Преображение через страдания



(fs) К.Лирик


  1. Причины страданий
  2. Предназначение боли
  3. Золото, огнем очищенное
  4. Страдание и любовь
  5. Страдание и зрелость
  6. Боль разлуки
  7. Муж скорбей
  8. Болото и лилии
  9. Великий страдалец
  10. Сила радости
  11. Добровольная жертва

Бог сделает тебя счастливым не раньше, чем изменит твою концепцию счастья.

Мотивационные спикеры учат - "Если ты будешь поступать правильно, если будешь правильно верить, то избежишь многих скорбей и трудностей. Твои здоровье успех богатство свидетельствуют об особом Божьем расположении - значит Он тобой доволен, Он тебя благословляет". И хотя правильные решения действительно помогают нам избегать многих негативных последствий, однако это не все, что Библия говорит о страданиях.

"Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое."
(Лук.6:47-49)

На каком бы основании я ни строил, наводнение придет в любом случае. Я не могу его избежать, я лишь могу к нему подготовиться. "Дом на камне" - это не о моем земном имуществе или благополучии, это о здании моей веры, которое не колеблется, даже если все остальное рушится на моих глазах. Убежденность, что Божье расположение автоматически гарантирует мне материальное и физическое благополучие, как раз и есть часть того песка, на котором строить не стоит.

"утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие." 
(Деян 14:22)


Причины страданий

У страдания может быть одна из четырех причин, не различая которые, христиане впадают в смущение, апатию, разочарование:

1. Испытание

Мы живём в несправедливом падшем мире, который Бог использует как инструмент, взращивая нас в вере, в любви, в зрелости. Испытания обнажают изъяны незрелого характера, помогая нам осознать нужду в покаянии, приводя к большей зависимости от Духа Божьего. Испытание просто нужно пройти, доверяя Богу (Иак.1:2-4). Падший мир таков, что любой, кто проповедует Евангелие, делает добро или просто выбирает жить благочестивой жизнью будет неизбежно подвергаться страданиям, гонениям, остракизму. Поэтому страдание - это еще и наш добровольный выбор, когда мы принимаем решение противодействовать злу, чтобы своим самопожертвованием уменьшить в мире количество страдания.

2. Атака

Враг пришел, чтобы украсть убить и погубить, Иисус пришел, чтобы дать жизнь с избытком. Одна из основных причин поражения многих христиан - приписывание Богу дел дьявола, когда вместо того, чтобы противостоять и сражаться, они фактически смиряются с поражением, не используя Богом данную ответственность и власть, чтобы активной верой разрушать дела дьявола (Лук.10:19). Подробнее об этом вы можете почитать в статьях Я объявляю войну! и Преображение власти

3. Заблуждение

Господь говорит: «истреблен будет народ Мой за недостаток ведения» (Ос.4:6) и «невежественный народ гибнет» (ст.14). Дьявол – король лжи, не имел бы над нами никакой власти, если бы не наша вера в его ложь. Народ Божий подвергается многим болезням, проклятиям и бедствиям, потому что поверили лжи дьявола и через законничество, страх, чувство вины, через негативные мысли и слова, через ложные учения открыли свои жизни для влияния тьмы. Имея плотское мировоззрение, основанное на восприятии только материальной реальности и только физическими органами чувств, они теряют всякую возможность жить в реальности и силе Царства Божьего.

4. Ошибка

В Иис.Нав.9 описано как израильтяне попали в сложную ситуацию, когда жители Гаваона хитростью вынудили их заключить с собою мир вопреки Божьему повелению. Произошло это по причине того, что израильтяне "Господа не вопросили". И напротив, в повествовании о Давиде слова "и вопросил Давид Господа" встречаются постоянно, что безусловно являлось причиной его успехов как царя и военачальника. 
Игнорирование Божьего водительства является частой причиной ошибочных решений и действий, из-за которых с христианами случаются неприятности и трагедии. Я слышал несколько ярких свидетельств как из-за возрастающего чувства тревоги, верующие начинали молиться и откладывали свои планы, из-за чего избегали трагедии. Божье водительство не происходит автоматически, его различение требует нашего активного участия и концентрации.

"Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются."
(Прит.22:3)

5. Наказание

Наказание мира нашего возложено на Христа, поэтому пребывая в Нем верой мы свободны от наказания. Однако если отпадаем и начинаем жить по плоти (Рим.8:13), либо по закону (Гал.5:4 - законничество), то подвергаемся наказанию, целью которого является возвращение нас к жизни по духу через покаяние (Евр12:5-11). Тему наказания я подробнее рассмотрю в статье Преображение через наказание

Во время войны в Украине один служитель в проповеди заявил следующее:

"Ни один человек, который воззовет в Богу, не будет убит. Всякий, кто воззовет к Богу, будет спасен от смерти."

Это весьма опасное упрощение Божьего провидения, которое может привести к разочарованию. В отношении гибели детей Божьих нам необходимо знать три вещи:

  1. Верующий может погибнуть, потому что не внял Божьему предостережению, например не покинул Иерусалим перед его осадой римлянами, как об этом заранее предупреждал Иисус (Мат.24:16-21)
  2. Верующий может удостоиться чести пострадать и отдать свою жизнь за Евангелие, или за других людей (Евр.11:35-38, Ин.15:13)
  3. Для христианина просто пришло время его исхода к Господу. Не всем нам назначено уйти от старости.

Как определить источник страдания? Лично я поступаю следующим образом:

Столкнувшись с трудностями, я вначале спрашиваю Бога, не стало ли причиной страдания плотское или законническое мышление и поведение и, если необходимо, привожу их в соответствие с истиной. Затем, если проблема находится в сфере действия искупления (дух, душа, тело), тогда я расцениваю ее как атаку врага и начинаю ей противостоять, твердо опираясь на обетования искупления. Все остальные трудности, связанные с внешними жизненными обстоятельствами, я расценивая как испытания, которые прохожу с верой в то, что каждое из них Бог обратит мне во благо.

Однако, зачастую мы так и не сможем узнать причину страдания, увидеть в нем хоть какой-то смысл.
Сохранение доверия Богу посреди страдания - само по себе чудо, свидетельство действия благодати в скорбящем сердце. Никак иначе невозможно объяснить ту силу, с которой, например, Корри Тен Бом служила узникам концлагеря Равенсбрюк верой надеждой и любовью.
Иногда неведение помогает проявиться безусловному доверию - "я не понимаю что происходит, но все равно доверяюсь Тебе, мой Господь.." . К сожалению часто, верующие в попытках дать рациональное объяснение злу, начинают судить страдающего, превращаясь, по словам Иова, в жалких утешителей (Иов.16:2). Иногда, вместо попыток обоснования трагедии, лучше просто обнять и поплакать.
Думаю, что одна из причин появления в Писании книги Иова в том, чтобы научить нас иногда не искать причин страданию, безусловно доверяясь Богу.

Здесь я хочу поделиться своим пониманием роли испытаний и связанных с ними страданий в жизни христианина.


Предназначение боли

Есть три важные вещи, которые я понял о боли:

  • Боль - это физиологический и душевный механизм, заложенный в нас Богом. Боль сигнализирует о наличии проблемы в теле или в душе. Она помогает поставить правильный диагноз и назначить лечение. Нельзя обезболивать человека раньше, чем будет выявлен источник боли, иначе впоследствии проблема усугубится. Нельзя игнорировать душевную боль, отрицая ее, загоняя глубже - от этого она лишь разрастется и проявит себя совершенно неожиданным образом, например чувство вины может проявить себя в неконтролируемом гневе.
  • Боль в теле показывает, что я жив. Невозможно причинить боль парализованному телу, однако никто в здравом уме не будет завидовать такому человеку. Точно так же мы иногда совершенно напрасно завидуем "толстокожим" людям, легко переносящим унижение, несправедливость или даже предательство. Но по той же самой причине эти люди не способны к глубокой эмпатии, сопереживанию чужой боли. Людей с патологически атрофированной душой психология называет социопатами. Для таких людей возвращение чувствительности к боли равносильно воскрешению - возвращению к полноценной одушевлённой жизни. Личная боль, как физическая так и душевная, при правильном отношении формирует наши души, учит нас сопереживанию и прощению.
  • Иногда боль бывает ложной, фантомной. Например боль от ампутированной конечности. Такая боль уходит только через перенастройку сознания. Точно так же происходит и исцеление моей души от чувства вины, обиды, страха - когда я перенастраиваю свое сознание на отождествление себя с новым творением во Христе Иисусе, Который забрал все это на Себя, "ампутировав" мою греховную, израненную личность со всем ее негативным прошлым (см. Обрезаны в Нём).

"Он дал нам нетленное, неоскверненное и неувядаемое наследие. Оно хранится на небесах для вас, защищенных через веру Божьей силой для спасения, которое готово явиться в последнее время. Поэтому радуйтесь, даже если сейчас какое-то время вам и приходится страдать в различных испытаниях. Ведь через такие страдания доказывается подлинность вашей веры, что ценнее золота (которое хоть и испытывается огнем, но все равно не вечно), чтобы она принесла вам похвалу, славу и честь, когда явится Иисус Христос."
(1Пет 1:4-7)

Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но мы все боремся со своим призванием. Я так благодарен Богу, что Он приоткрыл для меня завесу этой внутренней борьбы Иисуса за Свое предназначение, когда на одной чаше весов лежала вечная судьба всего человечества, а на другой - жизнь одного Человека. Тайна Гефсимании сделала для меня Господа более близким и понятным. Теперь, когда я прохожу свою собственную Гефсиманию, Он вправе сказать мне: "Я знаю, что ты чувствуешь, Я через это прошел. И ты через это пройдешь":

"Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими."
(Евр 12:3)

Писание говорит, что даже у Безлимитного Бога есть черта, переступая которую, человек наполняет чашу гнева и вызывает суды Божьи на свою жизнь. Божье долготерпение это действительно д-о-о-о-лготерпение, но и оно имеет свой конец. Что же говорить о нас, таких по сравнению с Ним, бесконечно лимитированных собственным эгоизмом существ. У каждого из нас есть черта (Писание называет ее искушаемостью сверх сил -1Кор.10:13), переступая которую, мы больше не в силах терпеть и за которой наше дальнейшее служение становится невыносимым бременем и послушание Богу заканчивается. Бог это знает. И что же Он делает? В течении нашей жизни, Он многократно доводит нас до самой этой черты, каждый раз отодвигая ее чуть дальше. Это и называется возрастанием в вере.


Золото, огнем очищенное

"Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному."
(Ис 48:10-11)

"И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он - как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние."
(Мал 3:2-4)

Золото с примесями внешне очень трудно отличить от золота чистого. Лишь только после того как помещенное в огонь золото расплавляется и более легкие чем золото примеси всплывают на поверхность, их наличие становится очевидным и появляется возможность их удаления. Ювелир плавит золото по особой технологии. Немного поднял температуру - собрал шлак, ещё немного - опять собрал, и так до тех пор, пока в расплавленном золоте не отразится его лицо. При этом нельзя переборщить с температурой, иначе золото закипит и будет испорчено.

Таким же образом обстоит дело и с моим характером, который посреди комфортной и устроенной жизни представляется мне исключительно положительным, и только давление внешних негативных обстоятельств, несправедливость, страдания и боль способны обнаружить все изъяны моего характера, весь эгоизм, недостаток жертвенности и веры, чтобы я смог осознать свою зависимость от благодати, свою нужду в покаянии и начал искать у Господа очищения.

Это послание стало вырисовываться для меня когда Бог кардинальным образом менял мои жизненные приоритеты.

В 2007-м году, когда я впервые мощно пережил на фестивале "Вулкан поклонения" помазание и славу публичного служения, через одного служителя Бог проговорил ко мне, что принимает мою жертву, но мое сердце будет испытано.
Я тогда уже понимал, что испытание необходимо, чтобы я кое-что узнал о своем сердце и позволил Богу себя очистить. Фактически Бог имел ввиду следующее: "Мне нравится форма, но нам нужно поработать над содержанием".

"... Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце."
(1Цар 16:7)

Через пол года один за другим произошел ряд стрессовых событий, которые выбили меня из равновесия и потребовался уровень жертвенности, до которого, как оказалось, я не дотягивал. Было такое ощущение, как буд-то благодать оставила меня - я срывался на жену и детей и ничего не мог поделать с гневом и раздражительностью. Меня захлестнула жалость к себе, злость на обстоятельства, обида на Бога. День заканчивался тем, что я ложился на пол и просто выл, сил молиться просто не было. Таким образом Господь привлек мое внимание и позволил мне услышать то, что раньше я был услышать не спсобен:"Люди будут оценивать тебя по твоему публичному служению, и по тому помазанию, что Я дал тебе. Я же всегда буду оценивать твою жизнь по незаметным и малозначимым для тебя аспектам повседневной жизни. Если ты не служишь должным образом жене и детям, можешь даже не смотреть в сторону публичного служения, потому что Я туда не смотрю". Я понял, что находился на грани катастрофы. Ведь если бы Господь благословил мое публичное служение, тогда его успехами я смог бы оправдывать фиаско своего служения в семье, видя корень проблемы в жене, а не в собственном эгоизме.
После этого я успокоился и перестал искать возможности для служения полного времени, так как осознал, что оно у меня всегда было. Чтобы я ни делал, общаюсь ли я с детьми, еду ли в метро, работаю ли на фирме - я хочу, чтобы река Духа текла через меня каждое мгновение, неся жизнь тем, кто меня окружает. Если я здесь с этими людьми, значит Господь доверил мне служение им прямо сейчас.

Поэтому, если я мою посуду, будучи движим любовью к жене и течением Божьей жизни внутри меня, то это самое духовное сужение какое я мог бы избрать в этот момент.

С тех пор, послание которым я здесь делюсь поддерживает, вдохновляет и наполняет сердце благодарностью Богу, помогая видеть в негативных обстоятельствах вокруг себя, в сложностях взаимоотношений с Таней и детьми не препятствия моему счастью и комфорту, а Божьи инструменты преобразования моего характера. Я так благодарен Богу, что Он показал мне где пролегает истинная линия фронта в моей духовной жизни.  Бога не интересует действие Его даров в моей жизни. Его интересует плод. А плод возрастает только тогда, когда я служу тем, кому мне служить наиболее трудно.

Позже, в 2015 году Господь вновь говорил мне о том же  самом:

"Кто тебе сказал, что твоя любовь к человеку может зависеть от того, комфортно тебе рядом с ним или нет? Ты хочешь, чтобы Я тебя любил безусловно, таким как есть? А насколько безусловна твоя любовь, твоя жертвенность? Истинный уровень твоей зрелости как Моего сына, достигнутый тобой уровень любви, определяется не духовными дарами и масштабами публичного служения, а повседневным поведением в обычных бытовых обстоятельствах, твоей реакцией на некомфортное поведение жены, ребенка или начальника. Твой рост не продолжится до тех пор пока ты не перестанешь оправдывать свой эгоизм трудными обстоятельствами и отношениями. Это Я дал тебе эти обстоятельства и отношения, чтобы ты увидел свой уровень любви и покаялся в жестокосердии и эгоизме."

