Сверхъестественная дисциплина



(fs) К.Лирик



Бег по кругу

Существуют две разновидности дисциплины — та, что, подобно прижиганию, действует снаружи вовнутрь и закаляет человека, и другая, что подобно свету, лучится из сердцевины вовне и, не отнимая у него мягкости, делает человека бесстрашным. Для первой нам всегда нужен наставник, в то время как другая нередко, как зерно семени, зарождается в нас самих.
(Эрнст Юнгер - немецкий писатель, мыслитель и офицер, внёсший значительный вклад в военную теорию)

Без ясного учения о новом творении, лучшее что может предложить дисциплина - наполнить церковь дрессированными грешниками.
(К.Лирик)

Как-то раз мы консультировали человека, который боролся со своим греховным пристрастием. Он сразу сказал, что видит причину своих неудач в отсутствии духовной дисциплины. Три недели он находится в посте от компьютера и практикует тихое время с Господом. Несмотря на то, что ему удалось вырваться из трясины греха, все это время он продолжает бороться с сильнейшими атаками дьявола на свой разум и чувства. Я вспомнил, что существует два типа несвободы. Например один человек постоянно сконцентрирован на поиске выпивки, а другой тратит все свои силы на то, что постоянно от нее удерживается. Но суть и одного и второго одна и таже - алкоголик. Эндрю Мюррей сказал как-то, что если ты постоянно сконцентрирован на том, чтобы быть кем-то, то лишь доказываешь этим, что не являешься им вовсе. Это было сказано в отношении нового творения. Мюррей имел ввиду, что жизнь нового творения достигается не через дисциплину, а через простое принятие верой.

Я спросил нашего подопечного пытался ли он раньше дисциплинировать себя и с каким успехом. Он сказал, что пытался и самое большее, сколько смог продержаться - 3 месяца. Я спросил, почему он уверен, что сейчас у него получится - ответа не последовало, он не уверен. Затем я попросил его описать свою жизнь сразу после обращения к Господу. Как я и предполагал это была жизнь полная свидетельств Божьей любви, радостных переживаний и буквально физического восприятия Его присутствия. Этот период длился около двух лет. Много ли он знал в то время о духовной дисциплине? - конечно нет: послушание Господу было естественным и простым без всяких "должен" и "обязан". Поняв куда я клоню, мужчина сказал, что тогда все было детским, сплошные эмоции, а теперь он на другом уровне, когда требуется прилагать усилия. На самом же деле, единственное что изменилось - Господь убрал чувственное переживание Своего присутствия, побуждая его дальше двигаться по вере. Ошибочно приняв потерю чувственного восприятия Бога, за свидетельство того, что чем-то не угодил Ему, он начал предпринимать попытки восстановить, как ему казалось, утраченную близость. Таким образом он свел взгляд с Господа на себя и вместо доверия Богу на первый план вышла духовная дисциплина. Неверие блокировало доступ к силе и благодати Божьей, а последовавшие за этим трудные жизненные обстоятельства довершили падение - не получая облегчения от предпринимаемых шагов к исправлению ситуации и не имея силы продолжительное время следовать избранной духовной дисциплине, человек в конце концов обращается к старым идолам, которые раньше помогали облегчить внешнее давление обстоятельств. Но теперь идолы уже не приносят облегчения как раньше, ведь внутри живет Божий Дух, Который не позволяет человеку испытывать удовлетворение от греха. На этом фоне приходит обвинитель, угнетая душу через осуждение и клевету на Бога: "Я все испортил. Я никогда не смогу выполнить требования Бога. Его нет рядом, когда Он мне так нужен." В конечном итоге набарахтавшись в чувстве вины и в самоосуждении человек предпринимает попытку вырваться из своего плачевного духовного состояния через... правильно, опять таки через духовную дисциплину. Но теперь это уже не только средство достижения близости с Богом но еще и плата за отступничество, попытка восстановить свое положение не через безусловное принятие Богом, основанном на жертве Христа, а через собственные дела, хотя он может даже этого и не осознавать. Итак, круг замкнулся и все начинается с начала. Этот изнурительный бег по кругу закончится тогда, когда человек окончательно разочаруется в своих попытках переломить ситуацию и сможет наконец поднять взгляд с себя на Господа в простой вере принимая Его благодать. И вся дисциплина, которая будет ему после этого необходима - иметь Бога в разуме и отвечать послушанмем на побуждения Его Духа.

