Три переживания Духа Святого



(fs) К.Лирик


Существует три переживания связанные с присутствием Духа Святого в жизни верующего:
  1. Рождение от Духа
  2. Крещение Духом
  3. Исполнение Духом

Рождение от Духа

Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
(Деян.2:38,39)
через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?...
Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
(Гал.3:2-5)

Через веру в Иисуса Христа я был очищен и приготовлен к тому, чтобы стать храмом Духа Святого (см. Возрождение духа). В момент моего обращения, когда я верой принял предложенное прощение грехов посредством Крови Христовой, Божий Дух вошел в меня, оживотворил мой дух и поселился в нем. С этого самого мгновения во мне началась жизнь нового творения, вдохновляемая и направляемая Духом Святым.

Бог есть Дух и поэтому рождение свыше - это вселение в человека Самого Бога:

2Кор 6:16: "Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом»."
Ин 14:23: "Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."
1Кор 6:19: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?"

"А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: «куда идешь?» Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам." (Ин 16:5-15)

Основная функция Утешителя - направлять нас ко Христу (Ин.15:26) и раскрывать Его учение (Ин.14:26).

Иисус говорит удивительную вещь - присутствие в нашей жизни Божьего Духа лучше, чем физическое присутствие Самого Христа. Иисус, несмотря на все Свои полномочия, не мог изменить учеников внутренне. Это должен был сделать Божий Дух. Именно личность Духа Святого вводит нас в общение с Богом и осуществляет наше преображение. 

Как мы узнаем, что родились свыше?
  • во-первых мы знаем это из того, что соблюли необходимое условие для этого - поверили во Христа (Деян.2:38,39);
  • во-вторых мы знаем это из внутреннего свидетельства - через ощущение мира радости и праведности (Рим.14:17, Рим.8:16);
  • в-третьих мы знаем это из последующих плодов нашей меняющейся жизни (Мат.7:15-21, 1Ин.4:12-13);
  • в четвёртых мы это знаем из того, что когда согрешаем, или духовно охладеваем, то переживаем внутреннюю тягу к покаянию и восстановлению близости с Богом (Рим.2:4);
  • в пятых, мы это знаем, потому что у нас появляется любовь к Божьему Слову, тяга читать его и способность понимать написанное, потому что в нас теперь живет Сам Автор (1Пет.2:2, Ин.14:26).
Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его.
(1Иоан.3:6)
И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам.
(1Иоан.3:24)

Наша измененная внутренняя реакция на грех, свидетельствует о присутствии в нас Божьего Духа.

Когда мне было 22 года, сразу после моей встречи с Господом какое-то время я не решался рассказать моим мирским друзьям о том, что со мной произошло. Но "полноценно" участвовать в совместном времяпровождении с ними я уже не мог. Я бросил пить, курить, искать удовлетворения похоти. Все эти бессмысленные разговоры, вертящиеся вокруг пороков, скользкие шуточки вдруг стали вызывать у меня отвращение. И мои друзья сами вынудили меня открыться, потому что не только я стал тяготиться их компанией, но и они моей. Я стал другим и все это почувствовали. И дело не в том, что я начал исполнять Писание, ведь я только начал с ним знакомиться. Тогда откуда же я знал что можно делать, а что нет? Откуда это отвращение к образу жизни, который совсем недавно был для меня совершенно естественным и не вызывал никаких вопросов? Все дело в моей изменившейся внутренней природе.

Я имел возможность наблюдать разницу между рожденным и не рожденным свыше человеком по реакции на грех двух моих сыновей - приемного Вениамина и родного Серафима. Когда согрешал Вениамин, то сознавался и просил прощения только в том случае, когда понимал, что не отвертится и только для того, чтобы благодаря честному признанию попытаться смягчить наказание. Когда согрешал Серафим, то даже зная, что мне об этом наверняка не станет известно, он мучился до тех пора пока не открывался мне. Его совершенно не беспокоило какое наказание за этим последует, для него страшнее было продолжать находиться в состоянии разделения со мной.