Например мое смирение возрастает тогда, когда я выбираю подчиняться вопреки моим желаниям. Поэтому я скептически отношусь к духовной зрелости человека, который заявляет, что он всегда с радостью выполняет все, что ему говорит Бог. Скорее всего, он просто в чем-то не готов подчиниться, поэтому слышит далеко не все, что Бог ему говорит. Даже Иисус не всегда хотел в точности следовать воле Отца. Тогда Он выбирал подчинение вопреки собственным желаниям, именно этим преодолением своей воли являя для нас наивысший образец смирения. Точно так же происходит и в наших жизнях с терпением, милосердием, любовью, радостью и т.д. (см. Преображение мотивации)

Хороший тренер будет бесконечно поднимать планку спортсмену, заставляя его тренироваться на грани своих возможностей, внушая мысль, что превозмогание боли - признак роста. Планка всегда должна быть чуть выше самого лучшего результата спортсмена. Так же и тот, кто доставляет нам наибольшие неприятности и страдания, на самом деле является наиболее эффективным тренером в нашем возрастании в любви. Тому, кто живет в комфорте вера не нужна. Вера - это всегда преодоление. Преодоление страха, сомнений, неверия. Для нас планка так же всегда будет выше наших человеческих возможностей, чтобы мы не на себя уповали, а на благодать:

"Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова."
(2Кор 12:9)

В чем бы мы ни возрастали, принцип роста остается одним и тем же. Сила, помазание, мудрость, любовь, терпение и т. д. уже находятся внутри нашего духа. Мы просто учимся их высвобождать в то время как Господь создаёт для этого соответствующие условия.
Мне нравится как об этом сказал персонаж из фильма "Эван всемогущий": "Когда мы просим у Бога любовь, Он дает нам любовь или предоставляет возможность эту любовь проявить?"

Бог обещал, что начав в нас доброе дело, будет совершать его до конца.

Хочу сразу "утешить" тех, кто боится такого Евангелия - Бог не будет направлять нас к зрелости без нашего на то согласия. Вначале Он обязательно спросит нас, хотим ли мы пить эту чашу.

"Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим."
(Мат 20:20-23)

Закрывая свою жизнь от испытаний, страданий и боли, мы так же закрываем ее и от величайших побед, радости и настоящей безусловной любви. Безусловная любовь проявляется и возрастает только тогда, когда для любой другой любви не остается никаких условий. Только когда через предательство и ложь человек делается недостойным уважения и любви, возникают условия для проявления любви безусловной.


Страдание и любовь

"Любить значит быть уязвимым.
Застраховаться невозможно, любовь чревата горем.
Полюби — и сердце твоё в опасности.
Если хочешь его оградить, не отдавай его ни человеку, ни зверю. Опутай его мелкими удовольствиями и прихотями, запри в ларце себялюбия. В этом надёжном, тёмном, лишённом воздуха гробу оно не разобьётся.
Его тогда уже нельзя будет ни разбить, ни тронуть, ни спасти."
(Клайв С. Льюис)

Я верю, что Господь смотрит на объем моего сердца. Этот объем в наибольшей степени возрастает, когда мне приходится запихивать в сердце тех, кого запихнуть наиболее сложно.

"Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы."
(2Кор 6:11-13)

Бывает рождаются дети-калеки. Для верующих родителей это не наказание, а шанс узнать о Божьей любви намного больше, чем знают остальные.
Так же бывают эмоционально искалеченные супруги, соседи, сослуживцы, верующие из вашей домашней группы. Они невыносимы, потому что изранены, нелюбимы, отвержены, одиноки. Но мы зачастую не хотим познавать любовь Божью, способную преобразить их сердца, мы хотим лишь маленького личного человеческого счастья и комфорта здесь и сейчас, а с калеками пусть возятся другие. Поэтому и множатся аборты, разводы, детские дома...

Как это ни парадоксально, но именно тьма создает наилучшие условия для нашего сияния. В страданиях, когда необходимость сохранять лицо становится бессмысленной, открывается истинная суть человека. Вот как об этом написал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, переживший блокаду Ленинграда:

"Я думаю, что подлинная жизнь — это голод, все остальное мираж. В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было...
Только умирающий от голода живет настоящей жизнью, может совершить величайшую подлость и величайшее самопожертвование, не боясь смерти. И мозг умирает последним: тогда, когда умерла совесть, страх, способность двигаться, чувствовать у одних и когда умер эгоизм, чувство самосохранения, трусость, боль — у других."

Зачастую именно страдание обнажает истинное естество человека, истинный источник его упования. 

Наша с Таней Гефсимания растянулась на шесть лет. Шесть лет мы сражались с собой, чтобы не отказаться от исполнения Его воли. Умереть для себя - сколько раз я слышал это выражение, совершенно не отдавая себе отчета, что оно означает в действительности.

Бог несколько лет готовил нас к тому, чтобы взять из приюта ребенка. Но когда Он сказал лично Тане, что для этого пришло время, у нее случился эмоциональный срыв. "Бог хочет разрушить мою жизнь!" - рыдала она. Я даже не представлял, насколько ее слова были верны. Теперь-то, годы спустя, я могу сказать, что мне не нужна моя жизнь, мне нужна жизнь Христа, текущая во мне. Но за такое исповедание нам пришлось заплатить цену разрушенной собственной жизни, через ежедневную смерть собственного "я" (см. Как Бог привел нас к Вене).

Могли ли мы отказаться? Я верю, что Бог не насилует нас. Он лишь предоставляет выбор. Либо ты сядешь на Божий экспресс к зрелости, либо будешь и дальше жить СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ спокойной и размеренной жизнью. И кто знает, будет ли еще один экспресс, и будет ли потом награда?

Его звали Вениамин. Меня никогда в жизни столько раз не предавали не обманывали и не обкрадывали, сколько за те несколько лет, что Веня жил у нас.
После каждого его прокола я говорил Тане, что не только мы ему нужны, но и он нужен нам не меньше, потому что Веня - Божий инструмент для нашего совершенствования, наш экспресс к зрелости в любви. Без него мы не станем такими, какими должны стать согласно Божьему замыслу.
Однажды я сказал моей Тане, что она никогда не сможет сделать ничего, за что я не смог бы ее простить. Почему? Потому что за шесть лет я был натренирован прощать, терпеть и любить вопреки всему. Таня должна быть благодарна Вене хотя бы за то, что он стал для меня прекрасным тренером. А еще за эти годы я узнал столько о себе, о Боге, о Его любви, что ни на что этот крайне болезненный опыт не променяю. И это послание - это так же прямое следствие этого опыта.

Через имя этого мальчишки - Вениамин, Господь дал мне одно из самых мощных откровений, наложивших сильнейший отпечаток на всю мою дальнейшую жизнь.

"Рахиль родила, и роды ее были трудны. Когда же она страдала в родах, повивальная бабка сказала ей: не бойся, ибо и это тебе сын. И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином."
(Быт 35:16-18)

Benoni - сын несчастья
Benjamin - сын правой руки

Это откровение спасло нас, помогло выстоять в битве. Для меня Бенони стал Беньямином задолго до реальных изменений в его поведении. Что же касается моей жены, моя Рахиль "умирала" долго и трудно. У каждого из нас есть свой собственный Бенони, который лишает нас комфорта и радости, принося огорчение, разрушение и боль. Но именно так рождается великий характер, великое призвание. Когда мы поймем, что именно рука Божья привела Бенони в нашу жизнь, чтобы сделать причиной смерти нашего "эго", тогда сможем разглядеть в Бенони, сыне несчастья, Беньямина, сына правой руки.


Страдание и зрелость

Ярчайшей иллюстрацией позитивной роли страдания является жизнь Иосифа. Как могло показаться, долгие годы окружающая действительность все боле и более противоречила Божьему предназначению для Иосифа, а на самом деле напрямую ему служила, формируя характер, способный без ущерба для божественных отношений, выдержать давление ответственности, испытание богатством, властью и славой.

