Христианство - учение о Боговоплощении



(fs) К.Лирик


"Бог явился во плоти..."
(1Тим 3:16)

Эти слова можно отнести не только к Иисусу Христу. Он был Первенцем, открывшим путь для всех последующих Боговоплощений в каждом рождаемом свыше дите Божьем (см. Бог явился во плоти) :

"...вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом."
(2Кор.6:16)

«Именно через воплощение должно осуществиться совершенство нашего человечества. Для этого совершенства вовсе недостаточно одного учения, хотя бы и христианского. Человечество нужно не только научить, но и дать ему силы для нравственного совершенства, которых оно, расслабленное грехом, не имеет. Человек умом признает, что закон Божественной любви высок и хорош, но он не будет находить в своей греховной природе сил для осуществления этого закона; наоборот, постоянно будет видеть в себе иной закон, противовоюющий закону его ума, и ему останется только вместе с великим апостолом воскликнуть: «Несчастный я человек!» (см.: Рим. 7, 24). Совершенно безумна мысль спасти человечество одним учением. Уж сколько раз твердили миру различные учения, да только все не впрок. И когда на Христа начинают смотреть лишь как на учителя, то лишают все христианство всякой жизненной силы и жизненного значения. И слово Божие, и писания святоотеческие настаивают на том, что Христос есть воплотившийся Сын Божий, Единосущный Богу Отцу. Без воплощения Сына Божия невозможна новая жизнь человечества. Любовь Божия к миру в том и открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 9). Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его. Вот почему имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни (1 Ин. 5, 11–12). Христиане — новая тварь (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15), и дело Христа — создание именно этой новой твари. Чем же создана эта новая тварь из «ветхого человека»? Она создана воплощением на земле Единородного Сына Божия и Его вочеловечением, как исповедуем это мы и в Символе веры, а не одним только учением Иисуса Христа. Древнецерковные писатели даже утверждают, что учение Христа ничего существенно нового, сравнительно с Ветхим Заветом, в себе не заключало. Новое в Новом Завете есть именно самое воплощение Сына Божия.»

(Священномученик Иларион 1923г. "Воплощение" )

Нельзя не согласиться со святителем Иларионом - сила преображения жизни проистекает из природы Христовой, а не из Его учения. Остаётся только удивляться, как, имея такое ясное понимание боговоплощения, православие, уча верующих видеть Христа в литургии и храме, таинствах и обрядах, иконах и угодниках, при этом оставляет их абсолютно невежественными в отношении различения Христа в себе. Православные верующие так и остались недостойными Его присутствия грешниками. Лишившись истины боговоплощения в веруюших церковь вместе с ней лишилась силы истинного благочестия и вместо реальности присутствия Христа, погрузилась в мрачный мир прообразов. Теперь близости с Богом нужно было достигать через обрядовость, духовную дисциплину, личную святость и посвящение, а не через простое принятие верой обетования новой природы, обеспеченной жертвой Христа независимо от человеческих усилий (см. Свобода в Иисусе).

Кстати, мы, протестанты, недалеко ушли. Мы так же верим, что Иисус живет в отдельных помазанниках, в собрании, в поклонении, в проповеди, на конференции пробуждения... А как насчет тебя? А в тебе Он живет? – «Ну и во мне... наверное... немного... иногда...»

"Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых."
(Евр 10:14)

Любая религиозная или философская концепция - это путь самосовершенствования через дисциплину, обучение и следование ритуалам, через принесение жертв и совершение добрых дел. 
Христианство - это нечто совершенно иное. Оно сразу предлагает начать с совершенства. Каким образом? Через перерождение внутреннего естества человека. Преображение - это проявление уже обеспеченного Кровью Христа совершенства. Оно достигается через постепенное углубление осознания истины о том, кем мы стали во Христе и каким потенциалом, благодаря этому обладаем.

"непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем."
(Еф 1:16-23)

Новое творение - прямое и главное следствие Боговоплощения, его цель. Павел всегда учил о Христе в контексте практического значения Боговоплощения для каждого верующего.
Через жертву Христа, посредством рождения свыше мы не просто вошли к Богу, в Его присутствие, мы вошли в Бога! В отличие от иудеев, которые познавали Всевышнего снаружи, через Его закон, Его дела и Его силу, мы познаем Бога изнутри, различая своим рождённым свыше духом Его мотивы, Его характер, Его любовь:

"Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога"
(1Кор 2:11-12)

Для многих концепция вхождения в Бога может показаться слишком радикальной и даже богохульной, но именно так, начиная с Павла, учили отцы церкви:

«...уже не я живу, но живет во мне Христос»
(Апостол Павел)
«Господь Иисус сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он»
(Ириней Лионский)
«Бог стал человеком, чтобы человек стал богом»
(Афанасий Великий)
«Я не могу поклоняться твари, имея повеление стать богом»
(Василий Великий)
«Христос плоть от людей принял, дабы люди могли возвыситься до Его Божества»
(Ефрем Сирин)
«Отчее Слово было Бог, но стало нашим Человеком, чтобы, соединившись с земными, соединить с нами Бога. Оно обоюдоединый Бог, постольку Человек, поскольку меня делает из человека богом»
(свт. Григорий Богослов)

Наше учение о преображении посредством нового творения - это лишь возвращение к тому, о чем церковь учила с самого начала в своих апостолах и отцах, видевших в новой твари прямое следствие и конечную цель боговоплощения.

«Другие не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что через это должно осуществиться совершенство нашего человечества. И такие должны быть причислены к маловерам»
(св. Ириней Лионский «Доказательство апостольской проповеди» II век)

Мы становимся богами (с маленькой буквы) через единство с Богом, становясь Его сосудами, вместилищами природы Христа, в то время как дьявол предлагает человеку стать богом через самоопределение - "будете как боги" (Быт.3:5)

"да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня."
(Ин 17:21)

Поэтому в самих словах "вы - боги" при правильном понимании нет ничего богохульного или ложного:

"Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы — боги» (teos)?"
(Ин 10:34)
"Я сказал: вы — боги (elohim), и сыны Всевышнего — все вы"
(Пс 81:6)
"Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом (elohim) фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком"
(Исх 7:1)

«Читайте внимательнее данное нам апостолами Евангелие, и читайте внимательнее пророков, и вы найдете, что вся деятельность, все учение и все страдание Господа нашего предсказано ими. Если же у вас возникнет такая мысль, и вы скажете: «Что же нового принес Господь пришествием Своим? То знайте, что Он принес все новое тем, что Он, возвещенный, принес Себя Самого. Ибо это самое и было предсказано, что придет новое, что обновит и оживотворит человека... Он принес Себя Самого и даровал людям возвещенные прежде блага, в которые Ангелы желали приникнуть»
«Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим»
«Слово Божие Иисус Христос, Господь наш, по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он»
«Иисус Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизшел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом»
«Слово Божие сделалось Человеком, уподобляя Себя человеку и человека Самому Себе, дабы через подобие с Сыном человек стал драгоценен для Отца»
«Что совершилось на Господе, совершится также и на нас, так как Тело следует за своею Главою»
«Творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Тварь принимает Слово и восходит к Нему, превосходя Ангелов и делаясь по образу и по подобию Божию»
«Мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было нетлением и смертное бессмертием, дабы мы получили усыновление?»
«Если бы не Бог даровал спасение, то мы не имели бы его прочно, и если бы человек не соединился с Богом, он не мог бы сделаться причастным нетления»
«Отрицающие воплощение и утверждающие, что Христос был только просто человек, родившийся от Иосифа, устраняют человека от восхода к Богу»

(св. Ириней Лионский «Против ересей» II век)

Если Христос не Бог, то мы не новые творения.
Тварь не может быть сотворена другой тварью.
Если Бог не вочеловечился, человек не может быть обожён.
Если Бог не снизошёл в человека, человек не может взойти в Бога.
Если Христос не Человек, Он не может быть посредником. Мост соединяющий два берега, принадлежит им обоим.
Христос не просто дверь к Богу (к тому что от Него) - Он наша дверь в Бога (в Его природу, в Него Самого). Чтобы быть такой дверью, Мессия должен обладать обеими природами, быть одновременно и Человеком и Богом.

Вот почему для церкви первых веков было принципиально важным защитить истину о Богочеловечестве Христа от гностиков, ариан и других ересей, умаляющих либо человеческую, либо Божественную природы Спасителя (см. О Божестве Христа ).

Итак, в контексте истины о Боговоплощении, Писание говорит нам о трех тайнах:

1. Тайна воплощения Бога в Иисусе Христе:

"И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти..."
(1Тим.3:16)

2. Тайна воплощения Христа в верующем:

"Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы"
(Кол.1:27)

3. Тайна воплощения Христа в сообществе верующих:

"Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви." 
(Еф.5:31,32)

Церковь - Тело Христово. Что это значит? Это значит, что Иисус не просто делегирует церкви Свою силу, власть, ответственность. Он облекается в церковь, воплощается в ней, полностью Себя с ней отождествляя. Не имея этого откровения, верующие, которые постоянно ищут непосредственного Божьего вмешательства в свою ситуацию, пренебрегая служением Тела Христова, приходят к разочарованию. Иисус приходит к таким скептикам в телах Своих святых, но в силу своего неверия и стереотипных представлений о Его служении, они пропускают эти встречи.

"Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены." 
(Рим 12:4-5)

В десятой главе Деяний описано, как к сотнику Корнилию явился ангел и повелел послать за Петром, который расскажет ему Евангелие. Почему бы ангелу самому его не рассказать? Потому что Иисус хотел придти к Корнилию лично. Но носителем Его присутствия являются не ангелы, а дети Божьи. Иисус пришёл в Кесарию в теле Петра и остался в ней уже в теле Корнилия, когда тот родился свыше. Таков путь и служение Иисуса сегодня, таков принцип распространения Его Царства.



Слушать/скачать раздел "Основания":

Чтобы скачать весь раздел одним архивом, необходимо в Google Диск вверху страницы кликнуть на название раздела "Основания" и в открывшемся списке выбрать "скачать", после чего будет сформирован и предложен на скачивание архив. После скачивания распакуйте архив в отдельную папку и слушайте треки любым аудиоплеером на любом устройстве.



3 комментария:

  1. Татьяна Софьина, христианский психолог:

    Цитата:
    «Кстати, мы, протестанты, недалеко ушли. Мы так же верим, что Иисус живет в отдельных помазанниках, в собрании, в поклонении, в проповеди, на конференции пробуждения... А как насчет тебя? А в тебе Он живет? – «Ну и во мне... наверное... немного... иногда...»
    "Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых."
    (Евр 10:14)
    Любая религиозная или философская концепция - это путь самосовершенствования через дисциплину, обучение и следование ритуалам, через принесение жертв и совершение добрых дел.
    Христианство - это нечто совершенно иное. Оно сразу предлагает начать с совершенства. Каким образом? Через перерождение внутреннего естества человека. Преображение - это проявление уже обеспеченного Кровью Христа совершенства. Оно достигается через постепенное углубление осознания истины о том, кем мы стали во Христе и каким потенциалом, благодаря этому обладаем.»

    Когда я пришла в психологию, многие вопросы Христианства и психологической этики оказались несовместимы для меня. Я благодарю своего наставника доктора психологических наук Надежду Николаевну Телепову, которая научила меня главному - Библия важнее психологии. Если психология говорит о том, о чём не говорит Библия, мы можем считать это чушью. Мы в первую очередь стоим на Библейском основании. Это было отличное напутствие в начале моего профессионального пути. Исходя из этого, даже очень правильный мирской человек не может ставиться в сравнение с Христианином, который может быть ведёт жёсткую борьбу с грехом, который имеет несовершенный характер и не умеет нормально общаться с людьми. Если человек выбирает путь самосовершенствования - он конечно молодец. Но без Христа - это пустое. Поэтому "Преображение" - это чисто Христианский термин.. Через преображение не может пройти мирянин. Он лишь может поработать над собой и в чём то усовершенствоваться, о чём и пишет автор книги в этой главе.

    Цитата:
    «Мы становимся богами (с маленькой буквы) через единство с Богом, становясь Его сосудами, вместилищами природы Христа, в то время как дьявол предлагает человеку стать богом через самоопределение - "будете как боги" (Быт.3:5)»

    ОтветитьУдалить
  2. Alfri:
    Что я понял с третьего урока, и это взрывает мой мозг 🤯, меня учили так, чтобы стать великим, как тот служитель, ты должен молится через каждых пять минут, читать слово до посинения и т.д.
    Вы же предлагаете жить в осознании совершенства, что мы уже совершенны через Кровь Христа, и эта мысль не даёт мне покоя, неужели все так просто, что так сложно.
    Вот теперь надо будет избавиться от того, чему меня учили - что все сложно 😊
    Эти послания дарят мне свободу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этом-то и сложность - в преодолении мышления, основанного на законе и на вкушении плодов древа познания добра и зла.

      Удалить