Жизнь в радости



(fs) К.Лирик



«Начало "ложной религии" – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть, и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости – они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это "прелесть". Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у "религиозных" людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: "Да возрадуется душа моя о Господе…". Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.»
(о. Александр Шмеман – Дневники)

"всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его"
(Иоан.2:10,11)

Превращение воды в вино - это было первое чудо в служении Иисуса. Для начала служения любой из нас выбрал бы что-то более значительное, знаковое, возвышенное и религиозное - ну хотя бы воскрешение мертвого. Но Господь пошел не на похороны, а на свадьбу, чтобы первым чудом продлить веселие. Самим этим актом Иисус сразу рвет некоторые религиозные шаблоны и представления о Божьем характере и Его силе .

В пустыне Иисусу было предложено превратить камни в хлеба, с целью доказать Свое небесное происхождение. В Кане Он никому ничего не доказывал, но продемонстрировал Божью любовь и заботу даже о такой простой, бесполезной с религиозной точки зрения бытовой ситуации, как нехватка выпивки на свадьбе. Но это лишь на первый взгляд.

Чудо на свадьбе было выбрано первым не случайно. Это было знамение, указывающее на определенные духовные реалии, связанные со служением Мессии. Это служение началось с брачного пира и закончится брачным пиром в Царстве Его Отца. Все, что Иисус делал, было демонстрацией истины: "Царство приблизилось". В Кане Иисус показал какой атмосферой пропитано Его Царство - радостью и веселием, не имеющими ничего общего с заскорузлыми законническими представлениями религиозных вождей о Богопочитании. Иисус начал свое служение не с исцеления, изгнания бесов или воскрешения мертвых. Он начал служение с радости.

Иисус позже сравнивает Своё учение с новым вином (Мар.2:22). Его слова - это Дух и жизнь, Его учение оживотворяет и приносит радость тем, кого убивала буква закона.

Павел сравнивает исполнение Духом с употреблением вина (Еф.5:18). Чудо в Кане знаменует собой наступление эпохи мира, радости и праведности в Духе Святом, когда глиняные сосуды людей будут наполнены величайшим сокровищем Небес - новым творением.

"Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона."
(Гал 5:22-23)

Радость - это активный плод духа, связанный с конкретной эмоцией. Я бы даже сказал, что радость - это "эмоция" духа, сопровождающая проявление всех остальных плодов - терпение, мир, любовь, веру, благость, милосердие, святость (Евр.1:9). Попробуйте гневаться, раздражаться, обижаться, бояться, сомневаться, попробуйте наконец грешить при этом искренне радуясь. Светлый лик любви - это лик, излучающий радость. Мы не переживаем полноты духа по причине пренебрежения радостью.
Возрастание в Божественном здоровье так же напрямую связано с возрастанием в радости:

"Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости"
(Прит.17:22)

Улыбнитесь Богу сквозь слезы и боль начнет утихать, улыбнитесь обидчику и вы возьмёте над ним власть, рассмейтесь в лицо своим страхам и они отступят. Радость приводит Небеса в мою жизнь, потому что Небеса полны радости. 

"РАДУЙТЕСЬ всегда в Господе; и еще говорю: РАДУЙТЕСЬ."
(Флп.4:4)
"Всегда РАДУЙТЕСЬ."
(1Фес 5:16)
"О сем РАДУЙТЕСЬ, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений"
(1Пет 1:6)
"но как вы участвуете в Христовых страданиях, РАДУЙТЕСЬ, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете."
(1Пет 4:13)
"И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с РАДОСТЬЮ Духа Святого"
(1Фес 1:6)
"ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с РАДОСТЬЮ, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее."
(Евр.10:34)

Когда мы говорим, что нужно быть естественными, то вот вопрос - естественными для какой среды - для царства мира сего или для Божьего царства? Естественное состояние человека в падшем мире - уныние, ропот, зависть, разочарование, злость, непрощение, раздражение. Таковой проявляет позитив только в позитивных обстоятельствах. Естественное состояние человека в царстве Божьем, человека веры - мир, радость, праведность, любовь, надежда, долготерпение и т.д. Такому человеку приходится сдерживать радость, чтобы не сойти за сумасшедшего и не оскорбить негативные чувства окружающих.

Служа человеку, оказавшемуся в беде, нужно понимать, что Сострадание - это не конечная станция, а начальная точка, место встречи, откуда мы вместе отправляемся к следующим станциям - Утешение, Любовь, Надежда, Радость.

Мы не должны притворяться, но мы должны верить. Бывает непросто увидеть разницу между притворством и верой. Притворство выдает желаемое за действительное, но вера видит невидимое и реагирует в соответствии с невидимым Божьим обетованием, проявляя его в видимом. Все зависит от того, какую реальность я считаю для себя истинной. Если я реагирую и поступаю в соответствии с обетованием вопреки тому что вижу и чувствую, то я не притворщик, я человек веры. Разница между притворством и верой определяется только одной буквой:

Притворяться через И — вводить в заблуждение. 
Пример: притворяться мёртвым. 

Претворяться через Е — становиться реальным, осуществимым. 
Пример: претворяться в жизнь.

ПрИтворство - это игра, когда ты делаешь что-то, во что на самом деле не веришь, что не считаешь настоящим. Вера - это осуществление, то есть прЕтворство, когда я поступаю в соответствии с тем во что верю, вопреки тому, что вижу или чувствую. В еврейской традиции супругов учат: 

– Если вам кажется, что из ваших отношений ушла любовь, начните претворяться, что любите. Любовь никуда не ушла. Ушли чувства. Они ушли, потому что вы перестали делать дела любви. Поэтому ведите себя как влюбленные до тех пор, пока не начнёте любовь чувствовать. Делайте, чтобы любить, а потом делайте, потому что любите.

Это принцип веры в действии. Он работает для любого Божьего качества, в том числе и для радости.

Не ищите поводов для радости в окружающем мире, потому что радость духа это не реакция, а инструмент влияния. Она всегда находится в заряженном состоянии в моем духе, чтобы выстрелить в ответ на мою веру (см. Обуздание эмоций). Сегодня один из самых радостных дней в моей жизни и это никак не связано с внешними обстоятельствами. Каким образом это стало возможно? Потому что я возгреваю радость когда размышляю и пишу о ней, потому что я просто улыбаюсь Богу, себе, окружающим. Это создаёт вокруг меня непробиваемую атмосферу Царства:

"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе."
(Рим 14:17)
"А ученики исполнялись радости и Духа Святого."
(Деян 13:52)

Вы переживаете мало радости? Просто проанализируйте, сколько времени вы тратите на размышления и разговоры о вещах радостных и светлых. Радость такой же плод духа как и вера, и возгревается она точно также - "делами достигает совершенства". Радость всегда находится в моем духе и лишь иногда в моей душе. Как же распространить эту радость на душу? Верой! В послушании Божьему слову я начинаю говорить о радости, улыбаться, петь и радостно себя вести ещё до того, как что-то почувствую (см. Преображение через поклонение). И в ответ на мои шаги веры тело послушно начинает вырабатывать эндорфины и серотонин, формируя соответствующие моим ожиданиям, действиям и словам эмоции и чувства:

"Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего."
(Пс 41:6)

Потеря радости связана с тем, что мы позволили обстоятельствам и людям свести наш взгляд с Иисуса:

"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем РАДУЙТЕСЬ, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, РАДУЕТЕСЬ РАДОСТЬЮ неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ."
(1Пет 1:3-9)

Конечно же, сталкиваясь с падшим миром, мы не радуемся неправде, плачем с плачущими и раскаиваемся согрешая. Но это не то состояние, в котором мы должны оставаться долго. Мы призваны постоянно возвращать себя и тех кому мы служим в Царство света, возвращать взгляд на Иисуса и Его любовь, в которой вновь обретаем радость:

"Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна."
Рим 15:13: "Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою."
(Ин 15:9-11)
"Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости"
(Иуд 1:24)

Господи, как же с Тобой хорошо-то!


Радость не от мира сего

Есть два рода радости. Радость от осознания, что все идёт так, как я задумал, и радость от осознания, что все идёт так, как задумал Бог. Только вторая радость может быть непреходящей, потому что только Бог может довести до конца все, что задумал в отношении меня, используя для этого все возможности, позитивные и негативные, заранее учтя и включив в Своей план даже мои ошибки и неверные решения.

"А мои ноги едва не поскользнулись, стопы мои чуть не потеряли опору, потому что я позавидовал надменным, увидев процветание нечестивых. Нет им страданий; они полны здоровья и силы. Они свободны от тягот человеческих, и трудностей людских они не знают."
(Пс 72:2-5)

Нам нужно честно признаться себе и друг другу: возможно мы никогда не сможем даже близко приблизиться  к тому уровню благосостояния, комфорта и здоровья, которые видим у многих неверующих.

"Хотел бы ты поменяться местами с богатым и успешным неверующим? Хотел бы ты всю жизнь наслаждаться богатой, здоровой, насыщенной удовольствиями жизнью и при этом не знать Иисуса?" - конечно же мы скорее всего ответим на этот вопрос отрицательно. Но если такой ответ обусловлен только лишь страхом перед грядущей вечной гибелью, то это означает, что я не живу в реальности Божьего Царства в настоящем. Такое отношение будет неизбежно подпитывать мое разочарование настоящим и в конечном итоге может привести к компромиссу с мирской жизнью, ведь Царство Небесное оно где-то там в будущем, за облаками, а преимущества и удовольствия мирской жизни вот они, доступны прямо здесь и сейчас.
Неудовлетворённость от отсутствия ежедневного переживания жизни Иисуса, толкает меня к поиску компромисса - как бы так пользоваться этим миром, чтобы при этом не потерять спасения?

Какой же выход для себя нашел псалмопевец? Как он спасся от разочарования?

"И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их."
(Пс 72:16-17)

Ветхозаветное святилище - это прообраз рождённого свыше духа, в котором пребывает Бог. Мы спасаемся от разочарования, от давления мирских ценностей, входя в духовные размышления о Слове Божьем, о Царстве, об Иисусе, о нашей позиции, власти, наследии:

"Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир"
(Рим 8:5-6)

Наши разочарования и претензии Богу связаны с тем, что мы позволяем миру определять критерии успешной и счастливой жизни. Мы ищем преимущества Царства в материальном, в то время как все его сокровища сокрыты в духе:

"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается."
(Иоан.14:27)
"Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе."
(Рим 14:17)

Чем дольше и регулярнее я пребываю в духе, тем менее зависим становится мой мир, радость, удовлетворение, счастье от внешних обстоятельств.
Многие сегодня цитируют критерии успешной жизни мирских знаменитостей. Я тоже хочу процитировать жизненное кредо человека, одного из самых успешных за всю историю человечества:

"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем."
(1Тим 6:8)

Согласитесь, это мало похоже, на те формулы успеха, которые предлагают известные коучеры и бизнесмены. По мирским стандартам жизнь Павла никак нельзя назвать счастливой и успешной. И тем не менее Павел был одним из самых целостных и радостных людей на земле (Флп.4:4).

"Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе."
(2Кор 11:23-27)

Только живя по духу, возможно пройти через такие испытания и трудности с постоянным уровнем удовлетворения, мира и радости.

Мои родители весьма обеспеченные пенсионеры, которые могут себе ни в чем не отказывать - квартира, машина, дача, регулярный отдых на курортах Болгарии, Турции, Египта. При этом их жизнь совершенно безрадостна и наполнена запоями, взаимными придирками, руганью, а так же просмотром телевизора. И вот однажды у меня состоялся трудный телефонный разговор с отцом, в котором он в очередной раз упрекал меня за многодетность, за то, что я "пложу нищету". Когда мне надоело с ним спорить, я спросил:

– Папа, когда ты был молодым, о чем ты мечтал? 
После этого, как я и ожидал, он описал все, что он сейчас имеет. Затем я спросил: 
– И вот сейчас, когда ты все это имеешь, почему ты несчастлив?
– Я счастлив - угрюмо возразил отец.
– Так это от избытка счастья ты не вылезаешь из запоев?
– Это не твое дело!
– Конечно папа, это твоя жизнь. Я только хочу сказать, что будучи несчастным, ты не можешь научить меня как быть счастливым. Тем более, что в отличие от тебя, я счастлив.
И тут он буквально взорвался:
– Ты не можешь быть счастлив! Ты ничего в жизни не добился! Жалкий неудачник, сварщик, который не может позволить себе сходить в отпуск, сводить жену в ресторан, свозить детей на море! Ты только и можешь что детей рожать, на это много ума не надо!
– Что ж, папа, ты прав. Мы действительно многого себе не можем позволить. Но я так благодарен Богу, что наш мир, радость и счастье так мало от этого зависят.

Любовь, принятие, радость общения, осознание Божьего присутствия, понимание ценности и смысла каждого прожитого дня с Иисусом - все это составляющие моего счастья, сокровища, которые всегда со мной, недоступные земным "пожирателям":

"собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут"
(Мат 6:20)
"Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое."
(Мат 12:35)

Именно эта непреходящая радость посреди трудностей и испытаний делает нас людьми не от мира сего. Это то, что в нас одновременно и привлекает и раздражает людей мира (см. Преображение Шаббата).

"И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог - спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь - сила моя, и пение мое - Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, - да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев."
(Ис.12:1-6)

Поэтому так печально видеть как верующие, имея прямой доступ к жизни по духу, остаются разочарованными, потому что связывают счастье со внешними обстоятельствами, а не с пребыванием во Христе, позволяя миру и дьяволу обкрадывать себя, фокусируя их внимание на мирских ценностях, ставя свой мир и радость в зависимость от действий окружающих людей.

"Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою."
(Рим.15:13)

В своем отношении к жизни по духу церковь делится только на две категории людей.
Верующие из первой категории постоянно ожидают от окружающих восполнения своих материальных и душевных потребностей. Они опустошены, недовольны и разочарованы.
Верующие из второй категории научились утолять свои потребности из вечных источников спасения, поэтому они видят в окружающих возможность для служения. Они наполнены жизнью, радостью и силой.
Друзья, не позволяйте неверию обкрадывать себя Божьей благодатью.

"Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную."
(Иоан.4:13,14)


Радость в сражении

"Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь."
(Флп 4:4)
"Не печальтесь, ведь Господня радость — ваша сила (maoz)!"
(Неем 8:10)

maoz - укрепление, крепость, твердыня, скала

Происходит от azaz - преобладать, не покоряться, не повиноваться, быть дерзким

Радость - это не реакция на обстоятельства, это инструмент влияния на них. Радость - это не эмоция, это акт веры. Ее можно возгреть, активизировать, фокусируясь на обетовании, активно его утверждая, исповедуя. Пассивность, напротив, порождает страх, апатию, отчаяние.
Более всего мы нуждаемся в радости именно в "нерадостных" обстоятельствах. Мы часто проигрываем сражения, потому что сражаемся без радости. Радость от победы - это естественная реакция. Радость от предвкушения победы - это инструмент сражения. Радость - неизменный спутник веры. Невозможно одновременно радоваться и бояться. Невозможно одновременно радоваться и не верить в исполнение обетования.

Кураж, бесстрашие - это радость в сражении, когда предвкушение победы, сосредоточенность на обетовании производит ощущение неуязвимости. Когда значение имеет не только победа, но и само сражение, моя готовность принять бой. Если я и не увижу победу, то хотя бы проложу к ней путь для тех, кто идёт за мной. Вот почему воины Господни никогда не избегали сражений, без колебания бросались в бой, зная, что сражаются по Его воле, на Его стороне.

Мы призваны не избегать сражений, но наступать на всю силу вражью, помня, что Иисус пришёл принести не мир на землю, но меч. Победа от Господа уже обеспечена, земля обетованная уже дана. Однако Он не оставил нас без сражения, чтобы мы смогли разделить с Ним радость победы, чтобы в огне сражения выковать из рабов закалённых воинов.

Избегая конфронтации и сражений, избирая лишь комфортные ситуации и удобных людей, мы лишаем себя радости победы, возможности расти.
Мы призваны для бури, мы вестники войны, всесветные возмутители.

Если бы Господь хотел только нашего счастья, Он бы уже давно забрал нас домой. Мы на земле не для счастья, мы на земле - ради предназначения. И только в его осуществлении мы обретаем истинные радость и покой.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

("Парус" М.Лермонтов)

"Увы, мно­гие се­год­ня счи­та­ют за­уныв­ность неким при­зна­ком ду­хов­но­сти. Но, боюсь, вме­сте с утра­той здо­ро­во­го чув­ства юмора цер­ковь те­ря­ет и им­му­ни­тет про­тив гор­ды­ни. Раз­ру­ша­ет­ся смыс­ло­вая связь, осо­бен­но явно про­смат­ри­ва­е­мая на ла­ты­ни, из ко­то­рой, соб­ствен­но, и по­за­им­ство­ва­но слово «юмор»: humus  земля; human че­ло­век; humor юмор; humilitatem  сми­ре­ние. 
Павел пишет: «По праву апо­столь­ства, да­ро­ван­но­го мне, я го­во­рю каж­до­му из вас: не ставь­те себя выше, чем сле­ду­ет. Будь­те скром­ны и су­ди­те о себе здра­во, по мере той веры, ко­то­рую Бог дал каж­до­му из вас (Рим. 12:3 РБО). Доб­рая иро­ния может слу­жить более на­деж­ным нашим со­юз­ни­ком, чем над­мен­ная са­мо­уве­рен­ность спор­щи­ка. Чув­ство юмора — Божий дар, ука­зы­ва­ю­щий на по­те­рян­ный нами рай. Где-то в глу­бине со­зна­ния у нас оста­ет­ся пред­став­ле­ние о том, как все долж­но быть. И имен­но несо­от­вет­ствие того, что есть, тому, как быть долж­но, по­рож­да­ет ощу­ще­ние ко­мич­но­го."
(Сергей Головин)

"Героизм, мой мальчик, нужен для тяжёлых времён. Но мы живём в эпоху отчаяния. Тут приличествует только чувство юмора."
(Эрих Мария Ремарк)

Самоирония делает нас легче гордыни, а юмор - легче отчаяния, не позволяя утонуть в его мрачных водах. Юмор помогает сгладить конфликт и сделать более легким трудный разговор. В тяжелые времена юмор - убежище от ненависти, страха и разочарования. За него, как за спасательный круг, с готовностью цепляется кто угодно - и злодей и жертва. Поэтому, хотите выжить в мрачном месте, среди агрессивного окружения - вооружитесь Радостной вестью, ну и запаситесь существенным количеством анекдотов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий