Видение церкви



(fs) К.Лирик


  1. Видение церкви
  2. Религиозный фашизм
  3. Церковный монархизм
  4. Доминирование
  5. Божье водительство
  6. Дар пастора
  7. Служение в свою меру
  8. О ложных показателях духовности

Видение церкви

Призвание церкви – распространение Царствия Божьего. То, какими средствами достигается эта цель – это и есть то, что мы называем видением конкретной поместной церкви или служения. Проблема в том, что часто средство мы склонны превращать в цель. Тогда более важным становится не само Евангелие, а то, как оно провозглашается. Это благодатная почва для расколов.

Если видение становится целью, тогда оно не может быть ограничено временем, не может быть изменено или откорректировано. Я убежден, что Бог открывает нам Свою волю лишь на два-три шага вперед, но никак не на всю оставшуюся жизнь. Посмотрите на отношение Павла к его видению. Бог поставил Павла Апостолом язычников:

 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников. 
(2Тим.1:11)

Однако Павел никогда не ограничивался проповедью исключительно язычникам, расценивая свое призвание проповеди язычникам скорее как направление, а не как закон.

Однажды, Марк вопреки видению Павла оставил его миссионерскую команду. Павел посчитал это настолько серьезным проступком, что пошел на конфликт с Варнавой лишь бы не допустить повторного присутствия Марка в своей команде (Деян.15:36-41). Не послушав Павла, не проявили ли тем самым Марк и Варнава непослушание Богу? Думаю, что нет, иначе Лука не преминул бы об этом написать, тем более, что мы видим как годы спустя, оказавшийся в тюрьме Павел призывает к себе для служения «предателя» Марка (2Тим.4:11). Очевидно, что теперь, проверенная временем верность Марка Господу не вызывала у апостола сомнений, особенно на фоне действий его нынешней команды (2Тим.4:16). Хотя Марка не было с Павлом большую часть его служения, теперь он называет его своим сотрудником (Флм.1:24).

Больше мы нигде не видим ни в служении, ни в учении, чтобы Павел настаивал на пожизненной верности своей команды его видению. В миссионерских путешествиях его сопровождали совершенно разные люди. Кто-то сопровождал его все время, кто-то следовал часть пути, кто-то провожал его до определенного города. Павел рождал своим благовестием духовное чадо, доводил его до зрелости и затем… отпускал. В этом и есть смысл духовного отцовства – привязать человека к Господу, а не к определенному видению.

...Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
Ибо когда один говорит: "я Павлов", а другой: "я Аполлосов", то не плотские ли вы?
Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий.
(1Кор.3:3-7)

Если человек родился и возрастал в конкретной поместной церкви, это еще не значит, что он навечно принадлежит ее видению. Отношение к видению, как к закону – это мина замедленного действия под единством поместной церкви. Ведь когда видение возведено в абсолют, тогда автоматически демонизируется любое несогласие с ним или присоединение к другому видению. Такое отношение утверждает, что конкретная Божья воля существует только для общины, а не для каждого отдельного верующего, для которого она возможна только в рамках церковного видения. Таким образом, несогласие следовать конкретному видению расценивается как бунт против Божьей воли. Можно представить, какие последствия ожидают тех, кто решил присоединиться к другому видению.

Чаще единство основано на подчинении и зависит от компетентности и авторитета лидерства. Однако, как мне думается, истинное духовное единство основывается не на слепом подчинении авторитетам, а на взаимопонимании и совпадении ценностей и мировоззрений. Когда целью является единство, тогда часто его стараются достичь административным давлением и человеческими манипуляциями, эксплуатируя чувство вины, страха или долга. Целью должна быть дружба. Дружба и приводит к истинному единству, основанному на любви и взаимном подчинении - очень редком явлении в мире, насквозь пропитанном гордостью, завистью и честолюбием.

Из-за несогласия с методами руководства пастора мне пришлось оставить позицию лидера поклонения церкви «Новое поколение» города Норильска и стать частью другой церкви. Пастор предал нас с женой анафеме. За что? Ведь мы твердо остались на Библейских позициях, мы остались действенной частью Тела Христова!

Подобное отношение к видению – следствие неверного понимания церковью роли пастора в вопросе Божьего водительства.


