(fs) К.Лирик
Здесь мы продолжим тему, начатую в предыдущем разделе, в частности в теме Дух, душа, тело (обзор).
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел»; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого."
(Лук 11:24-26)
Здесь Иисус обращается к тем, кто еще не был рожден свыше. Он говорит, что наших человеческих усилий в борьбе с грехом и демонами никогда не будет достаточно. Какой бы душевной чистоты человек не достиг, тьма все равно может вернуться. Гарантию свободы может дать только занятие "дома" кем-то другим - нечистый дух должен быть заменён рождённым свыше духом. То есть Иисус, как и в разговоре с Никодимом, очередной раз подчёркивает, что подзаконности недостаточно - необходимо рождение свыше.
Как мы уже говорили ранее христианство - это учение о воплощении Бога в человеке и его последствиях. Именно по этой причине для церкви было принципиально важным защитить правильное отношение к природе Христа. Десятилетия христологических споров закончились принятием символа веры.
"Учим исповедовать Одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Совершенным по Божеству и Его же Самого Совершенным по человечеству; Подлинно Бога и Его же Самого подлинно человека: из разумной души и тела. Единосущным Отцу по Божеству и Его же Самого единосущным нам по человечеству. Подобным нам во всем, кроме греха (Евр.4:15)...
Одного и Того же Христа, Сына, Господа, Единородного, познаваемым в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо.
Разница природ не исчезает через соединение, а ещё более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну Ипостась."
(Халкидонский символ веры 451г.)
Этот символ подтвердил наличие во Христе двух природ, находя все основания, чтобы называть Его Богочеловеком. Но я хотел бы обратить ваше внимание на неизбежные следствия этого вероопределения для нового творения, все понимание которого заключено всего лишь в трёх словах:
1Тим 3:16: "Бог явился во плоти..."
Эти слова можно отнести не только к Иисусу Христу. Он был Первенцем, открывшим путь для всех последующих боговоплощений в каждом рождаемом свыше дите Божьем (см. Бог явился во плоти).
1Кор 3:16: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?"
Павел укоряет Коринфян за то, что они забыли эту истину, не живут в соответствии с ней. Но если Дух Божий находится в рожденном свыше буквально и сущностно, означает ли это, что теперь во мне присутствуют одновременно две природы - человеческая и Божья? Да, это так, если под человеческой понимать не Адамову падшую природу, оставшуюся на кресте, а рождённый свыше дух. Каким же образом этот дух взаимодействует с духом Божьим? Таким же, каким Божественная природа Христа взаимодействовала с Его человеческой душой согласно Халкидонскому вероопределению:
"...неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Разница природ не исчезает через соединение, а ещё более сохраняется особенность каждой природы, сходящейся в одно Лицо и в одну ипостась".
Новое творение появилось в результате воздействия божественной природы Духа Божьего на природу человека. При этом Дух Божий не заменяет Своей природой природу человека, но соединившись с ней, оживотворяет ее (Еф.2:5), преображает (2Кор.5:17).
Но что именно отличает новую тварь от человека греха? Где, в какой части человеческого естества произошла метаморфоза? Что именно родилось заново?
Ин 3:6: "Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух."
Если я родился свыше, родился от Духа, тогда кто я? Я - дух.
"Новая тварь" это не что-то, что у меня появилось, это и есть истинный "я", новая личность, прежде не существовавшая -
Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
(2Кор.5:16,17)
Если я мыслю: "У меня есть дух" - то рассуждаю с позиции души, как душевный, позволяя душе доминировать в своей жизни. Если же я мыслю: "У меня есть душа" - то рассуждаю с позиции духа, как духовный, управляя своей душой, подчиняя ее руководству своей новой природы.
Итак, в моем духе живет Божий Дух. Или можно сказать по другому - мой дух нераздельно связан с Духом Божьим, через Него получая доступ ко всякому небесному обеспечению.
Тогда вопрос: так что же получается, что между моим духом и Духом Божьим нет никакой разницы? Если мой дух слился с Духом Бога, тогда где дух человеческий?
"Уже не я живу, но живет во мне Христос" - где тут "я", а где Христос? Как новое творение я должен перестать разделять себя с разумом, чувствами и волей Божьей. Однако обетование "вселюсь в них и буду ходить в них" не означает уничтожение моей личности.
Когда Иисус творил дела и проповедовал, это был Он или Дух Его Отца (Ин.14:10)? И Тот и Другой, потому что Он и Отец - одно (Ин.10:30)! Но ведь и о нас Он говорил тоже самое:
"да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня."
(Ин 17:21-23)
"Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?"
(1Кор.6:15-19)
Слова "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" означают совершенное единство, а не поглощение человеческого Божественным. Присуствие во мне Божьего Духа не уничтожает мой человеческий дух, но соединяется с ним наподобие синергии, такой же какая была у Иисуса с Отцом Небесным:
да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино (Иоан.17:21)
Духовное единение с Господом Павел иллюстрирует на примере соединения мужа и жены:
Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
(1Кор.6:16,17)
потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
(Еф.5:30-32)
Каким же образом в формуле "одна плоть" соединены муж с женой? Неслитно - в том смысле, что сохраняется личностная индивидуальность обоих, неразделимо - в том смысле, что в Божьем предназначении они как семья составляют единое целое.
Похожим образом "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" - это не значит, что я перестал существовать или что у нас теперь с Господом один дух на двоих.
Поэтому мы продолжаем видеть диалог, взаимодействие двух духов, двух природ - человеческой и Божественной:
Рим 8:16: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии."
Деян 15:28: "Ибо угодно Святому Духу и нам..."
Дух рожден совершенным, он не нуждается в изменениях:
Евр. 10:14: "Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых."
1Ин 3:9: "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога."
Что именно в нас было рождено от Бога? В какой части человеческого естества пребывает Его семя? Конечно в духе. Именно в духе мы являемся совершенными, неподверженными греху, полноценными и законченными. Хочу подчеркнуть, что мы сейчас говорим именно о духе, а не о душе или теле.
2Кор 7:1: "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием."
Если рождённый свыше дух беспорочен, о какой скверне духа идёт речь? Думаю, смысл здесь следующий:
Скверна плоти - грехи в основе которых лежат естественные плотские желания (пьянство, обжорство, блуд, зависть)
Скверна духа - грехи имеющее духовную природу и укоренившиеся в душе в результате жизни под господством греховной натуры (бунт, идолопоклонство, колдовство, ненависть, непрощение).
Так что речь здесь вовсе не о том, чтобы мы очищали свой рожденный свыше дух, но о том, чтобы передали под его контроль как свою внешнюю так и внутреннюю жизнь:
Гал 5:16: "поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти"
Рим 8:13: "ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете."
и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
(Кол.2:10)
Не мерою дает Бог Духа
(Ин.3:34)
Дух Святой - это личность, которую невозможно разделить. Мы принимаем Его полностью, а не по частям.
...и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.
(Рим.8:23)
Начаток Духа вовсе не означает, что мы приняли Его не полностью. Начаток, согласно греческому оригиналу - это лучшая доля из всех последующих даров Царства. Когда мы придем на небеса, ни одно из их сокровищ, не будет более прекрасным и ценным, чем Божий Дух, дарованный нам тогда, когда мы были еще в земном теле. Дух Святой - это залог, или гарантия того, что нам принадлежит и все остальное в Царстве:
В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела [Его], в похвалу славы Его.
(Еф.1:13-14)
Запечатлены - это значит запечатаны, как на почте раньше запечатывали сургучной печатью посылку, чтобы предотвратить ее вскрытие до того, как она дойдет до получателя. Так же и мы запечатаны Святым Духом, который есть гарантия того, что мы неповрежденными будем доставлены до получателя - Небесного Отца.
Имея полноту Духа, мы тем не менее не зрелы в использовании Его ресурсов. Так же как и младенец, который родившись полноценным, имея руки и ноги не совершенен в своем опыте и своих действиях, и понадобится время, чтобы он научился управляться тем, что ему было дано с самого рождения. Этот процесс называется возрастанием. Наш дух не меняется, меняется наша способность употреблять Его ресурсы.
И Он дал одним быть апостолами, другим - пророками, третьим - проповедниками Радостной Вести, четвертым - быть пастырями и учителями, чтобы приготовить святых к делу служения, для созидания тела Христа до тех пор, пока мы все не достигнем единства в вере и в познании Сына Божьего, духовной зрелости и пока не будем подобны Христу, в Котором полнота совершенства. И тогда мы уже не будем малыми детьми, колеблемыми волнами и носимыми ветрами разных учений, которые делают нас жертвами хитрых обманщиков, вводящих людей в заблуждение. Но говоря с любовью истину, мы будем возрастать, во всем отражая характер Христа, Который является главой всего и благодаря Которому все тело соединено и скреплено всевозможными связями и все части его выполняют каждая свою функцию. При этом все тело возрастает и созидается в любви.
