От Адама до Адама


Оглавление

(fs) К.Лирик


1Кор 15:45: "Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий."

Рождение свыше не новое учение, появившееся только с приходом Иисуса Христа, но откровение, присутсвовавшее у искателей Бога от начала, тайна, в которую желали проникнуть ангелы, и которая была раскрыта, получив свое совершенное воплощение и истолкование в личности и учении Мессии (см. статью Раскрытая тайна).

Если эта статья покажется трудной для вашего понимания, рекомендую вначале прочесть:

Что означают слова "по образу и подобию"?
С момента рождения свыше, являемся ли мы подобными Адаму до его грехопадения?

Некоторые христиане, опираясь на 1Кор 15:45 убеждены, что Адам был создан исключительно душевным, не имеющим духа и что эта составляющая человека появилась только в результате рождения свыше. Такое понимание, основано на поверхностном, упрощенном взгляде на природу человека, открываемую Ветхим Заветом.
Из-за того, что Богу было угодно до пришествия Сына сохранять истину о рождении свыше в тайне (Кол.1:26,27 см. Раскрытая тайна), Ветхий Завет не содержит полного откровения о внутренней природе человека, так же как до сих пор нет единого мнения о ней и у иудейских мудрецов на разуме которых лежит покрывало плоти (2Кор.3:14-16). Ясное откровение трехчастного строения человека появляется лишь в Новом Завете (1Фес.5:23). Поэтому приблизиться к пониманию того, как был сотворён Адам и что с ним произошло в момент грехопадения мы можем, как уже было сказано выше, только через личность и учение Иисуса Христа (Ин.1:17, 1Кор.2:9-16).
Давайте взглянем через эту призму на то, что по этому поводу говорится в Ветхом Завете.

Быт 1:2: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух (ruah) Божий носился над водою."

Быт.2:7: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (nishama) жизни, и стал человек душею (nefesh) живою."

Иов 32:8: "Но дух (ryah) в человеке и дыхание (neshama) Вседержителя дает ему разумение."

Ис 57:15: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом (ruah), чтобы оживлять дух (ruah) смиренных и оживлять сердца сокрушенных."

Прит 20:27: "Светильник Господень — дух (nishama) человека, испытывающий все глубины сердца (lab)."

Иер.31:33: "Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах (lab) их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом."

Здесь мы видим несколько слов, которые описывают внутреннюю сущности человека:

nishama - дыхание, дуновение, дух, душа.
ruah - дух; ветер, дуновение; воздух; дыхание.
nefesh - душа (жизнь; живое существо, животное, человек; мн. ч. люди; личность).
lab - сердце, ум, разум; в евр. языке включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции.

Из-за того, что nefesh, nishama и ruah имеют множество значений, и в зависимости от контекста зачастую приобретают одинаковый смысл и относятся как к человеку так и к животным, в иудаизме не было единого мнения о внутреннем устройстве человека. Думаю именно с этим связано то замешательство и непонимание, которые продемонстрировал Никодим, когда Иисус в разговоре с ним поднял тему возрождения духовной сущности человека. При этом многие образованные иудеи того времени при описании духовной антропологии начали использовать греческие понятийные категории Платона и Аристотеля, что видно из посланий Павла и трудов Филона Александрийского (II век).

Если я правильно понял, согласно иудаизму, вещественный состав человека nefesh («из праха земного») оживляется через nishama. Так же есть такое понимние, что nishama сообщает жизнь nefesh посредством ruah (Иов. 12, 10; 32, 8 и др.). Выражение «нишмат хайим» указывает на то, что жизнь присуща nishama изначально, поскольку nishama исходит из «глубин Божьих» (ср. 1Кор. 2:10–11) и черпает бессмертное бытие из Его сущности. Более подробно иудаизм этот вопрос рассматривает в учении о высших уровнях nishama yehida и haya, во что нам нет смысла сейчас углубляться.

Nefesh - это естественная животная часть человеческого естества, посредством которой он взаимодействует со своей физической плотью и с окружающей материальной действительностью. В контексте Новозаветной терминологии это соответствует естественной или плотской части человеческой души.

Nishama и ruah - участвуют во взаимодействии с Творцом в духовной сфере, поэтому они в наибольшей степени являются отражением Его подобия (Прит 20:27), и соответствуют Новозаветному понятию духа человека. Nishama и ruah осуществляют связь nefesh с источником жизненной силы и духовной энергии - с Духом Божьим.