Религиозный фашизм

Фашизм (итал. fascio - пучок, связка, союз) олицетворяет принудительное единение нации ради её господства. Именно в таком нарицательном значении я использую здесь этот термин.

В результате одного спонтанного социального эксперимента, проведенного учителем истории среди учеников, всего за несколько дней школа превратилась в подобие фашистской организации. Это происходило в 1967-м году в США, когда была еще очень свежа память о второй мировой войне. Поэтому, когда учитель в конце концов открыл суть эксперимента, все его участники были шокированы, с какой легкостью и энтузиазмом они стали частью созданного в школе тоталитарного режима.

Этот эксперимент доказал, что никакая нация не является особенно предрасположенной к фашизму. Фашизм - это свойство падшей человеческой натуры, не ограниченной национальными, этническими, культурными, гендерными, возрастными, интеллектуальными рамками. Признаки фашизма можно обнаружить в любом человеческом сообществе. В определенном окружении склонность к фашизму начинает проявляться у подавляющего большинства людей.

Может ли фашизм быть позитивным? Многие лидеры, в том числе и христианские, ведут себя так, как будто может. Проблема в том, что практикуемый многими лидерами и сообществами образ мышления и действий они не считают фашизмом, они называют это единством. Мы все хотим жить в более комфортной и безопасной среде, не раздираемой внутренними противоречиями и конфликтами. Что для этого необходимо? - Единство! Что этому мешает? - Свобода.

В самом базовом своем значении фашизм - это проявление высшей формы плотского единства. Разум, с его склонностью всё анализировать, ставить под сомнение - слишком ненадежный союзник для такого единства. Поэтому фашизм в первую очередь аппелирует к чувствам (судьба нации, мифологизация, мистицизм, спиритуализм), а так же к естественным гармонально мотивированным инстинктам, таким как коллективизм и конформизм. Вот некоторые признаки фашизма:

  • культ единого лидера (избранник судьбы, помазанник)
  • дисциплина (легализм, ограничение личных свобод ради торжества коллективных идеалов)
  • общность (уничтожение индивидуализма, элитарность, сакральность, единый символизм и идеология)
  • иррационализм (доминирование чувств над интеллектом, запрет критического мышления и дискуссионной свободы)
  • изоляционизм и ксенофобия (мы не такие как они, мы лучше, духовнее, у нас особая миссия)
  • силовое принуждение к единству (остракизм несогласных, поражение в правах, репрессии)

Перечисленные выше признаки фашизма нетрудно обнаружить в любой идеологии или религии, например в исламе или в средневековом католицизме с его понтификатом, инквизицией и священными войнами. Современная церковь конечно же осуждает все эти средневековые крайности, однако при этом зачастую продолжает использовать те же плотские формы скрытого принуждения к единству, эксплуатируя склонность человеческой натуры к конформизму и коллективизму, мотивируя чувства, а не разум. Культ помазанников, чрезмерное значение пастората, ограничение дискуссионной свободы, единообразие в форме одежды, проповеди, поклонении и молитве, остракизм и осуждение любого несоответствия церковным учениям, правилам и дисциплине - всё это признаки религиозного фашизма, подменяющего сердечную веру поверхностным соглашательством и фанатизмом, истинное единство единством по плоти. Заквашенная таким "фашистским" единством церковь без труда принимает фашизм государственный.

Фашизм движим духами колдовства и контроля. Он манипулирует гордостью и страхом,  уничтожая личную свободу ради мнимого торжества единства и безопасности. Истинное единство неотделимо от личной свободы, от права выбора. Для него неприемлема любая форма принуждения.

Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 
(2Кор.3:17)
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. 
(2Тим.1:7)

Для истинного единства необходима личная сердечная вера каждого члена сообщества, для него недостаточно внешнего соответствия правилам и слепого подчинения доктрине, но его вполне достаточно для фанатизма и сектантства.

Вера всегда разумна, потому что проистекает из личных убеждений и ценностей. Фанатизм питается чувствами и инстинктами. Вера движима любовью к истине, поэтому она может спокойно противостоять мнению большинства. Фанатизм движим страхом перед заблуждениями, поэтому для него единая коллективная вера большинства - источник безопасности, подтверждение истинности убеждений, а отщепенцы с собственным мнением - угроза.