(Еф.4:11-16)
Возрастание в христианстве - это раскрытие того духовного потенциала, которым мы обладали с самого начала, с момента рождения свыше.
Опасность эгоцентричного сыновства
Наряду с распространением учения о новом творении, что я конечно же приветствую и чему всячески способствую, все чаще стали встречаться искажения и перегибы. Недавно в интернете увидел исповедание, предложенное одним служителем. Там были следующие выражения:
"Я И ОТЕЦ ОДНО, одно божество, один ум, одна жизнь, один дух...
Я есмь энергия жизни, нескончаемый поток, исходящий из самого себя - Бога, я есть дух, соединенный с жизнью единого Духа...
имя тебе – ТЫ БОГ...
Вот Новое имя твое - Бог, ДУХ, Свет, Огонь, Вода жизни, Ветер перемен, Истина, Святой, Чудный, Царь правды, Отец вечности, Безначальный, Творец, Целитель, Древо жизни...
У меня нет начала, рождения, я - мысль и сила, которая жила в Отце вечно, и была послана Им..."
и тому подобное...
Я бы ничего не имел против, если бы под этим исповеданием стояла подпись Иисуса. Но там стояла подпись автора исповедания. И назвал он свое провозглашение не "Сила осознания Христа в себе" или "Сила осознания себя во Христе", а именно "Сила осознания СЕБЯ". Карри Блейк, например, свою брошюрку с исповеданиями назвал значительно скромнее: "Распознай, что внутри тебя". Кеннет Хейгин подобный же список провозглашений озаглавил: "В Нём". Видеть Христа в себе это крайне важно. Однако применять к себе божественные атрибуты вне всякой связи с Иисусом - это серьезное заблуждение, граничащее с идолопоклонством и богохульством.
Другой брат, совершенно обоснованно, подвергнув критике это исповедание, написал следующее:
"Мы сыны Бога. Но это всегда применяется только в контексте нас как ТЕЛА. Сам по себе мог быть сыном только Христос. Галатам и Евреям написано к церкви, а не к одному человеку. А это значит, что обращение «сын» в Гал.4:7 - это литературный приём персонализации. Ведь среди этих людей были и женщины, которые не могут быть сынами. Они могут быть только дочерьми. Иначе придётся исключить их из списка получателей послания. И конечно мы дети Божьи но не в контексте того что говорил о себе Христос показывая что Он Бог. Мы не боги. Наше сыновство не равносильно значению сына как у Христа."
Однако с таким пониманием я тоже не могу согласиться. Притча о блудном сыне одна из самых персонифицированных. Каждый слушающий, воспринимает это притчу как персональный призыв Божьей любви к себе, как к Его сыну. С предложенным выше подходом можно подумать, что Бог не общается с человеком лично, и Писание не обращено ни к кому лично, но только к некоему абстрактному «совокупному сыну». Решая проблему одного искаженного понимания сыновства, нам нельзя завалиться в другую крайность - эдакий христианский коммунизм, в котором Бог имеет дело только с сообществом-коммуной, а не с отдельными личностями.
Писание решает проблему эгоцентричного сыновства иначе - через сыновство Христоцентричное. Я сын (с маленькой буквы), когда во мне живет Сын (с большой буквы). Когда Бог смотрит на мой дух, Он видит Иисуса. Вот почему женщины во Христе тоже "сыны". То есть я сын Божий не сам по себе, но по причине пребывания во Христе, отождествления с Ним. И уже в Нем, я нахожу единство с другими сынами, с которыми мы и составляем Одно Совокупное Тело. Без осознания такого персонального сыновства наша "церковность" не более чем формальное плотское членство.
Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:19,20)
Вот еще один пример искажения в учении о новом творении:
"Христос во мне - это начатки учения которые нужно оставить, так как всё ещё есть разделение - это я, а это Христос.
Я Христос - вот совершенство к которому нужно поспешить, когда есть только разные личности, но не сама природа, сущность:
Иоан.10:30 - Я и Отец — одно.
Иоан.14:9 - Видевший Меня видел Отца
1Кор.6:17 - А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом."
(Конец цитаты)
Иисус имеет совершенное единство с Отцом, но при этом в Нем сохраняется Его собственная воля (не Моя воля но Твоя да будет) и человеческая природа (Сын Человеческий).
"Христос во мне" - так говорит Писание. Зрелость - это способность различать то, что исходит от Иисуса от того, что исходит от моего естественного "я".
