Две грани человека

Оглавление

(fs) К.Лирик



"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их."
(Быт.1:27)

Первый человек сотворен "мужчиной и женщиной", в оригинале - זכר ונקבה (заха‌р у-нкева‌). Многие комментаторы рассматривают эти слова как указание на изначально андрогинную (двуполую) природу человека. Речь идёт не о внешних половых признаках, но о внутренней сути, о мужском и женском начале в человеке - о духе и душе которые были созданы одновременно. 

"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание (nishama) жизни, и стал человек душею (nefesh) живою."
(Быт.2:7)

где "нешама" - это мужское начало, а "нефеш" - женское (см. От Адама до Адама)
И уже позже женщина была сотворена из ребра; древнееврейское слово צלע (цела́) означает, однако, не только "ребро", но и "сторона", "грань". Следовательно, женщина сотворена из какой-то "стороны", "грани" Адама, нашедшей в ней наиболее полное выражение. Действительно, женщина более эмоциональна, она более воплощает в себе чувственную, «душевную» сторону восприятия. В этом контексте слова "и будут двое одна плоть" обретают не только значение союза между мужчиной и женщиной, но и гармоничного соединения в человеке духовного и душевного, обретения им целостности. К сожалению грех разрушил гармонию, превратив дух и душу в борющихся за власть противников (Гал.5:17). Таким образом многое из того, что Писание говорит о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, может служить прообразом для тех процессов, которые происходят во внутреннем мире одного человека.

Поочередное взаимодействие души вначале с ветхой, а затем с рождённой свыше природами я уже рассматривал в статье Мертвы для греха, мертвы для закона

Сколько копий было сломано в спорах о положении и роли женщин в Теле Христовом из-за буквального понимания слов Павла! Конечно же я не отрицаю буквальное понимание, хотя и не придаю ему такое значение, как это делают многие консервативные христиане, которые не учитывают культурно-исторический контекст послания. Для меня намного более важным является сугубо духовное, аллегорическое понимание, указывающее на взаимодействие в человеке, как в "обители Духа", двух начал - мужского (дух) и женского (душа).  В этом контексте мне нравится толкование Рудольфа Штайнера на 1Тим.2:3-4: 

"Чего хотелось бы мне достичь, так это чтобы повсюду в человеке научилось молиться мужское, воздевая кверху святые руки, свободное от слепых вихрей воли и от пустого беспокойства мысли. Также и женская суть к своей цели должна стремиться: облекаться в одеяния внутренней красоты, украшать себя благочестивой застенчивостью и рассудительностью (осмотрительностью), а не драгоценными плетениями с золотом и жемчугами и дорогими одеждами. Что подобает женской сути, которой ведь обетованием даны особые задатки к благочестию, - это оказание благодеяний. Женская суть должна с большим внутренним спокойствием и отзывчивостью быть ученицей Духа. А что она действует также и учительствуя, это я не считаю правильным. По отношению к мужской сути женская суть не должна подниматься до притязания на водительство, но наполнять себя в безмолвии души. Ведь первым Адам воспринял земную форму, а вслед за ним - Ева. И не Адам вначале поддался искушению: женская суть позволила прельстить себя и пришла к падению. Однако через сочетание с мужским началом, она несомненно сможет производить духовные плоды, возвратив себе первоначальные чистоту и достоинство; пусть только основывается на вере и любви и благоразумной душой стремится к одухотворению."

Рассмотрим в таком же аллегорическом контексте еще одно место Писания:

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога."
(1Кор.11:3-12)

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава - Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог."

мужскому естеству, духу человека, глава (kefale - начальник, господин)  — Христос, а женскому естеству, душе, глава — дух, а Христу глава — Бог.
Синергию духа человека с Духом Божьим на примере "одной плоти" мы уже рассматривали в статье Возрождение духа

"Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову"

Буквально - "молящийся или пророчествующий, имея над собой главу (kefale)". Тот кто молится, должен молиться без "покрывала" плоти, под руководством духа, подчиняя и направляя душу, не позволяя ей принижать себя через душевные, плотские мысли и чувствования. Молиться нужно с "открытым" духом и "прикрытой" душой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий