Спасены или все еще спасаемся?



(fs) К.Лирик


«Человечество в принципе уже спасено. Мы, отдельные личности, должны лишь усвоить это спасение, но наиболее трудная работа - та её часть, которую мы не смогли бы осилить сами, - сделана за нас. Нам не приходится карабкаться в духовную жизнь своими собственными усилиями: она сама уже снизошла на человеческий род. Если только мы будем открыты тому единственному Человеку, в Котором она обитала во всей её полноте и Который, будучи Богом и настоящим человеком, совершит это в нас и за нас. Вспомните, что я говорил о "хорошей инфекции". Один из нашего рода обладает этой новой жизнью, и если мы приблизимся к Нему, то заразимся от Него.»

«Просто христианство»
Клайв Льюис

Одни христиане, опираясь на такие места Писания как Еф.2:5,8-9, Рим.10:9-10, 2Фес.2:13 считают  спасение единовременным актом, никак не связанным с ответственностью человека. Другие, опираясь на такие места Писания как Флп.2:12, Ин.15:6, 1Кор 15:2 напротив, считают, что спасение зависит от человека и никто до конца не может быть уверен в бесповоротности своего спасения.

Первые обвиняют вторых в спасении через дела праведности, вторые первых в злоупотреблении благодатью и безответственном отношении к призванию и личной святости. И те и другие и правы и не правы.

Разногласия связаны с двумя проблемами - с узким толкованием слова "спасение" и с недостаточным пониманием сути рождения свыше.

Многие понимают спасение, только в контексте спасения от вечной гибели. Но греческие слова переведенные как спасение, имеют более широкое значение:

Флп 2:12: "...со страхом и трепетом совершайте свое спасение (soteria)"

"soteria" - избавление, сохранение, безопасность

Мар.6:56: "И куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись (sozo)"
1Кор 15:2: "которым и спасаетесь (sozo), если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали"

"sozo" - спасать, беречь, сохранять, исцелять

Во время потопа ковчег - это было единственное, что отделило спасаемых от погибающих. Совершенно не важно было насколько хороший ты человек, насколько ты религиозен, не важно было какие именно грехи ты совершал, большие или маленькие, не важно было насколько близко ты знаком с Ноем... Важно было только одно - находишься ли ты в ковчеге. Твое присутствие на нем никак не было обусловлено твоими заслугами, регалиями, жертвами, твоей праведностью, мнением о тебе людей или самого Ноя. Единственное условие спасения от вод потопа - вера. Поверил ли ты словам Ноя, чтобы войти в ковчег и оставаться в нем до тех пор, пока окружающий мир "закончится"?

Наше условие спасения - верой войти во Христа и оставаться в Нем. А остаёмся мы в Нем не благодаря своей праведности, жертвенности, хорошей репутации в церкви, но благодаря вере в неослабевающее действие Крови Христовой, отделяющей нас от погибающего мира (см. Оставайтесь в ковчеге!). 

Спасение от вечной гибели - никак не зависящий от нас дар, который мы принимаем верой. Но вот сохранение спасения и распространение его последствий на личность и жизнь требует участия самого человека. Это значит, что человек спасен, но все ещё спасается.

Мы можем быть абсолютно уверены относительно своего, безусловно дарованного спасения от вечной гибели (Еф.2:5-8), точно так же как можем быть абсолютно уверены и в том, что Господь поможет нам это спасение сохранить, постоянно избавляя нас от текущих искушений и зла окружающего мира, исцеляя наши тела и души от последствий греха, постепенно взращивая нас в меру полного возраста Христова. И делать Он это будет в тесном сотрудничестве с нами, посредством нашего послушания и веры (см.1Фес.5:12-24, Рим 8:13-14, Флп 1:6).

Теперь что касается понимания спасения в контексте истины о рождении свыше.

Единовременным актом веры, независимо от дел праведности (Гал.3:2), наш дух был возрожден (Ин.3:6). спасен, сделан совершенным (Евр.10:14), безгрешным (1Ин.3:9), в нем мы уже посажены на небесах (Еф.2:6). В тоже время наши тела и души продолжают оставаться в этом падшем мире, испытывая не себе последствия греховного прошлого, давление греха, болезней, атаки дьявола - это значит, что процесс их спасения продолжается и будет окончательно завершен в день Господень.

Рим 8:23-24: "и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?"

Дух - залог нашего спасения, гарантия, дающая нам надежду полного искупления, когда и душа и тело так же будут спасены окончательно (2Кор.5:4-5, 1Ин.3:2, Рим.8:23-25, 1Кор.15:52-53).

