Низвержение идолов



(fs) К.Лирик


  1. Природа зависимостей
  2. Определение идола
  3. Благотворная зависимость
  4. Пожалуйста, не уходи...



Природа зависимостей

"В основном свободу человек проявляет только в выборе зависимости."
(Герман Гессе)

Почти тридцать лет своей жизни я посвятил борьбе с зависимостями, прежде всего со своими собственными. Можно сказать, что я ветеран на этом фронте. Только не подумайте, что я наркоман с тридцатилетним стажем. Просто я серьезно и ответственно отношусь ко всем видам зависимостей, коих великое множество. Далеко не все они деструктивные. Например зависимость жены от мужа или ребенка от матери может быть как полезной созидательной, так и разрушительной. Но обо всем по порядку.

Несколько лет назад покончил с собой Робин Уильямс - один из моих любимых актёров. Добродушный комедийный актер, добившийся всех мыслимых высот в жизни и карьере, многие годы страдал тяжёлой депрессией, лечился от алкогольной зависимости. Но почему же люди, у которых нет никаких видимых причин для страдания, так жестоко страдают и так уязвимы перед зависимостями?

Кит Флинт (The Prodigy) Честер Беннингтон (Linkin Park), Крис Корнелл (Soungarden), Курт Кобейн (Nirvana), Уэнди Уильямс (Plasmatics) - музыканты, спортсмены, шоумены, актеры, политики - список звездных суицидников просто бесконечен. Перечислять же тех, кто сидит на антидепрессантах, наркотиках и алкоголе просто бессмысленно, так как там вообще через одного, если не каждый первый.

Почему я начал со звёзд? Какое отношение их проблемы имеют к нам, простым смертным? Я хочу сразу развенчать стереотип, что зависимости - это всегда следствие влияния плохой социальной среды, типа "народ спивается из-за нищеты и безнадеги". А элита, звёзды и богачи тогда из-за чего спиваются? С жиру бесятся?

На самом деле тоже из-за безнадеги. Просто одни теряют надежду, потому что не могут добиться успеха для обретения счастья и удовлетворения, другие теряют её, потому что успеха добились, а счастья так и не обрели. Эти, страдающие, по крайней мере демонстрируют наличие души и оказываются честнее тех, кто изображают картинку благополучия. Для того, чтобы решать, что с этой пустотой делать, нам прежде всего стоит выяснить откуда эта пустота взялась.

В каком случае я завишу от каких-то вещей или людей? Когда я в них нуждаюсь, когда они восполняют какие-то мои физические или душевные потребности. Зависимость - это привычка восполнять потребности или игнорировать их определенным образом.
Хроническое невосполнение этих нужд приводит к образованию пустоты, к разочарованию, депрессии и страху. Эту пустоту нужно либо как-то игнорировать, либо как-то заглушить. Хорошо, если эти потребности восполняются через здоровые связи и привычки. Однако внутренняя жажда настолько сильна, что человек обычно не сильно разборчив в средствах ее утоления. К сожалению, наиболее доступные средства как раз и являются наиболее разрушительными. Чтобы добраться до чистой воды, нужно вырыть колодец, а грязная лужа, вот она - прямо под ногами.

Итак, мы не можем избежать зависимостей. Но мы можем выбрать, от чего зависеть. Выбрать источник для утоления жажды.
Существует множество видов зависимостей, начиная от зависимости от мнения людей и заканчивая наркотической. И между прочим, первая бывает не менее разрушительной.


Большинство людей находятся близко к самому основанию так называемой пирамиды потребностей Маслоу, они тратят всё свое время и усилия на удовлетворение физиологических потребностей и слишком заняты, чтобы задумываться о таких высоких вещах, как смысл, цель, предназначение. У них нет возможности проверить теорию, согласно которой дорога к счастью лежит через приобретение славы, известности, богатства, власти или самореализации. Однако те, кто эту теорию смогли проверить на собственном опыте, оказавшись на более высоких уровнях в иерархии потребностей, обнаружили лишь пустоту, бессмысленность, одиночество и разочарование, ведь они уже исключили всё то, что, как им казалось, гарантировало удовлетворение. Екклесиаст, прошедший всю эту пирамиду снизу доверху, давший своей душе всё, чего она только могла пожелать, обернувшись на все свои достижения, на славу, власть, удовольствия, разочарованно восклицает: "И возненавидел я жизнь и противны стали дела - ибо всё суета и томление духа".

Разочарованные либо становятся скептиками, циниками и нигилистами, либо игнорируют душевную пустоту вообще, низводя себя до животного уровня, до восполнения базовых физиологических потребностей - «ешь, пей, веселись, работай, размножайся и не задавай вопросов». Те же, кто пустоту игнорировать не могут, кто не могут смириться с бессмысленным существованием и в тоже время недостаточно равнодушны, чтобы стать скептиками, становятся клиентами психологов и наркологов.
Мне кажется типичным представителем скептиков является Александр Невзоров. Это остроумный интеллектуал, который нашел спасение от разочарования в наблюдении за действительностью и выставлении ей диагноза. Его рецепт осмысленной жизни - забить на всё и стать как он  - холодным циником. Однако если вы хотите жить, а не наблюдать за жизнью, этот подход не для вас. Поверьте, стенд-ап не лучшее пособие для жизни, в особенности стенд-ап политический.

Основоположник логотерапии Виктор Франкл в качестве основной жизненной мотивации и лекарства от разочарования предлагает обретение смысла. Франкл предлагает выбрать наиболее подходящий для себя смысл и следовать ему. Например популярный современный интеллектуал доктор Джордан Питерсон в качестве достойной жизненной цели предлагает избрать уменьшение хаоса и страданий. Многим молодым людям это действительно помогло обрести достаточную жизненную мотивацию и осмысленность бытия.

Однако для свободного выбора подходящего смысла необходимо одно условие - в него действительно нужно верить. Как это ни парадоксально, чтобы смысл предоставлял долговременную осознанную жизненную мотивацию, он должен быть достаточно весомым и убедительным, чтобы я смог положить на него всю свою жизнь. Как кто-то сказал "Если ты не нашел то, ради чего стоит умереть, значит ты не нашел то, ради чего стоит жить". Поэтому искренняя душа легко распознает искусственно навязанный смысл и приходит к очередному разочарованию. Популярный израильский лектор рав Ашер Кушнир в цикле лекций "Смысл жизни" остроумно и убедительно в пух и прах разбивает наиболее популярные версии таких жизненных смыслов.

Истинный смысл должен отвечать на три вопроса:
  • Кто я?
  • Зачем я здесь?
  • Каков конечный пункт назначения?
Все остальное, в лучшем случае может быть лишь промежуточными целями. Мой отец, заработав на севере всё о чем мечтал, имея возможность на пенсии ни в чем себе не отказывать, не нашел ничего лучше как начать пить. Пока работал на достижение мечты, был смысл жить. Когда мечта была достигнута, исчез и смысл.

Итак, первой причиной внутренней пустоты является отсутствие смысла. Вторая причина связана с ещё одной главной потребностью человека.

На самом деле все потребности из пирамиды Маслоу можно свести к трём основным - любовь, безопасность, самореализация. Все остальное: слава, власть, богатство, секс - лишь инструменты достижения этих трёх. А из трёх, что является самым важным, ради чего мы способны пожертвовать всем остальным? - Любовь!

Вот мы и добрались до сути. Нереализованная потребность любить и быть любимым - вот причина огромной зияющей дыры в наших душах, которую мы пытаемся либо игнорировать, либо заполнить чем-нибудь, что хоть немного напоминает любовь и принятие. По сути даже зло, творимое человеком, зачастую является попыткой утолить жажду неверными средствами. 

Молодая женщина, от которой муж ушел к другой, начинает вести беспорядочную половую жизнь. Она понимает, что это временное наслаждение не есть настоящая любовь. Это иллюзия, самообман. Она понимает, что её на самом деле просто используют. Но она говорит себе - "пускай, хотя бы иллюзия, хотя бы пять минут почувствовать себя любимой, желанной, драгоценной".

Другая женщина в похожих обстоятельствах пытается заглушить боль, получая удовольствие от еды, третья от траты денег и т.д. А ведь есть еще алкоголь, наркотики, антидепрессанты.

"Недолюбленные" подростки с низкой самооценкой позволяют собой манипулировать, бунтуют и хулиганят, чтобы почувствовать себя частью какого-либо подросткового сообщества, ощутить себя принятыми, нужными, значимыми.

К сожалению, большинство из нас не доноры, а вампиры. Черные дыры, которые стремятся утолить свою жажду, поглощая любой пролетающий мимо свет. Когда встречаются две такие черные дыры, то пытаются высосать друг из друга остатки света.

Любовь - не предмет торга. Ее нельзя купить или завоевать. Любовь как свет. Она либо поглощается, либо излучается, либо отражается.

Когда на меня излучают, я переживаю радость, покой, доверие, благодарность, защищённость, надежду.
Когда из меня вытягивают, я ощущаю, что мною пользуются, манипулируют - это порождает во мне чувство страха, вины, долга, неуверенности, разочарования.

Знание как правильно ответить на главную потребность человека, позволяет легко им манипулировать. Этим пользуются мошенники, ещё более увеличивая в мире подозрение, что настоящей любви вообще не существует. Но так просто не может быть, чтобы потребность в любви существовала, а сама любовь - нет! Жажда существует, потому что существует вода, которая её утоляет.

Любовь - наивысшая потребность и наслаждение человеческой души. Эта потребность, на самом деле является потребностью в Боге, ведь Бог и есть любовь. Не имея доступа к постоянному источнику излучения, человек пытается заменить ее наслаждениями низшего порядка. Так появляются зависимости, которые по сути и являются идолопоклонством.

Итак, зависимости вырастают из наших безуспешных попыток восполнить две главных потребности человеческой души - потребность в смысле и потребность в любви.


Определение идола

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления
(Кол.3:5,6)

Любостяжание - сильное желание получения и обладания каким-то предполагаемым благом, жажда наживы. Идолы черпают свою силу из сердечных ценностей человека. О том как формируются эти ценности я писал в статье Преображение сердца .

1Ин 5:20-21: "Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь."

Идол - это все, что угодно кроме Бога, к чему обращается человек, чтобы удовлетворить свои душевные потребности: обрести счастье, мир и радость через уверенность в защите, в обеспечении, в любви и принятии. К идолам человек обращается и для того, чтобы ослабить или снять давление на душу трудных жизненных обстоятельств или стрессовых ситуаций.

С точки зрения физиологии, идолопоклонство - это механизм легкой добычи гормонов удовольствия. Эти гормоны должны были вырабатываться в результате взаимоотношений человека с Богом и исполнения им своего предназначения. Грехопадение привело к неправильному функционированию этого механизма. Разрыв связи с Источником и утрата понимания предназначения привели к тому, что получение удовольствия превратилось в самоцель и человек быстро нашел альтернативные источники его получения. Проблема только в том, что полученное таким способом удовольствие быстро превратило нас в гормональных наркоманов, в рабов разрушительных зависимостей (см. Дофаминовая яма).

Иак 4:4: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу."

Как это ни странно прозвучит для многих,  но человеческая душа была создана для удовольствия, наслаждения и комфорта. И как я уже выше упоминал, наивысшей потребностью и наслаждением человеческой души является любовь. Но получать она это должна была только из одного источника - через близкие отношения со своим Создателем. Когда, потеряв связь с Богом и, попав под контроль падшей природы, душа ослепла, потеряла ориентиры, тем не менее, тяга к Источнику все равно осталась, осталась неизгладимая потребность в любви и смысле. Именно из-за этой тяги к Источнику Тертуллиан назвал душу человеческую - христианкой.

Чтобы постоянно подчинять человека своей власти, врагу нужно было придумать, как удержать человеческую душу вдали от Источника. Для этого дьявол в союзе с греховной природой человека и падшим миром стал направлять душу к заменителям, которые предлагали хоть какое-нибудь удовольствие, хотя бы на время заглушая тягу человека к Создателю. Когда спустя какое-то время душа распознает подделку, дьявол тут же предлагает ей перейти на более глубокий уровень идолопоклонства, убеждая человека, что тот перестал получать удовольствие потому что недостаточно сильно всматривается в своего идола, недостаточно много времени проводит с ним. Если и это перестает помогать, тогда враг предлагает заменить идола на более продвинутого.

Ин 4:10-18: "Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала."

В этом разговоре Иисус, конечно же под живой водой подразумевал не колодезную воду, но Божественную жизнь и обеспечение душевных потребностей. Он указывал на Самого Себя как на утолителя жажды.

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас
(Матф.11:28)

На просьбу женщины дать ей эту воду, Иисус вместо ответа просит ее, чтобы она позвала своего мужа. Таким образом Господь указал ей на тот источник из которого она всю свою жизнь пыталась восполнить свою потребность в любви, защите, обеспечении. Но сколько бы она ни старалась, жажда возвращалась вновь и вновь. Пять источников были уже отвергнуты и на очереди был шестой. Можно себе представить каков был уровень разочарования и душевной пустоты этой женщины.

Иер 2:13: "Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды."

3Цар 11:4: "Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его."

Идолопоклонство Соломона началось значительно раньше фактического поклонения иным богам - с появления гарема. Вместо того, чтобы направлять свою душу к Богу, как к Единственному Источнику удовлетворения всех своих душевных потребностей, он стал потворствовать ее похотям, превратив в идола собственное эго. Превращение душевных привязанностей в грехи посерьёзнее было делом времени.

Я служил одному лидеру, который безуспешно пытался бороться с пристрастием к порнографии. В детстве он был предоставлен сам себе. Родители были молоды и полностью заняты собой, своей карьерой и удовольствиями. Они надолго оставляли сына одного дома, в том числе по ночам. Мальчик рос застенчивым, неуверенным в себе, друзей у него практически не было, и большую часть времени он проводил в одиночестве дома. Поэтому, однажды найдя отцовскую видеокассету с порнографией, он с головой ушел в мир, где его окружали красивые женщины, которые были рядом всегда, когда он в них нуждался, они не могли его отвергнуть или причинить боль. Весь его творческий потенциал, данный Богом, стал работать на греховное пристрастие - он занялся написанием порнорассказов, рисованием порнорисунков. Этот мир стал его настоящей реальностью - подросток теперь постоянно жил в своих фантазиях. После школы он мчался домой, чтобы заняться любимым делом. После армии, попробовав реальный секс, он переключился на поиск удовольствий уже в материальном мире. Но здесь все было сложнее, нужно было строить отношения и учитывать чужие интересы, поэтому зависимость от порнографии никуда не делась. Но душевная пустота от этого только возрастала, а осознание собственного эгоизма и неспособности построения прочных отношений основанных на любви приводила к безысходности и страху перед будущим. Потом была встреча с Иисусом, с истинной любовью, которая наполнив сердце мужчины, вытеснила оттуда все страхи, отверженность и одиночество. С греховными пристрастиями он даже не боролся, будучи настолько захвачен новой жизнью, новыми отношениями и силой, текущей в нем, он просто о них забыл.

Прошли годы, и вот этот, теперь уже лидер церкви и отец семейства, попадает под жесткий пресс трудных жизненных обстоятельств - проблемы в служении, финансовые трудности, конфликт с женой, болезнь детей. Как вы думаете, зная историю жизни этого человека, что именно дьявол подсунет ему в качестве антистрессового средства? Конечно же он предложит достать "старого доброго" идола порнографии.
Но теперь уже этот идол не приносит былого облегчения, потому что внутри живет Божий Дух, Который не позволяет спокойно наслаждаться грехом. Служитель чувствует обличение духа, раскаивается, но полноценно придти к источнику жизни для утоления жажды и получения силы противостоять греху уже не может из-за обвинений и лжи сатаны, который теперь использует всю эту ситуацию, чтобы удержать человека вдали от Источника либо через грех, либо через самоосуждение, либо через законничество (искупление вины не через Крест, а через добрые дела).