Мы слышим много свидетельств как какая-нибудь духовная практика помогла тысячам христиан дисциплинировать их молитвенную жизнь. Но мне интересно сколько тысяч людей эти практики оставили смущенными и разочарованными отсылая их со словами "давай, продолжай пытаться, не останавливайся у тебя все получится". Эти отчаявшиеся от бесконечных попыток что-либо изменить к лучшему прекрасно знают - сколько не говори "мед" во рту слаще не становится. "Я молюсь по четыре часа каждый день, поэтому я стал таким духовным и преуспевающим христианином" - это не благая весть для матери-одиночки с двумя детьми, которая засыпает каждый день от усталости с Библией в руках прежде чем что-либо успеет прочитать из нее.

Мы привыкли оценивать духовность человека по тому сколько он молится, проповедует или жертвует, не понимая, что корни великих духовных достижений могут находиться как в духе, так и в сильной человеческой плоти.

Духовность определяется не величиной и значимостью дела или служения в глазах людей, а его источником - насколько легко я позволяю жизни Иисуса течь через себя в повседневных жизненных ситуациях.

Господь сделал максимально простым доступ к жизни Иисуса. Все, что нам для этого нужно - простая вера. Поэтому участие в жизни Христа доступно самым слабым, безхарактерным и беспорядочным из нас даже в большей степени, чем тем, кто в достижении поставленных целей привык полагаться на свой интеллект или силу воли. А все духовные практики, шаги, семинары, ступени к которым мы пытаемся прибегать в достижении большей духовности или близости с Богом - всего лишь симптомы неверия. Если то, что нам предлагает очередная духовная дисциплина доступно для исполнения волевому неверующему человеку или последователю иной религии, то в этой практике нет ничего сверхъестественного. Но истинное христианство сверхъестественное и не зависит от человеческой силы или способности, но только от силы Божьей.

Приведу пример. Многие годы я пытался упорядочить свою молитвенную жизнь. Вновь и вновь я пытался подчинить себя очередной молитвенной практике. Как только у меня начинало получаться, менялись обстоятельства и все рушилось. У меня было пятеро детей, я работал сварщиком и сильно уставал. Чтобы подняться на утреннюю молитву, нужно вовремя лечь спать, а это для меня невероятная проблема. Попытка взять под контроль вечернее время постоянно приводила меня в состояние раздраженности и гнева. Мне удавалось добиться порядка и загнать детей в кровати, но какой ценой. Я постоянно ложился с чувством вины. В конечном итоге я оставил попытки жесткого насаждения дисциплины, рассудив, что мир в моем сердце и счастье детей для меня дороже. За несколько лет борьбы за дисциплину я разочаровал всех своих молитвенных партнеров и нарушил все обещания, данные Богу. Я слышал о том, что тысячи людей прошли этот путь и добились, прорвались, изменились. Но это приводило меня в еще большее отчаяние - как же получилось так, что я в эти тысячи никак не вписываюсь. Я славлю Бога за тех, у кого получилось, это сильные люди - победители. Но сам я - слабый, винил себя в лени, бесхарактерности, недостатке посвященности и любви к Богу. Мне нужен был ответ. Полное разочарование в собственных попытках что-либо изменить, осознание своего бессилия позволили мне услышать Его ответ. Господь обратился ко мне: "Ты можешь продолжать пытаться взять под контроль свою молитвенную жизнь или можешь отказаться от контроля и отдать его Мне". И сразу же свет пролился в мою душу. Я сказал: "Господь, я  отказываюсь от собственных попыток изменить и дисциплинировать свою жизнь, я отдаю контроль Тебе. Я устал назначать Тебе встречи на которые сам потом на прихожу, поэтому я прошу Тебя, назначь мне встречу и обеспечь мою явку на нее". Что изменилось? Внешне ничего. Но внутренние изменения я почувствовал сразу же - мое сердце наполнил Божий мир, ушло постоянное осуждение, давление и страх перед очередной неудачей. Сегодня мое "тихое время" начинается тогда, когда на работе я одеваю наушники, чтобы слушать Божье слово или музыкой поклонения создать фон для моих размышлений и молитв, в то время как мои руки пилят и варят железные конструкции производя невероятный шум. Маска сварщика стала моим духовным талитом, моей молитвенной кельей.
Большинство моих статей о поклонении, были написаны на грязных клочках бумаги в короткие перерывы в сварщицкой кабинке у меня на заводе. И эти строки я сейчас пишу в обеденный перерыв, а до этого в метро и в автобусе. Борьба закончилась. Я больше не пытаюсь достичь близости с Богом, я просто верою живу в ней. Я не могу сказать, что прорвался, победил, достиг, смирил свою плоть, потому что ничего этого не было. А что было? - Его благодать и милость. Он просто смог выжать максимум из того мизера, что я Ему предоставил. И за это вся слава принадлежит Ему Одному.


