Дух, душа, тело (обзор)


Оглавление

(fs) К.Лирик


Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фесс.5:23)

Человек - это дух, у которого есть душа и который живет в теле. В Библии содержится описание нескольких различных "я" из-за чего у меня долгое время происходила путаница - какое из них должно должно быть распято, какое должно быть отвергнуто, какое должно быть любимо?


Дух

Притом, [если] мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? 
(Евр.12:9)
да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека...
(Чис.27:16)

Именно дух определяет природу всех духовных существ. В Библии описаны четыре вида духовных существ и соответственно четыре вида духовной природы:

  • Божий Дух - Божья природа
  • Человеческий дух - человеческая природа
  • Ангельский дух - природа Ангела
  • Демонический дух - природа сатаны

Есть еще один вид духовной природы, который появился только после воскресения Иисуса Христа - новое творение, ставшее результатом слияния духа человеческого с Духом Божьим:

1Кор 6:17: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."

Именно в этом слиянии и заключается разница между Адамом и нами во Христе.
По своей духовной идентичности человечество делится на две категории: духовно живых и духовно мертвых, на детей Бога и детей дьявола.


Грехопадение

Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
(Прит.18:15)

Дух - это сердцевина личности человека, источник духовной жизни, посредством которого осуществлялось общение и связь человека с Богом. Изначально в духе содержалась информация о детальном замысле Творца в отношении конкретной личности. Это божественный отпечаток, духовная ДНК.

Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
(Прит.20:27)
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
(1Кор.2:11)

Смерть - это состояние разделения. Смерть физическая - это разделение духа и души с телом, т.е. внутреннего человека с его внешней оболочкой. Смерть духовная - это разделение духа и души с Богом.
В момент грехопадения дух человека, утратив связь с Источником жизни, стал мертвым. Светильник угас (Прит.20:27) и душа погрузилась во тьму.

Быт 2:17: "а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь."

Адам после грехопадения прожил еще многие сотни лет. И все же он умер в тот же день, но только не физически, а духовно. Его дух, потеряв связь с источником духовной жизни стал мертвым. Мертвое не может родить живое, плоть рождает только плоть, подобное только подобное, поэтому все мы, как дети Адама стали рождаться в духовно мертвом состоянии:

Пс 50:7: "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя."
Рим 5:12: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом - смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили."

Греховная природа - это не какая-то личность, субстанция, внутренний орган или духовный принцип. Греховная природа - это состояние, в котором оказывается человек, когда его дух и душа разделены с Богом. В таком состоянии, когда, будучи отделенным от Источника жизни, дух человека стал мертвым, предоставленная самой себе душа, подогреваемая собственными плотскими, животными страстями, а так же постоянно искушаемая снаружи дьяволом и окружающим падшим миром, начинает свой печальный путь к деградации, разложению и смерти.

Мы не становимся грешниками, потому что грешим, но мы грешим, потому что мы по природе грешники ("Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?"), как и Павел об этом говорит: "уже не я то делаю, но живущий во мне грех". Поэтому помимо прощения грехов, Богу нужно было решить вопрос греховной природы.

Подробнее мы рассмотрим вопрос духовной природы в Разделе II (см. Оглавление)


Возрождение

"Бог взирает с небес на людей, чтобы увидеть, есть ли понимающий, ищущий Бога. Все сбились с пути, все, как один, развратились; нет делающего добро, нет ни одного." 
(Пс 52:3-4)
"Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" 
(Иер 17:9)
"помышление сердца человеческого — зло от юности его" 
(Быт 8:21)

Философы-гуманисты и психологи с таким отношением к человечеству не согласны и не оставляют своих попыток улучшать грешников. Однако лучшее, чего они добились - примирили человека с его греховной природой, приучили чувствовать себя комфортно в падшем состоянии. Проблему тотальной испорченности человека способно решить только возрождение.

Духовная смерть и падшая природа царствовала до тех пор, пока не пришел Иисус, который устранил разделение с Богом и сделал возможным возрождение человеческого духа через рождение свыше. Поэтому Он и назван Тем, Кто животворит (делает живым) дух.

1Кор 15:45: "Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий."

Дух возрождается к жизни в момент обращения, когда человек принимает верой прощение грехов через жертву Христа:

Деян 2:38: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа."
Гал 3:14: "дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою."

Как неверие стало причиной смерти духовной, так вера является причиной возрождения духа. Вот почему, даже ребенку, рожденному от духовно живого родителя необходима личная вера, чтобы быть духовно живым.