Это пример, когда идолом является явный грех. Но есть множество и таких идолов, которые, если не используются человеком для удовлетворения душевных нужд, в качестве заменителей Бога, являются вполне безобидными и полезными - работа, учеба, чтение, кинофильмы, еда, спорт, покупки, супружеские отношения.

А есть еще идолы класса "люкс", которые обычно вообще никогда не рассматриваются верующими в качестве идолов. Такими идолами могут быть служение, жертвенность и даже богословие. Если человек черпает ощущение безопасности не во взаимоотношениях с Богом, а в интеллектуальных исследованиях, или в духовной дисциплине, то они так же могут являться для него идолами.

Девушка, выросшая без отца, постоянно вынужденная бороться с низкой самооценкой и чувством отверженности, пытается восполнить потребность в принятии, общении и любви через личные достижения. В учебе, в спорте, в музыке - она везде стремится быть лучшей, чтобы быть достойной внимания, восхищения и любви. Когда в церкви появляется такой служитель - это просто подарок для пастора. Но проблема в том, что такое служение, такие достижения и жертвенность мотивированы не личными отношениями с Богом, в которых эта девушка, ощущая себя безусловно любимой, черпала бы силы и желание ответить на любовь Божью всей своей жизнью; они мотивированы страхом потери Божьего расположения из-за недостатка посвящения, когда каждая ошибка становится причиной стресса и уныния. Такая праведность и служение - попытка приблизиться к Богу минуя Крест Его Сына. Он никогда не примет нас на основании наших дел, но только на основании жертвы Иисуса. Человек как бы говорит Богу: "Кровь Твоего Сына это конечно высокая цена за мою жизнь, но явно недостаточная,  чтобы Ты меня принял, поэтому вот тебе еще мои дела, праведность, посвящение". Конечно Бог Отец отвергнет любое такое предложение, уничижающее, обесценивающее подвиг Его Сына.

К сожалению, превалирование духовной деятельности над отношениями с Богом настолько прочно укоренилось в практике многих служителей, что они не видят никакого вреда от употребления в служении человека с неверными мотивами, находящегося в зависимости. Один пастор после моей проповеди об идолопоклонстве так и заявил, что ему всё равно какие у человека мотивы, если он приносит пользу для Царства. Однако в Царстве Божьем цель не оправдывает средства. Богатому юноше Иисус предложил стать Своим учеником с одним условием - он должен был избавиться от идола (Мат.19:16-30). Господь не нашел возможным ради Своего служения воспользоваться ресурсами человека с неверными мотивами, с идолом в сердце. Иисус всегда обличал неверные мотивы учеников, когда те их обнаруживали (см. например Мар.9:33-35). Иуда изменить свое сердце не позволил и погиб. Это совершенно неприемлемая ситуация, когда церковная деятельность ценится выше благополучия конкретной человеческой души. Измеряя духовность приносимой пользой, мы пренебрегаем душой, оставляя ее в страданиях и одиночестве. Стоит ли после этого удивляться падению, перегоранию или уходу активных церковных лидеров в мир.

1Кор 13:1-3: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы."

см. так же Откр.2:2-4

Мы все в той или иной степени травмированы грехом. Поэтому служителям нельзя быть настолько близорукими, чтобы принимать последствие травмы за Божий дар, да еще и усугубляя его при помощи чувства вины или долга.


Благотворная зависимость

"ибо мы Им живем и движемся и существуем"
(Деян 17:28)

Многое из того, что мы чувствуем по отношению к Богу, как раз и является тем, что я называю зависимостью - нужда в Божьей любви и принятии, потребность в Его влиянии, водительстве, руководстве, обеспечении. Полагаться, уповать, надеяться на Бога - по сути и означает зависеть от Него. Только гордый и самодостаточный человек не хочет признавать своей зависимости от Бога: "Я ни от кого не завишу, я рассчитываю только на себя". У нас есть предубеждение против термина "зависимость", потому что мы часто видим к каким негативным последствиям приводит зависимость от людей, обстоятельств, вредных привычек. Писание называет такую зависимость идолопоклонством. Но я ни разу не видел негативных последствий зависимости от Бога.

Моя концепция зависимости от Бога проистекает не из самоуничижения и обесценивания себя, а из осознания несоизмеримой ценности для меня Бога и как личности, и как источника благодати. Моя ценность и значимость исходит только из моей значимости для Бога. Это Он назначил мне цену.

Мы зависим от воды. Эта зависимость обусловлена жаждой - одного из самых сильных ощущений, которое может даже свести с ума. Мы не выбираем жаждать нам или не жаждать, за нас этот выбор сделал Творец, наделив нас природой, для которой жизненно необходима вода. Мы же лишь выбираем источник утоления жажды.

Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды.
(Иер.2:13)

Бог не ищет нашей зависимости - Он просто предлагает Себя в качестве источника восполнения наших потребностей. Зависимость - это наш собственный выбор, естественная реакция на обретение источника. В своем служении людям я исхожу из той истины, что человек создан с потребностью в Божьей любви, с внутренней жаждой Бога. Попытки заглушить эту жажду, восполнить потребность в любви, отрицая при этом зависимость от Бога как от своего Источника, приводят человека к иным зависимостям, к идолопоклонству. Я не призываю человека к зависимости от Бога, но просто открываю ему, чего на самом деле жаждет его душа. И когда он это осознает, у него действительно не остается выбора, потому что внутри него дыра размером с Бога, которую может заполнить только Сам Бог. 

Зависеть от Бога - это значит смириться перед Ним, нуждаться в Нем, признать, что без Его благодати я ничего не могу совершить ни для Его царства ни для своего преображения.

"Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего." 
(Ин 15:5)

Ветвь цветет и плодоносит не благодаря собственной жизни, но благодаря жизни лозы, текущей в ней. Ветвь зависит от лозы. Я не могу жить своей жизнью для Иисуса - это просто невозможно. Я могу лишь позволить Ему жить через меня. Он побуждает - я подчиняюсь, Он дает мотивацию - я ей следую, Он дает силу - я ее проявляю. Я зависим от Его благодати. Без неё - я беспомощен.

Идол это то, чем я подменяю Бога. Поэтому идолом может стать такое моё отношение к Богу, которое позволяет мне ощущать свою автономность, независимость от Него - "Иисус ты уже всё совершил. Теперь у меня есть Твоя власть, Твоя сила, Твои полномочия. Дальше я сам". Это соблазн эгоцентричного сыновства, когда более важным становится не моё пребывание во Христе, а результаты моей веры, основанные на правильных духовных принципах, методах и средствах. Нам всегда необходимо помнить, что мы являемся сынами только через пребывание в Сыне. Через веру мы не только входим в Иисуса, но и должны оставаться в Нём.

Поэтому более всего остального мы должны беречь внутреннюю связь с Иисусом, осознание зависимости от Него, без которого мы будем склонны превращать в идола всё что угодно, даже служение Ему ("не Твоим ли именем" Мат.7:22), даже собственное преображение ("будете как боги" Быт.3:5).

Наше партнерство с Богом никогда не будет равноценным, потому что наши порывы и действия всегда будут лишь ответом на Его любовь и благодать:

"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." 
(Рим.11:32-36)

"Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен." 
(2Кор 12:9,10)

Я думаю Павел здесь имеет ввиду, что для совершения Божьей воли мы не можем опираться только на человеческие ресурсы - мудрость или силу, но должны искать Его руководства в проявлении благодати.

"Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой." 
(Прит 3:5)
Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 
(Фил.3:7,8)

Человеческий ресурс - это любой ресурс, появившийся и используемый нами вне связи с Божьим Духом. Это то, что Павел называет тщетою ради познания Господа. Упование на мирскую мудрость, знания, опыт, связи, репутацию, способы решения проблем. Всё то, что позволяет принимать решения автономно, не прибегая к поиску Божьего руководства. А так же упование на закон и собственную исполнительность, а не на благодать, в достижении Божьих целей.

Руководствуясь только знанием духовных принципов, исповедуя самодостаточность и автономность, мы можем незаметно для себя утратить живые отношения с Богом, утратить осознание сверхъестественной реальности и водительства. Зачем нам Проводник, когда у нас под рукой есть карта?

"Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам." 
(Матф.6:31-33)

Мирской человек пытается добраться к счастью, взбираясь на пирамиду потребностей Маслоу снизу вверх. И если ему повезет добраться до ее вершины, до самоактуализации и смыслов, если он будет достаточно честен в своем поиске, то найдет Бога. Христианин же, напротив, начинает свое движение сверху вниз - вершиной в его иерархии ценностей является его самоактуализация в Царстве Божьем - "Кто для меня Бог и кто я в Его Царстве". Рождение свыше сразу помещает меня в Бога, на самую вершину всех человеческих ценностей и потребностей. И после этого уже Сам Господь обращает мое внимание на актуальные для меня потребности, поднимая в списке приоритетов либо обеспечение, либо отношения в семье, либо получение образования, либо служение церкви и т.д. Как говорится, поставь Бога на первое место и тогда все остальное встанет на свои места.

"Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном."
(Кол.3:1,2)

Проблема только в том, что наивысшей ценностью Царство Божье не становится для нас автоматически. После нашего обращения начинается долгий путь обретения осознания и принятия Царства как наивысшей ценности, через отказ от всех ложных представлений об удовлетворении и счастье, от навязанных миром ценностей. Без откровения Царства христианин будет постоянно застревать на одной из ступеней пирамиды Маслоу, безуспешно сражаясь с разочарованием и апатией. Только находясь на её вершине, через пребывание в Иисусе, через отождествление с Ним, мы становимся способны не только жить в падшем мира без ущерба для своей души, но и проявлять в нем Божью славу.

"Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас." 
(1Кор.12:2)

Тот, кто послабее пытается заглушить внутреннюю пустоту через грех, удовольствия или через бегство от реальности в мир фантазий (комп.игры, фильмы, сериалы, новости, наркотики, алкоголь). Тот кто посильнее ту же самую пустоту пытается заполнить через дисциплину, самореализацию, образование, успех, самосовершенствование, позитивное мышление. Но суть и того и другого одна - они пытаются быть счастливыми вдали от Бога. Не важно с какой стороны древа познания человек вкушает плод, с доброй или со злой, результат будет один и тот же - разделение с Богом либо через грех, либо через самоправедность. И если "плохой" человек через отношение к нему мира  осознает свою нищету, то "хорошему" по той же причине значительно сложнее осознать свое плачевное духовное состояние. Поэтому Иисус в отношении истинного обращения священников, книжников и фарисеев не испытывал того же оптимизма, что и в отношении мытарей и блудниц:

"...истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие"
(Мат 21:31)

Смотрите так же Ин 9:41 и Лук 18:10-14

Жизнь по закону – это жизнь по плоти, потому что такая жизнь регулируется не внутренней природой дитя Божьего, но внешними правилами, позволяя человеку черпать ощущение безопасности и комфорта из человеческой праведности, а не из связи с Божьим Духом (см. Преображение закона)

"О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?"
(Гал.3:1-5)

Получив самый драгоценный дар небес через простую веру, мы почему-то решили, что все остальное теперь должны непременно заслужить, заработать. Но Бог раз и навсегда определил  для нас единственный стандарт принятия - через крест Сына, и единственный путь обеспечения благодатью - через Его Дух в нас. Все остальное - просто признаки неверия.

Религиозный дух использует Божье слово ради своих собственных интересов. Так, например Валаам стремился получить от Бога определенный ответ ради награды от нечестивого царя Валака. Так же и фарисеи, движимые тем же религиозным духом использовали служение Богу ради удовлетворения собственных амбиций.

"сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им?
Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, - то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?"
(Иез.14:3,4)
"Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу."
(Иак.4:3,4)

Так что же нам делать с идолами? Как освободиться от них? Вначале мы, как и самарянка, должны увидеть тщетность своих попыток утолить жажду из источников этого мира. Осознать и утвердиться в безусловности Божьих прощения принятия и любви. А затем вернуться к простой вере пребывания на Лозе, пропуская через себя Ее жизнь и силу. Это происходит через обновление разума Божьим словом, через послушание ему, а так же через молитву в духе. По сути, потребность в идолопоклонстве - это индикатор, показывающий, что мы находимся в неверии и перестали пить от Бога.

"Сберегающие у себя тщетных и бесполезных идолов, пренебрегают благодатью (hesed)."
(Ион.2:9)

hesed - преданность, верность, лояльность, милость или доброта (как следствие преданности или верности), милосердие.
Данное слово является широким по своему значению - оно описывает правильные взаимоотношения, которые должны быть между личностями (между людьми или между человеком и Богом), связанным взаимным союзом или заветом, или каким либо-другим образом.
Это слово включает в себя как значение доброты и милости, так и значение преданности и верности и, в зависимости от контекста, подчёркивает тот или другой оттенок значений.

Фактически этот стих показывает взаимосвязь идолопоклонства и недостатка взаимоотношений с Богом, основанных на уверенности в Его верности, лояльности милосердии и доброте. Ещё раз, идолопоклонство - это следствие недостатка отношений с Богом. Когда мы углубляем отношения с Ним, позволяя восполнять наши душевные потребности, тогда привязанность к идолам исчезает естественным, незаметным образом, без борьбы.

Я всегда обнаруживал в себе недостаток самодисциплины, силы воли, целеустремлённости, всех тех качеств, которые необходимы, чтобы обрести хорошие привычки, избавиться от зависимостей, изменить свою жизнь к лучшему. Это просто приводило меня в отчаяние. Христианство предложило мне иное решение, основанное не на моих природных качествах.

"кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой."
(Ин 7:37-38)

Иисус не повелевает сражаться с греховными пристрастиями. Вместо этого Он просто показывает откуда нужно пить. Я не освобождаюсь от своей зависимости, но заменяю её на другую, ставя Иисуса в центр своих устремлений, стараясь сделать Его своей единственной страстью. Когда я позволяю Ему утолять свою жажду, наполнять свою жизнь смыслом и любовью, то перестаю быть черной дырой и начинаю излучать свет. Но даже если я вновь сорвусь в идолопоклонство, теперь я знаю куда должен возвращаться.

"И мы в Том, Кто истинен — в Его Сыне Иисусе Христе. Он — истинный Бог и вечная жизнь! Дети, берегите себя от идолов."
(1Ин 5:20-21)

Каким образом мы сохраняем себя от идолов? Пребыванием в Иисусе.