У испытаний есть еще одно предназначение - они помогают нам осознавать свою крайнюю зависимость от Господа. Человеческая природа использует комфорт и стабильность, чтобы заглушить потребность в поддержании близких отношений с Господом, сместить акцент упования с ресурсов Царства на вещественные начала мира.

"Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить [в них], и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, - то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства"
(Втор.8:12-14)

"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг."
(Откр.3:15-17)

Вот что пишет Павел, который, как утверждают историки по правилам Римской тюрьмы в это время был прикован к охраннику:

"Для сего-то я, Павел, [сделался] узником Иисуса Христа за вас язычников." 
(Еф.3:1)

Он пишет, что стал узником Христа, а не ради Христа (как он пишет в другом послании). Фактически, он видел на другом конце цепи не римского солдата, а Самого Иисуса. Это относится ко всем жизненным обстоятельствам, которые Господь заставляет работать для формирования нас, и нужно иметь мудрость и смирение, чтобы в удручающем нас человеке или обстоятельстве увидеть руку Господа, смиряющего нас и готовящего к Своей славе. Мы узники Христа где бы мы ни были, поэтому больше ничьими узниками стать не можем.

"Более того, мы радуемся в наших страданиях, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость, стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду. Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан." 
(Рим 5:3-5)

Павел знал о чем говорил, ведь Господь трижды отказался избавить от демонического сопротивления его служение и от связанных с ним скорбей и трудностей. Вместо этого Он сказал, что Павел должен сам преодолевать это сопротивление посредством данной ему благодати.
Оглядываясь назад на свой почти тридцатилетний путь с Богом, я вижу, что наибольший рост моего доверия Богу, моей зрелости, стойкости, терпения, рост осознания моей зависимости от Божьей благодати происходил во времена наибольших скорбей, трудностей и испытаний. Я благодарен Богу за эти периоды, за то, что Он был рядом, чтобы я смог, все преодолевши, устоять.
Как любящий и ответственный Отец, Бог ищет моей зрелости больше, чем моего комфорта. Что ж, я тоже этого хочу - я хочу вырасти над своим эгоизмом и своими страхами, я хочу все более возрастать в познании Бога и осознании своей зависимости от Его благодати, я хочу все менее зависеть от материализма и ценностей этого мира, все более фокусируясь на ценностях и целях Божьего Царства. Поэтому я считаю молитву о том, чтобы Бог избавил от скорбей и трудностей совершенно бессмысленной и бесполезной, особенно на фоне тех испытаний, через которые проходят наиболее достойные из Его детей. Моя молитва о том, чтобы Господь подготовил меня к испытаниям, помог пройти через них без ущерба для моей души и наших с Ним отношений.
Покой мне приносит не вера в "безоблачность" моего будущего, а уверенность в том, что во время штормов Бог будет ближе, а Его благодать сильнее, как никогда.

"утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие."
(Деян 14:22)

Как же так?! Но ведь Царство Божье - это мир радость и праведность! Откуда скорби?
Однажды я записал в своем молитвенном дневнике:
"Бог сделает тебя счастливым не раньше, чем изменит твою концепцию счастья"

"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается."
(Ин 14:27)

Мир и радость Царства Небесного совершенно иного порядка, они "не от мира сего". 

На чем основаны мир и радость этого мира? На приобретении славы, власти и богатства, гарантирующих восполнение главных потребностей человека - принятие, защиту и обеспечение. 

На чем основаны мир и радость Царства Небесного? На близости к Источнику всякого блага, на безусловном доверии Ему всей своей жизни. 

Изменение сердечных ценностей, направления вектора нашего упования неизбежно сопровождается дискомфортом и болью. Богу приходится буквально "с мясом" выдирать плотское упование из наших сердец, потому что мы из последних сил цепляемся за мирские ценности до тех пор, пока окончательно не разочаруемся в своих попытках достичь через них радости и мира.

Моисей в пустыне проходил через те же трудности, что и остальной Израиль, однако его реакция была совершенно иной. В то время как Израиль разочаровывался и отворачивался от Бога, Моисей находил в Его присутствии неиссякаемый источник мира. Бог стал для него всем. Поэтому, когда Господь пообещал послать перед Израилем Ангела вместо Себя, Моисей ответил: "Если Ты не пойдешь с нами, тогда и не выводи нас отсюда".

Таким образом мы сами причиняем себе скорбь, когда связываем свое упование с вещественными началами мира:

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ."
(1Пет 1:3-9)

А вот как Иаков описывает положительный аспект страданий:

"Друзья, принимайте как дар, когда испытания и трудности приходят к вам со всех сторон. Вы же знаете, что под давлением ваша жизнь веры проявляет себя в настоящем свете. Именно поэтому не пытайтесь преждевременно что-либо предпринимать. Позвольте им [трудностям, испытаниям] совершить свою работу, чтобы вы могли стать зрелыми и хорошо развитыми, без всякого недостатка" 
(Иак. 1:2-3, Мэссидж).

Зрелость не может появиться без испытаний и трудностей.

"И Он дал одним быть апостолами, другим - пророками, третьим - проповедниками Радостной Вести, четвертым - быть пастырями и учителями, чтобы приготовить святых к делу служения, для созидания тела Христа до тех пор, пока мы все не достигнем единства в вере и в познании Сына Божьего, духовной зрелости и пока не будем подобны Христу, в Котором полнота совершенства. И тогда мы уже не будем малыми детьми, колеблемыми волнами и носимыми ветрами разных учений, которые делают нас жертвами хитрых обманщиков, вводящих людей в заблуждение. Но говоря с любовью истину, мы будем возрастать, во всем отражая характер Христа, Который является Главой"
(Еф 4:11-15)

Бог желает не только нашего комфорта, но и нашей зрелости в вере, совершенства нашего характера. Вера - это всегда преодоление, движение вопреки видимым обстоятельствам. Сильный характер рождается в преодолении трудностей.

Как отец я желаю счастья моим детям. Но я так же знаю, что они не достигнут счастья с незрелым характером. Поэтому моя задача научить их брать на себя ответственность, не пасовать перед трудностями. Зачастую этот процесс дисциплинирования проходит вопреки их ощущению комфорта. Вот так же и наш Небесный Отец желает видеть Своих детей ответственными сильными и мудрыми, чтобы на небесах они не просто беззаботно прыгали по облакам, но могли разделить с Отцом ответственность судить ангелов и управлять вселенной.

Бог без нашего участия мог бы изменить этот мир и наши жизни намного быстрее и лучше. Но Ему не нужен совершенный мир, Ему нужны зрелые сыновья и дочери, поэтому Он использует этот падший мир как полигон для того, чтобы взращивать нас в ответственности, мудрости и силе. Однажды Он свернет этот мир как испачканную рваную бумагу и расстелет на мольберте мироздания чистый лист, на котором вместе со Своими уже зрелыми, обученными детьми начнет рисовать новый прекрасный мир, мир в котором не будет чёрных красок порока, зла и страдания.

Наши ошибки, падения, заблуждения являются непременными атрибутами взросления. Без них мы никогда бы не стали зрелыми. Бог заранее знал, что произойдёт в Эдеме и все же позволил этому произойти. Из всей истории взаимоотношений Бога с человеком напрашивается один вывод - Он ищет не застывшего холодного совершенства, но зависимости и отношений. Поэтому мы не прогадаем, если будем искать того же.

"Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня." 
(Ин 14:6)

Иисус не случайно называет Себя "Путь", а не "Цель". Мы всё время пытаемся достичь конечной цели преображения, минуя путь. Но почему же Господь не возьмёт и не перенесёт нас в конечную точку путешествия, минуя все эти не нужные страдания, испытания, трудности, падения? Почему просто не возьмёт и не очистит от скверных привычек и черт характера, от эгоизма и похотей? Почему не возьмёт и не исцелит от немощей, не освободит от страданий, не избавит от врагов тотчас и каждого, кто Его об этом просит? Почему Его путь больше похож не на скоростной хайвей, а на непроходимые джунгли?

Дело в том, что мы не роботы, в которых можно просто взять и заменить испорченное программное обеспечение. Господь создал нас личностями, которые растут только через опыт взаимодействия с Богом и с окружающим миром, в том числе и с той его частью, которая приносит страдания. На нашу просьбу Божья благодать приходит в любом случае. Но она не всегда приходит, чтобы разрушить препятствия, устранить причину страданий, чаще она приходит, чтобы наделить нас силой через препятствия пройти. Это единственный путь к зрелости.

"Поэтому мы не унываем. Если даже мы изнашиваемся физически, то внутренне мы изо дня в день обновляемся, так как наши легкие и временные страдания — ничто по сравнению с весомой и вечной славой, которую они нам приносят. Мы смотрим не на видимое, а на невидимое, потому что видимое временно, а невидимое вечно."
(2Кор 4:16-18)

Кто-то скажет: «Кратковременные и лёгкие страдания?! Вы не знаете через что мне приходится проходить!»

На самом же деле, чем более мы сфокусированы на невидимом, тем легче переносим страдания. Чем более живём в вечном, тем лучше осознаем временность и незначительность происходящего в данный момент. Чем более осознаем себя в Царстве, тем большее влияние оказываем на мир вокруг нас, освобождаясь от оков суеты и страха. Приведу для примера наиболее распространенный вид человеческого страдания в этом мире - боль разлуки.


Боль разлуки

«Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» 
(Мат 27:46)

В падшем мире самая распространенная боль, которую не может миновать ни одна здоровая душа - боль разлуки. Повзрослевшие дети покидают родительский дом, уезжают друзья, умирают близкие... Предательство тоже разлука - ведь это смерть друга. Пока мы живём в измерении греха, времени и пространства - эта боль будет сопровождать нас.

Боль разлуки - признак душевного здоровья, непременный спутник любящего сердца, которое всегда стремится к близости с любимыми. Удовлетворяя требованию любви, Бог заплатил кровью Сына, чтобы восстановить близость с нами.

С другой стороны, в этой моей боли есть существенная доля собственных саможалости и эгоизма - когда я цепляюсь за близость не ради блага любимых, а ради собственного комфорта, собственных чувств. "Любовь не ищет своего", поэтому она способна не только сражаться за близость, но и отпускать, когда разлука необходима для блага любимых. Поэтому родители, благословляя, отпускают детей во взрослую жизнь, дети отпускают умерших родителей, радуясь их соединению с Господом, друзья отпускают друзей в лучшую жизнь в другой стране, предвкушая их счастье и т.д. Сам Иисус пошел на разлуку с Отцом ради нашего блага.

Поэтому мы должны быть готовы пройти через разлуку с каждым из своих близких - ведь не всем возлюбленным суждено умереть в один день. С каждым... кроме Одного!

"Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»" 
(Евр 13:5)

Храня в своем сердце и разуме осознание близости с Иисусом, в ней мы сможем постоянно восполнять и утолять любую боль утраты, ведь мы навечно и нерушимо соединены не только с Ним, но и через Него друг с другом.


Однажды под Вильнюсом машина с моей женой и четырьмя детьми на скорости 90 км/ч вылетела в кювет. Машина, съезжавшая по диагонали по крутому склону чудом не перевернулась, перед этим её развернуло и она съезжала задом, поэтому от столкновения с деревьями пострадал зад машины, а осколки разбитого стекла полетели наружу, а не в салон. Ни на ком не было ни синяка, ни царапины. Короче говоря, они летели в кювет на крыльях ангелов. Но и этого было мало - Господь послал человека, который забрал мою семью, отвёз в кафе, а затем к себе домой на ночёвку. Он же позаботился о том, чтобы краном вытащить машину из кювета и приготовить ее к дальнейшей дороге. В результате моя семья благополучно преодолели оставшиеся 300 км до дома.

Не все истории с детьми Божьими заканчиваются одинаково благополучно.. Помните, что Господь дал нам не только ангелов-хранителей, но и здравый смысл и внутреннее водительство. Поэтому - снижайте скорость, откладывайте поездку, если чувствуете внутреннюю тревогу, укрывайтесь, если видите опасность.

Но если уж ситуация случилась, трагедия произошла, "вода наперла на ваш дом" (Лук.6:47-49), не занимайтесь поиском виновных, не позволяйте врагу шатать основания вашей веры - поднимите свой взгляд с этих вод на Иисуса. Он Один, как никто, способен возместить причиненный ущерб - вернуть утраченное, исцелить болящее, воскресить мертвое, утешить скорбящее.

Отложите все эти "за что?" и "почему?" - мы живём на территории тьмы несправедливости и страдания, в мире, который ежедневно сражается с Богом. Поэтому иногда приходят "высокие воды" и случаются "огненные печи". И иногда наши близкие выходит из этих печей не с той стороны, с которой мы их ожидаем. Пусть это произойдет не сегодня. А если все-таки произойдет, мы найдем достаточно утешения и утолим боль разлуки в Его объятиях.


Муж скорбей

Царство - это не загробная реальность, оно вездесущее, пронизывающее все сферы бытия. Доступ к этой реальности мы получаем верой, когда отказываемся воспринимать действительность только физическими органами.

Мы не должны позволять окружающим обстоятельствам выдергивать себя из реальности Царства в реальность окружающего материального мира, вновь погружая нас в объятия отчаяния и страха. Мы смотрим сквозь него, видя славу Божью - сквозь страдания и неприятности, людей и обстоятельства, прошлое настоящее и будущее, не сводя взгляда с Царства непоколебимого и вечного. И когда придет время, мы не перейдем в вечность, мы как Енох просто в ней останемся, навсегда оттолкнувшись от ветхой пристани материального мира.

"Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими."
(Евр.12:1-3)

Бог не желал страданий Своему Сыну, но так как это был единственный путь нашего спасения, Он их допустил. Так же происходит и с теми Его сыновьями, которые согласны пить ту же чашу, чтобы приобрести для Него потерянных - Бог посылает их к тем, кто причиняет им страдания.

Посреди разгула насилия, несправедливости и горя в этом падшем мире, особенно во время войн, терактов, стихийных бедствий, душа подвергается невероятному давлению и травмам, что так же может привести к равнодушному бесчувствию или неадекватной реакции в обычных бытовых ситуациях. Поэтому солдаты, побывавшие в горячих точках, проходят длительный курс психологической реабилитации, но многие так и не могут оправиться до конца жизни. Душа так же может получить прививку от сострадания через жестокие компьютерные игры, фильмы, негативные новости, когда смерть, насилие, жестокость, несправедливость начинают восприниматься как нечто обыденное, нормальное. Мы должны остерегаться такого атрофирования своей души. 

Надо, чтобы за дверью каждого довольного счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные.
(А.П.Чехов 1898)

Мы не можем добиваться счастья за счёт сострадания. Чтобы быть абсолютно счастливым в мире зла, несправедливости и боли нужно быть равнодушным или безнравственным. Популярное понимание счастья предполагает как минимум отсутствие страдания. Сострадание же в свою очередь означает "страдать вместе". Это значит, что поиск такого счастья исключает сочувствие, эмпатию, мотивирует к самоизоляции и равнодушию. Как кто-то написал в сети:

"Хотите жить счастливо? Не касайтесь того, что вас не касается!"