Для верующего человека сомнение, альтернативное мнение - повод углубиться в учение, утвердиться в истине. Для фанатика сомнение равносильно предательству. Поэтому он боится открытой дискуссии, которая может привести его к сомнению. Верующий стремится к единству через личные отношения и демонстрацию плодов любви. Фанатик - крайний легалист, который принуждает к единству через подчинение авторитету лидера и общим правилам, манипулируя чувством страха, вины или долга.


Церковный монархизм

«Из рода в род идёт борьба за власть,
Рабы вместо свободы ищут трона;
Неистребима человеческая страсть -
Жить не под Богом, а под фараоном.»
(К.Лирик)

"И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу, когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою; итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними."
(1Цар 8:4-9)

Итак, монархия к народу Божьему пришла из язычества, в котором сакрализация власти была неотъемлемой частью идолопоклонства, на что прямо указывает Господь Самуилу. Фараон для египтян был богом. Всё, чего смогли достичь христиане со своим монархическим богословием - так это слегка понизить своих правителей до божьих наместников. Безусловно, Бог предвидел, а впоследствии использовал израильскую монархию ради Своих вечных планов, связав с ней исполнение обетований, так же как Он использовал для этого, например греховную связь Давида с Вирсавией, от которой впоследствии произошел Спаситель. Не Бог обусловил появление монархии, это был выбор человека, но Господь этот выбор предвидел и включил в Свои планы.

Очевидно Бога вполне устраивала существовавшая в Израиле система управления через старейшин и судей, чьё лидерство определялось не принадлежностью царской династии, а наличием Божьего призвания и лидерских качеств. Лидерство не передавалось по наследству, но каждый раз определялось явными признаками Божественного призвания, таких как Богобоязненность, мудрость в житейских и военных вопросах, добрая репутация, авторитет, способность вдохновлять и вести за собой людей.

К сожалению церковь точно так же переняла от мира монархическую систему управления, полностью скопировав его иерархию с одной лишь разницей - преемственность власти определяется принадлежностью не династии, а непрерывной череде рукоположений, якобы восходящей к апостолам. Таким образом легитимность служителя подтверждается не наличием Божьего дара и не верностью первоапостольскому учению, а принадлежностью церковной "династической" традиции.

Когда же мир наконец дорос до демократии, отказавшись от языческого монархизма, к огромному сожалению, часть церкви с искаженным учением о божественности всякой власти, осталась преданной сторонницей монархии, авторитаризма и диктатуры.

Безусловно Царство Божье - это монархия. Однако нужно понимать, что  реализуется Божья монархия не через посредничество человеческих династий, традиций, властных иерархий и структур, а напрямую - через откровение, дары и призвания.

Преимущественное значение пасторского дара над остальными дарами Тела Христова, наделение его чрезмерными полномочиями, создание в церкви вертикали власти, которая полностью идентична мирской, возникновение особого статуса и культа помазанников - все это последствия "монархического" мировоззрения.

Бог желал осуществлять управление народом посредством старейшин и судей. Он ясно это показал, когда распространил Свой Дух от Моисея на 70 старейшин Израиля. Моисей тогда воскликнул:

о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!
(Чис.11:29)

К сожалению, в церкви мы зачастую ведем себя таким образом, как будто Дух излился только на пастора. Однако возвращение к первозданному, партнерскому типу взаимоотношений стало возможным благодаря рождению свыше, когда все сыновья будут водимы и научаемы Самим Господом (Иер.31:34, Ис.54:13). Поэтому иерархия в церкви должна кардинально отличаться от иерархии в миру. Управление церковью должно быть коллегиальным, через старейшин-пресвитеров, епископов, учителей и пророков, в противоположность господствующему ныне монархизму, согласно которому институт пасторства представляется подобием чиновничьего аппарата.

Субординация (от лат. Subordinatio — «подчинение») — положение человека в иерархической системе каких-либо отношений.
Субординация доминирования - "следуйте за мной, потому что я тут главный".
Субординация компетенции - "следуйте за мной, потому что я знаю куда идти". Духовная компетенция обусловлена не столько наличием опыта и знаний (хотя это немаловажный ее признак), сколько наличием помазания, способностью различать Божье водительство.
Контекстная субординация - горизонтальная система подчинения, обусловленная не иерархической структурой, а характером конкретной задачи.

Уменьшение зависимости от монархического типа руководства происходит по мере возрастания в зрелости и откровении. Отсутствие субординации в незрелом сообществе приведет к хаосу. В таком сообществе лучше плотская субординация, чем никакой. Точно так же мы не можем взять и выбросить из процесса богопознания закон Божий, который остается для нас детоводителем ко Христу. Чем ближе мы к Нему, чем глубже наше откровение Его славы, тем меньше мы зависимы от закона и больше от непосредственного водительства Божьего Духа. Чем глубже мы погружены во Христа, чем больше переживаем, основанное на Христе единство "одной плоти", тем менее заметной и навязчивой будет субординация. В настоящей дружбе может быть только один вид субординации - субординация компетенции. Во взаимном подчинении она тоже присутствует, но из-за отсутствия комплекса доминирования и первенства, в таких отношениях вы ее просто не почувствуете.

Преображение должно приводить к постепенному уменьшению роли закона и субординации в отношениях. Церкви, которые подчёркивают главенство мужчины над женщиной, пастора над паствой, которые настаивают на незыблемости церковной иерархии - это незрелые церкви, управление которых более ближе к земному образцу, чем к Небесному.

Субординация доминирования - это когда мы следуем за лидерской позицией (за Саулом).
Субординация компетенции - это когда мы следуем за лидерским помазанием (за Давидом).
Субординация компетенции побуждает нас искать Божьего водительства, а не слепого подчинения авторитетам, когда мы снимаем с себя всякую ответственность за духовное различение.

Преображение власти - это путь от монархической пирамидальной иерархии к концепции взаимного "контекстного" подчинения, когда лидерство принимает на себя тот, кто в данной сфере или в данный момент более компетентен в принятии решений и более эффективен в своем служении людям. 

Небесная иерархия кардинально отличается от земной. У нее совершенно иная мотивация и соответственно иная структура отношений и управления. Божье Царство - это царство последних, тех, кто готов отказаться от первенства ради эффективности.

"Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом." 
(Мар 10:42-44)

В церкви есть только Один Глава, все остальные - слуги, влияние которых зависит не от должности, а только от степени эффективности их служения. Каждый служит в меру своих желаний, возможностей и даров. Каждый сам для себя определяет меру своего участия в жизни общины. Мы в ответственности только перед Богом и своим призванием. Церковь не раздает должности - когда есть плод, она просто признает наличие дара.

Церковь - это не организация, а организм, это братство, семья, тело. Ваше отношение радикальным образом изменится, когда вы перестанете воспринимать церковь через призму земных иерархий, начнёте служить нуждам людей, а не искать себе начальника и позицию. Тогда у вас просто не возникнет вопрос - "а кто отвечает, за то, что здесь происходит?"


Доминирование

Отождествление верующего с церковью может стать препятствием для его отождествления со Христом. Дух Божий привлекает нас к Иисусу и только через Него мы обретаем истинное единство с церковью. Лидеры, которые в первую очередь настаивают на отождествлении с церковью, в большей степени склонны подменять живые отношения законом, Божье водительство дисциплиной.

"Будьте подражателями мне, как я Христу."
(1Кор.11:1)

Мы можем быть подражателями лидеру лишь в той степени, в которой он подражает Христу. Но чтобы видеть эту степень необходимо иметь личное откровение славы Христа через отношения с Ним. Возрастание в этом откровении является трудной задачей в церкви с пастороцентричной, пирамидальной моделью управления, в которой упор делается не на здравом духовном различении а на посредничестве. Рыба гниет с головы, поэтому в церкви может быть только Один Совершенный, Беспорочный и Нетленный Глава. "Рыба" всегда будет подгнивать, когда её головой в бо́льшей степени является пастор, а не Пастырь.

Перед открытием церкви мы провозгласили, что нашим пастырем является Иисус, только Он Один. У такого исповедания есть определенные последствия - гарантия личной свободы от человеческого доминирования каждого члена такой общины.

Я рад служить в сфере в которой так мало конкуренции. Все хотят иметь дело с людьми активными, беспроблемными, сфокусированными не на себе, а на служении. А мы, санитары - подбираем и выхаживаем раненых, чтобы они вернулись в строй, где ими, возможно, будут командовать другие. Я хочу быть совершенно свободным от духа собственничества. Эти люди не мои, никогда ими не были и не будут. Они принадлежат только Иисусу и моя задача помочь им это осознать. Я благодарен Богу, что Он позволил мне коснуться кого-то Его жизнью, пройти вместе часть пути, пусть и совсем небольшую. Я не хочу, используя свой авторитет и влияние, чтобы принудить человека остаться рядом со мной дольше, чем он чувствует в своем сердце. Я не хочу, чтобы чувство благодарности к моему служению, возникшая в результате него эмоциональная связь, переросли в чувство долга перед ним. Это всегда большой соблазн для служителя - покуситься на свободу благодарного человека ради удовлетворения собственного чувства значимости или ради укрепления и расширения служения.

"Если тебе помогло моё служение, значит у меня проблема, потому что я призван являть только служение Христа. Если же тебе помогло служение Христа, тогда будь благодарен и обязан только Ему Одному. У тебя существует долг только перед собственным предназначением. Ты свободен служить там где твое сердце, моё же в любом случае останется для тебя открытым."

Служение детям Божьим это не обязанность, а привилегия - знак Его доверия. До тех пор пока в наших сердцах сохраняется хоть толика желания доминирования, питаемого честолюбием или страхом отверженности, мы будем оставаться в сфере действия человеческой конкуренции и манипуляции. Наша задача научиться самим и научить других подчиняться исключительно Христу, не взирая на авторитеты, где бы мы при этом ни находились. Расширение влияния служения - это не наша забота, а Божья.

Бог помещает детей под власть родителей, жен под власть мужей, подопечных под власть наставников ради безопасности первых, а не ради амбиций вторых. Мы призваны к доминированию. Вот только не в плотской, а в духовной сфере. Возрастание в духовной власти всегда будет связано с потерей интереса к плотскому доминированию, с потерей зависимости от него.  


Божье водительство

«Крещение в пастора» - доктрина, которую в той или иной форме можно встретить в учении многих пасторов. Эта доктрина поднимает авторитет пастора до уровня Божьего наместника, посредника между человеком и Богом. И хотя сам пастор может и не признать за собой этого, тем не менее, его понимание собственной роли в церкви часто является именно таковым, как его при этом не называй, «крещением в пастора», «ученичеством» или «помазанием».

Концепция послушания Богу в Ветхом Завете была основана на том факте, что носителями помазания Духа Святого был весьма и весьма ограниченный круг людей – судьи, священники, цари и пророки. Поэтому их слово приравнивалось к слову Самого Бога (см.Исх.7:1). Но разве Новый Завет ничего не изменил? (см. Иер.31:33,34, Иоан.14:26, 1Иоан.2:27). Все эти местописания не отвергают послушания духовному руководству. Но послушание это несколько иного плана, нежели в Ветхом Завете:

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (1Пет.5:5)

Понимание того, что каждый верующий является носителем дара Господня приводит к появлению в Новом Завете совершенно новой концепции послушания - «подчиняясь друг другу». Вот почему Павел призывает пасторов внимать не только себе, но и всей церкви.

Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 
(Деян.20:28)

Послушание духовного младенца отличается от послушания юноши и оба они отличаются от послушания отца. Это разные уровни, требующие от человека различной степени подчинения. И пастора обязаны это понимать. Требование «сугубой чести» никак не дает повода пасторам «господствовать над наследием Божьим».
При этом я ни в коей мере не хочу умалить значимость подчинения, подотчетности, дисциплины. Без расположения к подчинению духовному лидерству, без должного почтения к дарам служения внутри Тела Христова не может быть и истинного смирения перед Богом:

Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
(1Иоан.4:20)

Мы все согласны с Писанием, что любовь к Небесному Отцу всегда выражается в конкретных межчеловеческих отношениях. Но как только речь заходит о смирении и послушании, тут многие сразу предъявляют свое право не подчиняться никому, т.к. они якобы подчиняются исключительно напрямую и непосредственно Самому Богу. Если человек не может от сердца подчиниться никакому земному руководству, как может он говорить о своем подчинении руководству Небесному?

Успех в любом сражении во многом обусловлен дисциплиной войска, соблюдением субординации. Командиры определяют место воинов в строю, исходя из таланта, опыта и видения целостной картины сражения своего полководца. Если воин без приказа покидал свое место, в строю появлялась незащищённая броней брешь, в которую устремлялось вражеское оружие, нанося урон и самому воину и его ближайшим соратникам. Некомпетентность отдельных командиров покрывается общей слаженностью всего войска, ответственностью каждого воина за свое место на поле сражения.

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
(1Пет.5:5,6)

Как видим, Петр здесь напрямую связывает смирение перед Богом с послушанием духовному руководству церкви. Однажды совет епископов рекомендовал нашей команде исцеления воздержаться от публичных служений. Для нас это было трудным решением, но все же мы подчинились. И только позже мы осознали насколько важным и необходимым для каждого из нас был этот шаг, позволивший нам возрасти в смирении и в понимании единства с Телом Христовым (см. Открытое обращение). Одна из моих постоянных молитва к Богу: "Господи, пусть моя позиция в служении растет не быстрее, чем мое смирение".

Отсутствие смирения часто связано с нежеланием подчиниться своему призванию. Движение в русле своего предназначения всегда связано с ростом в смирении, когда мы учимся подчиняться и служить вопреки нашим желаниям и предпочтениям (для этого Бог часто использует очень "неудобных" для нас людей), когда вынуждены смотреть в лицо своим твердыням, мешающим нашему продвижению. И тогда многие решают, что такие трудности не для них и выбирают более легкий путь, как им кажется, личного духовного возрастания, которое заключается в самоизоляции от остального собрания, в чтении книг и исследовании различных спорных вопросов богословия. А здесь у дьявола расставлено множество ловушек для несмиренного сердца - от интеллектуальной гордости, до откровенных ересей. Ведь как приятно ощутить себя первооткрывателем древней истины, восстановителем развалин и утерянного основания, ровнятелем путей, обличителем заблудившейся церкви. И уже причиной недовольства церковным окружением и руководством видятся не собственные гордость и эгоизм, а то, что церковь ведома не тем духом и не по истине. А тут еще такие же "искатели" подтягиваются, которые рады обратить сомневающегося брата от "тьмы религии" к "свету истины". И превращаются будущие Божьи одаренные евангелисты, учителя, пастора, миссионеры, служители милосердия и даяния в книжных червей, в великих интернет-обличителей мнящих себя светочами истины. А призвание никуда не делось. Оно не изменилось. Оно ждет. И оно будет судить нас, если мы к нему не вернемся.

Что касается призвания духовных лидеров Нового Завета, то оно заключается в научении народа Божьего различать Его волю самостоятельно. Мнение пастора, таким образом, не является непреложной волей Божьей и должно рассматриваться лишь как совет, призванный ее прояснить наряду с другими факторами (желания, способности, обстоятельства, внутреннее свидетельство).

Мы говорим сейчас не о соблюдении моральных аспектов учения Господа, четко очерченных Писанием, а о понимании Божьей воли в таких жизнеопределяющих вещах, как выбор супруга, работы, служения, видения и т.п. Мы не увидим в Новом Завете ни одного случая, когда бы епископ, пророк или даже апостол давали четкие указания по поводу подобных решений.

Приравнивание воли пастора к воле Бога очень опасное заблуждение, чреватое последствиями, прежде всего, для самого пастора. Таким образом, он может оказаться неспособным воспринять совет, исправление или обличение от своей паствы. Хотя сомнительно, что при таком отношении в пастве вообще найдется хоть один человек способный противостать авторитету пастора.

Нельзя заставлять человека быть послушным против его воли, совести и убеждений (Рим.14:23; Рим.14:5). Такое послушание никогда не будет исходить от сердца. Пытаясь добиться верности любой ценой, некоторые служители прибегают к запугиванию: «Оставил видение пастора – оставил Бога!» Это – ложь! Последствия этой лжи до сих пор пожинает мой первый пастор. Отлученный союзом церквей за блуд, он продолжает руководить церковью, утверждая, что его поставил не союз, а Бог. Остающиеся с ним люди запуганы до такой степени, что очевидные грехи пастора не перевешивают страха перед Божьим возмездием за предательство «помазанника». Однажды на лидерском совете под диктовку пастора мы записали следующее определение: «Поступить по Духу – сделать в точности то, что сказал пастор». Вот такая «Новозаветная» концепция «Божьего» водительства. Скажете, это крайний случай, исключение? Дело в том, что перекос этот заложенный уже в самом учении о «крещении в пастора», в моей истории просто достиг своего наивысшего выражения: «Пастор – это Дух Святой для своей паствы». Согласно Писанию есть только одно крещение, один Дух и одна церковь!

Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов".
Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
(1Кор.1:12,13)


Дар пастора

Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде.
(Иез.34:16)

Иезекииля 34 глава описывает ответственность и служение пастора. Пастор - это не директор церкви, которому подчиняются все служителя и служения. Это один из равноценных даров служения (Еф.4:11).
Община испытывает недостаток служения словом, когда в проповеди доминирует один человек. Кроме того главная обязанность пастора заключается не столько в публичной проповеди сколько в личном попечении. Но при этом не нужно думать, что ответственность за душепопечение в общине можно взвалить на одни единственные пасторские плечи. Мы все в той или иной степени призваны быть пасторами, минимум для своих семей, а значит можем брать на себя ответственность в меру своих возможностей за друзей, соседей, сослуживцев и других менее зрелых членов общины. От меры зрелости и пасторского дара будет зависеть насколько широким станет круг моей пасторской заботы. А когда каждый в свою меру будет реализовывать свой пасторский потенциал, вот тогда не будет такой острой нужды в "звезде-суперпопечителе", а если такой и появится, то его труд не будет таким тяжёлым, так как будет всегда подкрепляться пасторской заботой на каждом уровне общины каждым её членом. А требовать к себе пасторского внимания, игнорируя при этом нужды окружающих людей и уничижая в себе благодать Духа Святого, способную послужить через такого как я - это просто младенчество, безответственность и неверие.

Недостаток усилий и непостоянство участия членов общины в душепопечении так же результат неверного понимания своей роли и ответственности в высвобождении благодати Духа Святого. Супер-пастор не упадёт с неба. Он вырастает в атмосфере общей заботы каждого о каждом через постепенное расширение круга попечения.


Служение "в свою меру"

Однажды, служа в поклонении с другой командой, я чувствовал себя совершенно скованным и неуверенным. Не было легкости и уверенности. Когда я выходил на передний план с молитвой, то молился, скорее опираясь на опыт, а не на вдохновение от Духа. Очевидно сказался недостаток времени, проведенного с Богом.
Это стало яркой иллюстрацией слов пастора, который перед началом попросил команду служителей быть внимательными к движению Духа Святого и выразил готовность передать инициативу тому, кто почувствует побуждение к служению. Он рассказал о том, что на предыдущем служении во время поклонения была тяжелая атмосфера, через которую они никак не могли прорваться. Прорыв пришел через короткое слово и молитву одной из служителей. Во всякое время, во всяком месте есть ключ, который открывает дверь в Божье присутствие. Нам же нужно увидеть, что это за ключ и у кого он в данный момент находится.
Если я, ведя служение, не чувствую водительства, это еще не означает, что я плохо подготовлен к служению. Просто, возможно, Дух Божий хочет двигаться через кого-то другого. Когда каждый член Тела Христова осознает и будет искать свою часть (или меру) в каждом мгновении жизни и служения, то наши церкви потрясающим образом изменятся.

но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
(Еф.4:15,16)

Представим служение церкви в виде круга разбитого на секторы, каждый из которых - мера служения одного из членов церкви. У кого-то этот сектор больше, у кого-то меньше, но он есть у каждого. Что происходит, когда кто-то отказывается брать на себя ответственность за свой сектор? Тогда его берет на себя кто-то другой, чаще всего тот, у которого и так хватает ответственности. И чаще всего, эта мера служения будет выполнена не по Духу, потому что Дух распределяет ее как Ему угодно, а не так, как нам хочется или как диктуют обстоятельства.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
(1Кор.12:11,18)

Если моя левая рука работает плохо, то возникает соблазн перебросить всю работу на правую руку, которая выполнит ее быстрее и качественнее. Но смысл не в том, чтобы была выполнена работа, а в том, чтобы помочь каждому члену Тела возрасти, стать ответственным и зрелым. И когда служитель побуждает всю церковь двигаться в дарах служения - меня это радует.
Каждый раз, когда начинается служение или молитвенное время, присутствует интрига, потому что мы никогда до конца не знаем, как именно будет двигаться Дух Божий. И нам нужно быть внимательными и чувствительными к Духу, чтобы не заполнять своим (даже если это очень хорошее "свое") то, что должно быть заполнено Божьим. Я вспомнил, как Господь сказал мне на "Вулкане", чтобы мы учились ждать, а не старались заполнять паузы. В паузах нет ничего страшного. Паузы нужны, чтоб мы могли лучше сосредоточиться на Господе. Когда я позволяю паузы, то открываю возможность дарам Духа проявиться через кого-то еще, кто в ином случае, не смог бы вставить ни слова в заполненное мною (часто именно "мною", а не Богом) время служения.
Мы должны учиться не только качественно служить в своей мере служения, но еще и различать, когда эта мера заканчивается и начинается чья-то другая.
Мы будем иметь полновременное служение Духа только тогда, когда позволим Ему двигаться через каждого избранного Им Самим в это конкретное время служения.

Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший.
(1Кор.12:29-31)


О ложных показателях духовности

Мы неправы, когда применяем к братьям придуманные кем-то показатели духовности, например, когда оцениваем их по участию в конкретной духовной или социальной инициативе.
В течении короткого времени я услышал в свой адрес обвинения в бездуховности от тех, кто осуждал выход на демонстрацию против беззакония властей и от тех, кто не увидел с моей стороны активных действий против организации гей-парада.

Есть призвание Мардохея - молиться и поститься, а есть призвание Есфири - помимо поста и молитвы, публично выйти к царю. Цель одна и таже - спасение народа, но пути ее достижения различны, как различны дары и призвания в Теле Христовом. Непонимание и неприятие этих различий как раз и приводит современных Есфирей и Мардохеев к обвинению друг друга в равнодушии и бездуховности.

Если я не видел вас в женской консультации с брошюркой против абортов, говорит ли мне это о вашем равнодушии или бездуховности? Скорее всего это говорит мне о том, что вы призваны к чему-то другому и ваша духовная линия фронта пролегает в другом месте. Именно ваше призвание определяет важность проекта для вас конкретно.

Сколько сообщений Павел написал против конкретных социальных недугов в современном ему обществе (упадок морали и развращение Римской империи того времени очень хорошо известны)? В каких пикетах он участвовал (например против разврата, творимого жрицами Артемиды Ефесской)? Говорит ли это о том, что Павел не духовен, или что эти проблемы не важны вообще? Конечно нет. Просто Павел был занят лишь тем, что Бог говорил ему делать. В то время, как современные Павлу моралисты пытались обламывать веточки разврата, Павел топором рубил корень дерева, на котором они росли. Наше призвание определяет наше участие или неучастие в различных инициативах.

Я не отрицаю проблему равнодушия среди христиан, но начинать нужно не с них. Когда мы сами попробуем организовать служение или, например, пикет против гей-парада и приложим все силы, чтобы привлечь к этому других христиан, тогда мы сможем судить либо о равнодушии братьев, либо о том, что занимаемся не своим делом.

Вы можете подумать, что меня абсолютно не беспокоит пропаганда гомосексуализма из-за отсутствия видимой активности в этой сфере, хотя в это самое время я могу прилагать усилия для того, чтобы привести к Богу активного защитника гей-движения. Для многих моя война может остаться незамеченной - так и должно быть. Тех, кто рвет на себе рубашки и обвиняет других в бездуховности, трудно уличить в равнодушии, но часто они подвержены гордости, суду и законничеству, не имея при этом никаких реальных плодов и успехов в том, к чему сами призывают. Имеешь рвение - берись за дело. Суд оставь тем, кого Бог поставляет пророками.




Слушать фрагмент:


1 комментарий:

  1. Очень глубокие размышления...есть о чём и самой поразмышлять после прочтения....

    ОтветитьУдалить