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."
(Мат 6:19-21)

Иисус здесь говорит не о том, чтобы мы меняли свои сердца, но чтобы следили за тем, что мы собираем. Каким образом мы определяем местоположение для своего сердца? - мы определяем его тем, какое именно сокровище мы собираем, куда именно мы вкладываем свои жизненные ресурсы. Если меня к идолу влечет больше чем к Богу, то только потому, что я вкладываю в идола больше, чем в Бога:

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне."
(Мат 6:24)

Как-то раз я "подсел" на один телесериал до такой степени, что на работе мог поднять себе настроение одним только предвкушением вечернего просмотра. Я постоянно прокручивал в воображении прошлые серии и представлял дальнейшее развитие событий. И однажды Господь сказал мне: "Я хочу, чтобы ты относился ко Мне точно так же". По мере увеличения моих мысленных "вложений" в телесериал, моя душа стала прилепляться к нему, зависеть от него, находить в нем удовольствие. Точно так же за счёт соответствующих мыслей и слов я могу увлечь свою душу взаимоотношениями с Господом, возгреть в ней страсть по Нему. Поэтому я начал фокусироваться на Иисусе, проговаривая желаемое отношение:

"Я наслаждаюсь Твоим присутствием Господь! Близость с Тобой дороже всего для души моей. Просто сказочное удовольствие пребывать в Твоём слове. Я предвкушаю вечернее время поклонения, когда я смогу танцевать и петь для Тебя или простираться ниц в Твоём дивном присутствии..."

Вначале душа, привыкшая пить из другого источника реагирует очень вяло. Благодаря вкусовым добавкам фастфуд приятен для нашей плоти, но вреден для здоровья. Если я привык к информационному фастфуду, здоровая духовная пища кажется пресной и безвкусной и потребуется некоторое время, чтобы приучить к ней свою душу. 
В Притчах 27:7 сказано: «Сытая душа попирает и сот». Джон Бивер очень ясно толкует этот стих: «Если твоя душа наполнена заботами, удовольствиями, любовью к богатству или желаниями этого мира... Ты будешь сыт и по сути будешь презирать сладкий мёд общения с Богом».
 
"Вкусите, и увидите, как благ Господь!"
(Пс.33:9)

Поэтому я проявляю настойчивость, продолжая двигаться духом в вере, возможно ощущая себя при этом бесчувственным бревном. Я знаю, что душа слабая и слепая, она нуждается в том, чтобы я направлял ее духом, указывая что она должна чувствовать, чего должна желать (Мар.14:38). Когда я об этом помню, душа каждый раз сдается и подчиняется - радость и святые желания постепенно пробуждаются в ней все с большей силой.

"Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего."
(Пс.41:6)
"кто может наслаждаться без Него?"
(Еккл.2:25)

Однажды Господь сказал мне, что обязательно сделает меня счастливым, но не раньше, чем изменит мою концепцию счастья. К разочарованию приводит несовпадение наших внутренних ценностей с окружающей действительностью. 

До того как у меня появилась семья, я наслаждался веселым времяпровождением с друзьями, ощущением беззаботности, успехами на работе, обретением материальных благ, поездками в отпуск и т.п. Появление жены и детей лишило меня почти всех этих удовольствий. Но при этом я не пребываю в разочаровании, напротив, моё ощущение счастья стало более полным, настоящим. Почему? - Потому что изменились мои ценности. Иногда, вспоминая, что мне нравилось в прошлом, мне хочется куда-нибудь поехать одному и делать то, что мне нравится. Но когда мне это удается, не проходит и получаса, как я начинаю ощущать пустоту и тоску, понимая, что не могу испытывать радость, получать удовольствие, не имея возможности разделить его с женой и детьми. Я стал другим.

Но почему некоторые мужчины после обретения семьи, год за годом продолжают вести себя по прежнему как холостяки, испытывают разочарование, тяготятся семейными обязанностями? Почему для них отцовство это лишь долг, а не удовольствие? - Потому что их ценности не изменились. Мужчина который воспринимает семью как помеху своему комфорту и счастью, начинает ей мстить, и не проходит много времени до того, как он находит подходящее оправдание для своего бегства.
Безусловно ценности начинают закладываться ещё в детстве, когда мальчишка видит, от чего его отец получает удовольствие. А что если это исключительно негативный пример пьющего или сбежавшего отца? Как тогда изменить приобретенные в детстве неправильные, эгоистичные ценности? И это главный вопрос - почему ценности одних мужчин меняются, а других нет? 

Искренняя безусловная любовь к жене и детям - это и есть часть того небесного сокровища, к которому мне необходимо стремиться, которое я должен собирать. Но как такое "собирание" выглядит на практике?
Для начала мне необходимо признать, что это та ценность, которую я хочу приобрести, а затем принять решение платить цену, чтобы эта ценность начала подниматься вверх в списке моих приоритетов. За ценности высокого порядка мы расплачиваемся ценностями низкого порядка. Вначале это не имеет никакого отношения к тому, что я чувствую. Это то, что я выбираю. Но чем больше и чаще мои вложения в ценность, тем более она становится желанной для моей души, тем выше она в списке моих приоритетов не только для моей воли, но я для моих чувств и желаний.

Для христианина этот процесс выглядит следующим образом. Любовь к ближним, к семье, является частью моего духа, моей рождённой свыше природы, моей истинной тождественности. Таким образом, моя цель - через обновление ума и подсознания привести к этой тождественности мою душу. 

Если вечером между телевизором и ребенком, я выбрал ребенка, то тем самым поднял ценность семьи в списке моих приоритетов. И мой дух обязательно отреагирует глубоким чувством удовлетворения. Я постоянно напоминаю своей душе, что для неё ценно и почему. Чем чаще я выбираю такой образ поведения, тем естественнее и предпочтительнее такой выбор становится для моей души. В конечном итоге преображенная душа сама начнет меня подталкивать к соответствующему поведению. Вначале я работаю на сокровищницу, чтобы наполнить ее правильными ценностями, а затем сокровищница начинает работать на меня, производя соответствующую этим ценностям мотивацию и вознаграждая следование ей чувством удовлетворения и счастья.