К сожалению многие христиане действительно руководствуются этим принципом. Однако он похож на жизненное кредо замкнутого на себе, трусливого равнодушного эгоиста. Определение круга того, что меня должно касаться - это поиск ответа на вопрос "кто мой ближний?" (Лук.10:25-37). Творец тоже мог бы сказать: "Я Бог, и ваше человеческое Меня не касается". Однако Он стал Человеком, чтобы ещё теснее соприкоснуться с человеческим.

"Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его." 
(Прит 24:12)

Писатель Даниил Гранин рассказывал, как ездил с делегацией писателей в Бухенвальд.
Лагерь расположен очень близко к городу, и Гранин понял, что горожане прекрасно видели дымящиеся трубы крематориев. 
Он захотел пить, и пока ему в киоске наливали воду, спросил у продавщицы, как она себя чувствовала во время войны.
  – Ах, что вы! - ответила она, – Мы же ничего не знали!
  – Но ведь вы видели дымящиеся трубы!
  – Нет, не видели. Мы смотрели в другую сторону.
Гранин с горечью пишет, что для того, чтобы смотреть в другую сторону, нужно знать, куда смотреть не следует.

Так почему же люди "не смотрят, куда не следует"? Для них никакие доказательства злодеяний не будут достаточно убедительными, потому что согласие с ними ставит перед неизбежной необходимостью нравственной реакции, для которой, в отличие от простого интеллектуального согласия с оппонентом, требуется уже совершенно иной уровень внутренних усилий, для которой требуется существенная доля смирения, сострадания и мужества. Поэтому вместо признания своей  безнравственности или малодушия проще "не смотреть, куда не следует" или еще лучше - заставить не смотреть туда всех остальных. 

Если мы вникнем в заповеди блаженства, то увидим, что блаженство в истинном понимании имеет мало общего с внешним комфортом и самодостаточностью и связано с такими негативными переживаниями как печаль, жажда, нищенство духа, страдание за правду.

Мы не сможем найти счастье в поисках счастья. Обретение счастья - это последствие откровения Божьей любви и ее проявления в служении ближним.

С другой стороны, как же можно вынести всю эту окружающую нас человеческую боль, если принимать ее близко к сердцу? Чувствительный, сопереживающий человек в большей степени подвержен инфаркту и другим болезням, имеющим психосоматические корни. Посреди невероятного человеческого страдания и боли сердце либо ожесточается, либо погибает. Моя душа не создана для боли. Но если я не могу ее нести, что же мне с ней делать? Отдать Тому Единственному, Кто может. Одно из имен Мессии - Муж Скорбей (ish makhoba, см. Ис.53:3).

Makhoba - боль, страдание, скорбь, горе

Отец возложил на Сына не только наши грехи, но и их неизбежные последствия - физические и душевные страдания. Мы уже не раз говорили, что преображение - это последствие отождествления себя со Христом в Его смерти и воскресении. Так же и любое страдание мы должны научиться отождествлять с Ним, позволяя Мужу скорбей забрать их. Все страдание, скорбь, боль, несчастье, горе человеческое - лишь крупица соли, без остатка растворяемая в бесконечном океане Божьей любви.

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше.
Скорбим ли мы, [скорбим] для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим.
И надежда наша о вас тверда. Утешаемся ли, [утешаемся] для вашего утешения и спасения, зная, что вы участвуете как в страданиях наших, так и в утешении.
Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, Который и избавил нас от столь [близкой] смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас."
(2Кор.1:3-11)

Одно из важных позитивных последствий скорбей в нашей жизни - через них мы возрастаем в сострадании, становимся эффективными утешителями (я уже немного писал об этом в статье Преображение через падения). Что лучше для страдающего услышать от меня: "Терпи, все пройдет", или: "Я знаю как тебе тяжело, потому что пережил подобное и расскажу как Господь меня утешил"? Личный опыт страдания помогает нам в служении не быть сухими менторами, подобными друзьям Иова, жалкими утешителями (Иов.16:2)
Когда мы становимся судьями и вместо утешения и ходатайства, пускаемся в обсуждения, домыслы и сплетни, тогда Господь может допустить в нашей жизни подобные трудные обстоятельства, чтобы научить нас сопереживанию. Нам не стоит ждать таких уроков, а лучше учиться утешать других тем утешением, которые мы находим в Иисусе:

"взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими." 
(Евр 12:2-3)
"Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха."
(Евр 4:15)
"Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь."
(Евр 2:18)
"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше."
(2Кор 1:3-5)

В падшем мире вам должно быть больно, иначе что-то не так с вашей совестью. Но когда вам больно, просто призовите имя Господа, скажите Ему: "Иисус, спасибо, что понес все это вместо нас" - и вы почувствуете как боль вытесняется Его любовью и милостью.

"плачьте с плачущими" 
(Рим 12:15)

Господь не повелевает нам делать то, чего не делает Сам. Он Первый, кто плачет вместе с нами (Ин.11:35). Он не наблюдатель, но соучастник со всей моей жизнью, с её радостями и страданиями, победами и поражениями. Одна из причин, по которой Он стал Человеком, а затем поместил внутрь меня Свой Дух - чтобы мою боль сделать Своей болью. Не терпите боль - излейте ее перед Ним, и тогда Его слёзы станут вашим исцелением.

"Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха. Поэтому давайте приблизимся смело к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи." 
(NRT Евр 4:15-16)


В приведенном выше свидетельстве об аварии, Господь совершил чудо - пострадала только машина. Я был бесконечно благодарен Господу за спасение всей моей семьи. Но позже, из-за возникших проблем с машиной я допустил раздражение и упрекнул жену в аварии. И тут же горько об этом пожалел. Таня моментально от боли изменилась в лице и тяжело опустилась на кровать. Осознав, какой чудовищный удар ей нанёс, я бросился к жене, обнял ее и расплакался от раскаяния и сострадания. Духи лжи, обвинения и смерти ждали этого момента, чтобы со всей силой атаковать Таню:

"Я подвергла опасности детей. Я угробила машину. Какой смысл в моей жизни. Без меня вам было бы лучше."

Мне нужно было разрушить ложь и утвердить любимую в истине и в любви Божьей.  Мы долго говорили о пережитом ею, о милости Божьей и Его благодати, постоянно сопровождавшей Таню и детей, о Его силе в ней и способности всё обращать во благо, о необходимости простить себя и отпустить прошлое, не позволяя дьяволу навязывать семье атмосферу вины, страха и отчаяния. Спасибо Иисусу - Его свет преодолел тьму. Конечно, это была не последняя атака. Исцеление - это процесс, и мне нужно было быть очень внимательным и осторожным, чтобы он был завершён полностью.

А потом наступила моя очередь: "Посмотри, что ты с ней сделал. Где был ты, когда твоя семья более всего в тебе нуждалась?"

Удивительно насколько легко обвинение способно превращаться в самообвинение. Потому что источник и у того и у другого один - дух самоправедности. Это всегда результат того, что я смотрю не на Иисуса, а на себя и на людей. Когда, как мне кажется, я лучше, чем они - я осуждаю, когда хуже - осуждаюсь.

Мы часто оправдываем своё жестокосердие тем, что всего лишь говорим правду - например, авария действительно произошла из-за слишком высокой для такой погоды скорости. Но даже верная информация, сказанная в неправильное время с неправильным мотивом, может стать инструментом дьявола, поводом для вторжения тьмы. Буква без любви, в духе обвинения - убивает, несёт душе смерть. В истине пребывает не тот, кто формально прав, а тот, кто выбирает жизнь в любви, жизнь по духу. Сосредоточившись на проблемах, на собственных чувствах, мы становимся раздражительными, невнимательными и грубыми. Сфокусировавшись на собственном страдании, я лишь увеличиваю его. Сфокусировавшись на облегчении страданий ближних, я становлюсь инструментом проявления прощения, мира, радости и любви. Перспектива решает всё. В зависимости от того, куда мы смотрим - на Иисуса или на себя, мы становимся дверью либо для света, либо для тьмы.

"Поэтому Я говорю тебе: ей прощены все грехи, из-за этого она и возлюбила так сильно. А тот, кому мало прощено, и любит мало." 
(Лук 7:47)

Мы становимся неспособны прощать любить и утешать только потому, что сами закрылись для прощения, любви и утешения.


Великий страдалец

Стихия, несчастные случаи, злодеяния людей, болезни - вот основные причины страданий в жизни человека. Галилеян убили римляне, в Силоаме люди погибли от несчастного случая (Лук. 13:1), близкие Иова погибли от удара стихии, а сам он чуть было не умер от проказы. Какой же ответ во всех этих случаях мы слышим от Бога? На что Он предлагает нам обратить свой взор посреди страдания? Если человек успокаивает своё сердце, взирая на Бога - не стоит лишать его этого покоя, пытаясь обременить его виной, или возбуждая гнев и желание отмщения. Бог знает меру вины каждого и никто не избежит Его суда. Но надежду и мир в страдании мы обретаем только в осознании того, что в конечном итоге миром правит Бог, а не дьявол. Служа страдающему человеку мы должны помнить, что Бог всегда будет на его стороне не ради правоты, а ради сострадания.

Я уже несколько раз упоминал Иова, ведь действительно, в теме страданий мы не можем обойти фигуру великого Библейского страдальца. Посмотрим на его историю более внимательно.

В своём страдании Иов не видит никакого смысла и справедливости. Он буквально обвиняет Бога, предъявляя Ему претензии. Его друзья защищают Бога, пытаясь доказать Иову, что для его страданий у Бога конечно же были причины (Иов.13:7-8). И если бы не концовка книги, мы бы, скорее всего, отдали предпочтение мнению его друзей. 



Между Богом и Иовом, его друзья, как кажется, заняли сторону Бога, защищая от претензий Иова Его праведность и справедливость. Однако Сам Бог между Своими "праведными защитниками" и страдающим Иовом, неожиданно для всех законников, занял сторону Иова. 

И мне кажется, что смысл правоты Иова в глазах Бога не в его мнении, а в тех условиях, в которых это мнение выражалось. Между правым и страдающим, Бог отдаёт предпочтение последнему.

"И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно (khun), как раб Мой Иов." 
(Иов 42:7)

Евр. khun - это глагол, наиболее употребляемое значение которого: непоколебимо стоять, быть стойким, быть неподвижным или твёрдо основанным. 

В то время как Иов отчаянно нуждался в откровении о том, что Бог на его стороне, его друзья не придумали ничего лучшего, как начать предлагать объяснения, почему Бог от него отвернулся . В результате гнев Божий был явлен им самим. 

С претензией, разочарованием или обидой, но Иов обращал свое лицо к Богу и Богу этого было достаточно. Страдающим людям Иисус не проповедовал о законе и суде, Он давал им прощение, исцеление и свободу. Ему было достаточно того, что человек в своём страдании обращался именно к Нему. Правым, но жестокосердным фарисеям Он в гневе отвечал:

"если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных" 
(Мат 12:7) 

И совсем не случайно, что в качестве примера служения,  вместо правых священника и левита, Иисус неожиданно предложил неправого, но доброго самаритянина. 

"Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом." 
(Иак 2:13)

Страдающему Бог открывается в первую очередь как Сострадатальный и Милосердный. А тем, которые страдающему вместо утешения и милости предлагают справедливость, праведность и суд, Бог явит Свой гнев, если только страдающий за них не заступится:

"Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов." 
(Иов 42:8)

Между прочим, многие христиане присоединяются к друзьям Иова в поисках причин его несчастий: то ли это его самоправедность, то ли его страхи, то ли его беспечность и т.д.

Читая все эти пространные теологические рассуждения Иова и его друзей многие забывают, что вся история его злоключений была ответом на вопрос дьявола: "Даром ли богобоязнен Иов?". Это и была причина его страданий. Дьявол пытался доказать, что все доброе, что делал Иов, было мотивировано не любовью к Богу, а желанием успеха и процветания. Поэтому Бог позволил врагу убрать из жизни Иова всё, что принято считать признаками Божьего благоволения и Его присутствия. Да ещё и обставлено это было таким образом, чтобы указывать на Бога, как на причину всех несчастий. В результате вся законническая теология Иова ("я Богу - жертвы и послушание, Бог мне - защиту и благословения") рассыпалась. Иов понял, что ничего не знает о Боге. И всё же он не проклял Бога, не отвернулся от Него, но поклонился и продолжил к Нему взывать. И из этой сломленности и тьмы неведения родилось одно из самых мощных Библейским откровений - любить и искать Бога стоит не ради благословений и успеха, а ради Него Самого.

Иов воспринимал Бога через призму благословений. Теперь же, всё его внимание, все стремления, желания, ответы, чувства сфокусировались в одной точке - Бог стал для Иова Всем во всём, всем смыслом бытия. Говоря языком философии, он перешёл из состояния "иметь" к состоянию "быть".

Не знаю как насчёт дьявола, но Иов точно получил ответ на вопрос: "Стоит ли искать Бога даром, ради Него Самого?". Бог вернул Иову прежнюю успешную и счастливую жизнь. Но это уже был другой Иов, способный видеть Бога независимо от обстоятельств материального мира. 

Бывают такие судьбы, от которых перехватывает дыхание как от большой высоты - Иов, Иосиф, Авраам, Иеремия. Что чувствовал Авраам перед жертвоприношением Исаака? И ты понимаешь, что они приняли от Бога что-то такое, что можно принять только заплатив соответствующую цену, только оказавшись сломленным во тьме.

Вы знаете, что Бах потерял малолетнюю дочь, а потом трёх сыновей, а потом и жену Марию? Со своей второй женой, Анной, они потеряли еще четырех дочек и трех сыновей. Одиннадцать любимых детей!
Многие исследователи задавались вопросом: как Бах сумел пережить эти утраты? Почему не перестал дышать, почему его сердце не остановилось? И самое главное - как он смог посреди всего этого человеческого горя и утрат сохранить глубокое доверие Богу и продолжить писать музыку, которая считается самой прекрасной и боговдохновенной в истории? Мой ответ - никак! Человеку это невозможно. Богу все возможно (Мф.19:26). Если мы будем связывать свою верность Богу с благоприятными обстоятельствами или силами собственной души - мы не устоим. Не обманывайтесь, не завидуйте и не бойтесь - никто из людей на это не способен, никто бы не устоял, не сохранил веру, не спасся от разочарования... если бы не Божья благодать.

"Поэтому, получив оправдание по вере, мы имеем мир с Богом через нашего Господа Иисуса Христа. Через Него нам верою открыт доступ к благодати, в которой мы сейчас и стоим. И мы хвалимся в надежде на то, что разделим славу Бога. Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость, стойкость дает опытность, а опытность вселяет надежду. Надежда же не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Святого Духа, Который нам дан." 
(NRT Рим.5:1-5)

Бах не терзал свою душу вопросами "За что?" или "Почему?" Он спасал душу тем, что погружал ее в Бога. В конце партитуры Бах всегда писал «Soli Deo gloria» («одному Богу слава»), а в начале – «Господи, помоги». Музыка Баха была его псалтырью, его молитвой, его убежищем в Боге.