А как же тогда Павел  в 1Кор.5:5 призывая к дисциплинарному воздействию на согрешающего, говорит "чтобы дух спасен был", как буд-то он еще не спасен?

Родиться свыше можно только один раз (Евр 6:4-6, Иуд1:12, 1Ин.5:17). Это значит, что человек, о котором идет речь в послании Павла не умер духовно, о чем свидетельствует его последующее покаяние и восстановление в общении с церковью (2Кор.2:6-9), но он был к этому близок (Отк.3:2). Здесь слову "sozo" более соответствует значение "сохранять" - речь идёт о сохранении человека от духовной смерти, о том, чтобы его дух не умер, остался спасённым (см. 1Фес.5:23). Кстати все это в свою очередь свидетельствует о возможности потери спасения.

Писание говорит, что мы...
 
  • уже спасены (Еф.2:5-9), но все ещё спасаемся (Флп.2:12);
  • уже прощены (1Ин.2:12), но всё ещё нуждаемся в прощении (1Ин.1:9);
  • уже введены в Царство Христа (Кол.1:13), но всё еще стремимся в него войти (2Пет.1:11);  
  • уже исцелены (1Пет.2:24), но всё ещё исцеляемся (Иак.5:16); 
  • уже освящены (Евр.10:10), но все ещё освящаемся (Отк.22:11); 
  • уже мертвы для греха (1Ин.3:9), но все ещё согрешаем (1Ин.2:1); 
  • уже распяты (Рим.6:6), но всё ещё распинаемы (Рим.8:13); 
  • уже совершенны (Евр.10:14), но все ещё преображаемся (2Кор.3:18);
  • уже всё знаем (1Ин.2:20), но все ещё ищем познания (Флп.3:8-11);
  • уже победили (1Ин.4:4), но все ещё сражаемся (2Кор.10:3); 
  • уже посажены на небесах (Еф.2:6), но все ещё странники и пришельцы (1Пет.1:17); 
  • уже усыновлены (Гал.4:5-7), но все ещё ожидаем усыновления (Рим.8:23);
  • уже имеем ум Христов (1Кор.2:16), но все ещё обновляем разум (Рим.12:2). 

Не слишком ли много противоречий? Как это понимать?
Понимать это нужно в контексте истины о новом творении. Все что Писание говорит как о единовременном законченном и совершенном действии касается только рожденного свыше духа. Что касается души и тела, то они находятся в процессе возрастания в восприятии и проявлении жизни Христа, в процессе, который завершится окончательным и полным преображением лишь в день Господень (1Ин.3:2, Рим.8:23, 1Кор.15:51-52).

Мат 13:33: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все."
1Фес 5:23: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа."

"Спасены" - это достижение Христа. "Спасаемся" - это проявление нами того, что Им уже достигнуто. Поэтому о нас так же можно сказать, что мы уже достигнуты, но всё ещё стараемся достичь:

"Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус." 
(Флп 3:12)

Итак. О христианах можно сказать что они уже спасены, что они спасаются и что они будут спасены. Во первых, они уже спасены от суда и ада (Рим.8:30). Далее они спасаются от греховных привычек и страстей, все более проявляя Христа своей жизнью – это называется освящением (Рим.8:29).  И в заключение,  они будут полностью спасены от разлагающего присутствия греха и смерти, их души и тела совершенно и окончательно преобразятся – это называется прославлением (Рим.8:21)



Слушать/скачать раздел "Основания":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Основания" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



6 комментариев:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Цитата:
    "Во время потопа ковчег - это было единственное, что отделило спасаемых от погибающих. Совершенно не важно было насколько хороший ты человек, насколько ты религиозен, не важно было какие именно грехи ты совершал, большие или маленькие, не важно было насколько близко ты знаком с Ноем... Важно было только одно - находишься ли ты в ковчеге. Твое присутствие на нем никак не было обусловлено твоими заслугами, регалиями, жертвами, твоей праведностью, мнением о тебе людей или самого Ноя. Единственное условие спасения от вод потопа - вера. Поверил ли ты словам Ноя, чтобы войти в ковчег и оставаться в нем до тех пор, пока окружающий мир "закончится"?"

    Просто подумайте о том, каково было находится в ковчеге нескольким людям из семьи Ноя? Рядом с ними были соткни животных, и некоторые были огромными - слоны, носороги, жирафы, тигры и другие. И все они ели и за всеми приходилось убирать навоз. Я думаю, что запах там был ужасающим. Ковчег - это прообраз церкви. А навоз ( по моему мнению) как прообраз греха. Грех также воняет. Но служители церкви не перестают её посещать. В церкви всегда так. Думать, что в церкви всегда будет приятно пахнуть, будет святое благоухание - утопично. Бог приводит разных людей в церковь, также как он привёл однажды разных людей в ковчег Ноя.

