фес 3:6)
"Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу."
(2Кор 13:2)
"Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его."
(2Фес 3:14)
"Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели."
(1Тим 5:20)

Многие хотят видеть в Писании только то, что ласкает слух. Но топор все ещё лежит у корней тех, кто не покоряется Евангелию. Но что значит покориться  Евангелию?

"Несмотря на то что Он был Сыном, Он через Свои страдания научился послушанию и, полностью приготовившись, сделался источником вечного спасения для всех, кто послушен Ему."
(Евр 5:8-9)

Бог показал путь спасения от Его гнева - во Христе. Вера это не просто интеллектуальное согласие с доктриной спасения. Точно так же недостаточно было поверить словам Ноя, чтобы спастись от потопа нужно было войти в ковчег и оставаться в нем. Мы не пребываем во Христе автоматически, мы пребываем в нем верой. Непокорность - это акт неверия, выводящий нас из-под защиты завета милости на территорию, где совершаются суды Божьи:

"Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."
(1Кор 11:31-32)
"Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»"
(Мат 7:22)
"Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою."
(Деян 20:29-30)
"Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки."
(Иуд 1:12-13)
"И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих."
(Откр 3:14-16)

Из-за искаженного и однобокого представления о характере и действиях Бога, многие христиане сегодня пребывают в смущении относительно собственной роли в противостоянии злу и несправедливости, превратно понимая "подставление щеки" и оставаясь абсолютно пассивными. Вот некоторые размышления на тему противостояния злу:


О родовых проклятиях

В теме Божьего наказания нельзя пройти мимо одного серьезного распространенного заблуждения, проникшего в церковь, на котором делается много спекуляций - учение о родовых проклятиях, о наследовании грехов и их последствий.

Что касается наследования грехов. Используемое некоторыми служителями сравнение грехов с врождёнными генетическими болезнями - крайне сомнительный способ обоснования родовых проклятий. В генетических отклонениях мы невиновны, мы их не выбирали. Но с грехами дело обстоит иначе. Исключение составляет первородный грех - это не отдельные грехи, но передающаяся по наследству падшая природа человека, предрасположенность ко греху. Что касается остальных грехов, они так же передаются от родителей к детям, но передаются иным образом нежели природа или генетические отклонения - через воспитание, через перенятие и избрание родительских ценностей, их греховного мировоззрения и образа жизни. 

"Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится." 
(Прит 22:6)
"если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им... — то сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив... Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается." 
(Иез 18:4-20)
"Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего." 
(Ин 8:38)

Бог не возлагает на нас вину и ответственность за грехи отцов. Он не возложит на наших детей ответственность за наши грехи. И в то же время никто из нас не сможет снять с себя ответственность за собственные грехи тем, что они якобы врождённые и передались от родителей помимо нашей воли.

Теперь, что касается наследования последствий грехов, совершенных родителями или их предками в прошлом. В науке до середины прошлого века существовала даже теория передачи наследственных признаков не через зачатие, а через сам факт спаривания. Считалось, что наследственные признаки предыдущих половых партнеров, особенно первого, оставляют след в генетике женщины и отражаются на ее потомстве, родившемся позже, от другого мужчины. Грубо говоря, у белой пары может родиться чернокожий ребенок, если одним из предыдущих половых партнеров женщины был чернокожий мужчина. Эта теория получила название телегония, или телегенез. Из-за того, что для этой теории не было найдено никаких практических и экспериментальных подтверждений, в науке она была отвергнута как ложная. Однако и по сей день некоторые служители являются сторонниками подобных верований, например когда обосновывают детский аутизм половой распущенностью родителей. Верующие издревле связывали бесплодие, болезни и отклонения у детей с грехами их предков, считая это родовым проклятием. Для этого в Писании действительно можно найти определенные основания:

"Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня" 
(Исх 20:5)

Однако это не единственное, что Господь сказал по поводу ответственности детей за грехи родителей. В Писании мы видим примеры прогрессирующих откровений, когда последующее Божье обетование отменяет предыдущее, так же как Новый Завет отменил Ветхий. Через Иезекииля (18:4-20) и через Иеремию (31:29-30) Господь отменил сказанное ранее в Исходе определение: "раньше так было, но больше не будет":

"Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается."
(Иез.18:20)

Библия не утверждает, что все физические и психические отклонения, в том числе на генетическом уровне обязательно являются следствием греха предков. Делать такое обобщающее заключение - ошибка:

"Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии."
(Иоан.9:2,3)

У меня есть знакомые верующие посвященные Богу пары, у которых родились дети-аутисты. Я их учу, чтобы они не искали в этом проклятия или наказания, но воспринимали такого ребенка как особенный дар, через который они смогут познать Божьи любовь и принятие, Его благодать и силу намного глубже, чем семьи с обычными детьми.