Подчиненные или увлеченные

Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
(2Кор.12:9,10)

Как родители мы должны приучать своих детей к дисциплине, ведь зрелость измеряется способностью различать и избирать то, что необходимо вопреки тому, что хочется. Однако лень всё-таки в большей степени связана не с отсутствием дисциплины, а с отсутствием интереса, увлечённости, недостатком осознания смысла. Просто поразительно как преображаются "ленивые" дети, когда их что-то увлекает - ради этого они готовы не спасть, не есть и многим пожертвовать. Помните как Том Сойер лихо организовал детвору на обычную покраску забора? Зачастую даже нет необходимости в осознании смысла, достаточно просто оказаться рядом с увлечённым и проникнуться, заразится его интересом и увлечённостью. 

Дисциплину насадить проще и быстрее, чем увлечь - достаточно надавить, заставить, пригрозить. Однако послушание, основанное на страхе, никогда не будет искренним, исходящим от сердца. Такое послушание, всегда будет искать лозейку - оправдание для своеволия. Чтобы привить любовь и интерес к чему-либо, необходимы личные отношения, дружба, доверие. Поэтому педагог "от Бога" это не тот, кто насаждает дисциплину, а тот, кто умеет увлечь, привить правильные ценности. Поэтому я вижу свое призвание не в том, чтобы через дисциплину насаждать закон, правила или учение, а в том, чтобы помочь ученику установить долговременные личные отношения с Учителем, Который точно знает как его увлечь.

Песн 1:3: "Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!"
Флп 2:13: "потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению."

Моя задача привлекать людей к Богу, а Он увлечет их всем, что от Него. Вот почему Он призывает остывших вернуться не к дисциплине или закону, а к первой любви.

Необходимость внешнего дисциплинирования свидетельствует о незрелом сыновстве, о несфомированных в духе внутренних ценностях. Роль внешней дисциплины можно сравнить с тем, как Павел описывает роль закона:

Гал 3:23-26: "А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса"

Приведу еще один пример, в котором дисциплина выступает в роли закона, приводящего к осуждению и разочарованию.

Много лет назад был период, в который я перестал читать книги о внутренней дисциплине, о планировании и увеличении эффективности и не потому, что считал их бесполезными, а как раз наоборот. Именно из-за осознания важности этой темы, я в конечном итоге стал избегать соответствующих книг и семинаров. Почему? Дело в том, что моя крайняя слабохарактерность сводила на нет все жалкие потуги следовать предлагаемым рекомендациям, порождая во мне уныние, самоосуждение и страх перед бесперспективным будущим.

Тем не менее, как тогда, так и сейчас я продолжаю считать полезными любые усилия, направленные в сторону увеличения эффективности. Именно осознание важности этих усилий привели к систематизации моего духовного опыта в школу "Преображение". Я понятия не имею как мне это удалось. Имея в распоряжении характер классического неудачника, объяснить я это могу только вмешательством Божьей благодати.