    Цитата:
    "уже спасены (Еф.2:5-9), но все ещё спасаемся (Флп. 2:12);
    уже прощены (1Ин.2:12), но всё ещё нуждаемся в прощении (1.Ин.1:9);
    уже введены в Царство Христа (Кол.1:13), но всё еще стремимся в него войти (2Пет.1:11);
    уже исцелены (1Пет.2:24), но всё ещё исцеляемся (Иак.5:16);
    уже освящены (Евр.10:10), но все ещё освящаемся (Отк.22:11);
    уже мертвы для греха (1Ин.3:9), но все ещё согрешаем (1Ин.2:1);
    уже распяты (Рим.6:6), но всё ещё распинаемы (Рим.8:13);
    уже совершенны (Евр.10:14), но все ещё преображаемся (2Кор.3:18);
    уже всё знаем (1Ин.2:20), но все ещё ищем познания (Флп.3:8-11);
    уже победили (1Ин.4:4), но все ещё сражаемся (2Кор.10:3);
    уже посажены на небесах (Еф.2:6), но все ещё странники и пришельцы (1Пет.1:17);
    уже усыновлены (Гал.4:5-7), но все ещё ожидаем усыновления (Рим.8:23);
    уже имеем ум Христов (1Кор.2:16), но все ещё обновляем разум (Рим.12:2)."

    Очень интересная подборка мест писания. Спасибо Кирилл.
    Я работаю и с верующими и с неверующими людьми. И, пожалуй, основываясь на вышенаписанном, могу сказать, что верующие - это вся строка, а неверующие, это только вторая половина. У нас, у верующих есть большая привилегия иметь и возрастать. А неверующие вроде бы и возрастают, но в том, чего не имеют. И это очень печально. Поэтому, так часто, я вижу, как люди которые вначале обратились к психологу, начинают свой поиск Бога и свой путь к нему.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я думаю, что звери в ковчеге были молодыми или даже детенышами, не достигшими больших размеров. В таком виде там были представлены и динозавры. Кроме того, в стрессовых обстоятельствах большинство животных способны впадать в спячку, когда их метаболизм максимально замедляется.

      Хотя с твоей метафорой в отношении Тела Христова вполне согласен.

      Удалить
    2. "Я работаю и с верующими и с неверующими людьми. И, пожалуй, основываясь на вышенаписанном, могу сказать, что верующие - это вся строка, а неверующие, это только вторая половина. У нас, у верующих есть большая привилегия иметь и возрастать. А неверующие вроде бы и возрастают, но в том, чего не имеют."

      Так и есть. Первая часть строки относится к внутреннему рожденному свыше естеству, вторая - к внешней стороне жизни. Неверующие пытаются менять плоды, не имея возможности изменить корень растения из которого они растут.

      Удалить
    3. "уже спасены (Еф.2:5-9), но все ещё спасаемся (Флп.2:12) ..."

      Изначально у меня были только 3-4 утверждения из этого списка. Остальные добавлялись в течении нескольких лет, по мере расширения моего понимания этой темы.

      Это действительно запутывает многих людей, которые не знают как совместить левую и правую части утверждений. К сожалению проповедники зачастую манипулируют Писанием, используя только левую или правую часть утверждений, в зависимости от того "законники" они или "благодатники".

      Удалить
  2. Миха:
    "В Бытие 6 главе (ст. 7-8, 13-14) чётко и ясно ведь написано, что никто, кроме определённых людей никак не смог бы (даже при огромном желании...) проникнуть в ковчег, иначе Ной нарушил бы повеление Бога..."

    Вопрос - Бог предопределил Ноя и его семью ко спасению или Он просто знал, что кроме них никто больше не откликнется? В любом случае, причина, по которой Ной оказался в ковчеге - он поверил Богу.

    "Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере."
    (Евр 11:7)

    Ною, как и Аврааму, вера была вменена в праведность, поэтому он спасся. Поэтому любой, кто поверил бы проповеди Ноя и захотел бы войти в ковчег, имел бы такую возможность. Так и сегодня, дверь спасения всё ещё открыта для каждого, но спасутся только уверовавшие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, требование веры как единственного условия спасения, возникает каждый раз, когда событие является прямой аллегорией на спасение во Христе. Например, когда помазывали кровью агнцев косяки дверей в Египте - совершенно неважно, кто при этом находился в доме. Или когда нужно было взглянуть на медного змея, чтобы не умереть от змеиного укуса - неважно кто на него смотрел, насколько он был праведен.

      Удалить