"Я Христос" - такого в Писании нет. Такое понимание отключает всякое различение, приводя человека к ложному убеждению, что все его мысли и желания исходят от божественной природы. Надо ли говорить, что такая позиция - основание для всевозможных заблуждений и ересей, для ложного водительства и лжемессианства:
"ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят."
(Мат 24:5)
Святое Святых
Евр 9:3-5: "За второю же завесою была скиния, называемая «Святое святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним — херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно."
Иоан.14:23: "Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим."
15 И с сим согласны слова пророков, как написано:
16 Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее,
17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
(Деян.15:15-17)
Скиния Моисея была прообразом нерукотворной Скинии Христа - нового творения. Ковчег, крышка которого называлась "престол милости", символизировал собой присутствие славы.
А вот на что указывали предметы, находящиеся в той же славе:
1. Скрижали указывают на праведную природу Бога внутри нас:
Иер 31:33: "Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом."
2. Манна олицетворяет насыщение нас жизнью Христа посредством рожденного свыше духа:
Ин 6:51: "Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира."
3. Расцетший жезл Аарона символизирует избрание, власть и священство нового творения:
1Пет 2:9: "Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет"
Аллилуйя!
ОтветитьУдалитьАминь!
Софьина Татьяна , христианский психолог:
ОтветитьУдалитьЦИТАТА:
"Уже не я живу, но живет во мне Христос" - где тут "я", а где Христос? Как новое творение я должен перестать разделять себя с разумом, чувствами и волей Божьей. Однако, обетование "вселюсь в них и буду ходить в них" не означает уничтожение моей личности."
Вот этого уничтожения личности боятся люди, которые не идут к Богу. Они думают, что они потеряют себя. И это правда. Только не вся. Полная правда в том, что человек теряет греховную часть своей личности и возрождает новую, безгрешную. Вернее, Бог возрождает эту часть. И дальше мы начинаем измерять свою жизнь Божьим мерилом, если хотите, Божьей линейкой, на которой вместо сантиметров - добродетели. Мы не можем мерить жизнь мерилом греха. У нас просто забирают одну линейку и выдают другую.
ЦИТАТА:
"Духовное единение с Господом Павел иллюстрирует на примере соединения мужа и жены (1Кор.6:16,17, Еф.5:30-32)
Каким же образом в формуле "одна плоть" соединены муж с женой? Неслитно - в том смысле, что сохраняется личностная индивидуальность обоих, неразделимо - в том смысле, что в Божьем предназначении они как семья составляют единое целое.
Похожим образом "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" - это не значит, что я перестал существовать или что у нас теперь с Господом один дух на двоих. Поэтому мы продолжаем видеть в себе диалог, взаимодействие двух духов, двух природ - человеческой и Божественной."
Потрясающий пример! Когда мы вступаем в брак, мы перестаём жить каждый свою жизнь, а начинаем жить ОДНУ ЖИЗНЬ НА ДВОИХ. Также с Богом.
Если мы продолжаем жить свою отдельную жизнь, и нет этого соединения, то как и в браке, так и в отношениях с Богом мы будем обречены на проблемы.
Очень часто на семейных консультациях мужу с женой достаточно понять и принять то, что теперь они живут это самую ОДНУ ЖИЗНЬ НА ДВОИХ, а не каждый свою, и большинство их проблем практическ и сразу решаются. Это сверхъестественно. Поэтому апостол Павел в своих посланиях сравнивает соединение с Богом с соединением мужа с женой.
ЦИТАТА:
"2Кор 7:1: "Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием."
Если рождённый свыше дух беспорочен, о какой скверне духа идёт речь? Думаю, смысл здесь следующий:
Скверна плоти - грехи в основе которых лежат естественные плотские желания (пьянство, обжорство, блуд, зависть)
Скверна духа - грехи имеющее духовную природу и укоренившиеся в душе в результате жизни под господством греховной натуры (бунт, идолопоклонство, колдовство, ненависть, непрощение)."
У меня есть и верующие и неверующие клиенты. Сейчас я говорю о тех, кто приходит в длительную терапию, а не на разовые консультации. И с верующими и с неверующими мы начинаем одинаково. Разбираемся с "сквернами плоти". И всё идёт хорошо, пока не доходит дело до глубин, до основ, до того, откуда родились пороки и, как следствие, проблемы, до "скверны духа". И вот тут у верующих большое преимущество перед неверующими. А с неверующими приходится работать, цитируя писание, Божье слово. И не смотря на то, что они не верующие, слово Божье часто работает и для них. И приносит освобождение. Это огромное счастье, когда неверующий человек становится верующим прямо на психологической консультации. Воистину, Бог велик! Слава Ему за всё.