Главное, что я понял - когда вникаешь в чей-то опыт, в чью-либо методику, нельзя ни в коем случае загоняться, превращать этот опыт в закон. Нужно понимать, это всего-лишь опыт, основанный на конкретной человеческой жизни, сформированный в конкретных условиях, с конкретными человеческими данными. Кроме того, универсальность большинства методов достижения успеха весьма сомнительна из-за так называемой "систематической ошибки выжившего" - это когда формула успеха составляется исключительно на основании опыта тех, кто достиг успеха и совершенно не берется в расчет опыт подавляющего большинства людей, которые успеха так и не увидели. Если бы этот опыт учитывался, то мы бы увидели, что успех чаще всего - дело случая, результат удачного стечения обстоятельств, в чем собственно и признаются честные успешные люди, которые не пытаются продавать "формулу успеха". Поэтому нам нужно быть сфокусированными на реализации призвания, а не на достижении успеха. Я должен стараться делать как можно лучше то, что могу, не ради успеха в глазах людей, не ради собственного комфорта и удовольствия, а ради Бога, Который наделил меня определенными дарами и способностями, вложил в сердце соответствующие желания и мечты для исполнения предназначения. Для нас успех - это радовать Бога, а не впечатлять людей. А Его радует наше доверие и любовь, которые со всей очевидностью проявляется посреди испытаний и трудностей. Я уже много раз повторял и повторю еще раз - позиция человека веры: "делай что должен, что считаешь правильным, доверяя результат и последствия Богу."

У меня есть собственное уникальное предназначение и определенные под него способности, дары, наклонности и жизненные условия. Поэтому я беру из чужого опыта то, что берется, а всё, что не взялось, не должно становиться для меня причиной уныния и самоосуждения, даже если не взялось ничего. Главное, чтобы я не останавливался в своем движении с Богом. Как сказал Джордан Питерсон "всегда сравнивай себя с собой вчерашним и никогда не сравнивай с другими людьми".

Дисциплина (лат. disciplina — учёба, воспитание, школа) — поведение, направленное на следование определенному порядку или установленным правилам.

Если эти правила насаждаются извне, то дисциплина ничем не отличается от закона, который человек никогда не мог исполнить. Неудачные попытки поставить себя под закон неизбежно приводят к осуждению, потому что в этом и состоит суть закона - проявить и осудить нашу неспособность к подчинению.

Более того, если мы воспринимаем дисциплину как плату за духовность и особую приближенность к Богу, она становится причиной самоправедности. Люди, которым удалось себя дисциплинировать, обычно свысока смотрят на тех, кому это не удалось, осуждают их за отсутствие посвящения и стараются привести их к подчинению дисциплине манипулируя чувством вины или долга.

Дисциплина, ставшая для нас источником ощущения безопасности, уверенности в себе и своих силах является ничем иным как идолом. Этот идол был хорошо известен римлянам. Дисциплина — богиня в римской мифологии, персонифицирующая воинскую дисциплину. Культ получил распространение при императоре Адриане.

Помню, как уже будучи основательно разочарованным и обессиленным безуспешными попытками духовного преобразования своей жизни, я прочитал Резолюции Джонатана Эдвардса. Эти резолюции, являющие собой образец безупречной дисциплинированной христианской жизни просто добили меня, подлив масло в огонь моего самоосуждения.

Безусловно, это достойные восхищения правила жизни. Эдвардс был с детства крайне дисциплинированным и целеустремлённым. Человек с сильной волей. Слава Господу, Который смог употребить эти качества Джонатана для Своей славы. Так же как Он употребил его самую известную и весьма неоднозначную проповедь "Грешники в руках разгневанного Бога", которая в другое время могла бы быть отличным подспорьем для торговца индульгенциями.
Но что же делать таким слабакам как я, для кого Резолюции Эдвардса настолько же недостижимые высоты, как нагорная проповедь для мытаря? После бесконечной череды разочарований в собственной способности следовать своим обещаниям и правилам я понял, что мне нужно идти путем веры - не через самодисциплину, а через сораспятие, через осознание и переживание жизни Христа в себе. Это возможно только в случае обновленного мышления, для чего я начал непрестанно пербывать и в учении тех, кто проповедуют путь веры - Эндрю Мюррей, Вочман Ни, Майкл Уэллс, Дэн Стоун.

"Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если недобровольно, то исполняю только вверенное мне служение...
И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным." 
(1Кор 9:17,26)

Павел был захвачен своим предназначением, отождествил себя с ним. Мы же зачастую лишь исполняем религиозные обязанности, стремимся подчинить себя чужим правилам будучи движимы не откровением своего предназначения и не любовью, но чувством вины, страха или долга. Когда мы движимы любовью, вопрос цены и усилий теряет свое значение.

Это действительно хорошая практика - ставить перед собой высокие духовные цели, давать внутренние обещания. Без этого мы не будем иметь необходимой для изменений мотивации. Однако при этом нам нужно понимать, что достижение высоких, да впрочем и любых духовных целей невозможно естественными силами души, но только через осознание своей беспомощности, побуждающей нас целиком и полностью положиться на Христа. Тогда бы в церкви не было столько законничества, не было столько разочарованных и остывших верующих и они, как за последнюю соломинку не хватались бы за проповедников поддельной благодати.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. 
(Гал.3:24,25)

Нам ни в коем случае нельзя пренебрегать значением благочестивого внешнего дисциплинирования. На своем месте и в своем время нам нужно и внешнее и внутреннее. Дети, взрослея, не смогут сформировать зрелый характер, обрести внутреннюю дисциплину, если в лице родителей не имели примера и опыта внешнего дисциплинирования, поощряющего желательное конструктивное поведение и наказывающего нежелательное диструктивное. Так же обстоит дело и с духовным взрослением. Если, я сам в себе не имею дисциплины, то мне ее нужно взять у того, кто имеет - у Христа и Его Тела. Это происходит через подражание и подотчетность. Перефразируя слова Павла о роли закона, я бы сказал, что внешняя дисциплина должна быть детоводителем к дисциплине внутренней.

Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. 
(Фил.3:17)
 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 
(Евр.13:17)

Действие внешней дисциплины направлено снаружи вовнутрь. Оно не может происходить без помощи наставника. Но есть и второй вид дисциплины, которая по замечанию Эрнеста Юнгера (см. цитату вначале статьи) лучится изнутри наружу и формируется при помощи Другого Наставника. Эта сверхъестественная дисциплина, является частью нашей рожденной свыше природы. Божий Дух - это не дух хаоса, но Дух порядка. В Его сфере все идеально, гармонично, упорядочено и подчинено конкретным правилам. И весь секрет в том, что все это уже содержится внутри нас (Иез.36:25-27). Через взаимоотношения с Духом, через доверие Ему, через обращение среди тех, кто от Него рожден, мы естественным образом постепенно вырастаем в Его порядок, проявляем его, перенося из своего духа в практику жизни. Воспринимая правила Духа, мы вместе с ними принимаем желание и благодать для подчинения. Эти правила не переламывают нас, но идеально подходят нашему типу личности, наклонностям, призванию и идеально вписываются в наши жизненные обстоятельства. Поэтому о нас можно сказать, что мы одновременно и подчиненные и увлеченные. Зрелость же выражается в преобладании внутренней дисциплины над внешней.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)

Почему Его бремя легко? Потому что в Его любви такое бремя желанно. Означает ли это, что нам вообще не придется прилагать никаких усилий? Конечно придется! Хаосу необходимо противостоять. Энтропия обращается вспять только при целенаправленном воздействии энергии. Порядок нужно наводить, беспорядок образуется сам. Чтобы отвечать на побуждения Духа, нам всегда придется преодолевать сопротивление плоти и внешних обстоятельств. Но ведь именно для этого через простое доверие Он и подает нам Свою благодать и производит внутри нас желание. Все дело в Нем и в том, что Он делает, а не во мне и моих делах. Поэтому я не могу проиграть. Поэтому не могу похвалиться.




Слушать фрагмент:


Комментариев нет:

Отправить комментарий