У меня был долгий период охлаждения в Боге, во время которого я не демонстрировал никаких признаков духовного роста, скорее наоборот, но при этом я оставался рождённым свыше. Откуда я это знаю? - я постоянно ощущал в себе тягу к Богу, она не давала мне покоя до тех пор пока я не начал делать конкретных шагов к восстановлению близости с Богом и Его народом. Именно наличие этой внутренней тяги к Богу, потребности в покаянии свидетельствует, что человек духовно живой и в нем продолжается работа Духа Святого. Мертвый уже ничего не чувствует.

Рим 2:4: "Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?"

Тем не менее, плотская жизнь - это опасное, близкое к духовной смерти состояние, из которого необходимо как можно быстрее выбираться. Подробнее к этой теме мы вернёмся в статье Раскаяние, покаяние, исповедание

Однако в еще более опасном положении находятся люди, ослепленные религиозной гордостью. Имеющие вид благочестия, они постоянно заглушают духовную жажду и потребность в покаянии формальным следованием внешним формам религиозной жизни (посещение собраний, отдача десятин и т.д.) при этом чувствуя себя совершенно комфортно в своем честолюбии, зависти, эгоизме (см. 2Тим.3:1-5, Лук.18:10-14). В таком же опасном положении находятся и те, кто демонстрируя силу Божью и служение в дарах, обманувшись внешним успехом своего служения, начинают легкомысленно относиться к личной святости (Мат.7:22,23) или к ответственности проявлять любовь и плоды Духа (1Кор.13:1-3).

Подробнее о личности и работе Духа Святого вы можете прочитать например здесь


Крещение Духом

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, [так] и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. (Иоан.20:21-23)

Здесь описан момент рождения свыше учеников Иисуса после Его воскрешения. Но при этом Иисус так же сказал им следующее:

не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
(Деян.1:4,5)

Крещение (baptiso) - погружение, окунание.

Очевидно, что речь идет о двух разных проявлениях Духа Святого в жизни апостолов - рождение от Духа и крещение Духом.

но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
(Деян.1:8)

Рождение свыше происходит в момент нашего обращения ко Христу, крещение Духом, сопровождаемое проявлением дара иных языков, наделяет нас силой и способнонстью для служения в Его сверхъестественных дарах.

Он (Аполлос) был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
(Деян.18:25)
Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить [иными] языками и пророчествовать.
(Деян.19:1-6)

Как видим Аполлос и ученики из Ефеса были верующими во Христа, а значит являлись рожденными свыше. Однако им чего-то недоставало, о чем говорил Иоанн Креститель - крещения Духом (Мат.3:11).
Как же мы можем узнать, были мы крещены Духом Святым или нет? Это одно из предназначений дара иных языков - быть знамением, знаком указывающим на факт крещения Духом Святым (подробнее об этом - Крещение Духом).

Почему мы зачастую видим так мало разницы в проявлении духовной силы и даров между крещенными и не крещенными Духом христианами? Дело в том, что крещение не снимает с нас ответственности верить. Верой проявляется благодать Духа Святого, и наоборот, из-за неверия даже принятая однажды благодать остается тщетной, бесполезной. Поэтому даже не крещенный Духом верующий может демонстрировать больше силы, чем крещенный, если двигается в вере.

Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?... Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона [сие производит], или через наставление в вере?
(Гал.3:3-5)


Исполнение Духом

Рождение от Духа и крещение Духом являются единократными событиями в жизни верующего. Но третье переживание - исполнение Духом, является постоянно возобновляемым и требует от верующего личного посвящения:

Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
(Деян.4:8)
Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
(Деян.7:55,56)

Исполниться (греч. plifo) - наполниться, насытиться, закончиться, т.е. наполниться до того, что не останется свободного места.

17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
(Еф.5:17-21)

Исполнение Духом Павел связывает с личной инициативой верующего, который для этого должен пребывать в рассуждении о духовном (в том числе через поклонение), в благодарении и повиновении. Думаю именно о важности исполнения Духом Иисус повествует в притче о разумных и неразумных девах (Мат.25:1-13).

Духовная зрелость определяется степенью отождествления верующего с духом и находится где-то между следующими двумя значениями:
  1. Плотское состояние (присуще духовным младенцам, которых Писание называет душевными) - душа в большей степени находится во власти материалистического мышления, естественных желаний, инстинктов и привычек, оставшихся в ней от жизни под господством греховной природы.
  2. Исполненность духом - это состояние в котором стерта граница между духом и душой, душа находится под полным контролем духа, выражая жизнь, откровение и силу Духа Божьего без угашения и искажения. Это значит, что верующий мыслит, чувствует, желает и поступает в соответствии с Божьим словом.
Ещё одно определение преображения - это процесс обретения целостности.

