Обличение Духа



(fs) К.Лирик


  1. Проблема вины
  2. Является ли обличение работой Духа Святого?
  3. Суд внутри
  4. Желанная боль
  5. Суд вовне
  6. Духовная "омерта"
  7. Презумпция невиновности
  8. Всегда ли христианин должен прощать?
  9. Правильная реакция на обличение
  10. Не оправдывайся!



Проблема вины

Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения.
(2Кор.5:19)
будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
(Еф.4:32)
Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу
(Рим 8:1)

Одной из самых разрушительных для души человека эмоцией является чувство вины. Бог разобрался с нашей виной, даровав нам прощение через жертву Сына. Чтобы не подвергаться вновь угнетению виной нам необходимо жить по духу, подчиняя свою жизнь Слову Божьему. Если же мы согрешаем и совесть сигнализирует нам об этом, нет никакой необходимости оставаться под гнетом вины, но необходимо просто поступить по слову:

Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
(1Иоан.1:9)

Если же после искреннего покаяния чувство вины не ушло, это не значит, что Бог меня не простил, это значит, что моя совесть еще не преображена Словом Божьим (см. Преображение совести). Подробно процесс покаяния я описывал в статье Раскаяние, покаяние, исповедание

Если согрешая, я позволяю чувству вины угнетать себя, это значит, что я ставлю свою праведность выше крови Христа - "она не способна... её недостаточно..."
Если грех настолько силен, что способен быстро выбить меня из состояния пребывания во Христе, то сила Крови Иисуса такова, что способна молниеносно возвращать меня на утраченную в духе позицию, только лишь я мысленно обращусь к ней. Наличие самоосуждения - признак того, что я не живу по духу. Чтобы выбраться из плотского состояния, мне необходимо не только покаяться, но и отвергнуть осуждение: 

Рим 8:1: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу"

В духе я или во плоти - это вопрос ежемоментного выбора на чем основано мое упование - на себе, или на Нем.

Цель искушения - разорвать мою связь с Иисусом, свести мой мысленный взор с Него. Чувство вины не восстанавливает связь, наоборот продляет наше пребывание в состоянии плоти. Связь восстанавливает вера в очищающую силу Крови Христовой. Вина - это тоже искушение к недоверию этой Крови. Вина - это разочарование праведностью. Если я связываю присутствие Христа в моей жизни с тем, какой я хороший парень и как много дел я для Него совершил, тогда только падение способно разрушить это опасное заблуждение. Вот одна из главных причин, почему христиане продолжают падать (см. Преображение через падения).

Одни из самых ярких переживаний Божьего присутствия произошли со мной сразу после моих сокрушительных падений, когда я чувствовал себя наименее достойным. Я никак не мог этого понять. Позже Господь показал мне, как Он использует наши падения, чтобы во всей полноте явить безусловность Своей любви и прощения, утвердить нас в откровении, что единственная причина по которой мы способны стоять - Его благодать.


Является ли обличение работой Духа Святого?

Откр 3:19: "Кого Я люблю, тех обличаю (elenho) и наказываю. Итак будь ревностен и покайся."

Обличать (греч.elenho) так же означает обнаруживать:

Еф 5:13: "Все же обнаруживаемое (elenho) делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть."

Процесс наставления Духом Святым на всякую истину (Ин.16:13) неизбежно сопровождается обнаружением в человеке всего того, что истиной не является - это и есть обличение. Дух Святой делает это через Слово (Ин.12:48, Евр.4:12), через совесть человека (Рим.9:1, 13:5), и через других членов Тела Христова .

Ин 16:7-15: "Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он пришед обличит мир о грехе и о правде и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам."

Мы видим две функции служения Утешителя - обличение и наставление. На основании этого места некоторые христиане утверждают, что Божий Дух призван обличать только мир и только в одном грехе - в неверии в Иисуса Христа.

Но христианин, живущий во грехе, в унынии, в непрощении, в страхе, в осуждении - так же не верит во Христа. Нет, конечно он верит в Него как в своего Спасителя, но не верит в Него как в источник силы, жизни, любви, защиты и обеспечения. Так что Дух Святой обличает в неверии не только мир, но и "неверующих верующих".

Евр 12:5: "сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя."

Обличение Духа производит печаль, которая влечет нас к покаянию. Но при этом нам сказано не унывать. Обличение Духа Божьего приносит с собой надежду и силу для очищения и восстановления. Его цель - как можно быстрее через покаяние вернуть нас к Богу, разрушив препятствия греха и чувства вины.


Суд внутри

"Ибо время начаться суду с дома Божия..." (1Пет.4:17)

Являясь по сути домом Божьим, в своем отношении к суду я должен руководствоваться этим принципом - всегда начинать суд с себя. Однажды меня спросили:

"Неужели ты думаешь, что Бог может просто взять и простить такого как Чикатило?"

С какой стати я считаю себя лучше Чикатило? Имея такие же исходные предпосылки - интеллектуальные, психические, социальные, ситуативные - откуда мне известно, был бы я лучше или хуже него? История знает массу случаев достаточно быстрого превращения обычных людей в чудовищных монстров, когда, например, милые немецкие бюргеры, парикмахеры и лавочники в соответствующих условиях быстро превращались в кровожадных нацистских садистов. Когда вчерашние добрые соседи во время "варфоломеевской" или "хрустальной" ночи, врывались в ваш дом с ножами. Хорошие люди часто заблуждается в отношении своей "хорошести" из-за лживого гуманизма, который отрицает у человека наличие падшей природы с ее бесконечным потенциалом к деградации и злу.