Во время рождения свыше Божий Дух входит в дух человека, оживотворяя его, делая новым источником жизни, возвращая в него истинную ДНК, Божий первообраз личности, знание о том, какой она была задумана изначально, как она должна мыслить, что чувствовать и чего желать (1Кор.2:11, 2Кор.3:18, 5:15-16) . Но произошло ещё кое-что. Оживотворив человеческий дух, Дух Божий в нем остался. Точно так же как разлагающее действие смерти и тьмы началось с человеческого духа (Мк.7:21-23), теперь уже возрожденный дух, называемый новым творением, осуществляя обратный процесс, начинает очищать отравленную душу, приводить ее (заквашивать) в соответствие с первообразом, взращивать в полный возраст Христов (2Кор.4:16). Чем отчётливее мы видим этот первообраз, Христа, тем быстрее и легче наша душа в него преображается (2Кор.3:18). И окончательно этот процесс завершится в Его день:

1Ин 3:2: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть."

К подробному рассмотрению духовной природы человека мы вернемся в разделе II (см. Возрождение духа)


Рождались ли свыше святые ветхого завета?

4Цар 2:9: "И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне."
Чис 11:17: "возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил."
Дан 4:6: "Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святого Бога"
Авв 2:1: "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне"

Все эти места вроде бы свидетельствуют в пользу того, что святые Ветхого Завета рождались свыше. Однако, Петр говорит, что открытая через жертву Христа слава спасения относилась не к предвозвестившим ее пророкам, а к нам:

1Пет.1:10-12: "К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что НЕ ИМ САМИМ, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы."

Слова же "сущий в них Дух Христов" скорее указывают на их близость с Божьим Духом, чем на рождение свыше, которое, как дальше написано, принадлежит нам, а не им.

Через Иезекииля (Иез.36:25-27), Иоиля (Иоил.2:28,29), Иеремию (Иер.31:31-34) Господь говорит, что обетование рождения свыше принадлежит Новому Завету и без очистительной Крови Агнца является невозможным:

Ин 7:39: "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен."
Ин 16:7: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам"

Деян 2:38: "Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа."

Как же тогда понимать приведенные выше места Писания о взаимоотношениях святых ВЗ с Духом Божьим?
От близости с Богом человеческий дух переживал определенное возрождение:

Ис 57:15: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных."

Однако это не далало их детьми Божьими. Новое творение - это принципиально иной вид духовной природы, в которой нераздельно слились дух человека и Дух Божий (см. От Адама до Адама).

1Кор 6:17: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."
2Кор 5:17: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."

В греческом языке существует два слова, которые относятся к слову «новое» – «neos» и «kainos». «Neos» значит что-то, такого же рода, но новое по времени, более молодое. "Kainos" же означает "другой", иной по природе, неизвестный ранее, например: новое имя, новый завет, Новый Иерусалим.


Душа

Душа (воля, эмоции, разум) - это средство выражения личностных качеств, которые определяют мою индивидуальность. Черты характера, темперамент, способности, наклонности. Душа - это инструмент, с помощью которого реализуется Богом данное уникальное предназначение - мы все призваны являть славу Божью, но делаем это по разному. Поэтому попытка изменить или отвергнуть этот инструментарий - совершенно бессмысленное занятие, мы должны учиться правильно, профессионально им пользоваться и развивать. Это то самое "я", которое мы должны различать и любить. Душа тесно связана с телом, с его физиологическими потребностями, которые без должного управления быстро превращаются в похоти. Посредством духа мы соприкасаемся с духовной реальностью, посредством души - с материальной.

Душа, как инструментарий личности, не может быть плохой или хорошей. Все зависит от того, кто именно выражает себя через душу - новое творение или падшая природа человека. Бог, для воплощения конкретной человеческой души в материальной реальности имеет в распоряжении лишь оскверненное грехом семя Адама, соединяясь с которым душа и становится греховной. Иное семя приходит с рождением свыше.


Преображение

Возрождение затрагивает всего человека. Но затрагивает не в равной степени. Совершенным становится только дух, который соединяется с Духом Божьим. Что касается души и тела - процесс их преображения только начинается. Поэтому вначале внутри рождённого свыше человека происходит разделение (дихотомия) между духом и плотью до тех пор, пока внешние реакции души не будут "заквашены" и приведены в соответствие с внутренней природой дитя Божьего.