Согласно Ветхозаветным Писаниям человек уже  имел дух (ruah), если бы это было не так, тогда в пророчестве о рождении свыше не было бы сказано о новом ruah:

Иез 36:26: "И дам вам сердце новое, и дух (ruah) новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное."

Бог есть Дух (ruah) и предполагать, что Он сотворил духовных Ангелов, а человека по Своему образу сотворил бездуховным просто абсурдно.

Кроме того, если до Воскресения Христа человек был только душой, тогда откуда взялись эти духи? -

Евр 12:23: "к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства"
1Пет 3:19: "которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал"

Поэтому 1Кор 15:45 нужно понимать в контексте всего Писания, а не пытаться строить на нем доктрину о бездуховности ветхозаветных людей:

1Кор 15:45: "Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий."

Павел подчеркивает разницу между Адамом и Христом, Который не только Сын Человеческий, но и Сын Божий, Единородный, имеющий туже природу и жизнь в Самом Себе - Он Тот, Кто животворит, оживляет наш дух.
Рождение свыше - это возрождение человеческого духа, именно поэтому мы видим в человеке не один дух, а два:

Рим 8:16: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии."

В Быт 1:26 Бог говорит о Своём намерении сотворить человека по Своему образу и подобию. Но уже в следующем стихе мы читаем: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." Стоп! А куда же делось подобие? В подобие человек должен был вырасти через взаимоотношения с Творцом. Когда у меня родился сын, он уже имел со мной внешнее сходство, но для обретения сходства внутреннего, сходства характеров, ценностей и мировоззрения понадобятся годы тесных взаимоотношений.

Адам, хотя и имел в себе Божью "искру" (нешама-руах) и потенциал возрастания в духовном подобии, по своей природе был человеком и не являлся обителью Духа Святого. Дух Адама, был духом человеческим и не обладал зрелостью, сохраняя потенциал к возрастанию. Будь это не так, Адам бы не согрешил (1Ин.5:18), да и грех не мог бы произвести таких катастрофических последствий для личности человека. Будь это не так, не понадобился бы второй Адам, не было бы никакой необходимости в новом творении.

Дьявол воспользовался именно этой незрелостью внутреннего подобия человека (Быт.3:5), чтобы подтолкнуть Еву к его поиску через получение знаний от древа познания, а не через близость с Творцом, как это и должно было быть (1Ин.2:20,27).

Разорвав своим непослушанием связь с источником жизни, Адам впустил в себя смерть (Рим.5:12). Человеческий дух стал падшим духом. Светильник угас, по душе и телу человека начала расползаться тьма, сея страдания, разрушение и смерть. Падшая природа - это состояние, в котором нешама отсечена от источника жизни и больше не может оживлять нефеш и направлять его. Человек погружается в пучину животных страстей, подогреваемых к тому же дьяволом и падшим миром (см. Дух, душа, тело (обзор))

Но Слава Божья, тем не менее, могла оживотворять человека и, начиная с праведного Еноха, тот, кто выбирал поиск Бога, через приближение к Славе в определенной степени переживал духовное возрождение (Чис 14:24, Дан.6:3):

Ис 57:15: "Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных."

Однако сила тьмы и падшей природы была настолько велика, что всех, кто её преодолел, чтобы приблизиться к Творцу, мы знаем по именам и можем пересчитать по пальцам. Большинство же людей становились от Бога все дальше, все глубже погружаюсь во тьму. Поэтому Господь, желая оживить все человечество, осудил и уничтожил греховную природу в теле Своего Сына, открыв путь новому творению, которое стало обителью Божьего Духа.

Описываемое в Ветхом Завете духовное оживотворение - это не тоже самое, что рождение свыше, иначе Иисусу не нужно было бы умирать на кресте.
В Гефсимании Господь призывает учеников в молитве полагаться на дух (Мат.26:41), в то время как им ещё предстояло родиться свыше (Ин.20:22). Присутствие Духа Божьего во Христе духовно оживотворяло учеников, но только рождение свыше сделало их Его обителью.

Рим 5:12: "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили."
1Кор 15:22: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут"
2Кор 5:17: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое."

В греческом языке существует два слова, которые означают «новое» – «neos» и «kainos». «Neos» значит что-то, такого же рода, но новое по времени, более молодое. "Kainos" же означает "другой", иной по природе, неизвестный ранее, например: новое имя, новый завет, Новый Иерусалим. Нового творения не существовало ни до, ни после грехопадения до тех пор, пока не пришёл Иисус. Новое творение - это принципиально иной вид духовной природы, в которой нераздельно слились дух человека и Дух Божий:

1Кор 6:17: "А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."