Освенцим, Дахау, Собибор, Бухенвальд, Саласпилс, Равенсбрюк, Бабий Яр, Хатынь, ГУЛАГ, Руанда, Конго, Сребреница, Буча... - тысячи мест, ставших филиалами ада на земле. Кто все эти люди, которые жгли, травили, рубили, убивали, насиловали, пытали или просто наблюдали за всем этим со стороны? Миллионы людей во все времена по всему миру! Кто все эти страшные они?

Они это мы! Люди, лишенные покрова благодати. У меня нет иллюзий в отношении человечества, прежде всего потому, что я вижу насколько же я бессилен против собственных страстей. Покаяние начинается с осознания слабости перед тьмой в собственном сердце. Мой гнев, непрощение, раздражение, страх, идолопоклонство в определенных обстоятельствах могут достичь демонических масштабов. Я остаюсь на стороне света только по причине удерживающей меня благодати, когда я осознаю свою крайнюю зависимость от неё.

"В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете."
(Лук 13:1-3)

Иисус, как видим, тоже не питал иллюзий в отношении человеческой сути. Без Его благодати, открываемой через покаяние, мы все погибнем во тьме - вне зависимости от того, с какой стороны конфликта находимся. У тьмы нет этнических, религиозных, политических или гендерных предпочтений, ее останавливает только благодать. Когда я перестаю это осознавать и начинаю связывать свою верность с собственной праведностью, мудростью и совершенством - Бог позволяет мне упасть, чтобы вернуть на позицию смирения и зависимости от благодати, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак 4:6).

Один из важных уроков, который мы можем вынести из предательства Иуды Искариота состоит в том, чтобы каждый из нас периодически спрашивал себя "не я ли Господи?". Ученик, который громче всех заявлял, что он не такой как этот Иуда и никогда не предаст Христа, той же ночью отрекся от Него трижды.

Нам кажется, что предательство Иуды являлось более ужасным, потому что он совершил его из корысти; потому что, в отличие от Петра, у Иуды был долгий путь от воровства до предательства. Однако я не думаю, что отречение Петра - минутная слабость. У него тоже был собственный путь к отречению через регулярно демонстрируемую им самоуверенность, например, когда он неоднократно перечил Христу (см. Мат.16:22, Ин.13:8). 

Отречение, да еще и троекратное, согласно словам Самого Христа имеет не менее серьезные последствия для вечности, чем предательство (см. Матф.10:33). Что касается виновности Иуды в смерти Христа - мы все в ней виновны. Христос пришел, чтобы взять на себя вину и за это предательство, просто Иуда этого не понял. Поэтому для меня Иуда не является каким-то выдающимся злодеем - не больше и не меньше любого необращенного грешника.

Боязливые окажутся в озере огненном так же как и идолослужители (Откр.21:8), поэтому нет принципиальной разницы из-за корысти, из-за похоти или из-за страха произошло падение. Чтобы справиться с последствиями падения одной искренности недостаточно - Иуда был искренен в своем раскаянии, но это ему не помогло. Главное, что у него отсутствовало - откровение о личности Христа и о Божьей милости. У Петра оно было, поэтому внутренний суд привел его к самоотречению, а внутренний суд Иуды - к смертному приговору. Поэтому нам необходимо научиться правильно реагировать на обличение совести, отличать покаяние от самоосуждения, чтобы к смерти своего "я" приходить как Петр, а не как Иуда.


"Я не такой как этот грешник..." (Лук.18:11)
"Не я ли, Господи?" (Мат.26:22)

Два взгляда, два суда. Один направлен вовне, второй вовнутрь.

"Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего."
(Мат 7:5)
"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. … Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?"
(Рим 2:1,3)

"Горе вам..." (Мф.23:13-36) - восемь раз этими словами Иисус удостаивает "богобоязненных" книжников и фарисеев. Ни разу подобного обращения от Него не слышат мытари, блудницы и грешники. 

Особенный Божий гнев ожидает тех людей, которые Его именем прикрывают собственную гордость, эгоизм, честолюбие, корыстолюбие, самоправедность и при этом имеющие наглость судить других. Они до крови готовы сражаться с чем угодно, только не с тем, в чём виновны сами. 

Камнями забить блудницу, развязать войну с бездуховным западом - это всегда пожалуйста! Раскаяться самим? - о нет, им не в чем каяться! И чем глубже в сердце зависть, жадность, трусость, лживость, тем больше потребность в проявлении "праведного" гнева в отношении "всех этих гадких грешников, ведь мы не такие как они - мы лучше и духовнее". 

Но не напрасно до сих пор звучит восьмикратное "Горе вам!" для тех, кто не ощущает нужды в покаянии, кто судит кого-угодно, только не себя.

Служить, судить, различать, обличать, преображать возможно, начиная только с себя. Поэтому я стараюсь всегда писать от первого лица, потому что моя главная цель - не чье-либо, а моё собственное преображение. И глядя на весь этот процесс в моей личной жизни, вы можете что-то взять для себя, чему-то научиться на моем примере. Поэтому я стараюсь быть максимально открытым, чтобы всем было видно, как я ворочаю собственные брёвна.

"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным."
(Гал 6:1)

Есть одна притча о непобедимом драконе. Очередной рыцарь, желающий сразиться с драконом, уходил на его поиски. Через какое-то время появлялись слухи о том, что дракон повержен. Однако позже дракон объявлялся вновь, целый и невредимый. Секрет бессмертия дракона заключался не в его силе, а в его природе. Побеждающий дракона рыцарь, через какое-то время постепенно и незаметно для себя сам превращался в дракона.

Наибольшему соблазну от искушения подвергается самый яростный обличитель зла, победитель над ним. Дело в том, что сосредоточенность на борьбе с внешним злом делает человека слепым в отношении зла в собственном сердце - он начинает его игнорировать или даже оправдывать.