Дети не несут ответственности за грехи родителей. И все же, иногда они могут пожинать определенные последствия этих грехов. Например, если мать во время беременности употребляла наркотики и ребенок родился с отклонениями - он не виновен в грехе матери, но тем не менее вынужден жить с его последствиями. 
Однако, говорить мы можем об этом только тогда, когда связь греха и его последствий является физиологически очевидной. Обобщения и предположения в таких щепетильных вопросах недопустимы, потому что нагружают и без того обремененных родителей особенных детей необоснованным чувством вины и страха. Принимая любые негативные вещи в жизни за следствие действия проклятия мы уподобляемся друзьям Иова. Такое отношение - следствие легализма, законнического образа мышления:

"ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа."
(Иоан.1:17)

Либо мы проповедуем Евангелие, либо закон. Либо прощение грехов, либо наказание за них. Разница между верующими и неверующими только в том, что первые уже приняли прощение через жертву Христа, а вторые нет.

"потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения." 
(2Кор 5:19)

Мы нуждаемся в откровении Его любви к себе лично. Без этого откровения мы и сами будем жить под гнетом страха и вины, постоянно пытаясь заслужить Божью любовь, близость с Ним, и в других будем сеять такое же отношение.

"Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него." 
(Ин 3:17)

Раскапывание грехов своего прошлого или тем более родовых грехов никак не решает проблемы их последствий. Проблему греха и его последствий раз и навсегда решил Сам Бог совершенно радикальным образом - через крест Своего Сына.

А что насчёт практики? Ведь многим людям практика разрушения родовых проклятий действительно помогла!

Я тоже много лет практиковал разрушение родовых проклятий. И даже, как кажется, видел определенные положительные результаты от такого подхода. У этого есть достаточно простое объяснение - духовный эквивалент эффекта Плацебо, когда улучшение самочувствия человека обусловлено его верой в эффективность воздействия, которое на самом деле является нейтральным. Человек просто поверил, что разрушение родового проклятия ему помогло и потому ощутил позитивный результат.

Когда я обратился к учению о новом творении, то обнаружил, что многие, используемые мной практики, не являются библейскими. 

"я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере."
(1Тим.1:3,4)

Ни в учении Христа, ни в посланиях апостолов, ни в практике первой церкви я не нашел учения о родовых проклятиях. Эта практика, пришла из языческого суеверия. Вера в силу проклятий действительно производит определенные последствия, но не из-за эффективности самих проклятий, а по закону веры. "Дракон" под названием родовое проклятие, питается человеческим страхом и поклонением, поэтому чем интенсивнее ты с ним сражаешься, тем сильнее он становится. Если вместо того, чтобы сосредотачивать взгляд на том, что делает для меня и во мне Христос, я начну размышлять о проклятии, копаться в своем прошлом, в родословии, в грехах предков, начну искать его признаки в себе и в обстоятельствах - как вы думаете, какой эффект это произведет на мою духовную жизнь и кто от этого всего получает славу? Если я пытаюсь найти доказательства силе властных полномочий дьявола, он мне их обязательно предоставит - он король лжи, идеальный имитатор и фальсификатор, любящий и умеющий набивать себе цену.

Однажды одна девушка, рассказала мне, что она много лет вела изнурительное сражение за свою духовную свободу с родовым проклятием. Затем ей было пророчество, что Иисус скоро разрушит проклятие. А потом было видение, в котором Иисус сказал, что освобождает ее от всякого проклятия. И после этого в ней поднялась вера и она, наконец, обрела долгожданную свободу и радость. Не оспаривая истинность видения и пророчества, я спросил у нее, когда именно была обеспечена ее свобода от проклятия – когда об этом сказал Иисус в ее видении или 2000 лет назад, когда Он умер за нее на кресте? Она не нашлась что ответить. Тогда я ей сказал, что она могла быть свободна сразу, как только стала дочерью Божьей, но из-за неверия и следования человеческим учениям понадобилось сверхъестественное вмешательство, чтобы она, наконец, поверила в свою свободу, о которой уже давно было объявлено в Божьем слове:

"Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою."
(Гал.3:13,14)

Если то, что происходит со мной сегодня я продолжаю связывать с чем-либо из своего прошлого, значит я не живу верой, не пребываю в Иисусе:

"Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."
(2Кор 5:17)

Если за своей свободой я отправляюсь в прошлое, то делаю это без Христа, потому что Он Тот, Кто сказал "Я есмь" - истинная вневременная реальность, с которой мы призваны себя отождествлять. Получается, что вместо приведения разума в соответствие с истиной о пребывающем в нас Иисусе, мы продолжаем отождествлять себя со своим греховным прошлым, таким образом оживляя его и наделяя силой (см. Жизнь по принципу "я есмь" )

"Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха."
(Рим.6:2-7)

Прошлое умерло вместе с нашей греховной природой на кресте, а нам заповедано не прикасаться к мёртвому, чтобы не оскверниться:

"всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа..."
(Чис 19:13)

Таким образом, если я продолжаю копаться в мертвечине своего плотского "я", то подвергаюсь осквернению ложью и страхом и открываю себя для влияния тьмы (см. Духовная некрофилия ). Вот почему я трачу достаточно времени, чтобы изобличать ложь дьявола, которая поработила моих братьев и сестер.

"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными."
(Иоан.8:31,32)


Родившись свыше, я стал тем, от кого мое родовое дерево начало освящаться. Сила жизни Христовой во мне такова, что я не могу оскверниться от моей семьи, моего рода, подпасть под его проклятие. Напротив, мой род освящается от присутствия во мне Божьей благодати, подпадает под ее силу и благословение:

"Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы."
(1Кор.7:14)



1 комментарий: