Мертвы для греха, мертвы для закона



(fs) К.Лирик




Мертвы для греха

"...ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено (katargeo) было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте (logisomai) себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем."
(Рим.6:6-11)

греч. katargeo - уничтожено (так же как в Рим.3:3 "уничтожит ли верность Божию?")
греч. logisomai - означает "вменять" так же как здесь:
"Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось (logisomai) ему в праведность." (Рим.4:3)

Точно так же на основании Рим.6:6 я вменяю себе мертвость для греха. По закону веры это является такой же реальностью, какой в глазах Бога была праведность Авраама.
Слова "так и вы" (греч. outo kai umeis) в стихе 11 означают "точно так же, таким же образом". А теперь давайте вернемся к предыдущему 10 стиху, чтобы увидеть каким именно образом мы вменяем себе свободу от греха. В нем сказано, что Иисус умер для греха однажды (греч. efapaks) - означает "раз и навсегда, единократно". Как Христос так и мы умерли для греха раз и навсегда, единократно. Одного этого места Писания должно быть достаточно, чтобы поставить точку в вопросе наличия греховной природы у рожденного свыше дитя Божьего.

Разберем еще одно параллельное место Писания:

"Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение"
(Кол.3:1-5)

2-3 стих - Ибо (греч. gar) - частица логического подчеркивания, используемая для пояснения - "а именно". Таким образом речь идет о том, чтобы мы помышляли о горнем, а именно о том, что мы умерли для греха.
5 стих - поэтому, на этом основании (греч.oun - итак, следовательно, поэтому) умертвите земные члены...
Еще раз - как мы умерщвляем блуд, нечистоту, похоть и т.д.? Помышляя о том, что мы для всего этого мертвы.

Все рассуждения о том, где в человеке еще остался/коренится грех противоречат Слову и мотивируют неверие (см. Новая тварь: замена или подселение?)


Мертвы для закона

Читая 7-ю главу послания Римлянам, многие почему-то совершенно забывают, как в предыдущей главе Павел убедительно доказывал нашу смерть для греха. Описанное Павлом в 7-ой главе отчаяние (7:24) никак не стыкуется с мощным провозглашением свободы в предыдущей главе, потому что эти строки красноречиво показывают бесплодные попытки невозрожденного человека исполнить закон.

В Рим.6 Павел раскрывает реальность смерти нашей греховной природы во Христе. В начале 7-й главы он иллюстрирует туже истину на примере замужества, показывая при этом взаимодействие закона с природой человека до возрождения и после:

Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа. Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. (Рим.7:1-4)

Кто этот человек или муж, над которым имеет власть закон пока он не умрет? Чтобы понять это, достаточно ответить на вопрос - какое именно "я" умерло вместе с телом Христовым? Конечно же "ветхий человек" (6:6), падшая греховная природа.

Жена - душа человека.
Муж - человек греха, падшая природа.
Другой муж - природа Христова, рожденный свыше дух.

Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. (Рим.7:8)

Заповедь производит в падшей природе желание греха, таким образом оживляя его. Душа и падшая природа неразделимо по принципу "одной плоти" связаны законом греха и смерти (Рим.7:21-25). Но когда падшая природа была умерщвлена во Христе, она умерла и для заповеди, которая теперь не может оживлять в ней грех (Рим.7:6). Душа по тому же принципу "одной плоти" соединилась с рожденной свыше природой по закону духа жизни, и имея с заповедью единую духовную природу (Рим.7:14), теперь находит в ней повод не ко греху, а к послушанию (Рим.8:2).

Еще раз хочу сделать акцент, "умерли для закона" - это не значит, что мы стали беззаконниками, но что закон больше не может оживлять в нас грех, ведь по причине смерти ветхой природы ему в нас просто не за что зацепиться (см. Преображение закона).

Рим 7:23: "но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих."

Закон ума - Божий закон, закон в членах - закон греха. Их противоборство осталось в прошлом, потому что настоящее "ныне" во Христе Павел описал выше следующим образом:

Рим 7:4-6: "Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти; но НЫНЕ, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве."

Ныне, когда ветхий человек распят во Христе (Рим.6:6), мы мертвы для закона, который не может обнаружить то, что было распято.

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения
(Рим.6:4,5)

Ветхий человек мертв или нет? Распят или нет? Павел свободен от закона греха и смерти или этот закон все еще в членах его? В Рим.6:1-10 автор показывает нам духовную реальность смерти греховного "я", а в 6:11-23 - ее практическое воплощение.

Рим.7:8-25 - достаточно трудный для понимания отрывок. На мой взгляд, ключом пониманию данного фрагмента служит слово "ныне", которое стоит до и после него (см. 7:6, 8:1) - это наводит на мысль, что этот текст противопоставляется сокрытому во Христе настоящему. Этим фрагментом Павел показывает разницу между жизнью под законом и жизнью по вере, между взглядом со стороны человека и взглядом со стороны креста, между мгновенным, законченным и совершенным сораспятием и постепенным, практическим, частичным его проявлением нашей жизнью.

Под законом:
пленник закона греховного, находящегося в членах моих (7:23)
Во Христе:
закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти (8:2)
А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности (8:10)

Под законом:
когда пришла заповедь, то грех ожил (7:9)
Во Христе:
но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него (7:6)

Под законом:
грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею (7:11)
Во Христе:
Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (Рим.6:2)
ибо умерший освободился от греха.(Рим.6:7)

Под законом:
кто избавит меня от сего тела смерти? (7:24)
Во Христе:
ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное (6:6)

Таким образом освящение - это процесс принятия верой реальности сораспятия и его постепенного проявления в практической жизни. Плотское поведение обусловлено не присутствием в человеке греховной природы, а неверием в то, что она мертва. Именно наше неверие в истину сораспятия оживляет в нас то, что должно всегда оставаться мертвым (см. Маугли).


Духовное мышление

"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном." 
(Рим 8:5)

Духовное или плотское моё мышление - это не о чём я мыслю, а как. 

Плотское мышление основано на автономном от Христа восприятии, на материалистическом мировоззрении и мирских ценностях, на естественных душевных, эмоциональных реакциях.

Духовное мышление - это когда я мыслю, осознавая присутствие Христа, с активным различением, основанном на Писании. С таким отношением можно без страха мыслить о чем угодно, потому что о чём не угодно в присутствии Иисуса мне мыслить просто не захочется.

"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир"
(Рим.8:6)

Плотские мысли смертельны в том смысле, что производят в душе плоды смерти, такие как тревога, страх, вина, зависть, ненависть, разочарование, гордость и приводящее к соответствующим негативным последствиям в теле и взаимоотношениях. 

"А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им."
(Гал.3:12)
 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. 
(Гал.5:18)

Законническое мышление так же является плотским, производящим смерть ("буква убивает") - оно автономно от Христа, потому что основано не на отношениях с Ним, не на знании Его учения, Его любви и характера, а на внешних правилах. Мы призваны жить по вере, а не по закону.

"плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут." 
(Рим 8:7)

Пытаясь подчинить плотское мышление закону, мы, как и Павел в своё время (Рим.7:14-24), будем проводить жизнь в бесконечной бесплодной борьбе, раскачиваясь между самоосуждением и самоправедностью. Нужно помнить, что мы пленяем помышления не закону, а Христу. В чём же разница? 

Закон - безличен, беспристрастен. Это такой же инструмент как весы. У весов бесполезно искать понимания, сострадания или милости. Закон работает через мою совесть, Христос же влечёт меня притягательной силой Самой Своей Личности, через внутренние побуждения, порожденные Его любовью. Я отождествляю себя не с законом, а с Иисусом. Я свободен от страха закона, когда пребываю в Том, Кто этот закон исполнил. И тогда Он Сам производит во мне хотения и действия по Своему благоволению.

"Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу." 
(Рим 8:1-4)

"Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны..." 
(Мат 17:24-27)

В этом месте речь идет о налоге на храмовое служение. Господь использовал эту ситуацию, чтобы показать грядущие полномочия и отношение к закону сыновей Божьих.

Цари земные собирают налоги не с сыновей, а для сыновей. Этот закон предназначен для посторонних. Храм здесь - прообраз Царства. Иисус проводит параллель с детьми Божьими, на которых закон не распространяется. Для царства земного - мы подданные, поэтому оно собирает с нас налоги (Рим.13:6). Для Царства Божьего мы не подданные, а наследники, свободные от формального исполнения закона:

"Если же вы духом водитесь, то вы не под законом."
(Гал.5:18)
"закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых"
(1Тим.1:9)


Отсутствие сознания грехов

Евр 10:1-4: "Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи."

Закон постоянно указывал на грех человека. Лишь когда во время ежегодного жертвоприношения его грехи возлагались на голову жертвенного животного, только тогда, взирая на его смерть, он мог вздохнуть с облегчением и забыть о них. Но лишь до той поры, пока не согрешал опять, когда он вновь становился оскверненным до следующего жертвоприношения. Проблема была в том, что система жертвоприношений была временным решением до прихода совершенной Жертвы Христа, прообразом которой она и являлась. Совершенство этой Жертвы в том, что она имеет отношение к каждой точке бытия, она обеспечивает прощение каждого когда-либо совершенного греха в прошлом, настоящем или будущем. В отличие от евреев Ветхого Завета, чтобы оставить сознание совершенного греха, нам больше не нужно ожидать жертвоприношения, достаточно взглянуть на Крест и увидеть его в Иисусе.

Причина по которой я согрешил - я перестал осознавать себя в Иисусе. Причина по которой я продолжаю бороться с грехом, и связанным с ним чувством вины - я все ещё осознаю грех, продолжая взирать на себя, на закон, на свои усилия, а не на Иисуса.

Хочу проиллюстрировать эту мысль одной притчей.
Один, царь, обратился к алхимику, о котором ходили слухи, что он нашел формулу превращения железа в золото, чтобы тот продал ему эту формулу. Алхимик продал царю несуществующую формулу, напутствовав его следующим предостережением: "Только помни царь, что формула не сработает, если во время процесса ты хотя бы раз подумаешь о розовом слоне". Таким образом хитрый алхимик сохранил деньги и избежал царского гнева за обман, потому что царь в неудаче винил себя за неспособность не думать о розовом слоне.

Таково́ свойство человеческого разума - чем больше мы стараемся не думать о чем-либо, тем настойчивее наши мысли об этом. Разум можно только переключить, перевести фокус внимания. Не важно в каком виде грех присутствует в мыслях человека - пытается ли он удовлетворить свою похоть, или напротив, всеми силами удерживает себя от греха, он в любом случае проиграл, потому что само присутствие греха в мыслях уже оскверняет разум. Вот почему закон не мог решить проблему греха, ведь в том, чтобы указывать на грех как раз и заключалось его предназначение. Поэтому, когда вы находитесь под атакой искушения - постарайтесь переключиться, отвлечься, чем-то занять себя. Перетерпите, и тогда в следующий раз устоять будет легче. Когда искушение заставало меня вечером, я просто ложился спать, а утром праздновал победу.

"Розового слона" сознания греха невозможно устранить ни законом ни самодисциплиной, но только взирая на Христа, постоянно отождествляя себя с Ним - свой грех с Его смертью, свою жизнь с Его воскресением.


Комментариев нет:

Отправить комментарий