"Не я ли Господи?" Если я не научился распознавать предателя, лжепророка, лжеучители внутри себя, я не смогу распознать его и вовне, в церкви. Если же я постоянно подвержен Божьему суду и Его прощению в своих слабостях, я буду милостив и снисходителен к слабостям окружающих. Я не могу судить человека, поступающего трусливо или низко, когда допускаю, что на его месте, в его ситуации, я так же буду способен на трусость и низость. Если я и смогу найти в себе силы для чего-то благородного, смелого и доброго, то это будет сила Божьей благодати и милости.

Прежде, чем я стану светом вовне, свет вначале осветит всего меня внутри, весь мой личный мрак, все темные уголки моей души.
Бескомпромиссная открытость суду истины, честное отношение к себе - необходимое условие здравого различения и истинного преображения.

Наш статус во Христе обусловлен рожденным свыше духом. Однако душа находится в процессе преображения, инструментом которого как раз и является обличение. Поэтому с некоторых пор Господь изменил мое отношение к обличению, сделал его для меня позитивным и желанным. Мой статус показывает в Кого я преображаюсь, а обличение показывает что именно во мне подвергается преображению. Отсутствие обличения свидетельствует о том, что я ожесточился и перестал преображаться.

Хочу однако заметить - то, что обличение является для меня желанным вовсе не означает, что я легко его принимаю. Иногда проходит некоторое время, прежде чем я соглашаюсь, что обличение было оправданным. Обличение должно быть болезненным, потому что его предназначение в первую очередь атаковать мою гордость и самоправедность.


Желанная боль

Истина должна производить во мне внутренний конфликт. Истина не из этого мира, она слишком на меня непохожа. Она приходит не для того, чтобы меня впечатлить, но чтобы изменить, трансформировать, чтобы сломать мои парадигмы. Если конфликта не было, значит я пропустил истину мимо, ещё не дорос до неё, не впустил внутрь, не прожил её до конца.
Вначале мой дух действительно радуется истине, но потом она начинает во мне работать, чтобы привести в соответствие с собой мою душу, мои внутренние ценности, и вот тогда начинается конфликт.

"Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему." 
(Прит 3:11-12)
"Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?" 
(Иер 23:29)
"Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные." 
(Евр 4:12)

Младенец использует истину, чтобы судить других. Зрелый позволяет истине судить прежде всего себя самого.
Зрелость состоит не в отсутствии конфликта, а как раз-таки в его поиске, в том, чтобы полюбить это внутреннее столкновение с истиной, полюбить причиняемую ею боль, потому что такая боль - признак роста.

"Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день." 
(Ин 12:48)

Либо я приму слово и позволю ему судить себя сейчас, либо оно отойдёт, чтобы вернуться ко мне в последний день.

1Кор 11:31-32: "Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."

Мы видим здесь три суда:

1. Собственный суд (покаяние)
2. Суд Божий на земле (наказание ради исправления)
3. Осуждение с миром (суд последнего дня)

Речь не идёт о плотском самоосуждении. Печаль мирская производит смерть, но есть печаль по Богу, которая производит покаяние. Боль возникает от столкновения моего "я" с истиной, когда  она высвечивает внутреннее несоответствие с природой Божьей. Эта боль может спровоцировать меня к агрессивной самозащите, потому что согласие с истиной требует смерти какой-то части моего эго, которое не хочет умирать. Боль перестанет, когда я прекращу сражаться с истиной, соглашусь с ней, позволю ей судить себя. Этот опыт помимо святости, производит во мне понимание, терпение и сострадание к тем, кто остаётся в рабстве греха и заблуждения.
Когда я вижу человека с осуждающим, жёстким, критичным отношением, то понимаю, что он по настоящему ещё не был под судом истины, ибо кому много прощено, тот много любит. С таким отношением он сможет лишь осуждать людей за сучки́, а не избавлять от них.


Суд вовне

Вслед за католической, в протестантской церкви выявлены тысячи случаев насилия, тысячи узников и жертв католических детских приютов в Канаде и Ирландии, тысячи жертв насилия и тысячи невозрожденных служителей-абьюзеров, которые по сути являются инструментами дьявола для дискредитации христианства, для отвращения людей от веры. Новостями о грехопадении очередного известного служителя уже никого не удивишь. Мне тоже регулярно приходится служить жертвам внутрицерковного насилия.

"Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения [были] не часты..."
(1Цар.3:1)

Почему же слово Господне было редко? Священники Офни и Финеес присваивали себе жертвы и блудодействовали с женщинами (1Цар. 2гл.). Из-за разрушенного ими авторитета священства, люди перестали проявлять интерес к Божьему слову. Во все времена дьявол стремился внедрить в священство своих служителей, чтобы отвращать людей от Бога.

Превратное понимание благодати в союзе с идолопоклонством и отсутствием здравого суда изгнали из церкви страх Господень. Церковь оказывается совершенно слепой, чтобы обнаружить грех. Но даже когда он обнаруживается, верующие демонстрирует абсолютную беспомощность и эгоизм, видя в пострадавших не жертв насилия, а тех, кто разворошил их уютное религиозное гнездышко. Это чудовищно, что пострадавшие не могут найти в среде верующих поддержку и исцеление, но вынуждены бежать от косых взглядов и пересудов за помощью к мирским психологам. В таком случае в плену врага и под гнетом последствий оказывается не только насильник, но и вся община, сделавшаяся неспособной различить и осудить в своих рядах грех, защитить от насилия слабых. Такая община подвергается духовному разорению. Бог позволяет захватить язычникам Свой ковчег и разрушить храм, чтобы показать - слава отошла, Его присутствия здесь больше нет:

"И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших. И ковчег Божий был взят, и два сына Илиевы, Офни и Финеес, умерли." 
(1Цар 4:10-11)
"Она сказала: отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий." 
(1Цар 4:22)

Только правильно сказать иначе - "отошла слава от Израиля и потому взят ковчег Божий". Когда церковь отказывается судить себя, Бог открывает ее наготу миру, чтобы отделить и сохранить неоскверненный остаток, способный "рождать самуилов". На самом деле нам еще предстоит осознать, что истинная церковь намного меньше, чем выглядит. И чтобы сохранить остаток, нам нужно вернуть в церковь суд.

"Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас." 
(1Кор 5:6-7)

"Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете"
(Лук.6:37)

Многие христиане под словами "не суди" понимают отсутствие всякого различения. Это заблуждение приводит к тому, что многие идут за слепыми и оказываются в ямах. Нужно понимать, что это не единственное место Писания о суде. Иисус предупреждал о лжеучителях, лжепророках, волках в овечьей шкуре, говорил о необходимости обличения - все это невозможно без здравого суда. Нельзя строить суждение и тем более доктрину, основываясь на одном месте Писания. Библейское послание необходимо воспринимать целостно, всесторонне исследуя каждую тему, избегая легкомыслия, однобокости, поверхностности, предвзятости. Задача учителя - делать сложное простым. Но нужно так же понимать, что нередко крайности, заблуждения и ереси рождаются, когда сложным понятиям пытаются дать простое определение.

Возьмем, к примеру термин "суд". Он имеет множество оттенков и значений. Рассуждать и осуждать - корень у этих слов один, а значения разные. На греческом языке по теме суда мало того, что есть разные слова, так они ещё и в зависимости от контекста приобретают разные значения. Всё это необходимо учитывать, если я хочу разбираться в теме, а не быть поверхностным и в результате обманутым.

krino
1. отделять, выбирать (1Кор.2:2)
2. рассуждать, полагать (Деян.15:19)
3. решать, делать вывод (Ин.7:24)
4. судить, осуждать обвинять (Мат.7:1)

anakrino - исследовать, расспрашивать, разбирать, судить, различать (1Кор.4:3)
meristas - судить, разделять спорящие стороны (Лук.12:14)
elegho - разоблачать, обнаруживать, обличать, укорять, обвинять, порицать (Тит.1:9)

Или, вот к примеру:
  • Если вы считаете, что я заблуждаюсь, вы этим судите мое мнение. 
  • Если вы считаете, что я о заблуждении знаю и специально его транслирую - этим вы судите о мох мотивах.
  • Если вы предпринимаете действия, чтобы меня за мое мнение ограничить - вы судите о моей виновности и назначаете наказание.

Это три разных уровня суда, которые необходимо различать. Все три мы видим и в служении Христа и в практике церкви.

Учитывая все выше сказанное, под словами "не суди" я подразумеваю следующее:
анализируй, различай худое от доброго, плотское от духовного, обличай грешника, останавливай злодея, избегай кощунника - но не выноси человеку окончательный приговор.

"Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." 
(1Кор 4:5)

Что делает судья? Он выслушивает защитника и обвинителя, чтобы выяснить все обстоятельства дела, приведшие к преступлению, мотивацию его участников, чтобы определить меру вины и ответственности каждого и назначить соответствующее наказание. Земное правосудие несовершенно и совершает ошибки, потому что только Бог знает все жизненные обстоятельства, влияние причиненных человеку ран, позитивного или негативного влияния людей и событий, которые привели его к определенным решениям и действиям. Кроме того, будучи плотскими, мы склонны проецировать на человека свой собственный опыт и страсти, теряя объективность, становясь предвзятыми. 

"Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же." 
(Рим 2:1)

Только Бог, являясь всеведущим сердцеведцем, будучи свободным от пристрастия и лицеприятия, может определить меру вины человека и вынести абсолютно справедливое наказание, оправдание, или определить величину награду.

Поэтому мы оцениваем конкретные дела, поступки и решения человека, реагируем на них по Слову (прощаем, обличаем, дисциплинируем, дистанцируемся) но при этом, избегаем оценки его мотивов, истинных намерений и соответственно, меры его вины.

В любом обществе молчание о преступлении приравнивается к соучастию и преследуется по закону. И это - духовный принцип. Обличение отделяет меня от тьмы. Когда своим исповеданием я обличаю собственный грех, то тем отделяю себя от него, давая возможность Божьему суду смыть его кровью Иисуса (1Ин.1:9).

Когда я обличаю ближнего, то ставлю его перед выбором - отделить себя либо от греха, либо от правды и от меня.

"Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром."
(1Кор 11:30-32)

Правда как луч хирургического лазера отделяет раковую опухоль от живых клеток, чтобы затем она могла быть удалена. Если грех не производит раскол внутри человека, кровь Христа остаётся бездейственной и тьма продолжает свою разрушительную работу. И тогда только жестокие последствия этой работы могут подвигнуть человека к принятию правды, а иначе его душа так и погибнет во тьме. Вот почему Павел отделял нераскаявшегося грешника от собрания церкви и предавал его сатане.

Мф.18:15, Еф.5:11, 1Тим.5:20, 2Тим.4:2, Тит.1:13, 2:15, Иуд.1:23 - все эти места накладывают на христианина ответственность Духом Божьим обличать согрешающего брата.

С одной стороны написано, чтобы мы не судили, с другой стороны нам так же сказано, чтобы мы обличали одних, наставляли других, избегали третьих - все это невозможно без соответствующей духовной оценки, без суда и различения. 

"Не судите по наружности, но судите судом праведным."
(Ин 7:24)
"Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." 
(1Кор.4:5)

Нам дано нравственное различение, чтобы оценивать поступки людей, но не их мотивацию и тяжесть вины. Мы призваны смотреть на людей в свете искупительной жертвы Христа, в контексте Божьего плана для их жизни, поэтому должны избегать суждений, определяющих суть человека:

"кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной." 
(Матф.5:22)

Как же отличить правильный суд от неправильного? Все дело в мотивации - с какой целью я оцениваю поступки или духовное состояние другого человека. Если цель - служение, тогда мое суждение будет сопровождать любовь и искренняя забота, а не обида и злорадство, удовольствие от того, что "я не такой как этот грешник". Мы не должны легкомысленно относиться к духовному состоянию окружающих людей, закрывая глаза на грех, ложь, беззаконие, но при этом важно понимать, что участвуя в суде, мы призваны выступать на стороне защиты, а не обвинения. Каждый такой анализ должен заканчиваться для нас не обвинительным приговором, а ходатайством. Ходатайство - это способность представить человека таким, каким Его видит Бог в Своем Сыне. Если же я не могу этого сделать, тогда мне лучше вообще воздержаться от суда, ища личной свободы от самоосуждения или самоправедности (см. Иисус призывает нас судить).

Необходимость вмешательства братьев возникает тогда, когда совесть согрешающего перестаёт быть чувствительной к Божьему Духу. С момента рождения свыше совесть больше не должна существовать сама по себе, но должна стать инструментом Духа Святого для возрастания человека в любви и благодати Божьей (Рим.9:1, 1Ин.3:20,21).

Но нередко бывает и так, что при всем моем желании сохранить отношения, раскола не избежать, а иногда он просто необходим:

"И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее"
(Откр 18:4)

Что необходимо сделать, чтобы выйти из среды беззакония и лжи? Необходимо просто начать признавать и говорить правду. Это касается и моей позиции в сообществе и в личных отношениях. Что делать, когда мои отношения с конкретным человеком становятся токсичными? Если причина в его плотском поведении, я спокойным решительным тоном говорю ему правду об истинной причине его проблем или разногласий. И уже сама эта правда либо изменит отношения, либо этот человек или сообщество удалят меня вместе с моей неудобной правдой. Правда - это инструмент преображения, меч, производящий разделение с ложью. И если человек, хочет оставаться во лжи, то он сам отделит себя от меня, если только я изберу до конца стоять на правде.

Но иногда мудрость заключается в том, чтобы не обличать жестокосердного человека, когда перспектива его агрессивной реакции на обличение не вызывает никаких сомнений:

"А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду." 
(Ам 5:10)
"Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя" 
(Прит 9:8)
"Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас." 
(Мат 7:6)

Однако для всего этого необходимо хорошенько убедиться, что я стою именно на Божьей правде, а не ищу самооправдания. Поэтому прежде всего мне необходимо стать предельно честным и искренним судьей для себя самого.



Духовная "омерта"

Оме‌рта (итал. omertà [omerˈta] — «взаимное укрывательство, круговая порука») — действующий в Южной Италии среди организованной преступности кодекс молчания.

"как можешь сказать брату твоему: «брат! дай, я выну сучок из глаза твоего», когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего." 
(Лук 6:42)

Иисус не предлагает здесь игнорировать чужой грех, как многие предлагают трактовать данное место Писания. Он показывает какой должна быть последовательность обличения для эффективного искоренения греха.

"Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и сам делая то же?" 
(Рим 2:3)
"Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным." 
(Гал 6:1)

Павел предупреждает о проблеме проекции и предвзятости. Однако помимо проблемы "брёвен и сучков", есть другая крайность с отсутствием обличения - омерта, или круговая порука: "я закрываю глаза на твои сучки, чтобы ты закрывал глаза на мои брёвна". Это мировоззрение "крашеных гробов", которые не желают преображения ни себе, ни ближнему. В таком сообществе за внешним дружелюбием скрывается страх разоблачения и поэтому все следуют общему правилу круговой поруки, обвиняя любого обличителя либо в проекции, либо в отсутствии любви и смирения. 

Совсем недавно я был свидетелем, как община исторгла из своих рядов девушку, которая решилась рассказать о насилии со стороны служителя. Служителя отстранили, но и ей не смогли "простить" то, что она разворошила их уютное религиозное гнездышко.

"Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей." 
(Иез 33:8)

Писание действительно побуждает меня прежде всего самому быть открытым для обличения Духа. Однако нежелание идти на конфронтацию с согревающим братом, с несправедливостью и беззаконием окружающего мира часто вызвано вовсе не Божьей любовью, а равнодушием, безответственностью и страхом.


Презумпция невиновности

Презу‌мпция невино‌вности (лат. praesumptio innocentiae) — один из основополагающих принципов судопроизводства, заключающийся в том, что лицо считается невиновным, пока его вина в совершённом преступлении не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Важнейшая составная часть презумпции невиновности — положение о том, что бремя доказывания обвинения лежит на обвинителе.

Этот юридический термин основан на библейском принципе справедливости. Подозрение во зле - это уже незаслуженное наказание для невиновного. История знает массу случаев когда напрасные подозрения разрушили жизни невинных людей, обрекая их на годы страданий. Сплетники разносят подозрения, мотивируя в людях весь спектр ненависти к подозреваемому - от косых взглядов и перешептываний за спиной до открытой агрессии. Поэтому Господь ненавидит сплетни и строго предупреждает сплетников, увеличивающих в мире количество страданий.

"Не ходи сплетником в народе. Не подвергай опасности жизнь своих близких. Я - Господь." 
(Лев 19:16)
"Сплетник предает доверие, а надежный человек хранит тайну." 
(Прит 11:13)

Любовь побуждает нас видеть в человеке доброе, до тех пор пока не стало очевидно иное. Она призывает нас к доверию, а не к подозрениям.

Господь призывает нас стойко переносить страдания, но ни в коем случае не становиться его причиной для кого-то другого. Поэтому я лучше ошибусь, доверяя не тому человеку, чем ошибусь подозревая не того человека. Разрушенное доверие ранит меня, напрасное подозрение ранит моего ближнего.

Не один раз я оказывался в ситуации, когда все "факты" указывали на виновность человека, но потом оказывалось, что он невиновен, и что в своих подозрениях я опирался вовсе не на факты, а на их интерпретацию. И тогда я искренне благодарил Бога за то, что мои подозрения оказались не высказанными и не стали причиной чужого страдания и разрушенных отношений.

Что касается "бремени доказательства":
  1. Я приступаю к поиску фактов на стороне подозреваемого, как его адвокат, будучи уверен в его невиновности.
  2. Я доверяю Богу вывести на свет правду и набираюсь терпения, чтобы дать Ему на это время. Если же ситуация не прояснится, я продолжаю относиться к человеку так, как будто ничего не произошло, избирая жизнь в доверии, а не в подозрениях.
  3. Бремя доказательства я беру на себя только в том случае, когда человек находится в сфере моей ответственности и компетентности - ребенок, подчинённый, подопечный. 
  4. Чтобы напрасными подозрениями не ранить человека и не подвергать угрозе отношения, все свои соображения я держу при себе до полного выяснения всех обстоятельств.
  5. При прочих равных (голос против голоса) я выбираю сторону того, за кого несу личную ответственность. Поэтому я разорвал отношения с другом, обвинившим моего ребенка во лжи, пошел на конфликт с родственниками, заподозрившими моих детей в воровстве. Я руководствуюсь принципом меньшего зла, поэтому принимаю ту сторону, которая может больше пострадать в случае моей ошибки. Поэтому я лучше ошибусь в напрасном доверии, чем в напрасном подозрении.
Неоправданное подозрение может на годы испортить отношения с ребенком, повлиять на его самооценку, посеять в нем страх отверженности. В свою очередь неоправданное доверие через безнаказанность может мотивировать безответственность и легкомыслие, но оно же может стать причиной раскаяния, когда человек видит доверие и принятие вопреки его виновности. Какое же из двух зол больше? - неоправданное доверие или неоправданное подозрение? Для меня ответ очевиден.

"Любовь все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит." 
(1Кор 13:7)


Всегда ли христианин должен прощать?

"...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших."
(Матф.6:14,15)


Большинство христиан знают о необходимости прощения. Однако многие делают серьезную ошибку, считая, что прощение должно быть безусловным. Это приводит к душевным проблемам и манипуляциям чувством вины.

Простить можно только после того, как осознаешь причиненный ущерб, оплачешь его, позлишься. Для прощения необходимо пройти через осознание боли, гнева и ненависти, чтобы затем предать всё это благодати Божьей. Запрет на негативные эмоции, их подавление ради страха перед непрощением к свободе не приводит, но оставляет человека с токсичным чувством вины, подрывая отношения с Богом, порождая проблемы с нервной системой, психикой, гипертонией, депрессией и многими другими психосоматическими расстройствами и болезнями. Без разбору бросаемое христианами обвинение "ты раненый" часто является нечестивой манипуляцией чувством вины:

— Ты так эмоционально реагируешь, потому что ты раненый. Тебе нужно исцелиться и простить.
— Нет! Я так реагирую, потому что это нормальная реакция на зло, на ложь, на предательство, насилие и несправедливость.

Известная американская психиатр Сьюзен Форвард, специализирующаяся на теме абьюза и разных видов насилия в одной из своих книг рассказывает, что работая с жертвами насилия она обнаружила негативное влияние прощения на психику жертв. Она стала изучать этот феномен и поняла, что у прощения есть две стороны - положительная (отказ от мести) и отрицательная (снятие ответственности с агрессора). Оказывается, что психика работает таким образом, что пока мы не вытащим наружу все свои чувства, полученные в результате агрессии - гнев, боль, обида, ненависть, мы не можем правильно простить, т.е. отказаться от мести, а не снять ответственность. Если мы загоняем все эти чувства внутрь себя и в таком состоянии прощаем, то мы просто психологически снимаем ответственность с агрессора и подсознательно перекладываем ее на себя, что в результате ведет к саморазрушению. Поэтому, как пишет С.Форвард, для прощения нужно свое правильное время, чтобы оно было конструктивным.

"Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и ЕСЛИ ПОКАЕТСЯ, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», — прости ему." 
(Лук 17:3-4)

Таким образом, демонстрация раскаяния - минимальное необходимое условие отпущения греха.

Необходимо понимать, что в прощении греха есть две составляющие - человеческая и Божья: 
  • Человеческая часть - это наше решение отказаться от обиды и мести независимо от раскаяния обидчика. Это необходимое условие нашего исцеления от ран, которые могут стать причиной ожесточения сердца, появления мстительности и злобы (см.Мат.6:15, Евр.12:15).
  • Божья часть - это непосредственно отпущение греха, очищение грешника от вины, избавление от последствий. А вот здесь уже необходимо искреннее раскаяние согрешившего, без которого прощения не будет (см.1Ин.1:9)

"Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся." 
(Ин 20:23)

Как видим, Иисус говорит, что наше прощение не должно быть безусловным. Точно так же как безусловным не является и Божье прощение (1Ин.1:9, Деян.3:19). Верующий, живущий во грехе, подвергается наказанию до своего покаяния. Пока он избирает жить во грехе, он является отступником и должен оставаться без прощения церкви.

"Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас." 
(1Кор 5:12-13)
"А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова" 
(2Кор 2:10)

Отсутствие прощения, отпущения греха церковью - это дисциплинарная мера, мотивированная заботой о душе согрешающего. При этом мы не должны быть мотивированы болью, горечью, разочарованием, мстительностью. Все это нужно своевременно распознать в себе, пережить и предать благодати Божьей:

"Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь."
(Рим.12:19)
"прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас."
(Еф.4:32)
"И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши." 
(Мар 11:25)

Простить - это не значит снять ответственность, избавить от справедливого суда, это значит отдать суд Богу, при этом искренне желая обидчику не наказания, но осознания греха и раскаяния, исполнения в его жизни Божьей воли. В своем суждении мы должны полагаться на Божий Дух, а не на собственное чувство справедливости, мотивирующее к самозащите и самооправданию - слушать Бога, а не свою совесть, искать Его воли, а не своей:

"Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца."
(Иоан.5:30)

Итак, в своем отношении к обидчикам, грешникам и врагам мне необходимо, памятуя о нагорной проповеди (Лук.6:20-49), хранить свое сердце от злобы и мстительности, желая им покаяния и милости. Что касается наших действий в отношении них, то здесь необходимо руководствоваться не какой-то формулой, но искать Божьего руководства и водительства Духа, потому что помимо милости к самарянскому селению (Лук.9:52-56) и к тем, кто распинал Христа (Лук.23:34), необходимо помнить, что были так же и те, кто удостоился от святых не прощения, а суда - такие как Анания и Сапфира, волхв Елима (Деян.13:8-11), брат из Коринфа (1Кор.5:1-5) Именей и Александр (1Тим.1:20), Иезавель из Фиатира (Отк.2:21-22) и т.д.


Правильная реакция на обличение

Теперь, что касается наших чувств. Целью обличения является наше исправление, а не осуждение. Иисус пришёл для оправдания нашего, а не обвинения и Дух Святой не является обвинителем. Вот как Павел описывает правильную реакцию на обличение:

2Кор 2:6-11: "Для такого довольно сего наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь. Ибо я для того и писал, чтобы узнать на опыте, во всем ли вы послушны. А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы."

2Кор 7:9-11: "Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так что нисколько не понесли от нас вреда. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле."

Обычно совесть мучает человека, когда тот чувствует, что совершил какой-то поступок, который не соответствует его внутренним ценностям (см. Преображение сердца). В устной Торе сказано: «не будь грешником в своих глазах». Дело в том, что как сказал один раввин: «если человек ценит себя низко — ему не будет страшно совершить низость».
Поэтому когда хочешь указать человеку на то, что он поступает неправильно, или себя видишь таковым, не говори: «Ты глупец и грешник, если делаешь это». Лучше скажи ему: «Такому мудрому человеку как ты не подобает такой поступок». Нужно сначала напомнить человеку кто он, что в нем образ дарованный Богом, и лишь потом указать, что такое поведение не подобает этому образу. Именно так поступал Павел в своих посланиях.

Цель обличения - проявить заблуждение и несоответствие внешнего поведения внутренней природе дитя Божьего, дать надежду и силу к исправлению. Обличение действует через любовь и милость.
Цель обвинения - проявить бунт, определить вину и назначить наказание. Обвинение действует через страх перед справедливым возмездием.

Осуждение не является плодом духа. Дух не осуждает нас, Он обличает, побуждает и направляет. Когда мы поступаем по плоти, верным чувством должно быть огорчение, печаль, раскаяние (1Кор.13:6), а не разочарование и отчаяние. Но дьявол стремится превратить обличение Духа Святого в повод к обвинению, чтобы разлучить нас с Отцом и надолго погрузить в состояние плоти, когда мы осуждаем себя и пребываем в апатии и неверии (см. Сораспятие). Павел предостерегает от такого состояния и призывает к восстановлению раскаявшегося в общении, чтобы сатана не смог через обвинение и суд принести ещё больше вреда (2Кор.2:10,11). 

Лишь после того как человек остался глухим к обличению Духа и Тела Христова, ему выносится осуждение, чтобы вкусив горькие плоды своего непослушания он смог через покаяние вернуться под покров благодати (см. Мф. 15:15-18, 1Кор.5:1-5, 1Тим.1:20, Отк. 2:20-23). Это крайние случаи, применяемые к тем, кто хронически упорен в своём непослушании Божьему Духу.

Иуд 1:22-23: "И к одним будьте милостивы, с рассмотрением; а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотию."

Поэтому, там где Писание говорит о суде в отношении себя или окружающих, речь в первую очередь идёт о духовном различении и правильной оценке состояния, а не обвинении и осуждении (см. Раскаяние, покаяние, исповедание).

Для каждого мгновения нашей жизни есть совершенная Божья воля. Если я не пребывал в ней вчера или даже пять минут назад, то должен покаяться, вернуться в духовное состояние и начать снова исполнять волю Отца. Сожаления о прошлых ошибках или бездействии не приближают меня к исполнению предназначения, но лишь оттягивают момент возвращения в русло призвания. Поэтому обвинение - это бремя плоти, а не Духа:

1Ин 3:19-21: "И так мы сможем узнать, что мы от истины, и успокоим наше сердце перед Ним. И даже если наше сердце осуждает нас, мы можем успокоить его, потому что Бог больше нашего сердца и знает все. Дорогие, если сердце нас не осуждает, то мы можем со всей уверенностью приходить к Богу."