"Всякая музыка не должна иметь иной цели кроме славы Божией и освежения души"
(Иоганн Себастьян Бах)


Болото и лилии (свидетельство)

Иногда раны бывают настолько глубокими, а боль настолько нестерпимой, что не хочется жить. Служа одной израненной душе, я получил для нее следующее послание:

"Нельзя победить душу силами самой души. Нельзя исцелить одно насилие другим насилием, даже если это мое собственное насилие над собой. Израненную душу нужно не покорять, а направлять.
Есть такой афоризм: "Не можешь победить - возглавь" - не можешь справиться с болью, заставь ее служить тебе, направь ее в правильное русло.
Когда тебе нестерпимо больно, постарайся мысленно разделить своё "я" и свою душу. Посмотри на неё как бы со стороны, как на маленькую плачущую девочку. Мысленно подойди к ней, присядь рядом, нежно погладь по голове, обними за плечи и прижми к себе. А затем скажи:

"Не бойся, всё хорошо. Я рядом. Иисус рядом. Он знает что ты чувствуешь, потому что чувствует это вместе с тобой. Не бойся плакать. Раньше ты не плакала, потому что исцеление не происходило, но теперь Иисус тебя исцеляет и с каждой твоей слезинкой тебя покидает боль. Поэтому плачь столько сколько нужно, пока боль не начнет утихать. Не бойся, что так много слёз - просто у тебя много боли. Ты в этом не виновата."

Когда я слушал тебя, то увидел болото с лилиями. 
Нужно время, чтобы мрачное болото твоего прошлого, твоей боли подсушили твои слёзы. Оно не высохнет до конца, просто на нём начнут появляться лилии Божьей благодати, которые в конце концов закроют собой всю поверхность воды. Ты будешь знать, что темные воды там всё ещё есть, но видеть ты будешь только лилии. Иногда ты будешь чувствовать боль, но вместе с ней сердце будет наполняться благодарностью за исцеляющую благодать. Это так же позволит тебе остро чувствовать чужую боль, чтобы высаживать на её "поверхность" Божьи лилии.

Не бойся, что твои слёзы обкрадывают счастье твоих детей. На самом деле они обогащают их. Просто помоги им видеть не мрачное болото, а лилии на его поверхности."

Удивительно как действует Бог. Оказалось, что прямо перед этим моим сообщением сын назвал эту женщину прекрасной лилией. При этом лилии - ее любимые цветы, о чем она никому не говорила. И тут я вспомнил, что за несколько дней до этого зачем-то сделал снимок болота (я очень редко фотографирую). Я послал сестре это фото, сопроводив его словами:

"Бог этим показывает тебе, что Он всё знает и управляет процессом твоего исцеления. Всё идёт как надо, не бойся и не позволяй врагу тебя обвинять."

Даже после исцеления, мы продолжаем чувствовать свои раны. Это помогает нам хранить в своих сердцах благодарность за Его благодать, которую мы бы никогда не смогли познать в такой полноте, если бы не страдание, без которого мы бы никогда не смогли служить в такой силе и с такой эффективностью. 

"Ибо как Он пострадал, Сам быв ускушен, то может помочь искушаемым"
(Cas Евр.2:17)

Пусть это свидетельство послужит тем, кто проходит через нелегкий период исцеления от ран, обид, разочарования или горечи.



Сила радости

"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе." 
(Рим 14:17)

Во времена скорбей и наибольшей тьмы, как бы это ни казалось странным для моего естественного ума, Господь напоминает мне о радости. Особенно острую нужду в радости я ощутил во время войны в Украине. Время, когда в мире не осталось поводов для естественной радости - это особенное время для радости сверхъестественной, радости, которая происходит из непоколебимой и вечной реальности Божьего Царства. Напуганные, страдающие, измотанные горем, тревогой и страшными новостями люди, как никогда нуждаются в силе и радости детей Царства.

Но разве в такое время мы не должны плакать с плачущими и сострадать страдающим? Должны. Но если мы только сострадаем, то что особенного делаем? Какую пользу приносим? Сострадание - это лишь начальная точка отсчёта для служения. Ходатайство, утешение, исцеление, вдохновение, благовестие - все это происходит из духа, из места силы, веры, надежды и радости. Мы действуем в царстве несправедливости, страдания, боли и слёз, но принадлежим при этом Царству радости и света. Без этого осознания и ощущения наше служение будет плотским, слабым и ограниченным. В состоянии плоти мы даже собственной душе послужить не сможем, не говоря уже о каком-то глобальном влиянии.

Но откуда мне взять радость веру и утешение, если я не чувствую ничего кроме боли, злости и страха? Но как же я, будучи сыном Божьим, оказался в таком жалком состоянии? Очевидно, вместо того, чтобы кормить свой дух Словом Божьим, я раскормил свою плоть эмоционально разогретой информационной отравой, позволил дьяволу увести свой взгляд от Христа и Его Царства на дела и планы врага, погрузив, таким образом свою душу в состояние плоти. Теперь мне необходимо вернуться в место праведности, мира и радости - к Слову, к Духу, к молитве и размышлению о благости Божьей, к прославлению, к общению со святыми.

Это очень важно! Потому что недостаток радости приводит к недостатку силы.
Подробнее читайте в статье Жизнь в радости


Добровольная жертва

"Он истязуем был, но страдал добровольно..."
(Ис.53:7)
"Ибо я уже становлюсь жертвою..." 
(2Тим 4:6)

Если преступление разделить на небольшие этапы и поручить разным людям, то для каждого по отдельности это бы уже вроде не преступление, а всего лишь добросовестное исполнение обязанностей.

Один готовит списки, другой сверяет по ним людей, третий фасует их вещи, четвертый распределяет по вагонам, пятый сцепляет вагоны, шестой управляет составом, седьмой переключает стрелку на перегоне, чтобы состав вовремя попал в Освенцим. Каждый по отдельности лишь винтики, выполняющие свою работу, а все вместе - машина смерти.

Какова степень ответственности в этой системе, например стрелочника?

А что насчёт конкретно меня? Разве я не являюсь винтиком в машине падшего мироустройства, вносящего свою лепту в творимое на земле зло, например оплачивая его из своих налогов?

Мой нравственный потенциал, степень преображения в Человека, определяется величиной моей жертвы. Жертва - это сознательный выбор страдания ради противодействия злу.

Я не могу судить людей за отсутствие жертвенности. Страдание противоестественно человеку, поэтому жертва - это что-то не из нашего мира. Жертва - это всегда чудо, вызывающее восхищение и благоговейный трепет. Жертва пробуждает лучшее в человеке.

Цивилизация существует только благодаря узкому кругу людей, которые добровольно выбирают страдание ради противодействия злу. Они - соль земли.

Если в обществе не находится достаточного количества людей, выбирающих негативные последствия ради противодействия злу - зло захлёстывает такое общество и последствия приходят уже ко всем. Нацистская Германия была полностью разрушена.

Что я могу сделать?

• Начать называть зло злом.
• Перестать искать себе оправдания.
• Честно признать свою слабость, свой страх.
• Перестать осуждать других за недостаток жертвенности (часто такой суд мотивирован желанием оправдать свою собственную слабость).
• Попросить Бога показать, как я могу уменьшить количество страдания в окружающем мире.

Падший мир таков, что любой, кто проповедует Евангелие, делает добро или просто выбирает жить благочестивой жизнью будет неизбежно подвергаться страданиям, гонениям, остракизму.

"Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир." 
(Ин 16:33)
"Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его." 
(Мат 10:34-36)
"потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него" 
(Флп 1:29)
"Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их." 
(Лук 6:26)
"Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы." 
(2Тим 3:12)
"Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир." 
(Ин 15:18-19)
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь." 
(1Пет 4:12-16)

Обязательно поразмыслите над следующими местами Писания:

Евр. 12:1-11
Евр.5:7-8
Рим. 5:2-5
2Кор.12:7-10
1Пет.4:12-19




Ссылки на фрагменты:


Комментариев нет:

Отправить комментарий