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости (olokleros) да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа."
(1Фес 5:23)

olokleros - целый, неповрежденный.

Мы приходим к Богу совершенно раздробленные. Мы не знаем ни того кто мы, ни цели нашего существования, мы имеем множество тождественностей, зачастую противоречащих друг другу. Наша совесть со сбитым нравственным компасом то обвиняет нас, то оправдывает.
После возрождения этот конфликт как кажется даже обостряется:

"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные."
(Евр 4:12)

Производимое Словом Божьим разделение указывает на отсутствие целостности, внутренней гармонии. Начинается длительный процесс обретения единой тождественности, приведения мыслей, чувств и желаний в соответствие с возрождённый природой чада Божьего. Промежуток времени, в который мы переживаем гармонию как раз и является тем, что Писание называет "исполнение духом". Таких промежутков должно становиться все больше до тех пор, пока они не заполнят всю нашу жизнь.

Подробнее об этом - Обуздание эмоций


1 комментарий:

  1. Софьина Татьяна, христианский психолог:

    ЦИТАТА:
    "Как мы узнаем, что родились свыше?
    ...во-вторых мы знаем это из внутреннего свидетельства - через ощущение мира радости и праведности (Рим.14:17, Рим.8:16)"

    Я бы хотела остановиться на ощущении мира, радости и праведности. Каждый человек на планете земля хочет это получить. Люди учатся и работают ради этого, заводят семьи ради этого, и много чего делают люди, чтобы обрести счастье и радость. Некоторые всё имеют (я имею в виду материальные блага), а радости не имеют. И тогда они идут к психологу. Я ежедневно вижу таких пустых людей, людей без радости, без мира. Им так тяжело жить. А нам, верующим, это даётся просто так, как дар, по благодати. Как важно это ценить!

    ЦИТАТА:
    "Я имел возможность наблюдать разницу между рожденным и не рожденным свыше человеком по реакции на грех двух моих сыновей - приемного Вениамина и родного Серафима. Когда согрешал Вениамин, то сознавался и просил прощения только в том случае, когда понимал, что не отвертится и только для того, чтобы благодаря честному признанию попытаться смягчить наказание. Когда согрешал Серафим, то даже зная, что мне об этом наверняка не станет известно, он мучился до тех пора пока не открывался мне. Его совершенно не беспокоило какое наказание за этим последует, для него страшнее было продолжать находиться в состоянии разделения со мной."

    Нашему сыну 8 лет. С пяти своих лет он понял, что когда он просит прощения у меня, у отца, у сестры - то он восстанавливает с нами взаимоотношения. А ещё в момент того, когда он просит прощения, снижается градус конфликта. Наш сын так часто пользуется этим приёмом. Радуется он и радуемся мы. Как проще было бы жить, если бы люди поняли, как здорово жить в абсолютном прощении Бога, чаще бы просили у Него прощения, и их отношения с Творцом сразу бы восстанавливались.

    ЦИТАТА:
    "Производимое Словом Божьим разделение (Евр 4:12) указывает на отсутствие целостности, внутренней гармонии. Начинается длительный процесс обретения единой тождественности, приведения мыслей, чувств и желаний в соответствие с возрождённый природой чада Божьего. Промежуток времени, в который мы переживаем гармонию как раз и является тем, что Писание называет "исполнение духом". Таких промежутков должно становиться все больше до тех пор, пока они не заполнят всю нашу жизнь."

    Я называю процесс восстановления своих клиентов "Починенностью". Я так и говорю им: Ну вот вы и починились!
    Кроме консультаций, я провожу психологические трасформационные игры. А вы же знаете, что в переводе на английский язык слово Преображение означает Трансформация. Я служу в международной церкви. У нас русское собрание носит название Преображение, а собрание африканцев носит название "Тransformation". Результатом трансформационных игр является как раз таки преображение мышления и обретение целостности (починенности), о котором пишет Кирилл. Целый, это значит восстановленный. Тот, которого сломали, а потом починили.

    ОтветитьУдалить