Обуздание эмоций



(fs) К.Лирик


  1. Чувствования Христовы
  2. Эмоции и разум
  3. Самообладание
  4. Эмоции и чувства
  5. Следовать или управлять?
  6. Святой лицемер
  7. Освобождение души
  8. Обретение господства


"Дух животворит, плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые Я сказал вам, это дух, и это жизнь." 
(Cas Ин 6:63)

Некоторые христиане понимают это место следующим образом - нет никакой пользы от знания и изучения психо-физиологических процессов в теле человека:

"Попытка перенести законы плотской природы в духовную сферу и использовать там - большая ошибка."
(конец цитаты)

Нужно понимать разницу между плотской природой и телом. Плотская природа - это обусловленные физиологией желания и чувства, не находящиеся под контролем духа. Проблемой является не тело и не физиологические процессы, а неумеренные, необузданные желания и эмоции, то есть, когда не я управляю телом, а оно мной. В таком состоянии плоть, по словам Иисуса, действительно не приносит никакой пользы.

"Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти." 
(Рим 13:13-14)

Не стоит противопоставлять духовные и физиологические процессы, потому что Бог Автор как того, так и другого. Тело - не враг, а вместилище для духа. Вне тела мой дух был бы абсолютно бесполезен в материальном мире.

"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа." 
(1Фес 5:23)

Бог заинтересован в благоденствии не только моего духа, но и души и тела. Именно целостное (греч. olokliros), неделимое представление о человеке, помогает видеть взаимосвязь между духом, душой и телом. Например, бесполезно молиться против гипертонии, если человек живёт в постоянном стрессе, причиной которого, часто является недоверие Богу в какой-либо сфере жизни. Чтобы возрастать духовно, нам необязательно понимать связь сознания и веры с физиологией, но лично мне это понимание помогает видеть замысел Божий в отношении всего человека и прославлять Его за мудрость:

"Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это." 
(Пс 138:13-14)

Так же, понимание взаимосвязей между духом, душой и телом помогает выработать шаги для преодоления конкретной проблемы. Если это гипертония, вызванная стрессом - сосредоточиться на обетованиях Слова и регулярно пребывать в общении с людьми веры.


Чувствования Христовы

любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)

С рождением свыше помимо разума духа, мы приобретаем чувства духа, которые вместе с жизнью Самого Господа начинают циркулировать в нас, постепенно заполняя душу, вытесняя из нее оставшиеся от нашего греховного прошлого неверные реакции, отношения и эмоции.

Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
(Иоан.15:4,5)

Как видим, задача ветви состоит не в том, чтобы выдавливать из себя плод, но в том, чтобы пребывать на Лозе, пропуская через себя Ее жизненные соки. И как результат этого пребывания - плоды появляются естественным образом. Так происходит, когда мы непрерывно молимся, пребываем в поклонении (Еф.5:18-20) или мотивируем циркуляцию жизни духа через молитву на иных языках.

Нашим естественным состоянием в духе является покой. Вера - это покой (Евр.4:3), когда мы реагируем не на обстоятельства окружающего мира, а на то, что в это время происходит в нашем духе. Дьявол же всеми силами через соответствующие ситуации или людей стремится вытащить нас на прежний уровень эмоциональных реакций, свойственный для нас во время жизни по плоти. Ему нравится наблюдать на осциллографе наших чувств пики и падения. Когда же там появляется прямая линия, показывающая смерть нашего "я", дьявол быстро организует его реанимацию, пытаясь встряхнуть нас через дефибриллятор обстоятельств. И если мы вдруг находим свою душу "живой", то необходимо сразу начать возвращать ее в "мертвое состояние", избирая жизнь по духу (см. Сораспятие).
У негативных плотских чувств есть позитивная роль - они как индикаторы на приборной панели самолета показывают нам, что мы сбились с духовного курса и нужно срочно возвращаться. Весь этот процесс приучения души к правильным реакциям происходит так же как и приучение разума к правильному мышлению - через постоянное обращение к зеркалу Божьего слова, помогающему нам отделять плотское от духовного.

Твердая же пища - для взрослых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло.
(Евр.5:14)

Плоды - это преображенные духом эмоции (Гал.5:22). Процесс преображения происходит через приучение души к правильной реакции на внешние обстоятельства, когда я избираю поступать в соответствии с тем, кто я есть, а не с тем, что я чувствую. Поэтому мне необязательно испытывать нежные чувства к обидчику, чтобы принять решение его простить, мне необязательно чувствовать радость, чтобы начать радоваться, мне необязательно чувствовать смелость, чтобы сделать шаг веры и т.д. Конечно, может потребоваться какое-то время и определенная настойчивость прежде чем эмоции придут в соответствие с делами веры.

Когда однажды у Смита Виглсворта спросили как он себя чувствует, он в свойственной ему манере ответил: "Мне плевать как чувствует себя мое тело - я приказываю ему чувствовать себя хорошо". Смит разделял свое "я" и принадлежащее ему тело. Точно так же Давид поступал со своей душой:

Пс 41:6: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего."

Давид разделял свое "я" и принадлежащую ему душу. Он как бы смотрит на душу со стороны и управляет ею.
Нужно понимать, что моя душа и мое тело принадлежат мне, но не являются мною. Я - это рожденный от Бога дух, а душа и тело это средства выражения моего духа в материальной реальности.
Дух не может испытывать страх, уныние, неверие, обиду, боль. Дух не может болеть. Поэтому мы должны о СЕБЕ говорить только то, что говорит о НАС Писание. Поэтому не говорите: "Я плохо себя чувствую" - это неправда. Нужно говорить: "Мое тело себя плохо чувствует и я сейчас над этим работаю". Не говорите: "Я боюсь" - это неправда. Говорите: "Моя душа атакована страхом, но я его отвергаю".

Причиной депрессии является неверие в то, кем мы являемся во Христе. Мы новые творения и нашей внутренней духовной природе присуще все то, что присуще Христу - Его ум (1Кор.2:16), Его желания (Флп.2:13), Его чувства (Флп.2:5). Когда я говорю, что у меня депрессия, какое именно "я" имеется ввиду? Нужно помнить, что я дух, у которого есть душа и который живет в теле. Поэтому депрессия - не исходит от моего истинного я, но является внешней атакой на мою душу, которую при этом враг пытается выдать за мои собственные чувства, чтобы я их принял за истину.
Как уже было сказано выше, такие чувства как уныние, страх, самоосуждение, обида я расцениваю как индикаторы, которые показывают мне, где сейчас находится моя душа - в духовной сфере или плотской, в вере или неверии, под благодатью или под законом. И когда я через обстоятельство, мысль или воспоминание обнаруживаю себя в объятиях негативных эмоций и мыслей, то сразу идентифицирую их как ложь и стараюсь перевести свой взгляд с себя на Бога, чтобы начать проявлять во внешних реакциях души Его духовную природу, помещенную в мой дух (см. Два зеркала). Тоже касается и наших желаний. Вот как этот процесс описывает Павел:

Кол 3:8-10 (NRT): "но сейчас настало время избавиться от гнева, ярости, злобы, от ядовитых слов и сквернословия. Не лгите друг другу, ведь вы уже «сняли с себя» ваш прежний образ жизни. Вы «оделись» в новую природу, обновленную истинным знанием и являющуюся образом Самого Создателя."




Эмоции и разум

"Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."
(Мат 6:21)

Сердце - вместилище наших ценностей. Или по другому - доминирующий образ мышления, потому что мы чаще всего в мыслях и мечтах обращаемся к тому, что для нас действительно ценно. Уровень моей духовной жизни определяется тем, куда отправляются мои мысли в минуты досуга. В новости, в сериалы, в пустые разговоры, в тревоги о завтрашнем дне, в сожаления о вчерашнем? Или в молитву, Слово, проповедь, поклонение, в размышления о благости Божьей, о Его роли в моей жизни? Интенсивность, с которой жизнь Иисуса проявляется через меня напрямую зависит от моей способности направлять к Нему свои мысли. Дисциплина разума естественным образом приводит к дисциплине жизни. Бесполезно стиснув зубы пытаться желать, чувствовать и вести себя правильно до тех пор, пока не дисциплинирован мой ум.
Я принадлежу Христу лишь в той мере, в которой Ему принадлежат мои мысли.

"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики"
(Иоан.8:31)
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое."
(Мат 12:35)

Все очень просто - чтобы из моего сердца "выходил" Бог с Его силой, жизнью, любовью, вначале мне необходимо Его туда поместить, то есть постоянно иметь Бога в разуме.

"И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства"
(Рим 1:28)
"Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте."
(Флп 4:8)
"о горнем помышляйте, а не о земном."
(Кол 3:2)
"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном."
(Рим 8:5)

Кстати, это верно для любого рода "сокровищ". Когда я чувствую, что охладеваю к жене, то начинаю думать и мечтать о ней. Не случайно чувства обостряются во время разлуки, ведь именно тогда я чаще думаю о своей жене. Близость - это не пребывание рядом, но ментальное устремление.
И есть ещё один важный секрет. Чтобы быстрее пробудить чувства я начинаю их проявлять. Но как проявить то, чего нет? В этом-то и секрет - мы уже имеем чувствования Христовы, мы уже имеем любовь Божью, излитую в наш дух, просто душа пока ещё этого "не догнала". Действительность любви, её сила, переносится из духа в душу через дела веры. Поэтому я могу обнять и поцеловать жену даже будучи раздраженным на нее. И, о чудо, через короткое время мои чувства сдаются и приходят в соответствие с моими поступками.
Упрекая ангела Ефесской церкви в том, что он оставил свою первую любовь, Иисус предлагает вернуться к ней не через чувства, а через дела любви (Откр.2:4,5).
Поэтому проявляйте любовь до того, как начнёте ее чувствовать. Это и есть жизнь по вере, истинное духовное водительство, не зависящее от таких внешних факторов как эмоции и обстоятельства.

Мои действия и реакции должны выражать мою внутреннюю суть, а не мои эмоции, которые поверхностны и чаще всего ложны. Мне нужно хорошенько уяснить, что моё я - это не эмоции. Я - это личность, которая эмоциями управляет: истинные, то есть такие, которые соответствуют плодам духа, она усиливает, ложные игнорирует. Все мои беды оттого, что я позволяю эмоциям управлять собой вопреки моей внутренней сути. Когда такое происходит, эмоции становятся очками, через которые я воспринимаю окружающую действительность. Эти очки могут нарисовать самые мрачные последствия, приписать людям то, чего они никак не имели ввиду:

– Она мне делает замечания специально чтобы меня унизить...
– Со мной не поздоровались, потому что меня никто не любит...
– Я потерял работу и теперь мы умрем с голоду...
и т.д.

Естественно, что с таким отношением невозможно двигаться в вере, влияя на людей и обстоятельства. А виной всему - бесконтрольное господство эмоций. Почему эмоции ведут себя таким деструктивным образом? Потому что большую часть моей жизни их формировала ложь и негативный безбожный опыт, а не истина. Поэтому к истине эмоции нужно приучать. 

Нынешний век предлагает полагаться не на разум, а на чувства. Поэтому с одной стороны людьми стало легко манипулировать, с другой стороны, апеллирование к разуму, к доводам логики и здравого смысла, становится все более бесполезным. Вот к примеру, как некоторые психологи мотивирует смотреть на мир через очки эмоций:

"Все тонкие манипуляции объединят одно - вам вроде «ничего такого» не сказали, но вы чувствуете злость, раздражение, возмущение, обиду, страх. Эмоции - сигнал того, что ваши границы нарушены."
(Юлия Сыпачевская, психолог)

"Тонкие манипуляции" - само по себе весьма неоднозначное понятие, которое каждый определяет, опираясь на субъективные внутренние ощущения. И прежде чем подозревать кого-то в "тонких манипуляциях", следует разобраться в природе своих ощущений, отображают ли они действительность или они следствие моего негативного опыта. В противном случае я и сам могу стать манипулятором, обвиняющим человека в том, чего он даже не предполагал.

Или вот ещё один пример:

«Как часто вы слышите, читаете... надо просить прощение, надо прощать?...
Бедные девочки и мальчики, которым с детства запретили обижаться, ненавидеть, гневаться...
Осознавать, что происходит с ними... Чувствовать...
Я считаю в покаянии от ума нет ценности...Когда прощение от сердца, а не потому, что так надо...тогда приходит свобода и исцеление...»
(Дежкина Оксана, христианский психолог)

Безусловно, покаяние должно быть искренним выражением внутреннего отношения. И это больше, чем просто чувства - это согласие с истиной. Конечно же, наши чувства важны. Их нельзя игнорировать - нужно уметь их правильно проявлять и идентифицировать. Однако, все же не чувства должны управлять нами.

Без прощения от ума, не будет и прощения от сердца. Без принятия решения свободы не обрести. Эмоции должны следовать за волей, а не воля за эмоциями. Без осознания необходимости прощения, не будет и потребности в нём.

Человек зрелый просто понимает, что обижаться глупо, ведь обида вредит только обиженному. А тот, кто не понимает - будет страдать, пока не повзрослеет. Страдания сами по себе, без осознания необходимости прощения, к зрелости не приводят, потому что страдать, ощущать себя жертвой зачастую проще, а иногда даже и выгоднее, ведь тебе все должны: одни - извинения, другие - компенсацию, третьи - сострадание и т.д.

Чем, например, сейчас занимается критическая рассовая теория и другие псевдолиберальные инициативы запада - BLM, феминизм, ЛГБТ? - они навязывают одним комплекс вины, а другим комплекс жертвы. Таким образом они не исцеляют социальные раны, а обостряют их, производя раскол. Для этого необоснованно используется специальная терминология, типа, описанной выше, тонкой манипуляции, или скрытой агрессии, или пассивного насилия - это когда не важно, почему человек себя ведёт определенным образом, а важно, что ты при этом чувствуешь. А если тебя уже приучили ощущать себя жертвой, то невольный косой взгляд или раздраженный тон голоса ты автоматически будешь наполнять расистским, сексистским или гомофобским содержанием.

Так же и любой человек с непрощением - это не победитель, а вечная жертва, которая в каждом конфликте будет находить повод не для великодушия, а для страдания и мести.

Не позволяйте эмоциям принимать решения за вас. Решения всегда должен принимать разум. Именно под давлением эмоций мы допускаем наихудшие ошибки, совершаем поступки и действия, о которых потом жалеем. Эмоциональность, импульсивность - враг рассудительности и здравомыслия.

Один из главных признаков, того, что мной пытаются манипулировать - манипуляторы всегда обращаются к моим чувствам, а не к разуму (см. Признаки манипуляции). Они стараются разогреть во мне определенные эмоции, лишив таким образом способности объективно оценивать ситуацию. Именно этой цели служит пропаганда. Манипулятора раздражают рациональные вопросы, возражения, анализ возможных действий и их последствий. При отсутствии эмоционального отклика с моей стороны, манипулятор быстро теряет интерес к моей персоне.

Если в результате сложной ситуации или действий манипуляторов, ваши эмоции оказались сильно разогретыми, подавите в себе желание немедленно засучить рукава и приниматься за активные действия. Необходимо сосредоточить свой внутренний взор на Господе, призвав Его имя. Затем подвергнуть ситуацию и свою возможную реакцию на нее анализу:

  • проверить  Писанием
  • проверить совестью
  • проверить контекстом отношений с Господом
  • проверить свою мотивацию
  • проверить дарами Тела Христова
  • взвесить последствия
  • и главное во всем этом - МОЛИТЕСЬ!

Вы можете сказать "а может лучше просто искать Божьего водительства?" Но все эти пункты и являются поиском водительства Духа, помогая отделить его от водительства чувств.

Бывает множество ситуаций, когда на такой анализ просто нет времени. Тогда я обычно руководствуюсь совестью. Правильность моей реакции, решений и действий (по духу или по плоти) будет зависеть от качество моих отношений с Господом до этого момента, от того, как часто я прибегал к анализу и рассудительности.

Первая наша реакция всегда эмоциональная. Но решения должны приниматься не на основании эмоций. Если эмоции мотивируют анализ - это отлично. Думаю именно для этого они и предназначены - мотивировать рассудительность, а не управлять нашей жизнью и нашими решениями.

Перегретый эмоциональный ответ у одних вызывает агрессию, у других ступор. Конечно, иногда единственной правильной духовной реакцией должен быть гнев. Но и таком случае нам сказано "гневаясь, не согрешайте". Это значит, что между чувством и действием должен присутствовать процесс осознания и принятия решения.


Самообладание

Самообладание - это выработанная способность реагировать правильным образом в эмоционально сложных ситуациях. Противоположное понятие - распущенность или разнузданность (узда - часть упряжи, предназначенная для управления лошадью). Как самообладание так и распущенность это следствие привычки либо управлять чувствами, либо следовать за ними. Если вы видите человека раздражительного, быстрого на гнев, то знайте, что перед вами слабый и распущенный раб собственных эмоций. Тоже касается обидчивого, робкого, или склонного к унынию.

Евр 5:14: "твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла."

Совершенный (teleios) - законченный, полный, зрелый, взрослый
Навык (exis) - опыт, владение, обладание
Приучены (gumnazo) - упражнять, тренировать, развивать
Различение (diakrisis) - способность отличать одно от другого, разделение, разбор, решение.

Зрелый - это человек, который натренировал и приучил свои чувства различать, выбирать и проявлять доброе. Другими словами, он различает и выбирает поступать по духу, а не в соответствии с естественными реакциями души, что свойственно для плотских, душевных христиан.

Флп 2:5: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе"

Можем ли мы сказать, что хладнокровный волевой неверующий человек духовен? Нет! Его самообладание проистекает из позитивной стороны его естественной человеческой натуры, но не от духа. Но как кажется, Господь заинтересован в людях совершенно иного рода - в слабохарактерных, глупых неудачниках, которые достаточно сознают свою нищету и беспомощность, чтобы опираться не на силу своего характера и воли, а на подаваемую благодать (1Кор1:26-31). Поэтому причина поражений многих христиан вовсе не в том, что они недостаточно дисциплинированны, а в том, что они ещё недостаточно разочарованы в собственных попытках измениться и продолжают искать свободу в чем угодно, только не в вере (см. Сверхъестественная дисциплина).

"возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" 
(Мат 11:29)

Это место ясно показывает связь покоя со смирением, то есть с осознанием своей слабости, ограниченности и зависимости от Бога. Так же как здесь:

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" 
(Иак 4:6)
"Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." 
(2Кор 12:9)
"Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен." 
(2Кор 12:10)

Вера - это осознание духовной реальности и действие в соответствии с ней. Я никогда не отвергал необходимость дисциплины. Однако дисциплина так же должна быть движима верой, а не человеческой силой воли.
Приведу образный пример, к которому я уже неоднократно прибегал в предыдущих главах (см. Обрезаны в Нём). Человеку из-за гангрены ампутировали ногу. Но из-за фантомного эффекта он все ещё продолжает ее чувствовать - ему кажется, что отсутствующая нога иногда болит и чешется. Традиционное отношение к дисциплине через страх, чувство долга и вины побуждает такого человека усилием воли, стиснув зубы, не чесаться. Подход веры в том, чтобы помочь верующему осознать и сфокусироваться на истине - ноги больше нет. Для этого тоже нужно определенное усилие и настойчивость. Тому, кто безуспешно борется, например, с обидчивостью, нужно просто осознать, что тот, отверженный и израненный в детстве человек, каким он был - мёртв, заменён новым творением в Иисусе.

Проблема душевных ран и плотских реакций, это проблема неверия - мы все время пытаемся почесать то, что у нас уже отсутствует.

"Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем."
(Рим 6:11)
"если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными."
(Ин 8:31-32)

Фокус должен быть на истине, а не на наших усилиях.

Прежде, чем читать дальше, я хочу, чтобы вы поняли достаточно ясно, что самообладание - это просто плод нашего пребывания во Христе. Чем глубже и постояннее я осознаю себя в Нем, тем в большей степени проявляется моя способность к контролю и подчинению чувств (см. Свобода в Иисусе).


Эмоции и чувства

Душа - это набор инструментов выражения личности, она слепа сама по себе и знает только тот путь для своих эмоциональных реакций, которым ее водила греховная человеческая натура до того как мы были рождены свыше (см. Дух, душа, тело). Чтобы приучиться ходить новой дорогой душе нужно постоянно чувствовать натянутые поводья со стороны рожденного свыше духа, который знает истинный путь.
Чувства, бывают двух видов:
  1. Ложные (плотские) - возникшие под влиянием прошлого негативного опыта, мирского восприятия, или демонической атаки
  2. Истинные (духовные) - исходящие из внутренней рожденной свыше природы.
Эмоции и чувства - зачастую синонимичны. Условную разницу между ними психология объясняет следующим образом: 
  • Эмоция скоротечна, ситуативна, поверхностна. 
  • Чувство - это более глубокое, долговременное, сформированное отношение к действительности, определяющее мотивацию человека. 
Можно сказать, что чувство - это укоренившаяся в душе эмоция. Таким образом обида, если с ней вовремя не разобраться, может перерасти в непрощение:

Евр 12:15: "Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие"

Можно так же сказать, что эмоции - это выраженные чувства. При этом одно и тоже чувство может быть выражено разными эмоциями. Например любовь к ребенку может быть выражена нежностью к нему, гневом за его поведение и страхом за его здоровье.

Действенный способ, как перехватить контроль над эмоцией - это в самом начале этапа ее формирования, осознать эмоцию и выразить ее словами. Разум должен наблюдать за эмоциями предшествовать им, направлять их. Вспыльчивый, обидчивый, депрессивный - это люди с неактивным самосознанием, чьи решения и поступки в большей степени обусловлены эмоциями, а не разумом:

Прит.17:27: "Человек знания бережет слова, и рассудительный - хладнокровен."
Прит 19:11: "Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам."

Я могу управлять только тем, что вовремя идентифицировал:

Еф 5:13: "Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть."

Например, прежде, чем реагировать на негативное поведение дочери, я вначале облекаю свои чувства в слова:

"Своим непослушанием, дочка, ты меня разгневала."

А дальше я продолжаю своими словами формировать желаемое отношение к проблеме, направляя душу в нужное мне русло:

"Но я не собираюсь дальше злиться, потому что от этого не будет никакой пользы. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты научилась быть внимательной к ближним и послушной, поэтому ты не подойдёшь к компьютеру пока не уберешь игрушки".

Мы бы избежали многих ненужных конфликтов, если бы научились своевременно выражать свои чувства и эмоции словами, не переходя на личность собеседника:

"Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она."
(Прит 17:14)

Намного проще заделать течь, чем восстанавливать разрушенную дамбу. Я привел пример с гневом. Но тот же самый образ действий можно применить к любой эмоции - обида, уныние, вина, страх.

Однако, под давлением стресса бывает практически невозможно остановить душу от сползания в объятия негативных, плотских эмоций. Если я так и не смог обуздать чувства в конкретной ситуации, тогда позже, в спокойной обстановке, я определяю какие эмоции, мысли и поступки имели место, а какие должны были быть согласно Божьему слову. Никаких оправданий! Независимо от ситуации я должен был мыслить, чувствовать и поступать правильно. Если нет ясного понимания, как именно нельзя, а как нужно, ситуация будет повторяться.

Мысленно подставляя в ситуацию те чувства, слова и поступки, которые соответствуют моей новой внутренней природе, я благодарю Господа за то, что Дух Святой поместил внутрь меня Его мир, радость и праведность, верой ожидая их проявления независимо от обстоятельств (см. Бой с тенью)

Хочу привести цитату из статьи доктора психологических наук Николая Козлова, которая очень ярко демонстрирует принцип сознательного управления эмоциями, заложенный в человеческом естестве Создателем:

"Главное, что важно знать про гормоны: большинство из них запускается той же физической активностью, которую они же производят.
Чтобы мужчине повысить свою мужественность, ему нужно начать вести себя мужественно: тестостерон запускает здоровую агрессивность, но и запускается единоборствами, силовыми и экстремальными видами спорта. Если девушка чаще играет блондинку и разрешает себе страхи, ее организм усиливает выработку эстрогена, запускающими страхи и тревоги.
Окситоцин укрепляет доверие и близкую привязанность, но одновременно и запускается тем же самым: начинайте доверять любимым, говорите им теплые слова, и вы повысите в себе уровень окситоцина.
Эндорфин помогает преодолевать боль и дает силы на почти невозможное. Что нужно, чтобы запустить этот процесс? Ваша готовность к физическим нагрузкам, привычка преодолевать себя...
Если вы хотите чаще получать состояние восторга и эйфории, идите туда, где практикуется это поведение. Начнете в компании таких же, как вы, кричать от восторга - забурливший в вашей крови дофамин приведет вас в восторг. Поведение восторга запускает переживание восторга.
Человек в депрессии выбирает серые тона, но серотонин, улучшающий настроение, запускается в первую очередь ярким солнечным светом. Человек в дурном настроении сутулится и предпочитает запираться в одиночестве. Но как раз хорошая осанка и прогулки способствуют выработке серотонина, который запускает вам ощущения радости и счастья. Итого: вылезайте из берлог, распрямляйте спину, включайте яркий свет, то есть ведите себя так, как ведет себя радостный человек, и ваш организм начнет вырабатывать серотонин, гормон радости и счастья.
ХОТИТЕ ИЗМЕНИТЬ СВОЕ СОСТОЯНИЕ - НАЧНИТЕ МЕНЯТЬ СВОЕ ПОВЕДЕНИЕ!"

Доктор Козлов приводит физиологическое обоснование процесса сознательного управления эмоциями. Далее мы подробнее разберем духовный аспект этого процесса.


Следовать или управлять?

Как духовные существа, мы призваны не следовать за эмоциями, но управлять ими. Чувство - это гормонально мотивированное сопровождение наших действий и решений. Действие проявляет и усиливает веру - это очень важный принцип, игнорируя который, многие так и остаются в поражении, исповедуя то, во что на самом деле не верят.

"Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?"
(Иак.2:20-22)

Этот принцип веры действует и в отношении управления эмоциями. Бесполезно верить в радость, продолжая лелеять уныние, бесполезно верить в мир, не предринимая шагов к примирению, бесполезно верить в свободу, оставляя нетронутым идольский жертвенник, бесполезно верить в исцеление, не вычеркнув из будущих планов собственные похороны. Именно мои планы и предпринимаемые действия определяют во что же именно я верю по настоящему.

В семье болело уже несколько детей когда у моего тринадцатилетнего Серафима перед тренировкой в бассейне поднялась температура. Он попросил за него помолиться с твердым решением не пропускать тренировки. Вернулся он совершенно здоровым. С того дня из всей семьи Серафим наименее подвержен атакам болезней и вирусов.
Моя девятилетняя Ева, повредив на велосипеде ногу, весь вечер хромала. После того как мы помолились за исцеление и я объяснил дочери принцип действия по вере, она в школе, превозмогая боль наступала на ногу не хромая, как будто она совершенно здорова. Через какое-то время она про ногу просто забыла - боль ушла. Как отец я стараюсь максимально обезопасить детей и облегчить их боль. Но кроме этого, я учу их принципам веры, позволяя им выбирать соответствующие действия, проявляющие их веру. Я специально привел примеры детей, чтобы у нас, у взрослых, не осталось оправданий.
Много раз я выходил на работу с температурой или болью в спине. Через пару дней болезнь отступала. Но если я принимал решение денек отлежаться, этот денек при той же интенсивности моих молитв и исповеданий, всегда превращался в неделю страдания и боли.

Точно так же как обусловленные верой действия определяют состояние тела, они определяют и состояние души.

Душой невозможно управлять напрямую, невозможно заставить ее перестать бояться, гневаться, обижаться или страдать. Душой возможно управлять только действием. Именно действия являются теми поводьями, натягивая которые я могу остановить движение души по пути негативных эмоций. Кстати, слова тоже относятся к действиям. Именно с изменения исповедания начинается путь к подчинению души. Не случайно Иаков употребляет здесь слово "узда":

Иак 3:2: "ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело."

Иаков напрямую связывает нашу способность управлять душой и телом с нашим исповеданием.
Читайте подробнее о важности исповедания: Изменяющие реальность

"Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься"
(Рим 10:9)

Как видим, для спасения одной только веры недостаточно. Вера обязательно должна быть проявлена через физическое действие - исповедание уст. Это принцип веры в действии - не только уверенность в невидимом, но и осуществление (upostasis) ожидаемого (Рим.11:1).

upostasis - сущность, естество, реальность

Осуществить - буквально означает "одеть в плоть", материализовать, сделать невидимое видимым. Ожидаемое должно быть выражено, подтверждено действием. Если я ожидаю одно, а делаю другое, то буду иметь то, что делаю. Казалось бы, что это настолько просто и банально, что не требует никаких дополнительных пояснений. Однако многие христиане почему-то раз за разом, год за годом делают не то, чего ожидают:

– ожидают исцеления, а говорят и ведут себя как больные
– ожидают преуспевания, а ропщут как нищие
– ожидают мира, радости, терпения, веры, но при этом позволяют эмоциям определять свою реальность.

Мои ожидания, представления о том, как всё должно быть - это внутренний образ или мировоззрение. Поэтому прежде, чем формировать действительность, необходимо оформить собственные ожидания. Проблема однако в том, что внутренний образ у меня уже есть. Откуда? Он сформирован той самой внешней средой, которую я хочу менять. Среда формирует образ, образ воспроизводит среду. Вот такой вот порочный круг. Поэтому самый простой путь преображения - это одновременное, параллельное формирование и нового образа и новой среды. За первое отвечает Слово Божье, за второе - Тело Христово.

На пути к новой преображенной реальности остается ещё одно препятствие - чувства. Чувства инертны, они не поспевают ни за внутренними ожиданиями ни за внешней средой - как чувство насыщения, которое приходит только через пол часа после принятия пищи.

Наша проблема в том, что мы постоянно поступаем в соответствии с тем что чувствуем, а не с тем чего ожидаем. Мы не управляем действительностью, не формируем ее, мы лишь соглашаемся и реагируем на то, что сформировано кем-то другим. Если же я хочу управлять действительностью, формировать реальность, тогда должен поступать в соответствии с тем чего ожидаю, вопреки тому, что чувствую.

Я не смогу жить по духу, если в своих решениях и реакциях буду постоянно ориентироваться на внешнюю среду и порожденные ею чувства:

"Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно." 
(2Кор 4:16-18)

Павел в качестве лекарства от уныния предлагает ориентироваться не на внешние обстоятельства, вызывающие скорбь, а на невидимое Божье царство. 

Моя реакция на внешние события может быть либо плотской, либо духовной, в зависимости от того на чем я в данный момент сфокусирован - на внешнем или на внутреннем, на событии, или на присутствии Христа в моём духе.

Когда я поступаю по духу в соответствии со Словом Божьим и своей внутренней природой, игнорируя чувства или даже вопреки им, высвобождается Божья благодать, которая подчиняет эмоции, приводя их в соответствие с моими действиями. Именно так действует закон веры:

Евр 11:1: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом."

Мы должны поступать в соответствии с тем во что верим. Если я верю, что в мой дух помещена любовь, смелость, радость, мир, тогда я должен вести себя соответственно, даже если душа говорит об обратном. Если эмоции противоречат Слову, значит они не исходят от моего истинного "я", а значит навязаны мне извне, а значит они лгут и потому должны быть отвергнуты. Каким образом? - Когда я продолжаю поступать по Слову игнорируя чувства - прославляю, когда душа унывает, делаю шаг веры, когда душа боится, благословляю, когда она злится, благодарю, когда ей больно и т. д. Рассмотрим несколько примеров.

Радость

Флп 4:4: "Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь."

— Но как мы можем выполнить это повеление, если не чувствуем радости? 
— Дело в том, что истинная радость - это не эмоция, а плод духа (см. Жизнь в радости). Истинную радость, независимую от обстоятельств генерирует дух, потому что только он в нас полноценно погружен в Царство. Эмоцией души радость становится в ответ на наши действия веры:

Иак 2:22: "Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?"

Когда я эмоционально подавлен, я просто начинаю танцевать для Господа, ощущая себя бесчувственным бревном, но спустя какое-то время душа начинает приходить в соответствие с моими действиями веры:

"Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его." 
(Пс.102:1,2)

Прощение

Мат 6:14-15: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших."

— Но как я могу простить, если все ещё чувствую боль и обиду?
— Прощение это не чувства, а решение. Моя часть - принять решение и провозгласить прощение, а исцеление эмоций производит Божья благодать в ответ на мое послушание. И даже если однажды чувства попытаются напомнить мне о причиненной боли, я им отвечу: "Вы лжёте, потому что я уже простил и умер для обиды, а то что мертво болеть не может!"

Многие совершают ошибку, думая, что раз они продолжают чувствовать обиду, значит они не простили. Но дело в том, что обида - это эмоция души, а прощение - плод духа. Жизнь в прощении - это жизнь по духу, когда я избираю руководствоваться своей духовной природой, а не душой с её эмоциями и чувствами. Поэтому я твердо опираюсь на свое решение действовать по Слову, игнорируя чувства до тех пор, пока они не придут в соответствие с природой дитя Божьего.

Покаяние

1Ин 1:9: "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды."

— Я исповедовал грех, но не чувствую, что Бог меня простил и принял. 
— Здесь написано не о том, что ты должен чувствовать, но о том, во что ты должен верить.

Любовь

Мат 22:37-38: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, — сия есть первая и наибольшая заповедь"

— Но я как ни стараюсь, не чувствую, что люблю Бога всем сердцем.
— Тогда начни вот с этого: "станем любить не словом или языком, но делом и истиною." (1Ин 3:18) Чем больше ты вкладываешь в свои взаимоотношения с Богом, тем больше в них будет твоего сердца:

Мат 6:21: "ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше."

Покой

"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается." 
(Ин 14:27)

Покой - это тоже не эмоция, а духовный плод веры:

"А входим в покой мы уверовавшие..." 
(Евр 4:3)
"Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим"
(Матф.11:28,29)

Иисус показывает прямую зависимость покоя от смирения, то есть от признания своей слабости, ограниченности и зависимости от Бога:

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" 
(Иак 4:6)
"Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова." 
(2Кор 12:9)

Покой приходит не от наших усилий в попытках подчинить растревоженные эмоции, а от веры, когда мы переводим взгляд с того, что происходит с нашей душой на то, что говорит обетование Слова. Иисус сказал, что когда мы приходим к Нему, Он Сам нас успокаивает. Давление вины, страха, разочарования - признак того, что я все еще держу дистанцию, продолжая уповать на собственные усилия. Невозможно подчинить душу силами самой души. Сила приходит от духа, когда мы выбираем доверие Слову:

"Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением."
(Кол.2:6,7)
"Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился." 
(Еф 2:8-9)

Мы приняли Иисуса верой и ходить в Нем призваны только верой. Поэтому мы не можем похвалиться самообладанием, которое является таким же даром как и спасение и которое мы проявляем не благодаря своим усилиям или делам праведности, но только через веру.


Святой лицемер

Но разве такое отношение, когда я говорю и демонстрирую не то, что чувствую, не является лицемерием? Лицемерие - это поступки и эмоции, не соответствующие внутреннему естеству человека (см. Сораспятие). Все дело в том, кем я себя осознаю. 

Падший грешник, который старается показаться праведным - лицемер. Если же я рожденное свыше новое творение, обладающее праведной природой, но веду себя как падший грешник - я тоже лицемер. Чувства не исходящие из моей истинной внутренней природы лгут и должны быть отвергнуты. Христиан, которыми продолжает управлять душа, а не дух, Писание называет душевными (Иуд. 1:19). Такие люди без всякого разбора сразу принимают за истину все то, что исходит от их эмоций и чувств, а не от Слова Божьего. Они позволяют душе формировать отношение к окружающей реальности, поэтому у них никогда нет веры, чтобы изменять ее, проявляя силу невидимого Царства. 
Повторю еще раз: не душа должна управлять нами, а мы душой, подчиняя её своему истинному "я", рожденному свыше духу. Каким образом? - действием:

- хочешь пережить радость - начни прославлять
- хочешь ощутить храбрость - сделай то, чего боишься
- хочешь возрасти в любви - послужи как любящий
- хочешь возрасти в смирении - подчинись

Вера - это действие по Слову Божьему вопреки естественному положению вещей, вопреки естественным эмоциям, чувствам и желаниям. И тогда, в ответ на веру высвобождается Божья благодать, увлекающая за собой душу в объятия Небес.


Когда я осознаю свою ответственность в управлении душой, в момент эмоционального давления душа какое-то время продолжает движение по инерции, поводья натягиваются (кажется я этот момент буквально физически могу ощущать). И вот здесь решается кто хозяин. Если я продолжу увеличивать дистанцию между чувствами и действиями, душа сдается и начинает постепенно подтягивать эмоции приводя их в соответствие с моими действиями.

Допустим, со мной несправедливо обошлись. Душа по привычке реагирует болью, обидой, гневом, желанием защититься или отомстить. Если я соглашусь с этими чувствами, они разгорятся ярким пламенем и душа вприпрыжку понесется в привычном направлении. Вместо этого я должен сказать "стоп!" и натянуть поводья. Зная из Писания, что реакцией духа является прощение с передачей суда и контроля над ситуацией в руки Божьи, я должен подавить желание оправдать свои чувства: "Это несправедливо! Я имею право на гнев и обиду!" Да, я имею право на боль и страдание, но есть лучший путь - путь духа, путь возрастания в любви и вере. Разогнавшуюся под действием эмоций душу не так-то легко остановить, поэтому чем раньше мне удается натянуть поводья, провозглашая Слово Божье и повелевая душе ему подчиниться, тем легче вернуть эмоции под контроль нового творения.
Другой случай. Врач сообщает плохой диагноз. Реакция души - страх. "Стоп!" Я натягивая поводья. Чем раньше я начну атаковать страх словами обетования, тем легче будет вере вытеснить его из моей души.
С течением времени, укрощенная душа будет сама по привычке реагировать правильно без понукания и сильного натяжения поводьев.

До своего обращения я был очень гордым и обидчивым. Будучи подростком я целый год не разговаривал с лучшим другом из-за какого-то пустяка. Когда уже будучи верующим я женился, то эта эмоция все еще продолжала оказывать существенное разрушительное влияние на мою жизнь и отношения в семье, причем я даже не осознавал, что это именно моя проблема. Каждая размолвка с женой заканчивалась тем, что я наказывал ее молчаливым бойкотом до тех пор пока она не попросит прощения. Когда после очередного конфликта я "надутый" лежал на диване, Бог неожиданно спросил меня "Что ты сейчас делаешь?" Этот простой вопрос вдребезги разбил все внутренние оправдания моему поведению, которые до этого я считал неоспоримыми - я сколько угодно мог врать себе, но не Богу. Следующие слова окончательно меня добили: "Пойди и попроси у Тани прощения". Я уже готов был ее простить, но попросить прощения!? - это уже ни в какие ворота не лезло, поэтому я стал сопротивляться: "Но ведь это она не права! Пойдя на попятную, я только закреплю ее безобразное поведение!" Пол часа спустя, совершенно измученный я поплелся на кухню и попросил у Тани прощения. И в то же мгновение во мне что-то надломилось, вместо обиды душу наполнил мир. В течении последующих нескольких лет временно́й промежуток между очередным конфликтом с Таней и моим извинением постепенно сокращался. Бог все еще работает над моим характером, но я могу сказать, что за последние годы я ни разу не дал Тане возможности первой попросить у меня прощения. Как глава семьи я не имею права надолго оставаться в плотском состоянии, в состоянии обиды и злости, отравляя семейную атмосферу.
Кстати, если в полемике я попросил у оппонента прощения, это ещё не значит что я считаю его правым, это лишь может означать, что неправ я, тем что не смог ему должным образом послужить.

Не отчаивайтесь, если у вас сразу не получилось, ваша душа ещё многократно предоставит вам возможность для тренировок. Постепенно новые реакции души войдут в привычку и станут естественными. Просто заполните все свое время Богом, поддерживая с Ним мысленную связь, благодаря за совершаемую внутри вас работу, рассуждая над Словом, поклоняясь и молясь в духе.

У меня это работает. Сработает и у вас. Главное правило дрессировщика - не пытаться подчинить душу в большом, не приучив её подчиняться в малом. Я начал с того, что стал приучать себя думать и говорить о своей личности и жизни только так как говорит Божье Слово, и сразу почувствовал, насколько у меня легче получается в соответствии с этим поступать (см. Изменяющие реальность).

Такие понятия как любовь и доверие имеют смысл только в условиях наличия свободной воли, когда человек свободен принять решение не любить и не доверять. Безусловная любовь проявляется только тогда, когда для нее не осталось никаких соответствующих благоприятных условий.
Так же и с верой. Вера, как уверенность в невидимом, существует и проявляет себя только в условиях конфронтации, когда видимое противоречит вере. Вот почему мы постоянно искушаемы к неверию окружающей действительностью - чтобы была проявлена вера. Что делает хороший педагог, когда видит, что ученик не усвоил урок? - он его повторяет столько, сколько потребуется для его усвоения. Негативные мысли, чувства, неверные решения и поступки, спровоцированные материальной действительностью, я больше не рассматриваю как симптомы поражения - это признаки того, что урок веры ещё не до конца усвоен, а значит соответствующие ситуации будут повторяться, пока доверие реальности невидимой и вечной не станет превалирующей, стабильной, пока вера не будет проявлена в полноте.

Представьте, например, что меня раздражает отец, принесший мне в прошлом много ран и огорчений. Он как буд-то специально выбирает такие темы, слова и такое поведение, которые я терпеть не могу. Невозможно его просто игнорировать, потому что это всё-таки отец, но и общаться невыносимо, потому что каждая такая встреча заканчивается конфликтом, из-за чего я потом вынужден бороться с чувством вины и страха. Что же делать? Попытаться убедить себя в том, что такое поведение неполезно? Но я и так это прекрасно знаю, будучи до смерти перепуган возможными последствиями нарушения пятой заповеди. Может быть просто стиснув зубы терпеть? Однако из своего опыта я точно знаю, что падший мир и демоны прекрасно осведомлены о том, где находится предел прочности "пузыря" моего терпения и потому в своем искушении никогда не останавливаются до тех пор, пока он не лопнет. И чем самоотверженнее я держусь, тем больший взрыв происходит в конце. И знаете что? - как я уже и писал выше, в этом и состоит позитивное предназначение искушения - привести меня к осознанию своего бессилия, побудить к проявлению веры, потому что мне нужно не мое терпение (прощение, кротость, воздержание, любовь), а Божье. Мне необходимо проявить не естественные усилия моей души, а сверхъестественный плод духа. Как же он проявляется? Как и всё в духовной сфере - через веру.

Теперь, когда я иду на встречу с отцом, я исповедую:

"Я новое творение, которому присуще терпение и любовь. Раздражение, гнев, непрощение, мое негативное прошлое - все это похоронено вместе с ветхой природой. Эмоции и чувства, противоречащие этой истине я объявляю ложными, навязанными извне. Я не могу проявлять любовь и терпение, но мне и не нужно, потому что это будет производить жизнь Иисуса во мне. Помоги мне, Дух Святой, во время общения с отцом быть сфокусированным на Иисусе".

Когда во время общения, подвыпивший отец вновь стал учить меня жизни, во мне начало подниматься раздражение. Я внутренне застонал: "О Иисус, где же твоя сила?" - и неожиданно для себя я хлопаю отца по плечу, улыбаюсь и говорю: "Ты даже не представляешь как я тебя люблю". А затем наслаждаюсь тем замешательством, которое вызвало у отца такое "неадекватное" поведение. После этого разговор пошел в совершенно ином русле.

Возможно в следующий раз я сорвусь, но разве истина от этого изменится? Если у меня получилось один раз, значит должно получаться постоянно - просто нужно проявить настойчивость. Я не могу проиграть, потому что мне ничего не нужно для этого делать, кроме как пребывать в вере в сверхъестественные возможности моего Господа, вложенные в мой дух.

Поступайте в соответствии с тем, во что вы верите, а не с тем, что вы чувствуете. Чувства, эмоции и обстоятельства, противоречащие Слову лгут и должны подчиниться Божьей реальности.
Читайте так же "Гнев человеческий"


Освобождение души

Даже у сдержанного хладнокровного человека бывают такие ситуации, когда эмоции как высокая волна просто "сбивают с ног". В таком случае, прежде, чем вновь почувствовать под ногами землю и начать подниматься, необходимо дать волне улечься и схлынуть - отпустить душу и позволить ей прожить боль, гнев или обиду. И всё же степень и продолжительность реакции зависит от нашей способности уметь абстрагироваться от чувств, смотреть на душу как бы со стороны:

"Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя." (Пс 61:6)
"Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его." (Пс 102:2)
"Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя." (Пс 114:7)
"Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему." (Пс 118:28)
"Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне." (Пс 118:175)
"Хвали, душа моя, Господа." (Пс 145:1)
"Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего." (Пс 41:6)

Нельзя позволять чувствам определять всю мою реальность, иначе однажды они могут оставить меня без надежды. Чувства предназначены помогать мне взаимодействовать с окружающим миром, но не должны управлять мной.

"А всякий, кто питается молоком, — все еще младенец, и плохо знает, что такое праведность. Твердая же пища — для людей зрелых, чувства которых опытом приучены различать, где добро, а где зло." 
(Евр 5:13-14)

Мы приходим к Богу незрелыми - естественная реакция большинства из нас проистекает не из духа, а из нашего прошлого греховного опыта обращения в падшем мире. Чтобы эта реакция изменилась, она вначале должна быть обнаружена, идентифицирована как душевная и заменена на духовную. В этот момент мы действительно делаем выбор между реальностью падшего мира и реальностью Царства, между сомнением и верой. И только по мере возрастания, когда мы раз за разом совершаем выбор вопреки прошлому негативному опыту, постепенно нашей естественной реакцией, естественным внутренним состоянием становится жизнь по духу, а не по плоти.

"Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть." 
(Еф 5:13)

Не один раз сталкивался с ситуацией, когда после начала служения особенно травмированному человеку, через какое-то время в его жизни начинается шторм, который как кажется готов разрушить все, с трудом достигнутые результаты служения. Эмоции зашкаливают, появляются болезненные флешбеки, тревожные сны, рушатся прошлые связи, человек начинает вести себя как шизофреник с биполярным расстройством личности, становится невыносимым, демонстрируя крайнюю степень ранимости.

Когда в очередной раз я столкнулся с подобной ситуацией, я спросил у Господа - "Что это? Почему дьявол так сильно атакует эту душу? Что вообще происходит? Я чувствую себя просто беспомощным!" 
Его ответ меня ошарашил - "Этот шторм и есть результат служения. Это делаю Я". После этих слов я увидел следующую картину.

Израненная душа запирает воспоминания и связанные с ними эмоции и чувства в дальних, темных чуланах подсознания, чтобы сохранить себя от боли. Чем больше ран, тем большая часть души находится в этих чуланах, и чем эти раны болезненнее, тем более массивные замки висят на их дверях. Благодаря этим чуланам душа имеет возможность продолжать функционировать и  создавать видимость благополучия. Однако это благополучие человека, находящегося в коме - он демонстрирует стабильные жизненные показатели, но назвать это жизнью никак нельзя. Те раненые части души, которые были подавлены и законсервированы больше не беспокоят нас болезненными воспоминаниями, но эти же части при этом не могут переживать радость, сострадание, любовь. Поэтому душа ради ощущения жизни, обостряет те чувства, которые компенсируют боль и по этой причине остались незапертыми - гнев, вина, страх. Я живу под гнетом постоянной тревоги, что мои чуланы могут быть обнаружены. Поэтому никого не подпускаю достаточно близко.

Чтобы сделать душу здоровой и целостной, Божьему Духу предстоит добраться до каждого такого чулана и открыть его, чтобы впустить Божий свет.
Когда в результате этой работы, душа человека начинает оживать и функционировать, первое, что она ощущает - боль, как если бы после долгого перерыва я вдруг стал шевелить атрофированной израненной конечностью. Или представьте человека, который проведя годы во тьме, вдруг выходит на яркий свет - шок, дезориентация, резь в глазах, головная боль.

Душа вновь сталкивается со всем тем, что было за дверьми чуланов. Этого не нужно бояться, таков процесс исцеления от ран: боль нужно осознать—пережить—отпустить.

Запрет себе на сильные негативные эмоции, их отрицание и подавление не позволяет Божьему свету меня от них освободить. 

Отрицая раскаяние я пренебрегаю прощением, отрицая скорбь, я пренебрегаю утешением, отрицая страдание, я пренебрегаю исцелением, отрицая гнев, я пренебрегаю справедливостью.

Отпустить прошлое - это значит открыть темные чуланы своей души, чтобы, теперь уже с Богом, наконец пережить подавленные чувства и отдать Ему, принимая взамен Его любовь, милость и утешение.

В это время начинают разрушаться отношения, которые казались близкими и добрыми, хотя на самом деле эксплуатировали мою израненность, манипулируя моими страхами и чувством вины.

Этого шторма не нужно бояться или пытаться его обуздать. Невозможно обуздать душу силами той же души. И уж тем более не нужно себя за него осуждать. Чувство вины в этом случае, как мы уже увидели выше - не освободитель, а тюремщик. Во время этого шторма нельзя осуждать, давить, поучать. Даже мои собственные попытки взять под контроль свои чувства раненая душа воспримет как очередной акт насилия и вновь запрется в чулане. Лучшее, что я могу сделать - позволить Богу закончить начатое, открывая чулан за чуланом. Нужно посмотреть на душу со стороны, представив, что это как бы человек, переживающий страшную личную трагедию - присесть рядом, погладить, обнять и поплакать вместе. А затем, когда боль начнет утихать, поблагодарить Господа за дарованное исцеление, за то, что Он прошел через это со мной, помахать своему прошлому израненному "я" рукой и бросить землю на крышку его гроба.

осознать—пережить—отпустить

"вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи" 
(Кол 2:10-13)



Обретение господства

Степень господства надо мной материального объекта определяется глубиной моей эмоциональной связи с ним.