"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое." 
(Мат 12:35)

Я привёл семью в качестве примера. На тех же принципах основана степень нашего посвящения Богу.

И наконец, последний вопрос. Зачем мне приобретать ценности Царства? Если вы рождены свыше, то вы уже знаете внутри себя, что это единственный путь к истинному наслаждению и счастью. Мужчина, который возвел свой комфорт и эгоизм на первую строчку в списке своих приоритетов, заплатив за это своими отношениями с Богом, с женой и детьми, в конечном итоге всё равно обнаружит себя разочарованным и несчастным, потому что наши души "заточены" под другие ценности. К сожалению то что известно нашему зрячему духу, совершенно неведомо слепой душе.

Книга мудрости упомянутого вначале главы Екклесиаста заканчивается следующим напутствием:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека
(Еккл.12:13)

Предназначение творения - знать Творца, наслаждаться Его любовью и проявлять её к окружающим.
Когда, будучи подключенным к нескончаемому Источнику излучения любви и жизни, я и сам начинаю излучать, мне уже все равно, кто и сколько пытается из меня вытянуть, потому что излучать - моё предназначение, в исполнении которого я нахожу истинное наслаждение. Его любовь вытесняет всякий страх и делает меня недоступным для человеческих манипуляций.

"В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви."
(1Иоан.4:18)

Но почему же, в отличие от греховных похотей, наслаждение Богом не лежит на поверхности, не является столь же доступным? Почему, в отличие от грязных луж греха, ради живой воды нужно рыть колодцы? Я думаю, что дело не только в греховной испорченной природе человека. Возможно Бог намеренно прячет от нас Источник. Зачем? Чтобы обнаружить тех, кто Его действительно любит, для кого дорог Он Сам и кто готов платить цену, тратить время и силы, чтобы добраться до Источника.

"И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь" 
(Иер.29:12-14)

Напоследок, хочу поделиться одним сном, который дал мне Господь.


Пожалуйста, не уходи...

Я видел этот сон много лет назад в то время, когда мои отношения с Богом были далеко не в лучшем состоянии. Это был один из тех немногих пророческих снов, детали которого не меркнут с годами.

Моя жена ходила по дому собирая вещи и складывая их в чемодан. Таня от меня уходила. Мне страшно было думать о том, что переживают дети, которые тихонько сидели в своей комнате. Я не спорил, не убеждал, не угрожал. Я просто ходил за Таней по квартире, безуспешно пытаясь поймать ее взгляд, холодный отсутствующий взгляд человека, полного решимости до конца последовать уже принятому решению. Все что я мог, так это непрерывно, почти беззвучно повторять шепотом одно и тоже: "Пожалуйста, не надо... Пожалуйста, не уходи..."
Сердце разрывалось от страшного горя и нестерпимой боли. От этой-то боли я и проснулся. От боли и внутреннего буззвучного рыдания, от которого я почти задыхался. Я сполз с кровати на пол не в силах оправиться и сквозь слезы уставился на спящую Таню. Боль из груди уходила слишком медленно.

Что это было, Господи? - спросил я.

И тут неожиданно услышал в сердце тихий голос:

Пожалуйста, не уходи...

Слезы потоком хлынули из моих глаз:

Господи, так этот сон не о нас с Таней! Он о нас с Тобой! Он о Твоей любви и Твоей боли, когда я выбираю кого-либо или что-либо вместо Тебя. Прости меня... Помоги мне любить как Ты... Спасибо, что открыл мне реальность Твоей любви, Твое истинное отношение ко всему, что нас разделяет - греху, идолам, эгоизму. А еще, спасибо, что открыл мне как я люблю Таню.

Ибо блудодействовала мать их и осрамила себя зачавшая их; ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки". За то вот, Я загорожу путь ее тернами и обнесу ее оградою, и она не найдет стезей своих, и погонится за любовниками своими, но не догонит их, и будет искать их, но не найдет, и скажет: "пойду я, и возвращусь к первому мужу моему; ибо тогда лучше было мне, нежели теперь". А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото, из которого сделали [истукана] Ваала. Посему вот, и Я увлеку ее, приведу ее в пустыню, и буду говорить к сердцу ее. И дам ей оттуда виноградники ее и долину Ахор, в преддверие надежды; и она будет петь там, как во дни юности своей и как в день выхода своего из земли Египетской. И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: "муж мой", и не будешь более звать Меня: "Ваали". И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их. И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель. И посею ее для Себя на земле, и помилую Непомилованную, и скажу не Моему народу: "ты Мой народ", а он скажет: "Ты мой Бог!"
(Ос.2:5-23)

Вячеслав Хаперский:

"...Об искушении
Искушение - это когда вас пытаются убедить в том, что вы, якобы, хотите то, что вам, на самом деле, совсем не нужно, и без чего вы прекрасно можете обойтись. Эта та ситуация, когда вам подсовывают яд и смерть, при этом убеждая, что без этого у вас нет "удовлетворения, радости и счастья" в жизни, когда, в действительности, этого вовсе нет в вашей природе Жизни. ...Одним словом, "лохотрон".

Комментариев нет:

Отправить комментарий