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
(Евр 4:12)
"Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все."
(Мат 13:33)
"ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы."
(Гал 5:17)

После рождения свыше дух человека, соединившись с Духом Божьим, возрождается, становится новым, совершенным, однако в душе сохраняется память о том времени, которое мы жили без Бога. Это определенные реакции, привычки и неправильные представления, порожденные грехом и закрепившиеся в душе в виде твердынь (2Кор.10:4-5). Совокупность этих ложных чувств, мыслей и желаний Писание называет плотью (1Кор.3:3). Это оставшаяся от прежней жизни ветхая, грязная, рваная одежда, которую мы должны "совлечь", т.е. снять с себя (Кол.3:9, Евр.12:1). Этот привычный для ветхого человека внешний образ мышления и жизни мы теперь должны отвергнуть как ложный, не соответствующий нашему новому внутреннему естеству (Еф.4:22). Эта часть души (имею ввиду греховную память, не путать с данным Богом инструментарием), в отличие от духа, может и должна меняться. Мысли (Рим.12:2, Рим.8:6), чувства (Евр.5:14, Флп.2:5) и желания (Флп.2:13) должны быть приведены в соответствие с внутренней природой. Этот процесс Писание называет преображением в образ Христа, возрастанием в проявлении плодов духа или освящением. Другими словами, движимые благодатью, мы трудимся над тем, чтобы превратить душу из инструмента, транслирующего опыт греховного прошлого, в совершенный инструмент выражения нашего духа, нашей истинной внутренней природы, природы Христа.

После рождения свыше дух возрождается, соединяясь с Божьим Духом. Душа соединяется с Богом только посредством духа и только через веру. Именно поэтому Писание однозначно и многократно говорит о бесповоротной смерти нашего падшего "я" - 2Кор.5:14, Кол.2:12, Кол.3:3, 2Тим.2:11, Гал.2:19-20, Рим.6:1-23. Таким образом плоть - это душа в состоянии неверия, когда она отсоединена от духа и предоставлена сама себе. Освящение - это процесс приведения души от состояния неверия к вере, к полноте отождествления со Христом. Это процесс выявления и устранения из души и из жизни тех периодов и областей, в которых мы не осознаем себя во Христе, не отождествлены с Ним.
Поэтому похоти - это лишь последствие неверия или ложного отождествления себя с греховным прошлым или окружением:

"Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят." (1Пет.1:14-16)
"Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас." (2Кор.6:16,17)

Душа как несмышлёный, упрямый осел, привыкший жить своими животными инстинктами, после обретения хозяина (возрожденный дух) по привычке стремится к помойкам собственных эгоистических желаний и ядовитым водам греха. И здесь нужно твердое руководство нового хозяина, чтобы приучить этого осла ходить к тихим водам и злачным пажитям. Душа, слепа сама по себе, она не знает цели. Поэтому оказавшись без должного руководства, душа, движимая ложными ценностями и ложными целями, начинает блуждать по мусоркам и свалкам этого мира, пока не влезет в неприятности или не съест какую-нибудь гадость (см. Идолопоклонство).
Представьте, что я уставший прихожу домой после работы и тут появляется привычная мысль: «Я устал, надо расслабиться и посмотреть по телеку боевичок». Теперь мне необходимо увидеть, что из этого «я», желающего расслабляться таким образом, торчат ослиные уши. Дух знает цель и наша задача подчинить душу ее новому хозяину, приучить ходить новыми путями. Приученный к правильной дороге осел, в конечном итоге начинает двигаться по ней без понукания. Так и с нашей душой - чем тверже мы дисциплинируем ее, тем быстрее она станет привычна к своему новому истинному предназначению - выражать жизнь и силу духа.
К подробному рассмотрению преображения души мы вернемся в разделах IV, V, VI (см. Оглавление)

1Кор 6:19-20: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии."

Искупление затрагивает все аспекты нашего естества. Последствия искупления духа - его возрождение, последствия искупления души - ее преображение, последствия искупления тела - его исцеление.
Искупление в полной мере проявится в последний день, когда явление славы Христа окончательно уничтожит присутствие тьмы как в душе так и в теле. Но исцеление душевных ран и телесных недугов, воскрешения мертвых, изгнания бесов происходят уже сейчас, потому что Иисус есть воскрешение и жизнь не только для духа, но и для души и тела всегда, а не только в последний день.
К подробному рассмотрению преображения тела мы вернемся в разделе VII (см. Оглавление)


Два царства

Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
(2Кор.4:16-18)

Тварной мир дуалистичен (двойственен), он состоит из двух царств, или двух реальностей - духовной и материальной (см. цитату Дэна Стоуна). Человек создан таким образом, чтобы жить сразу в обеих этих реальностях, взаимодействовать с ними, поэтому он так же дуалистичен. С духовной реальностью человек взаимодействует посредством своего духа через веру, с материальной - посредством своей души и своего тела, через семь органов чувств. 
  • зрение (глаза)
  • слух (уши)
  • осязание (кожа)
  • обоняние (нос)
  • вкус (язык)
  • равновесие (вестибулярный аппарат)
  • эмоции (эндокринная система)
Принципы преображения по вере остаются одинаковыми как для исцеления тела, так и для исцеления души. Многие совершенно обоснованно учат, что вера - это движение вопреки свидетельству этих семи органов чувств, относящихся к жизни в физическом теле. Проблема отсутствия прогресса в физическом исцелении часто связана с тем, что человек ставит свидетельства чувств выше Слова Божьего. Но такие проблемы в душевной сфере как обида, идолопоклонство, отверженность, страх, вина и т.д. точно так же обусловлены тем, что человек ставит свидетельство эмоций выше Слова Божьего, таким образом, избирая жизнь с опорой на материальное царство.

Поэтому вера истине - это универсальное средство решения всех жизненных вопросов, это единственное средство преображения.
Разум является связующим звеном между обоими царствами, именно разум определяет в соответствии с какой реальностью, духовной или материальной будет осуществляться жизнедеятельность человека. Поэтому Писание делает такой акцент именно на обновлении разума. 

При этом нужно понимать, что духовная сфера имеет приоритет по сравнению с материальной. Из невидимого происходит видимое, а не наоборот, потому что видимое временно, а невидимое вечно. Именно оттуда, из вечного приходит сила для исцеления, освобождения, преображения, для изменения материальной временной реальности. А вера является тем каналом, по которому осуществляется излияние преображающей силы. И, по сути, вся эта моя работа - личное свидетельство о том, как Бог шаг за шагом учит меня жить в Его вечной реальности.



Слушать/скачать раздел "Основания":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Основания" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



8 комментариев:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Цитата:
    "Греховная природа - это не какая-то личность, субстанция, внутренний орган или духовный принцип. Греховная природа - это состояние, в котором оказывается человек, когда его дух и душа разделены с Богом. В таком состоянии, когда, будучи отделенным от Источника жизни, дух человека стал мертвым, предоставленная самой себе душа, подогреваемая собственными плотскими, животными страстями, а так же постоянно искушаемая снаружи дьяволом и окружающим падшим миром, начинает свой печальный путь к деградации, разложению и смерти."

    В последнее время я часто сталкиваюсь с парадоксальным для меня явлением. Обозначу его так: Не возрождённая душа, сталкиваясь с возрождённой (духовной) оживает. Опишу клиентский случай. Неверующая женщина с ребёнком рассталась с мужем год назад , но официально не развелась с ним. Причина - зависимость мужа. Сейчас он принял решение и пошёл на войну. В данный момент находится в месте подготовки. Звонит жене и говорит, что всё осознал, понял ценность семьи и спрашивает жену, будет ли она его ждать. Женщина не хочет ждать своего мужа. Но переживает, что если скажет ему об этом, то он погибнет, потому что ему не зачем будет жить, и она уже тогда тоже с этим жить не сможет. И тогда я, посоветовавшись с более опытным коллегой (психологом христианином с огромным стажем) сказала ей чисто Христианское мнение. Оно звучит так: В смысле, ты не можешь ждать своего мужа? Он же тебе муж. Это не обсуждается. Ты просто должна ждать его и сказать ему об этом. У женщины шок. Она предлагает такой план - развод через суд с мужем, чтобы не быть его женой по документам и соответственно не ждать его. На что я говорю, что это сильнейшее предательство не только мужа, но и всего рода, всего будущего, будущего их ребёнка. Как она с этим будет жить дальше?
    Далее пауза 5 дней. Затем клиентка возвращается и говорит, что после первого шока от моего с ней общения, отрицания и гнева, она начала размышлять о своём браке и многое поняла. Сокращая подробности, я скажу финал. Женщина сказала мне, что какая то неведомая сила работала с ней эти пять дней, эта сила помогла ей понять, что их ребёнок это плод любви её и её мужа, ведь в нём течёт его кровь. И самое главное, она позвонила мужу и сказала ему: Зачем ты задаёшь такой вопрос. Я твоя жена, и конечно я буду тебя ждать.
    Что это было? Таких случаев в моей практике уже несколько. Это начало происходить недавно, когда я поняла, что очень важно Христианскому психологу при общении с неверующими клиентами не прятать свои ценности и мировоззрение, а следовать им и напрямую ими делиться. Вот такая вот история. Мне очень волнительно было всё это писать, поэтому на сегодня всё. Я продолжу разбор этой главы в следующую субботу.