Быт 3:16: "Жене сказал: ...к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою."
Быт 4:7: "если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним."
Иак 1:14: "но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью"

Причина влечения ко греху - связанное с ним эмоциональное удовлетворение, испытанное мной в прошлом. Любое событие в моей жизни фиксируется в подсознании вместе с вызванной им эмоциональной реакцией (см. Преображение подсознания). Как только это событие всплывает в памяти или подобная ему ситуация возникает в реальности, вместе с ним из подсознания вызывается, прикрепленная к нему, эмоциональная реакция. На самом деле большинство наших эмоциональных реакций являются неосознанными и зачастую неадекватными окружающей действительности, т.к. связаны они совершенно с другим событием, хранящемся в подсознании. Поэтому неконтролируемые гнев, похоть, боль (и конечно же положительные эмоции тоже) - это фантомные переживания, ментальные проекции, вызываемые подсознанием из прошлого, зачастую не имеющие отношение к настоящему. Например я могу неосознанно испытывать антипатию к человеку только потому что он напоминает мне кого-то из моего прошлого. Получается, что люди душевные, живущие на уровне эмоций, постоянно воспроизводят свое прошлое. Подсознание через эмоции постоянно формирует в нас определенное отношение к реальности, которое, в свою очередь, по закону веры приводит эту реальность к осуществлению и повторению. Ситуация вызывает эмоции - эмоции формируют отношение - отношение формирует реальность. Получается замкнутый круг, в котором человек многократно переживает одни и те же события с одним и тем же эмоциональным фоном и отношением к ним. Некоторые верующие называют это родовым проклятием, хотя на самом деле это просто закон веры в действии. Я многократно видел и в своей жизни и в жизнях других людей как одна и та же ситуация многократно повторялась до тех пор, пока не менялось отношение человека к ней. Как будто враг специально бьёт туда где больно, туда, где мы наиболее уязвимы. Хотя есть и другое, позитивное объяснение - постоянно повторяющаяся негативная ситуация - это инструмент роста, это индикатор, показывающий где мне необходимо преобразиться. Только изменив отношение к "дню сурка", увидя в нем не препятствия моему комфорту, а средство роста я смогу войти в следующий Божий день, в следующий этап преображения.
Так как же практически разорвать порочный круг событие-эмоция-отношение-событие? 

События и эмоции это плоды, т.е. результат соответствующего отношения. Поэтому именно отношение мы и должны менять в первую очередь. Правильное отношение к реальности - это следствие познания истины через взаимоотношения с Творцом. Нет ничего более действительного и истинного, чем Божий Дух и Его слово.

Ин 8:31-32: "если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными."

Радостная весть в том, что прямо сейчас, читая эти строки, ваше отношение меняется. Подсознанию и эмоциям теперь будет намного сложнее вас обмануть, выдавая призраки прошлого за настоящую реальность. Зачастую для нашей свободы достаточно увидеть откуда у проблемы "растут ноги". 

"Человек знания бережет слова, и рассудительный - хладнокровен."
(Прит.17:27)

Плотского, душевного человека можно назвать homosapien (человек разумный) с большой натяжкой, потому что он скорее homosensitive (человек чувствующий). Отношение формируется через осознание реальности, ее анализа. Путь от человека душевного к человеку духовному - это путь к осознанной жизни, в которой эмоции подчинены разуму, а не наоборот. Я не хочу постоянно воспроизводить в настоящем свое прошлое, поэтому я отказался воспринимать за истину эмоции, проецируемые подсознанием на реальность. Мой путь к восстановлению власти над реальностью начался с двух вопросов:

"Почему я так реагирую?"
"Какой должна быть моя реакция?"

Затем я благодарю Господа, за то что Он уже поместил внутрь меня плоды духа и чувствования Христа и начинаю поступать в соответствии с ними, как буд-то я это действительно чувствую.

Пока грех вызывает удовольствие, болезнь вызывает страх, а зарплата вызывает уныние - события материального мира будут иметь власть надо мной и я не смогу находиться в позиции влияния и власти над творением.

1Кор 7:29-32: "Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот."

Если я хочу освободиться от господства материального в своей жизни, то мне необходимо изменить свою эмоциональную реакцию на него. До рождения свыше это было бы невозможно, т.к. мой дух пребывал в мертвом состоянии и душа была единственным инструментом оценки реальности и формирования моего отношения к ней. Без духа у меня не было возможности видеть свою душу со стороны, чтобы управлять ею. Теперь же, через рождение свыше обретение господства над душой стало реальностью. Каким образом? Через приучение души к правильной реакции. Дело в том, что душа не отличает мир моих мыслей от мира материального, более того, порой для нее он является более реальным. Например, разве не бывало с вами такого, что вы погружались в воспоминания о каком-либо событии из прошлого настолько, что переставали осознавать где сейчас находитесь, при этом переживая эмоции, как буд-то оно происходит прямо сейчас? Точно так же, раз за разом моделируя в сознании ситуацию, мы можем прикрепить к ней соответствующую желаемую эмоциональную реакцию и когда эта ситуация возникнет в реальности, душа отреагирует в соответствии с ментально закреплённым новым образом. Этот процесс смогли зафиксировать и описать нейробиологи, наблюдая за электрохимическими реакциями головного мозга. На духовном языке это называется покаянием, metanoia - изменение образа мышления.

Еф 4:20-24: "Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины."

Как это выглядит на практике я писал в статье Бой с тенью

Например, в ситуации с искушением подсознание предложит соответствующее событие с прикрепленным к нему ярлычком "удовольствие", который мне необходимо заменить на ярлычок "отвращение". Поэтому я начинаю благодарить Господа за сверхъестественное преображение моей личности и, отождествляя себя со Христом, проговариваю, что моя душа испытывает к этому греху отвращение и ненависть и представляю как свободно игнорирую возникшее на пути искушение.

Евр 1:9: "Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих»."
Флп 2:5: "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе"

Точно так же я представляю как негативное поведение детей вызывает у меня не гнев, а терпеливую и сдержанную реакцию. Таким образом я внедряю соответствующее Божье слово в свои мысли и эмоции, определяя свою реакцию и в конечном итоге, по закону веры, изменяя окружающую реальность.

Некоторые ученые физики на основании так называемого квантового "эффекта наблюдателя" пришли к поразительному выводу, что человеческое сознание способно определять не только собственную реакцию на события, но и сами события (см. Изменяющие реальность). Впрочем, верующие и без ученых знают об этом уже несколько тысяч лет:

Вера же – сущность (upostasis так же как в Евр.1:3) ожидаемого, доказательство вещей невидимых
(Евр.11:1 букв.пер.Одинцова-Белинского)

Как я уже писал в статье Вера как зрение, в Писании понятия "сущность" (реальность, действительность) и "твердая уверенность" обозначаются одним и тем же словом - upostasis. Другими словами - то во что я верю, существует, потому что я в это верю. Вера есть и причина и доказательство существования невидимого. Мы призваны верой жить в невидимой духовной реальности обетования независимо от того насколько оно проявлено в реальности материальной, насколько подтверждено нашими эмоциями и чувствами.

Мар 11:23: "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет."
Прит 23:7: "каковы мысли в душе его, таков и он"




Ссылка на фрагмент:


Комментариев нет:

Отправить комментарий