2Кор 7:10: "Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть."

Было ли для предателя Иуды прощение столь же доступно, как и для предателя Петра? Было, ведь Бог не лицеприятен. Но сатана не позволил Иуде это прощение принять. Сфокусированный на материальных преимуществах служения Христа, Иуда так и не смог за его внешней стороной разглядеть Божье сердце. Не имея откровения Божьей любви и милости, в час раскаяния Иуда остался без надежды, и доведенный обвинителем до отчаяния, выбрал предложенный им приговор.

Мы должны быть внимательны в том, чтобы служить людям Духом Утешителя, а не обвинителя, обличая, а не осуждая. Служение Утешителя не в том, чтобы фиксировать проблемы, а в том, чтобы, устраняя препятствия, приближать людей к Богу. Такое служение будет оставлять человека с бо́льшим желанием близости с Господом.

"Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их." 
(Пс 140:5)

Целью древнего языческого обряда "перемывания косточек" являлось очищение костей умершего от остатков мертвой плоти, чтобы их хозяин не превратился в вурдалака. Обряд канул в лету, но от него осталась негативная идиома, означающая злословие и сплетни. Однако, возвращаясь к самому обряду, я нахожу в нём забавное позитивное иносказание. 

Во Христе мы умерли для греха, однако нам необходимо постоянно проводить ревизию своим "косточкам", очищая их от мертвых дел плоти. Во первых, чтобы не превратиться в "упырей" (отступников), во вторых, чтобы наши косточки не превратились в святые мощи законников и гордецов.

Полезно так же "перемывать косточки" своих лидеров и авторитетов - только не в значении сплетен, злословия и подозрительности, а в смысле здравой оценки их слабостей и ошибок, а когда необходимо и ради обличения. Мы не должны путать взаимное уважение друг к другу с завышенными ожиданиями, безответственностью и идолопоклонством.

По своей плотской натуре мы склонны быть снисходительными и милостивыми к себе, но строгими, принципиальными и справедливыми к окружающим. Однако для нашего духовного здоровья полезно как раз обратное. Поэтому я очень осторожно подхожу к суждению о своем ближнем, и при этом стараюсь приучить себя благосклонно относиться к "перемывателям" моих собственных "костей", конечно только в том случае, когда их критика конструктивна, а не является плодом зависти или обиды. 

И ещё один момент. Выкапывать и перемывать косточки должны были только родные и близкие умершего. Для того, чтобы обличение или критика возымели позитивное действие, необходимы близость и доверие. Поэтому я особенно благодарю Господа за мою Таню - самого верного "перемывателя" моих "косточек". Я могу переварить самые горькие её замечания и критику, потому что уверен в ее преданности и любви. У меня это легче получается, если я постоянно держу в голове, что ее критика - это не атака на мое достоинство, а инструмент преображения. Когда она права - я учусь ответственности, когда не права - терпению, прощению и любви.


Не оправдывайся!

«Искренни укоризны от любящего» 
(Пр.27:6)

Необходимо отличать скальпель хирурга от ядовитого кинжала врага. Как тот, так и другой указывают на наши ошибки, наносят раны, но приводят к разным последствиям. Скальпель хотя и причиняет некоторую боль, но в конечном итоге очищает раны от яда и лжи, способствуя их заживлению. Оружие обвинителя причиняет лишь боль, оставляя нас в осуждении, страхе и горечи поражения.

Однако проблема не всегда в том, кто бередит наши раны. Я не раз был свидетелем как осторожная попытка указать человеку на истинный источник его проблем приводила к крайне болезненной реакции и разрыву отношений. Это происходит когда вместо того, чтобы позволить Богу умертвить во мне то, что должно быть мертвым, я начинаю защищать свое эго и самоправедность. Одна женщина постоянно жаловалась нам с женой на окружающих людей и обстоятельства. После того как я показал ей Иак.3:14-16 и предложил послушать проповедь о ропоте, она обвинила меня в недостатке любви и разорвала общение, занеся меня в длинный список людей, на которых она обижена.

Независимо от того является критика обоснованной или нет, я в любом случае могу быть благодарным за нее. Обоснованная критика способствует моему росту в познании истины, необоснованная - служит моему возрастанию в терпении, прощении, кротости и любви. Таким образом, наибольшую пользу и значение для моего роста приобретает не критика, а моя реакция на нее. Критика и обличение являются отличным индикатором моей зрелости, показывая насколько я свободен от эгоизма и открыт для Божьего света.

Рим 8:33-34: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас."

Самооправдание ставит меня в позицию подсудимого, а не сына. Оправдываясь я пытаюсь восстановить самоправедность, а не отношения.
Оправдываясь перед человеком я отдаю ему власть над собой, делая его своим судьей. Мне только кажется, что я пытаюсь восстановить справедливость, на самом деле, все это время я нахожусь в неверии относительно своей позиции во Христе. 

"Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога." 
(1Кор.4:3-5)

Мне нет никакой необходимости оправдываться ни перед человеком, ни перед собой, ни перед Богом, потому что моя праведность и принятие зависят не от моих поступков, а только от Крови Иисуса. Целью обличения является вовсе не мое осуждение, но преображение. Осознавая, что далек от совершенства, а целью Божьей является приведение меня к зрелости, я стараюсь с открытыми объятиями воспринимать любые попытки улучшения моей жизни, моего служения, моих пониманий и отношений с окружающими. Если я пригласил Иисуса жить в моей душе, что удивительного в том, что Он приходит в нее как Хозяин, а не гость, приходит с метлой и шваброй, а не с шампанским и конфетами.



Комментариев нет:

Отправить комментарий