    Да простят меня все украинцы, что я привела в пример историю с войной. Но это теперь наша с вами реальность. И в неё попадают обычные люди. И я, как лекарь души, конечно же не смогу вылечить "красноармейца", и пройти мимо "фашиста". Я надеюсь , вы понимаете о чём я . Я против войны. Но я за людей. Так же как Иисус был против греха, но любил грешников. В любом случае, мне волнительно было писать эту историю именно по причине остроты ситуации, которую я лично не выбирала и отчаянно против неё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда я принципиально и последовательно сосредоточен на Иисусе, чтобы проявлять Его жизнь и праведность, тогда соприкосновение со мной приводит человека к одному из двух последствий - либо к оживотворению, либо к ожесточению.

      Что касается служения семьям воюющих русских - и Иисуса (Рим.8:5) и Петра (Деян.10) тоже можно было упрекнуть за служение оккупантам.

      Удалить
    2. Софьина Татьяна:

      ЦИТАТА:
      "Душа (воля, эмоции, разум) - это средство выражения личностных качеств, которые определяют мою индивидуальность. Черты характера, темперамент, способности, наклонности. Душа - это инструмент, с помощью которого реализуется Богом данное уникальное предназначение - мы все призваны являть славу Божью, но делаем это по разному. Поэтому попытка изменить или отвергнуть этот инструментарий - совершенно бессмысленное занятие, мы должны учиться правильно, профессионально им пользоваться и развивать. Это то самое "я", которое мы должны различать и любить. Душа тесно связана с телом, с его физиологическими потребностями, которые без должного управления быстро превращаются в похоти. Посредством духа мы соприкасаемся с духовной реальностью, посредством души - с материальной.
      Душа, как инструментарий личности, не может быть плохой или хорошей. Все зависит от того, кто именно выражает себя через душу - новое творение или падшая природа человека. Бог, для воплощения конкретной человеческой души в материальной реальности имеет в распоряжении лишь оскверненное грехом семя Адама, соединяясь с которым душа и становится греховной. Иное семя приходит с рождением свыше."

      Человек растёт и развивается в определённых условиях. Кто-то в семье (и эти семьи абсолютно разные), кто-то вне семьи (в детском доме). И душа верующего человека, до того возрождения уже сформирована. Именно поэтому мы так часто удивляемся, как в церкви могут быть люди (а ещё и на высоких духовных постах), которые мстят, грубят, повышают голос (список можно продолжать и продолжать, это просто первое, что пришло мне в голову). А всё потому, что человек так привык. Он рос с определённым примером перед глазами и продолжает следовать поведению своих родителей. Мы называем грехом пьянство, гневливость и прочие пороки, которые очевидны, которые видно невооружённым глазом. И от них обычно люди, пришедшие к Богу и в церковь, освобождают сразу или в первый год уверования. Но как быть с пороками, которые на первый взгляд не видны? Как быть с плотскими проявлениями? И как отличить плоть и душу? С чем мы боремся? Этот вопрос очень часто задают и новообращённые верующие и "староверы". Ведь душа имеет право на существование. И душевные проявления имеют право на существование тоже. Где эта грань? Какие проявления мы называем душевными, а какие плотскими? Эмоции - их выражать можно или нельзя? Полезно это или вредно?
      Давайте сегодня и последующие дни поразмышляем на эту тему. Ответов специально не даю. Да если честно, сама в сомнениях, есть ли они у меня. Поэтому тема для размышления открыта.
      Дух всегда противится плоти, плоть всегда противится духу. Они друг другу противятся. А где здесь душа? Какой у неё статус? Со знаком плюс или со знаком минус?

      Удалить
    3. Поиски ответов именно на эти вопросы и стали причиной появления "Школы преображения". Очень полезно начать размышлять на эти темы. Свои ответы я даю в последующих главах книги.
      Таня, огромное спасибо за твои комментарии.

      Удалить
  2. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    ЦИТАТА:
    «Душа как несмышлёный, упрямый осел, привыкший жить своими животными инстинктами, после обретения хозяина (возрожденный дух) по привычке стремится к помойкам собственных эгоистических желаний и ядовитым водам греха. И здесь нужно твердое руководство нового хозяина, чтобы приучить этого осла ходить к тихим водам и злачным пажитям. Душа, слепа сама по себе, она не знает цели. Поэтому оказавшись без должного руководства, душа, движимая ложными ценностями и ложными целями, начинает блуждать по мусоркам и свалкам этого мира, пока не влезет в неприятности или не съест какую-нибудь гадость.»

    На прошлой неделе консультировала Христианина с ярко выраженным призванием евангелиста. Он выгорел, устал от служения и устал от нарушения своих личных границ его ещё не пожилой матерью.
    Мы поговорили. Я дала этому человеку возможность взглянуть на ситуацию по другому, отнестись (в такой не простой для него период жизни) более щадяще к себе.
    Через неделю он написал мне вот что:

    "Я понял, что моя душа искала себе защиту, как выстроить границы, чтобы избежать мученичества, но этот стих он быстро "вскрыл" то, что было в сердце - Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её. Получается я любил или люблю её больше чем Бога, раз я берегу её. А это не нести крест свой."

    Я думаю, что этот человек, через отрицание потакания своей душе, получил тот ответ, который он искал для себя в данный момент своей жизни. И для него он действительно единственный и верный.
    Мы разные. Мы проходим разные жизненные трудности и испытания. В моей личной истории однажды мой псевдо-духовный энтузиазм привёл меня к тому, что я не позволяла чувствовать себя беззащитной и тем самым мои невыраженные эмоции ушли в тело, и я приобрела соматические проявления в виде удушающего кашля, всякий раз, когда не могла справиться со сложными ситуациями.
    Это не означает, что я осуждаю мужчину из своей истории. Возможно у него действительно столько духовных сил и посвящения Богу, что он справится с их помощью со своей израненной душой. Покажет время.
    А я могу лишь пожелать всем нам быть Христианами настолько, насколько нам это открыто Богом. Важно, чтобы наша духовность, как и наша душевность, не сломали нас. Чтобы они были в том правильном балансе, о котором говорит Библия:
    "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." Первое послание к Фессалоникийцам 5:23-24

    ОтветитьУдалить
  3. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    Цитата:
    "Поэтому вера истине - это универсальное средство решения всех жизненных вопросов, это единственное средство преображения.
    Разум является связующим звеном между обоими царствами, именно разум определяет в соответствии с какой реальностью, духовной или материальной будет осуществляться жизнедеятельность человека. Поэтому Писание делает такой акцент именно на обновлении разума.
    При этом нужно понимать, что духовная сфера имеет приоритет по сравнению с материальной. Из невидимого происходит видимое, а не наоборот, потому что видимое временно, а невидимое вечно. Именно оттуда, из вечного приходит сила для исцеления, освобождения, преображения, для изменения материальной временной реальности. А вера является тем каналом, по которому осуществляется излияние преображающей силы."

    Если что-то в любой науке, учении, мировоззрении, выборе работы противоречит Библии - лучше не держаться за это, удалиться от этого. В этом наша вера истине, о которой пишет Кирилл. И именно этот выбор мы сначала обдумываем при помощи нашего разума, а потом его делаем. Мы выбираем Библию и истину. Библия - универсальный инструмент, который является камертоном, по которому верующие люди настраивают свою жизнь. Дотянуть до идеального звука нельзя, невозможно. Им просто можно быть, им звучать. Когда мы приходим в эту идеальную позицию перед Богом, нам не нужно стараться, нам не нужно мучиться муками выбора, мы просто понимаем, что мы в истине, мы звучим верно.
    За 24 года хождения с Богом (а это половина моей жизни) я видела многих верующих, отошедших от Бога навсегда. И всегда в основе лежала игра с грехом в материальном мире. Об этом на мой взгляд пишет Кирилл. Верующий человек, служитель, миссионер выбирает продавать алкоголь, потому что там платят большую зарплату, и как результат - болезни желудка, гастрит, язва. Он перестаёт ходить в церковь. Его дети вырастают, не зная Бога.
    У каждого из нас есть десяток таких примеров. А то и больше.
    Разум определяет в соответствии с духовной или материальной реальностью человек будет жить и делать свои выборы. Да, это именно так.
    Как это в психологии?
    Сейчас мы консультируем в паре с другим психологом семейную пару. Они Христиане. В их жизнь пришла измена. Они хотят восстановить отношения. И без Бога и их веры у них нет ни одного шанса. Никакая психология им не поможет. В их случае, любой мирской психолог посоветовал бы им развестись. Но не мы. И не они. Они работают, стараются. Мы оба (психологи) видим перед собой непосильную задачу. Для них и для нас, но не для Бога. Мы начинаем и заканчиваем наши очень непростые встречи молитвой. Каждый раз я переживаю, что встреча может стать последней. Но с Божьей помощью, на вере и решении, на уповании на Бога и применении психологических инструментов, эта семья преодолевает невозможное. И это чудо, друзья. Повторюсь, без Бога, просто с психологией, у них не было бы ни одного шанса.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим Королев, христианский психолог:

      Консультируя христианские пары, я понял, что в психологии существует огромный пробел. И называется он — христианская семейная психология.
      В церкви собираются не совершенные люди, да и куда пойти человеку, с кучей душевной боли, как ни к Богу. Вот такие мы приходим к Творцу, отдаем Ему свою жизнь, и находим себе в пару такого же не совершенного человека.
      И тут начинается самое интересное. Глядя на многие христианские пары кажется, ну как им в голову пришло жить вместе. Им не нужно было даже пытаться, на столько они не подходят друг другу. Но потом, погружаясь в работу, понимаешь, на сколько велик промысел Творца!
      Вот пара — их непохожесть может разрушить их жизнь, а может и послужить созидающей силой. Они могут хорошо скомпенсировать друг друга, и обрести не только счастье, но и новые сильные стороны, которых им так не хватало. А по пути, еще и избавиться от некоторых травм, и психологических проблем. Которые мешают им жить с самого детства.
      Но чтобы произошло именно так, им приходится пройти очень не простой путь. Чтобы увидеть друг друга в божьем свете, нужно переступить через собственное несовершенство. А это очень сложное дело.
      Для мирских людей просто не возможное. Если бы это были люди из мира, я бы сказал им на первой консультации, что можно даже не пытаться. Но что не возможно человеку, возможно Богу. Поэтому мы молимся за нашу пару, больше полагаясь на силу Бога, чем на свои знания.

      Удалить
    2. Недавно в собрании как раз обсуждали два подхода к служению - духовный и психологический. Как и все люди, психологи, в зависимости от избираемых ресурсов делятся на плотских и духовных. Плотские с разной степенью успеха пытаются улучшить функционирование души, копаясь в "мертвечине" греховного прошлого. Духовные помогают проявиться новому творению через отождествление со Христом.

      Как я уже раньше писал, зависимость верующих от психологии и медицины является следствием недостатка проявления в церкви даров Святого Духа.

      Мы верим в Божественное исцеление. Однако, если после моего служения больному ребенку, температура не упала, то я дам ему жаропонижающее. Не будет ли это проявлением непослушания Богу? Конечно нет. Возможно, такой подход действительно является следствием несовершенства служения, недостатка зрелости и проявления даров Духа (Иисус ни одного человека после Себя к врачу не направил). Однако мы верим, что Бог заинтересован в устранении страдания ребенка в любом случае, поэтому служитель обязан либо устранить причину страдания сверхъестественным образом, либо, если не может, рекомендует прибегнуть к естественным медицинским средствам. Точно так же обстоит дело со страданиями душевными.

      "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. "
      (2Кор.3:17,18)

      Беря за образец служение Иисуса Христа, я верю, что сверхъестественное исцеление физических и душевных недугов - наилучший и совершеннейший путь, который в большей степени проявляет Божью славу и открывает миру Его любовь. Я верю, что наиболее полноценный и целостный путь преображения - это путь откровения, а не применения медицинских и психологических технологий. Но тем не менее, если в результате применения сугубо духовного подхода ваше состояние не улучшается, вы свободны искать помощи у медицины и психологии, конечно если при этом продолжаете доверять Богу. Рожденные свыше специалисты, способные совмещать оба подхода - являются большим благословением для церкви. Поэтому не позволяйте вместо одной несвободы, навесить на себя еще несколько - вину и страх.

      "Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. "
      (Рим.14:22)

      Удалить