То, что отличает новое творение от Адама до его грехопадения - это природа Христа, постоянно обитающий в нем Божий Дух (см. Дух, душа, тело (обзор))

Итак. Адам, хотя и был создан по образу Божьему, в отличие от Христа, не имел совершенного подобия Творцу, не был единосущен Ему (Ин.1:14,18 Евр.1:3), не имел Его природы. Он был сотворён, а не рожден, он был творением, а не сыном.

1Кор 15:44-49: "сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: стал первый человек, Адам, душою живою; последний Адам — духом животворящим. Но не духовное прежде, а душевное, затем духовное. Первый человек — от земли из праха; второй Человек — с неба. Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ того, кто из праха, так и будем носить и образ Небесного."

То, что наш дух ожил со Христом (Еф.2:5), родился заново (1Пет.1:23) говорит о том, что он вначале был живым, но затем умер (Кол.2:13).

Гал 4:4-7: "но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа."

Рожденный свыше дух от духа Адама отличает то, что в нем живёт Дух Божий, поэтому единовременный акт греха не может его умертвить, как это случилось с первыми людьми:

Еф 1:13: "В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом"

Запечатлены (sfragiso) - запечатать, сокрыть, прилагать печать, хранить за печатью

Это значит, что даже переживая в этом мире угнетение души от греха и повреждение тела от болезни и смерти, тем не менее в своём духе мы остаёмся совершенными и недоступными для тьмы, так как ни у греха ни у смерти нет никакой возможности нарушить печать Духа Святого и проникнуть в дух дитя Божьего. Этим мы и отличаемся от Адама, который в результате единственного акта непослушания был умерщвлён духовно (Рим.5:12). И по этой же причине Иисус пережив воздействие греха и смерти по своему человеческому естеству, остался недоступным для тьмы по своей Божественной природе. Но как для человека в Ветхом Завете оставалась возможность для оживотворения через приближение к Источнику жизни, так и для рожденного свыше остаётся возможность умереть духовно через осознанное или неосознанное отречение от Христа. Другими словами умертвить рожденного свыше человека может только его упорное стремление к смерти (см. Тайное отречение от Христа)

В результате грехопадения дух человека не исчез - из него ушла жизнь Божья и он стал мертвым, падшим духом. Ведь демоны это тоже падшие духи, находящиеся в мертвом состоянии, т.е. в состоянии разделения с Источником духовной жизни.
Дух рожденного свыше человека оживотворен, будучи соединён с Духом Божьим. Но в случае упорного неверия и противления Ему, он может утратить связь и умертвить свой дух повторно:

1Кор 5:5: "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа."
Откр 3:2: "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим."
Евр 6:4-6: "Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему."
Иуд 1:19: "Это — люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа."


4 комментария:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    ЦИТАТА:
    "В подобие человек должен был вырасти через взаимоотношения с Творцом. Когда у меня родился сын, он уже имел со мной внешнее сходство, но для обретения сходства внутреннего, сходства характеров, ценностей и мировоззрения понадобятся годы тесных взаимоотношений."

    Самое сложное и одновременно самое простое в Христианстве, это по настоящему войти в Божью семью и преобразиться в образ Бога-Отца. Сложное - потому что мы несём на себе печать нашей мирской семьи, семьи, в которой родились, в которой родители следовали или не следовали определённым канонам воспитания или его отсутствия. И когда мы становимся Божьей семьёй, нам нужно буквально оставить отца и мать, отречься от всех близких и их влияния и следовать влиянию и перевоспитанию Бога. Если мы идём на компромисс и оставляем себе часть мирской природы, часть своей старой семьи, часть того старого воспитания, то измениться не просто сложно, а практически невозможно. Тут действует принцип - или всё или ничего. Приведу пример: Ты в общем то не обманывал, но так, иногда преувеличивал или преуменьшал. Но сейчас ты верующий, и ты принимаешь твёрдое решение говорить только истину. И если ты оставляешь хотя бы пару процентов от себя старого, ты обречён. Ведь в той, в новой Христианской семье, так не положено, не принято. Или ты был нечестен в финансах, сдачу маме, возвращаясь из магазина не отдавал. А тут вдруг верующим стал и тебя в автобусе не заметили, а у тебя последние деньги, либо на билет до парка, либо на мороженое. И ты едешь такой незамеченный, и думаешь, а грех ли это? Ведь не заметили. Но нет, рождённый свыше христианин уже в такие игры не играет. Он идёт к кондуктору и оплачивает проезд, даже если его пропустили и не заметили. И вот в таких мелочах происходит перевоспитание. Если по образу и подобию Бога, то только по ним. И ни шаг влево, ни шаг вправо. Любой компромисс приводит нас к проблеме Адама и Евы, которые выбрали этот самый компромисс.
    Надежды у не рождённых свыше людей практически нет. У них постоянные откаты в их личностном становлении. Потому что им не на что опереться, кроме самих себя и различных учений, на которые кажется можно опереться, но в итоге всё равно упадёшь.
    Теперь из практики. На консультации приходят люди, миряне, выросшие в своей родительской семье. И это весь пример, который они видели. Семья, в которой было либо домашнее насилие в различных формах, либо отсутствие близких взаимоотношений и общение на уровне фактов и клише, реже на уровне обмена мнениями, и НИКОГДА на уровне обмена чувствами и эмоциями. И у этих людей нет надежды. Они даже понять не могут, что можно и нужно по другому. Другое дело Христиане, они знают другую любовь, другую семью, в которой глава Христос. С ними проще. Но когда Христиане переходят на откровенно душевный уровень, они как будто уходят из своей духовной семьи. Они сироты, и пытаются решить свою проблему сиротства вне отца (Бога), вне дома (церкви), вне правил дома (Библии). И это утопично и нерешаемо. Потому что нужно сначала вернуться домой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЦИТАТА:
      "Если по образу и подобию Бога, то только по ним. И ни шаг влево, ни шаг вправо. Любой компромисс приводит нас к проблеме Адама и Евы, которые выбрали этот самый компромисс."

      Вспомнил слова главного героя из фильма "Царство Небесное". В ответ на предложение ради блага народа поступить нечестно в отношении злого и вероломного претендента на трон, он отказался, ответив: "Либо царство совести, либо ничего". Перфекционизм часто негативное качество, однако в отношении личной чистоты мы должны быть именно перфекционистами, потому что даже самый небольшой компромисс с тьмой оскверняет совесть и обесценивает всё остальное доброе, что я делаю. А если я пока не нахожу в себе достаточно силы для бескомпромиссного следования за истиной, то по крайней мере должен оставаться честным, ища не оправдания своей слабости, а её преодоления Божьей благодатью.

      ЦИТАТА:
      "И когда мы становимся Божьей семьёй, нам нужно буквально оставить отца и мать, отречься от всех близких и их влияния и следовать влиянию и перевоспитанию Бога. Если мы идём на компромисс и оставляем себе часть мирской природы, часть своей старой семьи, часть того старого воспитания, то измениться не просто сложно, а практически невозможно. Тут действует принцип - или всё или ничего."

      "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе"
      (Быт 12:1)
      "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
      (Лук 14:26)

      Как же так? Ведь при этом Иисус упрекал фарисеев в отсутствии заботы о родителях (Мк.7:10-13).
      Говоря об оставлении родства и ненависти к нему, Иисус имел ввиду безбожную систему ценностей и основанные на ней мировоззрение и образ жизни. Это опять-таки вопрос отождествления и обретения целостности во Христе. Многие искренние христиане понимали это повеление буквально и уходили в монастыри. И кстати, при том плачевном духовном состоянии церкви и общества в определённые исторические периоды, это был порой единственный выход для бескомпромиссного следования истине. Сегодня, благодаря современному уровню коммуникации, для нас найти святое общение стало одновременно и проще и сложнее, потому что для этого появилось больше как возможностей, так и соблазнов, упростился доступ как к истине, так и ко лжи.

      Удалить
    2. Софьина Татьяна:

      ЦИТАТА:
      "Говоря об оставлении родства и ненависти к нему, Иисус имел ввиду безбожную систему ценностей и основанные на ней мировоззрение и образ жизни."

      Вот эти места писания я с психологической точки зрения трактую так: оставление отца и матери, и всех остальных, это оставление семейного уклада, семейного сформированного характера. То есть все, что сформировалось не под Божественным влиянием, а под чьим то другим, вот это все нужно оставить ради земли в которую ведёт Бог, ради того, чтобы стать Его учеником.

      Удалить
    3. Здесь важно различать культуру, традицию, уклад, от греховности и безбожия. Для следования за Христом совершенно необязательно к примеру, члену африканского племени одеваться в костюм и заменять там-там на пианино.

      Смысл христианства не в отмене всех традиций и форм социальных отношений, но в наполнении их истинным духовным содержанием.

      Удалить